Законопроект прогнозирует бюджет России на 2018 год в цифрах: более одного триллиона рублей дефицита, ранее проведение индексации для неработающий пенсионеров и отказ от перерасчета для пожилых людей, продолжающих вести трудовую деятельность.
Кабмин одобрил проект государственного бюджета на следующие три года. Лейтмотивом главного финансового документа является исполнение социальных обязательств при любой экономической ситуации.
В основе законопроекта базовый сценарий развития, при котором уровень инфляции составляет 4%. Глава Правительства России Дмитрий Медведев отметил тенденции в экономике страны, которые необходимо укрепить: положительная динамика ВВП России, оживление инвестиционного спроса, низкий уровень безработицы.
«Инвестиции будут расти быстрее, а среднегодовой рост внутреннего валового продукта, как и рост промышленности, превысит» , – подчеркнул премьер-министр. Также он отметил, что на фоне низкой инфляции ожидается и рост реальных доходов населения.
Согласно документу, в следующем году государственная казна заработает 15,18 трлн рублей, а потратит – 16,5 трлн рублей. Соответственно дефицит бюджета составит 1,2 трлн рублей (1,37% ВВП).
Также ожидается, что к 1 января 2019 года размер внешнего госдолга в долларах составит 71 миллиард. К 2020 году – $72 и к 2021 году – $70,2.
В проекте финансового документа отражены некоторые изменения, например, запланированная в следующем году индексация пройдет раньше, чем прежде. Уже в первый день года пенсии поднимутся на 3,7%, минимальный размер оплаты труда повысят до 9,4 тыс. рублей, а ежемесячные социальные выплаты вырастут на 3,2% в начале февраля.
Перерасчет пенсионных выплат в начале года, на месяц раньше, чем обычно, связан с решением поднять пособия на размер инфляции по итогам года, а не января. Именно поэтому, чтобы это повышение стало ощутимым, Минтруд принял решение провести его раньше. В апреле проиндексируют социальные пенсии на 4,1%, а вот работающих пенсионеров пересчитывать не будут.
Планируется повышение МОРТ до 85% от уровня прожиточного минимума (II квартал 2017 года). Следующее увеличение состоится в начале 2019 года – до уровня прожиточного минимума населения трудоспособного возраста.
Как уже окрестили последние новости, главным изменением стало повышение топливного акциза на 50 копеек. Увеличение цены пройдет дважды в течение следующего года и, по расчетам, принесет порядка 40 млрд рублей в бюджет страны.
Также в законопроекте прописана адресная поддержка перспективных и наиболее важных для России отраслей:
Жилищное строительство также будет простимулировано. Значительная часть средств будет направлена на социальную инфраструктуру: развитие детских садов, школ, магазинов, поликлиник.
Всего же на социальную сферу приходится основной объем запланированных расходов – 36,4%. На национальную оборону выделено 29% государственных средств и на экономику – 14,7%. В целом, если брать в сравнении с 2017 годом, то в подготовленном проекте общие параметры расходов увеличены на 300 млрд и 200 млрд рублей на 2018 и 2019 годы соответственно.
Ориентировочно 29 сентября Госдума приступит к рассмотрению законопроекта федерального бюджета на следующие три года. До этого времени Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ должны доработать отдельные части проекта. Соответствующее распоряжение сделал премьер Дмитрий Медведев по итогам заседания Правительства. После внесения изменений документ будет направлен в Госдуму.
Ознакомиться с документом можно на официальном сайте Правительства России: government.ru/govworks/60/events/.
Госбюджет является важнейшим финансовым документом России. Это своеобразная смета, состоящая из совокупности финансовых отчетов всех федеральных ведомств, служб и общенациональных программ. Именно этот документ определяет, как будут профинансированы годовые расходы страны, а также содержит информацию об источниках поступления средств. От него напрямую зависит соцполитика государства, поэтому жители России ежегодно интересуются вопросом: каков будет бюджет на следующий год?
Данная проблема особенно актуальна в текущих экономических условиях, когда с каждым годом россияне ощущают усиление кризисных явлений и санкционной политики стран Запада. Тем не менее, правительство смотрит в будущее с изрядным оптимизмом, говоря, что западные ограничительные меры следует рассматривать лишь в позитивном ключе.
