Публичная нефинансовая отчетность. Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности. Пробел в законодательстве будет закрыт

Результатами первого межведомственного согласования проекта правительственной концепции публичной нефинансовой отчетности стали перенос сроков введения требований обязательного раскрытия такой информации и их смягчение для крупных, в первую очередь государственных, компаний. Новый вариант документа с целью развития соответствующей практики компаний предполагает усиление роли Московской биржи, рейтингов устойчивого развития и средств массовой информации. Впрочем, каким образом это будет сделано, участники процесса пока не представляют. Эксперты рынка, в свою очередь, считают, что разработчики не видят комплексных задач, которые должен решать документ.


Согласование отсроченной ответственности


Проект правительственной концепции публичной нефинансовой отчетности, для доработки которого в мае 2016 года была создана специальная межведомственная группа в Минэкономики, прошел первый этап согласования, заметно изменившись (есть в распоряжении «+1») по сравнению с ноябрьской версией (см. ). Так, сроки введения обязательного раскрытия информации о социальных и экологических результатах деятельности крупных государственных и частных компаний перенесены с 2020 года на 2023 год. Вместе с этим изменены критерии, по которым предполагается определять, какие компании будут обязаны составлять публичную нефинансовую отчетность. Напомним, концепцией предполагается, что обязательным раскрытие такой информации станет прежде всего для госкомпаний, компаний, где государству принадлежит более 50%. Распространить соответствующие обязательства на прочие предприятия в предыдущем варианте проекта документа предполагалось на последнем этапе его реализации - к 2020 году.

Речь шла о том, что после 2020 года публичную нефинансовую отчетность должны были представлять предприятия с активами свыше 15 млрд руб. или количеством работников более 5 тыс. человек. Теперь же для компаний, доля госсобственности в которых не превышает 50%, критерием предполагается сделать включение акций компании в котировальный список первого уровня Московской биржи. Актуальный вариант проекта концепции предполагает, что на такие компании обязательства публичного раскрытия нефинансовых показателей распространятся с 2021 года (согласно нынешнему варианту концепции, в 2021 году начнется третий этап ее реализации). При этом с 2023 года, то есть с началом четвертого этапа реализации концепции в нынешнем ее варианте, основанием для обязательного составления нефинансовой отчетности будет служить наличие компании в списках 500 крупнейших организаций по объему выручки и дохода согласно критериям ведущих российских рейтингов. К ним чиновники относят рейтинг РБК 500 «Весь бизнес России» и рейтинг «600 крупнейших компаний России» агентства RAEX.

При этом круг госкомпаний и компаний с долей госсобственности не ниже 50%, которые подпадают под требования о публичном раскрытии финансовой информации, заметно сужен. На втором этапе (теперь стартует с 2019 года) реализации концепции в предыдущем варианте отчетность предполагалось сделать обязательной для ГУПов, МУПов и компаний с долей госсобственности выше 50%, сумма активов которых за отчетный год превышает 3 млрд руб. или с числом занятых более 2 тыс. человек. Теперь же на втором этапе предполагается обязать отчитываться лишь ГУПы и компании с 50-процентной долей госсобственности. При этом пороговая сумма активов для последних повышена до 10 млрд руб., а число занятых - 4 тыс. человек.

На третьем этапе реализации концепции в ее предыдущем варианте (предполагалось, что он начнется уже в 2017 году) отчетность обязаны были бы представлять ГУПы, МУПы и компании с 50-процентным госучастием, число работников в которых превышает 1 тыс. человек, а сумма активов за отчетный год - 1 млрд руб. После последних согласований на третьем этапе соответствующие требования распространяются на ГУПы и компании с 50-процентной долей госсобственности в том случае, если их активы за отчетный год превышают 5 млрд руб., а количество работников - 2 тыс. человек. Муниципальные унитарные предприятия в новом варианте концепции будут исключены из списка структур, обязанных представлять нефинансовую отчетность. Также исчезла из нынешнего варианта и предусмотренная прежде такая обязанность для компаний с 50-процентной госдолей, чьи акции включены во второй котировальный список Московской биржи.

