Проблемы и перспективы социально экономического развития карелии. Перспективы карелии. Кластер машиностроения и металлообработки

Одним из основных вопросов заседания Правительства Карелии стало рассмотрение Концепции социально-экономического развития республики на период до 2017 года. Заседание прошло под руководством Главы Карелии Александра Худилайнена. Помимо членов Правительства в заседании приняли участие депутат Госдумы России Валентина Пивненко, главный федеральный инспектор по Карелии Александр Хюннинен, депутаты Законодательного Собрания, главы муниципальных образований, руководители республиканских управлений федеральных органов власти.
Представил проект Концепции социально-экономического развития республики заместитель Главы Карелии - министр экономического развития Валентин Чмиль.
Как рассказал Валентин Чмиль, Концепция была разработана рабочей группой, в состав которой вошли представители республиканских и федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций. Кроме того, проект был открыт для широкого обсуждения посредством публичного обращения Главы Карелии к жителям республики. В основу Концепции положены Основные направления социально-экономической политики Правительства Карелии на период до 2017 года, одобренные 7 сентября 2012 года на расширенном заседании Правительства республики.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Карелии до 2020 года долгосрочной целью социально-экономического развития республики является повышение качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов. С учетом поэтапного достижения поставленной стратегической цели в Концепции разработаны цели и задачи социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу.
В сфере экономической политики главной целью Правительства Карелии является обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе модернизации и повышения конкурентоспособности базовых секторов экономики в условиях усиления конкуренции. Исходя из поставленной цели, основными задачами экономической политики Карелии на среднесрочный период являются: улучшение инвестиционного климата, технологическая модернизация и диверсификация экономики, создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций, поддержка малого и среднего бизнеса, формирование туристского комплекса, устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, создание условий для укрепления и развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.
В сфере экономики Концепция предусматривает реализацию к 2017 году более 100 инвестиционных проектов, создание 18 тысяч новых рабочих мест, удвоение бюджета республики, ежегодный рост индекса промышленного производства на уровне 5 процентов, газификацию 75 населенных пунктов.
Основной целью социальной политики Правительства Карелии на среднесрочную перспективу, прописанной в Концепции, является последовательное повышение уровня и качества жизни людей. «Самое главное для республики - стабилизировать численность населения и прекратить отток молодежи из региона. Мы должны создать такие условия, при которых каждый человек смог бы реализовать свой потенциал и способности, сделать Карелию благополучной для жизни», - сказал Валентин Чмиль.
Для достижения поставленной цели предусматривается повышение качества и доступности медицинских услуг и образования, формирование в Карелии рынка доступного жилья, развитие системы социального обслуживания, создание условий для стабильного роста доходов населения, а также работа по другим направлениям.
В результате к 2017 году предполагается увеличить реальные доходы населения на 40 процентов, снизить уровень безработицы с 2,4 до 1,6 процента, создать условия для увеличения ожидаемой продолжительности жизни с 67 до 70 лет.
Для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, предотвращения коррупции будут решаться задачи формирования эффективной системы органов государственной власти Карелии и органов местного самоуправления, повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
В целях осуществления контроля за ходом выполнения намеченных мероприятий и проектов предусматривается проведение ежегодного независимого мониторинга реализации Концепции.
Экспертную оценку разработанной Концепции на заседании Правительства Карелии дал ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин. По его словам, документ хорошо структурирован и легко читается. Авторы провели детальный анализ проблем, стоящих перед республикой, сумели четко сформулировать для республиканских властей цели и задачи, установить значимые показатели, по которым можно оценить эффективность работы по реализации Концепции. «Многое зависит от того, как энергично будет действовать Правительство Карелии, привлекая федеральные средства и частные инвестиции», - сказал Анатолий Воронин. Со стороны университета он пообещал поддержку ученого сообщества и помощь в привлечении инвестиций для создания инновационных производств. Например, в скором времени ПетрГУ начнет строить здание института высоких биомедицинских технологий, а общий объем подобных проектов превышает 4 млрд. рублей.
По мнению Главы Карелии Александра Худилайнена, главная перспектива для Карелии сегодня заключается в диверсификации промышленного производства. Необходимо строить и открывать новые предприятия, чтобы не зависеть всего от нескольких комбинатов, приносящих основную долю доходов в бюджет. «Мы сегодня действительно монореспублика. Случись что с нашими моногородами, соответствующие проблемы будет иметь и вся Карелия. Поэтому мы будем развивать малый бизнес, привлекать инвесторов, продвигать Пудожский мегапроект. Только в этом есть сегодня перспектива развития Карелии», - сказал Александр Хулидайнен.
По итогам рассмотрения члены Правительства Карелии одобрили Концепцию социально-экономического развития республики до 2017 года. Теперь документ поступит на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания.

Олег Константинович, Вы четыре месяца возглавляете министерство. За это время детально ознакомились с предприятиями Карелии, изучили ситуацию в республике изнутри. Что можете сказать об экономическом положении Карелии?

С начала 2016 года отмечается рост продукции в промышленности, индекс производства по итогам января-июля составил 104%, что выше российского уровня. Это показатель обеспечен стабильной работой всех секторов экономики, включая добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Предпринимаемые на республиканском и федеральном уровнях власти усилия позволили сохранить в регионе основные производственные предприятия, стабилизировать экономическую ситуацию и приступить к формированию потенциала для будущего промышленного развития.

Отмечу, что восстановление обрабатывающего сектора происходит более высокими темпами, чем в среднем по России. Положительные тенденции складываются в обработке древесины, целлюлозно - бумажном производстве, а также в таких производствах как машин и оборудования, химическом, транспортных средств, электроэнергии, газа и воды.

В лесопромышленном комплексе в текущем году объем лесозаготовок увеличился на 8,6%. Достигнут рост объемов производства по всем видам деревообрабатывающей продукции, в частности, пиломатериалов - на 6%, плитной продукции – на 22 %, бумаги – на 11 %, бумажных мешков – на 16%. Такие показатели обеспечены, прежде всего, за счет стабильной работы крупнейших предприятий республики.

Доля горных предприятий в общем объеме промышленного производства составляет 30%. За счет пролонгации лицензирования импорта щебня ситуация с отгрузкой карельской продукции существенно улучшилась, ее объемы выросли на 30% по сравнению с прошлым годом.

Производство окатышей увеличилось на 2,5% и составило 6,3 млн. тонн, производство щебня выросло на 15%, достигнув 9 млн. кубометров.

В сфере производства машин и оборудования высокие показатели показывает Центр робототехники «ЭФЭР», который увеличил производство противопожарного оборудования в полтора раза к уровню прошлого года.

За счет возобновления производственной деятельности Онежского судостроительно-судоремонтного завода возросло в 2,2 раза производство транспортных средств по сравнению с семью месяцами 2015 года.

В металлургическом производстве филиал «НАЗ-СУАЛ» увеличил выпуск алюминия на 4%. Благодаря активной поддержке Правительства республики компания «Русский радиатор» уже в четвертом квартале нынешнего года планирует запуск нового производства алюминиевых радиаторов на площадке Надвоицкого алюминиевого завода.

Позитивные тенденции сохраняются в сфере рыболовства и рыбоводства. Общий вылов рыбы за семь месяцев текущего года на 15,5% превысил прошлогодний уровень. Темп роста производства рыбной продукции составил 106,3%.

Несмотря на сложные условия в республике сохранился рост объемов жилищного строительства. С начала года введено 110,3 тысячи квадратных метров жилья, что на 5,4% больше, чем в прошлом году.

Однако мы отдаем себе отчет в том, что достигнутые успехи пока еще недостаточны, но они показывают, что мы находимся на правильном пути. Чтобы достичь конечной цели, предстоит проделать большую работу, как на уровне отдельных предприятий, так и отраслей промышленности, Правительства республики и органов местного самоуправления, для закрепления позитивных тенденций и придания им необратимого характера.

Наряду с достижением объемных показателей мы должны оценивать результативность работы каждого предприятия республики с точки зрения эффективности, реальной отдачи от привлеченных инвестиций, прибыльности, уровня обновления основных фондов, средней заработной платы.

Реальный сектор экономики, сохраняющий значительный удельный вес экспортоориентированной продукции, по-прежнему имеет зависимость от колебаний мировой экономики, а также динамики мировых цен по основной номенклатуре карельского экспорта. В связи с этим, на что следует сделать основной упор?

Особое значение для промышленного развития республики имеет решение задачи диверсификации экономики на основе высокотехнологичных производств. Это один из важнейших аспектов современной промышленной и экономической политики.

В целях решения этой проблемы, формирования стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций приоритетную важность имеет инфраструктурное обеспечение развития промышленности. Этому направлению Правительством Карелии уделяется значительное внимание. В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» на территории региона планируется создать 4 промышленные площадки, обеспеченные необходимой инфраструктурой.

В настоящее время ведется работа по созданию промышленной площадки на земельном участке 32 гектара в районе транспортной развязки Суоярвского и Пряжинского шоссе в Петрозаводске. Разработана проектная документация по строительству объекта промышленной площадки, получено положительное заключение Санкт-Петербургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России». Сформирован необходимый пакет документов и направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации для получения федерального софинансирования в рамках ФЦП.

В адрес Министерства поступило 4 заявки от инвесторов, желающих разместить свои производства на промышленной площадке. Потенциальные резиденты планируют построить домостроительный комбинат, завод по производству базальтового непрерывного волокна (ровинга), дорожных и армирующих сеток, цекх по производству теплоаккумуляционных печей и каминов, а также цех по производству строительных материалов из камня.

Кроме того, филиалом «Петрозаводскмаш» ведется проработка вопроса по созданию на территории предприятия в Петрозаводске промышленного парка.

В рамках соглашения между Правительством Республики Карелия и Некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» реализуется крупный инфраструктурный проект по созданию промышленного парка «Надвоицы».

Почти 90% средств на создание инфраструктуры промпарка уже выделено Фондом развития моногородов. В ближайшее время будет принято постановление Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы», которое позволит предоставить резидентам промышленного парка очень существенные налоговые льготы.

Кроме федеральных мер поддержки, в июне депутаты городского Советиа Надвоиц приняли решение об установлении нулевой ставки земельного налога для резидентов территории первые пять лет с момента вклуючения в реестр резидентов.

Какие проекты планируют реализовать в промпарке «Надвоицы» якорные инвесторы, привлеченные на территорию при поддержке Внешкэномбанка и Фонда развития моногородов?

ООО «Пеностек Норд» разместит на площадке промпарка производство домостроительных комплектов и создаст 250 рабочих мест. Стоимость этого инвестиционного проекта составляет 1,3 млрд. рублей, в том числе 500 млн. рублей – заемные средства НКО «Фонд развития моногородов».

ООО «Кареллегпром» планирует инвестировать в строительство текстильного производства на территории промышленного парка «Надвоицы» порядка 2,6 млрд.рублей, из них 1 млрд. рублей – это также заемные средства Фонда. Проект предусматривает создание 580 новых рабочих мест.

Еще один инвестор, ООО «Росрезинмаш», намерен инвестировать в создание производства на территории промпарка 450 млн. рублей и создать 50 новых рабочих мест.

Уже в течение 2016 года ООО «Пеностек Норд» и ООО «Кареллегпром» планируют запустить пилотные цеха с минимальными полными циклами производства на 50-60 рабочих мест. В этих целях графики строительных работ инвесторов и генерального подрядчика строительства инфраструктуры промышленного парка «Надвоицы» были синхронизированы.

Насколько мне известно, Министерством экономического развития и промышленности республики ведется устранение замечаний Минэкономразвития России и доработка заявки по созданию территории опережающего социально-экономического развития в городе Кондопога.

Да, это так. Вышесказанное свидетельствует о том, что в решении вопросов реструктуризации промышленности нам удалось существенно повысить эффективность взаимодействия бизнеса, региональных и федеральных органов власти. Это позволяет нам в ближайшей перспективе вывести созданный потенциал развития экономики Карелии на полную мощность, наполнить его эффективными и конкретными проектами, скоординировать и сконцентрировать усилия государства и частного бизнеса на решение назревших проблем и прорывных направлениях развития.

Безусловно, ряд секторов промышленности Карелии продолжают испытывать давление из-за сокращения инвестиционной активности в экономике. Благоприятная ситуация, сложившаяся для экспортно- ориентированного сегмента промышленности, имеет свои временные ограничения.

Для выпуска качественно новой продукции нужны и новые мощности. В долгосрочной перспективе основным вектором реиндустриализации является внедрение новых технологий. Этим вопросом должны озаботиться компании во всех отраслях и уже сейчас прорабатывать возможности внедрения на производстве более экологичных ресурсо-сберегающих решений.

На недавнем заседании Правительства республики вы представили прогноз социально-экономического развития Карелии на ближайшие три года. Каковы основные его параметры?

Согласно базовому варианту прогноза, в 2017-2019 годах в Карелии ожидается активизация инвестиционной деятельности и рост инвестиционного спроса. Он будет обеспечен преимущественно за счет увеличения вложений в транспортно-энергетическую инфраструктуру региона, лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, сектор операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, сферу образования. В 2019 году индекс физического объема вложений в основной капитал составит 110,3% к уровню 2015 года, а объем инвестиций достигнет 44,6 млрд. рублей.

Основную часть вложений в 2017 – 2019 годах в республике будут формировать крупные инвестиционные проекты, часть из которых вошла в Федеральную целевую программу «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года».

Исходя из влияния внешних и внутренних факторов, среднегодовые темпы роста республиканской экономики в 2017-2019 годах по базовому варианту прогнозируются на уровне 101,5-102,5%.

Олег Константинович, сказанное Вами выше вселяем оптимизм на дальнейшее развитие экономики в целом, а значит, и повышение качества жизни населения. На Ваш взгляд, что еще необходимо сделать, чтобы Карелия набирала темпы в движении вперед?

Для запуска модели качественного роста экономики у нас есть реальные предпосылки – растущий внутренний спрос на промышленную продукцию и возможности реализации планов по импортозамещанию. Кстати, в отраслях обрабатывающих производств уже с 2014 года реализуется ряд проектов в сфере импортозамещения. Среди наиболее перспективных и значимых следует отметить проекты филиала АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш», Инженерного центра пожарной робототехники «ЭФЭР», ДОК «Калевала», Онежского тракторного завода, Надвоицкого алюминиевого завода.

Работа Правительства республики по всем отраслям и направлениям ведется с максимальным вовлечением всех заинтересованных групп в проработку вопросов и конечных их решений. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет расширяться и дальше.

Многое зависит от ответственности каждого на своем месте за конечные результаты своего труда. Только так мы можем успешно справиться с вызовами времени и решить поставленные задачи.

Уверен, что общими усилиями, частного бизнеса и органов власти, нам удастся не только сохранить, но и существенно приумножить сложившуюся динамику промышленного и экономического роста.

Беседу вел Наиль ШАБИЕВ

Вопрос №1.Стратегия развития до 2020 года позволит придать Карелии статус "визитной карточки" России

23 августа прошло заседание Экономического Совета при Главе Республики Карелия. На заседании обсуждалась Стратегия социально-экономического развития республики до 2020 года.

Такой документ разработан всего в семи регионах России. И среди них наша республика оказалась одной из лучших. Как рассказал Премьер-министр Правительства Карелии Павел Чернов, в июне Стратегия развития рассматривалась в Москве на заседании Межведомственной комиссии при Министерстве регионального развития России и получила высокую оценку ее участников.

Работа над документом шла в течение года. Трудился над ним творческий коллектив, в состав которого входили представители республиканских министерств и науки, а основным разработчиком выступило Министерство экономического развития.

В Стратегии до 2020 года определены задачи, сценарии развития Карелии и главные направления, позволяющие обеспечить конкурентоспособность региона на российских и международных рынках. В числе приоритетов - развитие человеческого капитала, инновации и модернизация общества, инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера.

По словам министра экономического развития Михаила Юринова, особое внимание будет уделено реализации региональных проектов. В частности, проект "Лесная Карелия" предусматривает развитие лесопромышленного комплекса и формирование конкурентоспособного бизнеса в лесном секторе. Повысить эффективность использования и управления государственным фондом недр республики будет призван проект "Недра Карелии". Проект "Гостеприимная Карелия" направлен на увеличение потока туристов и повышение имиджа республики, а "Новая Карелия" создаст необходимые условия для интенсивного развития традиционных секторов экономики, создания инновационных продуктов и услуг. Еще один проект связан с приграничным расположением региона.

Большой акцент в дальнейшем развитии республики будет сделан на трудовые ресурсы и рост эффективности их использования. Главная же цель Стратегии - повышение качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики, активное участие региона в системе международных и межрегиональных обменов. Предполагается, что к 2020 году валовой региональный продукт республики возрастет в 2,4 раза к уровню 2005 года, индекс промышленного производства - в 2 раза. В три раза увеличится объем инвестиций в основной капитал, в 2,3 раза вырастут реальные доходы населения. Кроме того, реализация Стратегии даст возможность придать Карелии статус "визитной карточки" России.

Премьер-министр Правительства Карелии Павел Чернов отметил, что Стратегия позволит республике принимать участие в федеральных проектах и иметь федеральное финансирование в больших объемах, чем сейчас.

Уже в сентябре проект Стратегии будет представлен Главе республики для направления на утверждение в карельский парламент.

Республика Карелия – приграничный российский регион, развивающийся на принципах открытой социально-ориентированной рыночной экономики, использующий своё геоэкономическое положение, человеческий капитал и природные ресурсы в целях создания условий для развития эффективной экономики и роста качества жизни населения.

В регионе разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года . Стратегической целью социально-экономического развития РК является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

Базовым условием реализации стратегии является переход к новой промышленной политике на основе взаимодействия науки, бизнеса и государства и развитие информационного общества.

Оптимальным сценарием развития региона был выбранинвестиционно-инновационный , который предполагает:

    обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов;

    одновременную реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития, включая имеющийся ИКТ-потенциал и ведущие позиции республики в формировании информационного общества.

Реализация этого сценария идёт по трём направлениям :

    Поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Республики Карелия (лесной комплекс, горный комплекс, металлургия, рыбное хозяйство, туризм) с одновременным повышением их эффективности.

    Одновременно в рамках традиционных секторов экономики республики будут формироваться предпосылки для перехода на этап инновационного развития.

    Результатом технологической модернизации существующих традиционных производств станет интенсивное развитие вспомогательных и поддерживающих производств и инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности.

Это приведёт к созданию в Республике Карелия «точек роста », которые рассматриваются как центры формирования территориально-производственных кластеров. В рамках этих кластеров будет складываться современный инфраструктурный комплекс, значительную составляющую которого займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, инновационная инфраструктура: технопарки, сеть инновационных фирм, инновационно-технологические площадки, научно-производственные объединения, консультационные фирмы.

В стратегии определены 5 точек роста эк ономики:

    Петрозаводск, Прионежский и Кондопожский районы;

    Сегежа – Надвоицы;

    Северное Приладожье – Питкяранта, Сортавала,

    Лахденпохья;

    «коридор развития» – Костомукша – Калевала – Кемь – Беломорск.

Выделено и 5 основных программ развития : горнодобывающая промышленность; инновационное развитие; развитие «человеческого капитала»; образование и культура; блок, включающий реализацию в Карелии нацпроектов.

Основой Стратегии стали 4 крупных проекта : «Лесная Карелия», «Недра Карелии», «Гостеприимная Карелия» и «Новая Карелия».

«Лесная Карелия» . Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются: создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины. В соответствии со стратегией будет оптимизирована структура экспорта лесной продукции, будут созданы мощности по глубокой переработке древесины.

Основные проекты в области ЛПК :

    реализация приоритетного инвестиционного проекта «Белый Медведь» по реконструкции и модернизации ОАО «Сегежский ЦБК», предполагающего увеличение мощности целлюлозного производства до 850 тыс. тонн в год целлюлозы по варке, а также освоение производства белёной хвойной и лиственной сульфатной целлюлозы;

    строительство фабрики по производству мебели для компании ИКЕА в Костомукше (2010 – 2013 годы);

    модернизация и реконструкция основного технологического, энергетического оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений производственных цехов предприятия и объектов социальной сферы ОАО «Кондопога» (2006 – 2020 годы);

    реконструкция фанерного производства на предприятии ООО ЛФК «Бумэкс» в посёлке Лахденпохья (2008 – 2011 годы);

    строительство завода по производству ориентированно-стружечной плиты (ОСП) в Петрозаводске (2010 – 2012 годы).

«Недра Карелии» . Стратегической целью развития горнопромышленного комплекса является экономический рост и улучшение условий жизни населения Карелии за счёт реализации сырьевого потенциала недр. Стратегическим фактором развития комплекса является также энергообеспечение.

«Гостеприимная Карелия» . Основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера – совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства. Огромную роль при этом играют сетевые проекты, поскольку туризм – самый продаваемый товар в глобальных компьютерных сетях.

Определены 12 опорных туристических центров , которые различаются по специализации туристско-рекреационной деятельности. Основные направления туристских потоков выстраиваются как «коридоры развития», в рамках которых будет формироваться туристская и вспомогательная сервисная инфраструктура. В полной мере используются международные пункты пропуска на границе.

Туристские зоны и центры, охватывающие популярные маршруты, будут связаны в единую систему существующей и планируемой инфраструктурой и единым центром управления. Предстоит решить технический вопрос круглогодичной транспортной доступности туристических центров: трансфер на комфортабельных автобусах или судах на воздушной подушке не должен занимать более 4-х часов. Таким образом, туристический сезон в регионе будет длиться 9–12 месяцев вместо четырёх.

«Новая Карелия» . Проект реализуется с целью эффективного использования знаний, образования, наработок в сфере информационно-коммуникационных технологий как стратегических ресурсов. Всё это помогает в создании необходимых условий для интенсивного развития традиционных секторов экономики, а также инновационных продуктов и услуг. В ходе реализации проекта будет развиваться сектор НИОКР, планируется открытие технопарков, научных парков, ИТ-парка, Центров трансфера технологий. Одной из задач является повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики и создание условий для развития венчурного предпринимательства.

Этапы реализации стратегии развития Республики Карелия

Сейчас в РК полным ходом идёт первый этап , рассчитанный на 2009 – 2012 годы. За время его реализации должны быть определены пилотные территории, условия и требования по развитию экономических зон и кластеров с производственной, транзитной и сервисной специализацией, сформирован портфель инфраструктурных и инвестиционных проектов и начата их реализация.

На втором этапе (2013 – 2016 годы) предполагается полный запуск проектов модернизации зон экономического развития на базе опорных территорий и «коридоров развития», совершенствование финансового рынка и рынков собственности для увеличения ликвидности капитала, развитие инновационной инфраструктуры.

Планируется развитие сотрудничества Республики Карелия в рамках Российского и Европейского научно-инновационных пространств, расширение сети контактов и взаимодействия, мобильность научно-инновационного персонала, развитие транзитного потенциала.

В ходе третьего этапа (2017 – 2020 годы) будет сформировано нескольких устойчиво развивающихся территорий, активно интегрирующихся в мировую экономику за счёт преимущественного использования методов контрактного производства, международного производственного кооперирования.

Зоны с интенсивным экономическим развитием будут выступать в качестве значимых центров развития республики, оказывающих максимально возможное мультипликативное влияние на соседние территории и формирующих эффективный территориальный экономический каркас.

В качестве опорных точек развития науки и инноваций рассматриваются города Петрозаводск, Сегежа и Костомукша. Здесь планируется создать инновационные зоны содействия научной и инновационной деятельности (наукограды, технограды, научные парки, технико-внедренческие зоны) с формированием сети инновационных центров, технопарков, центров трансфера технологий. Это позволит оказать содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Вопрос №3. Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) является приоритетной задачей в сфере внешнеэкономической политики страны.

Россия является последней из крупнейших стран мира, которая еще не стала членом ВТО, но приближается к этому довольно быстрыми темпами.

Экономическое развитие Республики Карелия, как приграничного региона, во многом зависит от внешнеэкономических факторов. Внешнеторговый оборот товаров предприятий республики на протяжении 2003-2004 гг. динамично растет, ежегодный прирост составляет 20-21 %. Еще более динамичный рост наблюдается в целом во внешней торговли России (25 % - 2003 г., 32 % -2004 г.). Динамика объемов внешней торговли России и Республики Карелия приведена в приложении. Сравнение показателей экспорта, приходящихся на душу населения в России и Республике Карелия, свидетельствует, что наша республика постепенно утрачивает лидирующие позиции по данному показателю за счет более низких темпов роста по сравнению с российскими, и выходит на среднероссийский уровень по экспорту в расчете на душу населения, а в 2004 году этот показатель даже ниже среднероссийского на 6,3 %. В первую очередь, это обусловлено тем, что более 40 % российского экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, объемы поставок которых растут опережающими темпами за счет высоких мировых цен. В структуре карельского экспорта преобладает целлюлозно- бумажная продукция (35% от общего объема экспорта в 2004 году), древесина (30 %), черные и цветные металлы (16 %), железорудные окатыши (8%). Сырьевая направленность характерна как для российского, так и для карельского экспорта. В структуре карельского экспорта до 40 % составляет сырье и продукция неглубокой переработки (необработанная древесина, железорудные окатыши, нелегированный алюминий). Экспорт предприятий Республики Карелия имеет крайне низкую диверсификацию (основу экспорта составляют всего 7 товарных позиций). Присоединение России к ВТО само по себе не приведет к значительному росту экспорта республики. Структура республиканского экспорта достаточно инерционна и не может быть быстро изменена в сторону производств высокого передела, наукоемкой и инновационной продукции.

Иначе прогнозируются перспективы импорта товаров и услуг. Снижение уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка способно обострить конкуренцию с импортом для целого ряда предприятий республики.

Показатели объемов импорта Республики Карелия в расчете на душу населения ниже среднероссийских более чем в 2 раза. В тоже время, необходимо отметить, что данные таможенной статистики по импорту не позволяют выявить истинное положение зависимости республики от импорта, т.к. большинство потребительских товаров попадают на карельский рынок через посредников (в Москве и С. Петербурге) и не учтены в таможенной статистике нашего региона.

По мнению ученых, своего рода "граница" между экономической зависимостью и экономической самостоятельностью проходит на уровне 30%-го отношения импорта к ВВП. У России уже многие годы это соотношение находится в диапазоне 15-20%. Это меньше, чем в таких высокоразвитых странах как Германия, Франция, Великобритания с соотношением в 20-30%.

В Республике Карелия соотношение импорта к ВРП в 2002 -2003 г. г. составило 13- 14%, но как уже указывалось выше, этот показатель занижен и не отражает истинного положения дел.

Учеными-экономистами выявлены наиболее чувствительные к присоединению России к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства отрасли - это мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение и авиастроение. Ни одна из этих отраслей не является бюджетообразующей для Республики Карелия.

С целью выявления продукции карельских предприятий, которая в наибольшей степени будет подвержена конкуренции со стороны зарубежных аналогов при вступлении в ВТО, Министерство экономического развития РК запросило от Минэкономразвития России и довело до сведения предприятий уровень связывания импортных пошлин при вступлении России в ВТО по основным товарным позициям, производимым предприятиями республики (представлены в приложении). В тоже время, необходимо подчеркнуть, что данная информация является предварительной и может быть изменена по отдельным товарным позициям в ходе переговорного процесса. Точные данные об обязательствах по снижению импортных пошлин будут известны после подписания итоговых документов о присоединении России к ВТО.

Исходя из представленных данных в наиболее сложном положении окажутся ряд предприятий рыбной отрасли. Импортные пошлины на рыбу свежую, замороженную, рыбное филе снизятся в течение 4-5 лет в 2 раза (с 10% до 5%). Уже сейчас карельские производители форели испытывают острую конкуренцию с норвежской продукцией и, при вступлении в ВТО, эти проблемы обострятся. На данном этапе, когда Россия еще не согласовала окончательно уровень связывания импортных пошлин, карельским производителям форели целесообразно объединиться и подготовить экономическое обоснование для Минэкономразвития России по усилению мер защиты внутреннего рынка искусственно выращенной рыбной продукции. Ввозные пошлины на импортное оборудование для целлюлозно- бумажной промышленности, аналогичное производимому ЗАО "Петрозаводскмаш", снизятся в течение 2-х лет с 5 % до 3%, что в определенной степени повлияет на усиление конкуренции на внутреннем рынке целлюлозного и бумагоделательного оборудования.

ОАО "ОТЗ" также будет испытывать трудности при снижении уровня защиты внутреннего рынка, уже сейчас импортные аналоги вытесняют с рынка гусеничные трелевочники, причем при вступлении в ВТО импортные пошлины на них снизятся в течение 5 лет с 15% до 10%. Для выработки оптимального уровня защиты внутреннего рынка оборудования для лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности необходимо исходить из баланса интересов производителей данного оборудования и его потребителей, т.е. предприятий лесопромышленного комплекса. Последние все больше склоняются к закупкам импортного оборудования, которое по своим техническим возможностям превосходит отечественные аналоги, и заинтересованы в отмене импортных пошлин на оборудование. Все чаще и в Правительстве РФ высказываются мнения об отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование, что позволит ускорить модернизацию промышленного производства и повысить темпы экономического развития.

Не будет снижаться уровень защиты внутреннего рынка на продукцию предприятий горнорудного комплекса, а также на ряд товаров металлургической промышленности.

Учеными-экономистами к "нечувствительным" при вступлении России в ВТО отраслям отнесены важные для Республики Карелия отрасли - лесная и деревообрабатывающая. В них даже прогнозируется увеличение темпов роста при вступлении в ВТО.

Как ни парадоксально, но в России сейчас установлены достаточно высокие импортные пошлины на лесное сырье (15%), экономически это совершенно неоправданно. При вступлении в ВТО планируется снижение ввозных пошлин на пиловочник с15% до 8% в течение 5 лет, на балансы с 15% до 10% в течение 3 лет. По нашему мнению, данный уровень защиты необходимо снижать более существенно, поскольку открытие российского рынка лесного сырья позволит лесоперерабатывающим предприятиям выстраивать более гибкие схемы по снабжению сырьем своих производств. В этой связи не теряет актуальности проблема повышения Россией экспортных пошлин на круглый лес. Размеры экспортных пошлин не регулируются ВТО, это внутренне дело России. В тоже время, нехватка сырья для лесоперерабатывающих предприятий Республики Карелии и продолжающийся массовый экспорт круглого леса за рубеж все больше свидетельствуют, что повышение вывозных пошлин на круглый лес хвойных пород было бы оправданным. Карельская продукция углубленной переработки древесины уже сейчас в значительных объемах экспортируется за рубеж. В частности в 2004 году на экспорт направлено 78 % произведенной газетной бумаги, 76 % целлюлозы и пиломатериалов, 62 % мешочной бумаги. Экспортоориентированные отрасли и предприятия при вступлении России в ВТО должны только выиграть, поскольку улучшатся условия доступа на зарубежные рынки, появится возможность использования механизма ВТО для разрешения торговых споров.

В тоже время, опасаются потерять российский рынок при вступлении в ВТО такие предприятия-экспортеры, как ОАО "ЦЗ "Питкяранта", ОАО "Сегежский ЦБК". Опасения лесоперерабатывающих предприятий республики имеют под собой реальную почву, т.к. в непосредственной близости находится Финляндия - один из мировых лидеров производства данной продукции. Сейчас размер импортных пошлин на продукцию лесопереработки составляет 15%, снижение этого уровня до 8-10 % в течение переходного периода (3-5 лет) будет способствовать усилению конкуренции на внутреннем рынке для предприятий ЛПК.

Министерство экономического РК в 4 квартале 2004 года провело анкетирование крупных и средних предприятий с целью оценить их деловую и рыночную активность, конкурентоспособность и тем самым выяснить степень их готовности к работе в условиях присоединения России к ВТО.

Анкеты были направлены 136 промышленным предприятиям и 31 сельхозпредприятию. Представили анкеты 42 промышленных предприятия (31 %) и 5 сельхозпредприятий (16%). Низкая активность при проведении анкетирования свидетельствует, что большинство руководителей пока не задумываются над проблемами предприятий при вступлении в ВТО.

Из числа представивших анкеты:

    15 предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности (32% от общего числа предприятий, представивших анкеты);

    2 предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (4%);

    8 предприятий горнопромышленного комплекса (17%);

    6 предприятий машиностроительной отрасли (13%);

    9 предприятий пищевой промышленности (19%);

    5 сельскохозяйственных предприятий (11%)

    1 предприятие по выпуску товаров народного потребления (2%);

    1 полиграфическое предприятие (2%).

По численности работающих распределение обследованных предприятий носит следующий характер:

    до 100 человек - 7 предприятий (15%)

    от 100 до 500 человек - 26 предприятий (55%)

    более 500 человек - 12 предприятий (26%)

    2 предприятия (4%) не указали численность персонала.

Распределение опрошенных предприятий по рентабельности производства в 2003 году и 1 полугодии 2004 года:

    положительная:

    • 2003г. - 25 предприятий (53%);

      1 пол. 2004г. - 25 предприятий (53%).

    отрицательная:

    • 2003г. - 7 предприятий (15%),

      1 пол. 2004г. - 7 предприятий (15%).

    не ответили:

    • 2003г. - 14 предприятий (30%);

      1 пол. 2004г. - 14 предприятий (30%).

19 предприятий (40%) входят в вертикально интегрированные структуры. Планирует вхождение в холдинг 1 сельскохозяйственное предприятие, 26 предприятий (55%) не входят и не планируют вхождение в вертикально интегрированные структуры,1 предприятие (2%) не ответило на вопрос.

Свой уровень информированности о ВТО и условиях присоединения России к ВТО опрошенные предприятия оценили следующим образом:

    информация отсутствует - 9 предприятий (19 % от общей численности);

    частично информированы - 35 предприятий (74%);

    полностью информированы - 3 предприятия (6%).

Вступление России в ВТО по мнению обследуемых предприятий следующим образом отразится на их деятельности (на данный вопрос некоторые предприятия давали несколько вариантов ответов):

    будет иметь негативные последствия - 17 ответов (36% от числа опрошенных предприятий). В качестве негативных последствий респонденты видят усиление конкуренции и демпинг со стороны зарубежных производителей, недостаточную конкурентоспособность карельской продукции, несоответствие стандартов и законодательной базы, рост цен на энергоносители, рост транспортных издержек;

    предоставит новые возможности - 14 ответов (30%). Предприятия надеются на снижение экспортных и импортных пошлин, упрощение таможенных процедур, появление новых технологий, расширение возможностей модернизации производства с меньшими затратами, введение новых стандартов, расширение рынков сбыта;

    не отразится на деятельности предприятия - 20 ответов (43%);

    иное - 2 ответа (4%). Предприятия считают, что в связи со спецификой отрасли (в обоих случаях - пищевая) влияние трудно оценить однозначно.

Данные анкетирования свидетельствуют, что для большинства предприятий вступление в ВТО не окажет существенного влияния. Фактически Россия уже сейчас не очень защищена от дешевого импорта таможенными тарифами за счет занижения импортерами таможенной стоимости, челночного бизнеса реальная ставка импортного тарифа ниже действующего официально по экспертным оценкам почти на треть.

В тоже время практически все предприятия Республики Карелия предпринимают определенные меры по подготовке к работе в условиях ВТО (на данный вопрос некоторые предприятия дали несколько вариантов ответа):

    разработаны и реализуются меры по повышению конкурентоспособности продукции - 13 предприятий (28%), в частности, производится разработка перспективных бизнес-планов, улучшение качества продукции, упаковки и т.д;

    осуществляется патентная защита продукции и интеллектуальной собственности - 4 предприятия (9%);

    производится модернизация производства и технологий - 22 предприятия (47%);

    проведена оценка возможных выгод и потерь - 6 предприятий (13%);

    планируется выпуск новых видов продукции - 15 (32%) (пиломатериалы, топливные гранулы, строганый шпон, бетонные трубы, модернизированные агрегаты к тракторам, пожарные тракторы, детские игры и учебно-наглядные пособия, вареные и копченые колбасы, полуфабрикаты, мясо птицы, фарш, хлебобулочные изделия, переработанная молочная продукция);

    проводятся маркетинговые исследования рынков сбыта продукции - 16 предприятий (34%)

    активизируется работа по стандартизации и сертификации - 15 предприятий (32%);

    руководство предприятия ознакомлено с документами и правилами ВТО - 7 предприятий (15%);

    ведется подготовка кадров, владеющих тематикой ВТО - 1 предприятие (2%);

    другое -3 предприятия (6%) .

При вступлении в ВТО и снижении уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка прогнозируется обострение конкуренции с импортом для целого ряда товаров. Результаты анкетирования показали, что уже сейчас импортные аналоги вытесняют карельскую продукцию, так ответили 13 предприятий (28%) от общего числа предприятий. В число продукции, которая не выдерживает конкуренции с импортом, попали следующие товары: гидроманипуляторы, продукция глубокой переработки древесины, гранитные блоки, блоки из природного камня, изделия из гранита, щебень, кварц-полевошпатовые материалы, окорочное и паркетное оборудование, гусеничные трелевочники, бумагоделательные машины, канцелярские товары, полиграфическая продукция, шкурки норки и песца, мясомолочная продукция.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 332.1 (470.22) © А.И. Шишкин

Социально-экономическое развитие Карелии

В статье рассматриваются итоги реализации Концепции «Возрождение Карелии» на базе специального мониторинга, проводимого Институтом экономики Карельского НЦ РАН. Представляется система стратегического планирования, сложившаяся в республике, обосновываются методы ее совершенствования с учетом актуальных проблем перспективного развития.

Республика Карелия, стратегическое планирование, критерии оценки развития, организация мониторинга.

Анатолий Иванович ШИШКИН

доктор технических наук, профессор, директор Института экономики Карельского научного центра РАН

Для эффективной реализации заявленных в 1998 году стратегических целей в Республике Карелия была применена многоуровневая модель проектирования развития территории и система проектов по созданию условий устойчивого роста и повышения качества жизни населения. В 1999 году была принята Концепция «Возрождение Карелии» , в которой в соответствии с решением Законодательного Собрания РК был предусмотрен ежегодный мониторинг ее реализации. Это позволило системно отслеживать процессы социально-экономического развития республики и вносить необходимые коррективы в программу действий.

Мониторинг представляет собой обратную связь в контуре «управление - оценка результативности деятельности» по пока-

зателям, соответствующим поставленным на период до 2010 года целям. Главными из них были: 1) создание условий, делающих Карелию привлекательной для проживания человека; 2) создание условий, делающих Карелию привлекательной для профессиональной деятельности человека, особенно в сфере экономики. Это определило функции мониторинга. Ключевой из них выступает информационное обеспечение власти (субъекта управления) при принятии решений, направленных на достижение поставленных целей в сложившихся внешних условиях (вызовов) с учетом основных внутрирегиональных факторов.

Алгоритм организации мониторинга осуществляется в следующей последовательности (рис. 1):

1. Правительством разрабатывается, а Законодательным Собранием Республики принимается пакет нормативно-распорядительных документов по обеспечению мониторинга.

2. Законодательное Собрание утверждает интегральный критерий развития республики, определенный в Концепции.

3. Министерство экономического развития заключает договор с Институтом экономики Карельского НЦ РАН и разрабатывает техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы «Организация и проведение мониторинга реализации Концепции социально-экономического развития».

Мониторинг выполнения Концепции за первые четыре года (1999 - 2002) позволил сделать вывод о том, что падение объемов производства в республике было остановлено, валовой региональный продукт начал расти. Насту-

4. Институтом экономики Карельского НЦ РАН формируется система годовых показателей для оценки социально-экономических процессов в республике, осуществляется сбор и подготовка информации, характеризующей выполнение основных направлений реализации Концепции и ход социально-экономических процессов.

5. Информация для мониторинга поступает из следующих источников: Председатель Правительства, министерства и иные ведомства, Законодательное Собрание Республики Карелия, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, СМИ, данные экспертов, а также социологических измерений.

пил стабилизационный период. Для сохранения начавшихся положительных тенденций Правительством Карелии принимается решение об активизации усилий по привлечению инвестиций как основе ускорения развития экономики.

Рисунок 1. Организационная схема мониторинга выполнения Концепции (Е.Г. Немкович)

Законодательное Собрание Политические Глава

Республики Карелия приоритеты Республики Карелия

Утверждение Концепции и институциональное обеспечение ее выполнения

Постановления и распоряжения Главы РК по реализации Концепции и проведению мониторинга ее выполнения

Принятие

Сигнал (обратная связь для принятия решений

Председатель Заказчик - Коллегия Министерства

Правительства Министерство экономического экономического

Республики Карелия развития Республики Карелия развития РК

Проблемы и предложения

Исполнитель - Институт экономики Карельского НЦ РАН

і 1 Альтернативные решения 1

Эксперты

Сигнал (обратная связь) для принятия решений

Социологические измерения

Информация

В 1999 году экспертным путем определены экономические приоритеты в развитии Карелии, ресурсными объектами которых были приняты:

Лес и его переработка;

Полезные ископаемые;

Рыбное богатство;

Транспорт;

Новые информационные технологии;

Эти приоритеты рассматривались как база развития бюджетоформирующих отраслей республики.

Объем инвестиций в основной капитал за 5 лет составил 56 млрд. рублей. Годовой их объем в 2005 году возрос по отношению к 2001 году на 75% (с 8,4 млрд. до 14,7 млрд. руб.;рис. 2).

Увеличение инвестиций стало важнейшим фактором роста объемов промышленной продукции и валового регионального продукта (рис. 3).

Социальные приоритеты в экономической жизни Карелии в 1999 году рассматривались как условия, которые нужно соблюдать в организации развития (ограничения). После корректировки Концепции по итогам мониторинга социальные приоритеты стали главной целью развития Карелии. Они должны обеспечивать фундаментальные условия жизнедеятельности человека:

> защиту личности;

> экологическую безопасность;

> благоприятный социальный климат;

> сохранение национальных традиций;

> демократизацию всех сфер жизни.

Рисунок 2. Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

в Республике Карелия, млрд. руб.

2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г.

Рисунок 3. Динамика промышленного производства и валового регионального продукта

Республики Карелия, в % к 2001 г.

О-Индекс роста физического объема продукции -□-Индекс роста валового регионального продукта

В обеспечение этих условий было рекомендовано обратить особое внимание на аграрный сектор (сельский уклад, рабочие места, сохранение культуры), новые формы организации образования, развитие медицины, поддержку малого бизнеса. Важнейшее значение на этом пути придавалось увеличению бюджетных расходов.

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу за 5 лет увеличились в 2,15 раза (рис. 4). Но при этом на социально-культурную сферу расходы возросли только в 1,4 раза, что потребует корректировки Концепции.

Показателями повышения качества жизни в этот период стали рост реальной заработной платы - 154,1% и реально располагаемых денежных доходов - 137% (рис. 5).

К позитивным результатам экспертное сообщество Карелии относит также и то, что: о Растерянность в обществе заменилась видением будущего.

о Иждивенчество заменилось надеждой на свои силы (для большинства).

о Оптимизм стал преобладающим настроением в поведении жителей Карелии.

о Резко сократилось число сторонников возврата к прошлому.

Все это позволило уже не говорить о разрухе, а думать и делать то, что позволяет жить и развиваться личности и региону.

Отличительной чертой проводимого мониторинга реализации Концепции «Возрождение Карелии» является разработка и

Рисунок 4. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Карелия, млн. руб.

14000 и 12000 -

3290 | | 3759 |

| 4193 | | 4619 |

□ Расходы на социально-культурную сферу

□ Прочие расходы

Рисунок 5. Основные показатели повышения уровня жизни населения Республики Карелия,

в % к 2001 году

Реально располагаемые денежные доходы Реальная начисленная заработная плата

Состав интегрального критерия развития территории

По первому варианту По второму варианту

Ожидаемая продолжительность жизни, лет Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Доля населения с доходами выше прожиточного минимума в общей численности населения, % Доля населения с доходами выше прожиточного минимума в общей численности населения, %

Доля занятых в общей численности экономически активного населения, % Доля занятых в общей численности экономически активного населения, %

Индекс базовых отраслей, % Индекс базовых отраслей, %

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов (отношение денежных доходов к прожиточному минимуму), раз Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, %

Доля денежных доходов в общей сумме доходов населения (без расхода на продовольственные товары), % Реальные располагаемые денежные доходы населения, %

Доля расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в ВРП, %

Доля прибыльно работающих предприятий в экономике республики,%

Доля граждан, не совершивших преступление, в общей численности населения

применение интегрального критерия развития территории (ИКРТ). Основные параметры для его расчета принимаются по текущим данным официальной статистики и сведений, полученных от министерств и ведомств. При получении официальной статистики по итогам социально-экономического развития региона (она поступает через 10 - 12 мес. после окончания оцениваемого года) перерасчет не производится. Такая методика сложилась из потребностей - ежегодный отчет правительства подготавливается в марте, через 2 месяца по окончании года.

Качественная характеристика ситуации дается по двум вариантам значимости основных параметров:

1.С учетом значимости, предложенной группой независимых экспертов и утвержденной Законодательным Собранием.

2.С учетом значимости, предложенной в 2002 году группой депутатов под руководством Н. И. Макарова, - упор делается на качественные изменения.

ИКРТ ежегодно рассчитывается по трем группам показателей, охватывающим (таблица): оценку демографических процессов; оценку динамики изменения качества жизни; оценку динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики.

Динамика интегрального критерия по обоим вариантам представлена на рисунке 6, при этом значения рассчитаны за весь прошедший период рыночных реформ.

Рисунок 6. Динамика интегрального критерия развития территории Республики Карелия

1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

О-ИКРТ по первому варианту ----ИКРТ по второму варианту

Как видно, до 2003 года социально ориентированный ИКРТ (по Н.И. Макарову) отставал в своей динамике от производственного. В 2004 - 2006 гг. он превысил ИКРТ, расчитанный по производственным параметрам. Однако социально ориентированный ИКРТ менее устойчив: колеблется от -1,07 в 1999 г. до +1,92 в 2006 г Вместе с тем в последние 8 лет анализируемого периода его значения были не просто положительными, а выражались значением больше единицы.

Четко видно, что динамика ИРЧП в Карелии на протяжении последних лет имела позитивную направленность. В увеличении ИРЧП решающее значение имел рост объемов ВРП.

Важно отметить и то, что использование показателя ИРЧП на практике в качестве интегрального агрегированного показателя оценки эффективности деятельности органов государственной власти региона вполне возможно, но при условии, если официальные данные по ВРП региональными органами статистики будут представляться в более сжатые сроки (до мая следующего года).

Мониторинговое исследование позволило выявить три этапа развития Карелии в последефолтовый период: 1) этап резкого роста доходов от экспорта ресурсов - леса, окатышей; 2) этап замедленного развития - 2000 - 2003 гг. и 3) этап инвестиционного развития, начавшегося с 2004 г. (рис. 8).

В целом же можно утверждать, что в регионе произошла стабилизация производственных процессов и адаптация социальной системы к новым условиям жизни, запущены механизмы качественного развития.

По поручению депутатов Законодательного Собрания Институтом экономики КНЦ РАН была проведена также оценка развития республики по методике, используемой для расчета индекса развития человеческого капитала. Результаты этой оценки приведены на рисунке 7.

Анализ выявленных этапов возрождения и оценка эффективности всех разработанных целевых, отраслевых и территориальных программ (их было только в экономическом блоке более 20) позволили выделить основные факторы, которые будут играть определяющую роль в развитии Карелии до 2020 года.

Основной фактор - это движение по пути создания гражданского сообщества. Реализации Концепции способствовало информационно-аналитическое сопровождение, которое позволило вовлечь широкие слои общественности и отдельные социальные группы в работу по достижению концептуальных целей и задач, сформировать механизмы обратной связи.

Правительство, в частности, предпринимало действия в нескольких направлениях:

1. Население стало подробно информироваться о том, что делает власть (планерки и заседания Правительства РК транслировались по ТВ).

Рисунок 8. Основные этапы развития экономики Республики Карелия (показатели в % к 1998 г.)

Инвестиции в основной капитал (левая шкала) Объем промышленной продукции (правая шкала)

2. Все важнейшие решения принимались после широкого обсуждения в СМИ и на круглых столах общественно-политических сил, а конституционные изменения - по результатам референдума.

3. Был введен институт общественных советников и советов при Председателе Правительства (совет представителей национальной общественности, по делам инвалидов, комиссии по правам человека, по улучшению положения женщин и т. д.).

4. Были созданы общественные приемные (в Петрозаводске - при Администрации Председателя Правительства, в районах - с помощью объединения «Согласие»).

5. Вместе с общественностью разработаны и реализуются республиканские целевые социальные программы «Женщины Карелии», «Семья Карелии», «Дети Карелии», «Здоровый образ жизни», а также программы помощи ветеранам, инвалидам, поддержки малого предпринимательства, культуры, молодежи и т. д.

6. Проводятся выездные заседания Правительства, постоянные отчеты руководства республики перед населением.

7. Ежемесячно граждане имеют возможность лично общаться с Председателем Правительства по телефону «Горячей линии» и задать вопросы во время телевизионных передач с его участием.

Второй фактор - это расширение диалога с бизнесом (партнерство). С 2002 года в Карелию приходят как инвесторы крупные компании. Сложившаяся в республике практика разработки концептуальных и стратегических документов позволила организовывать диалог на базе видения будущего региона, района, города или поселения. Прямого административного влияния на транснациональную, трансрегиональную компанию местные власти оказать не могут, приказать - тем более. Но возможно и необходимо выстраивание системы договоренностей. Ранее такое место в системе управленческих документов ничем не было заполнено.

Для обеспечения новых целевых ориентиров роста экономики и выполнения других масштабных задач стала острой необходимость смоделировать ситуацию в условиях нового витка реформ. Речь, в частности, идет о внешних факторах, связанных с

сотрудничеством России и стран ЕС, Финляндии и сопредельных российских регионов, программами трансграничного сотрудничества. Иными словами, нужна новая стратегия действий.

В качестве первоочередного шага в этом направлении видится разработка методологии долгосрочного планирования, критерием которой станет баланс интересов власти, бизнеса и населения. Требуется система, согласовывающая Концепцию и перс-

пективные планы, обеспечивающая органическую связь перспективных и текущих планов.

Выход на новые рубежи сложен и труден. Однако приобретенный опыт, активные усилия всех ветвей власти, слоев и групп населения вселяют оптимизм в отношении того, что темпы социально-экономического развития Карелии будут непрерывно возрастать. Население республики достигнет нового качества жизни.

Литература

¡.Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 - 2002 - 2010 г. - Петрозаводск, 1999. - 78 с.

2.Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002 - 2006 - 2010 гг. (с учетом изменений и дополнений). - Петрозаводск, 2003. - 93 с.

3.Немкович Е.Г., Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Организация и проведение мониторинга реализации Концепции социально-экономического развития РК на период 1999 - 2001 - 2010 гг. (итоги 2000 г.) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2001. - №3(9). - С. 66-73.

4.Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация. - Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Республика Карелия занимает площадь в 180,5 тысячи квадратных километров (примерно 1% от всей территории России). Карелия - рай для рыбаков. В республике свыше 61 тысячи озер и около 27 тысяч рек. Знаменитые карельские озера очень разнятся по величине: от крохотных лесных «ламбушек» (непроточное озеро) до гигантов: Онежского, Ладожского, Выгозера, Куйто. Крупнейший внутренний водоем Карелии - Выгозеро равен по площади озеру Балатон (Венгрия) и Женевскому озеру (Швейцария) вместе взятым.

Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.

Республика Карелия состоит из следующих административно-территориальных единиц: районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; города республиканского значения: Петрозаводск, Костомукша, Сортавала.

Большая часть территории Карелии - холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто образно называют "твердокаменной озерно-лесной", подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто - сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги.

Республика Карелия отличается благоприятным экономико-географическим положением (близость к центральным индустриально-высокоразвитым районам России и Западной Европы, наличие развитой воднотранспортной системы) и обладает значительными запасами природных ресурсов.

На основании внешних и внутренних положительных факторов и предпосылок развития, место и роль Карелии, ее предназначение видятся в следующем:

Республика Карелия, являясь приграничной трансферной территорией Российской Федерации, имеет огромное значение во внешнеэкономической политике государства, направленной на все более активное проникновение на рынки Северной и Западной Европы, на всемерное использование потенциала Европейского Союза и Баренцева сотрудничества для подъема российской экономики.

Республика Карелия - западный регион России, развивающийся за счет эффективной интеграции в мировое хозяйство, рационального природопользования и историко-культурных возможностей.

Экономика Республики Карелия в обозримой перспективе будет ориентирована на развитие производства и поставок в Россию и на экспорт продуктов углубленной переработки древесины, нерудных строительных материалов, железорудных полуфабрикатов, деликатесной рыбы и морепродуктов. Одновременно будут формироваться предпосылки для ускоренного развития инфраструктуры туризма.

Объектом данной исследовательской работы является Республика Карелия.

Предметом данной исследовательской работы являются проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Карелия.

Целью данной работы является углубленно изучить проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Карелия, проанализировать пути наилучшего решения данных проблем.

Проблемы социально-экономического развития Республики Карелия

карелия природный социальный экономический

Основные проблемы развития Республики Карелия определяются, в основном, существующими тенденциями в социально-экономической сфере Карелии, в том числе:

* сохранением сложной социально-экономической ситуации в регионе;

* возрастанием конкуренции со стороны соседних областей и других

регионов России с более развитой промышленностью и большими запасами природных ресурсов (Мурманская обл., Архангельская обл. и др.);

* необходимостью снижения себестоимости продукции, улучшения управления предприятиями, повышения уровня автоматизации управленческих и технологических процессов и, как следствие, повышением потребности в разработчиках новой техники и технологии, инновационных специалистах, высококвалифицированных менеджерах, специалистах по информационным технологиям и др.;

* необходимостью рационального и эффективного природопользования;

* ростом безработицы, в особенности среди молодежи, обострением ситуации на рынке труда для выпускников вузов;

* продолжающимся падением производства.

Развитие экономики в Республике Карелия происходит в необычайно сложной ситуации. Карелия, как и вся Россия, обладающая большими сырьевыми ресурсами и высоким научно-технологическим потенциалом, на этапе смены экономической системы попала в глубокий кризис. Он охватил все сферы экономики и все слои общества. Особенно в тяжеломоложенииоказались отрасли, в наибольшей степени зависимые от государственных средств. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2011. - 463 с.

Остро стоит проблема численности населения, на данном этапе она является самой важной, так как население Республики Карелия стремительно сокращается.

По численности населения Карелия занимает 67 место в России и 9 - в Северо-Западном федеральном округе. В Карелии городское население преобладает над сельским: 504 тысяч жителей (78%) - горожане, 141 тысяча (22%) - сельские жители. За 5 лет численность населения Республики Карелия сократилось на 25 тыч. человек. Это очень серьезная и значимая проблема для этого округа.

В Карелии два городских округа, 16 муниципальных районов, 13 городов, 11 поселков городского типа, 776 сельских населенных пунктов, из них 110 (14%) - без населения.

Сегодня для республики остро стоят проблемы демографии.

Во-первых, продолжает оставаться крайне низким уровень рождаемости. Поколения родившихся лишь на 60% замещают предшествующие.

Во-вторых, ожидаемая продолжительность жизни населения составляет 62,1 года, что на 16 - 18 лет меньше, чем в соседних странах - Финляндии, Норвегии, Швеции. Из-за сверхвысокой мужской смертности разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет 14,7 года.

В-третьих, вследствие превышения смертности над рождаемостью сохраняется в больших размерах ежегодная естественная убыль населения. Такая динамика характерна и для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации. Исключение составляют Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Тюменская область, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Саха, в которых происходит естественный прирост населения.

В-четвертых, миграционный прирост населения, продолжающийся с 2002 г., настолько мал, что не может полностью компенсировать естественную убыль населения.

В-пятых, в силу особенностей формирования населения в послевоенные десятилетия (до 60-х годов ХХ века) в республике сложилась сравнительно благоприятная возрастная структура, которая в той или иной мере обусловливает более высокую рождаемость и низкую смертность, чем во всех субъектах Центрального округа (кроме г. Москвы, Московской и Белгородской областей) и в ряде регионов Северо-Запада (кроме Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей).

В настоящее время принимаемые карельским правительством меры государственного регулирования включая реализацию приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, призваны уменьшить последствия от негативных параметров воспроизводства населения. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества, от решения этих вопросов зависит создание необходимых условий для развития так называемого человеческого капитала. Возрождение Карелии: Концепция соц.-экон. развития Респ. Карелия на период 1999-2002-2010 гг. / [Подгот.: В. Н. Масляков и др.]. - 2. изд. - Петрозаводск: Карел. науч. центр, 2008.

Вместе с тем, поскольку демографические процессы имеют инерционный характер, реализация мер по стимулированию рождаемости и борьбе со смертностью не может дать сиюминутного эффекта. Для ощутимых результатов требуется время. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт. В 1981 г. в СССР был введен комплекс мер помощи семьям с детьми. Результатом этого было повышение рождаемости во всех возрастных группах, но особенно в возрасте до 20 и после 30 лет. Однако уже в конце 80-х годов эффект от реализации комплекса мер был исчерпан, и в 90-е годы общая рождаемость упала вдвое.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, за последние восемь лет численность карелов в республике сократилась с 9,2 процента до 7,4, а вепсов -- с 5 до 3,5 тысячи человек. При этом из 45 тысяч карелов только около 25 тысяч говорят на родном языке. Связано это не только с естественными демографическими процессами, но и с проблемами образования, а также утратой семейной языковой преемственности между поколениями.

Пути решения проблем и тенденции дальнейшего развития

В республике отмечается ряд внешних и внутренних положительных факторов и необходимых предпосылок, которые могут стать основой ее развития. К ним относятся:

природно-географические

* эффективное использование природных ресурсов (лесные, минерально-сырьевые, водные, бальнеологические, биологические ресурсы Белого моря, рек и озер, сельскохозяйственные земли и др.);

* развитие внутренней транспортной и коммуникационной внешнеэкономической инфраструктуры;

* повышение уровня использования информационных технологий;

* развитие туристско-рекреационная привлекательность территории, благоприятной экологической обстановки; организационно-политические

* закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти Республики Карелия процедуры рассмотрения инициатив, проектов, предлагаемых для включения в целевые программы экономического блока и критериев эффективности предлагаемых проектов и мероприятий (экономический, бюджетный, социальный, экологический);

* усиление межрегиональной интеграции в Северо-Западном федеральном округе и интеграционных процессов на Севере Европы;

* развитие системы местного самоуправления;

* развитие конструктивного диалога власти с гражданскими институтами и бизнесом в части объединения усилий в направлении экономического и социального развития.

экономические

* реконструкция и модернизация производства, проводимая предприятиями;

* содействие развитию точек и территорий роста, создание туристско-рекреационной зоны, поддержка высокоэффективных проектов в отраслях экономики;

* завершение передачи участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов;

* формирование условий для развития муниципального сектора экономики;

социальные

* оптимизация сети социальных учреждений и появление новых видов учреждений (республиканских и муниципальных);

* постепенное увеличение слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям формирующейся рыночной экономики;

* развитие социального партнерства; Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2011. - 463 с.

Список литературы

1. Возрождение Карелии: Концепция соц.-экон. развития Респ. Карелия на период 1999-2002-2010 гг. / [Подгот.: В. Н. Масляков и др.]. - 2. изд. - Петрозаводск: Карел. науч. центр, 2008.

2. Вопросы геологии и экологии Карелии: По материалам конф. молодых ученых / [Отв. ред. А.И. Голубев]. - Петрозаводск, 2009.

3. Коммерческая география России, Е.Л.Плисецкий, М. ,Изд-во Кнорус, 2008г.

4. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2011. - 463 с.

5. Республика Карелия: Информ.-справ. пособие для общеобразоват. шк. и учреждений нач. и сред. проф. образования / [Сост.: Е.Г. Немкович и др.]; Под общ. ред. Е.Г. Немковича, А.С. Кармазина. - Петрозаводск: Карелия, 2009. - 196с.

6. Энергетика Карелии: Соврем. состояние, ресурсы и перспективы развития / Г. А. Борисов, Г. И. Сидоренко; Рос. акад. наук. Кар. науч. центр. - СПб. : Наука, 2010. - 303 с.

7. http://www.karelia.ru -дата обращения: 14.12.12

8. http://krl.gks.ru/digital/default.aspx - дата обращения: 12.12.12

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка условий и факторов формирования регионального рынка. Национальный состав населения Республики Карелия, природно-ресурсный потенциал. Система расселения и социальная инфраструктура. Отраслевая структура экономики, отрасли рыночной специализации.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Республика Карелия: материковая протяженность и геологическое строение. Особенности рельефа и климата территории, средняя месячная температура воздуха. Специфика животного и растительного мира Республики Карелия. Внутренние воды и почвы территории.

    реферат , добавлен 10.06.2012

    Оценка демографической ситуации в республике Карелия. Структура населения: оценка половозрастной структуры и соотношения городского и сельского населения. Особенности миграционных процессов, занятости. Проблемы населения Карелии, пути их преодоления.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Общая физико-географическая характеристика. Экономический потенциал территории. Промышленность. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан. Государственная поддержка социально-экономического развития Республики Дагестан.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2009

    Социально-экономическое развитие республики Карелии. Природно-ресурсный потенциал субъекта. Географическое положение и климат. Особенности геологического строения. Ресурсы животного мира. Гидрография и демография. Динамика миграционного прироста.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Условия почвообразования в Карелии, климат, рельеф, почвообразующие породы, гидрология, гидрография, растительность. Производственная деятельность человека. Систематизация списка почв производственного участка. Рекомендации по рациональному использованию.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2019

    Численность населения Карелии. Географическое расположение республики. Рельеф, климат. Лесные, минерально-сырьевые, водные, рекреационные ресурсы. Музей-заповедник "Кижи". Бальнеологический курорт "Марциальные воды". Государственный язык Карелии.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Географическое положение и транспортная инфраструктура Чувашской Республики. Приоритетные направления социально-экономического развития региона. Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики. Оценка уровня развития промышленности.

    презентация , добавлен 21.10.2015

    Национально-территориальное образование как социально-экономическая система. Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики. Основные характеристики и показатели экономики Республики Алтай, прогноз социально-экономического развития.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Экономико-географическое положение Кабардино-Балкарской Республики. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы республики. Хозяйственный и транспортный комплекс территории. Экологические проблемы республики.