Проект нового федерального бюджета не внушает россиянам оптимизма
Якобы, экономическая изоляция Российской Федерации в итоге приведет к развитию национального производства, ускорению темпов НТП и, в итоге, обеспечению фантастического роста экономики. Поэтому в бюджете на ближайшие несколько лет прогнозируется экономический подъем, а россиянам прочат радужное будущее. Давайте подробнее поговорим о главных правительственных приоритетах, заложенных в бюджетной программе на 2018 год.
Проект федерального бюджета сотрудники Минфина опубликовали еще 12 октября 2016 года. Чиновники называют новый финансовый план адаптированным к «новой реальности», в числе характеристик которой – падение котировок нефтерынка, сокращение резервов страны и санкционные ограничения. Документ уже прошел второе чтение, так что страна вступит в 2018 год с утвержденным планом развития, среди основных инноваций которого можно выделить:
Утверждение бюджета не обошлось без прений. Депутаты внесли в первоначальный проект более пяти сотен правок и уточнений, триста из которых перекочевали в итоговый документ. Андрей Макаров, занимающий пост председателя профильного комитета Государственной Думы, отметил, что «путеводной звездой» для народных избранников стало послание Президента, в котором он озвучил свои мысли по поводу приоритетных направлений государственного финансирования. Поправки вносились в расходную часть.
Теперь она включает деньги на нужды санитарной авиации в глубинке страны, смету финансирования новых школ, ремонт жилья и дорожного покрытия. Было сказано, что региональные власти буквально в 2017 году начнут получать крупные субсидии (была названа сумма, равная 20 миллиардам рублей), которые будут распределять самостоятельным образом.
Представители оппозиции отказались голосовать за итоговый вариант бюджета – из двухсот правок, которые были предложены данными фракциями, в документ не вошла ни одна. Тем не менее, это не помешало принятию общефедеральной сметы – 57 противников и 1 воздержавшийся депутат не смогли сломить силу 325 голосов, которые прозвучали «за».
Суммарный итог доходных статей бюджета 2018 года – почти 14,3 триллионов рублей, что незначительно превысит уровень доходов первого года исполнения трехлетнего бюджета. В 2019 также не стоит ожидать больших объемов аккумулирования финансовых средств. Предполагается, что «копилка» государства пополнится на 14,84 триллионов рублей. Озвученная цифра в номинальном значении – это исторический максимум для российской экономики.
Однако стоит отметить первый из «червячков сомнения» – о каком экономическом росте может идти речь, если за год планируется собрать лишь на 1% больше средств, чем в базовом периоде 2018 года? Более того, некоторая часть экономистов выражает мнение, что учет влияния инфляции в итоге приведет к сокращению уровня реальных доходов. Аналитики с легкостью поясняют позитивный настрой руководства РФ, утверждая, что прогнозированный рост связан с ослаблением рублевых котировок на валютном рынке.
В главном финансовом документе России образца 2019 года спрогнозирован курс, равный 71 рублю 10 копейкам за 1 доллар США. Прогнозируемая цена черного золота, которая также серьезно влияет на национальный бюджет, – 40 долларов за 1 баррель нефти. Еще один факт, который нельзя оставить без внимания – уменьшение доходной части в сравнении с показателем ВВП страны. Если данный документ не подвергнется существенным корректировкам, то в 2019 году разрыв достигнет уровня в 15%.
Руководитель Минфина Антон Силуанов заверил россиян, что правительство планирует обеспечить стране дополнительный доход, не прибегая к повышению налогов или поднятию возрастной планки выхода на пенсию. Главный финансист России заявил, что вполне возможна обратная ситуация – реформирование системы налогообложения в сторону уменьшения фискальных сборов в части прямых налогов для предпринимателей. Но есть и другое мнение.
Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Людмила Пронина полагает, что запланированный Минфином рост, скорее всего, будет обеспечен при помощи налога на разработку недр (в 2018 году при помощи данного сбора запланировано собрать 200 миллиардов рублей) и возможного повышения акцизов. Уже в 2017 году данный налог на вина, шампанское, сидр, медовуху, пиво, водку, сигареты, табак, бензин класса 5 и дизтопливо будет существенно увеличен.
Расходы на 2018 год прописаны в сумме, равной 15,9 триллионам рублей. Это меньше, чем сумма, выделенная на 2017 год, составляющая 16,2 триллиона. Причем тенденция к уменьшению части расходов продолжится и в дальнейшем – в 2019 году она зафиксирована на уровне 15,9 триллионов в нацвалюте. Для прояснения ситуации по поводу такого правительственного решения комментарий дает Антон Силуанов. Он заявил, что данная мера – единственный путь к обеспечению консолидации финансовой сметы страны.
Расходная часть общефедерального бюджета состоит из двух частей: одна открыта для публикации, а вторая – закрыта. Комментировать их в бюджете 2018 года пока не представляется возможным, но в 2017 году в засекреченную часть попало более 18% всех трат. Корректировка этой цифры, как правило, производится в конце отчетного периода, когда секретная часть расходов растет буквально на глазах. Так, к декабрю 2016 года она составила примерно 22%, превысив показатель начала года примерно на 6%.
Рассматривая основные направления расходов, можно отметить следующее:
Общенациональный бюджет в ближайшие несколько лет однозначно будет дефицитным. Этот показатель в российской практике изменяется просто мгновенно: еще до того как бюджет 2017 года был принят в первом чтении, дефицит предложили скорректировать с 2,74 триллионов рублей (3,2% уровня ВВП) до 3,26 триллионов рублей (3,9%). Эксперты от правительства сразу высказались в пользу того, что это явление не просто ожидаемо, но и вполне нормально.
Санкции, которые ранее было предложено рассматривать в качестве позитивного фактора, мгновенно приняли отрицательную окраску – представители Минфина назвали их главной причиной столь резкой корректировки дефицита. Тем не менее, правительственные финансисты отметили, что страна обязательно заключит новые контракты в военной сфере и урегулирует дефицит уже в ближайшее время. Буквально в 2018 году данный показатель спрогнозирован на уровне 2,2% ВВП, а еще через год составители бюджета планируют выйти на показатель в 1,2%.
В противовес данному оптимистичному прогнозу можно привести мнение экспертов-аналитиков из Fitch, считающих, что России рано говорить о стабильном пополнении бюджета. В ближайшие годы стране вряд ли удастся преодолеть высокую сырьевую зависимость, а нестабильное положение на рынках энергоресурсов больно ударит по национальной экономике.
Представители финансовых ведомств заявляют, что страна будет повышать уровень заимствований, направляя полученные суммы на урегулирование проблемы дефицита. Россиян успокаивают тем, что уровень внешнего долга не повысится – правительство рассчитывает изыскать нужные суммы на национальном рынке. Согласно предварительным прогнозам, в 2018 году заимствования составят сумму в 1,6 триллиона рублей, а еще через год в бюджет будет аккумулировано 1,7 триллионов в нацвалюте.
Правда, министр финансов оговаривается, что входить в эту реку стоит с известной долей осторожности – мол, ушлый национальный инвестор может затребовать, чтобы правительство повысило ставки на краткосрочные облигации, если прочувствует свою власть на рынке займов. Возможные изменения линии правительства в отношении реструктуризации источников заимствования имеют далеко не случайный характер.
Дело в том, что для покрытия бюджетного дефицита 2017 года запланировано получить 1,15 триллионов рублей, которые сейчас находятся в Резервном фонде, что фактически приведет к его обнулению. Правительство уже сейчас осторожно намекает на необходимость обратиться еще и к средствам Фонда национального благосостояния. Уже в 2018 году из этого источника будет изъято 1,14 триллионов рублей. Возможности же наполнения этих фондов не рассматриваются вплоть до 2020 года.
Если рассматривать внешние займы, то правительство желает сократить привлечение средств на международных финансовых рынках. В 2018 и 2019 годах запланировано получить по 3 миллиарда долларов США ежегодно, что отвечает показателям 2012-2013 годов. Правда, некоторые эксперты говорят, что правительственные финансисты лукавят, сообщая об отсутствии необходимости в наращивании внешних займов, а поясняют этот шаг все теми же санкциями. То есть денег России просто не дадут.
Федеральный бюджет 2018 года вполне можно охарактеризовать как консервативный. Пока что не наблюдается внедрения инновационных программ, которые дали бы возможность преодолеть кризис национальной экономики. Некоторые эксперты выражаются еще жестче, говоря о том, что страна и дальше будет выживать за счет остатков резервов. Правительство утверждает, что этот вариант бюджета пока нельзя назвать окончательным – трехлетний документ должен подвергаться корректировкам ежегодно.
Из хороших новостей: специалисты в области политики не дают прогнозов, касающихся обострения внешних рисков, так что резкого ухудшения экономической ситуации не предвидится. Зато незапланированные расходы, безусловно, будут. Напомним, что вскоре в России пройдут очередные , расходы на которые до сих пор не просчитаны. Итог может быть неутешительным, а проседание бюджета – неизбежным, так как денег на мероприятия подобного рода списывается немало.
Жителей России продолжают уверять в том, что все не так уж и плохо – инфляция в 2018 году упадет в три раза, а ВВП возрастет на 2,5%. Судя по всему, жить уже стало лучше. Например, буквально в конце 2016 года правительственные финансисты сообщили, что произошло падение цен на некоторые продукты питания, входящие в потребительскую корзину (на 1,9%). Правда, вслед за этим россиянам возвестили о снижении уровня прожиточного минимума на 0,7%.
Государственный бюджет на 2018 год — главный финансовый документ, по которому предстоит жить России. Огромный документ, одна лишь пояснительная записка к которому занимает более двух сотен страниц мелким шрифтом, открыт для изучения лишь частично. Множество статей бюджета засекречено, но общее понимание по поводу того, как будут жить россияне в будущем году, на основе известных данных получить можно. Пожалуй, не будет большим открытием вывод о том, что к лучшему для простого жителя страны ничего не изменится… Бюджет России на 2018 год в цифрах: какие доходы ожидаются и на что они будут потрачены.
Дефицит, то есть превышение расходов над доходами, был верным спутником российского бюджетного планирования в 1990-е годы. Неэффективная советская экономика, которая под конец своего существования съела все доступные ей ресурсы, включая накопления простых граждан. Катастрофически низкие цены на нефть на уровне 8-12 долларов за баррель. Необходимость перестраивать экономику на нормальные цивилизованные рельсы, возвращая страну на тот путь, с которого она далеко свернула в начале 20 века. 1990-е годы были трудными и для простого народа, и для власти, денег не хватало, и спасение приходило из-за рубежа в виде кредитов.
2000-е годы стали пиком нефтяного процветания. Цены на нефть достигали 150 долларов за баррель и казалось, что безумные потоки денег, которые хлынули на Россию, не кончатся никогда. Благо, так считали не все, и осторожные экономисты в правительстве создавали резервы, откладывая на черный день.
Первый из таких черных дней настал в 2008 году, второй, более серьезный — в 2014-м. Правительству вновь пришлось вспоминать, что такое дефицит бюджета и как с этим жить. Частично дефицит удавалось покрывать из накопленных резервов, но недавно в правительстве официально подтвердили — все, резервов больше нет, к концу 2017 года они закончатся.
Между тем, в 2018 году планируемый дефицит бюджета составит 1,27 триллиона рублей. При доходах в 15,26 триллионов планируется потратить 16,53 триллионов.
Статьи расхода бюджета условно поделены на 14 групп, финансирование которых крайне неравномерно. Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников, но социальная ориентация бюджета — действительно чистая формальность, и дальше мы разберем с цифрами на руках, почему.
Пока же обратимся к конкретным расходам по каждой из групп:
Итак, вернемся к тому, является ли бюджет на 2018 год действительно социально ориентированным. Формально, действительно, соцрасходы с большим отрывом лидируют в структуре расходов бюджета. Но необходимо понимать, что пенсии и зарплаты бюджетников и не могут составлять маленькую долю бюджета. Под эту статью попадают доходы едва ли не половины россиян (одних только пенсионеров в нашей стране около 40 миллионов человек, прибавьте к ним учителей, врачей и прочих получателей заработных плат из государственной казны). Все вместе они получат 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона.
Если же мы обратим внимание на расходы на силовые органы и армию и сравним их с финансированием медицины и здравоохранения, впору и вовсе хвататься за сердце. Учитывая при этом, что качественно вылечить вас после такого приступа с этаким-то финансированием больниц вряд ли смогут.
Судите сами, расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей — больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников!
При этом именно в этих разделах бюджета содержится огромное количество засекреченных статей. С одной стороны, это понятно, тайна есть тайна, но с другой — обилие засекреченных разделов бюджета — это отличная возможность для нецелевого расходования денег теми, кто имеет доступ к этим деньгам.
Финансирование образования и здравоохранения, между тем, остается катастрофическим. Формально, конечно, расходы на статьи бюджета, входящие в эти разделы, выросли по сравнению с 2017 годом, но на самом деле, даже до уровня 2013-2014 года еще очень далеко, при том что с того времени накопилась приличная инфляция, которая лишь увеличивает разрыв.
Едва ли кто-то осмелится при этом сказать, что в 2013-2014 году в России были хорошая медицина и образование.
Нельзя не обратить внимание и на огромные расходы на СМИ. Казалось бы, это “всего” полпроцента бюджета, но на самом деле 80 с лишним миллиардов рублей — это безумные деньги, которые будут потрачены на пропагандистское сопровождение президентских выборов.
Что такое культура и спорт, в правительстве и вовсе давно забыли. И без того скромный раздел бюджета “Культура” включает в себя, в частности, некоторую часть военных расходов (финансирование домов культуры Росгвардии). А расходы на спорт с 2019 года будут урезаны еще сильнее. В бюджете-2018 мы видим заложенные расходы на участие в Олимпиаде и проведение чемпионата мира по футболу. Детский спорт и пропаганда здорового образа жизни государству не особенно интересны.
Простому жителю России, конечно же, в первую очередь интересно, станет ли он жить в 2018 году лучше, чем в 2017-м. Судя по бюджету России на будущий год — едва ли. Вероятнее всего, все силы будут брошены на то, чтобы в начале года, до президентских выборов, проблемы экономики не ощущались. Возможно, вновь будут применяться старые методы вроде заморозки цен на бензин и т.д., но затем экономика лишь отыграет упущенное. Тот же бензин подорожает, причем значительно — акцизы на него вырастут так сильно, что литр бензина будет стоить в России более 50 рублей. А поскольку резервы к началу 2018 года закончатся, надеяться вновь останется лишь на возвращение высоких цен на нефть. Иначе государство снова придумает, как взять недостающие деньги у своих граждан, и дорогой бензин будет далеко не единственной мерой.
Ещё в первом полугодие 2017 года был обсуждён, рассмотрен и принят плановый бюджет на 2018 и 2019 года. За принятие бюджета на 2018 год на тот момент времени проголосовало 334 депутата, против – 100, а вот воздержавшихся не было.
Одобренный Государственной думой бюджет на трёхлетний период является достаточно важным и значимым документом, который в свою очередь предусматривает и основывается на доходах 2017 года в размере 13.487 триллионов рублей, а расходы в свою очередь составляют 16, 240 триллионов. Что касается нынешнего 2018, а также 209 года, то на эти два периода времени специалисты называют следующие цифры и уровни.
В результате специалисты и аналитики пришли к выводам, что дефицит на этот год сократится примерно до 2,011 триллионов.
А вот на 2019 год до 1,142 триллионов. Как видно, наблюдаются существенные сдвиги и перемены, которые возможно приведут к стабилизации экономической ситуации во всей стране.
Помимо основного бюджета, также депутатами были внесены и приняты список небольших, но существенных корректировок и поправок, внесённых на рассмотрение правительством РФ. Согласно имеющейся на сегодняшний день статистике, количество внесённых в комитет по бюджету и налогам поправок составил 551, из которых только 301 поправка была рассмотрена и одобрена на заседании Госдумы, остальные 214 поправок были отклонены, а 36 были сняты непосредственно самими авторами на этапе их обсуждения и рассмотрения. Как отмечают специалисты, такого количества перераспределений давно уже не было, ведь более 1 триллиона рублей распределено по трёхлетке. Как утверждает сам Макаров, перераспределение средств в рамках проекта бюджета станет реальностью и возможно будет за счёт только приортизации расходов и перенаправления денег, которые были выделены ранее на неэффективные расходы. Причём в бюджете учтены все те недочёты и недоработки, о которых указывал и называл президент в последнем Послании Федеральному Собранию. Даже сам министр финансов Антон Силуанов в последнем интервью отметил тот факт, что Минфин считает бюджет полностью доработанным, а все его приоритеты чётко обозначенными.
Если внимательно и детально изучить бюджет на 2018 год, то можно отметить и назвать следующие наиболее значимые и первостепенные направления, каждое из которых обусловлено своими особенностями.
Именно таким образом выглядит бюджет страны на период с 2017 по 2019 год. При этом стоит сказать, что сегодня существует большое количество самых разных мнений, выступающих «за» и «против».
Среди всех существующих мнений, пожалуй, стоит обратить внимание в первую очередь на следующие, каждое из которых имеют доказательную базу и, конечно же, правоту. К примеру, представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все эти три партии выступают против принятия такого бюджета, ведь, по их мнению, бюджет – это не просто, а реальные судьбы и жизни людей. В результате такого перераспределения средств кризис в стране станет ещё больше нарастать.
Станет ли бюджет страны на эти годы спасением или же наоборот приведёт в страну в ещё больший упадок, покажет время, нам лишь остаётся надеяться на лучшее.
Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного страны на следующий год. По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы. Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».
Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.
Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.
В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.
Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение . Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%. Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня . По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.
Сфера социальных выплат, оборонная отрасль, безопасность, дополнительные вливания в поддержку экономического сектора, по-прежнему, составляют наибольшую долю бюджетных расходов. 2018 год – не исключение.
Социальные выплаты – это ежегодная компенсация дефицита Пенсионного фонда, выплаты , программы субсидирования коммунальных платежей и прочие компенсации льготным категориям граждан.
Модернизация оборонного комплекса страны и перевооружение привели к огромному росту расходов на сферу обороны и безопасности. При этом, чиновники уверяют, что траты на этот сектор постепенно планируется снижать в следующие годы.
Выросли расходы и на поддержку развития экономики: в 2018 году и дальше планируется продлевать программы субсидирования сельскохозяйственной отрасли, программы поддержки малого предпринимательства.
А вот в сфере медицины и ЖКХ государственная казна на 2018 год демонстрирует существенное сокращение. Чиновники объясняют это тем, что в сегменте здравоохранения активная модернизация прошла несколько лет назад. В то же время в ситуации с ЖКХ уменьшить расход удастся за счет повышения коммунальных платежей и внедрения программы капитального ремонта систем.
Сферы | Планируется выделить в 2018 году | Как изменилась сумма за 5 лет (в %) |
Оборона и безопасность | 4,88 трлн. руб. | +17% |
Социальная политика | 4,71 трлн. руб. | +24% |
Поддержка экономики | 2,4 трлн. руб. | +30% |
Госаппарат | 1,31 трлн. руб. | +54% |
Поддержка регионов | 835 млрд. руб. | +25% |
Расходы на государственный долг | 824 млрд. руб. | +129% |
Образование | 663 млрд. руб. | -1% |
Здравоохранение | 460 млрд. руб. | -8% |
ЖКХ | 126 млрд. руб. | -29% |
Культура | 94 млрд. руб. | -1% |
Экология | 89 млрд. руб. | +271% |
СМИ | 83 млрд. руб. | +8% |
Спорт | 102 млрд. руб. | -13% |
Итого | 16,53 трлн. руб. | +24% |
Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.
Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года. Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей. Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.
Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского , а значит, останется в условно безопасной зоне.
Сфера | 2017 год | 2018 год |
Доходы от нефти и газа | 5,79 трлн. руб. | 5,48 трлн. руб. |
Поступления от | 4,9 трлн. руб. | 5,62 трлн. руб. |
Акцизы | 980 млрд. руб. | 1,05 трлн. руб. |
Налог на прибыль | 725 млрд. руб. | 806 млрд. руб. |
Таможенные пошлины | 555 млрд. руб. | 572 млрд. руб. |
Другие доходы | 1,57 трлн. руб. | 1,72 трлн. руб. |
Итого | 14,72 трлн. руб. | 15,26 трлн. руб. |
«Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ. А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине. Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 за баррель.
Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.
В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.