Организация является учредителем двух компаний в России. Уставный капитал в одном ООО 100% и в другом 70%. Особенности законодательства по сдаче консолидированной отчетности и обязательному аудиту.
Вопрос: Организация ООО (ОСНО) учредила в России две компании. Вклады в уставный капитал этих компаний составили: ООО №1 - 100%, ООО №2 - 70%. Должна ли наша "Главная" компания сдавать сводную/консолидированную отчетность? Или какую-то дополнительную отчетность к отчетности при применении ОСНО, проводить обязательный аудит?
Ответ: Кто должен составлять консолидированную отчетность, прописано в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ. Обязанность представлять консолидированную отчетность может быть установлена только законодательно или учредительными документами компании. В частности, консолидированная отчетность по МСФО обязательна для кредитных и страховых организаций, госкорпорации «Росатом» и т. д.
Какую-либо дополнительную отчетность при применении ОСНО сдавать Ваша организация не обязана.
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является: профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; страховой компанией; негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией); кредитной организацией; публично-правовой компанией. Аудит обязателен, если: объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб.; сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб.
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Обоснование
Кто должен составлять консолидированную отчетность по МСФО
Некоторые организации обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Это отчетность о финансовом положении и результатах деятельности группы взаимосвязанных компаний (п. 2 ст. 1 Закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ). В этой рекомендации вы узнаете, какие именно организации и при каких условиях составляют консолидированную отчетность.
Важно: консолидированная отчетность по МСФО не заменяет обычную бухгалтерскую отчетность . Организация, которая формирует консолидированную отчетность, все равно обязана составить и представить бухгалтерскую отчетность по Закону от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ (ч. 2 ст. 3 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ).
Кто обязан отчитываться по МСФО
Формировать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО обязана организация, если она одновременно:
контролирует одну или несколько компаний. Такую организацию называют материнской, а подконтрольные ей - дочерними. При этом есть исключения , когда материнская компания не обязана составлять консолидированную отчетность по группе;
учредительных документов;
собственной инициативы.
Кредитные организации
головная кредитная организация банковской группы;
головная организация банковского холдинга;
Страховые организации
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют страховые организации, которые образуют группу. Это материнские компании.
Исключение - страховые медицинские организации, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. Им составлять отчетность по МСФО не надо.
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют НПФ, которые образуют группу. Это материнские компании.
УК ИФ, ПИФ, НПФ
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют управляющие компании:
инвестиционных фондов;
паевых инвестиционных фондов;
негосударственных пенсионных фондов.
Важно: управляющие компании ИФ, ПИФ и НПФ не обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО самих фондов (информация Минфина России № ОП 6-2015 , Информационное сообщение Банка России от 30 октября 2014 года).
Клиринговые организации
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют:
центральный контрагент;
клиринговая организация, которая образует группу. Это материнские компании.
ФГУП по перечню Правительства РФ
Акционерные общества по перечню Правительства РФ
Эмитенты
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют эмитенты, которые образуют группу. Это материнские компании. Однако при определенных условиях такие материнские компании могут быть освобождены от обязанности составлять консолидированную отчетность по МСФО .
Главное условие - их ценные бумаги допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Это следует из пункта 8 части 1 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ, указания Банка России от 1 сентября 2014 № 3374-У , Информации Минфина России от 17 апреля 2015 г. № ОП 6-2015 .
Иные организации
Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют:
эмитенты, которые образуют группу, в случае регистрации проспекта, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг. Это материнские компании. Если у эмитента нет подконтрольных ему организаций, отчетность по правилам МСФО можно не составлять (п. 4 ст. 30 Закона от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ , п. 2.1 , , ст. 5 Закона от 21 ноября 2011 № 325-ФЗ, п. 3 приложения 4 к Положению Банка России от 17 октября 2014 № 437-П);
государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ч. 6 ст. 17 Закона от 17 июля 2009 № 145-ФЗ);
государственная корпорация «Росатом» (п. 3 ч. 4 ст. 34 Закона от 1 декабря 2007 № 317-ФЗ);
государственная корпорация «Ростех» (ч. 6 ст. 8 Закона от 23 ноября 2007 № 270-ФЗ);
государственная корпорация «Роскосмос» (ч. 1 ст. 35 Закона от 13 июля 2015 № 215-ФЗ);
единый институт развития в жилищной сфере ( части 2 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ.
Кто освобожден от КФО
Для некоторых организаций закон сделал исключение, освободив от обязанности составлять консолидированную отчетность. Однако сразу отметим, что это не касается кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также клиринговых организаций (п. 3 приказа Минфина России от 28 декабря 2015 № 217н). Правом на освобождение от консолидированной отчетности они воспользоваться не могут.
Итак, кто вправе не составлять КФО в силу Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ ?
1. Организации государственного сектора.
2. Материнская компания, которая удовлетворяет всем следующим условиям:
она сама является дочерней организацией. Находится в полной или частичной собственности другой организации. Все ее другие собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, были проинформированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;
долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);
материнская организация не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок;
конечная или любая промежуточная материнская организация указанной материнской организации подготавливает финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Отчетность доступна для открытого пользования. В этой отчетности дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 10.
Как определить, что дочерняя организация не существенна, см. В каких случаях дочернюю организацию можно считать несущественной и не учитывать при консолидации отчетности по правилам МСФО .
Когда обязательно проводить аудит
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:
акционерным обществом;
профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
страховой компанией;
негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
кредитной организацией;
публично-правовой компанией.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:
организация предоставляет (раскрывает) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
организация предоставляет (раскрывает) промежуточную консолидированную финансовую отчетность;
объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в
Консолидированная отчетность представляет собой совокупность всех отчетностей фирм, которые входят в единую группу компаний. Эта документация включает в себя информацию о прибылях, убытках, активах, обязательствах. При этом не учитываются задолженности одной компании перед другой, переводы и прибыли. То есть это общая информация. Консолидированная отчетность предполагает большой объем документов. Поэтому аудит в данном случае очень сложен.
В нормативных актах отсутствуют положения, касающиеся именно проверки консолидированной отчетности. По этой причине порядок процедуры формируется практическим путем. Первый шаг в рамках проверки – планирование мероприятия. План зависит от специфики проверяемой компании, системы рисков. Планирование выполняется по этим направлениям:
Особенности аудита определяются спецификой деятельности субъекта. Если проверка не будет отличаться индивидуальным характером, она не станет эффективной. Чем больше сведений получит аудитор об организации, тем лучше. Рассмотрим аспекты, которые следует проверить в ходе предварительного изучения:
К СВЕДЕНИЮ! В рамках предварительного анализа используется такой инструмент, как опросник сотрудников.
Специалисту нужно провести оценку элементов сопутствующего риска. Эта процедура предполагает оценку следующих направлений:
Степень рисков можно оценивать как для одной-двух компаний, так и для всей группы.
Аудит отчетности включает в себя следующие этапы:
Проверка консолидированной отчетности включает в себя все формы аудиторских мероприятий: тестирование инструментов внутреннего контроля, аналитические меры, исследование сальдо и оборотов по счетам.
Существуют следующие критерии достоверности, которые применяются при проверке документов:
Существенность этих критериев связана с тем, что главная цель проверки – контроль над правильностью консолидации отчетности, проводимой материнской фирмой.
В рамках аудита применяются эти источники информации:
Специалист проверяет не только основную, но и дополнительную документацию. Последняя нужна для формирования полной картины.
Рассмотрим распространенные ошибки, которые выявляются в ходе аудита:
Знание типичных ошибок нужно для ускорения проверки. Аудит наиболее проблемных направлений поможет легко обнаружить недочеты.
После окончания проверки формируется общее мнение о состоянии группы компаний. Затем составляется аудиторское заключение. В нем содержатся следующие сведения:
В заключении должны быть указаны все доказательства, собранные в процессе проверки. На их основании формируется общее мнение.
Аудиторская проверка заказывается руководством для того, чтобы своевременно выявить недочеты и исправить их. Устранение ошибок позволит не допустить штрафов со стороны надзорных органов, исключает дальнейшую путаницу. Для исправления ошибок в консолидированной отчетности рекомендуется нанять специалиста.
Аудит по МСФО в 2019 году
Применение МСФО востребовано собственниками-иностранцами для понимания их бизнеса в России, банками для принятия решения по выдаче финансирования, также государством согласно закона №208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.10
Требования по МСФО предполагают, что трансформация отчетности и дальнейшая подготовка форм по МСФО осуществляется профессиональными кадрами. Для подготовки отчетности мало знать стандарты МСФО, необходимо грамотно их трактовать и применять. Поэтому большой помощью будет аудит бухгалтерской финансовой отчетности по МСФО.
Аудит МСФО - это независимая проверка финансовой отчетности подготовленной по стандартам МСФО аудируемого в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Важным моментом является то, что по закону №208 ФЗ отчетность таких компаний как кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, ряд государственных компаний, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, подлежат обязательному аудиту.
Банки и собственники компаний хотят получить мнение аудитора об отчетности по МСФО, поэтому аудит по МСФО становится все более востребованным.
Ну и конечно, в силу того, что отчетность по МСФО позволяет привлечь инвесторов, многие компании готовят отчетность по МСФО и подтверждают ее аудиторским заключением по МСФО.
Таким образом, помимо закона №208 ФЗ ряд компаний готовят отчетность в добровольном порядке.
Аудит проводится в соответствии с МСА (Международные стандарты аудита) согласно закона об аудиторской деятельности № 307 ФЗ от 30.12.2008.
Многие путают МСА и МСФО, здесь следует отметить, что МСА касается только аудиторов. Это стандарты, регламентирующие работу аудиторов, то есть то, как аудитор будет проверять организацию. Отчетность же, которую аудитор будет проверять, может быть подготовлена в соответствии с МСФО (или Российскими стандартами бухгалтерского учета РСБУ, или любыми иными).
Любовь Резникова
Руководитель направления МСФО и управленческого учета
Стандарты, которые применяются при подготовке отчетности по МСФО, универсальны. Однако, есть отрасли, например, страхование, которые предполагают применение особых стандартов, в частности IFRS 17 «Договоры страхования». Поэтому крайне важно на первоначальном этапе планирования аудита получить понимание:
От всех вышеперечисленных факторов зависит продолжительность аудита и его цена. Как правило, проводится предварительная встреча с руководителем практики, где обсуждаются все цели и пожелания клиента. Далее рассчитывается трудоемкость, и согласуются сроки и стоимость аудита.
Аудит может проводиться как в один этап, так и в несколько. Проведение аудита в несколько этапов позволяет клиенту исправить найденные ошибки своевременно, то есть до момента прохождения годового аудита.
Далее формируется команда аудиторов и ассистентов и назначается руководитель проверки. Особенностью и преимуществом организации ООО «Правовест аудит» является то, что ассистенты обладают навыками и знаниями в рамках своих компетенций, они имеют опыт работы и клиенту не приходится их учить и тратить свое время. Команда аудиторов - сотрудники профессиональные, имеющие большой опыт работы и уникальные знания, поэтому процесс прохождения аудита - это слаженная работа команды, где каждый четко понимает свою задачу.
Следующим этапом является начало проверки . Она может быть согласована как в офисе клиента, так и удаленно.
На этом этапе аудитор:
Если речь идет о проверке трансформации отчетности, то проверяются входящие данные по РСБУ. Это не является аудитом отчетности РСБУ, а служит необходимостью подтверждения цифр МСФО, которые получаются путем корректировок РСБУ отчетности. По мере своей работы аудитор заполняет рабочие документы. Они являются собственностью аудиторской компании, и впоследствии вместе с отчетом предоставляются контролеру качества.
Контролер качества - это высокопрофессиональный сотрудник аудиторской организации, обладающий комплексом знаний, который перепроверяет работу аудитора. Он независим от группы аудиторов, участвующих в проверке. Таким образом, осуществляется двойной контроль.
При подготовке отчетности по МСФО используются оценки и суждения экспертов. В данном случае аудитор изучит все представленные допущения и методологии. Профессиональное мнение играет существенную роль при формировании отчетности МСФО, однако оно должно быть обосновано.
Яркий пример, необоснованных суждений можно привести с публичной компанией. В 2014 году имел место нашумевший случай с ОАО «Авиационная компания Трансаэро», когда аудиторы не получили достаточных аудиторских доказательств по увеличению стоимости товарного знака с 2 136 000 тыс. руб. в до 61 204 982 тыс. руб. и выдали аудиторское заключение с оговоркой. В 2015 году компания Трансаэро была признана банкротом.
На основании суждений формируются корректировки по МСФО. Проверка корректировок будет следующим этапом аудита отчетности МСФО. Корректировки должны быть сделаны, принимая во внимание все стандарты МСФО, то есть компания не может игнорировать какой-то стандарт. К корректировкам будут относиться и отражение операций в текущем периоде, в случае если операции относятся к этому периоду, даже если в российском учете они отражены в следующем году.
Если аудиторы проверяют Группу компаний, то после анализа каждой отдельной отчетности внимательно анализируется консолидация на предмет верного отражения внутригрупповых операций и операций с капиталом.
Отчетность в соответствии с МСФО предполагает наличие определенных раскрытий и пояснений. Аудитор проверяет текстовые пояснения на:
Раскрытия должны отражать корректные суммы и не противоречь друг другу.
В последний день проверки проходит отчетная встреча руководителя проверки с клиентом, где обсуждаются выявленные замечания и перспективы улучшения ситуации. И завершающим этапом является получение аудиторского заключения, которое передается конечным пользователям.
В связи с нестабильной экономической ситуацией предприятия вынуждены экономить и сокращать затраты на персонал, поэтому отчетность по МСФО зачастую формируют сотрудники не обладающие нужными компетенциями. Соответственно, ошибки могут быть в сумме, в представлении, в раскрытии, в классификации.
Первое на что следует обратить внимание - это на выверку нераспределенной прибыли и входящих остатков предыдущего периода. Нераспределенная прибыль может поменяться в случае изменения учетной политики в части применения новых стандартов (например, в 2018 году это может быть при применении IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями»), и в случае обнаружения существенных ошибок. В иных случаях изменений быть не должно.
Следует также обратить внимание на комплектность отчетности .
Годовая отчетность по МСФО должна быть представлена в соответствии с IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и содержать необходимый комплект:
В формах отчетности следует обратить внимание на классификацию и представление, то есть исключить зачет активов против обязательств, грамотно определить оборотные и внеоборотные активы и обязательства.
Раскрытия часто являются не полными, в частности отсутствуют раскрытия о связанных сторонах согласно IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» либо раскрытия связанные с финансовыми инструментами согласно IFRS 9 «Финансовые инструменты».
Основные замечания, как правило, касаются корректировок (суммовых выражений, либо отсутствия необходимых корректировок).
Таким образом, МСФО имеет много нюансов и является отнюдь не простой областью. Чтобы убедиться в том, что вы правильно подготовили такую отчетность следует довериться профессионалам. Аудит финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходим компаниям, формирующим такую отчетность, т.к. позволяет убедиться в ее достоверности.
Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Одной из трудоемких и актуальных задач аудита в свете последних изменений в законодательстве и в экономической обстановке в РФ является аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим назначение, состав и комплекс вопросов, возникающих при аудите такой отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность составляется группой компаний для удовлетворения информационной потребности различных заинтересованных лиц и служит основой для принятия такими лицами экономических решений. Следовательно, такая отчетность должна содержать достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы компаний, а достоверность такой информации должна быть подтверждена независимой аудиторской проверкой.
В настоящее время крупные российские группы компаний составляют такую отчетность по требованию различных структур - банков, бирж, акционеров. В ближайшем будущем, с принятием Закона «О консолидированной финансовой отчетности», такая отчетность будет обязательной для групп компаний, акции которых котируются на бирже. Также согласно проекту закона такая отчетность должна будет в обязательном порядке проходить аудиторскую проверку.
В Международных стандартах аудита (МСА) цель аудита выражена следующим образом: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях, и соответствии с установленными основными принципами подготовки финансовой отчетности». Согласно положениям МСФО консолидированная финансовая отчетность подпадает под определение финансовой отчетности. Таким образом, целью аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, является выражение мнения аудитора о том, составлена ли консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
Предмет выражения мнения - консолидированная финансовая отчетность в целом, т.е. совокупность всех ее составных элементов. Следовательно, консолидированная финансовая отчетность по МСФО не содержит искажений при соблюдении следующих условий:
Состав группы компаний определен исходя из требований МСФО;
Единая учетная политика группы компаний для целей консолидации составлена с учетом всех требований и изменений МСФО;
Отчетность по МСФО дочерних компаний построена на базе отчетностей по РСБУ, которая не содержит искажений, с учетом требований единой учетной политики;
Процесс консолидации прошел без ошибок, с учетом всех требований МСФО;
В консолидированной финансовой отчетности раскрыта дополнительная информация согласно требованиям МСФО.
В ходе проведения проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, должны быть решены следующие основные задачи.
1.Проверка обоснования включения дочерних компаний в группу компаний для целей консолидации.
2.Проверка отражения принципов МСФО в единой учетной политики группы компаний для целей консолидации.
3.Проверка правильности составления финансовой отчетности дочерними компаниями группы:
Финансовой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ);
Финансовой отчетности по МСФО.
4.Проверка правильности проведения процесса консолидации и получения консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
5.Проверка полноты раскрытия информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Аудиторская проверка консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, проводится на основе следующих законодательных и нормативных документов, формирующих информационную базу проверки.
1.Международные стандарты аудита.
2.Международные стандарты финансовой отчетности.
3.Гражданский кодекс РФ 4 ч.
4.Налоговый кодекс РФ ч. 1 и 2.
5.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. (в редакции изменений от 28.12.2010.)
6.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)
7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)
8.ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в редакции изменений от 08.11.10.)
9.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)
10.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г. (в редакции изменений от 08.11.10.) (для отчетности за 2010 и ранее годы).
11.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02 июля 2010 г.
Источники информации, используемые при проверке консолидированной финансовой отчетности по МСФО:
I. Организационно-распорядительные документы:
Устав материнской компаний, уставы дочерних компаний;
Учетная политика дочерних и материнской компаний, учетная политика для целей консолидации финансовой отчетности группы компаний по МСФО;
План счетов дочерних и материнской компаний;
Внутригрупповые процедуры по документированию, обработке учетной информации, составлению финансовой отчетности, консолидации финансовой отчетности.
II. Отчетность группы компаний:
Бухгалтерская отчетность по РСБУ компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
Финансовая отчетность по МСФО компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
Консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО за отчетный и предыдущий периоды.
III. Подтверждающая информация:
Устные и письменные утверждения руководства группы компаний, топ-менеджмента материнской и (или) дочерних компаний;
Рабочие документы аудитора и переписка с клиентом за прошлые годы, если клиент постоянный;
Переписка клиента с налоговыми органами, акты налоговых проверок;
Данные бухгалтерского учета и подтверждающая информация, включая договоры, первичные документы и подтверждения от третьих лип;
Аудиторские заключения прошлых лет.
При составлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО возможны различные упущения, ошибки, неточности.
Основные типовые ошибки при определении структуры группы компаний приведены ниже.
1.Включение в группу компаний только национальных дочерних компаний.
2.Исключение из группы компаний дочерних компаний, в которых материнская компания не владеет более 50% акций, но присутствует четкий контроль над дочерней компанией.
3.Включение в группу компаний дочерних компаний, в которых материнская компания владеет более 50% акций, но отсутствует контроль над дочерний компанией.
4.Включение в группу дочерних компаний, контроль над которыми временный.
5.Включение в группу дочерних компаний, которые действуют в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно уменьшают контроль.
Исключение из группы дочерних компаний из-за отличия их деятельности от деятельности других компаний группы.
При ведении отчетности по МСФО компаниями, входящими в группу компаний, возможны следующие ошибки.
1.При учете основных средств не учитываются требования учетной политики для целей консолидации в области минимальной стоимости основных средств, которая отличается от требований РСБУ.
2.При начислении амортизации используются тот же метод, что и в РСБУ. Также начисляется амортизация по тем основным средствам, которые по МСФО не являются основными средствами.
3.При учете запасов не проведены перерасчеты корректировки в соответствии с учетной политикой для целей консолидации.
4.При переносе хозяйственных операций в план счетов по МСФО происходит неправильный перенос в случае, когда одному счету по РСБУ соответствует несколько счетов по МСФО.
5.При пересчете операций в иностранной валюте не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
6.При расчете резервов (под недобросовестных дебиторов, под обесценивание ценных бумаг, под гарантийный возврат товаров) не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
7.При расчете отложенного налога на прибыль возникают ошибки из-за неправильного определения составляющих отложенного налога.
8.В отношении хозяйственных операций не всегда соблюдается принцип их отражения в том отчетном периоде, в котором они фактически проведены. Особенно для хозяйственных операций, по которым счета выставляются с опозданием.
9.В учете арендованных основных средств, которые в РСБУ учитываются на забалансовых счетах арендатора, не учтены требования МСФО.
10. В толковании денежных средств, на которые наложены ограничения, - невыполнение требования МСФО по учету таких денежных средств на отдельном счете долгосрочных активов.
11. При осуществлении сделок с ценными бумагами с условиями их обратного выкупа - невыполнение требований МСФО по учету таких сделок как сделок по получению займа.
При использовании принципов МСФО в процессе консолидации ошибки таковы.
1.Компании, входящие в группу компаний, не проводят суммирования выверки остатков на счетах внутригрупповых расчетов.
2.Арифметические ошибки при постатейном суммировании отчетности дочерних компаний.
3.Ошибки в процессе расчета доли меньшинства вследствие изменений собственного капитала дочерней компании.
4.Ошибки при сворачивании балансовой стоимости инвестиций материнской компании в дочерние компании и замене ее стоимостью части дочерней компании.
5.Неточности в КФО из-за ошибок в автоматизированной системе составления отчетности.
6. В примечаниях к КФО не раскрываются события после отчетной даты.
7. В примечаниях к КФО не раскрываются характер взаимоотношений между связанными сторонами.
8. В примечаниях к КФО раскрывается не в полном объеме информация о группе компаний.
В примечаниях к КФО раскрываются не в полном объеме информация о функциональной валюте и причинах представления отчетности в валюте, отличной от функциональной.
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки. Аудиторская проверка консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, проводится на основе следующих законодательных и нормативных документов, формирующих информационную базу проверки.
1. Международные стандарты аудита.
2. Международные стандарты финансовой отчетности.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Налоговый кодекс РФ.
7. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н от 29 июля 1998 г.
8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» № 94н от 31 октября 2000 г.
9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» № 60н от 9 декабря 1998 г.
10. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22 июля 2003 г.
Одной из трудоемких и актуальных задач аудита в свете последних изменений в законодательстве и в экономической обстановке в РФ является аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим назначение, состав и комплекс вопросов, возникающих при аудите такой отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность составляется группой компаний для удовлетворения информационной потребности различных заинтересованных лиц и служит основой для принятия такими лицами экономических решений. Следовательно, такая отчетность должна содержать достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы компаний, а достоверность такой информации должна быть подтверждена независимой аудиторской проверкой.
В настоящее время крупные российские группы компаний составляют такую отчетность по требованию различных структур - банков, бирж, акционеров. В ближайшем будущем, с принятием Закона «О консолидированной финансовой отчетности», такая отчетность будет обязательной для групп компаний, акции которых котируются на бирже. Также согласно проекту закона такая отчетность должна будет в обязательном порядке проходить аудиторскую проверку.
Цель проверки и источники информации. В Международных стандартах аудита (МСА) цель аудита выражена следующим образом: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами подготовки финансовой отчетности». Согласно положениям МСФО консолидированная финансовая отчетность подпадает под определение финансовой отчетности. Таким образом, целью аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, является выражение мнения аудитора о том, составлена ли консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
Предмет выражения мнения - консолидированная финансовая отчетность в целом, т.е.
Совокупность всех ее составных элементов. Следовательно, консолидированная финансовая отчетность по МСФО не содержит искажений при соблюдении следующих условий:
Состав группы компаний определен исходя из требований МСФО;
Единая учетная политика группы компаний для целей консолидации составлена с учетом всех требований и изменений МСФО;
Отчетность по МСФО дочерних компаний построена на базе отчетностей по РСБУ, которая не содержит искажений, с учетом требований единой учетной политики;
Процесс консолидации прошел без ошибок, с учетом всех требований МСФО;
В консолидированной финансовой отчетности раскрыта дополнительная информация согласно требованиям МСФО.
В ходе проведения проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, должны быть решены следующие основные задачи.
1. Проверка обоснования включения дочерних компаний в групп- пу компаний для целей консолидации.
2. Проверка отражения принципов МСФО в единой учетной политики группы компаний для целей консолидации.
3. Проверка правильности составления финансовой отчетности дочерними компаниями группы:
Финансовой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ);
Финансовой отчетности по МСФО.
4. Проверка правильности проведения процесса консолидации и получения консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
5. Проверка полноты раскрытия информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Источники информации, используемые при проверке консолидированной финансовой отчетности по МСФО:
I. Организационно-распорядительные документы:
Устав материнской компаний, уставы дочерних компаний;
Учетная политика дочерних и материнской компаний, учетная политика для целей консолидации финансовой отчетности группы компаний по МСФО;
План счетов дочерних и материнской компаний;
Внутригрупповые процедуры по документированию, обработке учетной информации, составлению финансовой отчетности, консолидации финансовой отчетности.
II. Отчетность группы компаний:
Бухгалтерская отчетность по РСБУ компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
Финансовая отчетность по МСФО компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;
Консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО за отчетный и предыдущий периоды.
III. Подтверждающая информация:
Устные и письменные утверждения руководства группы компаний, топ-менеджмента материнской и (или) дочерних компаний;
Рабочие документы аудитора и переписка с клиентом за прошлые годы, если клиент постоянный;
Переписка клиента с налоговыми органами, акты налоговых проверок;
Данные бухгалтерского учета и подтверждающая информация, включая договоры, первичные документы и подтверждения от третьих лиц;
Аудиторские заключения прошлых лет.
План и программа аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Содержание плана и программы аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности по МСФО приведены в табл. 18.10 и 18.11.
Таблица 18.10. Общий план аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности по МСФО
Проверяемая организация ОАО «Группа 4»
Число человеко-часов 720
Руководитель аудиторской группы Песков М.В.
Состав аудиторской группы Песков М.В., Золотарев И.А.,
Карпов Р.В.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1) качественно - соответствие
нормативным актам 2) количественно - 2%
№ | Планируемые виды работ (комплексы задач) | Период проведения | Исполнители |
1 | Проверка структуры группы компаний | Январь 2007 | Песков М.В. |
2 | Проверка учетной политики группы компаний для целей консолидации | Февраль 2007 | Песков М.В. Золотарев И.А. |
3 | Проверка отчетности дочерних компаний | Апрель 2007 | Песков М.В. Золотарев И.А. |
4 | Проверка процесса консолидации финансовой отчетности | Апрель 2007 | Карпов Р.В. |
5 | Проверка полноты раскрытия информации в консолидированной финансовой отчетности | Май 2007 | Карпов Р.В. |
Таблица 18.11. Программа проведения аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности по МСФО
Проверяемая организация Период проверки
Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности
Песков М.В.
Песков М.В., Золотарев И.А., Карпов Р.В.
1) качественно - соответствие нормативным актам
2) количественно - 2%
№ | bgcolor=white>Период | Исполнители | Рабочие документы аудитора |
|
1. Проверка структуры группы компаний | ||||
1.1 | Изучение состава дочерних компаний | Январь 2007 | Песков М.В. | Уставы, учредительные документы, договоры приобретения акций компаний. Бухгалтерская отчетность дочерних компаний |
1.2 | Анализ соответствия условиям включения дочерних компаний в процесс консолидации | Январь 2007 | Песков М.В. | Уставы, учредительные документы, заявления руководства |
1.3 | Анализ качества ведения бухгалтерского учета дочерними компаниями | Январь 2007 | Песков М.В. | Аудиторские заключения прошлых периодов |
2. Проверка учетной политики группы компаний для целей консолидации | ||||
2.1 | Анализ соответствия принципов, раскрытых в учетной политике, для целей консолидации, принципам МСФО | Февраль | Песков М.В. Золотарев ИА. | Учетная политика для целей консолидации |
2.2 | Анализ внутренних процедур для составления консолидированной отчетности | Февраль | Песков М.В. Золотарев ИА. | Учетная политика для целей консолидации, внутренние регламенты |
Продолжение табл. 18.11
|
Методика проверки консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Рассмотрим более подробно проведение процедур на каждом из этапов.
1. Проверка структуры группы компаний. На этом этапе задачей аудитора является построить «схему» входящих в группу компаний. Также в эту схему необходимо вписать ассоциированные компании. В рабочем документе следует выделить следующие данные по каждой из дочерних компаний:
Названия дочерней компании;
Страну нахождения;
Долю контроля материнской компании над дочерней компанией;
Типы и реквизиты документов, подтверждающих контроль материнской компании над дочерней. При сложной схеме контроля - описание и документальное подтверждение наличия контроля. В случае контроля без документов - подтверждение фактов контроля. В случаях отсутствия контроля при соблюдении всех формальных признаков контроля - заявление руководства с подробным объяснением ситуации;
Дату приобретения;
Дату планируемой продажи;
Дату планируемого прекращения деятельности;
Последний период официальной бухгалтерской отчетности, который подвергался аудиту;
Удельный вес в доходах группы;
Удельный вес в активах группы;
Удельный вес в обязательствах группы;
Мнение аудитора о правомерности включения дочерней компании в группу компаний.
После построения схемы группы компаний аудитор должен получить ответы на следующие ключевые вопросы при аудите консолидированной финансовой отчетности:
Все ли дочерние компании приняли участие в процессе консолидации;
Каков точный географический разброс группы, т.е. в каких странах находятся компании, входящие в группу компаний;
Каково состояние официальной бухгалтерской отчетности - на основании отчетов аудиторов дочерних компаний;
Каков удельный вес дочерних компаний в основных статьях финансовой отчетности.
На основании этих данных аудитор может включить или исключить дочерние компании из программы аудита консолидированной финансовой отчетности.
Суммарные результаты проведения данной процедуры оформляются рабочим документом аудитора, в который вносится информация о всех дочерних компаниях.
2. Проверка учетной политики группы компаний для целей консолидации. Для оценки принципов, на основании которых сформирована КФО, и оценки соответствия принципов учетной политики группы компаний принципам МСФО аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемой группы компаний.
Анализ учетной политики осуществляется с целью:
Установления расхождений в определении показателей финансовой отчетности по учетной политике группы компаний и МСФО;
Выявления ключевых по риску элементов;
Выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемой группы компаний.
При выявлении несоответствия принципов, указанных в учетной политике группы, для целей консолидации принципам МСФО аудитор должен указать в своей рабочей документации обнаруженные расхождения и влияние таких расхождений на КФО.
3. Проверка отчетности дочерних компаний. На этом этапе аудитору необходимо получить доказательства того, что составление отдельной финансовой отчетности дочерних компаний по МСФО поставлено на должном уровне, отчетность не содержит существенных искажений, построена на базе учетной политики для целей консолидации группы компаний. Для дочерних компаний, которые аудитор выбрал для проведения проверки, необходимо получить уверенность в том, что:
Дочерняя компания составляет отчетность по МСФО с учетом всех требований МСФО и учетной политики группы компаний для целей консолидации;
Данные бухгалтерской отчетности дочерней компании не содержат искажений. Если такая отчетность прошла аудиторскую проверку, проведение повторной проверки нецелесообразно;
Для устранения несоответствия между бухгалтерской учетной политикой дочерней компании и учетной политикой для целей консолидации группы по МСФО применяется комплекс корректирующих проводок, который устраняет указанные расхождения;
Компьютерные информационные системы, применяемые в дочерней компании, соответствуют внутригрупповым стандартам, которые составлены с требованиями МСФО;
Управленческий персонал не имеет скрытого интереса в умышленном искажении результатов финансовой отчетности по МСФО в целях получения вознаграждения. К примеру, ежегодная премия управленческого персонала рассчитывается по итогам отчетности по МСФО;
Персонал, составляющий отчетность по МСФО, обладает достаточной квалификацией и знаниями в данной области.
На основании своего профессионального мнения и с учетом специфики дочерней компании аудитор выбирает аудиторские процедуры, которые необходимо провести для проверки правильности отчетности по МСФО дочерних компаний.
После завершения этого этапа у аудитора будет сформировано мнение, что группа компаний сформирована исходя из требований МСФО и отчетность дочерних компаний по МСФО построена на основании бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором, с учетом требований учетной политики для целей консолидации в соответствии с требованиями МСФО.
4. Проверка процесса консолидации финансовой отчетности. Прежде всего необходима проверка соответствия элиминируемых показателей и использование единого курса валют. На практике при составлении консолидированной финансовой отчетности одной из самых распространенных ошибок является несогласованность остатков на счетах внутригрупповых операций дочерних компаний. Особенно часто эта ошибка возникает в случаях, когда в группе присутствуют компании, ведущие учет в разных валютах. При процессе консолидации такая несогласованность ведет к неполному сворачиванию внутригрупповых результатов и появлению искажений в консолидированной финансовой отчетности.
После этого проводят проверку правильности проведения процедуры консолидации по МСФО. На этом этапе аудитору необходимо получить уверенность в том, что процедура проведения консолидации проведена в соответствии с требованиями МСФО. Основными вопросами на этом этапе для аудитора будут:
Применение всеми дочерними компаниями единых курсов валют;
Построение отчетности по МСФО дочерними компаниями на единую дату с консолидированной финансовой отчетностью;
Расчет доли меньшинства в соответствии с требованиями МСФО;
Исключение остатков по внутригрупповым операциям;
Отсутствие арифметических ошибок при постатейном суммировании показателей отчетности дочерних компаний;
Замещение стоимости инвестиций материнской компании в дочерние компании частью собственного капитала дочерней компании.
В практику компаний, составляющих консолидированную финансовую отчетность, входит применение различных информационных систем для составления консолидированной отчетности. Задачами таких систем является проведение консолидации на основании отчетности дочерних компаний. В таких системах на входе в систему присутствуют отчетность дочерних компаний в виде специально созданных файлов, на выходе - консолидированная отчетность. Примером такой системы может служить Hyperion Financial Management, Hyperion Enterprise от компании Hyperion Solutions. В случае применения систем, созданных по заказу группы компании в индивидуальном порядке, аудитору необходимо получить доказательства, что система проводит процесс консолидации в соответствии с требованиями МСФО. В таком случае следует использовать работу эксперта в области ИТ.
5. Проверка полноты раскрытия информации в пояснениях к КФО. На этом этапе проводится проверка полноты раскрытия информации в пояснениях к консолидированной финансовой отчетности.
МСФО 1 определяет информацию, которая содержится в пояснениях к финансовой отчетности как «информацию, предоставляемую в дополнение к балансу, отчету о прибылях и убытках, отчету об изменениях в собственном капитале и отчету о движении денежных средств. В примечаниях приводятся повествовательные описания или более подробный анализ статей, раскрытых в финансовой отчетности, а также информации о тех статьях, которые не отвечают критериям признания в финансовой отчетности».
Многие группы компаний представляют помимо финансовой отчетности финансовый обзор для руководства организации, в котором описываются и объясняются основные характеристики результатов деятельности организации, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которым она сталкивается. Такой отчет может содержать обзор:
Основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменения конъюнктуры, в условиях которой действует организация, реакции организации на эти изменения и их воздействия, а также инвестиционной политики организации, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, включая ее политику в области дивидендов;
Источников финансирования организации и ее плановых показателей соотношения обязательств и собственного капитала;
Тех средств организации, которые не признаны в балансе в соответствии с МСФО.
В процессе аудита консолидированной финансовой отчетности раскрытие полноты информации в примечаниях к финансовой отчетности играет важную роль, так как формы консолидированной отчетности каждая группа компаний разрабатывает для себя в индивидуальном порядке в зависимости от вида бизнеса, структуры группы, целей составления консолидированной отчетности по МСФО.
Часто в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности представлена информация нефинансового характера. Аудитор, в свою очередь, должен быть уверен, что любая представленная аудируемым лицом дополнительная информация, не охваченная мнением аудитора, четко и ясно отделена от проверенной в ходе аудита финансовой отчетности. Если же аудитор приходит к выводу, что любая информация, не подлежащая аудиту, не дифференцируется достаточно четко с финансовой отчетностью, то он должен включить в аудиторское заключение пояснения, что данная информация не подлежала проверке.
То, что дополнительная информация не подлежит проверке, не освобождает аудитора от необходимости рассматривать эту информацию, чтобы выявить существенные несоответствия с финансовой отчетностью. Обязанности аудитора в отношении дополнительной информации установлены МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность».
Типичные ошибки. При составлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО возможны различные упущения, ошибки, неточности.
Основные типовые ошибки при определении структуры группы компаний приведены ниже.
1. Включение в группу компаний только национальных дочерних компаний.
2. Исключение из группы компаний дочерних компаний, в которых материнская компания не владеет более 50% акций, но присутствует четкий контроль над дочерней компанией.
3. Включение в группу компаний дочерних компаний, в которых материнская компания владеет более 50% акций, но отсутствует контроль над дочерний компанией.
4. Включение в группу дочерних компаний, контроль над которыми временный.
5. Включение в группу дочерних компаний, которые действуют в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно уменьшают контроль.
6. Исключение из группы дочерних компаний из-за отличия их деятельности от деятельности других компаний группы.
При ведении отчетности по МСФО компаниями, входящими в группу компаний, возможны следующие ошибки.
1. При учете основных средств не учитываются требования учетной политики для целей консолидации в области минимальной стоимости основных средств, которая отличается от требований РСБУ.
2. При начислении амортизации используются тот же метод, что и в РСБУ. Также начисляется амортизация по тем основным средствам, которые по МСФО не являются основными средствами.
3. При учете запасов не проведены перерасчеты корректировки в соответствии с учетной политикой для целей консолидации.
4. При переносе хозяйственных операций в план счетов по МСФО происходит неправильный перенос в случае, когда одному счету по РСБУ соответствует несколько счетов по МСФО.
5. При пересчете операций в иностранной валюте не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
6. При расчете резервов (под недобросовестных дебиторов, под обесценивание ценных бумаг, под гарантийный возврат товаров) не соблюдается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.
7. При расчете отложенного налога на прибыль возникают ошибки из-за неправильного определения составляющих отложенного налога.
8. В отношении хозяйственных операций не всегда соблюдается принцип их отражения в том отчетном периоде, в котором они фактически проведены. Особенно для хозяйственных операций, по которым счета выставляются с опозданием.
9. В учете арендованных основных средств, которые в РСБУ учитываются на забалансовых счетах арендатора, не учтены требования МСФО.
10. В толковании денежных средств, на которые наложены ограничения, - невыполнение требования МСФО по учету таких денежных средств на отдельном счете долгосрочных активов.
11. При осуществлении сделок с ценными бумагами с условиями их обратного выкупа - невыполнение требований МСФО по учету таких сделок как сделок по получению займа.
При использовании принципов МСФО в процессе консолидации ошибки таковы.
1. Компании, входящие в группу компаний, не проводят суммирования выверки остатков на счетах внутригрупповых расчетов.
2. Арифметические ошибки при постатейном суммировании отчетности дочерних компаний.
3. Ошибки в процессе расчета доли меньшинства вследствие изменений собственного капитала дочерней компании.
4. Ошибки при сворачивании балансовой стоимости инвестиций материнской компании в дочерние компании и замене ее стоимостью части дочерней компании.
5. Неточности в КФО из-за ошибок в автоматизированной системе составления отчетности.
6. В примечаниях к КФО не раскрываются события после отчетной даты.
7. В примечаниях к КФО не раскрываются характер взаимоотношений между связанными сторонами.
8. В примечаниях к КФО раскрывается не в полном объеме информация о группе компаний.
9. В примечаниях к КФО раскрываются не в полном объеме информация о функциональной валюте и причинах представления отчетности в валюте, отличной от функциональной.
Вопросы для самопроверки
1. Какими основными нормативными документами должен руководствоваться аудитор при проведении аудиторской проверки годовой отчетности?
2. Кто должен составлять и оформлять отчетность?
3. Кто согласно законодательству несет ответственность за правильность бухгалтерской отчетности?
4. Каков состав годовой бухгалтерской отчетности?
5. Какие реквизиты обязательны для заполнения в заголовочной части форм?
6. В какой оценке должны быть представлены числовые показатели статей баланса?
7. При выполнении каких обязательных условий отчетность акционерных обществ может быть сдана в налоговые органы?
8. На основе каких документов составляется отчетность при использовании журнально-ордерной формы?
9. По каким документам составляется отчетность при использовании мемориально-ордерной формы?
10. Для каких видов деятельности составляется сводная бухгалтерская отчетность?
11. Назовите особенности аудита отчетности при ликвидации и реорганизации экономических субъектов.
12. В чем состоят особенности аудита отчетности малых предприятий?
13. На кого распространяется действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?
14. Каковы действия аудитора, если он не обнаружил нарушений при аудите отчетности?
15. Перечислите действия аудитора, если он обнаружил нарушения в составленных формах отчетности.
16. Сформируйте цель аудита согласно МСА.
17. Назовите три группы источников информации при проверке консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
18. В чем основная задача аудита структуры группы компаний?
19. Как сказывается наличие схемы вознаграждения управленческого персонала на качество составления финансовой отчетности?
20. Раскройте назначение примечаний к консолидированной финансовой отчетности.