Современное банковское законодательство условно можно разделить на три яруса:
1) законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков;
2) законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность;
3) законы всеобщего действия.
Первый ярус содержит два блока: а) законы о центральном (эмиссионном) банке; б) законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. Один блок законов регулирует деятельность отдельных кредитных институтов. Другой блок банковских законов охватывает положение, регулирующее деятельность деловых (коммерческих) банков. Это могут быть отдельные законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и др. Первый и второй блоки законов - это законы, регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.
Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.
К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия, например Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения Центрального банка Российской Федерации.
Законы, регулирующие банковскую деятельность, необходимы прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Банковские законы являются реакцией на экономические и политические события. Они призваны определять правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, - зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц.
Ряд банковских законов необходимо знать не только работникам банка, но и его клиентам. Клиент должен быть уверенным в том, что то или иное требование банка является не выдумкой, а имеет определенное юридическое основание. Закон о Банке России и закон о банках и банковской деятельности впервые были приняты в 1990 г. и являлись законами РСФСР (Закон РСФСР от
>12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке Росши)» и Закон РСФСР от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР»).
Банковское законодательство с позиции мирового опыта хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Новая редакция Панковских законов, регламентирующих деятельность банков, появилась в 1995 и 2002 гг. Это Федеральный закон «О Централь- пом банке Российской Федерации (Банке России)» от 26.04.1995 № 35-Ф3 и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 21.03.2002.
Общее представление о законе можно получить при рассмотрении его структуры. Структура Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом.
Глава I. Общие положения.
Глава II. Капитал Банка России.
Глава III. Органы управления Банком России.
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Глава V. Отчетность Банка России.
Глава VI. Организация налично-денежного обращения.
Глава VII. Денежно-кредитная политика.
Глава VIII. Операции Банка России.
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность.
Глава X. Банковское регулирование и надзор.
Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями.
Глава XII. Организация безналичных расчетов.
Глава XIII. Принципы организации Банка России.
Глава XIV. Служащие Банка России.
Глава XV. Аудит Банка России.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» просматривается идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации. Законом устанавливаются новые обязательные нормативы. Среди них предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые вложения, и др.
Структура Федерального закона «О банках и банковской деятельности» имеет следующий вид:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских опергф/йБИБЛИО ТЕК А
СГПТУ Ю 21 17
г. О:.е.:
Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов.
Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства.
Глава VI. Сберегательное дело.
Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях.
Этим законом определены основные понятия: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, дана классификация банковских операций, услуг и сделок.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
С позиции законодательства банковские операции подразделяются как чисто банковские, дополнительные и небанковские операции (рис. 2). Банк должен выполнять три операции, которые получили название чисто банковских операций:
1) депозитная операция;
3) расчетная операция.
Деятельность современного банка не ограничивается вышеперечисленными традиционными операциями. Банк выполняет и другие операции, получившие название дополнительных банковских операций (см. рис. 2). К их числу можно отнести:
1) кассовое обслуживание клиентов;
2) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
3) покупку или продажу иностранной валюты (в наличной или безналичной форме);
4) выдачу банковских гарантий;
5) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Согласно закону, эти операции могут выполнять только банки.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» разрешает банкам заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции не
имеют статуса банковских, как и следующие, называющиеся небанковскими операциями (см. рис. 2):
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (траст);
4) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);
5) осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
6) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Приведенные выше операции и сделки составляют дополнительные виды деятельности, которыми банкам разрешено заниматься.
В основе деления на банковские и небанковские операции лежит основное отличие банков от других финансовых институтов - : «небанковских кредитных организаций».
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. За небанковскими кредитными организациями оставлено право:
осуществлять клиринговые расчеты; заниматься инкассацией денежных средств; выполнять операции по обмену валюты; управлять денежными средствами клиентов и др. Закон также обращает внимание на те виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся производственная, торговая и страховая деятельности. Подобное запрещение характерно для законодательства ряда стран, однако вопрос о запрете для банков заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью не является бесспорным.
В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрены вопросы защиты прав клиентов, в том числе банковская тайна. Объектами банковской тайны являются сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов. Это затрагивает достаточно широкий перечень операций, в том числе: привлечение вкладов (депозитов); предоставление кредитов;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КУРС ЛЕКЦИЙ 6
ВВЕДЕНИЕ 6
ТЕМА 1. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 7
Вопросы для самопроверки 10
ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 11
2.1. Понятие банковского законодательства 11
2.2. Банковское законодательство экономически развитых стран 14
2.3. Развитие банковского законодательства в России 24
Вопросы для самопроверки 29
ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 30
3.1. Банк России как юридическое лицо 30
3.2. Цели и функции Центрального банка РФ 31
3.3. Банк России как орган банковского регулирования и надзора 40
Вопросы для самопроверки 46
ТЕМА 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 47
4.1. Понятие и правовой статус кредитной организации 47
4.2. Порядок создания кредитной организации и лицензирование банковской деятельности 53
4.3. Правовые аспекты расширения деятельности кредитной организации 62
4.4. Формы реорганизации кредитных организаций 69
4.5. Правовые аспекты ликвидации кредитных организаций 76
Вопросы для самопроверки 81
ТЕМА 5. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 82
5.1. Правовые основы кредитных и депозитных операций 82
5.2. Правовое обеспечение финансовых услуг 89
Вопросы для самопроверки 97
ТЕМА 6. ВЕКСЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 98
6.1. Женевские вексельные конвенции 98
6.2. Современное вексельное законодательство России 99
Вопросы для самопроверки 113
ТЕМА 7. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БАНКОВСКИХ СДЕЛОК 114
7.1. Банковские гарантии и договоры поручительства в банковской практике России 114
7.2. Залог и удержание в Гражданском кодексе РФ 124
Вопросы для самопроверки 132
ТЕМА 8. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 133
8.1. Общая характеристика валютного законодательства РФ 133
8.2. Правовые основы валютного регулирования и контроля 134
8.2.1. Понятия и основные направления валютного регулирования и валютного контроля 134
8.2.2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 138
8.2.3. Валютные операции между резидентами 140
8.2.4. Валютные операции между нерезидентами 141
8.2.5. Операции на внутреннем валютном рынке России 141
8.2.6. Ввоз в Россию и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг 143
8.2.7. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ, обязательная продажа части валютной выручки 144
Вопросы для самопроверки 144
ГЛОССАРИЙ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 154
Цель и задачи учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о банковской деятельности и правовом обеспечении банковской деятельности.
В рамках сформулированной цели решаются следующие задачи:
показать многообразие источников банковского законодательства;
рассмотреть вопросы, связанные с законодательно-правовым обеспечением банков и банковской системы Российской Федерации, а также с базовым банковским законодательством ведущих западных стран.
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -
Банковское право - совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.
В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:
создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;
преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право;
развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.
Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущественный оборот вообще - например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке
России)» от 10.07.2002 N86-ФЗ (ред. от 23.12.2003), другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции - защите и обеспечении устойчивости рубля.
Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.
На конституционных нормах основывается право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Гражданский кодекс РФ. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.
Помимо ГК РФ в системе банковского законодательства важнейшее место занимают федеральные законы (ФЗ): «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.
N 17-ФЗ, «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 6-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N173-ФЗ, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года N117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) и др.
В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ). Банковскому праву присуще многоуровневое нормативное регулирование.
В системе подзаконных актов прежде всего нужно назвать Указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов. Например, Указ Президента РФ «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ» от 17.11.93 г.
К банковскому законодательству относится ряд Постановлений Правительства (Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30.06.1997N 772, Постановление Правительства РФ «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций центрального банка РФ» от 12 октября 1999 г. № 1142 и другие).
"Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций"
Большинство подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России: -
обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; -
не могут противоречить федеральным законам; -
вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров; -
не имеют обратной силы; -
должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавлив ающие: -
курсы иностранных валют по отношению к рублю; -
изменение процентных ставок; -
размер резервных требований; -
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; -
прямые количественные ограничения; -
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; -
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В необходимых случаях данные акты направляются во все зарегистрированные кредитные организации. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.
Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. 51.
Важной составляющей экономической деятельности любого государства по праву считается . Развитие и формирование конкурентоспособного и современного банковского сектора, который соответствует интересам экономики, - это цель, стоящая перед нашим Российским государством еще с того момента, когда начались радикальные экономические преобразования. Появление целого ряда нормативных актов, которые регулируют отношения в сфере деятельности банков, связано с появившейся экономической заинтересованностью России. Страна заинтересована в создании централизованной и единой системы для правового регулирования всех предоставляемых ныне банковских услуг.
Так как в банковском праве используются методы и содержатся нормы правового регулирования самых разных отраслей права, то его признают комплексной отраслью права. В общем, предметом банковского права выступают общественные отношения, те, которые возникают в процессе построения, развития и функционирования всеобщей банковской системы РФ. В том числе, и в процессе осуществления банковской деятельности Банком России и другими функционирующими кредитными учреждениями, а также общественные отношения, а именно – те отношения, что возникают в процессе регулирования всей российской банковской системы непосредственно со стороны госорганов в интересах граждан, самого государства и организаций.
Банковское право – это отдельная отрасль законодательства, которая включает комплекс норм частноправового и публично-правового характера – они направлены на регулирование отношений, что возникают по поводу и/или в процессе развития и осуществления любой банковской деятельности.
Обширное определение банковского права: это система общеобязательных, уже определенных формально правил и норм поведения, регулирующих все отношения, которые связаны с определением официального, правового статуса каждого субъекта банковской системы. Банковское право представляет собой упорядоченный комплекс юридических норм, которые составляют неразрывное единство и регулируют все общественные отношения, что складываются при функциональности банковской деятельности.
Смежными с банковским правом отраслями считаются административное, гражданское, финансовое, а так же предпринимательское право.
Банковское право наиболее тесно связано именно с предпринимательским. Выражается эта связь в основном в том, что является банковская деятельность разновидностью деятельности предпринимательской со всеми ей присущими признаками, а именно: самостоятельностью, систематичностью, направленностью на извлечение прибыли, рисковым характером, легальностью, профессионализмом. В тоже время банковская деятельность является обособленной сферой предпринимательства, специфика которой подробно изучается банковским правом. Оно целиком и полностью внимание концентрирует на той группе отношений, что складываются непосредственно по поводу банковской деятельности, то есть, имеют максимальное соприкосновение с действующей банковской системой РФ.
Слово «администрация» в переводе с латинского языка означает «управление». Поэтому, административное право является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения непосредственно в сфере исполнительной власти (другими словами - государственного управления). Отличительная особенность всех административных отношений заключается в том, что возникают они, развиваются и заканчиваются в сфере госуправления, то есть, в связи с функционированием и организацией исполнительной власти на территориальных и всех национально-государственных уровнях РФ. Данные общественные отношения напрямую связаны с осуществляемой государственно-управленческой деятельностью.
Те отношения, которые регулируются банковским правом, к сфере исполнительной власти не относятся. В соответствии с Законом о Банке России ЦБ России и Конституцией РФ они также не выступают в роли органа исполнительной власти.
Так же важно отметить, что кредитное и , экономические федеральные службы, денежная эмиссия, включая действующие в стране федеральные банки, пребывают в ведении РФ (ст. 71 Конституции Росии), в то время как отнесено административное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (это уже ст. 72 Конституции России).
Близость административного права и банковского объясняется тем, что и органы исполнительной власти и осуществляют вместе публично-правовое регулирование общественных отношений, а так же оказывают на соответствующие субъекты публично-правовое воздействие.
Как отдельная отрасль права финансовое право представляет собой комплекс юридических норм, которые регулируют общественные отношения, что возникают в ходе образования, использования и распределения децентрализованных и централизованных денежных фондов (другими словами - финансовых ресурсов) страны и муниципальных образований, задействованных для реализации их целей и задач. Если выражаться проще, то предметом финансового права выступают отношения, которые возникают в ходе финансовой деятельности страны и муниципальных образований.
Банк России имеет право принимать участие в финансовых отношениях и выступать при этом субъектом финансового права. Примером таких отношений можно назвать отношения, связанные с перечислением Банком РФ непосредственно в федеральный бюджет пятьдесят процентов фактически им полученной прибыли по итогам года, оставшейся после отчислений на налоги и сборы (это ст. 26 Закона о Банке РФ).
Согласно части 2 статьи 36-ой Закона о банках установлено, что привлечение средств в те или иные оформляется официальным договором и только в письменной форме, обязательно в 2-ух экземплярах. Вкладчику отдается на руки один экземпляр договора. Несоблюдение данного правила считается грубым правонарушением, и за такое правонарушение банк непременно привлекается по нормам банковского законодательства к ответственности.
Так же стоит напомнить о положении ст. 3 ГК РФ – там сказать, что издавать нормативные подзаконные правовые акты, которые содержат нормы права гражданского, могут лишь , Президент РФ, а так де министерства и некоторые федеральные органы государственной, исполнительной власти. В статье 4 Закона о Банке РФ устанавливает ЦБ РФ правила относительно осуществления расчетов и правил проведения всех банковских операций, именными словами - может издавать те или иные подзаконные акты для организации банковского права, однако, не наделен ЦБ РФ полномочиями относительно издания подзаконных актов, что содержат нормы права гражданского.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш