Курсовая работа: Рыночная система хозяйствования. Экономическая система общества: виды и принципы классификации. Сущность и функции рынка

Понятие «хозяйственной экономики» имеет древнее происхождение. Причем, дословное лексическое значение слова достаточно прозрачно передает суть понятия «управление домашним хозяйством». А вот в царской России бытовало слово «эконом» - что дословно означало «хороший хозяин». Эффективность ведения хозяйства – это и есть экономность. Сейчас даже употребляют слово «домовитость», что является хоть и разговорным, но при этом, абсолютным синонимом слова «экономность». Связь понятия экономики с хозяйством понятна. Еще в 1891 году в Париже хозяйственную экономику преподавали абсолютно бесплатно в государственных учебных заведениях для кулинаров. Есть, еще нюанс: эффективнее ведение хозяйства – это экономное его ведение. Обратимся к мировой науке. Определений «экономики» так же много, как и ученых, которые давали эти определения. К примеру, А.Маршалл высказал мысль о том, что «это наука о нормальной жизнедеятельности человека». Другое определение «глаголит» о том, что это производственные отношения, которые сложились при производстве, обмене и распределении, потреблении продуктов производства. Также говорят, что экономика – это определенный хозяйственный вид человеческой деятельности, который зависит от локализации и территории данного хозяйства: предприятие, район, область, страна. Это целая территориальная система отраслей и производств. С 1991 года США считались страной с самой хозяйственной экономикой в мире, но после финансового кризиса сегодня еще пока сложно отдать первенство какой либо стране.

Современные экономические хозяйственные системы

Еще одна ипостась этого термина – это научное знание, объектом изучения которого является экономические отношения. Итак, точнее всего это понятие характеризуют слова «хозяйство», «система отраслей и производств». Современная система экономики работает с двумя направлениями – позитивным и нормативным. Следует перейти к определению понятия хозяйства. Большинство ученых утверждают, что хозяйство, как система, включает в себя собственнические субъекты (как частные, так и общественные) и структурные подразделения (экономические и неэкономические). Что касается структурных подразделений, то в их основе лежит эквивалентный обмен и рационализм в методах хозяйствования. В соответствии с этим разделяют экономические хозяйства и неэкономические. Экономическое хозяйство строится на принципах взаиморасчета с экономическими мотивами. В его состав входят рыночные субъекты, связанные коммерческими действиями для получения дохода. Интересно, что немцы (историческая школа) ввели понятие народное хозяйство в науку еще в 19 веке. Вторая разновидность хозяйства – это система хозяйственных субъектов, которые не имеют дела с коммерцией, а основывают свою деятельность на социальных, правовых и экологических положениях.

Экономической системой создается опорное хозяйство каждого государства

Что же являет собой экономика, как хозяйственная система? В. Рошер, Б. Гильде-бранд, К. Книс изучали в историческом аспекте историю государственной экономики. Национальные особенности каждого государства играют не последнюю роль в формировании и функционировании его экономики как хозяйственной системы. Вторым фактором формирования экономики в национальном аспекте исследователи увидели в историческом развитии того или иного государства. Новая историческая школа и ее представители Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт утверждали, что именно аппарат государственного управления – это опорное хозяйство каждой отдельно взятой страны. По словам представителей исторической школы, каждая национальная экономика на протяжении своего развития впитывает в себя менталитет народа, его традиции, исторические перипетии, языковые особенности и политический уклад. Это природное явление и поэтому такой процесс почти необратим. Некоторые исследователи считают такую теорию односторонней и крайне зацикленной на национальном аспекте. Ойкен рассматривал экономические порядки. Он считал, что система хозяйства и ее государственное регулирование неразрывно взаимосвязаны.

Экономику создал человек как систему для хозяйствования

Существуют три группы в системе экономики:

  1. Предприятие – экономическое звено, которое соединяет рабочую силу и производственные средства.
  2. Основа для создания товаров и услуг. Домашние хозяйства – продавцы и производители рабочей силы.
  3. Государство – выполняет функции экономического регулирования.

Все группы постоянно взаимодействуют между собой и экономической системой в целом. Но центральным субъектом в любой экономической группе является человек. Экономика создается для качественного обеспечения жизни человека и его потребностей. От человека в экономике зависит:

  1. Производственные силы.
  2. Средства производства (он их производит и совершенствует, как и саму систему).
  3. Наука как производственная сила (без человека вообще не существует).
  4. Экономические отношения.

