Обязательная публикация аудиторского заключения

Нужно ли вносить сведения о результатах обязательного аудита в в случае, если заказчиком данных услуг являлось физическое лицо?

Должна ли организация вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр пояснит статья.

Вопрос: Нужно ли вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случае, если заказчиком данных услуг являлось физическое лицо? Кто должен это делать?

Ответ: Обязательно нужно вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц , за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну.

Данная обязанность в силу закона возложена на Заказчика, вне зависимости от того кем он является юридическим или физическим лицом (ч. 6 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Однако обязанность по проведению обязательного аудита возложена на юридических лиц, а значит, и опубликовывать результаты должна организация.

Нужно ли вносить результаты обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений

Сведения о результатах обязательного аудита заказчик обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц . А именно:

  • данные аудируемого лица. ИНН, ОГРН, СНИЛС;
  • данные аудитора. Наименование (Ф. И. О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;
  • перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;
  • дату аудиторского заключения, мнения аудитора о достоверности отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности. Но только если это не государственная или коммерческая тайна.

Если компания не обнародует заключение аудиторов или подаст неверные сведения, Росреестр вправе оштрафовать директора до 10 000 руб. За опоздание с представлением сведений административный штраф на руководителя до 5000 руб. За повторное нарушение штраф вырастет до 10 000-50 000 руб. Директора также могут дисквалифицировать на срок до трех лет (ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ). Как внести сведения в федресурс и кто может не выполнять новое требование? Алгоритм действий следующий.

Шаг 1. Проверьте, подлежит ли отчетность обязательному аудиту

Другие сведения должны вносить компании. С 1 октября в числе таких сведений сведения об обязательном аудите бухгалтерской отчетности. Если организация заказала аудит по своему желанию, она не обязана вносить данные об аудите в реестр.

Проводить аудит, а значит, и публиковать его результаты обязаны (п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

Акционерные общества;
-компании, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах;
-банки, страховые компании, НПФ и пр.;
-компании с выручкой за предыдущий год больше 400 млн. руб. или суммой активов бухгалтерского баланса на конец предыдущего года свыше 60 млн. руб.;
-компании, которые сдают и (или) раскрывают годовую сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

С 1 января 2017 года обязанность проводить аудит своей отчетности появится также у застройщиков, привлекающих деньги участников долевого строительства многоквартирных домов. Об этом Минфин напомнил в информационном сообщении от 13.07.16 № ИС-аудит-5 .

Проверьте, должна ли компания проводить аудит. Если нет, вносить в федресурс сведения об аудите не нужно.

Шаг 2. Сверьте дату аудиторского заключения

Публикация одного сообщения стоит 805 руб.

Компании должны подать в федресурс сведения о результатах аудита в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с даты, которая стоит в аудиторском заключении. На 7 ноября на федресурсе было опубликовано 445 сообщений о результатах обязательного аудита.

Важно, какая дата указана в аудиторском заключении - до 1 октября 2016 года или после. Если до 1 октября - вносить в ЕФРС сведения по аудированной отчетности за 2015 год не нужно.

Некоторые организации размещают в реестре сведения об аудиторских заключениях, выданных весной и летом текущего года. Закон этого не требует. Новые правила вступили в силу с 1 октября этого года, и они не имеют обратной силы. Требование о публикации в ЕФРС сведений об обязательном аудите распространяется только на аудиторские заключения, которые выданы 1 октября 2016 года и позже.

ВАЖНО

Какие сведения компании обязаны публиковать в федресурсе

С 1 октября 2016 года компании, помимо результатов обязательного аудита, должны публиковать в федресурсе следующую информацию. Это данные:

О заключении договора лизинга (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ);
-выдаче независимой гарантии (подп. «н.2» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ);
-членстве в СРО (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.07 № 315-ФЗ);
-появлении признаков банкротства (подп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ);
-уступке денежного требования (подп. «н.3» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ);
-взыскании судебным приставом имущества организации (ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ);
-финансовой или бухгалтерской отчетности, если компания по закону обязана раскрывать такую информацию в СМИ (подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Компании должны публиковать в федресурсе и другие сведения. В частности, о стоимости чистых активов, лицензиях, введении арбитражным судом наблюдения в компании, залоге своего имущества (подп. « », « », « », « », «н1 » и « » п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ)

Шаг 3. Подготовьте сообщение для федресурса

В сообщении в федресурс укажите сведения о своей компании и организации, которая проводила аудит: их наименования, ИНН и ОГРН. Если аудиторскую проверку проводил индивидуальный аудитор - приведите его ФИО и СНИЛС (при наличии).

Обозначьте период, за который компания составила бухгалтерскую отчетность: 01.01.2015-31.12.2015. Перечислите состав бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводилась аудиторская проверка. Например:

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года;
-отчет о финансовых результатах за 2015 год;
-отчет об изменении капитала за 2015 год;
-отчет о движении денежных средств за 2015 год.

Укажите в сообщении для федресурса дату аудиторского заключения и опубликуйте мнение аудитора. Стандартная формулировка мнения выглядит так: «Бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ООО “Компания” по состоянию на 31.12.2015, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2015 год в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Такую рекомендацию содержит пункт 16 ФСАД 1/2010 (утв. приложением 1 к приказу Минфина России от 20.05.10 № 46н).

В сообщении, которое подготовили для публикации, обязательно приведите вывод аудитора. Прикреплять ли к сообщению на федресурсе текст аудиторского заключения или нет - решать самой компании. Это ее право, а не обязанность.

К сообщению необязательно прикреплять аудиторское заключение

Компания также должна указать в сообщении обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности (ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.07.16 № 360-ФЗ). О таких обстоятельствах информируют в своем заключении аудиторы, если выражают мнение с оговоркой. Но если речь идет о государственной или коммерческой тайне, такие обстоятельства компания вправе не обнародовать.

Многие компании в сообщении на федресурсе ограничиваются фразой о том, что такие обстоятельства есть, но не приводят сами обстоятельства. Будет ли это считаться нарушением, пока неясно, судебной практики нет. Но в случае претензий компания может сослаться на то, что эти сведения составляют коммерческую тайну.

Подать сведения в реестр можно через нотариуса

Компания может внести в федресурс сведения об обязательном аудите, воспользовавшись услугами нотариуса. Сообщение компании тогда подписывает своей электронной подписью нотариус. Этот вариант предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ. Так компания может избежать затрат на получение собственной электронной подписи для работы с федресурсом.

Публикация сведений через нотариуса может быть выгодна компаниям, которые должны публиковать сведения в федресурсе не регулярно, а разово. Стоимость услуг нотариуса может оказаться меньше, чем получение сертификата электронной подписи. Нотариусу нужно предоставить бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение и другие документы

Шаг 4. Получите специальную электронную подпись

Внести сведения в ЕФРС компания может только в электронном виде. Этого требуют пункты и статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ и п. 2.5 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.13 № 178 . Компания пыталась оспорить в суде это правило. Но Конституционный суд подтвердил, что требование законно и не нарушает права компании (определение КС РФ от 15.09.15 № 1838-О).

Чтобы внести сведения, сначала проверьте в удостоверяющем центре функционал своей электронной подписи. Речь идет о подписи, которую компания использует для сдачи отчетности в налоговую инспекцию, фонды, для получения различных госуслуг. Необходимо выяснить, подходит ли эта подпись для работы с федресурсом. Если не подходит, получите в удостоверяющем центре дополнительную усиленную квалифицированную электронную подпись. Ее стоимость варьируется от 2000 до 7000 руб.

Шаг 5. Зарегистрируйтесь и опубликуйте сообщение

После получения в удостоверяющем центре электронной подписи установите на своем компьютере программу с сайта fedresurs.ru . Зарегистрируйтесь в личном кабинете на этом сайте. Затем укажите свои платежные реквизиты. Далее в разделе «Сообщения» выберите опцию «Создать сообщение». В форме приведите текст сообщения. Нажмите «Сохранить», затем - «К подписи». Сообщение будет подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Чтобы опубликовать сообщение в реестре, его нужно сначала оплатить (ч. 6 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Одно сообщение стоит 805 руб. (информация на сайте fedresurs.ru от 11.03.2016). Счет на оплату сформируйте в личном кабинете. Сведения об обязательном аудите будут опубликованы на сайте на следующий рабочий день после того, как деньги поступят оператору федресурса (см. образец сообщения ниже).

Компания вправе учесть платеж при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 28.01.14 № 03-01-10/3110). Электронный акт и счет-фактуру компания может получить на сайте fedresurs.ru в своем личном интернет-кабинете.

Отсутствие оплаты или электронной подписи в сообщении - это основания для отказа в публикации сведений в федресурсе (п. 10 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Подтвердить оплату поможет платежка. Ее нужно предъявить, если к компании возникнут претензии. «Цеплять» скан платежки к сообщению, которое компания отправляет на федресурс, не нужно. Если компания задержала оплату - штраф за опоздание с публикацией сведений начислят ее директору.

Судебной практики по административным штрафам за непубликацию или более позднюю публикацию в реестре сведений об обязательном аудите пока не сложилось. Требование о размещении таких сведений вступило в силу только с 1 октября этого года. Но есть судебная практика по штрафам за непубликацию других сведений в федресурсе. И судьи признают их законными (постановление Октябрьского районного суда г. Уфы от 01.06.16 № 5-336/2016).

Как внести информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

Чтобы внести необходимую информацию в Федресурс необходимо:

  1. Установить на компьютере специальную программу;
  2. Зарегистрироваться на сайте Федресурса;
  3. Составить и подписать квалифицированной электронной подписью сообщение для размещения;
  4. Оплатить счет.

1. Установить программу

Чтобы установить специальную программу, нужно:

  • зайти с компьютера на интернет-страницу Помощь (на сайте федресурса);
  • скачать в разделе «Программное обеспечение» файл «Инсталлятор ActiveX-компонента»;
  • открыть этот файл и выполнить инструкцию по установке.

2. Зарегистрироваться

Чтобы зарегистрироваться на сайте федресурса, нужно:

  • зайти с компьютера на главную страницу сайта;
  • нажать на кнопку «Вход по сертификату», которая расположена в верхней левой части страницы;
  • поставить галочку напротив слов «Согласие с правилами взаимодействия»;
  • нажать на кнопку «Вход»;
  • выбрать в появившемся окне сертификат электронной подписи, который установлен на компьютере.

После регистрации пользователь сайта попадет на страницу личного кабинета.

3. Составить сообщение и подписать сообщение

Чтобы составить сообщение для публикации, необходимо:

  • нажать на кнопку «Сообщения» в верхней строке личного кабинета;
  • нажать в открывшемся окне на кнопку «Создать сообщение»;
  • выбрать в предложенном списке нужный тип сообщения («Получение лицензии», «Сведения о раскрытии финансовой отчетности», «Сообщение о вступлении в СРО» и т. д.);
  • заполнить данные.

Пример заполнения данных в окне «Сообщение о вступлении в СРО»

После заполнения всех необходимых полей сообщения, нужно:

  • нажать внизу страницы на кнопку «К подписи»;
  • в открывшемся окне проверить итоговый текст сообщения и нажать на кнопку «Подписать»;
  • выбрать сертификат, по которому пользователь вошел в личный кабинет.

В итоге у сообщения появится статус «Подписано».

4. Ооплатить счет

В окне подписанного сообщения нужно нажать на кнопку «Перейти к счету». После этого пользователь попадет на страницу «Счета». Необходимо нажать на строку с составленным сообщением и перейти в карточку счета. Он формируется автоматически.

Плата за внесение сведений в федресурс составляет 805 руб. Она не зависит от типа и объема сообщения. Внести ее (оплатить счет) стоит как можно быстрее.

Оператор федресурса публикует сообщение в течение одного рабочего дня после того, как поступила оплата (п. 2.6 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178).

Какие сведения нужно вносить в федресурс

Закон предусматривает ряд данных, которые компании и предприниматели должны самостоятельно отражать в федресурсе.

Если эту обязанность нарушить, возникнет риск административной ответственности.

В федресурсе необходимо отражать:

  • десять общих ситуаций - для всех заявителей;
  • две дополнительные ситуации - только для юридических лиц;
  • сведения о стоимости чистых активов - для ООО и АО.

Кроме того, федресурс содержит и иные сведения. Однако организациям и предпринимателям их вносить не надо. За них это делает ФНС России в лице налоговых инспекций (подп. «а»-«и» п. 7, абз. 3 п. 8, абз. 2 п. 11 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее - Закон о госрегистрации).

Общие ситуации:

1) заявитель получил, приостановил, возобновил, переоформил лицензию либо лишился ее (подп. «м» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

2) арбитражный суд вынес в отношении заявителя определение о введении наблюдения (подп. «н» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

3) заявитель передал движимое имущество в залог (подп. «н.1» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

4) заявитель-гарант выдал независимую гарантию (подп. «н.2» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

5) финансовый агент (заявитель) заключил договор финансирования под уступку денежного требования (подп. «н.3» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

6) заявитель-лизингодатель заключил договор лизинга (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

7) заявитель вступил в саморегулируемую организацию (СРО) либо вышел из нее (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

8) в отношении заявителя провели обязательный аудит (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);

9) заявитель получил отчет по договору на проведение оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), подп. «о» п. 7 ст. 7.1, абз. 3 п. 11 Закона о госрегистрации);

10) судебный пристав-исполнитель обратил взыскание хотя бы на один из видов имущества заявителя:

  • недвижимое имущество, которое заявитель не использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
  • имущественные права, которые заявитель использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
  • имущество для производства товаров: недвижимость производственного назначения, сырье, оборудование и т. д.

(Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Дополнительные ситуации для юридических лиц:

  • у организации появились признаки банкротства (подп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
  • организация раскрыла финансовую и (или) бухгалтерскую отчетность, чтобы исполнить соответствующую обязанность закона (подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Стоимость чистых активов необходимо отразить:

  • в ООО - на момент, когда общество публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги (подп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • в АО - на последнюю отчетную дату (подп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

В какой срок необходимо внести сведения

По общему правилу регистрируемую ситуацию нужно отразить в федресурсе в течение трех рабочих дней с момента, когда она сложилась (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Исключение составляет случай, когда заявитель получил отчет по договору на проведение оценки. Эту ситуацию необходимо отразить в течение десяти рабочих дней с момента принятия отчета (ст. 8.1 Закона об оценочной деятельности).

Что будет, если заявитель не внесет сведения в федресурс

Формально за нарушение обязанности по регистрации в федресурсе закон предусматривает административную ответственность. К ней могут привлечь предпринимателя-заявителя или руководителя организации-заявителя, если заявитель:

  • либо нарушит срок для внесения сведений в федресурс - предупреждение или штраф в размере 5000 руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ);
  • либо вообще не отразит сложившуюся ситуацию в федресурсе - штраф до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ);
  • либо внесет заведомо ложные сведения - штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до трех лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Вместе с тем, на практике эти нормы об ответственности пока не используют.

Обоснование

Протоколы о перечисленных нарушениях вправе составлять лишь должностные лица Росреестра (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). На данный момент они к таким мерам не прибегают. Судебной практики по частям 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ еще нет.

Однако обязанность по внесению сведений в федресурс все же стоит исправно исполнять. В результате заявитель:

  • полностью обезопасит себя от риска административной ответственности по частям 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ;
  • создаст репутацию добросовестного контрагента.

Обоснование

Федресурс - одна из информационных баз, по которой организации и предприниматели проверяют лицо перед тем, как заключить с ним тот или иной договор.

Чем больше сведений о заявителе будет в базе, тем больше шанс на то, что с ним оформят отношения. В частности, проверяющие посчитают заявителя надежным контрагентом: если он исправно исполняет даже «неработающую» обязанность закона, то, скорее всего, исполнит и договор.

    Естественно, что сообщать о наличии лицензии по состоянию на 1 января 2013 года не требуется. Уведомлять нужно только о тех изменениях, которые произошли или произойдут после 1 января 2013 года.

    Подать нужно сведения только о разрешениях на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) или иными законами, где предусмотрено лицензирование именно видов деятельности (например, Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

    Это означает, что сообщать о тех лицензиях, на которые указанные законы не распространяется, не обязательно. Например, не нужно подавать сведения о разрешениях на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, которая лицензируется на основании Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Также не надо сообщать о лицензиях кредитных организаций, страховщиков, клиринговых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов и других лицензиях в тех сферах деятельности, которые пунктом 2 статьи 1 Закона № 99-ФЗ о лицензировании исключены из сферы действия данного закона.

    В последние годы в ряде отраслей, например, в строительстве или в аудиторской деятельности, лицензирование заменено на обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО). Поскольку такое членство, по сути, не является лицензированием, сообщать о нем в ЕФРС не обязательно. Разве что подать как «сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению».

    Сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами

    В настоящее время внесение иных сведений в ЕФРС действующими федеральными законами не предусмотрено. Но со временем такая обязанность может появиться. Например, через год, с 10 января 2014 года вступают в силу изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». В соответствии с этими изменениями в ЕФРС будет вноситься информация о залоге движимого имущества юридических лиц.

    Иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению

    Мы уже упоминали об информации о членстве в СРО. Некоторые организации планируют публиковать в ЕФРС сообщения о существенных фактах, которые предусмотрены упомянутым выше Законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Что грозит тем, кто не подаст сведения

    Какая же ответственность наступает, если организация проигнорирует требования закона о внесении сведений в ЕФРС? Существует две нормы КоАП РФ, которые, на мой взгляд, могут быть задействованы в случае непредставления сведений в ЕФРС или несвоевременного представления этих сведений.

    3) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом;

    4) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

    За эти нарушения должностным лицам грозит штраф в размере 5 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.

    Однако мы видим, что в процитированных нормах речь идет только о тех документах и сведениях, которые организации должны представить в налоговую инспекцию, как орган, осуществляющий госрегистрацию. Сведения, о которых у нас идет речь, представляются совсем в другой орган. Так что КоАП РФ в нынешней редакции применить вряд ли удастся. Хотя в любой момент могут быть внесены поправки в КоАП РФ или будет издано разъяснение Высшего арбитражного или Конституционного суда. Но пока будем исходить из того, что есть.

    Но, повторюсь, это касается только информации о стоимости чистых активов и грозит только эмитентам ценных бумаг. То есть всем ОАО и ЗАО, а также тем ООО, которые осуществили размещение облигаций.

    Вывод: в настоящее время нет норм, которые прямо устанавливали бы ответственность за непредставление информации о стоимости чистых активов в ЕФРС. Однако существует некоторая вероятность применения части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

    Как подавать информацию в ЕФРС

    Сведения в ЕФРС могут быть переданы только в электронной форме. При этом они должны быть подписаны электронной подписью. Об этом говорится в пункте 5 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц.

    Какой же должна быть подпись для отправки сведений в ЕФРС? Подойдет ли для этого та электронная цифровая подпись, которую организации использует для ?

    Законами или иными нормативными правовыми актами требования к подписи пока не установлены. Остается верить оператору, который обеспечивает функционирование реестра. Представитель ЗАО «Интерфакс» в статье на форуме сайта ЕФРС , твердо заявляет, что не подойдет. Ведь для размещения информации в ЕФРС установлено требование: электронная подпись должна содержать один из четырех специальных идентификатор реестра (признак наличия права размещать информацию в Реестре). А подпись, которая сейчас используется для сдачи налоговой и прочей отчетности, такого идентификатора, разумеется, не содержит.

    Получить подпись для размещения сведений в ЕФРС можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров (например, в Удостоверяющем центре СКБ Контур). При заказе сертификата необходимо указать, что он должен быть предназначен для подачи сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Для надежности можно уточнить, что в сертификат необходимо включить ОИД 1.2.643.3.5.10.2.12.

    Размещение информации происходит с помощью сертификата электронной подписи на сайте Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. При этом согласно « Правилам взаимодействия оператора и пользователей Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц » отчетность в ЕФРС размещается на платной основе.

    Пока организация не заплатит за размещение информации, она в реестре не появится. Естественно, это касается только информации, которую представляет сама организация. Налоговая инспекция свою информацию размещает бесплатно. Стоимость размещения одного сообщения уже объявлена на сайте ЕФРС и составляет 640 руб. с учетом НДС.

    Заключение договора автоматизировано.Вход в личный кабинет по сертификату электронной подписи считается признаком акцепта оферты оператора ЕФРС (ЗАО «Интерфакс») об оказании услуг по размещению сообщений в ЕФРС. То есть после того, как вы вошли в личный кабинет с сертификатом, договор заключен. Счет на оплату тоже формируется автоматически с использованием сведений из ЕГРЮЛ. Если предполагается размещение нескольких сообщений в течение непродолжительного периода времени, можно сделать предоплату.

Аудит – часто дело добровольное. Но некоторые компании в определенных ситуациях подпадают под проведение обязательного аудита. Кого это касается, как часто нужно проводить данное мероприятие и, самое главное, что может быть, если не проводить обязательный аудит – в нашей тематической статье.

Кому нужен обязательный аудит

Чтобы узнать, подлежит ли ваша организация аудиту в обязательном порядке, достаточно обратиться к положениям статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В соответствии с ними, обязательный аудит должны проводить:

· акционерные общества;

· компании, чьи ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

· банковские организации, страховые компании, биржи, фонды (в т.ч. пенсионные и инвестиционные, а также компании-управляющие фондами);

· организации с показателями выручки более 400 млн. руб. (очищенная от косвенных налогов сумма);

· организации с общей стоимостью активов на балансе более 60 млн. руб.

Напомним, что сейчас аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, поименованной в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Одновременно, если компания должна публиковать в соответствии с действующим законодательством, то это делается вместе с аудиторским заключением.

Помимо этого, аудиторское заключение должно представляться в Росстат в течение десяти рабочих дней с момента составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, который следует за . Отметим, что, как правило, такое заключение просто прикладывается к соответствующей бухгалтерской отчетности и сдается вместе с ней.

Таким образом, важно помнить, что открытые (т.е. публичные) акционерные общества должны раскрывать информацию, состав и порядок предоставления которой определяется Банком России. Об этом говорят положения статьи 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» .

Состав сведений, которые подлежат раскрытию на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки этого раскрытия определяют нормативные акты регулятора – пункт 26 статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» .

Одновременно в настоящее время действует Положение Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» .

В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, на акционерные общества возлагается обязанность по раскрытию сведений в виде годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем эта отчетность должна иметь в своем составе аудиторское заключение, которое бы подтверждало соответствующие показатели и финансовые результаты, если компания подлежит обязательному в соответствии с федеральным законодательством.

Раскрытие бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения акционерных обществ производится, в частности, через опубликование на официальной странице компании в . На это отводится 2 дня с момента составления аудиторского заключения.

Если же эмитент не раскрывает что-либо из обязательной для этого информации, то для этого у него должны иметься основания, которые он обязан привести. Игнорирование данного порядка может привести к:

· установлению ограничений на обращение ценных бумаг эмитента-нарушителя;

· возникновению у эмитента ответственности за нарушение российского законодательства.

Совет из практики: как правило, текст итоговой части публикуется целиком. Однако для соблюдения норм закона достаточно, чтобы в прессу попало мнение (оценка) независимого аудитора или аудиторской компании о достоверности бухгалтерской отчетности акционерного общества.

Сразу скажем, что преследование по статье 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организациям сейчас не грозит. Ведь еще с начала позапрошлого года у компаний нет соответствующей обязанности. А нет обязанности – не может быть и ответственности. На этот момент УФНС по г. Москве обратил внимание еще в письме от 20 января 2014 г. № 16-15/003855 .

С другой стороны, никто не отменял административной ответственности – смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 9 декабря 2013 г. № Ф05-16487/2012 . Ее могут применить за:

· нераскрытие эмитентом обязательной к раскрытию информации;

· нарушение эмитентом порядка раскрытия обязательных сведений;

· нарушение эмитентом сроков раскрытия необходимой информации;

· раскрытие обязательных для этого сведений в неполном объеме;

· раскрытие недостоверной информации;

· публикацию сведений, вводящих в заблуждение;

· непредставление статистической отчетности в территориальный орган Росстата;

· представление недостоверной статотчетности в территориальный орган Росстата.

А аудиторское заключение, как уже упоминалось выше, относится к перечню информации, обязательной к публикации. Указанные проступки наказываются штрафом по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ . Его размер составляет:

· для организаций – от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб.;

· для должностных лиц компаний – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Вместо наложения штрафа должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на один-два года.

Что касается непредставления аудиторского заключения в составе статотечтности, то за подобную «небрежность» на основании положений статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут взыскать:

· с провинившегося должностного лица – от 300 руб. до 500 руб.;

· с компании-нарушителя – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Таким образом, мы описали актуальные «аудиторские» обязанности и риски, возникающие у хозяйствующих субъектов в процессе ведения ими деятельности.

Статья подготовлена с использованием материалов СПС «Консультант Плюс»

Резюме:

1. Случаи обязательного аудита перечислены в статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
2. В настоящее время аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности.
3. Аудиторское заключение должно представляться в Росстат в течение десяти рабочих дней с момента составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, который следует за отчетным.
4. Публичные акционерные общества должны раскрывать информацию, состав и порядок предоставления которой определяется Банком России.
5. На акционерные общества возлагается обязанность по раскрытию сведений в виде годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе аудиторского заключения.
6. Раскрытие бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения акционерных обществ производится, в частности, через опубликование на официальной странице компании в сети Интернет. На это отводится 2 дня с момента составления аудиторского заключения.
7. За нарушение правил по публикации отчетности, в том числе аудиторского заключения, а также за непредставление такой отчетности в Росстат, действующим законодательство предусмотрена существенная административная ответственность.

Публикация аудиторского заключения.

С 01.10.2016 года организации подлежащие обязательному аудиту должны раскрыть аудиторское заключение на федеральном ресурсе — http://www.fedresurs.ru .

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

Когда публиковать аудиторское заключение?

Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178

III. Срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс.

3.1. Сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты , когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом .

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию , установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных и настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.

Как опубликовать аудиторское заключение?

Зачисление денежных средств на л/с или публикация сообщения происходит только после поступления оплаты на корректный счет Оператора в соответствии с Правилами взаимодействия оператора и пользователей (указывается в счете) и идентификации плательщика. Зачисление платежа на счет Оператора обычно происходит в течение 1-2 рабочих дней с даты платежа.

Все счета Пользователь формирует самостоятельно в личном кабинете.

  1. Создание счёта на оплату конкретного сообщения. После подписи сообщения_ нажать кнопку Перейти к счёту на публикацию_ справа будут платежные реквизиты Вашей компании(если вы их заполняли и сохраняли ранее, если нет – нажать ссылку Создать, заполнить все поля и сохранить)_ нажать на реквизиты 1 раз, чтобы они прописались в формируемом счёте_ нажать Сохранить_ затем Распечатать счет. После того, как денежные средства поступят Оператору, Ваше сообщение будет опубликовано.
  2. Создание счёта на пополнение лицевого счёта в личном кабинете. Пополнить _ указать сумму_ далее счёт создается также, как и в первом варианте.

После того, как денежные средства поступят Оператору, Вы увидите денежные средства на своем счете в личном кабинете. После создания сообщения, необходимо списать денежные средства в счет оплаты сообщения, выбрав кнопку «Оплатить с лицевого счёта». После оплаты с лицевого счета, сообщение будет опубликовано.

С 1 сентября 2013 года введен в эксплуатацию электронный документооборот. После публикации закрывающие документы (счета-фактуры и акты выполненных работ) доступны в личном кабинете компании в разделе «Документы».
Просьба ознакомиться с п.3.4 Правил
http://www.fedresurs.ru/Helps/Правила%20взаимодействия%20оператора%20и%20пользователей%20ЕФРСФДЮЛ%20(версия%201.11%20действует%20с%2016%20ноября%202016%20года).pdf
Рекомендуем ознакомиться http://www.fedresurs.ru/Helps/2016-10-01%20Временные%20правила%20взаимодействия%20Оператора%20и%20Пользователя.pdf

Также от имени Вашего юр.лица или индивидуального предпринимателя сведения в Реестре ЕФРСФДЮЛ может разместить нотариус (при наличии карточки публикатора в Системе). В АРМ Нотариуса есть возможность добавить сведения (при отсутствии их в Системе) о публикаторе, являющемся физическим лицом или компанией-нерезидентом.

С уважением,
Служба поддержки пользователей ЕФРСФДЮЛ/ЕФРСБ
ЗАО «Интерфакс»