Типы банковских систем их специфические свойства. Банковская система — это. Рыночная
 банковская система

Типы банковских систем их специфические свойства. Банковская система — это. Рыночная банковская система

ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

1. Этапы и процедуры банкротства.

2. Наблюдение.

3. Финансовое оздоровление

4. Внешнее управление

5. Конкурсное производство.

6. Мировое соглашение.

1. Этапы и процедуры банкротства

Критерием деления банкротства на этапы служит участие в конкурсных правоотношениях арбитражного суда.

1. Досудебный этап банкротства. Юридическим фактом, знаменующим начало этого этапа, является появление у лица признаков несостоятельности. Завершение этого этапа связано либо с восстановлением финансовой устойчивости, либо с переходом в судебный этап.

Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст.31 Закона), поскольку на данном этапе регламентация этих мер не требуется.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. По сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГКРФ, ни даже комментируемым Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин "договор" применительно к досудебной санации не употребляет.

Досудебная санация может осуществляться любыми лицами, включая учредителей (участников) должника, которые, как правило, более всего заинтересованы в предупреждении его банкротства. Средства, предоставленные участниками, впоследствии могут быть возвращены должником, если это предусмотрено соответствующим договором. В таком случае речь будет идти о действиях участников, порождающих обычные гражданско-правовые (а не корпоративные) обязательства.

Заслуживает внимания то, что средства должны быть предоставлены именно должнику; оплата третьим лицом всех обязательств должника непосредственно кредиторам без соглашения об этом с должником названа досудебной санацией быть не может, так как в результате все права требования перейдут к субъекту, исполнившему обязательства; даже если впоследствии данный субъект осуществит прощение долга, это будет не санацией, а обычной досудебной мерой по предупреждению банкротства.

Судебный этап банкротства (или конкурсный процесс).

Исторически обязательным участником конкурсного процесса признавался суд, а конкурсный процесс рассматривался как синоним судебного разбирательства по делу о несостоятельности. Момент возникновения этого этапа – принятие арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; момент завершения – прекращение производства по делу о банкротстве.

Процедура банкротства – это предусмотренный законодательством о банкротстве комплекс последовательных мер, устанавливающий особый правовой статус должника и особый правовой режим его имущества, вводимый арбитражным судом с определенной целью на определенный срок:

Все процедуры банкротства проводятся в рамках судебного этапа банкротства. Следует обратить внимание на тот факт, что применяемые к должнику меры на досудебном этапе «процедурами банкротства» законодателем не считаются, а именуются «мерами».

ВИДЫ: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

В науке конкурсного права распространено понятие «восстановительные (реабилитационные) процедуры» , к которым относят финансовое оздоровление, внешнее управление, а в некоторых случаях и мировое соглашение. Смысл реабилитации заключается в попытке сохранить функцию должника как производственной единицы, т.е. как экономического субъекта, производящего товары, работы, услуги с целью извлечения прибыли. И ликвидационные процедуры – конкурсное произвосдвто.

К гражданину м.б. применены – наблюдение, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры – по специальным правилам и с соблюдением условий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

ЦЕЛИ: (Ст. 2 ФЗ «О Н(Б)»

Обеспечение сохранности имущества должника,

Проведения анализа финансового состояния должника,

Составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

СРОК : семь месяцев.

Основание введения наблюдения – вынесение судьей арбитражного суда определения о введении наблюдения.

С датой вынесения арбитражным судом определения о введения наблюдения Закон о банкротстве связывает весьма существенные правовые последствия (СТ.63), в частности:

1. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом О Н(Б) порядка предъявления требований к должнику;

2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;

3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 очередность удовлетворения требований кредиторов;

6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

8. срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ (ст.64): руководитель должника и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями:

1. совершать искл. с согласия ВремУ, выраженного в письменной форме, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

Ÿ связанных с приобретением, отчуждением (возможностью отчуждения) прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

Ÿ связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

2. не вправе принимать решения:

Ÿ о реорганизации и ликвидации должника;

Ÿ о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

Ÿ о создании филиалов и представительств;

Ÿ о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

Ÿ размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

Ÿ о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

Ÿ об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

Ÿ о заключении договоров простого товарищества.

3. Собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе:

Ÿ принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Ÿ давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;

Ÿ давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;

Ÿ принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований настоящего Федерального закона.

Деятельность временного управляющего носит контрольный и аналитический характер. Функционируя одновременно с руководством должника, он не управляет организацией, не совершает сделки с имуществом должника, а играет роль наблюдателя, подотчетного арбитражному суду.

Для решения поставленных задач временный управляющий наделяется рядом правомочий (ст. 66). Так, он имеет право: * получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; * предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением правил, предусмотренных Законом; * обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

1. Должник продолжает осуществлять свою хозяйственную (уставную) деятельность, участвовать в гражданском обороте.

2. Органы управления должника (общее собрание участников, совет директоров, генеральный директор и др.) продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями установленными нормами конкурсного права.

3. Арбитражный суд, временный управляющий, руководитель должника уведомляют о введении наблюдения заинтересованных лиц.

Определение о введении наблюдения направляется арбитражным судом:

– в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (поскольку должник ограничивается в распоряжении своими денежными средствами);

– в суд общей юрисдикции;

– главному судебному приставу по месту нахождения должника,

его филиалов и представительств (поскольку приостанавливается исполнение большинства исполнительных документов и снимаются ограничения, наложенные ранее в ходе исполнительного производства);

– в уполномоченные органы.

Управляющий в течение трех дней с даты получения определения производит опубликование сведений о введении наблюдения. С момента опубликования этот факт признается общеизвестным.

4. Органы управления должника вправе улучшить финансовое состояние должника – п. 4,5 ст. 64 ФЗ ОНБ.

5. Временный управляющий осуществляет действия, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.

6. Временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника и подготавливает заключение о возможно сти восстановления его платежеспособности. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.

Необходимость проведения анализа финансового положениядолжника объясняется тем, что к моменту введения наблюдения еще не достаточно ясно, какова стоимость принадлежащего должнику имущества, является ли должник фактически банкротом, могут ли быть покрыты судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, может ли быть восстановлена платежеспособность.

Финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Управляющий также использует материалы инвентаризации имущества должника, если она проводилась, поскольку обязанности управляющего по ее проведению не предусмотрено.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

7.Временный управляющий ведет работу с кредиторами должника. Временный управляющий обязан:

а) выявлять кредиторов;

б) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда эта обязанность возложена собранием кредиторов на реестродержателя. Ведение реестра необходимо как для созыва собрания кредиторов, так и для объективной оценки размера задолженности и экономических перспектив должника. Требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр (за исключением требований по оплате труда и выплате выходных пособий);

в) созывать и проводить первое собрание кредиторов. Основная цель созыва – установить мнение кредиторов по поводу дальнейшей судьбы должника, которое является определяющим для арбитражного суда при выборе следующей процедуры банкротства.

Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 № 345. Кроме того, Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233 утверждена типовая форма реестра требований кредиторов.

8.Кредиторы, желающие участвовать в первом собрании кредиторов, заявляют свои требования. - ст. 71 ФЗ о Н(Б)

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения направить свои требования в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Если 30-дневный срок будет пропущен кредитором, то его требование подлежит рассмотрению арбитражным судом только после введения следующей процедуры банкротства. При этом кредитор теряет право участвовать в первом собрании кредиторов.

9. Проведение Первого собрания кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения собрания – не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения и уведомляет о проведении собрания всех выявленных лиц, имеющих право на участие в собрании, по почте или иным способом (ст. 13 ФЗ о Н(Б) ).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство .

Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство.

Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство.

Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;

заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство.

Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

12. Досудебные процедуры банкротства

Досудебная санация – одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

В соответствии с ГК РФ ФЗ от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Существуют следующие разновидности банкротства:

1. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197 УК РФ); в этом случае должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве;

2. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов. В этом случае при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на учредителя-должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности и/или дисквалифицирован.

3. Простое банкротство – должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями.

Признаки банкротства:

1. Сумма долга для юридического лица должна быть не менее 100 тысяч рублей (для граждан - 10 тысяч рублей).

2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца;

3. Невозможность взыскания долга в течение 30 дней, подтвержденная постановлением судебного пристава-исполнителя.

Судебные и внесудебные процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

К судебным процедурам относятся:

1. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.



2. Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

3. Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

4. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
К внесудебным процедурам относится досудебная санация.

Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

К гражданину-должнику из перечисленных процедур могут быть применены только конкурсное производство и мировое соглашение. Иные процедуры применяются по специальным правилам и с соблюдением условий, предусмотренных Законом.

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления - два года.

Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об ? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка . Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

Стратегические организации

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Кредитные организации

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.