Именно человеческий труд создает и развивает производственные средства и экономику в целом. Человек выступает как средством, так и целью экономического развития. Поэтому всегда важно помнить, что не человек существует для экономики, а экономика для человека.

Уровень экономического развития государства измеряется соотношением цен на автомобиль и стрижки волос. Чем ближе эти два показателя, тем более развито государство.

Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения

Хозяйственная система национальной экономики представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации.

В существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:
  • система рыночной экономики со свободной конкуренцией;
  • система современной рыночной экономики;
  • система традиционной нерыночной экономики;
  • система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов — производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд — специфический вид товара.

Регулятором функционирования хозяйственной системы выступают свободный рынок и цены. Стимулом развития хозяйственной системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Система традиционной нерыночной экономики существует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.

Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.

В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.

Система административно-командной экономики существовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.

Для системы административно-командной экономики характерно:

  • жесткое, тотальное и централизованное планирование экономики;
  • исключительно государственная собственность;
  • тотальное государственное регулирование всех экономических процессов.

Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы .

Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.

Модели систем национальной экономики

Основными моделями хозяйственных систем являются:

А мериканская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

Я понская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

Ш ведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

Н емецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной , находящейся в стадии становления.

Хозяйственная система (Economic system ) – это упорядоченная особым образом система взаимосвязи производителей и потребителей материальных и нематериальных благ.

Данный термин означает, что в реальности, как это может показаться на первый взгляд, не существует «броуновского движения» в хозяйственной деятельности общества. Все протекающие процессы производства, обмена, распределения и потребления благ в обществе всегда является так или иначе организованным.

Для того, чтобы сделать правильный выбор в условиях ограниченности ресурсов, хозяйственному субъекту необходимо располагать нужной информацией о том, что, как и для кого именно производить . Это и есть три главные задачи, которые необходимо решать в любом обществе.

Необходимо отметить, что всевозможные экономические субъекты хозяйственных систем во времена развития человеческой цивилизации, такие как первобытная община, феодальное поместье, рабовладельческая латифундияЛАТИФУНДИЯ (от лат. latus – обширный, большой, fundus – земля, поместье) – обширные поместья в Древнем Риме, обрабатываемые трудом рабов , социалистическое или капиталистическое предприятия – это разные по устройству информационные системы, предопределяющие способ решения вышеуказанных трех главных задач хозяйственной жизни.

Встает вопрос о том, кто и как выполняет координацию выбора, который реализуется людьми в процессе их постоянной хозяйственной деятельности? Ведь каждому человеку свойственно строить собственные планы на будущее, у каждого из нас свои вкусы и предпочтения, а также свои представления о тех способах, при помощи которых нужно производить блага.

В экономической теории рассматривается два разный способа координации: спонтанный (стихийный порядок) и иерархия . В спонтанных порядках существующая информация, которая необходима потребителям и производителям, передается через ценовые сигналы. Увеличение и снижение цены ресурсов, а также произведенных при помощи них благ подсказывает предпринимателям каким образом им действовать на рынке , т.е. что, как и для кого производить. В любой хозяйственной системе производителю благ необходимо рассчитывать свои издержки и получаемые выгоды. То же самое относится и к потребителю данных благ. Но как же решить такую задачу, если руководитель фирмы или человек, ведущий домашнее хозяйство не могут полностью владеть всей информацией в экономическом пространстве? Конечно же, где то в рамках небольшого первобытном племени или в домашнем хозяйстве Робинзона, живущего на небольшом острове количество доступных ресурсов и варианты их использования невелико и они поддаются учету. Однако, как рассчитать все выгоды и издержки в современных хозяйственных системах, где количество ресурсов и, соответственно, альтернативных способов их использования довольно велико? Ведь вся информация о доступных ресурсах, вкусах и предпочтениях потребителей максимально рассеяна. При таком положении дел лишь механизм колебания цен и альтернативных издержек в состоянии скоординировать экономический выбор. Подобная хозяйственная система названа Ф. А. Хайеком спонтанным (стихийным) порядком, что говорит об эволюционном, независимом от намерения или планов других агентов характере ее возникновения. Данный порядок возник самопроизвольно, по мере развития человеческой цивилизации. Можно сказать, что рынок – это и есть спонтанный порядок .

Но существует и другой метод получения нужной информации о том, что, как и для кого производить, а именно система поручений и приказов, которая идет сверху вниз, от вышестоящего лица или органа к непосредственному исполнителю. Подобная система называется иерархией . Например, к такой системе можно отнести первобытную общину, где вождь решает кому, как, а главное чем заниматься. К иерархии можно также отнести и командно-административную систему, в частности, социализм , где государство само отдавало разные приказы о том, что именно производить, сводило поставщиком и потребителей, распределяло ресурсы. В условиях иерархии функционирует и любая фирма, где ее руководитель отдает различные приказы своим подчиненным. Таким образом, можно сказать, что иерархия основывается не на ценовых сигналах, как в случае со спонтанным порядком, а на власти, в виде руководителя фирмы или центрального органа государства.

В реальности стихийный порядок и иерархия могут сосуществовать друг с другом и экономический выбор людей принимает различные формы координации. Это объясняется наличием трансакционных издержек , которые пронизывают всю сферу хозяйственной жизни общества и с которыми приходится сталкиваться на каждом шагу, даже не подозревая об этом. И то, как именно будет функционировать та или иная система, в виде иерархии или спонтанного порядка, будет зависеть от величины этих самых трансакционных издержек.

Допустим, что в условиях капитализма , или как его называет Ф. Хайек, при «расширенном порядке человеческого сотрудничества », нужно получить информацию о том, что, как и для кого производить. Здесь наиболее дешевым и оптимальным вариантом окажется спонтанный порядок, т.к. собрать всю информацию о доступных ресурсах, предпочтениях и ценах в единый Центр окажется не только трудной, а даже невозможной задачей. Несмотря на это, трансакционные издержки все же существуют, но они гораздо ниже тех, которые были бы в случае прикрепления неким Центром каждого производителя к определенному потребителю в масштабах всей национальной экономики.

Но в пределах фирмы способом, который экономит существующие трансакционные издержки, является иерархия. В фирме работники взаимодействуют между собой не с помощью ценовых сигналов (чем заниматься, что и как производить), а с помощью приказов вышестоящего начальства. Армия тоже устроена как иерархия, где, как всем известно, приказы командиров не обсуждаются. Как иерархия устроены и семьи патриархального типа.

Из всего вышеизложенного следует интересный вывод: оценивать эффективность иерархий или спонтанных порядков нужно не с точки зрения нормативных оценок (хороший или плохой), а с точки зрения экономии существующих трансакционных издержек. Естественно, что это далеко не единственный критерий оценки, но он очень важен и полезен. Теория трансакционных издержек дает нам понять то, почему социалистическая хозяйственная система оказалась неэффективной; почему попытка выстроить общественное производство по образу фирмы оказалась несостоятельной в связи с наличием огромных трансакционных издержек из-за регулирования сферы экономики из Центра. Согласно неоинституциональной теории, идеальное общество, о котором всегда мечтали социалисты-утописты, а также последователи марксизма , должно было бы представлять собой систему с нулевыми трансакционными издержками. Но на деле социалистическая система хозяйства оказалась «перегруженной» трансакционными издержками. Поэтому наивная система социалистической утопии и ее представления о том, что в каком-то одном Центре можно сконцентрировать всю рассеянную в экономике информацию о ценах, доступных ресурсах, предпочтениях, так и осталась утопией, несбывшейся мечтой.

Особая заслуга в развенчании иллюзий о возможности существования общественного хозяйства по типу иерархии у австрийских экономистов-неолибералов Ф. Хайека, Л. Мизеса , российского экономиста Б. Бруцкуса и др.

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает "опережающую события" деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Подхозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен - количество покупателей сокращается.

Рис. 2.1. Тенденции развития хозяйственных систем

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в., когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 2.1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.



Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 2.1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов, безработицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт".

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта (ВНП) решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.

Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в народном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве "общественных" целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой экономическая система?

2. Каковы элементы экономической системы?

3. Что включает в себя хозяйственная система?

4. Каковы типы хозяйственных систем?

5. Какие факторы определяют тип и вид рыночной экономики?