Международные сравнения.покупательная способность российской зарплаты. Методология международных сопоставлений показателей системы национального счетоводства в контексте сравнения уровня развития национальных экономик

Международные сравнения.покупательная способность российской зарплаты. Методология международных сопоставлений показателей системы национального счетоводства в контексте сравнения уровня развития национальных экономик


Международные сравнения показывают, что реальная заработная плата в Соединенных Штатах относительно более высокая, но не самая высокая в мире.  

Международные сравнения важны при анализе индивидуальных рынков, особенно товаров длительного пользования, таких, например, как телевизоры.  

Международные сравнения показали, что по самым строгим меркам уже с середины 50 - х годов он является техническим университетом мирового класса. Не случайно и тогда, и в наше время в нем стремились и стремятся получить профессиональную подготовку, выполнить диссертационную работу, приобрести академическую степень и звание представители многих зарубежных стран.  

Международные сравнения уровней экономического развития Советского Союза и Соединенных Штатов, осуществляемые вышеизложенным методом пересчета национальных стоимостных показателей в сопоставимую валюту, дают наиболее точные результаты. Некоторые экономисты предлагают заменить этот трудоемкий способ международных сопоставлений более простым экстраполяционным методом с использованием официально публикуемых странами индексов физического объема. Этот способ имеет следующие недостатки.  

История международных сравнений по статистике образования начинается в 1853 г. - со времени проведения Международного статистического конгресса в Брюсселе.  

В международных сравнениях важнейший аспект этой проблемы обусловлен тем, что каждое сравниваемое общественное явление существенным образом связано с определенной общественно-экономической системой, образом жизни людей, определенными культурно-историческими условиями. Поэтому некоторые внешне аналогичные социальные явления и процессы в разных обществах имеют различные значения и выполняют неодинаковые функции. Кроме того, в каждой системе возникают, существуют и развиваются некоторые новые специфические и исторически уникальные явления, играющие существенную роль в жизнедеятельности именно данного общества. В связи с этим ряд количественных показателей в различных системах обладает разными качественными особенностями.  

Последние годы международные сравнения широко проводятся в рамках СЭВ, а также на основе содружества между советскими, немецкими, польскими, чешскими, болгарскими, венгерскими и румынскими предприятиями.  

Для проведения международных сравнений структуры населения по возрасту трудоспособности и изучения динамики показателей трудовой нагрузки Статистической комиссией ООН рекомендовано использование следующей группировки населения для обоих полов: моложе трудоспособного возраста - от 0 до 14 лет, в трудоспособном возрасте - от 15 до 64 лет и старше трудоспособного возраста - 65 лет и старше.  


Очевидно, что международные сравнения заработной платы сложны и неочевидны. Но данные раздела Международный ракурс 28 - 1 показывают, что относительный уровень заработной платы в Соединенных Штатах достаточно высок, хотя и не является самым высоким в мире.  

Таким образом, парные международные сравнения паритетов по каждой первичной группе товаров позволяют рассчитать матрицу двухсторонних паритетов. В некоторых странах эти матрицы могут быть неполными в силу того, что не всегда возможно рассчитать прямой паритет между каждой парой стран.  

Немецкие предприятия - в международном сравнении - сталкиваются с относительно большим налогообложением. Налог на промысловый доход, налог на прибыль и подоходный налог в сумме так высоки, что от 100 немецких марок прибыли после вычитания налогов остается лишь примерно 30 марок.  

Немецкие предприятия - в международном сравнении - имеют весьма скромные возможности амортизации. В других странах существуют менее жесткие правила относительно прогрессивных методов амортизации.  

Поэтому, чтобы при международных сравнениях не впасть в ошибку счета, надо предварительно проанализировать, как исчислена норма накопления.  

    Международные рейтинги Греции - отражают позиции Греческой Республики среди других стран мира по общим статистическим показателям, а также по специальным социальным, экономическим, политическими индексам и рейтингам. Содержание 1 Площадь и демография 2 Оценки и индексы … Википедия

    международные экономические сопоставления - Один из основных инструментов анализа мировой экономики – измерение и сопоставление макроэкономических показателей разных стран, характеризующих уровень, темпы и тенденции их развития. Сопоставления охватывают, например, объемы производства,… …

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЧЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ - искусственные валютные единицы, предназначенные для формирования масштаба, измерителя для сопоставления валют разных стран и установления пропорции между ними. Такие единицы необходимы для соизмерения международных долговых обязательств, платежей … Энциклопедический словарь экономики и права

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО 9000 - разработаны и утверждены в 1987 г. В стандартах этой серии нашли концентрированное выражение мировые достижения в области системной концепции качества. В Германии М.с. ИСО 9000 получили признание в стандартах ДИН/ИСО 9000 9004, в Великобритании в … Внешнеэкономический толковый словарь

    Экономические сопоставления международные - комплекс экономико статистических приёмов, направленных на сравнение экономических (натуральных и стоимостных) показателей различных стран, и органически связанный с ним научный анализ. Э. с. м. используются для объективного изучения… … Большая советская энциклопедия

    СОПОСТАВЛЕНИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ - метод статистического изучения соотношений уровней и динамики социально экономического развития стран. Применяется для приведения показателей различных экономик к сопоставимому виду. Наиболее полной по охвату стран является Программа… … Большой экономический словарь

    Список журналистов, убитых в России - В данной статье представлен хронологический список журналистов, которые стали жертвами убийства, перестрелки и терактов в России с 1993 года. Шесть категорий использованы в самом подробном и полном источнике убийство; перестрелка (военные… … Википедия

    Статистика - (Statistics) Статистика это общетеоретическая наука, изучающая количественные изменения в явлениях и процессах. Государственная статистика, службы статистики, Росстат (Госкомстат), статистические данные, статистика запросов, статистика продаж,… … Энциклопедия инвестора

    Гендерная политическая культура - политическая культура, интегрирующая гендерный подход в систему отношений и одновременно в процесс производства и воспроизводства составляющих элементов политической культуры в ряде сменяющих друг друга поколений. Исходя из того, что политическая … Термины гендерных исследований

    Маржа EBIT или EBITDA - Маржа EBIT или EBITDA (EBIT margin, EBITDA margin.) — показатели прибыльности (рентабельности) по МСФО. Исчисляются по формуле: Чем выше эти показатели, тем больше влияют изменения в объеме продаж на прибыльность компании. Если маржа EBIT … Экономико-математический словарь

    Маржа EBIT - EBITDA показатели прибыльности (рентабельности) по МСФО. Исчисляются по формуле: Чем выше эти показатели, тем больше влияют изменения в объеме продаж на прибыльность компании. Если маржа EBIT оказывается длительное время отрицательной (в случае… … Справочник технического переводчика

Книги

  • , Алехин Б.И.. Собранный в учебнике материал изложен в теоретическом и прикладном ключе. Теоретической основой являются работы&171;столпов&187;науки о государственных финансах Адама Смита, Давида Рикардо,… Купить за 912 грн (только Украина)
  • Государственные финансы. Учебник для академического бакалавриата , Алехин Б.И.. Собранный в учебнике материал изложен в теоретическом и прикладном ключе. Теоретической основой являются работы 171;столпов 187;науки о государственных финансах - Адама Смита, Давида…

Международные сравнения

При скромном объеме национальных изысканий трудно рассчитывать на успешный кросс-анализ вплоть до всемирной типологии вторых жилищ, ведь типология вырастает из множественных сравнений. Пока и попарное сравнение встречается нечасто: Норвегия и США , Франция и Россия , хотя возникает само собой, когда о стране пишет зарубежный автор . Сравнения могут отсутствовать или сводиться к минимуму даже в международных сборниках, где отдельные статьи порой связаны слабо, давая лишь панораму явления и его анализа под некоторым углом зрения, без обмена идеями и критикой. Это чревато как недооценкой, так и переоценкой роли вторых домов, их национальной специфики, что вкупе с информационными и другими проблемами затрудняет выработку общих подходов к ним и адекватных приемов анализа.

Эссе Клаваля отчасти компенсирует нехватку компаративистики и обобщений. Тем не менее, многие важные вопросы остались открытыми, барьеры – непреодоленными. Они начинаются с определения второго дома, его отделения от первого (главного), отношения к смежным понятиям. Наряду с изобилием типов и названий это затрудняет его выделение для научных и прикладных целей.

Редактор книги З. Рока во введении к тому же сборнику (pp. xix-xxv] привел 16 терминов из него. Но их еще больше. Второй дом бывает сезонным, летним, отпускным, выходным, рекреационным, досуговым, пляжным, загородным (vacation, holiday, weekend, leisure, beach house, Landsitz, casa de campo). Есть слова-эндемики и космополиты: дача у нас и в ряде других языков; финские mokki, kesamokki (июньский домик) и huvila (вилла); коттедж, хибара (cabin), особняк (mansion), бунгало, уикэндер в англоговорящих странах, сhateau и т.д. По-разному называют или не зовут никак мобильность, связанную с этим домом. Так, у нас нет термина для того вида туризма, который в ряде языков звучит как резидентный (residential) или трактуется как миграция со сменой образа жизни (lifestyle migration). Оба подходят к русской дачной практике, хотя у нас она – не совсем туризм или даже совсем не он. И не миграция.

В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. На протяжении своей истории Соединенные Штаты имели более высокие уровни безработицы, чем большинство промышленно развитых стран, но начиная с середины 80-х годов это положение начало изменяться. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах за период с 1983 по 1987 г. был ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции и Великобритании.

17 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Понятие, роль и назначение доходов населения

Как показал опыт рыночных преобразований экономики, од-ной из важнейших проблем является распределение доходов, чем первые этапы становления рыночных отношений в Рос-сии характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне кодов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабиль-общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социаль-ной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить воз-

можности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.

Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных полученных в течение какого-либо периода (обычно за год). од в денежной сумме означает номинальный доход. В рыноч-ной экономике в номинальный доход включают заработную пла-ту, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, раз­ные трансфертные платежи (пособия по социальному обеспе-:ию, по безработице, пенсии и т.д.). В доход включают предо-ставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья, продовольственную помощь, пособия образование, доходы от увеличения стоимости акций, облига-

ций недвижимого имущества. В экономике России совокупность доходов представлена поч-ти теми же элементами. С 80-х гг. наблюдалась тенденция сниже-ние удельного веса в структуре доходов заработной платы (с 77% 40%), и рост доходов от предпринимательской деятельности (с до 40-45%) и от собственности (6%). То есть в России за по-следние десять лет качественно изменилась структура денежных доходов. Однако для экономического анализа важен не сколько номинальный доход, а то количество благ и услуг, которое можно него приобрести, т.е. реальный доход.



Реальный Реальный доход - это номинальный до-

и номинальный доход) хоД скорректированный с учетом ин­декса цен на товары и услуги. От уровня доходов зависит и качество потребления, возмож-носги потребительских расходов населения. Если анализироватьрасходы населения в зависимости от уровня доходов, то выделя-ют - низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлеж-ность их получателей к социальным группам. Это семьи: нищи| бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, бога тые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов.

Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные ные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состо-ятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес ] ходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых и сверхбогатых - особняки и недвижимость за рубежом. |

Конечной целью функционирования на циональной экономики является создание условий для нормальной жизнедеятельности человека или, достижение определенного уровня жизни.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необхо-мыми для жизни материальными и духовными благами или cте-пень удовлетворения потребности в этих благах.

Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здрав охранение, качество питания, жилья и т.п. Степень удовлетворе-ния потребности людей зависит как от индивидуальных, так и се-мейных доходов.



Совокупность доходов членов семьи составляет ее бюджет. мейный бюджет должен постоянно пополняться, чтобы обеспе-чить устойчивый поток денег. Только тогда будет полноценной материально обеспеченная и духовная жизнь. Семья каждому че-ловеку ежедневно помогает решать социально-экономические проблемы собственного благосостояния.

Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне- в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВНП (ВВП) на душу населения Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских страна Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долл. в год на одного человека.| Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-техническокого прогресса и производительности труда в отдельных странах так и степенью организации общественного производства,

пенью государственного регулирования. Интересен факт зависи­мости продолжительности жизни от уровня жизни и производст­ва реального ВВП на душу населения. Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населе­ния по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8,0, а в 1998 г. уже вырос до 13,4 раз 1 .

Дополнить анализ уровня жизни позволяют такие показате­ли, как выработка конечного продукта на одного занятого (в про­мышленности и сельском хозяйстве), национальный доход на од­ного занятого в материальном производстве. По этим показате­лям также лидируют США, ФРГ, Япония.

Произведенный доход на душу населения полностью не харак­теризует уровень жизни. Поэтому принято сопоставлять денежные доходы и расходы населения, рассчитывать динамику номиналь­ных и реальных доходов, уровень их дифференциации, потребле­ние пищевых продуктов, соотношение приобретаемых продоволь­ственных и промышленных товаров, удельный вес в потреблении товаров длительного пользования и недвижимости, количество ус-луг, уровень безработицы, продолжительность жизни, уровень грамотности населения, количество людей с высшим образованием и т.д. Соответствующие статистические данные содержатся в рос­сийских статистических сборниках. Если проанализировать изме­нение покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения, то выяснится, что за период 1991-1998 гг. снизи лось потребление ряда продуктов: говядины с 53 до 40 кг в месяц молока с 879 до 285 л, рыбы со 150 до 73 кг, растительного масла 127 до 68 кг в месяц т.д. 1 Расходы на покупку продуктов для да домашнего питания также с 1991 по 1998 гг. возросли соответствен но с 34,1 до 51,3%. Причем значительный удельный вес в них занимают хлеб, хлебобулочные изделия, картофель.

В мировой практике используют показатели благосостояние показатели дохода, комбинированные индексы, обобщающие показатели дохода, недоходные показатели (грамотность, здоровье, санитарные условия), индексы социального участия (следование традициям в питании, участие в национальных праздниках} субъективные индексы (оценка индивидуумом собственного уровня жизни).

ООН предложил комбинированный показатель индекса качества жизни, определяемый такими параметрами, как состояние здравоохранения, уровень образования, средняя продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособное населения, доступ к политической жизни. С учетом возросших социальных требований к определению уровня и качества жизни с 1990 г. в статистике ООН вводится показатель - индекс развита человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно - индекс человеческого развития (ИЧР). Ведущие показатели, определяющие ИЧР, - это ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Если определять ИЧР по шкале от 0 до 1, то страны с ИЧР ниже 0,5 характеризуются низким уровнем человеческого развития

Распределение доходов и измерение степени их неравенства

Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.

Средний доход в России у основной части населения определяется как средняя заработная плата (трудовой доход). Средняя месячная заработная плата в России приближается к 42 долл. .,

В средний доход кроме заработной платы, из которой следует исключать налоги, входят социальные трансферты (пенсии, сти­пендии, различные пособия). Эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12%.

Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция- все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и

влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении

государством верхнего предела увеличения номинальной заработной пла1 Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой Конкретная формулировка отдельных положений политики ходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяются следующим:

Социально-экономическим и политическим развитием или иной страны;

Степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;

Традициями заключения коллективных договоров; - степенью социальной напряженности в обществе. Главным объектом всех видов политики доходов являет

трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничител| ь-ное регулирование всех основных категорий доходов населения лежащих в основе личного и производственного потребления, практике политика доходов преимущественно воздействует движение только заработной платы.

На основе данных о среднем доходе можно составить пирамиду доходов». пирамида доходов характеризует процентное соотношение слоев пи-селения с различными доходами на человека в семье.

По данным в российской экономики приведем распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 1998 г.

Наблюдается следующее распределение доходов относит но среднедушевых денежных доходов, составляющих в 1998 969,9 руб. (почти 1000 руб.): 15,1% человек имели доход ниже 400 руб., 19,0% - от 400 до 600 руб., 17,2% - от 600 до 800 pj 13,3% - от 800 до 1000 руб. Всего доходы ниже средних имело свыше 60% (64,6%).

Приведенные данные позволяют сделать выводы:

1) значительная часть населения имеет доход ниже среднего уровня;

2) существует значительное неравенство доходов, выражае­мое в поляризации доходов населения.

Для определения степени неравенства до-

неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

«Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «до­ля дохода» на оси ординат (рис. 12.2). Теоретическая возмож­ность абсолютного равенства в распределении доходов представ­лена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный про­цент семей получает соответствующий процент дохода. 20% се­мей получают 20% дохода, 40% - 40% дохода и т.д.

Чем больше рассто Степень неравенства, доходов

а Абсолютное ie> " ■ неравенство

20 40 60 80 100 % семей

яние между биссектри­сой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равномерно 60 ным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень нера­венства в распределе- 20 нии доходов характери­зует треугольник, обра­зуемый диагональю и осями координат. Мас- штабы этого неравенст­ва определяются при помощи коэффициента концентрации дохо­дов - коэффициента Джини, который представляет собой отноше­ние площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45° к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 45°. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравни­вать распределение доходов в различные периоды времени, в раз­личных странах, между различными социальными группами.

Неравенство доходов определяется следующими обстоятель­ствами:

Различиями в физических и умственных способностях людей;

Уровнем образования;

Составом семьи (количество членов семьи, работающих и неработающих);

Владением собственностью (жилье, акции, земля, оборудование и др.) и т.д.

Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Проблема бедности и пути ее преодоления

Прожиточный Дифференциации доходов минимум уровней жизни возникает острая coциальная проблема - проблема бедности

Каким образом ее можно определить? Очевидно, возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступ как минимум материальной обеспеченности или прожиточный минимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ни «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор. Это еще coциальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Существуют различия в определении черты бедности. Минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в пищевых продуктах, одежде и ж лье (стоимости потребительской корзины товаров, достаточной для удовлетворения основных потребностей человека) представляет собой абсолютную черту бедности. Уровень потребления лиц, живущих за чертой бедности, зна-чигельно отстает от среднего уровня: на первом месте стоят затра-ты на питание (свыше 50%), причем у лиц, живущих ниже черты бедности, абсолютное потребление пищевых продуктов ниже среднего уровня (мясопродуктов потребляется в несколько раз меньше, чем при среднем доходе и т.д.).

Проблема неравенства доходов и бедности требует мер по со-циальной защите населения, специальных государственных про-грамм. Следует также учитывать, что неравенство доходов, опре-деляемое вкладом каждого в объеме национального производства, является важным стимулом труда.

18.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика

Рыночная экономика неизбежно связа­на с дифференциацией доходов населе­ния, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социаль-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Социальная политика изначально сформировавшись для ре-гулирования социальных отношений в рамках капиталистичес-кой системы, для поддержки членов общества, неспособных само- стоятельно обеспечить себе источник приемлемого существова-| ния. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.

На современном этапе происходят серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными кате- гориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).

В качестве прямого объекта влияния социальной политики: начинают выступать жизненные условия почти всех демографи­ческих и социальных категорий. Социальная политика вышла за] пределы корректировки негативных последствий экономическо-го развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реали­зация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (см. рис. 12.3).

В данной модели: С - расходы домохозяйств на потребление, S - сбережения домохозяйств, I - инвестиции, G - государст­венные расходы, Те - косвенные налоги, Td - прямые налоги, Y - национальный доход, В - трансферты.

Иными словами, с помощью социальной политики государст­во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качест­ве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаи­мосвязь отдельных ее направлений.

Среди основных направлений современной социальной поли­тики можно выделить следующие

Социальная политика
Направление: Направление: Направление:
Создание условий Прямая поддержка Развитие человечес-
для трудовой актив- доходов через сис- кой личности, под-
ности, регулирова- тему социального держание здоровья,
ние занятости и зар- обеспечения повышение культур-
платы, совершенст- ного уровня, предо-
вование трудовых Функция: ставление «нату-
качеств работника защитная ральных» услуг через
систему социальной
Функция: Объект: инфраструктуры
активная наиболее нуждаю-
щиеся, экономичес- Функция:
Объект: ки незащищенные конструктивная
экономически актив- слои населения
ное население Объект:
все слои населения

Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде зара-ботной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвра­щению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в установле­нии минимальной заработной платы во всей экономике и опреде­лении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социаль­ной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким обра­зом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников. Социальное Следующее направление социальной по-обеспечение литики - это прямая поддержка дохо-

и социальная защита дов населения через систему социально- го обеспечения. Государство непосред­ственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населе­ния, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении дохо­дов, а также формируются финансовые средства, предназначен­ные для социальной защиты населения.

Социальная защита населения включает систему мер, защи­щающих любого гражданина страны от экономической и социаль­ной деградации не только в результате безработицы, но и при поте-

ре или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ре­бенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставле­ния медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны (табл. 12.2). Так, доля средств, расходуемых на социальную защиту, в ВНП в США - 13.8%, Японии - 12%, Ве­ликобритании - 20,5%, Франции - 29,4%, ФРГ - 24,3%, Шве­ции - 33%.

Важным вопросом является источник финансирования соци­альных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с раз­витой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Рассмотрим источники финансирования в рыночной эконо­мике на следующем примере.

Кроме того, каждая страна осуществляет социальную поли­тику по-разному. В США всемерно поощряется предприниматель­ская активность. Это считается эффективней, чем увеличение вы­плат из госбюджета, приводящих к росту желающих их полу­чить. Однако, для уменьшения социальной напряженности мало­обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обес­печения: государственная и частная. Государство отвечает за под­держание минимального уровня помощи, за ее высокую доступ­ность.

Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социаль­ного страхования. Основная часть выплат государственного соци ального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь. :

Государственное вспомоществование осуществляется по сле­дующим направлениям:

Программы специальной помощи в денежной форме пре­старелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

Пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицин­ское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.

Социальное страхование служит не только гарантией поддер­жания определенного уровня жизни при прекращении трудовой! деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддер­живает социальную стабильность.

Система государственного вспомоществования призвана пря­мо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, по­лучающих минимальную пенсию по старости, безработных, мно­годетных семьях.

12.4. Социальная политика и социальная защита населения 399

Широко распространены системы частного социального стра­хования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Вели­кобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предостав­ляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безрабо­тицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.

Социальная политика государства не ограничивается форми­рованием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социаль­ным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется спе­цифика потребностей, которые государство призвано удовлетво­рять. Это потребности в общем и специальном образовании, меди­цинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что систе­ма социального обеспечения, как инструмент социальной полити­ки, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количествен­ными и качественными характеристиками определяется величи­ной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.

19.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.

После изучения данной главы магистр должен

знать:

  • цели и задачи международных сопоставлений обобщающих экономических показателей;
  • требования, предъявляемые к результатам сопоставлений;
  • границы сопоставлений;
  • основные методы сопоставлений;
  • значение международного сопоставления для характеристики уровня экономического развития различных стран;

уметь:

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни при анализе экономического развития различных стран;

владеть:

Понятийным аппаратом в области международных сопоставлений.

Важнейшие принципы международных сопоставлений макроэкономических показателей

Международные макроэкономические сопоставления представляют собой сравнение валового внутреннего продукта и других агрегатов национальных счетов различных стран, переоцененных по определенным правилам в единую валюту с учетом фактических ППС национальных валют.

Потребность в сопоставимой экономической информации, отражающей уровни и тенденции развития, структуру и пропорции национальных экономик, уровень жизни населения, отмечалась давно, но она резко возросла в условиях интенсивного развития интеграционных процессов в мировой экономике. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.), национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, учеными для аналитических и практических работ.

Начало программ международных сопоставлений относится к сопоставлениям, проведенным в 1950-х гг. под эгидой ОЭСР. С 1959 г. сопоставления стали проводить в рамках СЭВ. Сопоставления между странами-членами СЭВ и странами с рыночной экономикой были проведены в 1960-х гг. под эгидой Конференции европейских статистиков. Идея перехода от этих ограниченных сопоставлений к регулярным и более широким сопоставлениям, с охватом значительного числа стран, обсуждалась в 1965 г. на тринадцатой сессии СК ООН. Комиссия рекомендовала в качестве первого шага изучить имеющийся в этой области опыт и подготовить конкретные предложения по организации работ. Начало официальных сопоставлений относится к 1970 г., когда в них приняло участие 10 стран мира. В 1993 г. сопоставлениями было охвачено уже 118 стран. Глобальный раунд сопоставлений с охватом 146 стран был проведен в 2005 г., а в раунде 2011 г. участвовали 197 стран.

Современная программа международных сопоставлений (ПМС) обеспечивает сравнение цен и количественных показателей в различных странах по ВВП и его компонентам на основе данных о ценах и расходах. Он рассматривается в программе как совокупность конечных расходов страны за год. Именно ВВП является основной мерой для представления общей экономической величины страны и уровня ее экономического благосостояния. ППС и реальные расходы по компонентам ВВП позволяют проводить международные сопоставления уровней цен и физического объема по группам продуктов. Основные категории расходов как компоненты ВВП, которые могут быть корректно сопоставлены из-за достаточного числа наблюдений за ценами, представляют расходы на конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление органов государственного управления, расходы на конечное потребление НКОДХ, валовое накопление основного капитала, изменения в запасах материальных оборотных средств и сальдо внешней торговли.

Программа состоит из отдельных региональных сопоставлений, которые являются компонентами глобального (всемирного) сопоставления, охватывающего все участвующие страны. Это предполагает распределение работ между всемирным и региональными центрами. Всемирным центром по реализации программы международных сопоставлений является СО ООН. В его задачи входят: обеспечение применения при региональных сопоставлениях одних и тех же основных принципов, понятий и определений; подготовка основной группировки расходов ВВП и гармонизация региональных классификаций расходов; контроль методов расчетов, применяемых в регионах; координация методологической работы по установлению связи между региональными сопоставлениями; разработка описаний основных товаров; содействие распространению технических знаний; подготовка доклада о глобальном сопоставлении. Участие стран в сопоставлениях осуществляется через взаимодействие с региональным центром. Исходные данные о ценах и расходах представляются странами региональному центру в соответствии с правилами, принятыми в регионе. Региональные центры по проведению сопоставлений выполняют следующие функции: утверждают региональные классификации расходов с учетом рекомендаций Всемирного центра и особенностей стран региона; разрабатывают и утверждают региональный список спецификаций; обрабатывают собранные данные, полученные от стран; готовят доклад о региональном сопоставлении.

Европейская программа международных сопоставлений является частью ПМС, организованных ООН. Эта программа стала осуществляться в целях проведения международных сопоставлений ВВП по странам региона ЕЭК ООН с 1980 г. Раунд сопоставлений Европейской программы 2005 г. охватывал 55 стран, в 2011 – 56 стран.

В специальной литературе даются характеристики требований, предъявляемых к результатам международных сопоставлений.

I. Характерность результатов. Это требование означает, что на результаты сравнения должны оказывать влияние цены, количества и веса лишь сопоставляемых стран. Оно выполняется лишь при прямых парных сопоставлениях. Все многосторонние сопоставления этому требованию удовлетворяют в определенной степени, поскольку многосторонние сопоставления основываются на использовании всей информации сравниваемых стран.

II. Независимость от выбора базовой страны (инвариантность индексов), т.е. конечные результаты сопоставления не должны зависеть от того, какая страна выбрана в качестве базы сравнения. Базовая страна должна рассматриваться не более как начало отсчета. При использовании методов, не обеспечивающих инвариантность индексов, результаты сопоставления в значительной степени зависят от выбора базовой страны. Так, при сопоставлении трех стран в зависимости от того, какая из них принимается за базу сравнения, ранжированный ряд по величине определенного показателя может быть разным.

III. Транзитивность (переводимость индексов) означает логическую взаимосогласованность индексов, исключающую противоречивые результаты. Математически это требование выражается так: результаты прямого сопоставления (страны А и В) должны быть равны результатам сопоставления через третьи страны (страны А и С; страны С и В).

IV. Внутренняя согласованность индексов означает, что индексы для показателя в целом должны быть согласованы с индексами для его компонентов (частей). Это требование взаимосвязано с требованием аддитивности, т.е. когда объем показателя должен быть равен сумме объемов его элементов (составляющих).

V. Требование независимости индексов от выбранной системы единиц измерения состоит в том, что результаты сопоставления должны быть одинаковыми, независимо от того, единицами измерения какой страны при этом пользуются (важно только, чтобы при сопоставлении использовалась какая-то единая система измерения).

В рамках ПМС ООН результатами сопоставления являются стоимостные объемы ВВП и его составляющих компонентов в сопоставимой валюте и ППС валют, что позволяет производить как сравнения уровней экономического развития стран, так и уровней цен в них. При этом определяется реальная доля стран в мировом производстве.

Основным объектом сопоставления в ПМС ООН является показатель ВВП, исчисляемый методом конечного использования, и его основные компоненты. Для целей сопоставления ВВП разбивается, согласно заданной классификации, на большое число детализированных однородных товарных групп, внутри которых выбирается необходимое число товаров, определяющих содержание группы (товары-представители).

Международные сопоставления показателей системы национальных счетов начали проводиться с 1950-х гг. До этого международные сопоставления сводных показателей и разработка методологии национального учета (в плане выработки международных стандартов) шли параллельными курсами, не пересекаясь.

Центральное место в международных сопоставлениях показателей системы национальных счетов отводится исчислению паритета валют (покупательной способности валют) сравниваемых стран.

Первый этап работы по определению паритета валют состоит в подборе товаров-представителей, сходных по своим качественным характеристикам с соответствующими образцами сравниваемой страны и характерных для всей совокупности продукции, отнесенной к конкретной группе товарной пере- счетной номенклатуры (далее – товарной группы). В этом случае предполагается, что цены будут формироваться на основе принципов, общих для ценообразования на продукцию данного профиля, т.е. они будут и характерными, и типичными для всего сопоставляемого агрегата.

Основными критериями представительности отдельных видов продукции являются массовость их производства и высокая доля в стоимостном объеме товарной группы. Иначе говоря, эти виды продукции должны быть наиболее характерными представителями с точки зрения места, занимаемого ими в производстве и каналах использования этой продукции.

При согласовании товаров-представителей сопоставляемых стран могут встретиться три основных типа товаров: идентичные товары (полностью сравниваемые), аналогичные товары (частично сравнимые) и товары, по своим качественным характеристикам не поддающиеся сравнению. Степень сравнимости определяется экспертами на основе технико-экономических параметров (характеристик).

Идентичные товары. К ним относятся такие образцы продукции, которые имеются в нашей стране и в соответствующей другой стране и характеризуются одинаковыми техникоэкономическими параметрами. При этом следует учитывать только основные технико-экономические (эксплуатационные) характеристики, влияющие на потребительную стоимость. Незначительные различия по форме или по отдельным, второстепенным свойствам товара игнорируются, так как это не влияет или почти не влияет на качество, а следовательно, на цену товара.

Аналогичные товары. К ним относятся такие образцы продукции, которые имеются в нашей стране и в соответствующей другой стране и служат одним и тем же целям, но различаются по одному или нескольким важным качественным свойствам, влияющим на цену изделия. С экономической точки зрения, единица такого товара в одной стране не равняется единице аналогичного товара в другой. В качестве товара-представителя они могут быть использованы только с последующей корректировкой цен. Поэтому включение таких товаров в список товаров- представителей целесообразно в тех случаях, когда число идентичных товаров недостаточно для определения соотношений цен по данной товарной группе.

Товары, не поддающиеся сравнению. К ним относятся такие образцы продукции, которые встречаются лишь в отечественной экономике или в экономике сравниваемой страны. Включение таких товаров в список товаров-представителей всегда должно являться исключением и допустимо только в тех случаях, когда этот товар, не производимый в одной из двух сопоставляемых стран, имеет большое значение в производстве и использовании в национальной экономике другой страны. Для такого товара должна ориентировочно исчисляться цена страны, в которой данный образец продукции не существует.

Вторым этапом работ по расчету паритета валют (покупательной способности) является подбор цен к товарам- представителям. При этом применяются цены конечного потребления:

  • – оптовые цены франко-станция отправления для товаров-представителей, являющихся промышленной продукцией;
  • – оптовые цены франко-станция назначения для товаров- представителей, используемых при сопоставлении затрат на строительные работы.

Оптовые цены для импортного изделия или оборудования (включая стоимость монтажа) для страны-импортера берутся в национальной валюте, для страны-экспортера – с учетом затрат на экспортное исполнение.

Принятый при сопоставлениях индексный метод пересчетов на базе индивидуальных цен товаров-представителей предопределяет зависимость степени достоверности конечных результатов не только от правильного подбора продуктов-аналогов (далее – товарных аналогов), но и сравнимых цен на них. Общим правилом должно быть стремление к подбору таких товарных аналогов, для которых отпадает необходимость корректировки цен, так как они имеют незначительные различия в технико-экономических параметрах.

В тех случаях, когда сопряженные товары-представители отличаются по некоторым своим параметрам, проводится корректировка их цен исходя из различий основных технико-экономических параметров.

В случае если нельзя количественно определить значимость факторов, агрегирование количественных значений поправочных коэффициентов производится по формуле средней арифметической невзвешенной.

В сопоставлениях раунда 2011 г. используются цены примерно на три тысячи товаров-представителей, из которых 2344 – потребительские товары, 563 – инвестиционные товары, 7 типов строительных объектов и 24 ставки заработной платы должностей, замещаемых в секторе государственного управления.

Соотношение физического объема расходов по определенной позиции в ППС производится по следующей формуле:

где А – страна, валюту которой пересчитывают по ППС;

В – базовая страна;

– индекс физического объема по определенной позиции расходов в стране В по отношению к стране А;

Е аЕ в – расходы по определенной позиции в странах А и В;

– паритет покупательной способности для определенной позиции расходов страны В по отношению к стране А.

Результатом выбора цен и товаров-представителей является измерение уровня национальных средних цен по конкретным позициям в среднегодовом исчислении. Среднегодовая национальная цена, соотнесенная со стоимостью расходов по конкретной позиции, представляет собой физический объем товаров и услуг, приобретенных в данной стране за год.

Оценка ППС базируется на том, что каждый агрегированный показатель состоит из основных первичных групп, охватывающих однородные товары, при этом каждый уровень агрегации служит самостоятельным целям. Агрегированные показатели дают возможность корректно оценить ППС для группы товаров или расходов. При сопоставлениях структура ВВП описывается детальными позициями (хлеб, мясо, транспорт и т.д.), агрегированными позициями (продовольствие, услуги и т.д.) и наиболее крупными позициями (расходы домашних хозяйств на потребление, расходы органов государственного управления и т.д.).

При многосторонних расчетах ППС можно говорить об использовании "корзин" товаров, включающих товары всех стран, участвующих в сопоставлениях. Выбор позиций предполагает компромисс между двумя основополагающими принципами: в сравниваемые корзины должны включаться типичные для данной страны товары, а не типичные должны исключаться, и необходимо отбирать для сравнений только идентичные товары, т.е. те, которые присутствуют на рынках сравниваемых стран одновременно.

Для расчета среднегруппового индекса цен страны А к стране В на уровне первичных товарных групп используется формула простой средней геометрической из индивидуальных соотношений цен, которая имеет вид

где т – число товаров-представителей в группе;

j = 1, 2, 3, ..., m ;

I j(a/b ) – индивидуальные индексы страны А к стране В.

В рамках прямых двусторонних сопоставлений по каждой паре стран рассчитываются два паритета, полученные из среднего арифметического цен с весами расходов страны-измерителя (индекс Ласпейреса) и из среднего арифметического цен с весами расходов исследуемой страны (индекс Пааше).

ППС, исчисленный по формуле Пааше, имеет вид

ППС, исчисленный по формуле Ласпейреса, имеет вид

где Р а и P b – цены в странах А и В;

Q a и Q b – количества (веса) товаров в странах А и В;

W a и W b – стоимостные товарных групп в странах А и В, выраженные в национальных валютах.

Различия между индексами Пааше и Ласпейреса тем больше, чем существеннее различаются структуры расходов сравниваемых стран. В этих целях рассчитываются так называемые "коэффициенты дисперсии Ласпейреса – Пааше", представляющие соотношения этих двух индексов. В сопоставлениях, проводимых ОЭСР в 1996 г. для Центральной и Восточной Европы, две страны считались несопоставимыми, если коэффициент дисперсии Ласпейреса – Пааше превышал 1,5, а для стран СНГ этот коэффициент был ограничен значением 2,0.

Для устранения противоречий между индексами Пааше и Ласпейреса при расчетах ППС используют индекс Фишера, который рассчитывается по формуле

ППС на уровне основной рубрики (категории расходов) представляет собой среднюю из соотношений цен на отобранные конкретные товары, входящих в эту рубрику.

Существуют два основных подхода к оценке этих паритетов, т.е. агрегированию цен на товары и получению средних цен для первичной группы (как ППС для товарной группы):

  • – метод ЭКШ;
  • – метод СПУ (строка – продукт – условная переменная).

Оба метода используются в тех случаях, когда нет полной информации о ценах по всем странам.

Суть метода ЭКШ состоит в достижении транзитивности через измерение ППС для основной рубрики (РР) по формуле:

где PP jk – прямой ППС для страны) по отношению к стране k;

PP ki – прямой ППС для страны к по отношению к стране i ;

п – число стран, участвующих в сопоставлениях.

Метод СПУ был предложен Р. Саммерсом в 1973 г. Он основан на использовании регрессионного анализа по двум рядам условных переменных, где один ряд – это переменная для каждого товара, а второй – переменная для каждой страны.

ППС оценивается как натуральный логарифм цены товара к в стране i по следующей формуле:

где п – число стран;

т – число товаров; j = 1, 2, ...,п-1;

k = 1, 2,..., т.

Все сравниваемые страны, кроме страны-измерителя, представлены условной переменной х, а все товары – условной переменной у.

Коэффициенты уравнения Ь п и z n являются натуральными логарифмами рассматриваемого ППС страны для рубрики и цен на товары в валюте страны-измерителя.

В статистической практике существует несколько методов многосторонних сопоставлений, которые используют различные системы агрегирования данных по рубрикам до уровня ВВП.

1. Метод ЭКШ предполагает расчет индекса по формуле

где F a/b – индекс Фишера для стран А и В;

F Aj – индекс Фишера для стран А и j ;

F Bj – индекс Фишера для стран В и j;

п – число стран (j = А, В, С, D, ...), принимающих участие в сопоставлениях.

Этот метод наиболее широко распространен. В частности, ОЭСР рекомендовало его в своем руководстве по ППС для стран с переходной экономикой.

Многосторонние сопоставления по методу ЭКШ осуществляют последовательными шагами:

  • а) вычисление ценовых коэффициентов Ласпейреса, Пааше и Фишера;
  • б) построение полной матрицы ценовых коэффициентов Фишера;
  • в) построение EKS-матрицы транзитивных паритетов;
  • г) построение EKS-матрицы стандартизированных коэффициентов.

Индексы Фишера являются элементами для матрицы ценовых коэффициентов, являющейся основой расчетов ППС.

Матрица ценовых коэффициентов Фишера строится на основе коэффициентов Ласпейреса и Пааше, а когда они отсутствуют по какой-либо позиции, то тогда коэффициент рассчитывается как средняя геометрическая из имеющихся значений.

Так, ценовой коэффициент Фишера страны D по отношению к стране A (F D/A) и ценовой коэффициент Фишера страны А по отношению к стране D (F A/D) рассчитаны следующим образом:

Ценовые коэффициенты Фишера не обладают свойством транзитивности. Для того чтобы ППС обладали этим свойством, и можно было бы рассчитывать их косвенно через третьи страны, рассчитывают сбалансированные паритеты через замену коэффициентов Фишера средними геометрическими из всех коэффициентов. Средняя геометрическая из коэффициентов Фишера оценивается последовательно по каждой стране, которая выбирается связующим звеном:

Таким образом строится матрица EKS-паритетов. Ее элементы – EKS-паритеты транзитивны и поэтому ППС между любыми двумя странами может быть получен прямо через любую третью страну. При этом смена третьей страны не приведет к изменению его величины. Элементы каждого столбца и строки связаны с другими элементами этого же столбца (строки) пропорционально. Отличие EKS-паритетов, приведенных в столбцах от тех, которые расположены в строках, состоит в том, что страны рассматриваются или в качестве базовой страны (измерителя) или в качестве страны-партнера.

Стандартизованные EKS-паритеты представляют собой EKS-паритеты, деленные на среднюю геометрическую элементов столбца EKS-матрицы.

Элементы матрицы стандартных EKS-паритетов показывают ППС для каждой страны, участвующей в сопоставлениях как партнера по отношению к общей средней.

2. Метод Гири-Камиса предполагает расчет индекса по формуле

где – средняя международная цена

Р ij – цена i -го товара в j-й стране;

q ij – количество i -ro товара в j-й стране;

Q| – общее количество i-ro товара во всех странах; п – число товаров (i = 1, 2,n ; m – число стран (i = 1, 2, гл).

3. Метод Уолша предполагает расчет индекса по формуле

где R iA/B – ППС для i -й товарной группы, рассчитанный как средняя геометрическая невзвешенная из соотношений цен на товары-представители стран А и В;

m i – доля товарной группы в общем объеме (например, в ВВП), рассчитанная как доля данной товарной группы во всех странах-участницах сопоставлений.

  • 4. Метод Д. Жерарди основан на использовании средних международных цен, рассчитанных как средняя геометрическая невзвешенная из уровней средних национальных цен. Этот метод на практике применялся Евростатом, и суть его состоит в том, что ценам разных стран придаются одинаковые веса.
  • 5. Метод "центральной страны" состоит в сравнении показателей по всем странам, участвующим в сопоставлениях с одной страной, выбранной в качестве эталона ("центральной страной"). В этом случае все парные индексы, кроме тех случаев, где фигурирует "центральная страна", измеряют косвенным образом через сопоставления их показателей с показателями "центральной страны". Результаты сопоставлений зависят от выбора "центральной страны", и они будут другими по той же группе стран, если изменится база сравнения.