Булатов экономическая теория. Экономические законы и принципы. Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели

Булатов экономическая теория. Экономические законы и принципы. Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели

под редакцией доктора

экономических наук

профессора А. С.. Булатова

Москва 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Курс экономической теории является базовым для экономического образования, с него начинается обучение студентов всех экономических специальностей. Учебник «Экономика», подготовленный коллективом авторов под руководством д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова, выпускается третьим изданием (первое в 1994 г.). Он пользуется большой популярностью как у студентов, так.и у преподавателей вузов.

Третье, переработанное и дополненное издание учебника сохранило структуру и подходы, заложенные в предыдущих изданиях. Учебник состоит из пяти разделов («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «Мировая экономика»). По сравнению с предыдущими изданиями расширен раздел «Основы экономической теории» и теоретические аспекты большинства глав, отражены изменения в экономической жизни России и мира в целом. Методический аппарат учебника (дробная структура текста, выводы по главам, термины и понятия, глоссарий) упрощают и организуют самостоятельную работу студентов.

Учебник базируется на примерах и статистике, взятых преимущественно из российской хозяйственной жизни. Большое внимание в нем уделяется наиболее острым для России вопросам экономической теории и практики: роли государства в переходной экономике, хозяйственным реформам переходного периода, особой роли внешнеэкономической деятельности в этот период и т.д. Поэтому он будет интересен самым широким слоям читателей: и тем, кто только начал изучать экономическую науку, и тем, кто ее изучал, причем не только в учебных заведениях, но и на практике.

Ответственный редактор А. Булатов

Москва, август 1999 г.

ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира преимущественно на греко-латинский манер - экономике.

Понятие и задачи экономической теории

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах?

2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?

3. Для кого производить блага? 1

1 См.: Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д- Экономика / Пер. с англ. М., 1997: С. 49-50.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Большей частью экономическая теория объясняет , как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории - позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990-1998 гг. сократился более чем на 45%.

В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предлагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая политика и ее цели

На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т.д.

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того , какие из них превращаются (могут превратиться) в «наболевшие».

Микро- и макроэкономика

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros - малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкомический анализ, или макроэкономика (от греч. makros - большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке - это микроэкономика. Анализ общего выпуска вех видов продукции и ее реализации в стране и в мире - это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

Экономические законы и принципы

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе). Как писал один из главных создателей экономике Альфред Маршалл в своем знаменитом учебнике «Принципы экономической науки» (1890), закон - «это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий»".

" Маршалл А. Принципы экономической науки. /Пер. с англ. В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 89.

При этом он одновременно подчеркивал, что экономические законы (принципы), как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных естественных наук. Они являются скорее тенденциями , чем жесткими правилами.

Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения. Если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоремой.

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории - наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотя концепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной и проверенной идеей).

Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моделями. При этом не следует забывать, что как схемы беднее жизни, так и экономические модели беднее хозяйственной жизни, хотя и призваны ее отражать. Обычно они не могут использовать все богатство жизни и поэтому используют допущения.

Направления и школы в экономической теории

Если у заметной части экономистов на протяжении долгого периода времени есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, то их (точнее, взгляды этих экономистов) называют направлением, иногда подразделяя последнее на отдельные школы . Часто эти направления также называют теориями (неоклассической, неолиберальной, неокейнсианской, институциональной, марксистской), т.е. термин «теория» применяется здесь в узком значении в отличие от предыдущего, широкого значения.

Добавим, что в современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы «смесью» указанных направлений, используя прежде всего те их теории, которые актуальны и хорошо срабатывают в настоящее время. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая хотя и является «смесью», но прежде всего на базе неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют термин неоклассический синтез . В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов, а также из-за абсолютной монополии марксизма в экономической теории в России на протяжении большей части ХХв.

Наконец, в самом широком значении термин «теория» применяется ко всей совокупности гипотез, теорем, теорий, концепций и моделей, направлений. В этом значении он подразумевает всю экономическую теорию как науку.

Допущения

В экономической теории трудно обойтись без допущений. Экономическая теория, как всякая теория, не может отразить все богатство жизни и поэтому построена на допущениях, которые упрощают представление о реальной хозяйственной жизни. Но в то же время эти допущения позволяют лучше понять суть многих теоретических положений и хозяйственной жизни в целом. Так, экономисты обычно допускают, что потребители в пределах своих.доходов (так называемых потребительских бюджетов) стремятся максимизировать свое удовлетворение. Действительно, такое поведение типично для большинства потребителей.

