Организации сдают в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) бухгалтерскую и статистическую отчётность. Составление статистической отчётности - обязанность, установленная Федеральным законом № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года.
Бухгалтерская отчётность в статистическое ведомство представляется в соответствии с требованием Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года.
Сдача статистической отчётности предусмотрена для всех организаций. Постановлением Правительства РФ №620 от 18 августа 2008 года предусмотрено представление статистической отчётности как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Перечень статистической отчётности включает порядка 300 форм. Унифицированная статистическая отчётность делится на несколько групп.
Это, в частности:
Не пугайтесь: Вам не придётся представлять отчётность по всем группам! Набор их определяется в зависимости от вида и масштаба деятельности.
Для уточнения сроков представления статистических данных целесообразно пользоваться интернет-ресурсом Росстата. Если же Вы хотите гарантированно не забыть о сроках представления отчётности, воспользуйтесь сервисом «Моё дело».
Статистическая отчётность малых (средних) предприятий, к которым относятся и ИП, законодательно упрощена.
Большинство ООО и ИП (малый и средний бизнес) обязаны отчитаться в Росстат, если попадают в ежегодную выборку. Другими словами, сдавать отчётность нужно не всем, а лишь тем, кто попал в выборочное исследование, проводимое ведомством.
Также деятельность таких организаций подлежит сплошному статистическому наблюдению раз в пять лет. Предыдущее сплошное наблюдение проводилось за 2015 год в 2016 году, очередное проводится за 2020 год в 2021 году. По итогам за 2020 года все малые предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить отчетность по формам сплошного федерального статистического наблюдения в территориальные органы Росстата.
Постановлением Правительства РФ № 381 от 22 апреля 2015 г. изменен порядок доведения до респондентов бланков форм федерального статистического наблюдения. В настоящее время бланки форм и указания по их заполнению предоставляются органами Росстата исключительно по запросам отчитывающихся субъектов. При этом территориальные органы Росстата на своих официальных сайтах в размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
К примеру, статистическая отчётность (основные формы) малых торговых предприятий включает в себя:
В форме отражаются данные только за месяц. Срок представления отчёта по форме №П-1 - не позднее 4 числа месяца, следующего за отчётным.
Фрма № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" также представляется ежемесячно, но нарастающим итогом на конец отчётного периода. По итогам месяца отчёт сдаётся не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным; по итогам квартала - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным.
При совпадении с выходным последнего дня срока представления отчётности он переносится на ближайший рабочий день.
Таким образом, сведения по форме № П-3 по состоянию на 29 февраля 2018 года нужно сдать не позднее 28 марта 2018 года, а по состоянию на 31 марта 2018 года сведения необходимо представить не позднее 4 мая 2018 года включительно (поскольку 30 апреля - это суббота и с учетом переноса праздничных дней).
Форму №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" организации, средняя численность работников которых более 15 человек, в органы статистики представляют ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным.
Если средняя численность работников не превышает 15 человек, указанные сведения представляются ежеквартально.
Вы всегда формируете любую статистическую отчетность легко, корректно и в полном объёме, если используете в работе интернет-бухгалтерию .
При заполнении отчётных документов система всегда предлагает Вам только актуальные бланки. Вы формируете статистическую отчётность в соответствии с тем, какой статус у Вашего предприятия (в том числе малое предприятие, микропредприятие). Кроме того, заполнение сведений гарантированно осуществляется согласно всем действующим нормам и правилам.
Откуда такая уверенность? Дело в том, что в интернет-бухгалтерии «Моё дело» сформирована полная база актуальных бланков, а также законодательных и нормативных актов по налогообложению, бухгалтерскому учёту, трудовым отношениям. Обновление базы происходит в онлайн-режиме. Таким образом, Вы всегда пользуетесь только действующими формами документов, законами, положениями, распоряжениями и приказами!
Система позволяет формировать не только статистическую отчётность, но любые отчётные формы и документы на общей системе налогообложения и налоговых спецрежимах: УСН и ЕНВД . Заполнение большинства форм в системе производится автоматически, что исключает появление опечаток и откровенных ошибок. Готовую отчётность Вы сразу можете распечатать или отправить в электронном виде в Росстат , ФСС, ПФР, налоговую инспекцию.
Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - это идеальный способ всегда быстро, точно и абсолютно корректно рассчитывать налоги, страховые взносы, зарплату, отпускные, пособия и больничные на ОСНО, УСН, ЕНВД. Сервис обеспечивает Вам возможность перечислять любые платежи благодаря интеграции с банками и платёжными системами!
Вы всегда заблаговременно осведомлены о сроках представления бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности, а также о сроках уплаты налогов и страховых взносов благодаря персональному налоговому календарю в сервисе . Расположенный в Вашем Личном кабинете, он заранее информирует Вас о всех важных датах и посылает дополнительные уведомления на телефон и электронный почтовый ящик.
В работе часто возникают трудности и нужна профессиональная консультация. Теперь Вы не останетесь один на один со своими проблемами! В сервисе «Моё дело» Вы в любое время дня и ночи получаете экспертную поддержку по всем вопросам в сфере налогообложения, бухучёта, расчётов с работниками.
Вы хотите заполнять любые статистические формы быстро и в полном объёме? Вы хотите легко и корректно формировать всю бухгалтерскую и налоговую отчётность? Вы хотите всегда точно рассчитывать и вовремя уплачивать налоги?
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Отчетность отвечает следующим требованиям: достоверность показателей с плановыми, обязательность составления и своевременность предоставления, доступность, экономичность.
Порядок формирования бухгалтерской отчетности в РБ регулируется постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004г. №16 "О бухгалтерской отчетности".
Отчетность составляется на основании всех видов учета и может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели.
Бухгалтерская отчетность служит основным источником информации.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
типовые формы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма №4), приложение к балансу (форма № 5);
пояснительная записка к годовому отчету, в которой желательно раскрывать содержание учетной политики.
Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату (Приложение 54).
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности в ООО "Треваллитрейд" включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм.
Подготовительные работы включают в себя:
Организация представляет бухгалтерскую отчетность:
государственной налоговой инспекции;
вышестоящим организациям;
органам государственной статистики.
В ООО "Треваллитрейд" составление бухгалтерской отчетности начинается с заполнения бухгалтерского баланса (ф. №1). Это производится по данным остаткам на счетах, отраженных в главной книге. При этом учитывают определенные правила, то есть, основные средства, нематериальные активы, отражаются в балансе по остаточной стоимости. По статье "Денежные средства" отражается сальдо по счетам 50,51,52,55,57, а в "Отчете о движении денежных средств" формы №4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях использования этих денежных средств. Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60,62,70,71,72,76), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность - в активе баланса, а кредиторская - в пассиве.
В отчете о прибылях и убытках (ф. №2) показываются данные о доходах, расхода и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Показатели раздела I "Доходы и расходы по видам деятельности" формируются на основании данных аналитического учета к счету 90 "Реализация". Выручка от реализации за минусом налогов с выручки, себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг, управленческих расходов и расходов на реализацию.
Показатели раздела III "Внереализационные доходы и расходы", заполняются на основании аналитических данных к счету 92 "Внереализационные доходы и расходы". Полученная прибыль (убыток) от внереализационных доходов должна соответствовать сумме сальдо по счету 92/3 "Сальдо внереализационных доходов и расходов".
Конечный финансовый результат деятельности отражается на счете 99 "Прибыли и убытки", куда списываются сальдо по счетам 90,91,92.
В отчете о движении источников собственных средств (ф. №3) отражаются данные об остатках на начало и конец отчетного периода, начисление и использование уставного фонда, добавочного фонда, фонда накопления, фонда потребления, доходов будущих периодов. При заполнении отчета используются данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 "Уставный фонд".
Отчет о движении денежных средств (ф. №4) отражает поступление и направление использования денежных средств в разрезе текущей, финансовой деятельности организации, а также остатки денежных средств на начало и конец года, учитываемых на счетах 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета",
В приложении к бухгалтерскому балансу (ф. №5) показываются сведения:
Статистический учет - это учет основанный на методах статистики, предусматривает сбор, анализ накопленной информации, выявлений тенденций. Статистический учет применяется для наблюдения и количественного отражения массовых явлений с качественной их характеристикой.
Отчетность представляет собой совокупность показателей учета, отражающихся в форме определенных таблиц, дающих информацию по результатам работы за истекший период.
В соответствии с законом РБ № 345-3 от 28.11.2004г. "О государственной статистике", все юридические лица независимо от форм собственности обязаны предоставлять статистическую отчетность на бесплатной основе по формам в сроки и по адресам установленным Республиканскими органами государственного управления статистики.
В органы государственной статистики ООО "Треваллитрейд" предоставляет следующие формы статистических отчетностей:
Отчет о деятельности организации оптовой торговли формы 1 - опт (полугодовая); (Приложение 55)
Отчет о средствах по обязательному страхованию от н/с на производстве и проф. Заболеваний формы 1-Белгосстрах (полугодовая); (Приложение 56)
Отчет о средствах ФСЗН Минтруда и социальной защиты формы 1-Фонд (полугодовая) (Приложение 57).
Статистическая информация составляется по установленным формам на бумажных носителях. Датой представления отчетности считается день фактической передачи их по принадлежности. Нарушением сроков представления отчетности является непредставление ее в сроки, указанные на формах отчетности. Если непредставление длящееся до одних суток, то считается опозданием, а длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.
Ответственность за исполнение данных отчетности предусмотрена Декретом Президента Республики Беларусь № 22 от 18.05.1999 г. "О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной отчетности".
Основными нормативными документами, регулирующим состав, содержание, структуру и методику составления бухгалтерской отчетности, являются:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» № 3321-12 от 18.10.1994 (в редакции от 26.12.2007), который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Следует отметить, что в настоящее время уже вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» № 57-З от 12.07.2013 г.;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. N 187" (в ред. от 06.05.2013 № 27);
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 года №102.
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 №50 (ред. от 08.02.2013). Они устанавливают единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
Таким образом, для правильного составления отчетности бухгалтеру необходимо руководствоваться достаточно большим количеством законодательных нормативных документов, регламентирующих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Для обеспечения достоверности данных годовой отчетности перед ее составлением на ОАО «Постторг» проводится определенная подготовительная работа:
Проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах. При этом устанавливаются: все ли первичные и сводные документы поступили из магазинов, от подотчетных лиц; правильно ли списаны на затраты производства; произведено ли начисление предусмотренных коллективным договором премий, вознаграждений, поощрений и прочих выплат из фонда заработной платы; списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации вследствие износа объекты основных средств, а также испорченное сырье, материалы, готовые изделия; полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов, задолженность по арендной плате и другим операциям;
В установленные руководителем организации сроки проводится полная инвентаризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты (сроки проведения прописаны в учетной политике п. 16);
В соответствии с постановлением Правительства переоцениваются основные средства, товарно-материальные ценности и другие активы, результаты переоценки отражаются в учете;
Выверяется сальдо по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, что оформляется соответствующими актами;
Вносятся исправления в учетные данные по результатам проверки налоговых органов, вышестоящих и аудиторских организаций. При этом в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. В случаях выявления в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся;
Переносятся данные в соответствующие журналы-ордера и ведомости аналитического учета;
Заключительными оборотами за декабрь месяц закрывается сальдо по счету 99 "Прибыли и убытки" путем списания его на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
Подсчитываются обороты и сальдо на конец отчетного года по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных журналов и ведомостей;
Переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров;
Определяются конечные остатки по синтетическим счетам в Главной книге, и по их данным составляется оборотно-сальдовая ведомость на 1 января (приложение 112);
Сверяются данные синтетического и аналитического учета по счетам, выявляются и устраняются допущенные в учете ошибки.
Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Она служит основным источником информации.
В ОАО «Постторг» составляется промежуточная (ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года) и годовая отчетность.
В состав бухгалтерской отчетности ОАО «Постторг», входят:
1. Бухгалтерский баланс (ф. № 1)(приложение 113);
2. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) (приложение 114);
3. Отчет об изменении капитала (ф. № 3) (приложение 115);
4. Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) (приложение 116);
5. Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 5) (не заполняется, т.к. отсутствуют целевые поступления) (приложение 117);
6.Пояснительная записка (приложение 118).
Одной из важнейших форм бухгалтерской отчётности организации, как уже было сказано выше, является бухгалтерский балансформа №1. (приложение 113).
В бухгалтерском балансе показываются данные о стоимости активов (долгосрочных и краткосрочных), собственного капитала и обязательств (долгосрочных и краткосрочных). В бухгалтерском балансе активы и обязательства разделены на долгосрочные и краткосрочные. В форму бухгалтерского баланса в 2012 году были внесены изменения: долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения перенесены в раздел I «Долгосрочные активы»; дебиторская задолженность учредителей по вкладам в уставный фонд перенесена из актива бухгалтерского баланса в раздел III «Собственный капитал» и вычитается при подсчете итогов по этому разделу; краткосрочные финансовые вложения в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает трех месяцев, перенесены из финансовых вложений в состав денежных средств и их эквивалентов; долгосрочные доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей перенесены в раздел IV «Долгосрочные обязательства»; краткосрочная часть долгосрочных займов перенесена в раздел V «Краткосрочные обязательства»; кредиторская задолженность по погашению процентов по долгосрочным кредитам и займам перенесена в раздел V «Краткосрочные обязательства». Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства классифицируются как долгосрочные активы или обязательства, поскольку точный период их погашения на отчетную дату определить достаточно сложно. Основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы приводятся только по остаточной стоимости.
В отчете о прибылях и убытках отдельно показываются доходы и расходы по текущей деятельности, учитываемые на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», и доходы и расходы по инвестиционной, финансовой и иной деятельности, учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Отчет об изменении капитала содержит информацию об изменении собственного капитала за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года как в целом, так и по каждому компоненту собственного капитала в отдельности, а также в разрезе причин этих изменений.
В отчете о движении денежных средств отражается информация о наличии и движении денежных средств, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути», а также краткосрочных финансовых вложений в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает трех месяцев, учитываемых на счете 58 «Краткосрочные финансовые вложения».
В Инструкции № 111 приведены требования к содержанию пояснительной записки.
Пояснительная записка должна содержать:
описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;
способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;
дополнительную информацию по статьям бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств, представленную в том порядке, в котором показаны статьи в указанных отчетах;
дополнительную информацию, которая не содержится в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств, отчете о целевом использовании полученных средств, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;
иную информацию, раскрытие которой в пояснительной записке установлено законодательством.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Республики Беларусь.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Организации представляют в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность:
Учредителям, участникам в соответствии с учредительными документами;
Государственной налоговой инспекции;
Органам государственной статистики.
Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для понимания работников предприятия, других пользователей информации, содержащейся в отчетах. Она должна быть полной, т.е. содержать в минимальных размерах всю необходимую информацию. Отчетность должна быть экономичной, т.е. затрат на ее составление должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования ее данных не превышать затраты на составление бухгалтерских отчетов.
Предприятия торговли составляют периодические и годовые статистические отчеты о товарообороте, товарных запасах, финансовых результатах, денежных средствах, по труду, о затратах на производство и реализацию продукции и др. Они содержат системы количественных и качественных показателей оценки отдельных сторон деятельности ОАО «Постторг». Методика составления и содержание статистических отчетов регламентируется нормативными положениями, разработанными Министерством статистики и анализа Республики Беларусь совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
К статистической отчетности, предоставляемой ОАО «Постторг» относится:
Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – форма 4-Фонд (Минтруда и соцзащиты) квартальная, данные указываются накопительно с начала года, за отчетный квартал, в том числе в разрезе месяцев (приложение 64);
Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – форма 4-страхование (Белгосстрах) годовая (приложение 63);
Отчет по труду – форма 12-т месячная (приложение 119). В отчете отражается информация о среднесписочной численности работников организации и о фонде заработной платы. Данные указываются накопительно с начала года и за отчетный месяц. Отчет составляется отдельно по магазину № 47 г.п. Мачулищи и по ОАО «Постторг» без магазина № 47;
Отчет о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы – форма 6-т (заработная плата) (приложение 120). Предоставляется 4 раза в год – за февраль, за май, за август, за ноябрь. Составляется отдельно по магазину № 47 и по ОАО «Постторг» без магазина № 47 г.п. Мачулищи;
Отчет о видах экономической деятельности организации – форма 4-у квартальная (приложение 121). Данные указываются накопительно за отчетный период;
Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров – форма 12-торг (товарооборот) месячная. В отчете отражаются данные об объеме розничного товарооборота торговли и товарооборота общественного питания, товарооборот приводится в разрезе продовольственных товаров, алкогольных напитков, непродовольственных товаров, также указываются запасы товаров в торговой сети и на складах на конец отчетного периода. Отчет составляется по ОАО «Постторг» без магазина № 47 (приложение 122) и по магазину № 47 г.п. Мачулищи (приложение 123);
Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) – форма № 4-ф (затраты) квартальная (приложение 124). В отчете указывается информация о затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по организации, по основному виду экономической деятельности организации, методах оценки материальных затрат;
Отчет о состоянии расчетов – форма 12-ф (расчеты) месячная (приложение 125). В нем указывается размер дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, задолженности по кредитам и займам, денежных средств, а также приводится размер дебиторской, кредиторской задолженности и просроченной задолженности по странам;
Отчет о финансовых результатах – форма 12-ф (прибыль) месячная (приложение 126). В отчете указывается информация о выручке от реализации, налоге на добавленную стоимость, себестоимости реализованной продукции, прибыль (убыток) от реализации, от текущей деятельности, от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, налог на прибыль, чистая прибыль (убыток);
В статье рассмотрены следующие вопросы:
Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ
. В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:
При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .
В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО
В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.
Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.
Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .
В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").
Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.
Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .
Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru
Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.
Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.
Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).
Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).
Выборочные статистические наблюдения проводятся:
Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.
Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.
Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.
Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).
Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.
Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.
Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.
Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."
В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.
Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.
Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).
Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.
Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.
Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.
В-третьих
, состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:
Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.
Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.
Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.
Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».
Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.
Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.
Примечание : Информация Росстата
1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).
2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.
3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.
Статистическую отчетность можно представить:
Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.
При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).
Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).
На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:
Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru
По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.
Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).
При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).
Датой представления статотчетности является:
Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.
Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).
За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.
Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.
Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».
Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:
Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:
Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.
Важнейшая роль в механизме экономического управления в современном обществе принадлежит статистике. Она предполагает сбор, научный анализ и обработку, обобщение сведений, характеризующих хозяйственное и культурное развитие в стране, а также уровень жизни народа. Все это позволяет выявить существующие экономические взаимодействия, изучить динамику, провести международные сопоставления. Благодаря полученным данным появляется возможность для принятия наиболее эффективных решений в сфере управления на региональном и федеральном уровнях.
Как одна, так и вторая представляет собой определенный вид сбора сведений. Статистическая отчетность проводится в соответствии с федеральными программами. Она включает в себя все виды наблюдений. К ним, например, относят: монографические, социологические, анкетные, выборочные обследования, переписи разного рода, единовременные учеты, периодические, регулярные отчеты и так далее. Программы и способы исполнения этих мероприятий утверждаются Госкомитетом либо по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Статистические формы отчетности 2014 года и предыдущих годов утверждены Росстатом. Кроме того, данный орган разрабатывает и принимает перечни собираемых данных, методы их определения. Если в отчете содержится финансовая информация (бухгалтерские проводки, например), то бланки утверждаются еще и Минфином.
Информация о деятельности юрлиц поступает в установленные сроки в соответствующие органы. Данные представлены в виде особых документов. Бланки этих актов называются формами отчетности. Для каждой из них разработан специальный шифр и наименование. Соответственно, на том или ином бланке предоставлена определенная статистическая отчетность:
Существуют и другие бланки, на которых подается статистическая отчетность. По окончании года формируется единая база данных по разным направлениям. Статистическая отчетность 2014 года будет использована в конце текущего года для проведения сравнительного анализа динамики экономического развития.
Статистическая отчетность различается по своей периодичности. Так, в ходе срочного сбора информации поступают сведения за месяц и меньший период. Также различают годовую, полугодовую и квартальную отчетность. Наиболее подробной считается годовая база. Срочная статистическая отчетность часто передается по электронной почте или факсу. Информация за более продолжительный период при необходимости может быть направлена заказным письмом.
Статистическая отчетность организации составляется на основании документов. В первую очередь это расходно-приходные бумаги. Так, например, статистическая отчетность 10-ф (квартальная) практически полностью составлена по данным баланса и приложения об убытках и прибылях. Росстатом России проводится политика по унификации отчетной системы.
Статистическая отчетность предприятия должна быть сдана в установленные законом сроки в предусмотренном порядке. С мая 1992 года действует ФЗ об ответственности за нарушения этих предписаний. В соответствии с его положениями, уполномоченные органы вправе применять к руководству и прочим должностным лицам объединений вне зависимости от формы их собственности взыскания в виде предупреждений либо штрафов. Размер последних может составлять от трех- до восьмикратной величины МРОТ. Взыскания такого рода применяются, если статистическая отчетность предприятия и прочие сведения не были предоставлены в срок, были искажены. Штрафы налагаются и при совершении повторных аналогичных действий. В этом случае размер штрафа увеличится и составит от восьми- до десятикратной величины МРОТ.
Искажением сведений признается неверное их отражение в бланках. Оно может быть допущено умышленно должностными лицами с целью сокрытия прибыли и по другим корыстным мотивам. Искажение данных может стать следствием нарушения правил и действующих инструкций, методологических рекомендаций по составлению. Также неверное внесение данных часто является результатом арифметических ошибок. Нарушением срока считается опоздание на сутки. Если этот период больше 24 часов, то это считается непредоставлением отчетности.
Их определение является одной из важнейших функций Госстата. Для реализации задачи все юридические лица (вне зависимости от форм их собственности) и граждане, ведущие коммерческую деятельность, должны предоставить в соответствующие инстанции учредительные документы. Всем указанным субъектам присваиваются идентификационные коды. Кроме этого, определяются классификационные признаки в соответствии с действующими классификаторами технико-экономических данных для включения в ЕГРПО, а также отражения в государственной единой статистической отчетности. В случае реорганизации либо ликвидации юрлица предоставляют в соответствующие инстанции все данные за все время своей деятельности. Информация сдается на официальных бланках за отчетный год до проведения ликвидации. Кроме того, юрлица предоставляют нормативные акты по выполненным процедурам для внесения корректировок в ЕГРПО.
Информация, которая содержится в отчетности, позволяет проследить за динамикой производственного объема промышленной сферы и прочих отраслей экономики, оценить комплексность развития государства и его регионов, изучить соотношения различных форм собственности в соответствии с секторами народного хозяйства и субъектами РФ. Вместе с этим появляется возможность провести качественный анализ эффективности деятельности негосударственных и государственных объединений.
Стабильность статистической отчетности в современных рыночных условиях имеет особое значение. Содержание форм обеспечивает возможность прогнозирования продолжительной динамики, выявления тенденций, оценки изменчивости, разработки новых, более эффективных программ развития. Несомненно, перечень показателей и форм со временем изменяется. Однако, прежде чем вносить те или другие корректировки, необходимо четко определить их целесообразность. Отчетность готовит множество сотрудников - бухгалтера, финансовые работники. Такой массовый метод способен давать надежные сведения, если вся система будет стабильной.
Его формирование осуществляется в соответствии с требованиями принятой Государственной программы, определяющей порядок перехода России на принятую в мире систему статистики и учета, а также внутригосударственную схему привлечения и обработки данных. Стремительное развитие малых коммерческих объединений потребовало особого решения вопроса о сборе информации о них. Такие предприятия отчитываются с использованием минимального количества форм и показателей. Сегодня действует утвержденная интегрированная схема сбора данных квартальной периодичности для юрлиц этой категории, а также годовой порядок предоставления сведений. Последний предусматривает форму, в которой содержатся показатели производственной активности таких юридических лиц.
Все данные от предприятий поступают в статистические органы, где они проходят проверку. После этого информация используется для составления сводных таблиц. Все данные объединяются по отраслям, территориям, формам собственности и правовой структуре. Из местных органов информация в виде сводных таблиц направляется в Росстат. Там также данные проходят систематизацию и обработку. В итоге составляются сводные таблицы по всей стране в целом.