Заметим, что на последнем этапе согласования с заинтересованными ведомствами к проекту концепции не обнаружилось замечаний у МИДа и Минтруда. Минфин, в частности, предложил уточнить некоторые термины, включить ссылки на международные документы (в том числе на резолюцию ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года»), а также увязать концепцию с законом «О защите окружающей среды» и Трудовым кодексом. Эти замечания учтены в нынешнем варианте проекта документа. Помимо этого Минфин и Минэнерго отметили целесообразность проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документа. Однако Минэкономики возражает против этого, указывая, что концепция выйдет в виде распоряжения правительства, а значит, не будет относиться к нормативно-правовым документам, нуждающимся в ОРВ.


Текущий вариант проекта документа уделяет значительное внимание дополнительным негосударственным инструментам стимулирования нефинансовой отчетности. В частности, на первом, подготовительном этапе разворачивания концепции в 2017–2018 годах, когда требования об обязательной публикации данных еще не вступают в силу, среди таких мер значится «развитие регулярной практики использования авторитетных в деловом сообществе рейтингов в области устойчивого развития и социальной ответственности».

На просьбу «+1» пояснить, каким именно образом рейтинги могут послужить раскрытию нефинансовой информации, в Минэкономики пояснили: «В России развитие таких инструментов находится в стадии становления. В число известных и авторитетных используемых в российской практике индексов и рейтингов устойчивого развития, социальной ответственности, в основе которых лежит анализ публичной нефинансовой отчетности, входят: эколого-энергетические рейтинги “Интерфакс-ЭРА”, экологический рейтинг WWF России, рейтинги корпоративного управления, комплексные индексы РСПП в области социальной ответственности, открытости и устойчивого развития, учитывающие ключевые воздействия и результаты деятельности организаций». Также в министерстве пояснили, что для усиления роли рейтингов как инструментов независимой внешней оценки предполагается задействовать ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС», средства массовой информации, объединения работодателей и деловые ассоциации, а также органы власти. Это должно по замыслу чиновников «повысить внимание к результатам оценки и их использованию». Таким образом, органы власти, по-видимому, должны будут учитывать результаты рейтинга устойчивого развития компаний при взаимодействии с ними.

В Московской бирже ММВБ-РТС затруднились прокомментировать свою возможную роль в данном процессе. Однако вице-президент консалтингового агентства EmCo Александр Брискин отмечает, что некоторые мероприятия Московской биржи (в частности, проведение конкурса годовых отчетов, где учитываются в том числе отчеты о корпоративной социальной ответственности бизнеса) так или иначе привлекают внимание к нефинансовой отчетности. Директор центра КСО Московской международной высшей школы бизнеса Светлана Герасимова относится к достижениям Московской биржи сдержанно. Она говорит, что Московская биржа сейчас практически единственная из крупных мировых площадок, которая не предъявляет требований к раскрытию нефинансовой информации компаний в качестве условия для премиум-листинга.

В предыдущей версии проекта концепции в ряду других мер упоминалось и о составлении особых рейтингов. В частности, речь шла об учете социальных и экологических результатов компании при государственных и муниципальных закупках. Однако теперь упоминание об этом исчезло. Роль средств массовой информации в привлечении внимания к инструментам внешней оценки соответствия компаний целям устойчивого развития по сравнению с предыдущим вариантом документа также изменилась. Если ранее говорилось о создании единственного информационного ресурса для ее поддержки, то теперь речь идет о «развитии информационных ресурсов, посвященных публичной нефинансовой отчетности, ее независимой оценке, социальной ответственности и устойчивому развитию». В Минэкономики не стали подробно комментировать вопрос «+1» о том, каким образом государство планирует способствовать появлению подобных информационных ресурсов, сообщив лишь, что «вопрос прорабатывается».

«Лучше, чем ничего»


Появление в России концепции развития публичной нефинансовой отчетности вписывается в общемировую тенденцию, когда соответствующие инструменты получают развитие благодаря введению государством обязательного раскрытия соответствующих данных для части бизнеса. «В целом это глобальная тенденция,- поясняет руководитель группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий.- Например, в ЕС принята директива о нефинансовой отчетности, обязывающая крупные публичные компании раскрывать в своих годовых отчетах информацию по вопросам защиты окружающей среды, социальным вопросам, правам человека, противодействию коррупции, гендерному равенству и др.». В Южной Африке Биржа Йоханнесбурга ввела в правила листинга требование о раскрытии информации в форме интегрированного отчета или раскрытие информации о несоблюдении этого требования, добавляет он. По данным регулярных исследований КПМГ, с 1999 по 2015 год доля компаний из списка 250 крупнейших мировых предприятий, раскрывающих нефинансовую отчетность, увеличилась с 35% до 92%.

Глобальные тенденции так или иначе будут стимулировать крупнейшие российские компании подтягивать качество раскрытия нефинансовых данных, считает господин Коротецкий. По его мнению, один из недостатков разрабатываемого сейчас документа - отсутствие четкого понимания цели, ради которой планируется развивать нефинансовую отчетность в России. «Из общения с коллегами в Европе у меня сложилось понимание, что регулятор реагирует на два запроса: запрос от общества и запрос от инвесторов. Общество волнует вопрос ответственности корпораций, однако второй запрос идет от инвесторов, оценивающих долгосрочную стратегию и бизнес-модель. В этой связке и идет обсуждение и развитие стандартов»,- говорит эксперт. В России же сильные рыночные стимулы для подготовки нефинансовой отчетности со стороны инвесторов отсутствуют, поэтому правительство ставит цель главным образом ответить на запрос о повышении ответственности компаний перед обществом. «Задача заключается не только в обеспечении ответственности, а скорее в создании условий для долгосрочного развития бизнеса, интеграции вопросов охраны труда, окружающей среды, промышленной безопасности, социального благополучия в регионах присутствия, развития кадрового потенциала и других вопросов в стратегию и бизнес-модель компании»,- замечает Игорь Коротецкий.

Отсутствие комплексного понимания задач нефинансовой отчетности разработчиками видится существенным недостатком в работе над концепцией и Светлане Герасимовой: «К сожалению, у нас решили начать именно с введения обязательной отчетности, хотя первым шагом в такой работе должна стать работающая стратегия устойчивого развития, где свое место заняла бы и нефинансовая отчетность. Но и это лучше, чем ничего».

Стало известно, что 16 мая 2018 года Минэкономразвития России на официальном сайте проектов нормативных документов разместило проект о публичной нефинансовой отчетности российских компаний. По сути, это новый вид отчётности, которая для некоторых организаций станет обязательной. Раскрываем основные моменты.

Пробел в законодательстве будет закрыт

На 2018 год действующее российское законодательство практически никак не регулирует формирование и открытое размещение отчётности нефинансового характера. Пока это – дело сугубо добровольное.

В то же время, практике применения такой отчётности в мире – более 20 лет. Потенциальные и настоящие потребители (клиенты), инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании. Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Цели законопроекта

С помощью данного проекта закона власти намерены:

  • внедрить в России и развить открытую отчетность с нефинансовыми показателями;
  • повысить привлекательность организаций для инвесторов;
  • сделать компании информационно открытыми;
  • увеличить градус прозрачности деятельности организаций.

Что это за отчётность

Под публичной нефинансовой отчетностью понимают совокупность взаимосвязанных сведений и показателей, которые говорят:

  • о стратегии, целях, подходах к управлению в организации;
  • её взаимодействии с заинтересованными лицами;
  • социальной ответственности и устойчивости развития, в т. ч. экономические, социальные, экологические вопросы.

Состав ключевых (базовых) показателей нефинансовых отчетов утвердит Правительство РФ, а порядок подготовки отчетности – Минэкономразвития России.

Отчётный период

В силу части 4 статьи 5 законопроекта, отчетный период – это календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в уставе (другом аналогичном документе) можно прописать иной период. Но при условии, что он равен 365 (366) дням.

Для кого правила о нефинансовой отчётности обязательны

Формировать и публиковать нефинансовые отчёты в открытом доступе на своём официальном сайте обязаны:

У организации есть 30 дней с даты утверждения отчётов на их «заливку» на сайт. И здесь они должны провисеть минимум 5 (!) лет.

На остальные коммерческие и некоммерческие организации, любые органы власти, а также ИП, новый закон не распространяется. Но его можно применять в добровольном порядке.

Если не публиковать отчётность

Часть 3 статьи 4 проекта Федерального закона о публичной нефинансовой отчетности урегулировала ситуацию, когда организация обязана, но всё же не размещает на своём официальном интернет-ресурсе соответствующие отчёты. В этом случае там же нужно изложить мотивы, почему обязанность не исполнена.

Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон.

На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимаемых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем.

В организациях процесс нефинансовой отчетности является инструментом для решения следующих задач:

Совершенствование системы управления рисками;

Развитие практики корпоративного управления и деловой этики;

Повышение эффективности управления, в том числе экологической и социальной деятельностью;

Развитие диалога и конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, укрепление деловой репутации;

Повышение инвестиционной привлекательности.

Публичные нефинансовые отчеты служат источником информации для независимой оценки деятельности организаций и составления на ее основе индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Адекватная оценка деятельности организаций, обеспечивающая возможность сопоставительного анализа и агрегирования информации по наиболее важным аспектам, характеризующим воздействие организации на общество и окружающую среду, может быть проведена на основе перечня ключевых показателей, которые необходимо раскрывать в публичных нефинансовых отчетах.

Это обусловливает важность определения в нормативных правовых актах минимального перечня ключевых показателей, являющихся базовыми индикаторами, которые рекомендованы для обязательного раскрытия и характеризуют деятельность организации, включая экономическую, экологическую и социальную направленность, а также систему управления. При определении перечня ключевых показателей важно, чтобы они охватывали важнейшие направления деятельности организации, являлись универсальными, учитывали сложившуюся практику в области публичной нефинансовой отчетности, международные и российские документы в этой области, в том числе документы, разрабатываемые в рамках деятельности Организации Объединенных Наций в целях мониторинга хода выполнения резолюции Организации Объединенных Наций.

Наряду с ключевыми показателями организации могут выбирать и использовать в практике публичной нефинансовой отчетности другие различные показатели для освещения своей стратегии и результатов с учетом выбранной методологии отчетности, внутренних регламентов и процедур.

Организации могут самостоятельно выбирать, какие виды публичных нефинансовых отчетов они будут выпускать, если не существует формализованных требований со стороны государства, финансовых или иных институтов. Содержание публичной нефинансовой отчетности определяется в соответствии с целями организации, требованиями используемых стандартов и руководств по отчетности, а также информационными потребностями заинтересованных сторон.

Возможными видами публичных нефинансовых отчетов являются:

Отчет о деятельности в области устойчивого развития (отчет о корпоративной социальной ответственности, комплексный социальный отчет) - документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организаций по существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, характеризуют ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления. При подготовке таких отчетов широко используются международные стандарты, включая руководство GRI. При выборе раскрываемых в отчете тем ориентиром могут служить положения принципов Глобального договора Организации Объединенных Наций, стандарта ГОСТ Р ИСО 26000-2012 и Социальной хартии российского бизнеса;

Годовой отчет - документ, ориентированный на акционеров, в котором уделяется особое внимание результатам деятельности организации в отчетном году и (по возможности) содержится расширенный состав информации с учетом организационно-правовой формы, присутствия на рынке ценных бумаг, требований нормативных правовых актов, а также положений Кодекса корпоративного управления. При подготовке годовых отчетов также могут использоваться документы, регламентирующие вопросы устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности;

Интегрированный отчет - документ, отражающий взаимосвязь между различными элементами, характеризующий бизнес-модель и ориентированный прежде всего на инвесторов. В интегрированном отчете комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации.

Организации могут выпускать за отчетный период несколько видов публичной нефинансовой отчетности с учетом стоящих перед организацией задач, развития в организации процессов управления, взаимодействия с различными группами заинтересованных сторон. В практике организаций могут использоваться в информационных целях тематические отчеты (экологические, социальные), содержащие сведения по таким отдельным направлениям деловой практики, как охрана окружающей среды, выбросы парниковых газов, корпоративная социальная политика, благотворительная деятельность. Подготовка тематических отчетов может осуществляться в свободной форме или опираться на стандарты и руководства для раскрытия отдельных тем и показателей.

Такие отчеты не заменяют публичной нефинансовой отчетности, при этом они служат, при условии их публикации в открытом доступе, дополнительным источником более подробных сведений по отдельным вопросам, ссылки на них могут включаться в публичную нефинансовую отчетность.

Требуют внимания вопросы сопоставимости данных финансовой и нефинансовой отчетности. Важным условием повышения качества отчетной информации является продвижение в этом направлении отчитывающихся организаций. Это особенно актуально в связи с увеличением объема нефинансовой информации в финансовой отчетности.

Подготовка публичной нефинансовой отчетности осуществляется периодически, обеспечивая тем самым доступ заинтересованных сторон к актуальной отчетной нефинансовой информации, посредством размещения отчета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на сайте отчитывающейся организации.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – организация).

2. Организация, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа, составляет публичную нефинансовую отчетность на основе консолидированной информации по группе.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности

1. Законодательство Российской Федерации о публичной нефинансовой отчетности состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

2. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона также регулируются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере публичной нефинансовой отчетности (далее – уполномоченный федеральный орган).

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) публичная нефинансовая отчетность – совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению и результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития;

2) социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, которое:

содействует устойчивому развитию;

учитывает ожидания заинтересованных сторон;

соответствует применяемому законодательству и согласуется с нормами международного права;

интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях;

3) устойчивое развитие – развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать вклад в устойчивое развитие;

4) заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации;

5) подтверждение (заверение) – система методов и процессов, позволяющих убедиться в том, что нефинансовая отчетная информация отвечает определенным критериям, включая:

достоверность, существенность и полноту информации, раскрываемой в рамках публичной нефинансовой отчетности;

соответствие публичной нефинансовой отчетности и деятельности организации, информация о которой раскрывается в публичных нефинансовых отчетах, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о публичной нефинансовой отчетности и нормативными правовыми актами уполномоченного органа (далее – нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности).

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на государственные корпорации;

2) на государственные компании;

3) на публично-правовые компании;

4) на государственные унитарные предприятия, имеющие за предшествующий отчетному год объем выручки (дохода) в размере 5 млрд. рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному год сумму активов бухгалтерского баланса в размере 5 млрд. рублей и более;

5) на хозяйственные общества, имеющие за предшествующий отчетному год объем выручки (дохода) в размере 5 млрд. рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному год сумму активов бухгалтерского баланса в размере 5 млрд. рублей и более, и на подконтрольные им хозяйственные общества;

6) на иные хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки;

7) на иные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Перечень).

2. В случае если федеральными законами предусмотрено составление и раскрытие публичной нефинансовой отчетности организациями, не указанными в части 1 настоящей статьи, такая отчетность составляется и раскрывается в соответствии с нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности.

3. Организации, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность на добровольной основе, руководствуясь положениями нормативных правовых актов о публичной нефинансовой отчетности.

Статья 5. Составление и утверждение публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности.

2. Публичная нефинансовая отчетность содержит информацию о деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные, рассматриваемые в их взаимосвязи.

3. Перечень ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Методические указания по подготовке публичной нефинансовой отчетности утверждаются уполномоченным федеральным органом.

5. Отчетным периодом для публичной нефинансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Учредительными документами организаций могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

6. Допускается составление организацией за отчетный период как одного, так и нескольких видов отчетов, содержащих в том числе нефинансовые показатели и информацию (далее – нефинансовые отчеты), к которым относятся отчет о деятельности в области устойчивого развития, отчет о корпоративной социальной ответственности, годовой отчет, интегрированный отчет. Перечень иных видов нефинансовых отчетов может утверждаться уполномоченным федеральным органом.

7. Организации вправе не составлять публичную нефинансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно составляет менее 90 дней.

8. Публичная нефинансовая отчетность утверждается органом управления организации в порядке, определяемом учредительными или иными документами организации. После утверждения публичная нефинансовая отчетность раскрывается в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности

1. Внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности проводится в целях повышения прозрачности и качества публичной нефинансовой отчетности.

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности осуществляется как по инициативе самих отчитывающихся организаций, так и по инициативе третьих лиц.

2. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе составляющих ее организаций может проводиться в формах общественного подтверждения (заверения) и (или) профессионального подтверждения (заверения) лицом или группой лиц, независимых от процесса подготовки публичной нефинансовой отчетности.

К необходимым условиям общественного подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности относятся независимость лица, проводящего подтверждение (заверение), от отчитывающейся организации.

Профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Статья 7. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается путем ее размещения (опубликования) на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

2. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации.

3. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня ее утверждения. В случае, если последний день срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

4. Раскрытая публичная нефинансовая отчетность должна быть доступна для любого заинтересованного лица в течение не менее трех лет с даты ее размещения (опубликования).

5. Публичная нефинансовая отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае, если
в публичной нефинансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

6. В целях развития публичной нефинансовой отчетности создается база данных (реестр) публичных нефинансовых отчетов. Порядок создания и ведения базы данных (реестра) публичных нефинансовых отчетов, а также порядок размещения публичных нефинансовых отчетов в базе данных (реестре) публичных нефинансовых отчетов утверждается Правительством Российской Федерации.

7. В случае выявления разночтений в сведениях, содержащихся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте, и сведениях, содержащихся в публичной нефинансовой отчетности, размещенной в базе данных (реестре) публичных нефинансовых отчетов, приоритетными являются сведения, содержащиеся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте.

Статья 8. Заключительные положения

1. Составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность в соответствии с настоящим Федеральным законом начиная с отчетности за 2019 год обязаны организации, указанные в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Организации, указанные в пункте 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в Перечень.

3. В случае если учредительными документами организации в соответствии с частью 5 статьи 5 настоящего Федерального закона установлены иные по отношению к календарному году даты начала и окончания отчетного года, то обязанность по составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности распространяется на организации, указанные в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает часть 2019 года, а на организации, указанные в пункте 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона – начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает часть календарного года, следующего за годом, в котором они включены в Перечень.

Кому нужна нефинансовая отчетность?

К концу года по распоряжению правительства Минэкономики подготовит законопроект «О публичной нефинансовой отчетности (ПНО)». О том, какие изменения в связи с этим ждут российский бизнес, и почему многие крупные компании готовят ПНО уже сейчас, рассказала управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП и модератор секции «Бизнес» на Конференции +1

— Какова мотивация тех компаний, которые занимаются составлением нефинансовой отчетности в России?

— Многие крупные компании раскрывают нефинансовую информацию в отчетах по устойчивому развитию, а также все чаще расширяют данные сведения в годовых отчетах. В национальном регистре на данный момент зарегистрировано более 800 самостоятельных нефинансовых отчетов (отчеты в области УР, экологические отчеты, социальные и интегрированные) 166-ти компаний. Что касается стимулов, то повышение информационной открытости — это условие ведения конкурентоспособного бизнеса. Иначе доверия инвесторов, партнеров, да и государства добиться очень сложно.

— Какие самые важные показатели отчетности для инвесторов?

— Сложно выделить пункты, которые были бы ключевыми для инвесторов, — они рассматриваются в комплексе. В частности, значение имеют показатели, связанные с изменением климата, воздействием на окружающую среду, внедрением низкоуглеродных технологий. Важны и социальные параметры: трудовые отношения, безопасность рабочих условий, права человека в аспекте предпринимательской деятельности. Если это компании, работающие на территории, где проживают малые народы, то это политика, связанная с учетом их интересов.

Повышение внимания к нефинансовым показателям — это абсолютный мировой тренд. На сегодня 58 мировых бирж заявили, что они вводят эти данные в отчетность для эмитентов и разрабатывают руководство по нефинансовой информации. Много инициатив возникло на уровне международных организаций, например ООН, на региональном уровне, как то: Совет Европы и Европейский союз, и на уровне отдельных стран. Они связаны с внедрением принципов ответственного инвестирования, то есть учета экологических и социальных действий компании на различные стороны жизни общества.

— Есть ли трудности с составлением нефинансовой отчетности у российских компаний? С чего начать компании, которая раньше этим не занималась?

— Первое, что нужно «новичкам», — понять, что нефинансовый отчет необходим самой компании. Процесс его подготовки повышает качество управления, поскольку обеспечивает мониторинг деятельности. Второе — следует выяснить, кто является заинтересованной стороной в нефинансовых показателях вашей организации. Понятно, что это весь финансовый сектор, инвесторы, акционеры, госструктуры, НКО и собственные работники. Именно с учетом интересов разных сторон необходимо выделить приоритетные темы и отразить их в отчете. Третье — необходимо овладеть инструментами правильного и качественного раскрытия информации. Разумно пользоваться уже существующими системами отчетности, где подробно объясняется, как обеспечить полноту и достоверность данных.

— Наверняка у компании может возникнуть соблазн внести некорректные данные, приукрасить результаты. Случается ли это и чем грозит?

— Любой отчет расширяет как возможности, так и риски. Это один из способов повышения доверия, поиска партнеров, инвесторов. В случае распространения недостоверной или некачественной информации к вам появятся дополнительные вопросы, возрастет опасность подорвать доверие. Компания рискует своей репутацией — ключевым стимулом для заботы о качестве информации. Отчет — не буклет и не сводка хороших дел, а диалог с заинтересованными сторонами. Важно показать не только возможности, но и проблемы своей деятельности. Дать понять, что компания эти проблемы видит и знает пути решения.

— Что даст принятие закона о нефинансовой отчетности в России, проект которого правительство должно принять до конца года?

— В мае 2017 года была принята концепция развития нефинансовой отчетности в России, закон — это первый шаг в ее реализации. То есть у нас уже есть дорожная карта, в каком направлении двигаться. Для некоторых компаний ПНО станет обязательной. В первую очередь будущий закон коснется госкорпораций и крупных организаций с государственным участием. На следующем этапе круг расширится до тех фирм, которые входят в котировальные списки Московской биржи. Предполагается, что в дальнейшем это коснется и крупнейших частных компаний.

Разработка законопроекта — это хороший сигнал в направлении повышения информационной открытости. В большинстве стран мира процессы по обязательному раскрытию нефинансовой отчетности давно идут, и России нельзя отставать. В обратном случае будет снижаться доверие к стране и к бизнесу в целом, даже к тем компаниям, которые по уровню открытости не отличаются от мировых.

Беседовала Екатерина Селиванова