Основные понятия налоговой системы. Налоговая система государства. Какие бывают налоги в РФ

Основные понятия налоговой системы. Налоговая система государства. Какие бывают налоги в РФ

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

9.3. Структура налоговой системы

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.

А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки - законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Налоговая система - это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Б. Виды налогов - в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

В. Налоговые ставки - это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент налогов независимо от размеров доходов;

Регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);

Твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция - правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи:

а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной - от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.




РегрессиЕ1Г1Е,:й


Рис. 9.4. Ставки налогов

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно­технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств.

К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет - смета доходов и расходов государства - будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.

Какова социально-экономическая роль налогов

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей - дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.


Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой - величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-х



Доход

гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).

Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.



Рис. 9.5. Кривая Лаффера

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70 %.

Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80-х - начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Налоговая система - совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием посредством специальных органов.

В налоговую систему включают: их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный и т.д). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).

На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в страны.

Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции а также соблюдение валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

Основные элементы налоговой системы

Инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему .

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

1) фискальная функция;

2) экономическая или регулирующая функция:

а) перераспределительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) учетная функция;

г) контрольная функция.

1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги - это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают следующие виды ставок налога:

а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1) По способу платежа

а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают следующие виды налогов:

а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

Транспортный налог;

Налог на имущество организаций (предприятий);

Налог на игорный бизнес.

в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

Налог на землю;

Налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

Налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

Местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог;

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

1) Принцип выгоды .

Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2) Принцип платежеспособности .

Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3) Однократность взимания налога.

С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

4) Обязательность уплаты налогов .

Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

6) Гибкость налоговой системы.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

Известный экономист Артур Лаффер (1940) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рисунок 3 – Кривая Лаффера

По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Если ставки налога снизить с «R b » до «R c », то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

Вопросы:

    Понятие налоговой системы

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    Виды налогов и сборов в России

  1. Понятие Налоговой системы

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Основу налоговой системы России также составляет Налоговый кодекс . Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

виды налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная . Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная . Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская . Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская . Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная . Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

  • Основная система налогообложения (ОСН).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  • Упрощенная система (УСН).
  • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.