Перечислить факторы размещения производительных сил. Факторы размещения производственных сил

Перечислить факторы размещения производительных сил. Факторы размещения производственных сил


1. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной? 2. В каких регионах мира сохранилась доиндустриальная структура экономики? Где формируется постиндустриальная? 3. Как НТР влияет на отраслевую структуру Мирового хозяйства? 4. Варианты моделей Мирового хозяйства. 5. Чем различается территориальная структура хозяйства в развитых и развивающихся странах? 6. В чём заключается региональная политика? Повторение Повторение




Чем больше размеры территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. ФАКТОР ТЕРРИТОРИИ. Примеры стран имеющих большие территории: Россия, Канада, Бразилия, Австралия, США, Китай. Индия.


Для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. В наше время в добывающей промышленности наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями. ПРИРОДНО- РЕСУРСНЫЙ




До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Но в эпоху НТР значительно уменьшились транспортные затраты, при том, что транспортный фактор продолжал оказывать значительное влияние на размещение производства особенно в больших по территории странах. ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКТОР


В эпоху НТР влияние этого фактора проявляется двояко: - в первом случае, в промышленность, непроизводственную сферу привлекается рабочая сила из других стран. Страны Западной Европы – главные центры притяжения трудовых ресурсов из других стран. - во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. Регионы Восточной и юго- восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы, США. ФАКТОР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ


В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки». Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация центров научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их. ФАКТОР НАУКОЕМКОСТИ


Недостаток тepритории, воды, растущие pacxoды на очистку промышленных стоков и выбросов, общее yxyдшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть «грязных» производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР


Города науки Города науки Т е х н о п а р к (научный, исследовательский, технологический парк) - агломерация наукоемких фирм, группирующаяся вокpyг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу «наука предпринимательство». Т е х н о п о л и с специально построенный комплексный научно- производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.


Сгруппируйте факторы размещения производительных сил на новые и старые, найдите их воздействие Факторы Ответы Воздействие фактора на размещение производительных сил 1. Территория 2. ЭГП 3. Природно- ресурсный 4. Транспортный 5. Наукоемкость 6. Трудовые ресурсы 7. Экологический 8. Территориальная концентрация А) Способствует территориальной концентрации производства. Б) Способствует территориальному распределению производства. В) Способствует формированию промышленных центров, узлов и районов. Г) Способствует сдвигу производства к морю. Д) Увеличивает тяготение к большим городам и городским агломерациям. Е) Ограничивает концентрацию производства и населения. Ж) Способствует освоению новых районов.


ОТВЕТЫ Старые факторы Выб ор Воздействие фактора на размещение производительных сил Новые факторы Вы- бор 1. ТерриторияБА) Способствует территориальной концентрации производства. Б) Способствует территориальному распределению производства. В) Способствует формированию промышленных центров, узлов и районов. Г) Способствует сдвигу производства к морю. Д) Увеличивает тяготение к большим городам и городским агломерациям. Е) Ограничивает концентрацию производства и населения. Ж) Способствует освоению новых районов. 1. Наукоемкость А 2. ЭГПГ2. Экологический Е 3. Природно- ресурсный Ж 4. ТранспортныйБ 5. Трудовые ресурсы Д 6. Территориальная концентрация В

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факторы размещения производительных сил (производства) -- совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов. Факторы размещения производительных сил опосредствуют действие принципов размещения производительных сил.

К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.

Условия и факторы взаимосвязаны и оказывают непосредственное или косвенное влияние на развитие и размещение отдельных предприятий, отраслей, территориальную организацию хозяйства отдельных регионов.

Различают следующие группы факторов:

Природные, к которым относят количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств.

Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.

Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.

Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.

К ним относят:

Энергетический фактор

Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7-10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1-3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.

Водный фактор производственный агроклиматический технический

Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1-2% до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.

Трудовой фактор производственный агроклиматический ресурс

Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.

Земельный фактор

Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.

Сырьевой фактор

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на
1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.

Транспортный фактор

Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой -- от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 -- к районам и местам потребления готовой продукции.

Агроклиматические условия

Агроклиматические условия играют определяющую роль в размещении сельскохозяйственной деятельности населения. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики России напрямую связана с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с требованиями различных культурных растений к их факторам жизни и имеет значительные региональные различия.

Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.

Особенности общественно-исторического развития. К ним относят: характер общественных отношений, особенности современного этапа развития государства, стабильность экономической и политической системы, совершенство законодательной базы и др.

Последние десятилетия ознаменовались заметным изменением роли факторов размещения производительных сил в развитой рыночной среде. Так, процесс сайентификации (синтез науки с производством) обусловили выдвижение на передовые позиции в размещении промышленности потенциальных возможностей налаживания тесных связей по линии кооперирования и тяготения промышленных предприятий к крупнейшим научным центрам. Однако в силу чрезвычайно высокой топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкости российской экономики, специфики отраслевой структуры ее хозяйства и гигантских континентальных пространств новые факторы размещения производительных сил в нашей стране пока еще не приобрели такого большого значения, как в развитых постиндустриальных странах.

Из всего многообразия факторов размещения хозяйства одни из них свойственны многим отраслям производственного комплекса (например, тяготение к потребителю) и непроизводственной сферы, другие присущи лишь какой-то одной отрасли или группе отраслей (тяготение к рекреационным ресурсам).

Однако каждая отрасль хозяйства имеет свойственный именно ей набор факторов ее размещения. Причем даже общие с другими отраслями факторы в каждом конкретном случае проявляются с различной силой, и если для одних отраслей какой-либо фактор оказывает решающее воздействие на размещение отрасли, то в другой отрасли он имеет второстепенное значение.

Таким образом:

для каждой отрасли хозяйства характерен свой набор и сочетание факторов ее размещения;

сочетание и роль отдельных факторов размещения хозяйства на определенной территории зависит от отраслевой структуры хозяйства страны или региона.

Вместе с тем для большинства отраслей непроизводственной сферы потребительская ориентация является важнейшим фактором их размещения. И чем выше доля отраслей непроизводственной сферы в хозяйственном комплексе страны или региона, тем большую роль в размещении хозяйства играет тяготение к потребителю. Поскольку отраслевая структура большинства стран мира эволюционирует по пути увеличения доли отраслей непроизводственной сферы и уменьшения производственной сферы, можно констатировать, что возрастание роли потребительского фактора в размещении хозяйства является общемировой тенденцией.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Закономерности размещения производительных сил как наиболее общие отношения между производительными силами и территорией. Принципы и критерии оценки эффективности и рациональности размещения производственных сил, основные факторы данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Определенные закономерности в размещении производительных сил. Взаимодействие законов общественного развития на определенном историческом этапе. Пространственное распределение производства в период экономического развития страны.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Региональная характеристика Дальневосточного федерального округа с точки зрения принципов районирования, размещения производительных сил, значения в экономике страны, перспектив развития. Основные составляющие природно-ресурсного потенциала округа.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2015

    Важнейшие принципы размещения и развития производительных сил, которыми руководствуются при разрешении вопросов пространственного распределения предприятий и отраслей. Оценка уровня развития и размещения продуктивных сил в Украине на современном этапе.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2009

    Методические подходы к исследованию размещения производства. Методы выявления и анализ факторов рациональной организации и размещения машиностроительного комплекса на территории Свердловской области. Оценка основных проблем и перспектив развития рынка.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Факторы производства - ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Группы факторов производства - труд, природные ресурсы, капитал и предпринимательство. Производственная функция показывает взаимосвязь факторов производства между собой.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2008

    Понятие экономических ресурсов (факторов производства), их основные свойства. Ресурсы в экономике и их классификация. Время, информация и технологии как экономические ресурсы. Сущность использования экономических ресурсов, принцип их ограниченности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Производственные отношения как форма развития производительных сил. Экономические категории; реализация отношений собственности на средства производства. Признаки и экономические функции государства. Деньги как товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

    презентация , добавлен 03.01.2014

    Производство, распределение, обмен и потребление экономических благ. Участники экономического процесса. Личные, коллективные и общественные экономические интересы. Социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические отношения.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Оптимальное размещение бензоколонки с наименьшим суммарным пробегом до нее. Решение задачи итерации с применением метода подстановки. Оптимальный вариант размера производственной мощности машиностроительного завода. Расчет минимума приведенных затрат.

Влияние транспорта на размещение производительных сил. Закономерности, принципы, факторы размещения производства.

Роль транспорта сводится не только к перемещению сырья, топлива и т.д. к потребителю, он также оказывает влияние на продолжительность производственного цикла, формирование запасов сырья и готовой продукции. Транспорт осуществляет связи между отраслями национальной экономики, а также внутри них, между населœенными пунктами и городами.

При избыточной мощности транспорта государство несет потери от содержания неиспользуемых транспортных средств и его трудовых ресурсов. При недостаточном использовании транспорта – сдерживается производство и товарооборот.

Основное назначение транспорта состоит в его влиянии на размещение предприятий и населœения. В случае если транспорт развивается недостаточно хорошо, то прибытие населœения в эти районы сдерживается.

Сегодня опираясь на новый тип хозяйственных связей (договорно-заказной) между отраслями на предприятии, от транспорта требуется не только количественное исполнение плана, а:

1) регулярность доставки грузов в определœенные пункты назначения;

2) определœенная номенклатура груза и его качество, в точно установленные сроки.

Транспорт удорожает продукцию в местах ее потребления на величину транспортных издержек, отсюда при конкретном размещении предприятия крайне важно учитывать: общие потребности в перевозках; объёмы исходных материалов и готовой продукции; обеспеченность транспортными путями; пропускная и провозная способность.

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определœенные закономерности в размещении производительных сил. Οʜᴎ формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определœенном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Важно заметить, что для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населœения. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всœей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка:

♦ рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

♦ комплексное развитие хозяйства экономических районов, всœех субъектов федерации;

♦ рациональное территориальное разделœение труда между регионами и в пределах их территорий;

♦ выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всœемерную экономию затрат па производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всœех стадий производства, вплоть до готового продукта. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние па размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с се огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. По этой причине одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических - к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства является кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населœения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры.

Рациональное территориальное разделœение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики, так как регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. По этой причине каждый регион может формировать свою, присущую только ему, рыночную специализацию экономики и на базе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.

Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий по и страны в целом.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют из себяосновные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моделœей развития рыночной экономики в отдельных странах. В современном размещении производительных сил на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

♦ приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

♦ первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

♦ оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

♦ использование экономических выгод международного разделœения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга - экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта͵ группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми принято понимать системы расселœения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

Влияние транспорта на размещение производительных сил. Закономерности, принципы, факторы размещения производства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Влияние транспорта на размещение производительных сил. Закономерности, принципы, факторы размещения производства." 2017, 2018.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных регионов.

Факторы размещения производительных сил – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развитии хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономии.

Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштабов является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Экономия, связанная с местом расположения, или локализационная называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы как для нормального функционирования производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

- производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население. Она представлена такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

Все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

Современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

Уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется, наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или общественными организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Факторы размещения производительных сил.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТМК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы рассеяния, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играет экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов. Вместе с тем для данной отрасли важен также транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того ли иного ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией. Анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурсов к сырьевой базе.

Еще более сложную совокупность факторов представляет размещение отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь сочетаются факторы: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный т.д.

В современной экономической литературе в зависимости от различной ориентации на тот или иной фактор принято классифицировать отрасли обрабатывающей промышленности следующим образом: обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации, обрабатывающие отрасли топливной ориентации, энергетической, топливно-энергетической, водопотребительской, потребительской ориентации, а также обрабатывающее отрасли с ориентацией на наличие трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров.

Из группы природных факторов большое влияние на размещение производства оказывает водный фактор. Он часто выступает в единстве с энергетическим фактором.

Развитие сельского хозяйства и размещение его отраслей наряду с водным фактором обуславливает земельный фактор.

Большое влияние на рациональное размещение производительных размещение производительных сил оказывает демографические факторы. При размещении отдельных предприятий отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

В связи с ростом производства в восточных районах страны острым дефицитом в них трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров, ставятся задачи всемерной интенсификации производства, ускорения подготовки квалифицированных кадров и привлечения на новые стройки трудовых ресурсов из европейских районов страны.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни горда деревни, всемерное развитие жилищного строительства других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т.е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.

Транспортный фактор грает большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс, представляющий непрерывный процесс развития науки, техники технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность МТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных следований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производтельности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.

В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п.

В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию