1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.
2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ);
3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.
5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:
1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.
7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.
8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.
Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями)
До 2007 года закон обязывал индивидуальных предпринимателей и бизнесменов продавать валютную выручку в принудительно-обязательном порядке. В какие-то периоды норматив продаж зашкаливал до 75% от валютного дохода. Позже он был скорректирован до 30%. Отход от системы обязательной реализации ин.валюты, поступающей от предпринимательской деятельности, помог повысить перспективы вливания заграничных денежных потоков в страну, а также привел к повышению курса рубля.
Резиденты перестали бояться введения более жестких контрольных мер за своим капиталом в инвалюте. Также отмена принудительной продажи способствовало снижению темпа инфляции, стабилизировало инвестиционную политику и облегчило ведение бизнеса с заграничными партнерами. На текущий момент ЦБ утвердил норматив реализации валютной выручки на уровне 0%. Это обусловлено текущим состоянием отечественной экономики, ее положительной динамикой, достаточностью госбюджета.
Обязательно-принудительная реализация валютной выручки ИП довольно жестко ударяла по бизнесу. Крупным бизнесменам валютный ресурс необходим постоянно для наращивания торговых оборотов в производстве и сотрудничества с зарубежными партнерами. После снижения этой нормы до 0% объемы трансграничных денежных потоков значительно увеличились, а риски инвестирования в российские активы снизились. Увеличение объемов ин.валютного капитала повлияло на курс рублевой валюты, которая перешла на свободную конвертацию.
Доходы в валюте поступают на счет предпринимателя в том случае, когда он заключает договоры на поставку грузов или оказания услуг с зарубежными компаниями. В результате взаимодействия перечисляется определенный транш, который называют «валютной выручкой». Чтобы законно получать доход в валюте, нужно грамотно оформить документацию и завести валютный счет. На основании предоставленных документов банк открывает следующие счета в валюте:
После открытия счетов нужно уведомить налоговую. Если этого не сделать или сделать с опозданием, то есть шанс получить штраф или наложение запрета на использование счета. Обычно уведомлением занимается курирующий банк в 5-дневный срок. Параллельно банком оформляются паспорта сделок, документация для валютных контроллеров, где содержатся все сведения о движении валютных средств на счете.
В некоторых случаях банк вправе отказать в открытии валютных счетов. Это касается тех вариантов, когда клиент предоставляет ложные данные или некорректные сведения, проводимые операции не соответствуют требованиям закона, контракты или договора представлены без сопровождающих писем на русском языке и проч.
Таким образом, на сегодняшний день отменена обязательная реализация валютного дохода ИП. В Госдуме ее посчитали нецелесообразной. Это можно считать хорошим сигналом для экономики, поскольку благосостояние будет достигаться иными адекватными методами, что увеличит инвестиционную привлекательность государства.
Инструкция ЦБ №111 от марта 2003 г. и ФЗ №173 от декабря 2003 г. предусматривали обязательно-принудительную реализацию выручки валюте в размере до 30%. Продажа проводилась на основании распоряжения ИП не позднее 7-дневного срока. Предприниматели могли уменьшить сумму выручки на размер расходов, потраченных на следующие расчеты:
Реализация валюты проводилась по внутрирыночному курсу инвалюты к рублю, действующему дату продажи.
Он состоял из следующих этапов:
При невыполнении этих обязательств банк мог наложить ограничения на использование валютного счета, а также его закрытие в принудительном порядке за невыполнение предписания. Также можно было получить серьезный штраф от налоговой в денежной форме.
Налоговый консультант
Экспорт товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) сопровождается контролем государства за поступлением валютной выручки на счета экспортеров.
Основными документами, регулирующими указанные операции в настоящий момент являются:
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закона N 3615-1),
Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция № 86-И),
Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция № 7) и др.
В части контроля за валютной выручкой произошли в последнее время три изменения, о которых мы хотели рассказать нашим читателям.
Во-первых, Правительство РФ утвердило Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Правила утверждены постановлением от 24.09.02 N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)". Зачем нужно оформление этого разрешения?
Переводы в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений, то есть без особого разрешения (ст. 1 Закона N 3615-1).
Если выручка в этот срок не поступает, необходимо получить отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Предоставление такой отсрочки отнесено к операциям, связанным с движением капитала, а значит, требует соответствующего разрешения.
Под сроком платежа в постановлении N 699 понимается интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта. Если платеж укладывается в 90 дней, это текущая валютная операция. Более продолжительное ожидание денег - это уже «капитальная» валютная операция, на которую нее надо получать разрешение. Прежние разрешения, выдаваемые Центробанком, действуют до окончания указанных в них сроков или операций. Новые разрешения будут выдавать Минфин России и его территориальные органы. Если Вам придется это делать, внимательно ознакомьтесь с Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Она утвержденна приказом Минфина РФ от 21 октября 2002 г. N 100н.
Второе изменение - с 1 декабря 2002 г. действует новый порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Он установлен Указанием ЦБР от 5 сентября 2002 г. N 1192-У "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
Согласно этому указанию, у организации-резидента будет четыре способа обязательной продажи валютной выручки:
Через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах;
На внебиржевом межбанковском валютном рынке;
Центральному банку Российской Федерации;
Непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.
Операция осуществляется по поручению клиента через обслуживающий уполномоченный банк.
До появления этого документа валюту можно было продавать только на лицензированных ЦБ РФ межбанковских валютных биржах. А такой биржей с 1998 года являлась только Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Наличие биржи-монополиста вело к возникновению убытков у предприятий, продающих валютную выручку. Приходилось платить биржевую комиссию, валютный курс на ММВБ был невыгодным.
Теперь у резидентов есть право выбора, через кого осуществить продажу обязательной части валютной выручки.
В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.
Кроме того, хотелось бы проинформировать читателя о возможных переменах в валютном законодательстве. Работа над подготовкой новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", заканчивается. В настоящее время Правительство готовит его для внесения в Государственную Думу.
В общих чертах охарактеризуем новую редакцию Закона, имеющую отношение к валютной выручке.
Планируется отменить полностью валютное регулирование в 2007 г.
Валютные операции между резидентами по-прежнему не разрешаются. Исключения из этого правила будут прямо поименованы в закрытом перечне.
Увеличивается срок внешнеэкономических
операций, разграничивающий текущие и капитальные операции. Под текущими (в
случае введения закона) будут приниматься операции сроком до 180 дней вместо
90 дней, установленных в настоящий момент в Законе. Планируется закрытый перечень
операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального
банка или Правительства РФ.
Базовый срок репатриации валютной выручки составит 180 дней, по машинно-технологическому
экспорту - 3 года, по строительным работам - 5 лет.
В законопроекте закрепляется норматив обязательной продажи валютной выручки в размере 30 % без возможности его дальнейшего снижения Центробанком. Сейчас норматив обязательной продажи составляет 50 %.
Будет определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются. В объект не будут входить суммы в иностранной валюте, предусматривающие передачу эмиссионных ценных бумаг.
Обязательная продажа валютной выручки будет осуществляться на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь дней со дня поступления на счет в уполномоченном банке. Если такое распоряжение не поступит, то продажа будет осуществляться в течение трех последующих дней.
В законопроекте перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. Это уплата вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, транспортировки, страхования и экспедирования грузов.
А теперь напомним ныне действующие правила документального оформления и учета валютной выручки.
Если Ваша организация-резидент заключила экспортный контракт на реализацию товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, Вы получите валютную выручку.
Для этого необходимо правильно оформить соответствующие документы.
Для получения валюты необходимо иметь валютный счет в обслуживающем Вас банке. Банк на основании договора банковского валютного счета открывает:
Текущий валютный счет;
Транзитный валютный счет;
Специальный транзитный валютный счет.
Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, ваша организация может быть оштрафована на 5 000 рублей (ст.118 НК РФ). За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф от 1 000 до 2 000 рублей (ст.15.4 КоАП РФ).
Требование о направлении отдельного уведомления по каждому счету приведено в письме МНС от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Это требование спорно, ведь транзитный счет открывается параллельно текущему, без просьбы организации. Но во избежание разногласий с налоговой инспекцией, лучше сообщить об открытии 3 счетов. Если у вас есть филиалы, то сообщение об открытии счета в любом из них нужно посылать в налоговые инспекции по месту нахождения филиала и головного офиса.
После подписания контракта (договора) между Вами - российским хозяйствующим субъектом (резидентом)- и иностранным заказчиком (нерезидентом), Вы обязаны представить его оригинал или заверенную копию в банк, в который будет поступать выручка.
Выручка должна поступить на валютные счета в уполномоченных банках РФ. Это записано в Инструкции N 86-И. Для того, чтобы не возникало проблем с налоговыми органами, экспортная выручка должна поступать в банк, фактически находящийся на территории РФ.
Если экспортная выручка не будет зачислена на счет вашей организации в уполномоченном банке, на организацию может быть наложен штраф в размере незачисленной валютной выручки (ст.15.25 КоАП РФ).
Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.
На основании представленного Вами внешнеторгового договора (контракта) банк оформляет паспорт сделки (далее - ПС).
ПС - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом на экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Согласно требованиям валютного законодательства российский экспортер по каждому заключенному контракту оформляет отдельный ПС. Он оформляется в 2 экземплярах и подписывается банком. С момента его подписания банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по этому контракту.
Банк может отказать с подписании ПС по следующим причинам:
Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;
Оформление ПС с нарушением установленных требований;
Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;
Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
Непредставление экспортером в банк копии необходимого в установленных случаях специального разрешения.
При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.
Если в дальнейшем в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, экспортер представляет в банк, подписавший ПС по данному контракту, оригиналы (заверенные копии) изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке.
После подписания ПС банк в течение 5-ти календарных дней формирует его электронную копию и ведомость. Эти документы служат для учета операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
После заверения ПС его первый его экземпляр с контрактом возвращаются экспортеру. Второй экземпляр остается в банке и служит для открытия досье. Досье - это подборка документов по каждому ПС.
Экспортер, осуществляя таможенное оформление экспортируемых товаров, обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД) представить в таможенный орган ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС.
Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям в ГТД, условиям контракта, соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.
При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью.
После принятия решения о выпуске товаров экспортер в течение 15-ти календарных дней представляет в банк копию ГТД для помещения в досье.
Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров, которые также отправляются в банк и подшиваются в досье. Учетная карточка таможенно-банковского контроля - документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки.
Таким образом, в банке в досье должны быть следующие документы:
Оригинал паспорта сделки;
Копия контракта;
Учетные карточки;
Копия ГТД;
Поручения на продажу части валютной выручки;
Оригинал разрешения Банка России (если необходимо);
Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк.
При поступлении денежных средств на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.
Экспортер в срок не более семи календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, предоставить ему информацию:
О номере и дате ПС, по которому поступили денежные средства;
О виде полученного платежа с указанием сумм по каждому коду вида платежа;
О распределении суммы полученной выручки по произведенным в рамках ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими учетными карточками и/или ГТД.
Если выручка получена в иностранной валюте, то 50% ее в обязательном порядке должно быть продано. Это требование установлено в п.5 ст.6 Закона N 3615-1. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР. В начале статьи мы отметили изменения в данном порядке, установленные ЦБР.
50% валютной выручки, оставшиеся после обязательной продажи валюты, Вы можете хранить на своем валютном счете либо продать в добровольном порядке после зачисления этих средств на текущий валютный счет.
До того, как Вы осуществили обязательную продажу части валютной выручки, Вы можете произвести ряд платежей в валюте. Это разрешено п. 8 Инструкции N 7 .
Например, валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:
Транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
Экспортные таможенные пошлины в иностранной валюте, а также оплату таможенных процедур;
Комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков за осуществление с транзитных валютных счетов платежей
Начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам.
Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, можно уменьшить.
Пример 1.
Организация получила на свой транзитный счет 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.
Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 39000 $ ((80 000 $ - 2000 $) х 50%).
Банк зачисляет всю поступившую экспортную выручку на транзитный валютный счет организации. Для продажи валюты Вам следует оформить и представить в банк "Поручение на обязательную продажу валюты". Это типовой бланк, форма которого приведена в приложении 2 к Инструкции N 7. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.
Типового бланка поручения на добровольную продажу валюты нет. Его форму каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом формы бланка обязательной продажи валюты.
Если такое поручение в течение установленного срока от Вас не поступит, банк самостоятельно продаст часть валютной выручки.
Рассмотрим на конкретном примере операций по обязательной продаже валютной выручки.
Пример 2.
Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 50 000 $.
На следующий день организация продает банку 50% выручки (25 000$), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет.
Обязательная продажа валюты производится обслуживающим банком по курсу 31,50 руб./ $.
Курс ЦБ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5150 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,5700.
В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи:
- на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.
Банковская комиссия не должна превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам. Это установлено п. 9 Инструкции N 7. А. письмом ЦБР от 5 апреля 1994 г. N 84 разъяснено, что оплата комиссионного вознаграждения по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки непосредственно на внутреннем валютном рынке России, должна производиться с текущих валютных счетов предприятий.
- 1 000 руб. (787 500 + 2750 - 789 250) - в конце месяца определен финансовый результат (доход).
Для целей исчисления налога на прибыль может быть уменьшена на отрицательную курсовую разницу и увеличена на положительную курсовую разницу (подп.5 п.1 ст.265 и п.11 ст.250 НК РФ). В нашем случае базу следует увеличить на 2750 руб.
Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
В нашем случае разница составит 1750 руб. (789250-787500).Общий финансовый результат – внереализационный доход 1 000 руб. доход.
Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).
валютный операция счет иностранный
Для пополнения валютных резервов страны в соответствии со статьей 18 Федерального Закона от 29 декабря 1998 года под №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» экспортеры обязаны продать 75% валютной выручки (с 8 августа 2001 г. - 50%, с 10 июля 2003 г. - 25%). Ее продажа осуществляется по распоряжению резидента непосредственно уполномоченному банку либо через него на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке или, на конец, непосредственно Банку России.
При этом независимо от того по каким каналам будет осуществлена обязательная продажа валютной выручки организация - резидент в рамках соблюдения общего порядка ее обязательной продажи вправе дать распоряжение уполномоченному банку о продаже валютной выручки по частям.
Обязательная продажа экспортной выручки распространяется на свободно конвертируемую валюту.
На внутреннем валютном рынке порядок обязательной продажи иностранной валюты распространяется на операции свободно конвертируемых валютах и валютах, неконвертируемых ЦБ РФ. К последним принято относить клиринговые и замкнутые национальные валюты. Клиринговые валюты предназначены для использования в международных безналичных расчетах. Замкнутые национальные валюты имеют хождение внутри национальных границ.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета:
1. Поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается:
Д-т счт. 52 «Валютные счета»
К-т счт. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
Датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации. Астахов В.П.Бухгалтерский (финансовый) учет.Москва,2005
2. Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются:
Д-т счт. 57 «Переводы в пути»
К-т счт. 52 «Валютные счета».
3. Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается:
К-т счт. 57 «Переводы в пути».
Д-т счт. 51 «Расчетные счета»
К-т счт. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»
6. Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы:
Д-т счт. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т счт. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается:
Д-т счт. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т счт. 51 «Расчетный счет».
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -