К методам прямого государственного воздействия не относятся. Косвенные методы государственного регулирования экономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.

Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Прямые методы государственного регулирования экономики

Прямое воздействие ведется административными и экономическими методами. Основные средства:

1. Законодательство

2. Государственные заказы . Должен обеспечивать сбалансированность и пропорциональность экономического развития, решает в фиксированные сроки социальные, производственные, научно-технические и другие проблемы. Охватывает те сферы, где потребителем выступает государство (здравоохранение, образование, культура, базовые отрасли, имеющие особое значение для национального развития, проведение научно-исследовательских работ). Система государственных заказов может способствовать выходу из кризиса, в период спада роль заказа повышается. Модель государственного заказа включает функции, заказчика и потребителя, объем финансирования, ограничивается суммой бюджетных средств. Состав государственного заказа обусловлен структурой государственных потребностей. Государственный заказ строится на договорных ценах и имущественной ответственности за его выполнения. При выполнении заказа выполняется система стимулирования. Государственный заказ может быть директивным и конкурсным. При директивном заказе государство не несет ответственности за принимаемые решения. Если заказ выдается на конкурсной основе, взаимная ответственность возрастает, т.к. здесь включаются экономические интересы. Заказы связаны с целевыми комплексными программами. Применение заказа шире, чем осуществление программы, т.к. заказ удовлетворят постоянные потребности, а программа имеет временные ограничения. Тем не менее, применение заказа должно быть ограниченным, иначе он превращается в разновидность плана. Недостатки заказа: ограниченность средств бюджета, трудности выбора приоритетных направлений; трудность контроля принятых исполнителем обязательств и денежных средств (соответствие расходов целевому направлению).

3. Контракты . Как инструмент включает все, что необходимо для государственных заказов. Структура контракта отражает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования. За нарушение контрактных условие предусматривается широкая система санкций (прекращение исполнения контракта без компенсации затрат или передача контракта другому подрядчику с возмещением ущерба за счет не выполнившего контракт).

4. Социально-экономические программы – высшая форма государственного регулирования, так как задействует все его элементы. Программы разрабатываются с учетом стратегии национальной социально-экономической политики. Программы могут быть национальные, среднесрочные, чрезвычайные, целевые. Объектами целевых программ выступают отрасли, регионы, социальная сфера, направление научных исследований. В программе определяются цели, порядок их достижения, органы, ответственные за выполнение работ, устанавливаются источники финансовых средств и порядок финансирования. За составление программ отвечают специальные государственные органы (министерство экономики, комитет по планированию и т.п.). Принимают участие в составлении Центральный банк, союзы предпринимателей, профсоюзы, специальные комиссии, экспертные советы. Программы утверждаются парламентом, результаты заслушиваются также в парламенте.

5. Государственные закупки и ассигнования из бюджета . Государственные закупки – денежные платежи правительства за товары и услуги текущего производства. Как инструмент, он воздействуют на экономическую номенклатуру, обеспечивают рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируют производство в необходимых отраслях. Ассигнования могут принимать форму дотаций, субсидий и субвенций. Дотации выделяют из вышестоящего бюджета нижестоящему на сумму недостающих доходов при невозможности сокращения расходов, строго целевого назначения не имеют. Субсидии выделяются по текущему бюджету на финансирование конкретных учреждений или мероприятий, имеют целевой характер. Субвенции носят строго целевой характер, предусматриваются по бюджету развития на основе долевого участия в финансировании предусмотренных расходов.

6. Ускоренная амортизация основного капитала – важное средство стимулирования накопления и структурных изменений в экономике. Суть в отрыве физического процесса снашивания оборудования от калькулируемого в издержках производства. Изменяя ставки и порядок амортизации, государство определяет ту часть чистой прибыли, которая освобождается от налогов путем включения в издержки производства.

7. Пределы в оплате труда . В рыночной экономике действует тщательно сбалансированная система регулирования трудовых отношений. Государство нормирует трудовые отношения в той мере, в которой это необходимо дл предотвращения негативных воздействий рынка. В целом контроль государства осуществляется в 3 вариантах: налоговая система, фонд оплаты труда и темп инфляции, использование законодательства. Тарифные ставки и оклады выполняют функцию обеспечения воспроизводства рабочей силы работников конкретной квалификации. Государство ожжет устанавливать верхний предел установления номинальной зарплаты. Методы государственного регулирования оплаты труда должны быть нейтральными по отношению к инфляции. Для этого государство контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует исследование проблем занятости, персональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда, разрабатывает программы трудоустройства населения, создают рабочие места в государственном секторе. Государство развивает систему страхования безработицы, например, в период спада работников переводят на неполный рабочий день, а часть зарплаты компенсируется государством. Это требует меньше расходование средств, чем выплаты по безработице.

8. Регулирование колебания цен . Ценовое регулирование – важный вид государственного воздействия на экономику. Цены – основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, они связывают возможности потребителя с денежными запросами производителя. Цены выполняют важную социальную функцию, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, потребительский бюджет семьи и на уровень жизни. Государство отслеживает изменение цен на товары, анализирует причины изменения, а уровень и структура цен являются важнейшими характеристиками состояния экономики. Влияние на цены – это составная часть государственного воздействия на развитие всей экономической ситуации. Регулирование цен государственными органами носит ограничительный характер, преимущественно охватывает цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества: топливо, энергия, потребительские товары первой необходимости, услуги жилищно-коммунального комплекса. В мировой практике широко представлено регулирование цен:



· в США регулируется 5-10% цен в сельском хозяйстве. Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и на продукцию, приобретаемую фермерами;

· в Японии создан орган (Бюро по ценам), который создает макроэкономические прогнозы динамики цен и разрабатывает предложения по политике цен в той или иной отрасли, дает заключение по установлению минимальных цен на продукцию отраслей; в основном это тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетике;

· ЕС устанавливают максимальные и минимальные цены в сельском хозяйстве, черной металлургии, около 15% цен регулируются.

Прямое регулирование цен может носить законодательный, административный и судебный характер. Ценовое право является частью гражданского права. Исходя из сложившейся практики, выделяют методы прямого ценового государственного регулирования:

· установление потолка цен для отдельных видов продукции, в основном социального назначения или с целью недопущения перепроизводства товаров;

· определение верхней и нижней границ колебания цен в рыночном секторе;

· установление фиксированных цен в государственном секторе;

· государственные закупки товаров стратегического назначения по выгодным для производителя ценам;

· государственные ценовые субсидии (доплата производителю или потребителю)

· санкционированное правительством завышение издержек производства, ведущих к повышению цен.

Государственная ценовая политика может быть реализована только при эффективном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Для контроля создаются межминистерские советы по ценам, которые выполняют наблюдательно-совещательные функции; создаются также экспертные советы, органы контроля за ценам могут применять финансовые санкции.

9. Государственный сектор экономики является как объектом регулирования, так и самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ. Во всех промышленно развитых странах государственный сектор охватывает отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения рыночного механизма.

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.



Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

Налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;

Регулирование цен, их уровня и соотношений;

Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

213. Административные средства, экономические методы: денежно-кредитные и бюджетные.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

* операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Бюджетно – налоговая система.

Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов

реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.

Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в

валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на

социально – экономические процессы.

Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые

поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством

формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги

являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом

перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо

постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в

соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации

существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести

перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура

доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы

наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного

хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка

налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве

страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования

доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для

государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием

размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного

определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению

государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы

можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора

налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,

государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:

товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о

том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким

образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут

изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на

цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда

облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли

времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их

собственной выгоды.

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций

государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы

налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со

стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного

денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль

практический весь совокупный общественный спрос.

(В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных

сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему

налогообложения..

(В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

V налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на

прибыль и др.);

V налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от

капитала, в том числе на процент и др.);

V налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение

капитала, на покупку земли и т.д.);

V налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными

налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей

через более высокие цены на непосредственных потребителей).

Денежно – кредитная политика.

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия

государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком.

Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена прежде

всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно

связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой

национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти

цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы,

борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания

финансовых условий выхода из кризиса..

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования

экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

Целевое кредитование;

Установление кредитных «потолков»;

Прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании

специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той

или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило,

пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование

осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как

ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать

чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной

деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением

Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за

кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением

нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в

Центральном банке.

Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного

регулирования:

Регулирование минимальных резервных требований;

Осуществление дисконтной политики (регулирование учётных

ставок по кредитам);

Купля – продажа иностранной валюты;

Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

Изменение курса национальной валюты;

Эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную

(кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического

общества инструмент государственного регулирования национальной экономики,

не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению

хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении

стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-

денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на

годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с

этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и

доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию

количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или

нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является

центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на

денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег,

находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство

обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения

сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на

активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий кредитно-денежной политики

В мировой экономической практике используются следующие инструменты

регулирования денежной массы в обращении:

операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных

бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам

коммерческих банков у центрального банка;

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным

инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом

рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных

бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную

систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно

совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации

излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка

денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует

предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это

процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим

банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный

банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь

тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные

трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает

для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит.

При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая

увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной

ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки,

имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся

очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению

денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок

занимает второе по значению место после политики центрального банка на

открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом

управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с

деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого

инструмента кредитно-денежной политики таков:

если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это

приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного

предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение

предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению

специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно

грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические; прямы и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

По характеру воздействия на экономику страны методы государственно­го регулирования делятся на косвенные и прямые .

Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъ­ектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уров­ней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

Прямые методы регулирования базируются на властно-распоря­дительных отношениях и сводятся к административному воздей­ствию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.


Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.

Прямое государственное эконо­мическое регулирование включает три основных эле­мента:

Государственные субсидии;

Государственное предпринимательство;

Государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установле­ния государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономи­ческой конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборон­ной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе суб­сидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Одна­ко этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная соб­ственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до по­следнего времени - телефонная связь).

В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами публичного права;

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами частного права, капитал которых либо полностью при­надлежит государству, либо является смешанным.

Государственные публичные предприятия - это юридически са­мостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.

Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (госу­дарственные корпорации). Государству могут принадлежать все ак­ции такой корпорации (в этом случае общество фактически явля­ется закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудше­ния их финансового положения государство, как правило, не по­крывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.

Управление государственными предприятиями имеет свои осо­бенности в различных странах. В большинстве из них государствен­ные предприятия не имеют единого центра управления, а находят­ся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южно-американских стран существуют специальные министерства по делам госпредприятий. В ряде случаев госпредприятия подчине­ны министерству экономики или финансов.

К числу важнейших элементов прямого государственного регули­рования в странах с рыночной экономикой относится государствен­ное программирование, представляющее собой механизм формирова­ния и реализации комплекса мероприятий по решению крупной на­роднохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью кон­трактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:

Конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;

Структурные, имеющие целью решение ключевых проблем на­циональной или региональной экономики.

Планирование и реализация конкретных мероприятий по госу­дарственным программам осуществляется при помощи государствен­ного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:

Заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

Состав заказов связан с системой общегосударственных потреб­ностей и функциями государства в различных отраслях обще­ственно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;

Объем государственных заказов ограничивается размерами госу­дарственного бюджета;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предприни­мательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобиль­ных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение науч­ных исследований. Государственное предпринимательство развива­ется в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществ­ляется путем строительства казенных предприятий или национали­зации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность по­зволяет государству решать общенациональные вопросы и важней­шие социальные задачи. При этом государство поддерживает уро­вень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сы­рья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления раз­вития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных разме­рах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Приведенные методы и инструментарий государственного регу­лирования адекватно требуют их комплексного использования, что обеспечивается в рамках экономической политики.

Экономическая политика - это разрабатываемая государством стра­тегия поведения всех властных структур, направленная на достижение по­ставленных перед ними социально-экономических целей.Экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствен­ных субъектов посредством экономического инструментария.

Главной целью экономической политики любого государства является дос­тижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.

Экономическая политика государства включает в себя структурную, бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, социальную, внешнеэкономическую политику, программирование, прогнозирование и планирование.

Каждая из состав­ляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами. Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения; введение налогов.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на открытом рынке.

Социальная политика включает совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, под­держание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению со­циальных услуг, обеспечение соци­альных гарантий. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование - это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о соци­ально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный мо­мент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем. Экономические прогнозы служат основой для разработки социально-экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности го­сударства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.

Индикативное (от лат indicator -указатель) планирование - один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направ­ленный на согласование экономических интересов государственных и ры­ночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинте­ресованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономиче­ских интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип дос­тижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам - получить прибыль, следуя выполнению совместно разрабо­танных экономических показателей индикативного плана.