Общая характеристика и структура экономики. Структура национальной экономики. Типы и сущность хозяйственных систем

Общая характеристика и структура экономики. Структура национальной экономики. Типы и сущность хозяйственных систем

Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy -- англ., Volkswirtschaft -- нем., Gospodarka narodowa -- польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте .

Следует различать национальную экономику как науку (научное направление и учебную дисциплину) и как область хозяйственной практики.

Как наука, национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения национальной экономики являются социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта национальной экономики выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрикой, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.

Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика -- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

Суверенитет нации и государства;

Территориальная целостность;

Единство экономического пространства и юридической среды;

Общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

Наличие единого платежного средства -- национальной денежной единицы -- и целостной финансовой системы;

Развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

Эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик (рисунок 1.1).

В организационном плане национальная экономика -- это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане национальная экономика -- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других .

В функциональном плане национальная экономика -- это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане национальная экономика -- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена) .

макроэкономический пропорция национальный система

Рис. 1.1

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

Формами и правами собственности;

Движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

Финансовыми потоками (денежной массы -- наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);

Юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, также системой международных договоров и соглашений).

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.

Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы -- совокупности социально- экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями.

Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально- экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных .

В структуре промышленности основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада, СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергичное проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.

Сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности .

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия .

Виды структуры национальной экономики:
  • экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц — культуру, образование и т.д/ Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция — это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения — это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики , определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • домашнее хозяйство , подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • социальная структура , исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
  • отраслевая структура , предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики — это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
  • территориальная структура , предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики — разделение национальной экономики на различные ;
  • инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • структура внешней торговли , предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера , возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Теории структурных реформ национальной экономики

Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного , под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы.

Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства , его положением в , вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния . На этапе соизмерения существующего состояния экономики и ее желаемого будущего состояния определяется набор конкретной методологии достижения необходимых экономических показателей.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Поэтому источником и разработчиком реформирования является только государство — государственный аппарат.

Программы структурных реформ

Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

В большинстве стран их разработка и реализация связана с потребностью создания необходимых условий для активного и устойчивого экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Обычно они направлены на решение нескольких масштабных экономических проблем .

В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими , например . Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных , которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов , связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Все эти проблемы в процессе структурного реформирования вызвали серьезный банковский кризис в Хорватии и Венгрии.

Вместе с тем способствует выходу банковской системы из кризиса гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности .

Другой особенностью является снижение доверия населения к , так как население переключилось на использование внебанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Итоги структурного реформирования

Как показывает практика, страны с переходным типом экономики, начавшие реализацию структурных реформ, в общем добились значительных экономических результатов на начало 2007 г. В результате положительного влияния высокого спроса со стороны Западной Европы, наметился рост ВВП и общее улучшение экономической ситуации. В целом, реформы существенным образом оказали влияние на национальные экономики развивающихся стран, чему в немалой степени способствовал рост объемов внутреннего рынка и его незаполненность. Наиболее высокие темпы роста иностранных инвестиций наблюдались в Хорватии, Украине, Румынии и Болгарии. На этом фоне инвестиционная активность в России более низкая.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Наметившаяся экономическая стабилизация позволяет сделать вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился , наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия ». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему . Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

  • структурные реформы;
  • приватизацию;
  • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов . Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции . Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики . Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса .

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами , в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства в стране не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей страны покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения страны.

Национальная экономика рассматривается в тесной взаимосвязи с общественным производством. Последнее представлено в двух сферах: производственной и непроизводственной. В первой производят в основном материальные блага. Народнохозяйственными отраслями этой сферы являются: вся промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт, торговля, материально-техническое снабжение и заготовки в части дополнительных издержек обращения.

Непроизводственную сферу формируют другие отрасли народного хозяйства: «здравоохранение, просвещение, транспорт, обслуживание населения, культура и т. п. Продуктами труда этой сферы являются преимущественно духовные блага и отчасти материальные» .

Соотношения между производственной и непроизводственной экономикой в разных странах неодинаковы. В частности, чем больше занято трудоспособного населения в непроизводственной сфере, тем выше уровень развития национальной экономики. Объясняется это следующим обстоятельством. Высокая производительность труда в отраслях и на предприятиях, формирующих производственную сферу, позволяет высвободить рабочую силу для занятости ее в непроизводственной сфере. Это весьма позитивно сказывается на качестве жизни людей, ибо, чем больше их занято в непроизводственной сфере, тем выше уровень обслуживания населения данной страны.

В современной национальной экономике выделяют производственную, социально-бытовую и рыночную инфраструктуру. Производственная инфраструктура обеспечивает эффективную работу всех предприятий независимо от их организационно-правовой структуры. Социально-бытовая инфраструктура призвана удовлетворять многогранные потребности жителей как городских, так и сельских. Рыночная инфраструктура представлена в многочисленных институциональных образованиях, функционирование которых обусловливает бесперебойность взаимодействия слагаемых рыночных механизмов.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как «систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов» .

Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

  • 1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • 2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц - культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция - это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения - это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

  • 1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;
  • 2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной .

Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики. Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы . Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в России можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
  • 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития. Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.
  • 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы. Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли;
  • 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта .

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики России является то, что она сложилась в условиях распада мировой социалистической системы, а затем и СССР привели к резкому снижению объёмов внешней торговли и экономического сотрудничества. Резко уменьшился экспорт вооружения. Но экономические связи со странами ближнего зарубежья имеют иной характер. Казахстан продолжает поставлять в Россию железную руду и уголь. Государства Средней Азии - хлопок, овощи. Беларусь - трактора. В свою очередь, Россия обеспечивает большую часть стран СНГ нефтью, и газом, лесоматериалами. Поставляет туда машины и оборудование. До 1970 годов продолжался процесс индустриализации России. Межотраслевые комплексы - группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга. Производство тракторов относится одновременно и к машиностроению и к аграрно-промышленному комплексу. Растет занятость в непроизводственной сфере.

ГЛАВА 1. Экономика как наука: ее содержание, структура, функции, методы познания. Производственные

Возможности общества

Понятие экономики, ее структура и функции

Понятие «экономика» в современных условиях известно практически каждому еще со школьной скамьи. Это обстоятельство вполне оправдано: экономика является одной из важнейших в числе тех категорий, с которыми в течение всей своей жизни сталкивается человек. Данное утверждение вовсе не основывается на привязанности авторов учебного пособия к избранной специализации – причина в следующем.

Попробуйте ответить на такой вопрос: зачем живет человек? Человек живет для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Возможно, ответ несколько прагматичен, но он действительно таков. Любое действие человека в конечном итоге направлено на удовлетворение собственных потребностей. Однако следует помнить, что потребности у человека могут различаться: они бывают материальными и духовными: например, потребность в пище и потребность в познании (хотя в основе удовлетворения духовных потребностей будет лежать материальная составляющая – чтобы получить удовольствие от любимого литературного произведения, необходимо прочитать книгу). Потребности могут различаться и как утолимые и неутолимые – например, потребность в пище и потребность в самосовершенствовании. Наконец, потребности могут относиться к экономическим (получение материального вознаграждения), социальным (потребность в общении), политическим (участие в выборах) и так далее.

Потребности могут быть классифицированы по различным признакам – их множество, и все они важны. Экономика изучает взаимоотношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Экономика в современном понимании - хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. Как наука экономика изучает функциональные и отраслевые особенности экономических отношений.

Само слово «экономика» появилось в глубокой древности. Принадлежит это слово Аристотелю и происходит от двух греческих слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон). Значение сочетания этих слов - закон ведения хозяйства.

До начала 90-х годов двадцатого столетия в России изучалась не экономика, а политическая экономия . Термин «политическая экономия» появился впервые в 1615 году. Во Франции, в Руане, вышла книга Антуана Монкретьена под названием «Трактат политической экономии». Название составлено из греческих слов: «полис» (город, государство) («политейа» - общественное устройство), ойкос (дом, хозяйство) и номос (закон). На русский язык переводится как «управление домашним (городским, государственным) хозяйством». Политическая экономия возникла как наука о закономерностях. Предмет ее изучения - производственные отношения в их историческом развитии с учетом перспективного направления развития национального хозяйства.


Экономическая теория - современный вариант политической экономии. Эта наука изучает законы, управляющие производством, обменом, потреблением и распределением благ и услуг, рассматривает хозяйственные отношения и механизм их функционирования. Экономическая теория связана со многими социально-экономическими дисциплинами. Она соприкасается с социологией, психологией, историей, статистикой, математикой, бухгалтерским учетом и анализом.

Еще одна наука - Экономикс – получила широкую известность в России в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда на русский язык была переведена работа Кэмпбела Макконнелла и Стенли Брю «Экономикс». Это наука о саморегуляции экономики на основе экономической свободы ее участников, вступающих между собой в экономические отношения при участии рынка. В условиях формирования рыночной экономики в России этот труд стал практически единственным, одновременно пропагандирующим рыночные отношения и детально характеризующим их.

В целом выделяют три группы экономических наук :

Общеметодологические (историко-экономические) науки - изучают основополагающие законы развития; политическая экономия - главная наука; кроме нее, в данную группу входят экономическая история, история экономических учений.

Отраслевые науки - изучают экономику отраслей народного хозяйства (экономика строительства, экономика торговли).

Функциональные (специальные) экономические науки - финансы и кредит, экономика труда, экономическая статистика, бухгалтерский учет.

Прежде чем приступить к изучению любой экономической науки, необходимо научиться различать категории сущности и явления. Сущность отражает глубинные процессы. Явление - то, что выступает на поверхности. Сущность выражается в явлении (сущность является). Явление своей основой имеет сущность (явления существенны). Закон и сущность - категории однопорядковые. В явлениях закон выделяет прочные устойчивые повторяющиеся связи.

Экономические законы - сущность экономических явлений и процессов, необходимая устойчивая повторяющаяся связь и зависимость, присущая экономическим явлениям и процессам.

Экономические законы носят объективный характер. Экономические законы по сравнению с законами природы характеризуются некоторыми особенностями:

¨ экономические законы не могут проявляться без действия людей. Экономические законы вступают в действие только в условиях деятельности людей;

¨ экономические законы недолговечны, Они действуют там и тогда, когда для этого есть условия.

В зависимости от срока действия законы делятся на три группы:

1. Общие экономические законы , действующие при всех формациях, на протяжении всей истории (закон соотношения производственных отношений условию развития производительных сил, закон роста производительности труда).

2. Особенные законы действуют в нескольких формациях или в продолжении длительного времени, но не всей истории существования человечества.

3. Специфические законы - законы, которые действуют на протяжении одной формации, или фазы формации. Иногда выделяют среди специфических законов основной экономический закон, который характеризует главные черты формации, ее сущность.

Структура экономики представлена разделами общих основ экономической теории, микроэкономики, метаэкономики, макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики).

В общих основах экономической теории дается характе­ристика общеэкономических понятий – потребности, блага, услуги, общества, экономики, про­изводства; раскрываются предмет и методы экономики, показывается исторический процесс развития данной науки.

Микроэкономика объясня­ет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне – уровне отдельно взятого предприятия, каким образом фирмы планируют свою деятельность, как покупатели оценивают свои возможности. Микроэкономика раскрывает функции рынка, механизм его существования с учетом взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения.

Метаэкономика исследует деятельность экономических институтов – фондов, бирж, банков. Этот раздел выделяется не всегда – в отдельных случаях его содержание рассматривается в рамках макроэкономики.

Макроэкономика рассматривает экономические процес­сы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном виде такие величины, как на­циональный объем производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Основ­ными макроэкономическими показателями являются нацио­нальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.

Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в масштабах мирового сообщества. Она изучает развитие связей в ми­ровом сообществе, процессы международной экономичес­кой интеграции, современные экономические структуры в международных отношениях, мировой рынок и меха­низм его функционирования, формы международных эко­номических отношений. Важнейшими категориями здесь являются экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, валютные курсы.

Экономика выполняет следующие функции :

¨ методологическую – экономика изучет экономические процессы при помощи определенных методов в строгой логической последовательности;

¨ теоретическую - экономика выявляет суть процессов и явлений;

¨ прагматическую (практическую) – экономика позволяет разрабатывать принципы и методы рационального ведения хозяйства, научно обосновывать экономическую политику;

¨ критическую – экономика осуществляет выявление достижений и недостатков в системе хозяйственных отношений;

¨ прогностическую (прогнозную) – в рамках экономики ведется разработка прогнозов и перспектив общественного развития.

Структура экономики - это, в первую очередь, совокупность определенных пропорций и отношений между различными сферами производства, связей различных элементов внутри системы.

Понятие экономической структуры

Сама экономика, как понятие, представляет собой исторически сложившуюся структуру производства страны. Следовательно, и экономическая система может быть представлена как прочная взаимосвязь различных ее звеньев, которая образовывалась на протяжении длительного времени. Рассматривать такое понятие, как структура современной экономики можно в более узком или же в широком понимании.

В узком смысле - структура экономики представляет собой ничто иное, как взаимосвязь различных отраслей производства, как товаров, так и услуг по своим технологическим и межотраслевым отношениям. В широком же смысле, структура экономики страны помимо производственной взаимосвязи включает в себя различные формы управления, организации и регулирования экономики в целом как на уровне каждого отдельно взятого предприятия, так и на уровне государства в целом.

Вся система подразумевает собой в первую очередь наличие надежной связи между различными элементами, а также максимально возможную устойчивость в случае возможных резких изменений. Основным элементом и сутью всей экономической системы является структура производства.

Структура общественного производства

Ее можно представить в различных соотношениях отдельных элементов.

  • Воспроизводственная. Определяется конкретной пропорцией между производством средств, при помощи которых и осуществляется это производство и товаров народного потребления. А также пропорции между личным потреблением и накоплением средств, и замещение средств, которые были направлены на производство, при использовании ВВП.
  • Отраслевая. Здесь отражаются пропорции соотношения между различными отраслями внутри страны, в том числе и в регионах.
  • Территориальная. Общая система размещения отдельных отраслевых сфер в различных экономических районах страны.
  • Внешнеэкономическая. Представляет собой соотношения отдельных поставок и поступлений продукции различных отраслей. То есть, пропорциональное соотношение экспорта и импорта в другие страны.

Внешнеэкономическая направленность структуры экономики

Особенности структуры экономики и ее различные проблемы играют немаловажную роль во внешнеэкономической деятельности, особенно ввиду условий рыночной экономики. Структура секторов экономики будет включать в себя:

  • Организационно-экономический сектор. Здесь представлены различные взаимоотношения между отдельными организационными формами производства.
  • Производственно-технологический сектор. Он включает в себя организацию производственных сил, то есть соотношения между различными сферами производства, например: материального и сферы услуг, различных видов промышленности и сельского хозяйства, между производством средств и инструментов, при помощи которых осуществляется производство и товарами народного потребления, добывающей сферы и обрабатывающей.

А также этот сектор можно охарактеризовать наличием отдельных наукоемких отраслей производства, имеющих важное влияние на экономику. Это отрасли, имеющие медленный оборот капитала (к ним можно отнести производство различных средств передвижения, обороны и прочих, например, судостроение или ракетостроение) и имеющие быстрый оборот капитала (это преимущественно товары широкого потребления, сфера производства продуктов питания, в том числе и агропромышленное производство, сфера услуг).

Развитие экономической системы

Вся рыночная структура экономики России, чтобы утвердить свою собственную систему, нуждается во множестве отдельных компонентов. В частности, это наличие многообразия отдельных форм собственности средств производства, это отсутствие монополий в отдельных сферах экономики, тщательная перестройка всей организационной системы, а также создание конкурентной среды, то есть наличие достаточно большого количества различных производителей.

Все эти меры и компоненты послужат преобразованию производственно-технологического сектора экономической структуры. Поскольку послужит толчком к развитию наукоемких технологий производства, а также выступить в приоритете развитие потребительская сфера экономической системы. Таким образом, обеспечится развитие легкой промышленности, сельского хозяйства и сферы социальных услуг. В то же время, развитие этих отраслей вовсе не исключает развития и тяжелой промышленности. Поскольку именно эта отрасль является фундаментальной для всей экономической системы, в том числе - и для развития легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства и сферы различных услуг. Согласно научным исследованиям, структура экономики страны должна содержать в себе следующие пропорции: 45-50% должны приходиться на долю тяжелой промышленности, а 50-55% - на производство товаров народного потребления.

Влияние кризисных ситуаций на развитие экономики

Изменения структуры экономики происходят регулярно, ввиду ее динамичной характеристики. Вторая половина XX века была охарактеризована глубоким кризисом экономической структуры в большинстве стран мира. Это произошло ввиду активно развивающегося научно-технического прогресса. Поскольку потребовался достаточно быстрый переход от существующей экономической системы к более совершенной, ориентированной в большей степени на социально-экономическую сферу. Структурный же кризис в настоящее время обуславливается необходимостью перехода с индустриализационного периода к постиндустриализационному.

Основой любых изменений в реформировании структуры экономики в период постиндустриализации выступает в приоритете смена отдельных компонентов сферы услуг на материальные (это, в первую очередь, информационное и программное обеспечение). А также преобразование отраслевой экономической сферы в межотраслевые комплексы, направленное в первую очередь на качественное улучшение и перераспределение сил внутри этих комплексов с целью обеспечения качественно более высокого уровня производства (использование новых технологий и информации при сельскохозяйственном производстве, сфере услуг и других отраслей).

Также можно отметить различные изменения в структуре материального производства. Конкретно можно выделить изменение процентного соотношения в производстве добывающей, обрабатывающей и сырьевой промышленности. Поскольку был осуществлен в настоящее время очень резкий и стремительный переход к использованию ресурсосберегающих технологий. А ввиду увеличения роли наукоемких и высокоинтеллектуальных технологий увеличилась - и потребность в более квалифицированной рабочей силе, а также использование более совершенных технологий производства.

Также в большинстве высокоразвитых стран можно отметить стремительный рост значимости сферы услуг в общей производственной системе страны. Этот рост можно охарактеризовать как закономерный, поскольку он является результатом повышения общего уровня развития производительности, при этом как в области производственных сил, так и в сфере труда. Поскольку ввиду роста этих показателей количество работников материальной сферы сокращается, при этом производства различных благ не только не снижается, но и имеет достаточное количество для экспорта в другие страны. А так как сокращается потребность рабочих в области материального производства, то соответственно будет наблюдаться их увеличение в нематериальной сфере.

Преодоление структурного кризиса

Поскольку в период активного развития технологического прогресса и общего хода научно-технической революции получили широкое развитие и производственные силы. Одновременно с этим можно наблюдать высокий уровень монополизации различных сфер производства. Все это порождает необходимость государственного вмешательства в процесс перестройки общей структуры экономики. Производится это путем разработки, как на государственном, так и на внешнем уровне отдельных целевых программ, направленных на развитие и усовершенствование отдельных отраслей и регионов.

Сам же по себе структурный кризис имеет тенденцию к росту после периода активного спада. Для обеспечения такого перехода необходимо организовать необходимую базу, представляющую собой определенную государственную стратегию. Цель же любой трансформации структуры экономики страны является активное и непрерывное развитие производственной мощи и сил общества, а также грамотное распределение с точки зрения конкретной экономической системы все отраслей, сфер и компонентов экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш