Материально-производственная сфера жизни общества. Структура системы образования. Что будем делать с полученным материалом

Материально-производственная сфера жизни общества. Структура системы образования. Что будем делать с полученным материалом

Человек - воплощение всей совокупности общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных.

Человек является одновременно главной целью и фактором производства.

Человек как участник производства выступает в трех лицах:

Человек - непосредственный производитель благ и услуг;

Человек - потребитель благ и услуг, им созданных в процессе производства;

Человек координатор, управленец и организатор процесса производства.

Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных отношений. Именно человек создает и оживляет средства производства и превращает их в элементы производительных сил. Поэтому рабочая сила - не просто фактор, а главная производительная сила общества.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект , но и его конечная цель . Созданный им общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно.

Роль человека на разных ступенях развития производства различна. В ремесленном производстве ремесленник выполнял все операции, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый производитель выступал здесь как единичный работник .

Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника , специализирующегося на выполнении отдельных закрепленных за ним функций, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализации производства усилили взаимозависимость работников. Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества и привели к возникновению совокупного работника .

Совокупный работник включает в себя всех занятых в общественном производстве. Это не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг. Совокупный работник преобразуется под воздействием НТП- изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.

4. Потребности как предпосылка производства. Классифи­кация потребностей. Закон воз­вышения потребностей

Потребность - это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность определяют и как объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Между производством и потребностями существует взаимосвязь.

Во-первых, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление.

Во-вторых, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в холодильниках, телевизорах, магнитофонах, смартфонах, ноутбуках, планшетниках и других гаджитах возникла лишь после создания и организации достаточногоих производства.

Система потребностей включает различные их виды, которые можно классифицировать с точки зрения:

ü масштабов и структуры производства :

абсолютные (перспективные), включающие все возможные потребности, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время;

Действительные, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства;

Подлежащие удовлетворению, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства, выступают в форме платежеспособного спроса;

Фактически удовлетворяемые потребности, выступают в форме удовлетворенного спроса.

роли, потребностей в воспроизводстве рабочей силы: материальные (в пище, одежде, жилье и т.д.) и духовные (в образовании, в культуре, информации).

роли в воспроизводственном процессе: личные (в предметах потребления) и производственные (в средствах производства, в рабочей силе).

социальной структуры общества: потребности общества в целом, социальных групп, отдельных людей.

последовательности удовлетворения: первичные (потребности в еде, питье, одежде и т.д.) и вторичные (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д. Они удовлетворяются после первичных). Вместе с тем первичные потребности нельзя заменить одну другой, например, потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой: человек может сходить в кино вместо театра.

Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.

Общественная мысль в течение многих веков искала разгадку тайны человека. Зачастую решение виделось на пути поиска абстрактной, вне исторической «природы человека». Одни мыслители считали, что он от природы добр, другие, напротив, утверждали, что зол, и усматривали задачу общества в обуздании его «диких» наклонностей.

И лишь рассмотрение человека как субъекта общественных отношений дало ключ к разгадке его тайны.

Человек - существо, как принято говорить, биосоциальное. С его биологической сутью, разумеется, нельзя не считаться. Было бы абсурдно «не замечать» необходимость воспроизводства самой человеческой популяции, процессы взросления, старения и неминуемой смерти индивида, игнорировать состояние здоровья образующих общество людей, их физические потребности и работоспособность, огромное множество других общественно-научных характеристик человека.

Говоря о биосоциальности человека, мы имеем в виду его естественную принадлежность ко всему живому на Земле, его нерасторжимую связь с природой. Сегодня подчеркивание такой связи - не просто дань научному факту, а исключительно важный практический вопрос. Преобразовательная деятельность человека в природе вышла на грань, за которой катастрофа, реальная угроза гибели жизни. Было время, когда никто не говорил об «экологической составляющей» общественного производства: она была крайне незначительна. Теперь эта составляющая независимо от наших желаний стала мощным фактором всего общественного развития. Более того, наступает время, когда она превращается в «экологическую определяющую», и не считаться с ней просто опасно и безответственно. Все это чрезвычайно значимо еще и потому, что образует прочную, неустранимую естественную предпосылку цельности современного мира: только в глобальных, общечеловеческих масштабах возможно решение всего комплекса накопившихся проблем взаимоотношений природы и человека.

Экономическая теория, таким образом, не может не иметь в поле зрения принадлежность человека к природе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее само развитие природы не входит в предмет экономической теории, будучи сферой других наук.

Далеко не исчерпывает экономическая теория и социальную суть человека, являющуюся предметом всего комплекса наук обществоведческого и гуманитарного циклов - от философии и истории до демографии и искусствоведения.

Но экономическая теория изучает базовую, решающую область жизнедеятельности общества - производство, и поэтому она не только входит в ряд наук о человеке, но и выделяется в этом ряду своим ведущим положением. Это положение установлено и глубоко раскрыто марксизмом, доказавшим, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений. Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил - пример диалектического единства, включающего и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превра щает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила - не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность: взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутреннее противоречивое сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.

Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают уровень расходования рабочей силы и, вместе с тем, величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуя необходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется. объективная граница необходимого продукта.

Неотъемлемый элемент всякого совместного труда - дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повыша-ется по мере усиления зависимости между различными зве- " ньями общественного труда, а также роста масштабов приво-димых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем, обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу. Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, Экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, т. е. экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реа-

ЗЗак. 1605 лизации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что он создал своим трудом.

В обществе все исходит от человека. Он не может отно1 ситься к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих из вне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.

Человек - воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть ПОНЯТНО в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сто-рон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, иг-норирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит, что удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.

Помимо конечной цели общественного производства существует непосредственная его цель, присущая данному, исторически определенному способу производства. Она вытекает из отношений собственности, господствующих в той или иной общественной системе. Эта непосредственная цель может более или менее совпадать с естественным назначением производства, а может и приходить в противоречие с ним.

1 вопрос. Общественное производство: понятие и этапы развития. Воспроизводство и его типы

2 вопрос. Понятие и типы экономических систем. Сравнительная характеристика экономических систем.

3 вопрос. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства.

4 вопрос. Общие условия хозяйствования: Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы функционирования экономи­ческой системы.

1 вопрос. Общественное производство: понятие и этапы развития. Воспроизводство и его типы. Исходной экономической основой жизнедеятельности всякого человеческого общества является производство как материальных, так и нематериальных благ и услуг. Производство является процессом общественным, «робинзонада» - явление исключительное и по преимуществу образное.

Этапы развития общественного производства . История развития общественного производства позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная форма хозяйства – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.

Материальной основой натурального хозяйства является слабое, низко развитое общественное разделение труда. Натуральной форме хозяйства присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками самого хозяйства.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления посредством рынка.

Материальной основой зарождения, формирования и прогресса товарного производства выступало расширяющееся и углубляющееся разделение труда. Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда.

Исторически первым появилось естественное разделение труда – это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми, стариками. Другим видом является техническое разделение труда – такая дифференциация трудовой деятельности, которая предопределяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.



представляет собой естественное и техническое разделение труда, взятое в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами (издержками, ценами, прибылью, спросом, предложением, налогами и т.п.), под воздействием которых происходит обособление, дифференциация разнообразных видов трудовой деятельности.

В рамках общественного разделения труда выделяют отраслевое и территориальное разделение. Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники, выпускаемого продукта. Территориальное разделение труда характеризуется пространственным размещением различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономическими. Разновидностями территориального разделения труда являются районное, региональное, международное разделение труда. Но отраслевое и территориальное разделение труда не может существовать вне друг друга.

Общественное разделение труда вызывает необходимость в обмене результатами специализированного труда, который выражается в кооперации. Кооперация – это объединение производственных операций или обособленных выпусков.

Воспроизводство и его типы . Воспроизводство представляет собой процесс производства, рассматриваемый в непрерывном потоке своего возобновления. Воспроизводство происходит как в рамках отдельных фирм (индивидуальное воспроизводство), так и в масштабах общества (общественное воспроизводство). Процесс воспроизводства представляет собой постоянное повторение хозяйственной деятельности (всех ее стадий) в прежнем или увеличенном объеме. На этой основе различают простое, расширенное и суженое воспроизводство.

Простое воспроизводство – возобновление процесса производства в неизменных масштабах. В таких условиях прибавочный продукт не используется для расширения производства, а целиком потребляется.

Расширенное воспроизводство – это возобновление процесса производства в увеличивающемся размере. В этом случае часть прибавочного продукта поступает в накопление.

Стадиями воспроизводственного процесса выступают: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение – процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому; форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен товарами. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Благо – это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает интересам, целям и устремлениям людей. В хозяйственной деятельности используют материальные блага , которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные блага. Последние находятся в ограниченном количестве, их иногда называют экономическими благами , поскольку именно они являются объектом экономической деятельности людей.

К материальным благам относят не только материальные вещи (дары природы, продукты труда и т.д.), но и все права (патентные, авторские), долевые обязательства, закладные, все виды монополий и привилегий.

Кроме материальных благ, можно выделить нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; создаются они в непроизводственной сфере (здравоохранении, образовании и т.д.). среди нематериальных благ различают внутренние и внешние блага . К первым относятся блага, данные человеку природой, которые он развивает по собственной воле (здоровье, деловые способности), ко вторым – то, что дает внешний мир для удовлетворения способностей человека (репутация, деловые связи).

Особую группу благ, необходимых человеку, составляют услуги . Их специфика в том, что они не имеют вещной формы, их нельзя непосредственно накопить. Они могут быть потреблены лишь в момент их производства.

2 вопрос. Понятие, содержание и типы экономических систем. В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы, может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Общие условия хозяйствования определяются общими моментами экономической системы (табл.).

Производительные силы
Естественные (природные ресурсы, возможности человека и т.п.) Общественные (средства производства, разделение труда и т.п.) Всеобщие (наука, образование, культура и т.п.)
Производственные отношения
Социально-экономические (отношения собственности) Организационно-экономические (обмен опытом, менеджмент, маркетинг) Технико-экономические
Ресурсы Общественное разделение труда Процесс и моменты труда
Трудовые, природные, средства производства, научно-технические, образовательные и т.д. Специализация производства на изготовлении продуктов Труд, средства труда, предмет труда
Производственные возможности Результаты Эффективность
Выбор из ограниченных ресурсов Материально-вещественный продукт Соотношение результатов и затрат

Производительные силы (категория марксистской теории) – это система личных, субъективных и материально-вещественных, объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства. Развитию производительных сил соответствуют (согласно марксизму) определенные производственные отношения , выступающие в качестве социально-экономической формы движения. Производственные, или экономические, отношения образуют каркас экономической организации общества, а совместно с производительными силами определяют специфику экономических систем.

Процесс труда составляет материальную основу процесса производства, но не тождественен ему. Процесс производства включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения между работниками в процессе трудовой деятельности. Основными элементами процесса труда являются труд как сознательная целенаправленная деятельность, предметы и средства труда.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Предметы труда либо даны самой природой (сырье), либо являются результатом предшествовавшего труда человека (полуфабрикат). Полуфабрикат – это продукт труда, которому предстоит пройти обработку, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления.

Средства труда – комплекс вещей, которые человек в процессе производства помещает между собой и предметом труда, что опосредствует воздействие человека на предмет труда при создании готового продукта. Материальные средства труда подразделяются на естественные (земля, домашние животные) и технические (искусственно создаваемые человеком). В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя составными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила системе машин четвертый элемент – управляющее устройство, выполняющее функции умственного труда по управлению системой машин. От средств труда следует отличать средства производства.

Средства производства – совокупность предметов труда и средств труда, которые всегда взаимосвязаны и соответствуют друг другу.

Экономические ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные .

К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила. Рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных сил человека, его способностей к труду. Природные ресурсы, в которые входят земля, ее недра, леса, воды, используемые в производстве обладают исключительной чертой – эти ресурсы редки. К инвестиционным ресурсам относят средства производства и авансируемые на их приобретение денежные средства.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные на производство), информационные (данные, необходимые для функционирования производства).

Ресурсы можно определить как вложения, используемые для производства товаров и услуг. В этом случае они называются факторами производства . Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов: земля, капитал, труд. Земля как фактор производства включает в себя природные ресурсы. Это редкий и абсолютно не воспроизводимый фактор. Труд как фактор производства охватывает всевозможные навыки человека, которые могут быть использованы при производстве благ. Капитал как фактор производства – материально-вещественный комплекс, используемый в производстве. Без наличия всех трех факторов невозможен процесс производства, взаимодействие производственных факторов занимает центральное место в экономической системе. Сами по себе земля, труд, капитал не могут ничего создать. Человек, который берет на себя ответственность и риск за использование этих факторов является предпринимателем. Предпринимательская способность являются ключевым фактором производства (рис.).

Результатом хозяйственной деятельности, взаимодействия производственных факторов является экономический продукт . Наряду с большим разнообразием видов экономического продукта выделяются отдельные его группы, характеризуемые областью или способом применения, способом производства: продукция, товар, работа, услуга .

Продукцией называют материально-вещественный продукт, созданный в процессе материального производства. Товарами являются объекты купли и продажи, т.е. экономический продукт, который после своего создания подлежит продаже. Работами называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт деятельности, полезный результат, подлежащий оценке. Услуги – вид экономической деятельности, результатом, которой является изменение качества уже существующих вещей.

Экономический продукт является средством удовлетворения многообразных потребностей человека. Потребности – это нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости. В отличие от простых желаний человека, потребности обладают особенным свойством - объективной природой, их удовлетворение необходимо для развития как организма, так и личности.

Наибольше распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных (рис.). Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние три – высшего порядка. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего.

Осознание потребностей выступает основой мотивации. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

Общая классификация потребностей может быть дополнена выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др.

Типы экономических систем . В экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом. Выделяют два способа координации экономической деятельности людей. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия (таковы методы армии, современного тоталитарного государства). Второй – это добровольное сотрудничество индивидов, или спонтанный, стихийный порядок; главный регулятор здесь ценовой механизм.

На основе этого выделяют типы экономических систем: традиционная (патриархальная система), командная (централизованно-регулируемая), рыночная, смешанная.

В патриархальной системе все нормы экономического поведения, вплоть до количественных параметров производства и распределения конкретных благ почти неизменны. Они существуют буквально как неотъемлемая часть самого экономического субъекта, формируются и закладываются в него мощным идеологическим, прежде всего религиозным, воздействием окружающей среды. В размещении ресурсов, видов деятельности и продуктов велика роль обычаев, освященных традициями, обеспечивающими стабильность и устойчивость такой системы. Это главное преимущество традиционной экономики является и ее главным недостатком, поскольку оно крайне сужает возможности изменений норм и правил экономического поведения, чему всячески противостоит данная система. Сколько-нибудь существенные технические, экономические и социальные новации затруднительны. Для традиционной экономики характерны слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, нищета и бедность.

Командная экономика описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В административной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяется воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство, какие бы различные формы оно не принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности подчиняющимся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, т.е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Вмешательство государства в экономику осуществляется не настолько, чтобы свести к минимуму регулирующую роль рынка.

Всякое общее существует в особенном, особенное – в конкретном. В каждой системе действуют свои национальные модели в рамках экономических систем, которые несут в себе признаки особенного и специфического. Можно выделить американскую модель , построенную на системе поощрения предпринимательства и обогащения; японскую модель , которая ориентируется на высокий уровень национального самосознания и приоритет интересов страны над интересами отдельного человека; немецкую модель , главный ориентир которой – социальное рыночное хозяйство; китайскую модель , оптимально сочетающую социалистические и рыночные методы ведения хозяйства; шведскую модель функциональной социализации направленную на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения; ирландскую модель , которая опирается на учет национальных интересов и на придании особой роли всеобщему и специальному образованию; вьетнамскую модель , объединяющую социалистические и рыночные формы хозяйствования в их национально-патриотической направленности; южнокорейскую модель , предполагающую сбалансированное разделение управленческих функций между центром и провинциями и особую роль государства в развитии крупного корпоративного бизнеса.

Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.

3 вопрос. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства . Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства. Виды экономических систем: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому можно было бы однозначно установить характеристики организации экономической жизни общества. Для этих целей используют несколько критериев: уровень развития производительных сил, формационный и цивилизационный подходы .

Первым критерием характеристики различных систем организации экономической жизни – можно считать уровень развития производительных сил общества . С этой точки зрения классической является теория, которая в истории развития человеческого общества выделяет три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

Основной недостаток данной концепции экономического развития общества в том, что в ней не учитываются социальные отношения между людьми. В связи с этим в экономической науке при характеристике экономических систем общества используется другой методологический подход, при котором степень развития общества учитывает не только уровень развития производительных сил, но и развитость экономических и всех других социальных отношений и связей. Этот подход имеет два критерия: формационный и цивилизационный.

Формационный подход в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и ряд других аспектов экономических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс выделял три большие формации:

¥ первичная (или архаичная) – включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства;

¥ вторичная (или экономическая) – основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм;

¥ третичная (или коммунистическая) – это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности.

Позднее эти взгляды К. Маркса были поняты вульгарно, как единый всеобщий для всех народов путь, невзирая на исторические различия.

Цивилизационный подход (слово "цивилизация" латинского происхождения, в переводе означает гражданский, общественный) развития общества состоит в том, что за основу развития берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом. На современном этапе развития социальных наук выделяют три направления в цивилизационном подходе.

Первое направление за основу развития общества как особой формы цивилизации берет научно-технический и культурно-исторический прогресс .

Второе направление – за основу развития человеческого общества принимает теорию этногенеза . Люди – это организмы, живущие на определенной территории в коллективах-этносах. Эти этносы, существующие в пространстве и во времени, осознают свою общность и одновременно противопоставляют себя другим народам, исходя из чувства комплиментарности. Приспосабливаясь к условиям внешней среды, этносы вырабатывают свои правила поведения – стереотипы или исторические традиции. Этнос возникает вследствие микромутации, т.е. изменения стереотипа поведения. Толчком к такому изменению поведения выступает пассионарность – повышенная тяга к действию и стремлению «быть самим собой», не подчиняться общим установкам. Носителями пассионарности являются люди, которые стремятся изменить окружающий мир и внедрить новые стереотипы поведения. Так создается новый этнос.

Третье направление критерием развития человеческого общества выделяет духовные, и, прежде всего, религиозные ценности . Основной единицей исторического процесса считается локальная цивилизация – общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. К началу XXI столетия основными являются восемь цивилизаций: западно-христианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддийская, конфуцианская. Каждая цивилизация в своем развитии может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода – прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.

Таким образом, доминантой формационного подхода является учет экономических факторов развития, центральным аспектом – цивилизационного подхода – учет других, прежде всего социальных факторов развития общества.

Виды экономических систем . Историческая классификация экономических систем включает системы прошлого и будущего. Границами, определяющими экономические системы, являются промышленная и научно-техническая революции.

4 вопрос. Общие условия хозяйствования: Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы функционирования экономи­ческой системы . Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях. Поскольку все ресурсы ограничены, перед обществом стоит проблема выбора: отказаться от производства одного в пользу другого. Совокупность альтернатив общественного выбора представлено кривой производственных возможностей, или трансформации (рис.) Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая свой потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Поскольку производство различных благ альтернативно и взаимодополняемо: общество может увеличить производство одного товара, за счет сокращения другого. Этот отказ называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного обществом результата.

Сущность проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска наилучшего сочетания факторов производства.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов функционирования экономической системы: что? как? для кого?

что? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?
как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Вопросы что? как? для кого производить? не составляли бы проблемы, если бы, во-первых, материальные потребности общества, составляющих его индивидов и институтов были ограничены, и, во-вторых, ресурсы и производственные возможности общества, напротив, оказались бы безграничны и позволяли бы производить любой товар в неограниченных количествах.

Экономическая эффективность – это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности. Эффективная экономическая система предполагает рациональное поведение субъектов хозяйствования, которое заключается в том, что производитель и потребитель материальных благ и услуг максимизируют выгоды (результаты) и минимизируют затраты.

Вильфредо Парето, исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такая ситуация, при которой никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название оптимум Парето .

Человек - чрезвычайно сложное существо. Сущностные черты человека не является постоянной данностью при рождении. Они приобретаются человеком в процессе его жизнедеятельности, через связь с внешним предметным миром.

Качество человека, ее способности в общем измерении является результатом сочетания трех факторов: биологического (задатков), социального (социальная среда и воспитание) и психического (внутреннее "Я" человека, его воля и тому подобное).

В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциальной существа.

Человека изучают множество наук, в том числе экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, потребности, интересы, хозяйственную поведение, то есть человека экономический (Homo ekonomicus).

Человек экономический - главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, согласно своих личных интересов, целей и приоритетов.

На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как производитель, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства

Человек-производитель в экономической системе выступает рабочей силой, личным фактором производства, главным элементом производительных сил.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

В историческом плане человек-производитель прошла в своем развитии стадию индивидуального (единоличного) работника и стадию совокупного работника.

На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хозяйственные связи (натуральное хозяйство и мелкотоварное производство), когда вещи изготавливались от начала до конца одним рабочим, то последний выступал как работник-индивид.

В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого работника становилась частью совокупного труда, а отдельный работник - частью совокупного работника.

Совокупный работник - это совокупность работников различных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.

Уровень развития совокупной рабочей силы можно охарактеризовать следующими количественными и качественными показателями.

В условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников растут. Без постоянного повышения уровня образования, квалификации, культуры, укрепления здоровья, выработки психологической устойчивости работников не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил - новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", то есть в развитие знаний, способностей, в укреплении здоровья человека, считаются самыми эффективными и гуманными вложениями.

Человек как субъект экономических отношений. Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые она вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Человек как потребитель реализует себя через удовлетворение своих различных потребностей. Потребности человека можно разделить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя. Потребности человека-работника, связанные с воспроизводством рабочей силы, то есть с личным потреблением. В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого она должна иметь набор товаров и услуг, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Потребности человека-предпринимателя касающиеся воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т. е. производственных нужд. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и прочее, предприниматель должен их приобрести на рынке факторов производства. Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.

Человек как конечная цель общественного производства. Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство не может существовать, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями является естественной и конечной целью общественного производства и одновременно главным фактором его функционирования.

Таким образом, функционирование и развитие экономической системы невозможно оценивать вне существованием человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, потребностей, интересов, мотиваций.

Примечания

1. Природный организм человека является активным фактором формирования ее сущностных черт и свойств. в Биологическое в человеке - человеческий организм с его структурами и функциями, специфической для человека нейрофізіологічною организацией и присущей ей высшей нервной деятельностью. Биологические особенности человека передаются от поколения к поколению, записанные в генетической программе, которую представляют молекулы ДНК. Биологически определяются и определенные подструктуры личности, в частности темперамент, отдельные черты характера, половые и возрастные свойства психики, природные способности

2. Человек как социальное существо является частью общества, то есть живет в социуме, имеет многогранные отношения с другими людьми (экономические, политические, национальные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенных моральных норм и правил социального поведения, принятые в обществе. Человек как социальное существо является субъектом социальных, экономических, политических, нравственных и других отношений.

3. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник / За заг. ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знание-Пресс, 2004. - 80-85. Успех производства на всех уровнях определяется прежде всего людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду принадлежит центральное место в производстве не только как самому активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства - материально-вещественных, научно-исследовательских и организационно-управленческих.

В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественной производственного процесса благодаря кооперации труда. Сейчас практически любой товар является результатом труда не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в различных отраслях производства. Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способной решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.

Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек . Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца. Следует подчеркнуть, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений.

Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил - пример диалектического единства, включающего в себя и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила - не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутренне противоречивое сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.

Вместе с тем роль человека на разных ступенях развития производства различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый производитель выступал здесь как единичный работник . Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника , закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновение совокупного работника . Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.

Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в общественном производстве, преобразуется под воздействием научно-технического прогресса. В свою очередь НТП влияет на структуру совокупного работника: изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.

Сегодня изменились и границы совокупного работника. Сюда сейчас включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.

Следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя уровень расходования рабочей силы и вместе с тем величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуянеобходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется объективная граница необходимого продукта.

Неотъемлемый элемент всякого совместного труда - дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления зависимости между различными звеньями общественного труда, а также роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу.

Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, - и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, то есть экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реализации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что создал своим трудом.

В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих извне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.

Человек - воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть понят.

Но в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сторон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, игнорирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект , но и его конечная цель . Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и структура современной экономической теории
Экономика - древняя наука. Ее начала заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до нашей эры, когда был создан первый свод законов по управлению государством. В числе их были и зако

Функции экономической теории
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции.

Методы экономической теории
Разрабатывая и создавая экономическую теорию, экономическая наука использует целый арсенал методов исследования. Методы экономической теории - это конкретные способы и приемы ее проникно

Основные направления экономической теории
В числе главных направлений экономической теории выделим три: классическое, марксистское и кейнсианское. Классическая экономическая теория сложилас

Структура и связи экономических наук
Экономическая наука в целом - сложное образование, имеющее собственную структуру. Ее можно представить себе в виде большого здания, где на едином мощном фундаменте возвышаются многи

Развитие экономических систем и его исторические тенденции
Изменение, развитие происходит и в природе, и в обществе. Любая экономическая система когда-то возникает, формируется и увядает, т.е. имеет свою историю. При

Современные понятия, функции и структура экономической системы
Так, что же представляет собой экономическая система? Система вообще означает сложную и взаимосвязанную совокупность каких-то элементов. И хотя с этим не спорят экономисты,

Субъекты экономической системы
Экономическая система не существует вне человеческого общества, поэтому в ней действует множество субъектов. Субъектамиэкономической системы являются у

Типы экономических систем и их критерии
Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в

Рыночный тип экономической системы: рыночная экономика совершенного и несовершенного вида
Реальная жизнь всегда трудно укладывается в жесткие рамки схемы. Классификация – это сложное дело науки. Жизнь же часто "путает" ее, внося свои коррективы. Учитывая это, н

Сравнительная характеристика двух основных видов рыночного типа экономики
Совершенная (свободная) рыночная экономика Основные сравнительные черты Рыночная экономика несовершенного вида Единол

Сущность и функции собственности
На любой исторической ступени развития общества, в любой экономической системе неизменно встают вопросы: кто является хозяином в экономике? Кому принадлежат средства производства и

Субъекты и объекты собственности
Подсубъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный инди

Формы и виды собственности
Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит реше

Юридические лица и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капиталы мн

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица
По этому критерию юридические лица делятся на три вида: а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридичес

В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие
Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения

Основы и особенности разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разн

Сущность производства и его взаимосвязь с потребностями
На какой бы ступени исторического развития не находилось бы человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые чел

Ресурсы и факторы производства
Для создания материальных и духовных благ и услуг необходимы ресурсы и факторы производства. Что же понимает экономическая теория под этими категориями? Ресурсы про

Ограниченность производственных ресурсов и проблемы выбора
Ресурсы производства всегда ограничены по отношению к разнообразным безграничным потребностям общества. Ограничителем труда как ресурса выступает общая численность трудоспособного н

Альтернативные возможности производства масла и пушек
Возможности Пушки, тыс. шт. Масло, млн. кг А Б

Продукт как результат производства: индивидуальный и общественный продукт
Результатом производства, а значит взаимодействия его факторов, выступает продукт – это полезная вещь, предмет или услуга, которая способна удовлетворит

Эффективность производства: понятия, показатели, пути и факторы повышения
На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат достигается конечный производственный результат. Ответ на данный вопрос мы находили в по

Сущность и основные типы воспроизводства
Для того, чтобы человеческое общество могло существовать процесс производства благ и услуг должен быть непрерывным. Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный,

Воспроизводственная структура и условия реализации общественного продукта
Общественный продукт - это результат работы всего производства страны за определенный период времени. В процессе воспроизводства общественный продукт проходит 4основ

Экономический рост: понятие, цели и его измерение
Под экономическим ростом понимают процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

Факторы экономического роста
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

Типы и модели экономического роста
Соотношение между темпами роста продукта и изменением объемов факторов производства может быть разным в зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане могут быть

Экономический рост и структурная перестройка Республики Беларусь
Экономический рост часто зависит от структуры народного хозяйства, т.е. соотношения отраслей и сфер, сложившейся в экономике страны. Он либо тормозится, либо стимулируется ею.

Основные черты и особенности натурального и товарного хозяйства
Форма общественного хозяйства - это определенный способ, тип организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. К общи

Товар и его свойства
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, превращающие его в товар.

Закон стоимости – экономический закон товарного производства
Закон стоимости - это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общ

Теории стоимости
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает неви

Деньги: их возникновение, сущность и теории
По вопросу о возникновении денег существует несколько концепций, но основными являются рационалистическая и эволюционная. Первая концепция, возникнув во времена Ари

Понятие, условия возникновения и функции рынка
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хоз

Структура и типы рынков
Рыночная система - довольно сложное образование, поэтому существует несколько критериев разграничения ее структурных элементов. Наиболее часто для классифи

Инфраструктура рынка
Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживают и обеспе

Позитивные и негативные стороны рынка
Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят: 1. Эффектив

Рынок и рыночная экономика
Понятия "рынок" и "рыночная экономика" не являются тождественными. Как уже сказано, рынок в тех или иных формах существует с тех пор, с каких функционирует товар

Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка
Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика - это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг дру

Сущность, функции и система цен
В экономической науке сложились два диаметрально противоположные подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, б

Спрос: понятие, факторы, эластичность
Спрос - это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного п

Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение- это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающи

Рыночное равновесие и равновесная цена
Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. Сведя вместе эти понятия, можно выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и реше

Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренц

Виды конкуренции
Цель Механизм Результаты Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли

Основные характеристики форм и моделей конкуренции
Формы и модели конкуренции Признаки, определяющие форму и модель конкуренции Степень контроля над ценами

Необходимость и сущность переходного периода в экономике
Как бы ни различались и ни назывались исторические этапы развития человеческого общества и его экономические системы, переходы от одной ступени к другой всегда не одномоментны. Они

Типы переходных периодов
Переходные периоды– не новое явление в истории социально-экономического развития. Такие периоды были и раньше. Это дает

Общие и специфические закономерности переходной экономики
Несмотря на различия типов переходных периодов можно выделить их наиболее общие закономерности, которые присущи любому переходному периоду в экономическом развитии.

Функции государства в переходной экономике
Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления. Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, к

Особенности переходного периода в экономике Республики Беларусь
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь 1996-2000 годы явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СС

Индексы основных социально-экономических показателей, в % к 1990 г
сопоставимых ценах)* Вало

Индексы основных показателей по инвестициям и строительству, в % к 1990 г
(в сопоставимых ценах)* Ввод

Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Вопросы "Куда идем?" "К чему переходим?" воспринимаются теперь уже не так болезненно, как раньше, поскольку главный ответ известен: "к социально ориентирова

Основные модели, сущность, принципы и функции социальной рыночной экономики
Хотя Германия – хрестоматийный пример страны с социальным рыночным хозяйством, история этого типа экономической системы выходит далеко за рамки германского опыта. Социально-экономич

Социальные ориентиры в социальной рыночной экономике
Так как экономика всегда должна быть социальна, то она не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей эконом

Экзаменационные вопросы
1. Роль экономики в развитии общества. 2. Предмет и функции экономической теории. 3. Структура экономической теории. 4. Возникновение и основные этапы развития экономичес

Е издание
Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова В авторской редакции Художник обложки О.А. Стасевич Компьютерная верстка Н.М. Азаревич &nb