Одним из наиболее распространенных является допущение «при прочих равных условиях» (лат. - ceteris paribus). Оно подразумевает, что при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными. Так, если рассматривается воздействие снижения цен на объем продаж товара, то подразумевается, что качество товара, запросы покупателя и все прочее остается неизменным.

Допущения часто позволяют лучше очертить границы явления. Так, в экономике распространены допущения «в краткосрочном периоде» и «в долгосрочном периоде» (или «в краткосрочной перспективе» и в «долгосрочной перспективе»), которые дают возможность по-разному взглянуть на экономическое явление и даже принять решение в зависимости от того, какой период времени рассматривается. Например, в краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки и тем не менее не закрываться, так как причины ее убытков могут носить временный, краткосрочный характер. В долгосрочном периоде наличие убытков ведет к закрытию, банкротству фирмы.

Методы

В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров , мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков -графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линейной зависимости; б - график прямой линейной зависимости; в - график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не , но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: Mv = РТ, где М - объем денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в те: случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете) сложной системой уравнений.

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Экономические системы и их сущность


  1. 1. Типы и модели экономических систем

  2. 2. Российская модель переходной экономики
Глава 2. Экономические потребности, блага и ресурсы

  1. 1. Экономические потребности и блага

  2. 2. Экономические ресурсы

  3. 3. Производственные возможности. Предельные величины

  4. 4. Экономическая эффективность

  5. 5. Разделение труда, специализация и обмен
Глава 3. Экономические агенты. Собственность и доходы

  1. 1. Экономические агенты

  2. 2. Собственность

  3. 3. Доходы и их виды. Прибыль
Глава 4. Экономический кругооборот

  1. 1. Производство, обмен и распределение

  2. 2. Потребление, сбережение, инвестиции

  3. 3. Кругооборот товаров и услуг
Глава 5. Рынок

  1. 1. Сущность и условия возникновения рынка

  2. 2. Виды рынков и их структура

  3. 3. Функции рынка

  4. 4. Конкуренция

  5. 6. Несовершенства рынка

Глава 6. Спрос, предложение, цена


  1. 1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара

  2. 2. Спрос, предложение, рыночная цена
Глава 7. Современные направления и школы экономической теории

  1. 1. Развитие и преемственность экономической науки

  2. 2. Неоклассическая теория

  3. 3. Институционализм

  4. 4. Кейнсианство

  5. 5. Монетаризм

  6. 6. Экономика предложения

  7. 7. Неолиберализм

  8. 8. Марксистская теория

  9. 9. Теоретические разработки экономистов России

Экономика

Издание 3-е, переработанное и дополненное

Учебник

под редакцией доктора

экономических наук

профессора А. С.. Булатова

Ю Р ИСТЪ

Москва 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Курс экономической теории является базовым для экономического образования, с него начинается обучение студентов всехэкономических специальностей. Учебник «Экономика», подготовленный коллективом авторов под руководством д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова, выпускается третьим изданием (первое в 1994 г.). Он пользуется большой популярностью как у студентов, так.и у преподавателей вузов.

Третье, переработанное и дополненное издание учебника сохранило структуру и подходы, заложенные в предыдущих изданиях. Учебник состоит из пяти разделов («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «Мировая экономика»). По сравнению с предыдущими изданиями расширен раздел «Основы экономической теории» и теоретические аспекты большинства глав, отражены изменения в экономической жизни России и мира в целом. Методический аппарат учебника (дробная структура текста, выводы по главам, термины и понятия, глоссарий) упрощают и организуют самостоятельную работу студентов.

Учебник базируется на примерах и статистике, взятых преимущественно из российской хозяйственной жизни. Большое внимание в нем уделяется наиболее острым для России вопросам экономической теории и практики: роли государства в переходной экономике, хозяйственным реформам переходного периода, особой роли внешнеэкономической деятельности в этот период и т.д. Поэтому он будет интересен самым широким слоям читателей: и тем, кто только начал изучать экономическую науку, и тем, кто ее изучал, причем не только в учебных заведениях, но и на практике.

Ответственный редактор А. Булатов

Москва, август 1999 г.

ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира преимущественно на греко-латинский манер - экономике.

Понятие и задачи экономической теории

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах?

2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?

3. Для кого производить блага? 1




1 См.: Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д- Экономика / Пер. с англ. М., 1997 : С. 49-50.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории - позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990-1998 гг. сократился более чем на 45%.

В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предлагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая политика и ее цели

На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т.д.

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того, какие из них превращаются (могут превратиться) в «наболевшие».

Микро- и макроэкономика

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros - малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкомический анализ, или макроэкономика (от греч. makros - большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке - это микроэкономика. Анализ общего выпуска вех видов продукции и ее реализации в стране и в мире - этомакроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственнуюсреду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 15.

6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изда­
тельство СПбГУЭФ, 1997. -Гл. 12, 13, 14.

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. -М.:
Изд-во «Экзамен», 2003. - Гл. 15.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылев С, Стеценко А. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг //
Вестник московского университета. - Сер. 6. Экономика. - 2000. - № 1.

2. Буер А., Порунов А. Налог на добычу полезных ископаемых и рекультивация зе­
мель // Вопросы экономики. - 2003. - № 7.

4. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблем­

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. -СПб.: Изда­
тельство СПбГУЭФ, 1996 . - Гл. 5.

6. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб.: Авто-
комп, 1992.- Гл. 11.

7. Кирдина С. Институт земельной собственности в России // Вопросы экономики. -
2003. -№10.

8. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: ДИС,
1997. - Гл. 56.

9. Маркс К. Капитал. Т. 3. Гл. 38-39 // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.25.

10. Папенов К., Мелехин Е. Совершенствование экономического механизма недро­
пользования // Вестник московского университета. - Сер. 6. Экономика. - 2002.

11. Силаев А. Система платного недропользования // Экономист. - 2000. - № 3.

12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. - М.:
Финансы и статистика, 1992. - Т.2. - Гл. 15.

ТЕМА 14. ФИРМА КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ ЗАНЯТИЕ 1

1. Природа фирмы. Спонтанный порядок и иерархия в рыночной экономике.

2. Трансакционные издержки.

3. Основные типы организации предприятий.

4. Индивидуальные предприятия и товарищества как формы организации малого


ЗАНЯТИЕ 2

1. Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса. Акционерные
общества в экономике России. Проблема эффективного собственника.

2. (э) Объединения предприятий. Финансово-промышленные группы в России.

3. (э) История фирмы в России.

ЗАНЯТИЕ 3

1. Ценные бумаги и фондовый рынок.

2. (э) История фондового рынка России и его современное состояние.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А. Г. Грязно­
вой, А. Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2004. - Гл. 14, 15.

2. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. - Спб.:
Экономическая школа, 2003. - Т. 1. - Гл. 6.

3. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Кисе­
левой. - Киров: «АСА», 2002. - Гл. 9.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х
томах / Пер. с англ. 13-го изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Т. 1. -Гл. 7.

5. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-
М, 2002. - Гл. 6.

6. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 8.

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.:
Изд-во «Экзамен», 2003. - Гл. 11.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмеду ев А. Управление государственными унитарными предприятиями // Вопро­
сы экономики. - 2003. - № 7.

2. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблем­
ными ситуациями / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2004.

3. Данилов Ю. Новая роль фондового рынка в России // Вопросы экономики. - 2003.

4. Дементьев В., Авдашева С. Тенденции эволюции официальных финансово-
промышленных групп в 2000-2001 годах // Российский экономический журнал. -
2002. - №3.

5. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. -
2002.- №10.

6. Коуз Р.Г. Институциональная структура производства. Лекция лауреата Нобелев­
ской премии // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. Экономика.

7. Красилъников О. Еще раз к критике теоремы Коуза // Вопросы экономики. -2002.
-№3.

8. Куртов Д. Предпринимательская ответственность и эффективность функциониро­
вания предприятия // МЭиМО. - 2002. - № 4.

9. Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж // Вопросы эконо-


мики.- 1999. - № 10.

10. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие
// Теория фирмы. - СПб.: Экономическая школа, 1995.

11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование эконо­
мики. - М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.

12. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической
науке // Вопросы экономики. - 2002. - № 1.

13. Сухарев О. Концепция экономической дисфункции и эволюция фирмы // Вопросы
экономики. - 2002. - № 10.

14. Третъяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций). Лекция 5.
Фирма как субъект отраслевого рынка // Российский экономический журнал. -
2002. - № 1-2.

15. Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. - 2000. - № 5.


Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада и т.п. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме.

Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент чита­ет произведение и делает пометки на полях, выделяя таким образом наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логиче­ских схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Например, ес­ли рассуждения автора представляют достаточно сложную и длинную цепочку, то в конспекте может появиться запись: «Из А следует В, а из В С, следовательно, С яв­ляется прямым следствием А». Наиболее важные положения изучаемой работы (оп­ределения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).

Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписыва­ние произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выво­дов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме. Чтобы полностью скопировать работу, достаточно нажать кнопку «печать», но счи­таться конспектом такое ее воспроизведение не будет.

Существует несколько форм ведения записей: план (простой или разверну­тый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).

План. Это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует луч­шей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае по­лучается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цити­рования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки. Это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного ма­териала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении факти­ческого материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при состав­лении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократ­ное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Со­вершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

Тезисы. Это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность - утвердительный характер. Другими словами, для авто­ра этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный харак­тер.

Аннотация. Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Со-


ставляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произве­дения.

Резюме. Краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее об­щие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Конспект. Небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выде­ляется самое основное, существенное. Основные требования - краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление кон­спекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект - это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектиро­вание способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого мате­риала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен кон­кретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с рас­положением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу бе­рется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого ма­териала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фа­милию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее изда­ния. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.

В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их зна­чимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам.

При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и су­меть на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискусси­онные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Рабочие тетради по микроэкономике представляют собой методические мате­риалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с ними ведет­ся дома, а затем наиболее важные для усвоения курса проблемы по усмотрению пре­подавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило, это в пер­вую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере надобности может также проводиться общая проверка тетрадей. Студентам рекомендуется обра­щаться к преподавателю по всем вопросам, вызвавшим затруднения или несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями.

Каждая тема состоит из трех разделов.

Раздел «Логика курса» призван выработать навыки корректного экономиче­ского мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и уста­новления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

Раздел «Тесты» предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая свои решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по ко­торым определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что сре­ди тестов могут встречаться «неправильные», в которых верным не является ни один из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов. Помните, что ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ. Оставлен­ное свободное место позволяет прокомментировать избранное решение. Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях (ни один из предусмотренных в тесте вари­антов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и др.).

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствую­щую работу. Рекомендуемый размер эссе - 2-3 машинописных страницы. Цель на­писания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спор­ные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть прак­тической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие ас­пекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они иг­рают роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристалли­зоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем про­анализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан прово-кативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положи­тельный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придержи­ваться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advocate diabolo («адвокат дьяво-


ла»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен по­пытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «ад­воката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максималь­но сильной и убедительной.

Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами пер­вичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во мно­гих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интере­сов.

Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопос­тавить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источ­ники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжа­тый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

Помимо заранее запланированных тем студент может самостоятельно предло­жить проблему для обсуждения написать эссе на свободную тему. Наиболее высоко будут оцениваться эссе на реальном российском материале. Лучшие из них будут включены (с указанием имени автора) в готовящуюся хрестоматию «Теория микроэкономики в российских примерах». К свободному эссе предъявляются сле­дующие требования:

1. Свободное эссе должно описывать особенности реализации какой-либо
теоретической закономерности в России. В качестве образца выбора подобных про­
блем можно использовать врезки «Из российской практики» в учебнике: Микроэко­
номика. Теория и российская практика / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. -
М.: КНОРУС, 2004.

2. Эссе начинается названием, отражающим суть ситуации, и подзаголовком,
прямо указывающим на иллюстрируемую примером теоретическую закономерность.
Например: «Кому принадлежит марка водки «Столичная»? (Особенности реализации
пучка прав собственности применительно к интеллектуальной собственности)».

3. Обязательно необходимо наличие интриги какой-либо острой, быть мо­
жет, сенсационной проблемы, сложившейся в деятельности фирм, государства, насе­
ления и ее разрешения (или, наоборот, неразрешения) в современных российских ус­
ловиях. Обратите особое внимание на случаи крупных успехов (или поражений) рос­
сийских фирм, на наиболее активно обсуждаемые в обществе (на телевидении, в
прессе) проблемы. Найдите их связь с фундаментальными положениями теории и
сделайте эту связь понятной читателю.

4. Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обя­
зательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана
соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.). Если, по мнению преподавате­
ля, эссе достойно включения в хрестоматию (окончательное решение принимает ред­
коллегия), студент должен быть готов передать оригинал исходной информации (ста­
тью, копию веб-страницы и пр.).

В хрестоматию также могут быть включены эссе, иллюстрирующие реальными


примерами запланированные темы. Например, вместо собственных рассуждений на тему «Объективно ли экономическое знание?» (эссе 1В) студент может привести не­сколько трактовок одной и той же проблемы разными заинтересованными сторонами. Скажем, пересказать различающиеся мнения экспортеров нефти и производителей автомобилей по поводу оптимального обменного курса рубля. Возможное название такого эссе: «Сколько должен стоить рубль? (групповые интересы и нормативная сторона экономической теории).

Для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7). 4. Метод экономической теории Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта...

На нелинейных и неустойчивых процессах, характеризующих поведение некоторых экономико-математических моделей . Отметим, что количество исследований, применяющих синергетическую парадигму, резко возросло за последние годы. Похоже, что экономическая наука прошла своеобразную "точку бифуркации" и стремительно осваивает новый гносеологический подход. В этом плане заслуживают внимания работы Е.А. ...

Экономика

Издание 3-е, переработанное и дополненное

под редакцией доктора экономических наук профессора А. С.. Булатова

Ю Р ИСТЪ Москва 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Курс экономической теории является базовым для экономического образования, с него начинается обучение студентов всех экономических специальностей. Учебник «Экономика»,

Третье, переработанное и дополненное издание учебника сохранило структуру и подходы, заложенные в предыдущих изданиях. Учебник состоит из пяти разделов («Основ ы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «Мировая экономика»). По сравнению с предыдущими изданиями расширен раздел «Основы экономической теории» и теоретические аспекты большинства глав, отражены изменения в экономической жизни России и мира в целом. Методический аппарат учебника (дробная структура текста, выводы по главам, термины и понятия, глоссарий) упрощают и организуют самостоятельную работу студентов.

Учебник базируется на примерах и статистике, взятых преимущественно из российской хозяйственной жизни. Большое внимание в нем уделяется наиболее острым для России вопросам экономической теории и практики: роли государства в переходной экономике, хозяйственным реформам переходного периода, особой роли внешнеэкономической деятельности в этот период и т.д. Поэтому он будет интересен самым широким слоям читателей: и тем, кто только начал изучать экономическую науку, и тем, кто ее изучал, причем не только в учебных заведениях, но и на практике.

Ответственный редактор А. Булатов Москва, август 1999 г.

ВВЕДЕНИЕ

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира преимущественно на греко-латинский манер - экономике.

Понятие и задачи экономической теории

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь - это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах?

2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?

3. Для кого производить блага? 1

1 См.: Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д- Экономика / Пер. с англ. М., 1997: С. 49-50.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории - позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990-1998 гг. сократился более чем на 45%.

В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предлагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая политика и ее цели

На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т.д.

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того, какие из них превращаются (могут превратиться) в «наболевшие».

Микро- и макроэкономика

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros - малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкомический анализ, или макроэкономика (от греч. makros - большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке - это микроэкономика. Анализ общего выпуска вех видов продукции и ее реализации в стране и в мире - это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

Экономические законы и принципы

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйствен ной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе). Как писал один из главных создателей экономике Альфред Маршалл в своем знаменитом учебнике «Принципы экономической науки» (1890), закон - «это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий»".

" Маршалл А. Принципы экономической науки. /Пер. с англ. В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 89.

При этом он одновременно подчеркивал, что экономические законы (принципы), как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных естественных наук. Они являются скорее тенденциями, чем жесткими правилами.

Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения. Если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоремой.

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории - наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотяконцепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной и проверенной идеей).

Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моделями. При этом не следует забывать, что как схемы беднее жизни, так и экономические модели беднее хозяйственной жизни, хотя и призваны ее отражать. Обычно они не могут использовать все богатство жизни и поэтому используют допущения.

Направления и школы в экономической теории

Если у заметной части экономистов на протяжении долгого периода времени есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, то их (точнее, взгляды этих экономистов) называют направлением, иногда подразделяя последнее на отдельныешколы . Часто эти направления также называюттеориями (неоклассической, неолиберальной, неокейнсианской, институциональной, марксистской), т.е. термин «теория» применяется здесь в узком значении в отличие от предыдущего, широкого значения.

Добавим, что в современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы «смесью» указанных направлений, используя прежде всего те их теории, которые актуальны и хорошо срабатывают в настоящее время. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая хотя и является «смесью», но прежде всего на базе неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют терминнеоклассический синтез . В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов, а также из-за абсолютной монополии марксизма в экономической теории в России на протяжении большей части ХХв.

Наконец, в самом широком значении термин «теория» применяется ко всей совокупности гипотез, теорем, теорий, концепций и моделей, направлений. В этом значении он подразумевает всю экономическую теорию как науку.

Допущения

В экономической теории трудно обойтись без допущений. Экономическая теория, как всякая теория, не может отразить все богатство жизни и поэтому построена на допущениях, которые упрощают представление о реальной хозяйственной жизни. Но в то же время эти допущения позволяют лучше понять суть многих теоретических положений и хозяйственной жизни в целом. Так, экономисты обычно допускают, что потребители в пределах своих.доходов (так называемых потребительских бюджетов) стремятся максимизировать свое удовлетворение. Действительно, такое поведение типично для большинства потребителей.

Одним из наиболее распространенных является допущение «при прочих равных условиях» (лат. - ceteris paribus). Оно подразумевает, что при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными. Так, если рассматривается воздействие снижения цен на объем продаж товара, то подразумевается, что качество товара, запросы покупателя и все прочее остается неизменным.

Допущения часто позволяют лучше очертить границы явления. Так, в экономике распространены допущения «в краткосрочном периоде» и «в долгосрочном периоде» (или «в краткосрочной перспективе» и в «долгосрочной перспективе»), которые дают возможность поразному взглянуть на экономическое явление и даже принять решение в зависимости от того, какой период времени рассматривается. Например, в краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки и тем не менее не закрываться, так как причины ее убытков могут носить временный, краткосрочный характер. В долгосрочном периоде наличие убытков ведет к закрытию, банкротству фирмы.

В экономической теории широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваемсистемный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков -графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи

Рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линейной зависимости; б - график прямой линейной зависимости; в - график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).

Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: Mv = РТ, где М - объем денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M PT

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

P M v T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в те: случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете) сложной системой уравнений.

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1. Типы и модели экономических систем

2. Российская модель переходной экономики

Глава 2. Экономические потребности, блага и ресурсы

1. Экономические потребности и блага

2. Экономические ресурсы

3. Производственные возможности. Предельные величины

4. Экономическая эффективность

5. Разделение труда, специализация и обмен

Глава 3. Экономические агенты. Собственность и доходы

1. Экономические агенты

2. Собственность

3. Доходы и их виды. Прибыль

Глава 4. Экономический кругооборот

1. Производство, обмен и распределение

2. Потребление, сбережение, инвестиции

3. Кругооборот товаров и услуг

Глава 5. Рынок

1. Сущность и условия возникновения рынка

2. Виды рынков и их структура

3. Функции рынка

4. Конкуренция

5. Экономическая неопределенность и риски

6. Несовершенства рынка

Глава 6. Спрос, предложение, цена

1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара

2. Спрос, предложение, рыночная цена

Глава 7. Современные направления и школы экономической теории

1. Развитие и преемственность экономической науки

2. Неоклассическая теория

3. Институционализм

4. Кейнсианство

5. Монетаризм

6. Экономика предложения

7. Неолиберализм

8. Марксистская теория

9. Теоретические разработки экономистов России

РАЗДЕЛ I.ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Задача этого раздела - дать читателю представление об основных экономических понятиях и законах, охарактеризовать главные направления и школы экономической теори и, а также рассказать о политических и социально-культурных факторах, воздействующих на экономику.

Глава 1. Экономические системы и их сущность

В экономической науке сложились два подхода к изучению современного общества: формационный и цивилизационный. Суть формационного подхода состоит в том, что в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изменение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения на различных этапах развития общества. Следует отметить, что формационному подходу присущ ряд недостатков. Это, в частности, относится к утверждению об обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, а также чрезмерному акценту на антагонистический характер отношений между собственниками и несобственниками средств производства.

Отличие цивилизационного подхода состоит в том, что главенствующая роль в нем отводится социокультурному или религиозному фактору. Причем само понятие «цивилизация» употребляется в разных смыслах. В более широком, глобальном, всемирном смысле цивилизация рассматривается как определенная эпоха в историческом развитии общества. Так, выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизацию или традиционную (патриархальную), авторитарную и либеральную демократическую (рыночную) цивилизацию. В более узком смысле понятие «цивилизация» рассматривается как явление локальное, территориально ограниченное, например западнохристианская, православно-христианская, исламская, индуистская, китайская, японская, африканская, латиноамериканская.

В данном учебнике используются исходные положения формационного подхода и современный мир рассматривается как состоящий из экономических систем различных типов.

Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

1. Типы и модели экономических систем

Элемент экономической системы

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро - и микроэкономическом уровнях.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран - России, других стран - членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама - к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели