Сценарий социально экономического развития. Названы три сценария развития российской экономики. Сценарии экономического развития россии

Сценарий социально экономического развития. Названы три сценария развития российской экономики. Сценарии экономического развития россии

В следующем году отечественная экономика вернется к росту, уверены в правительстве. При этом многое будет зависеть от тенденций нефтяного рынка. Будущее изменение котировок определит три сценария развития экономики России в 2017 году.

На распутье

Согласно оценкам Минэкономразвития, отечественная экономика сумела преодолеть негативные последствия кризиса. Несмотря на колебания нефтяных котировок, российская валюта остается стабильной. При этом темпы инфляции существенно замедлились, а рост ВВП постепенно восстанавливается. Уже в следующем году российская экономика восстановит рост на уровне 0,6%, что зафиксировано в базовом прогнозе МЭР.

Данный сценарий Минэкономразвития не предполагает существенного подорожания «черного золота». Среднегодовая стоимость нефти по оценкам МЭР останется на уровне 40 долл./барр. В свою очередь в Минфине предупреждают, что сохранение котировок на данном уровне создаст дополнительные нагрузки на федеральный бюджет. В результате правительству будет достаточно сложно удержать дефицит бюджета на уровне 3,2%.

Оптимистичный сценарий рассчитан при ценах 50 долл./барр., что позволит российской экономике вырасти на 1,1%. Нынешние тенденции рынка «черного золота» подтверждают, что цены сохраняют значительный потенциал для роста. Если экспортеры согласуют условия стабилизации нефтедобычи, стоимость барреля получит существенный драйвер роста.

Пессимистичный вариант предполагает новый этап снижения котировок до 30 долл./барр. Представители Минфина не исключают нового обвала нефтяного рынка, если экономика Китая сохранит слабую динамику и уровень нефтедобычи продолжит опережать мировое потребление.

Эксперты отмечают, что выход экономики из рецессии станет положительным сигналом, однако не будет означать быстрое восстановление темпов роста. После экономического кризиса может последовать бюджетный, преодолеть который будет значительно сложнее.

Россия в 2017 году: три сценария развития

В Минфине считают, что существуют значительные риски для выполнения бюджета следующего года. Первый замглавы ведомства Татьяна Нестеренко подчеркивает ограниченность резервов, которые в следующем году могут полностью исчерпаться. В результате правительство столкнется с глубоким бюджетным кризисом. Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо запустить процесс реформирования экономики.

Без внутренних преобразований отечественная экономическая модель останется зависимой от динамики внешних факторов. В первую очередь это стоимость энергоресурсов, экспорт которых формирует львиную долю бюджетных поступлений. Кроме того, без структурных реформ российская экономика рискуете надолго застрять на «дне», предупреждают аналитики.

Базовый и оптимистичный сценарий предполагают отсутствие обвалов на нефтяном рынке. Инвестиции в нефтедобычу продолжат сокращаться, что создаст предпосылки для сбалансированности рынка в ближайшей перспективе. При этом только оптимистичный сценарий предполагает отсутствие проблем с наполнением бюджета. В остальных сценариях правительству придется продолжить оптимизацию расходной части или искать альтернативные источники финансирования.

Основной альтернативой выступает привлечение средств с помощью приватизации и внешних заимствований. Данные инструменты помогут правительству в полной мере профинансировать социальные обязательства. Однако новый обвал цен на «черное золото» поставит под угрозу реализацию данного сценария.

Эксперты не исключают обвала котировок до 30 долл./барр., что приведет к замедлению экономического роста. Кроме того, дешевая нефть станет причиной девальвации рубля и ускорения темпов инфляции.

В рамках базового и оптимистичного сценария, в следующем году начнется оживление российской экономики. В результате произойдет улучшение макроэкономических показателей – рост ВВП будет сопутствоваться замедлением инфляции и стабилизацией валютного рынка. Пессимистичный сценарий, рассчитанный с учетом очередного снижения нефтяных котировок, предполагает продолжение рецессии.

Без структурных преобразований отечественная модель не сможет выйти на устойчивые темпы роста, предупреждают аналитики. При этом правительство столкнется с серьезными проблемами с наполнением бюджета, которые могут перерасти в кризис.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption В ближайшие два года доходы населения будут слабо расти, что несколько поддержит спрос, считают эксперты

В ближайшие годы России практически гарантированы положительные, но низкие темпы роста, говорится в прогнозе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России и Института Гайдара.

"Со второй половины 2016 года в экономике началась фаза циклического подъема, который продолжится в следующие два года", - говорится в докладе экономистов.

Основное влияние на российскую экономику продолжат оказывать цены на нефть, в зависимости от них экономисты разработали два сценария развития ситуации на 2017-2018 годы.

Image caption Авторы прогноза исходят из того, что в России не будет реализована ни одна из программ реформ

Эксперты подчеркивают, что быстрые темпы роста ВВП и доходов населения в отсутствие реформ возможны только в случае, если цены на нефть будут постоянно расти и вновь превысят 100 долларов за баррель. По мнению экономистов, такой сценарий в целом маловероятен.

Однако если цены на нефть вновь начнут расти, это лишь увеличит шансы на кризис в будущем, так как власти, скорее всего, отложат реформы.

Базовый прогноз: рост цен поддержит рубль и доходы

Этот прогноз предполагает, что нефть российской марки Urals будет стоить около 50 долларов за баррель в 2017 году и 60 долларов в 2018 году. По мнению экспертов, это отражает динамику нефтяного рынка в последние годы. Однако это существенно ниже, чем в докризисные годы.

Сравнительно высокие цены на нефть приведут к росту российской экономики на 1,4% в этом году и на 2,2% в 2018 году.

Image caption Сравнительно высокие цены на нефть обеспечат низкую безработицу и более высокие доходы населения

Экономисты также ожидают небольшого роста промышленного производства, инвестиций и товарооборота.

Реальные располагаемые доходы населения, то есть те доходы, которые остаются у людей на руках после обязательных платежей, вырастут при этом сценарии в этом году на 1,5%, а в 2018 году - на 2,7%. В 2016 году доходы упали на 4,3%.

Инфляция приблизится к целевому показателю ЦБ в 4%. Согласно прогнозу, в 2017 году цены вырастут на 4,6%, а в 2018 году инфляция снизится до 4,2%.

При этом рубль будет укрепляться в ближайшие два года. В 2017 году средний курс доллара составит 60,9 рубля, а в 2018 году - 57,3 рубля.

Консервативный прогноз: падение рубля в 2018 году и слабый рост ВВП

Консервативный прогноз экспертов предполагает, что нефть российской марки Urals в ближайшие годы будет стоить около 40 долларов за баррель. Подобный сценарий заложен при расчете федерального бюджета на ближайшие три года.

При этом сценарии российский ВВП вырастет на 0,6% в 2017 году и 1,7% в 2018 году. Небольшой рост ожидает также промышленное производство и инвестиции.

Реальные располагаемые доходы населения при консервативном сценарии в этом году вырастут лишь на 0,9%, а в следующем - на 1,6%, прогнозируют экономисты.

Image caption Более низкие цены на нефть приведут к еще более слабому росту экономики России

При консервативном сценарии инфляция в 2017 году составит 4,9%, а в 2018 году - 4,5%. Это чуть выше, чем при сценарии с высокими ценами на нефть.

При этом сценарии рубль в этом году будет укрепляться к доллару. Если средний курс доллара в прошлом году составил 67,1 рубля, то в 2017 году доллар снизится до 64,8 рубля. Но в 2018 году эксперты прогнозируют новый отскок: средний курс доллара составит 66,3 рубля на фоне сохраняющихся на низком уровне цен на нефть.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

Эксперт Центра Людмила Кравченко


Постепенно стихают рассуждения об угрозах экономических санкций, ситуация наполняется определенностью и отчетливее прорисовывается линия западных государств на отказ от невыгодных в первую очередь себе экономических санкций не против отдельных чиновников, а против экономических контрагентов и страны в целом. От подобных санкций действительно бы пострадали главные потребители российской нефти и газа, чьи публичные деятели восседают в управлении российскими компаниями, получая солидные гонорары, чьи экономики лишились бы дохода в туристическом бизнесе от потока российских туристов. Для США хуже было бы другое – если бы Россия, осознав свою зависимость, попыталась перестроить экономику на принципах частичной автаркии, балансируя свои торговые потоки между странами, диверсифицируя товарную структуры экспорта за счет коренной перестройки всей экономики. О первых симптомах излечения уже говорилось в статье " ". Теперь же посмотрим на ситуацию по истечении времени: ожидаемых грозных санкций применено не было, точечные удары стали своеобразной проверкой на прочность, позволив в стране запустить слабые механизмы перестройки, что поняли и на Западе. Но как в итоге эта ситуация отразится на стране? Каково будущее экономического развития России?

Продолжит ли она свой курс на дальнейшую десуверенизацию экономики?

Развернется на 180 градусов и попадет в зависимость от Востока?

Перестроит экономику на качественно новый уровень?

Или продолжит инертно прежний курс, проводя поверхностные изменения?

Какой из сценариев развития наиболее вероятный?

Курс на дальнейшую десуверенизацию экономики

Этот сценарий крайне выгоден для Запада. По инерции на практике его реализует неолиберальное крыло, пропитанное ошибочными теориями. Так, в январе неолибералы говорили о необходимости снижения доли оплаты труда в ВВП, сейчас вновь предлагается восполнить государственные потери за счет населения: это инициатива А.Силуанова о повышении пенсионного возраста, которая хотя в январе на Гайдаровском форуме и осталась малозамеченной, сейчас вновь была озвучена с адресацией на Крым, где пенсионный возраст женщин выше российского. В перестройке властной элиты - это решение о выводе А.Клепача из министерства экономического развития, который в отличие от А.Улюкаева давал более точные прогнозы. В итоге во главе ключевых ведомств, отвечающих за вопросы экономики, оказались исключительно представители неолиберального курса – Д.Медведев, А.Силуанов, А.Улюкаев, Э.Набиуллина и другие. Десуверенизации продолжится и дальше, если страна будет углублять свою сырьевую специализацию, увеличивать сырьевую составляющую в товарной структуре экспорта, уменьшать государственные расходы, сокращать государственные инвестиции в основной капитал. Учитывая инертность государственно-управленческих решений, этот сценарий остается одним из самых вероятных.

Зависимость от Востока

Россия традиционно еще в силу своего геополитического положения смотрит одновременно на Запад и Восток, при этом на данном историческом отрезке западное направление преобладает. В последний год развернулась дискуссия о необходимости поворота на Восток с целью диверсификации партнеров. Восточное направление – это, во-первых, географически близкий к нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый к сотрудничеству. Сейчас доля стран Восточной и Юго-Восточной Азии в торговом балансе значительно ниже ЕС, сотрудничество в инвестиционной сфере также слабое.

О приоритетности восточного вектора говорят некоторые факты. Это и провозглашение национальным приоритетом развитие Дальнего Востока, пересмотр действующей Энергетической стратегии в пользу активизации сотрудничества со странами АТР, поездки бизнес-верхушки во Вьетнам и Японию, организация первой российской бизнес-миссии в страны АСЕАН во главе с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым. Традиционно крупнейшими восточными партнерами для России были соседние государства – Китай, Япония и Корея. Сейчас государственная политика направлена на укрепление отношений со странами АСЕАН, куда на первую встречу отправились представители 30 российских компаний, действующих в сферах от фармацевтики до тяжелого машиностроения.


Рис.1. Доля торгового баланса России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии (по данным ФТС)

Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может поставить страну в зависимость от Китая. Уже сейчас на КНР приходится 16,7% всего импорта, то есть именно этот восточный сосед выступает главным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в совокупности торговлю со странами СНГ. В идеале России следует расширять экспорт в Китай, а не превращаться в потребителя китайских товаров. Сейчас мы закупаем у Китая высокотехнологичную продукцию, в то время как сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).





Рис.2 – 3. Структура экспорта (снизу) и импорта (сверху) России с КНР (по данным ФТС)

Бизнес-миссия в АСЕАН (выбраны три государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур) стала первой в истории России и призвана расширить сотрудничество между странами. Сейчас Россия наиболее динамично взаимодействует с Сингапуром и Вьетнамом. Главными преимуществами торговли с этим регионом российская бизнес элита считает взаимодополняющий характер наших экономик, высокую долю экспорта машинно-технической продукции. Но в то же самое время географическая отдаленность, иной менталитет, разрыв прежних связей, установленных в советское время, низкий объем инвестиционного сотрудничества говорят о том, что этот рынок в ближайшие годы не сможет воздействовать в целом на баланс сил. Именно аргумент о высокой доли экспорта машинно-технического оборудования в своем интервью приводит заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Но взглянув на товарную структуру российского экспорта, убеждаемся в обратном – и здесь ключевыми статьями становятся топливно-энергетические ресурсы.



Рис.4.Структура торгового оборота России с Индонезией, Малайзией и Сингапуром (по данным ФТС)

А отсюда тогда вопрос – о каком преимуществе этого рынка идет речь? О каких новациях и разработках, о модернизации экономики, если вектор сотрудничества меняется, но сама экономика не перестраивается, а остается сырьевой?

Именно в рамках диверсификации торговых партнеров Россия может ошибочно перейти к реализации второго сценария, который так же как и первый будет означать десуверенизацию экономики, потерю контроля над национальными ресурсами с последующим превращением России в экономически и политически слабую страну. Единственным вариантом предотвращения подобного сценария при активном сотрудничестве с Востоком станет инновационное развитие России, технологичность ее экспорта и расширение научно-технического сотрудничества.

Перестройка экономики

Данный сценарий был бы наиболее желательным для России. И действительно многими политиками и экономистами ситуация с санкциями была воспринята как шанс для российской экономики избавиться от чрезмерной внешней зависимости. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече Президента с членами Совета палаты выразила мнение, что угроза санкций «должна заставить нас отмобилизоваться в первую очередь с опорой на собственные силы, повысить эффективность нашей экономики, провести, наконец, реформу экономики, о которой давно говорят». Не менее оптимистично настроен и советник Президента С.Глазьев, который, выступая на Московском экономическом форуме, указал на то, что Россия, которая сейчас нужна мировому рынку как источник сырья и покупатель иностранной валюты, под угрозой санкций возможно и сможет кардинально изменить цели, задачи и инструменты, чтобы выгоду от всего получало в первую очередь государство, а не офшорные олигархи. Среди предложений Глазьева, направленных на перестройку экономики, были, в частности – импортозамещение за счет развития собственного производства не в виде сборки из импортных деталей, а полное производство. Напомню, что сейчас в России уровень загрузки производственных мощностей продукции машинного оборудования и комплектующих от 10 до 40%, то есть резервы для собственного производства имеются. Он также предложил перейти на расчеты в рублях по экспорту энергоносителей, импорту, создать внутренний механизм кредита, чтобы займы не осуществлялись на внешнем рынке, для этого как минимум необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести механизм длинных денег через рефинансирование под низкие процентные ставки, увеличить объем золота в 2 раза (сейчас в структуре ЗВР доля золота непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о политике ценообразования, провести деофшоризацию. Последняя проблема для России - одна из самых актуальных в этом году. Во-первых, о ней говорил Президент в своих посланиях 2012 и 2013 годов. Во-вторых, по прогнозам в текущем году из-за присоединения Крыма отток капитала может стать рекордным и достигнуть 150-200 млрд. долларов. Это значит, что и без того балансирующая между стагнаций и рецессией российская экономика будет лишена необходимых ей денежных средств. В-третьих, офшоризация уже достигла таких пределов, что ежегодно российский бюджет недополучает колоссальное количество денежных средств. Для примера возьмем компанию Русал, которая фактически единолично контролирует стратегически важные запасы алюминия в стране. Зарегистрирована она в офшорной зоне и в итоге налог на прибыль платит не в размере 20%, как положено по закону, а в размере 2%.

Подобный сценарий для России был бы самым выгодным и единственно оздоравливающим страну, но он потребует колоссальной мобилизации имеющихся ресурсов и времени, продуманной политики и готовности отойти от сложившихся ошибочных парадигм и противостояния олигархической верхушке. Пока все попытки реализации данного сценария оканчивались пустой демагогией, так было в 90-ые годы, так продолжалось и в 2000-ых.

Инертность экономической политики

Этот сценарий может быть реализован по принципу «не навреди», то есть не усугуби ситуацию ошибочной непродуманной политикой. С учетом последних событий, вероятно, этот сценарий и будет реализован в России. Коренных решений не предпринимается, появляются законы точечного реагирования – это и ограничение «золотых парашютов» для топ-менеджеров госкомпаний, разработки закона о деофшоризации экономики, при этом принят будет сравнительно мягкий вариант, планируется дать ряд преференций отечественному бизнесу при размещении госзаказа, запретить закупку импортного оборудования государственными органами, Минфином рассматриваются вопросы пролонгации кредитов, но все эти меры не простимулируют экономику. Уже сейчас инвестиции в основной капитал падают, по итогам марта прироста погрузки грузоперевозок в первом квартале не было, а именно эти два фактора выступают индикаторами экономического роста. Экономические ведомства только понижают прогнозы роста экономики: А.Улюкаев признал, что в случае оттока капитала в $150 млрд рост ВВП уйдет в отрицательную область, при оттоке в $60-70 млрд. экономика РФ может вырасти на 1,8-1,9%, при $100 млрд - 0,6%. Но уже только в первом квартале отток по оценкам составит $60-70 млрд. Э.Набиуллина на съезде Ассоциации банков России объявила, что темпы роста ВВП России в 2014 г. могут замедлиться до уровня ниже 1%. Программ выхода из стагнации и рецессии не предложено, а полагаться на привлечение иностранных инвестиций, на что делает ставку Д.Медведев, весьма ошибочно, так как ситуация с Крымом и угроза санкций уже наложили свой отпечаток на уверенность иностранных партнеров.

Вспомним апрель 2013 года. Тогда уже Президент давал поручение Э. Набиулиной и И.Шувалову до середины мая подготовить предложения для обеспечения темпов роста экономики страны. К чему привели конкретные результаты их работы? К низкому темпу роста ВВП, превзошедшему прогноз пессимистов. К падению показателей производства, инвестиций. К стагнации с угрозой рецессии. И разве можно в этой ситуации, когда по сути экономические санкции оказались блефом западных держав, так же незаинтересованных в разрыве экономических связей с Россией или превращении ее в само обеспечивающееся государство, надеяться на то, что на этот раз кто-то волевым решением откажется от удобной политики и предпримет кардинальные меры. Ответ очевиден.

Все же не хватило запала, не смогут сыграть санкции санирующей роли для экономики России, хотя возможно именно сейчас стране дан исторический шанс на восстановление модели суверенной экономики. России видимо нужен будет другой переломный момент, которым могла бы стать рецессия, но и здесь, как и после кризиса 2008 года, будут применены лишь косметические меры. Не слышит власть или слышит, но не может действовать, а действовать нужно, чтобы не остаться совсем на периферии мира.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Р. Белоусов

СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В статье рассматриваются факторы развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Анализируются риски и условия сохранения высоких темпов экономического роста на основе реализации конкурентных преимуществ. Определяются четыре возможных сценария долгосрочного развития, отражающие разное сочетание ключевых факторов роста.

Общий взгляд на 15-летнюю перспективу

При всей неопределенности долгосрочной перспективы можно выделить четыре группы факторов , которые хотя и имеют инвариантный характер, определяют общие траектории развития российской экономики на ближайшие 15 лет.

К этим факторам относятся:

эволюция сложившейся к середине текущего десятилетия экспортно-сырьевой модели экономики под влиянием прогнозируемых изменений мировых рынков сырья и капитала;

происходящие одновременно с эволюционными циклические процессы обновления накопленного имущества населения (5-7 лет), основных фондов (10-12) и базовыхтехнологий(15-20) вразличныхсекторах;

фундаментальныесдвигивресурснойбазеэкономики, включаятрудовыересурсы;

вызовы со стороны внешнего мира, определяемые уровнем глобальной стабильности и стратегиями мировых «центров силы» (США, ЕС, Китай, Япония); темпами глобализации производства, обращения и потребления; политикоэкономическими процессами на постсоветском пространстве, а также на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство – европейском, южно-азиатском и дальневосточном.

Анализ инерционных траекторий под воздействием отмеченных групп факторов показывает, что уже в ближайшие десять лет России не избежать ряда локальных кризисов . Возникает своеобразная линия переломов тенденций и кризисных точек («узловаялиния»), расположение которых наосивремени обусловлено:

исчерпанием источников роста, в частности, возможностей увеличения темпов сырьевого экспорта более 10% в год. Как только темпы экономического роста снизятся до устойчивых 3-4% в год, а это может произойти уже в 20082010 гг., неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, маскируемые сегодня высокими мировыми ценами на нефть;

развертыванием негативных демографических тенденций (старение населения), сокращение трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. Для компенсации такого сокращения трудовых ресурсов потребуются темпы повышенияпроизводительности труда– неменее3-4% вгод;

вероятным усилением наметившихся негативных социальных процессов и дальнейшей деградацией социальной инфраструктуры (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, среднего образования);

А.Р. Белоусов

качественным изменением условий конкуренции, вызванным не только открытием новых мировых товарных рынков, но и новыми процессами – глобализацией сферы обращения (торговли и финансов) и потребления;

необходимостью модернизации производственно-технологической базы инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт), а также сельского хозяйства. Это либо потребует перераспределения ресурсов в экономике, либо приведет к расширению «кризисных зон»;

исчерпанием заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, включая авиастроение, что грозит потерей имеющихся позиций на внешних рынках продукции этих отраслей;

сокращением к середине следующего десятилетия рентабельных запасов природных ресурсов (нефти, руд цветных металлов).

На «узловую линию», обусловленную экономическими факторами и существующими трендами, будет воздействовать также рост неопределенности , вызванный:

масштабной переструктуризацией мирового хозяйства: укреплением новых центров силы (Китай, Индия, возможно, – Бразилия и Индонезия);

новыми технологическими прорывами, базирующимися на научных открытиях 1990-2000 гг. в биологии, медицине, информатике, космических исследованиях, создании новых материалов и источников энергии, а также вызванными необходимостью ужесточения экологических требований;

изменением мировых экономических институтов, включая валютные курсы, механизмы хеджирования инвестиционных рисков, регулирования рынков факторов производства;

вероятным усилением «дуги нестабильности», охватывающей Южную, ЮгоВосточную и Центральную Азию, Ближний Восток, Балканы, Экваториальную и Северную Африку;

неустойчивостью политического и социально-экономического развития приграничных стран ближнего зарубежья, которые станут, с одной стороны, ареной развертывания противоречий глобализации и борьбы ведущих «центров силы» за контроль над экономическими ресурсами, с другой – новыми составляющими «дуги нестабильности».

Все это создает качественно новый формат социально-экономического развития России, резкоотличающийся иот1990-хгодов, иотпервого десятилетия2000-х.

Возникают новые риски и угрозы, связанные, прежде всего, с перерастанием локальных кризисов в системный, аналогичный тому, который Россия пережила в 90-е годы. Это может привести к нарастанию хаоса, потере управляемости и в конечном счете к распаду страны.

Другой возможный негативный сценарий – «новый изоляционизм» страны, сопровождаемый технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией иусилением территориальнойисоциальной дифференциации.

Но одновременно появляются и новые «окна возможностей», связанные, с одной стороны, с растущим спросом на энергию со стороны «новых лидеров», с другой – с быстрым развитием мировых рынков товаров и услуг, где позиции России достаточно сильны (в частности интеллектуальных услуг). Достаточно емкий внутренний рынок, собственный потенциал технологических заделов, расширение возможностей технологического трансферта – все это создает условия для встраивания элементов российской промышленности в международные цепочки производства добавленной стоимости, втомчисле, на основеразвертываниявРоссии сборочных производств.

Значительным резервом развития является транзитный потенциал страны, обусловленный ее расположением между двумя мировыми «центрами силы» – Евросоюзом и Китаем, а также между Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад – Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Существенно недоиспользуется также транзитный потенциал воздушного пространства, включая трансполярные трассы.

Ресурсом развития является и агропродовольственный потенциал России, которая располагает примерно 10% мировой пашни1 , в том числе значительной частью высокоплодородных черноземных земель.

В условиях усиления стратегической неопределенности обеспечение общей системной устойчивости и реализация новых возможностей предполагают:

в управлении – переход от рефлексивного ситуационного управления к проектному стратегическому, базирующемуся на реализации стратегических инициатив и долгосрочных проектов;

в экономике – капитализацию сравнительных преимуществ российской экономики в процессе ее интеграции в мировое хозяйство, прежде всего, в сферах энергетики, науки и высоких технологий, транзитного и аграрного потенциалов, т. е. превращение этих преимуществ в источники добавленной стоимости и объекты для инвестирования;

– в социально-политическом плане – достижение устойчивого «баланса» между властью (элитами) и обществом на основе согласования интересов различных социальных групп, легитимизации капитала и (с учетом специфики России) обеспечения социальных гарантий населению;

в области национальной безопасности – выработку военно-стратегической доктрины и соответствующих ей программ военного строительства и вооружений; создание южного, северо-кавказского и западного «поясов безопасности»; поддержание ресурсного и технологического ядра, обеспечивающего разработку и серийное производство современных систем вооружений;

в геоэкономическом аспекте – создание общего экономического пространства России, Казахстана, Украины и Белоруссии;

в финансовой сфере – обеспечение суверенности национальной валюты и формирование «рублевой зоны», опирающейся на экономические и военно-поли- тические ресурсы России;

в инфраструктурном плане – формирование надежной и эффективной энергетической, транспортной и информационной инфраструктур, сопряженных с инфраструктурами Европы и Азии.

Факторы долгосрочного развития

Особенность предстоящего 15-летнего периода – резкий рост неопределенности в развитии глобальных экономических процессов и одновременно усиление их качественного воздействиянаРоссию.

Основные источники глобальной неопределенности следующие.

Профиль глобализации: изменение расстановки сил и характер взаимоотношений в четырех странах: США – ЕС – Китай – Индия, их воздействие на общие «правила игры». Сохранит ли глобализация преимущественно универсалистский американо-центристский характер – или

1 По площади пашни (117 млн. га, 2003 г.) Россия уступает только трем странам – США, Индии и, незначительно, Китаю, апоплощадипашнина100 чел. населения(82 га) – Австралии, Аргентине, КанадеиКазахстану.

А.Р. Белоусов

возрастающая роль Китая и Индии приведет к формированию особой, азиатской модели глобализации?

Постоянная и плавная трансформация мировой финансовой системы. Приведет ли драматическое увеличение цен на углеводороды в первой половине текущего десятилетия, рост сбережений в странах Азии и одновременно «двойной дефицит» в США к потере устойчивости американской валюты и глобальному финансовому кризису?

Соотношение глобализации и контрглобализации, его влияние на национальную идентичность и конфликтность мировых процессов. Насколько устойчивой будет ситуация в странах – поставщиках энергетических ресурсов? Усилится ли экономическая мощь исламских государств, и каким будет характер их взаимодействия с другими глобальными игроками?

Влияние «дуги нестабильности» на распространение терроризма, оружия массового поражения, на военно-политическую обстановку, общую стабильность в странах Южной Европы, Евразии и Азии.

Воздействие демографических процессов (старение населения в развитых западных странах и «избыточность» трудоспособного населения в азиатских) на глобальную миграциюи системы социального обеспечения в развитых странах.

Создание и распространение новых технологий, включая технологии

«двойного назначения», их влияние на потребление традиционных ресурсов (в том числе углеводородного сырья) в разных регионах мира, а также на социальную и экономическую дифференциацию в разных странах.

В условиях растущей неопределенности цель долгосрочного прогноза – не определение параметров социально-экономического развития России, а качественный анализ «пространства возможностей», выявление условий оптимальной траектории развития. Другими словами, – разработка «типичных» (базовых) сценариев, в соответствии с которыми, учитывая весь комплекс внутренних и внешних факторов и устойчивых трендов, может развиваться российская экономика. Содержание этих сценариев состоит, прежде всего, в нахождении «точек насыщения» базовых процессов и смены их качества.

Такой подход предполагает следующую последовательность этапов построения прогноза.

1. Установление «рамок» долгосрочного развития и соответствующего им набора факторов социально-экономических процессов. Таких рамок три: внешняя, обусловленная глобальными процессами; внутренняя, связанная с устойчивыми демографическими и социальными процессами; внутренняя, определяемая трендами эволюционирования сложившейся модели российской экономики. (Эти тренды будут наиболее значимыми в предстоящие три-пять лет, затем их роль будет размываться.)

2. Анализ факторов, который включает основные тренды, наиболее существенные дляроссийскойэкономики; дополнительныевозможности; риски.

3. Определение механизма долгосрочного развития, позволяющего реализовать перспективные возможности.

4. Выделение «критических узлов», в которых наиболее вероятны перелом тенденций и качественные изменения в развитии социально-экономической системы, достигается совмещением «рамок» долгосрочного развития и наложением их на ось времени.

5. Каждый из критических узлов определяет «дерево возможностей»: иерархически-ориентированный граф, вершины которого соответствуют

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

критическим узлам, а ребра – альтернативным направлениям развития анализируемых процессов во времени.

6. Набор взаимосвязанных критических узлов и направлений формирует качественный базовый сценарий социально-экономического развития.

7. Количественные параметры базовых сценариев рассчитываются с помощью экономико-математических моделей.

На среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) параметры определяются на основе поквартальной балансово-эконометрической модели (345 уравнений, 449 переменных), на последующий период (2009-2020 гг.) – по балансовой модели долгосрочного прогнозирования, построенной на основе межотраслевого баланса, системы национальных счетовимоделей отдельных секторов экономики.

Управление и контроль . Наиболее значимые тренды:

Формирование новых моделей идентичности, в том числе на конфессиональной и региональной основах как реакция на глобальные процессы универсализации и размывания национальных суверенитетов. Новые модели идентичности могут повлиять на изменение конфигурации межстрановых альянсов и союзов.

Расширение рамок виртуальной реальности на основе распространения информационных (цифровых) технологий через СМИ и другие средства массовых коммуникаций. Появление технологий «контроля за сознанием» (control of mind). Нарастание риска ослабления демократических институтов гражданского участия и контроля. Усиление мощи транснациональных компаний (ТНК) и их роли в глобальных процессах, формирующее потенциальный конфликт между ТНК и национальными системами управления. Одновременно вероятна тенденция усиления суверенитета национальных государств в отношении стратегически значимых ресурсов развития, и на этой основе ожидаемое укрепление связи ТНК и национальных правительств, создание консолидированной мощи «национальных и региональных чемпионов».

Развитие сетевых структур в бизнесе и гуманитарной сфере, несущее вызов иерархически организованным политическим институтам. Повышение во внутриполитических процессах роли неправительственных организаций, имеющих выходвовнешниймир.

Усиление воздействия глобальных миграционных процессов (Азия – Европа) на социальные системы развитых стран– пенсионное обеспечение, социальное страхование, здравоохранение, общее образование.

Возникновение новых источников угроз со стороны сетевых террористических структур иоблегчение дляпоследних доступа квысокотехнологичнымвидам оружия.

Возможности для России:

– повышение роли как регионального лидера и гаранта стабильности на евроазиатском пространстве;

– экспансия капитала, подготавливающего условия для распространения экономического и гуманитарного влияния России в сопредельных странах;

– рост значимости культурного потенциала, возможное расширение востребованности русского языка для межнационального и межконфессионального диалога.

Риски для России:

– падение эффективности существующих механизмов и моделей государственного управления в результате экспансии глобальных бизнес-сетей, виртуальных технологий, деятельностиглобальныхнеправительственныхорганизаций;

А.Р. Белоусов

появление качественно новых стратегических вызовов, связанных с терроризмом, миграцией, гуманитарнойиэкономическойвнешнейэкспансией;

снижение уровня национального контроля за стратегически важными отраслями и сферамидеятельности(энергетика, транспорт, финансы) иресурсами;

усилениесоциально-экономическойдифференциациирегионов;

втягивание сопредельных центрально-азиатских и закавказских стран в глобальную «дугу нестабильности», вероятное распространение нестабильности на российскиерегионыКавказаиПоволжья;

размывание российской идентичности, сопровождаемое множественными

конфликтами, усилениемксенофобииинационализма.

Энергетические ресурсы. Мировые тренды 2 :

Рост спроса на энергию, примерно вдвое медленный, чем рост мировой экономики. Ожидается, что к 2020 г. потребление энергоресурсов возрастет примерно в полтора раза (по сравнению с 2000 г.), между тем как в предшествующее 20-летие оно увеличилось на треть. Мировые запасы органического топлива позволяют обеспечить этот рост.

Неизбежные сдвиги в региональной структуре энергопотребления. Основной прирост спроса на углеводороды (особенно на нефть) произойдет за счет динамично растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии, не имеющих собственных достаточных источников дешевой энергии. Для традиционных центров потребления энергоресурсов (ЕС, США) будут характерны низкий прирост спроса на углеводороды, связанный как с ускорением процессов энергосбережения, так и невысокими темпами экономического роста; сдвиги в энергетическом балансе в пользу экологически чистого топлива – природного газа.

Вероятно формирование и интенсивный рост новых мировых рынков энергоносителей, в частности сжиженного газа.

Ужесточение экологических требований (выбросы СО2 ) к производству и потреблению энергоресурсов. Это может существенно повлиять на размещение энергоемких производств (химии, металлургии) за пределами развитых стран. Кроме того, возможно некоторое сдерживание развития ядерной энергетики, главным образом, в Европе и США.

Наиболее жесткий баланс спроса и предложения будет складываться в отношении дешевой нефти. Высока вероятность того, что в целом мировая нефтедобыча достигла своего пика, и в пределах прогнозного периода возможен ее понижательный тренд. В ряде традиционных ареалов нефтедобычи и экспорта нефти (Ближний Восток, Западная Африка и др.), для которых характерны нестабильность, высокие политические и экономические риски, ограничения по нефти будут, вероятно, генерировать тенденции:

сохранения высоких цен на нефть, позволяющих вовлекать в разработку мелкие и труднодоступные месторождения;

обострения борьбы между мировыми «центрами силы» за доступ к месторождениям углеводородов и контроль за регионами их добычи и транспортировки;

интенсивных поисков заменителей традиционной нефти – вязкой нефти, нефтесодержащих сланцев и песков, а также производства синтетических топлива и водорода на базе природного газа, угля и, возможно, ядерной энергии (термохимическое разложение воды).

Конкуренция за доступ к источникам нефти и увеличение в энергобалансах

развитых стран доли природного газа приведут с высокой вероятностью к

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

формированию элементов глобальной системы энергетической безопасности, ужесточению «правил игры» на энергетических рынках. В частности, речь идет: о снижении политических и экономических рисков для потребителей энергии и инвесторов, вкладывающих средства в добычу и инфраструктуру; о расширении доступа производителей энергоносителей ко всем звеньям цепочки создания стоимости на основе использования первичных энергетических ресурсов.

Возможности для России:

увеличение роли в обеспечении стабильности энергоснабжения мировых центров силы и присутствия на мировых рынках энергоносителей. Расширение поставок углеводородов по следующим маршрутам: нефти – в восточном направлении (Китай, Япония), а также северному (Западная Сибирь – Баренцево море) с выходом в США; сетевого газа – в традиционных западном (ЕС) и южном (Турция, Израиль) направлениях, а также в страны АТР (Китай, Япония, Корея) с созданием в перспективе интегрированной системы газоснабжения и включением

в нее месторождений России, Китая, Брунея и Индонезии; сжиженного газа – в СШАистраныЮго-ВосточнойАзии(Япония, Корея, Китай).

Риски для России:

нестабильность мировых рынков энергоносителей может способствовать превращению России в сферу острого соперничества ведущих стран мира за контроль над энергоносителями;

отсутствие необходимых институциональных условий и запаздывание в создании соответствующей инфраструктуры не позволят России реализовать экспортный потенциал добычи углеводородов, что в свою очередь приведет к кризисным процессам в российском нефтегазовом комплексе.

Технологическое развитие . Согласно большинству прогнозов, в ближайшее 15-летие развитые страны перейдут к формированию нового технологического уклада, базирующегося на информатизации всех сторон жизни человека и общества; на создании глобальных производственно-технологических систем, охватывающих в едином информационном поле все стадии от формирования потребности и новых образцов продуктов до их утилизации.

Мировые тренды:

Интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, включая:

использование новейших достижений генетики, информатики и нанотехнологий 3 в здравоохранении, позволяющих контролировать наследственность, изменять биологические свойства человека, продлевать активное долголетие;

охрану природы на основе безотходного производства в промышленности, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов;

обеспечение доступа (в глобальном масштабе) широкого круга пользователей к современным способам сбора, хранения, мониторинга обработки и передачи всех видов информации в режиме реального времени;

появление материалов с новыми качественными характеристиками (пластмассы, волокна и металлы с заданными свойствами, специальные покрытия для режущих инструментов и металлов, применяющихся в особо агрессивных средах и др.).

3 Пример: фармакогенетика – изучение взаимосвязей между болезнями, генами, протеинами и фармацевтическими средствами – даст медицине новые инструменты ранней диагностики и лечения пациентов.

А.Р. Белоусов

Расширение цифровых технологий , охват ими всех сторон жизни человека и общества. Формирование цифровой модели мира и, вероятно, новой системы стандартов цифровых технологий. Одновременно – увеличение разрыва между богатыми и бедными странами в отношении доступа к современным инфокоммуникационным ресурсам (феномен «цифрового неравенства»).

Конвергенция технологий , связанная с реализацией принципиально новых возможностей, открывающихся в результате перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий.

Распространение новых технологий образования (включая непрерывное),

связанных с адаптацией человеческого фактора к новым технологиям и учетом тенденции старения населения в развитых странах. В сочетании с глобализацией рынка высокообразованной рабочей силы данная тенденция будет способствовать повышению технологических барьеров между развитыми странами и странами среднего уровня развития.

Распространение влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. На этой основе ожидается интенсивный рост «экономики знаний», базирующейся на: целенаправленном формировании новых потребностей; интеграции автоматизированного производства и торговли; новых формах конкуренции, основанной на инновационных процессах в сферах производства и обращения; на управлении исследованиями и разработками как составной частью процесса создания товара.

Расширение доступности новых технологий на основе глобального перетока интеллектуальных ресурсов, унификации систем образования, роста международной кооперации в сфере высоких технологий, региональной диверсификации высокотехнологичных производств ведущими ТНК. В то же время возможности использования новых технологий и получение соответствующего экономического эффекта будут определяться наличием соответствующей инфраструктуры и институциональных условий (национальных инновационных систем), а также инвестиций и качества «человеческого капитала». Это приведет, по меньшей мере, к сохранению качественной дифференциации стран по уровню технологического развития.

Размывание границы между фундаментальными и прикладными исследованиями – капитализация фундаментальной науки, формирование глобального рынка фундаментальных научных знаний.

Технологическое развитие процессов производства в традиционных сферах экономики на основе:

широкого использования информационных технологий как интегрирующего элемента глобальных систем организации производств, новейших схем логистики, систем комплексного автоматизированного управления производством, включая стадию проектирования и конструирования;

реализации новых возможностей использования гибких форм автоматизации, позволяющих в максимальной степени учитывать индивидуальные запросы потребителя;

развития глобально ориентированных специализированных производств отдельных узлов, компонентов, агрегатов с массовым характером производства

и высокой степенью автоматизации.

Глобальная конкуренция за установление новых отраслевых стандартов,

создание базовых продуктовых платформ в производстве и потреблении по широкому спектру новых направлений технологического развития. Усиление роли

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

международных стандартов качества и экологических принципов в организации глобальных производственно-территориальных систем.

Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса.

Возможности для России :

обладание уникальным сочетанием научно-исследовательского потенциала, высокотехнологичных производств, емких внутренних рынков. Это создает необходимые условия для использования преимуществ от распространения новых технологий; для формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

Риски для России :

отставание в сфере важнейших наукоемких технологий последнего поколения может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырье- вого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей ею долгосрочных основ конкурентоспособности;

деградация технологического уровня традиционных отраслей, включая отрасли ТЭК, сделает невозможным наращивание экспорта минерально-сырьевых ресурсов – основы современного экономического роста страны;

дальнейшее замедление темпов технического прогресса в отраслях, обеспечивающих безопасность страны, создает угрозы разрушения ОПК, в том числе его экспортного потенциала.

Рынки вооружений. Мировые тренды:

Технологический скачок в развитых странах, сопровождающийся появлением на рынке нового поколения вооружений и военной техники (ВВТ):

принятие на вооружение истребителей пятого поколения F-22A и F-35 (США); интегрированных систем ПВО/ПРО театра боевых действий; разработка, принятие на вооружение и появление на рынках оружия, основанного на новых физических принципах, прежде всего лазерного;

комплексная автоматизация систем вооружения, создание интегрированных систем разведки и боевого управления, работающих в реальном масштабе времени на всех уровнях (от тактического до стратегического). Развитие разведывательноударных комплексов, интеграция всех боевых средств в единое информационное пространство;

повышение искусственного интеллекта систем вооружений: появление ударных беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов для решения отдельных задач, самоприцеливающихся боеприпасов тактического и оперативно-тактического назначения. Развитие экспертных систем поддержки принятия решений в ходе боевых действий;

качественное развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в том числе средств противодействия, основанных на новых физических принципах (электромагнитный импульс). Интеграция радиоэлектронных и огневых средств веденияРЭБ;

создание и продвижение на рынки новых средств, обеспечивающих действия мобильных сил (военно-транспортные самолеты, конвертопланы, вертолеты, легкие танки, специальные транспортные средства, пехотное оружие, средства связи и управления).

Усиление международной интеграции процессов разработки, производства и продвижения на рынки военной продукции. Ожидаемые линии развития

А.Р. Белоусов

международного сотрудничества в разработке новых ВВТ: США – Великобритания (авиационная техника); США – Израиль (средства ПВО, высокотехнологичные вооружения); европейские страны (авиа- и бронетехника, европейская система ПРО).

Вероятно массовое появление на рынках вооружений предыдущих поколений ВВТ, имеющихся в развитых странах (истребители, средства ПВО, бронетанковая техника, дизельные подводные лодки).

Активизация действий по созданию современных ВВТ в Китае (тактические ударные самолеты, тактические истребители, крылатые ракеты, танки, системы ПВО, артиллерийские системы) и Индии (тактические истребители, вертолеты, тактические ракеты). Одновременно со стороны Индии и Китая возможен рост спроса на вооружение, обеспечивающее противостояние развитым странам: средства ПВО, вооружение для борьбы с авианосными ударными группами и др.

Рост спроса на вооружение для ведения боевых действий низкой интенсивности – стрелковое оружие, легкую бронетехнику, самолеты и вертолеты для контрпартизанских действий.

Рост рынка модернизации ВВТ предыдущих поколений во многих государствах

(Азия, Восточная Европа, Латинская Америка) в условиях недостатка средств.

Увеличение использования двойных технологий, включая «пороговые»

(биологические, химические и др.). Превращение систем спутниковой навигации и связи «в стандарт de facto» при оснащении военной техники.

Возможности для России:

ожидаемое расширение спроса на новые ВВТ, прежде всего, со стороны быстрорастущих азиатских стран, с которыми у России устоявшиеся отношения сотрудничества в данной области, возможностей кооперации с другими странами, позволяющей использовать и наращивать технологические заделы российского ОПК;

вывод на рынки новых видов российской техники: авиатехники, включая истребитель пятого поколения ПАК ФА; систем ПВО и оперативной ПРО, включая комплексные решения по прикрытию территории; ракетной техники, включая противокорабельные ракеты для поражения крупных надводных кораблей; кораблей и судов с динамическими способами поддержания; легкой бронетехники и др.;

участие в создании европейской региональной системы ПРО;

повышение спроса на современные российские оборонные технологии со стороны Индии и Китая в рамках развертывания ими собственного производства ВВТ;

повышение спроса на производимую в России недорогую или модернизируемую военнуютехникуивооружениядляведениялокальных войн, борьбы сповстанцами.

Риски для России :

вытеснение с традиционных рынков вооружения и военной техники при отсутствии возможности проникновения на новые рынки;

исчерпание технологических заделов и усиливающееся технологическое отставание как следствие формирования зависимости российских вооружений от импорта критически важных компонентов (прежде всего электронной техники).

Наступление этих рисков наиболее вероятно при совпадении во времени экспорта США истребителей нового поколения (F-35) и средств ПВО/ПРО; производства в Китае и Индии собственных вооружений, соответствующих требованиям этих стран и импорта современной военной техники из США, Израиля и ЕС; массового поступления на рынки техники из вооруженных сил США и ЕС, а также вооружений производства Китая и Индии; формирования