Краткое определение роли государства в экономике. Экономические функции государства. Функции государства в смешанной экономике

Краткое определение роли государства в экономике. Экономические функции государства. Функции государства в смешанной экономике

  • 2. Права собственности как правила игры в экономических системах
  • 3. Рынок, его структура и функции. Субъекты рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • РазделIiмикроэкономика
  • Глава 3. Основы теории спроса и предложения
  • 1. Закон и неценовые факторы спроса
  • 2. Закон и неценовые факторы предложения
  • 3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
  • Спрос d на яблоки и их предложение s, кг
  • 4. Эластичность спроса и предложения
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Теория потребительского поведения
  • 1. Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения
  • 2. Понятия предельной полезности
  • 3. Законы, определяющие потребительское поведение
  • 4. Потребительский выбор: ординалистский подход
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 5. Производство и издержки
  • 1. Производственная функция. Закон убывающей производительности факторов производства
  • 2. Равновесие фирмы-производителя
  • 3. Виды производственных издержек и их динамика. Бухгалтерская и экономическая прибыль
  • 4. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект роста масштаба производства
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 6. Теория совершенной конкуренции
  • 1. Понятие и признаки совершенной конкуренции
  • 2. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде
  • 3. Поведение фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 7. Рыночные структуры несовершенной конкуренции
  • 1. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой монополии
  • 2. Монополистическая конкуренция и олигополия
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Рынки факторов производства
  • 1. Общая характеристика рынка ресурсов
  • 2. Рынок труда и заработная плата
  • 3. Рынок земли и земельная рента
  • 4. Рынок капитала и процент
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 9. Преимущества и недостатки рыночного механизма
  • 1. Общее равновесие экономики
  • 2. Отказы рынка и необходимость государственного регулирования экономики
  • 3. Внешние эффекты и общественные блага
  • 4. Роль государства в экономике
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • РазделIiiМакроэкономика
  • Глава 10. Национальная экономика: основные показатели и их измерение
  • 1. Кругооборот доходов и продуктов в национальном хозяйстве
  • 2. Внутренний валовой продукт и методы его расчета
  • 3. Номинальный и реальный ввп
  • 4. Система национальных счетов
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
  • 2. Модель макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение»
  • Р Yис. 50. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» на промежуточном (а) и кейнсианском (б) отрезках
  • 3. Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход –cовокупные расходы»
  • 4. Парадокс бережливости
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 12. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
  • 1. Экономический цикл
  • Направления антициклического регулирования
  • 2. Безработица
  • 3. Инфляция
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 13. Бюджетно-налоговая политика
  • 1. Государственный бюджет и его структура
  • 2. Налоги и их функции в рыночной экономике
  • 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • 4. Фискальная политика государства
  • 5. Проблема балансирования государственного бюджета
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Денежный рынок, банковская система и денежно-кредитная политика
  • 1. Деньги и их функции
  • 2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
  • Р 0 mBис. 57. Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке
  • 3. Банковская система
  • 4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 15. Экономический рост
  • 1. Понятие, темпы и факторы экономического роста
  • 2. Модели экономического роста
  • 3. Влияние научно-технического прогресса на темпы экономического роста
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 16. Внешняя торговля и платежный баланс
  • 1. Мировое хозяйство
  • 2. Внешняя торговля
  • 3. Платежный баланс
  • 4. Валютный курс
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Оглавление
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
  • Наш адрес
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23
  • 4. Роль государства в экономике

    Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на их функционирование. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики есть воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой: правительство, парламент (Государственная Дума), Центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня, другие государственные органы.

    Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить общие, присущие любому демократическому государству, и особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфические функции, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявление и анализ общих экономических функций.

    Поскольку государственная деятельность в сфере экономики, прежде всего, должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, можно выделить следующие основные экономические функции государства (правительства):

    создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

    защита и стимулирование конкуренции;

    перераспределение дохода;

    перераспределение ресурсов;

    стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

    Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики? В первую очередь, заметим, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать его волю и интересы. В качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный обще-ственный порядок.

    Поэтому государство и только оно формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов, защищающих права собственности, способствующих выполнению контрактов, налогообложения и т. д. Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

    В современном обществе государство обладает правом в принудительном порядке устанавливать обязательные для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Данные требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т. е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы определяют процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (допустим, минимальную заработную плату).

    При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов:

    установленные государством законодательные условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов; само государство, будучи источником экономического (хозяй-ственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам;

    государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой контрагент должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой;

    определение и защита законодательных условий экономической деятельности – это не только право, но и обязанность государства;

    в своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости.

    Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция, но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: снижением импортных торговых пошлин, поощрением вступления на рынок новых участников и т. д. Антимонопольное регулирование включает мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидации барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно реорганизовать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

    Монополия означает определенную степень власти над ценой. Данная власть может основываться на высокой степени концентрации производства, тайных или явных соглашениях о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, создании искусственных дефицитов товаров и пр. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающего эффективность экономики ограничения конкуренции на рынках.

    Перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, стоит сложнейшая задача: выяснить критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Для ее решения нужно ответить на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначного ответа.

    Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляет общие (рамочные) условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

    О такой функции государства, как перераспределение доходов и ресурсов, мы подробно говорили ранее. Сейчас коротко остановимся на чрезвычайно важной, но выходящей за микроэкономический уровень функции государства – на стабилизации экономики и стимулировании экономического роста.

    Государство призвано активно проводить стабилизационное регулирование экономики для сокращения высокого уровня безработицы и инфляции при спаде национального производства. В пери-оды оживления и подъема экономики приоритет отдается мерам стимулирования наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также развития технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, предоставляя гарантии и льготы потенциальным инвесторам.

    Поскольку периодически наступающие спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение. В случае же наступления спада должны быть приняты меры, призванные создать условия для быстрейшего его преодоления и смягчения его последствий для жизни населения. Немаловажное значение имеет также прогнозирование сроков наступления спада, его возможной глубины и т. д.

    Таким образом, в современных условиях государство разрабатывает и реализует стабилизационные (антикризисные) программы, которые должны быть направлены на обеспечение занятости населения, увеличение его совокупных расходов и поддержку конкурентоспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на возрастание доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т. п., что обеспечит сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

    Подчеркивая необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства, вместе с тем следует помнить о возможности принятия государственными органами неоптимальных с позиций общества экономических решений. По аналогии с отказами рынка их можно назвать отказами (провалами) государства. Отметим, что речь идет не об отдельных субъективных ошибках или коррумпированности ответственных чиновников. К провалам государства относятся, прежде всего, недостаток объективной ин-

    формации и чрезмерный бюрократизм в принятии экономических решений, ограниченность мотивации к эффективному и рациональному ведению дел, увязка принятия экономических решений с политическими решениями властных структур и организаций.

    ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

    внешнеэкономических связей, экономики и права"

    Филиал ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

    внешнеэкономических связей экономики и права" в г. Перми

    Экономический факультет

    Заочное отделение

    Кафедра экономики и менеджмента

    Направление 38.03.02 "Менеджмент"

    Курсовая работа

    По дисциплине: Экономика общественного сектора

    Тема: Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

    Выполнил студент 4 курса

    Пинаев Олег Андреевич

    Научный руководитель

    Научная степень, ученое звание к. э. н., доцент

    Анна Александровна Урасова

    Введение

    Глава 2. Функции и методы государственного регулирования экономики

    2.1 Функции, инструментарий государственного регулирования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

    Актуальность. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.

    Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

    В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства - всюду, где это необходимо. современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

    Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.

    Объектом изучения является система государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйствования.

    Предмет изучения - воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.

    Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи :

    ¾описать исторический опыт влияния государства на экономику страны в целом;

    ¾определить цели и задачи государственного регулирования экономики;

    ¾описать меры воздействия государства на экономику страны;

    ¾рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.

    Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели

    1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов, нашли большое число поклонников.

    Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

    При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции" доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

    Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

    Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

    Кейнсианская идея государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

    Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

    Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами. Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования научно-технического прогресса для обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления.

    В конечном итоге цель преобразований 1990-х годов заключалась в повышении эффективности народного хозяйства. На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении.

    1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи

    Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

    Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

    В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

    Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

    К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.

    Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных задач, к которым относятся:

    экономический рост;

    полная занятость;

    стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

    внешнеэкономическое равновесие.

    В системе экономических задач обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннего национального продукта.

    С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

    Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью для стабилизации и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.


    .1 Функции, инструментарий государственного регулирования

    Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.

    Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы.

    Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

    Рыночный механизм сам по себе в "чистом виде не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей , ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики.

    Одна из главных функций государственного регулирования - активизация , интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности , при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

    Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе . Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

    В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования.

    Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы , издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

    Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство . Государственная собственность используется в качестве базы для достижения целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

    Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

    Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

    Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по "оздоровлению отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности.

    Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам.

    С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

    Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность. Рыночная экономика не в состоянии справиться с их решением.

    Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.

    Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

    Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

    От государственной социальной политики следует отличать социальную политику фирмы (предприятия), региона, межгосударственную, которая проявляется, особенно в последние годы, в решении глобальных проблем, преодоления социально-экономической отсталости групп стран и даже континентов.

    Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, лицензий. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

    Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

    Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

    2.2 Методы государственного регулирования

    Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.

    Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

    Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной интервал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

    Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

    Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических субъектов.

    Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

    Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

    2.3 Роль налогов в системе государственного регулирования

    В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

    Налоги - это те же экономические нормативы, но стабильные, не зависящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов. Например, ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом.

    Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества.

    При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства.

    Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимуществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примерy, в России правительство предлагало yстановить ставкy налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень сyщественная.

    Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов.

    Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке. Государственная политика установления цен на "акцизные товары, то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования.

    Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране системy экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и госyдарства, общества в целом.

    государственное регулирование экономика рыночная

    Заключение

    Современный мир - это мир, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

    По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

    В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как объект, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

    Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

    При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

    Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

    Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность государственного регулирования экономики, относится сильная государственная власть - законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность государственного вмешательства в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность такого регулирования зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.

    Следует отметить, что важную роль в формировании бюджета государства и государственных финансов играет налоговая система, являясь инструментом для регулирования порядка отчислений.

    Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает особого внимания.

    Список литературы

    1.Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. - Издательство "Инфра-М", 2001. - 128 с.

    2.Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2002. - 103 с.

    .Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

    .Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) /Рец. Кудряшов А.П. - 2005.

    .Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 477с.

    .Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.

    .Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл. теории и практики управления. - 2001.

    .Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред.В.И. Кушлина, И.А. Волгина. - М., 2001. - 735с.

    .Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозова. - М., 2001. - 255с.

    .Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2007.

    .Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.

    .Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005.

    .Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2007.

    .Маркарян К.В. Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2003.

    .Павлов К.П. Оценка эффектвного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В. Павлов, И.Г. Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007.

    .Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005. - 261с.

    .Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. - 2006.

    .Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2006.

    .Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика) /Учебное пособие. - Хабаровск, 2001.

    .Бугаян И.Р. Макроэкономика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 352 с.

    .Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория: учебно-методический комплекс. - Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2005. - 170 с.

    Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

    РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

    Ш.Р. Кашаев , преподаватель

    В.Ю. Петров, студент

    Т.Р. Шарапов , студент

    Казанский государственный энергетический университет

    (Россия, г . Казань )

    Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

    Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

    Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

    На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

    Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

    Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан .

    Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

    Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

    В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

    Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

    Библиографический список

    1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

    2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

    3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

    4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

    5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

    6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

    ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

    S.R. Kashayev , lecturer

    V.Y. Petrov , student

    T.R. Sharapov , student

    Kazan state power university

    (Russia, Kazan)

    Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

    Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.

    Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

    Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

    Экономическая политика государства

    Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

    • классическая модель политики,
    • регулирующая,
    • командная.

    Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

    Классическая модель экономической политики

    Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

    Регулирующая экономическая политика

    Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

    Командно-административная модель экономической политики

    Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

    Уровни вмешательства

    Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



    Прямое вмешательство

    Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

    Косвенное вмешательство

    Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

    Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

    Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

    Функции государства в условиях рыночной экономики

    Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

    Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

    Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

    • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
    • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
    • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
    • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

    Монополии

    Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

    Задача регулирования

    Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

    Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

    Роль государства РФ в экономике

    На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

    Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

    Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

    Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

    Роль государства в экономике США

    Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

    В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

    Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

    В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

    Краткий итог

    Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

    На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

    Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

    Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

    Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

    И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

    Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

    Здесь государство выполняет следующие функции:

    1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

    2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

    3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

    4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

    5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

    В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

    2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

    3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

    4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

    5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

    Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

    Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

    Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

    Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

    Рост народонаселения;

    Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

    Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

    Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

    Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

    1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

    Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

    «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

    «Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

    Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

    Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

    а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

    б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

    в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

    Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

    Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

    В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

    Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

    Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

    Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

    Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.