Реестр зданий по кадастровой стоимости. Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить. Игры с чиновниками о включении и об исключении объектов недвижимости из Перечня могут затянутьс

Реестр зданий по кадастровой стоимости. Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить. Игры с чиновниками о включении и об исключении объектов недвижимости из Перечня могут затянутьс

Организация рассматривает кандидатов на должность водителя по совместительству. Кадровый специалист знает, что есть отдельные категории трудящихся, которым запрещается работать по совместительству. Нарушать законодательство не хочется, поэтому нужно определиться, можно ли работать по совместительству водителю? Специально для читателей портала наши эксперты подготовили ответ на этот вопрос.

Совместительство подразумевает отдельный трудовой договор

Совместительство – это ситуация, когда сотрудник в свободное от основной работы время работает по отдельному трудовому договору (ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Если дополнительная работа выполняется по месту основной занятости, то такое совместительство называется внутренним. Если же сотрудник совмещает работу у нескольких работодателей, то это внешнее совместительство (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).

Действующее законодательство не накладывает ограничений на количество мест работы по совместительству. То есть фактически работник может иметь трудовые отношения с неограниченным количеством организаций (ч. 2 ст. 282 ТК РФ).

Совместителями могут быть не все

  • несовершеннолетние лица (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
  • государственные и муниципальные служащие (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ);
  • военнослужащие, кроме занятия педагогической, научной и иной творческой деятельностью, не препятствующей исполнению военной службы (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ);
  • охранники в отношении государственной службы и оплачиваемой работы в общественных объединениях (ст. 12 Федерального закона от 11.03.1992 №2487-1);
  • судьи, адвокаты, сотрудники прокуратуры, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.06.1992. № 3132-1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Кроме того действующее законодательство накладывает ограничения на работу по совместительству для лиц, принимаемых на работу:

  • с вредными или опасными условиями труда, если их основная работа вредная или опасная (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
  • связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если по основному месту работы они занимаются тем же (ч. 1 ст. 329 ТК РФ, Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16);
  • руководителей организаций.

Желание человека получать больше денег для удовлетворения своих материальных потребностей - явление вполне естественное. Для реализации его планов работодатель нередко предлагает совместительство и совмещение профессий, должностей. Существует ли какое-либо различие между этими понятиями? Может быть, эти термины обозначают одно и то же?

Оказывается, что не одинаковый смысл имеют такие понятия, как совмещение и совместительство. В чем разница? РФ регулирует эти два аспекта различными статьями действующего в настоящее время Трудового кодекса. Однако оба эти понятия обозначают подработку. Какова же разница между совмещением и совместительством? Рассмотрим эту тему подробнее.

Актуальность вопроса

Понятие "совмещение и совместительство" хорошо известно тем, кто в организациях и на предприятиях занимается подбором кадров. Дело в том, что одной из первоочередных задач любой фирмы в современных экономических условиях является поиск оптимальных решений использования имеющихся трудовых ресурсов. При этом возникает необходимость согласования интересов предприятия с интересами работника. Один из оптимальных вариантов в таком случае - совместительство и совмещение. В трудовом праве и то, и другое понятие закреплено законодательно. Выгодно подобное распределение обязанностей не только работнику, который в итоге имеет возможность пополнить свой бюджет, но и самой организации. Ведь иногда сотрудник быстро справляется с заданным ему объемом работ. В связи с этим у него на протяжении рабочего дня остается свободное время, которое можно занять выполнением дополнительного круга обязанностей.

С развитием рыночных отношений в нашей стране, трудовые договора о работе, выполняемой по совмещению или совместительству, не являются редкостью. Люди осознали все преимущество предоставленных им возможностей, а наниматели экономят средства на заработную плату. Актуальность подобные отношения имеют не только на предприятиях, но и у индивидуальных предпринимателей.

Нормативное законодательство

Трудовой кодекс РФ в своих статьях закрепляет понятие "совмещение и совместительство". Разница в первую очередь кроется в том, что определение первого из них находится в ст. 60.2, а второго - в ст. 60.1 ТК.

Трудовой кодекс РФ разъясняет, что совмещение предполагает дополнительную работу в течение смены или трудового дня. При этом сотрудник не освобождается от выполнения возложенных основных обязанностей. Совмещение применяется нанимателем только в случае экономической целесообразности такой загруженности человека. Данное решение руководства не должно влиять на качество выпускаемых товаров или производимых услуг.

Совмещение и совместительство - в чем разница? Второе понятие представляет собой подработку сотрудника в свое свободное время. Другими словами, совместительство - это совсем другая, не основная для человека занятость. Договор на ее выполнение заключается по инициативе работника и по соглашению с нанимателем.

Основные критерии

Совместительство и совмещение - в чем разница между этими понятиями? Основными критериями для первого являются:

Заключение с любым числом нанимателей;
- выполнение должностных обязанностей как по основному месту работы, так и на других предприятиях;
- указание в трудовом договоре вида выполнения работ (по совместительству).

Некоторые законодательные акты РФ содержат в себе ограничения для такой подработки. Так, по 5 ст. 282 ТК РФ, подобной деятельностью запрещено заниматься лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, а также муниципальным и государственным служащим, помимо их участия в творческой, научной или педагогической сфере. Не заключаются подобные договора на выполнение тяжелой и вредной работы, если основное трудовое место обладает теми же характеристиками. Работа по совместительству не разрешена и в некоторых других случаях, что закреплено в ТК РФ и различных федеральных законах.

Рассмотрим теперь второе понятие. В чем отличие? Совмещение от совместительства трудовой кодекс РФ помогает отличить. Этот документ указывает на то, что существует:

Собственно совмещение, которое представляет собой параллельное выполнение работ по своей основной деятельности и по другой, аналогичной ей;
- расширение обслуживаемой зоны, когда увеличивается объем выполняемых сотрудником работ в рамках своей основной специальности;
- выполнение тех обязанностей, которые возлагаются на сотрудника, временно отсутствующего в данный момент, по своей или по какой-либо другой профессии.

Все вышеперечисленные виды работ относятся к совмещению. Причем они производятся только в том случае, когда сотрудник подтвердил свое решение письменным согласием. Предварительно оговаривается и срок совмещения. При этом работодатель также должен заверить его письменным согласием.

При рассмотрении понятий "совместительство и совмещение" в чем разница в вопросе занятости работника? При первой форме подработки человек трудится по отдельно заключенному договору в свое свободное время. Совмещение же подразумевает исполнение дополнительных обязанностей лишь в течение смены. Причем отказаться от такой нагрузки можно и досрочно. Следует только письменно предупредить о своем решении руководителя. Сделать это необходимо за 3 рабочих дня.

Документальное оформление

В целях экономической целесообразности выполнения тех или иных работ руководство предприятия может принять решение о введении практики на совместительство и совмещение. В чем разница оформления трудовых кадров в том или ином случае? Этот вопрос регулирует законодательство. Так, для совмещения достаточно только приказа руководителя. Основанием для его подписания должно быть письменное заверение работника, в котором указаны срок, объем и содержание возлагаемых на него дополнительных обязанностей. На это указывают статьи 151 и 60.1 ТК РФ. При несоблюдении данных правил совмещение невозможно. Перед началом подработки следует составить допсоглашение к трудовому соглашению. На основании данного документа оформляется приказ нанимателя. Что касается дополнительных записей в трудовой книжке работника, то делать их нет необходимости.

Если сравнить, как оформляется совместительство и совмещение, в чем разница между этими формами подработки? При ответе на данный вопрос следует обратиться к гл. 44 ТК России. Оформление совместительства регулируется гораздо подробнее и строже, чем или совмещение. В чем причины такого повышенного внимания к совместительству? Дело в том, что при такой подработке человек превышает временной предел на труд, установленный ТК РФ. Именно поэтому нанимателю следует придерживаться отдельных правил, содержащихся в Постановлении № 41 от 30.06.2003 г. Минтруда России. Этот документ касается подработок сотрудников учреждений культуры, педагогов, медиков и фармацевтов.

Для инспекторов отдела кадров разница между совмещением и совместительством кроется в том, что последнее из них оформляется с помощью отдельного трудового договора. Причем этот документ обладает своими особенностями. В нем обязательно должно быть указание на то, что человек будет работать у данного нанимателя на условиях совместительства. При желании запись об этом может быть внесена в трудовую книжку. Один нюанс. Делает такую запись инспектор отдела кадров на основной работе.

Прекращение договора о совместительстве производится по общим правилам. Есть только единственное исключение, которое распространяется на работодателя. У него появляется еще одно основание для прекращения трудовых отношений.

Место работы

Понятие "совмещение и совместительство" - в чем разница между ними? При совмещении должностей или профессий наниматель остается прежним. При совместительстве договор заключается либо с тем же, либо с совершенно другим работодателем.

Время на труд

Имеет совместительство и совмещение основные различия в РФ и по тому, какое количество часов предусмотрено, чтобы выполнить заданный объем работ. В первом случае трудовые обязанности выполняются в свободное время. При этом наниматель обязан учесть нормативные положения Трудового кодекса. Данным документом предусматривается, что рабочее время сотрудника-совместителя не должно превышать 4 часов в течение дня. На это указывает ст. 284 ТК России. Работник обладает правом установить для себя и другой режим работы. Тем не менее, на протяжении учетного периода, выбранного организацией (месяца, квартала, года), то количество часов, в течение которых трудился совместитель, не должно быть выше, чем половина норматива рабочего времени, установленного для сотрудников данной категории. Например, это может быть двадцать часов в течение пятидневной недели (при рабочем дне продолжительностью 8 ч.). При большем количестве отработанных часов их считают сверхурочными. Исключение здесь могут составить только те случаи, когда человек некоторое время не выполняет своих обязанностей на основном предприятии по причине невыплаты нанимателем зарплаты или если он вовсе отстранен от них по медицинским показаниям.

По времени исполнения значительно различаются совместительство и совмещение. Основные отличия здесь кроются в том, что во втором случае сотруднику всегда дается восемь часов. Их он должен использовать как на работу, так и на подработку. При этом он в полном объеме исполняет не только свои должностные обязанности, но и те, которые предусмотрены для отсутствующего коллеги.

Оплата труда

Какие еще нюансы имеют совместительство и совмещение? Основные различия оплаты также должны быть учтены при принятии решения о выборе той или иной формы подработки. Те и другие условия оговариваются в ТК РФ (ст. 285 и ст. 151).

Тому, кто трудится по совместительству, заработная плата начисляется пропорционально по отношению к отработанному времени. При этом во внимание принимаются все условия, оговоренные трудовым договором. Если человек, работающий по совместительству, принят на должность, где задания нормируются, то при расчете оплаты за труд будет учтен фактически сделанный им объем работ. Для совместителей, работающих на территории, где устанавливаются районные надбавки и коэффициенты к зарплате, они также принимаются во внимание.

Совсем иначе рассчитывается оплата по совмещению. В этом случае ее размер оговаривается соглашением сторон. Здесь во внимание принимаются объем дополнительной работы и ее содержание. Стоит учесть и то, что ни минимальные, ни максимальные размеры таких доплат законодательством не ограничены.

Предположим, что совмещение оформляется на должность, имеющую сдельную оплату труда. В таком случае наниматель учитывает количество изготовленной человеком продукции, а также установленные на нее расценки.

Повременную доплату рассчитывают одним из следующих способов:
- в процентном отношении от того оклада, который сотрудник имеет на своей основной работе;
- в твердом денежном эквиваленте;
- в сумме, равной определенному проценту от оклада той должности, которая подлежит замещению.

Предоставление отпуска

Совмещение и совместительство - в чем разница между ними в данном вопросе? Их также освещает ТК России (ст.286). Что касается тех людей, которые подрабатывают по совмещению, им отпуск положен только по основной трудовой деятельности. Другое дело - совместители. Здесь ТК РФ рассматривает некоторые особенности. Так, в оплачиваемый годовой отпуск совместитель должен пойти одновременно на основной и на дополнительной работе. А что делать при несовпадении количества предоставляемых для отдыха дней? В таком случае работник может обратиться с просьбой к своему второму нанимателю предоставить ему дни за свой счет.

Компенсации и гарантии

Несмотря на наличие второй работы, гражданин РФ не лишается социальных льгот, предоставленных федеральными законодательными актами. Остаются у него и все положенные гарантии и компенсации. Например, это повышающие коэффициенты для тех, кто совмещает работу с обучением, а также для тех, кто трудится в районах Крайнего Севера и на территориях, приравненных к ним. Только стоит иметь в виду, что подобные гарантии для совместителей предоставляются только лишь по основному месту работы.

Существуют и иные социальные льготы, которые предусматриваются трудовым законодательством и действующими принятыми на предприятии. Эти компенсации выплачиваются как при совместительстве, так и при совмещении в полном объеме. Касается это, например, больничных и декретных. Причитающиеся выплаты обязаны отдать работодатели как по основному, так и по дополнительному месту работы.

Испытательный срок

В чем еще заключаются отличия совместительства от совмещения? В первом случае ст. 70 ТК РФ позволяет работодателю устанавливать Решение об этом принимает руководитель. В случае когда должность, на которую оформляется человек, предусматривает это, испытание назначается совместителю в общем порядке. Такое решение наниматель может принять и в случае сомнений в квалификации нового работника. Такой момент обязательно прописывается в трудовом договоре. Что касается совмещения, то для него никаких испытательных сроков не устанавливается.

Внутреннее совместительство

Многие граждане нашей страны, стремящиеся заработать, устраиваются на дополнительную работу непосредственно на своем предприятии. Если при этом заключаются соглашения и должностные обязанности выполняются в неосновное время, то такой вид деятельности является внутренним совместительством. В каких случаях это целесообразно? Например, компании необходимо временно заместить сотрудника, отсутствующего по какой-либо причине. В таком случае проще всего договориться о выполнении его обязанностей со своим же работником, чья квалификация и компетентность не вызывают никаких сомнений у нанимателя. Как оформить в таком случае? Для этого подойдут внутреннее совместительство и совмещение. В чем разница между этими формами дополнительной работы?

В первую очередь следует рассмотреть случаи, при которых возможно внутренне совместительство. Например, это касается ситуации, когда руководитель небольшого предприятия выполняет функции бухгалтера. Разумеется, такое внутреннее совместительство возможно только с разрешения того органа, который несет ответственность за деятельность данной фирмы.

Нередко на добавочную работу по внутреннему совместительству устраиваются работники культуры и медицинских учреждений, педагоги и фармацевты. Те сотрудники, которые обладают достаточным опытом и высокой квалификацией, могут стать внутренними совместителями по такой же, как и у них должности, если на нее нет ограничений в действующем законодательстве.

Но иногда на предприятии возникают ситуации, когда сотрудник работает по совмещению. При этом такой вид деятельности может либо совпадать с его специальностью, либо нет. Чем отличается совмещение от совместительства на работе? В первом случае дополнительные задачи будут выполняться работником только при его письменном согласии.

Определенными выгодами обладают внутреннее совместительство и совмещение. В чем разница между двумя этими видами подработок для сотрудника и нанимателя? Основное отличие внутреннего совместительства от совмещения - время выполнения дополнительного круга обязанностей. В первом случае сотрудник должен будет трудиться тогда, когда он не занят основной работой. Это коренным образом отличается от выполнения обязанностей при совмещении. В данном случае их выполняют в пределах установленного законодательством времени для основной работы.

Различия между указанными видами подработок заключаются и в их оформлении. Для трудоустройства работника на внутреннее совместительство на него оформляется пакет документов, список которых предусмотрен действующим порядком по делопроизводству. Прежде всего, между нанимателем и сотрудником подписывается трудовое соглашение. В нем оговариваются все нюансы выполнения дополнительного круга обязанностей и правовое положение работника, определенное трудовым законодательством (режим отдыха и труда, права и обязанности вновь принятого лица, правила безопасности и т. д.).

При совместительстве внутреннего типа, в отличие от назначения сотрудника по совмещению, понадобится внести корректировки в штатное расписание. В нем должна быть указана полная единица в виде целого числа с окладом, без всякого дробления. Это позволит в дальнейшем избежать внесения поправок. Одна единица штатного расписания позволяет производить прием по внутреннему совместительству до четырех сотрудников. Их реальное количество указывается в графе «Примечание».

Работа по совместительству отражается в личном деле сотрудника, где хранится вся информация о его деятельности на предприятии. Записывать это в трудовой книжке не обязательно. Что касается условий предоставления отпуска, оплаты труда и наличия гарантий и компенсаций, а также увольнения, внутренний совместитель ничем не отличается от внешнего (чья основная деятельность проходит у другого работодателя).

Чем выгодны такие виды дополнительных заработков? Совмещение и внутреннее совместительство несут в себе много положительных сторон. Такие отношения обладают взаимной выгодой. Работник получает дополнительный заработок, а наниматель - выполненный в производственных целях объем работ. Кроме того, в штат нередко принимается квалифицированный сотрудник, которому дается невысокий оклад. При этом предприятие экономит финансы.

Выгодна работа по внутреннему совместительству и для сотрудника компании. Прежде всего, плюс заключается в возможности получения дополнительного заработка и применения имеющихся знаний. Кроме того, внутреннее совместительство - это дополнительная оплата больничных, сохранение гарантий, предоставляемых законодательством, оплачиваемый отпуск, отчисления в Пенсионный фонд.

Внутреннее совместительство - распространенная практика на крупных предприятиях. При грамотном использовании предоставленных трудовым законодательством возможностей как наниматель, так и работник получают заметную экономическую выгоду.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

С 2014 года большое количество компаний столкнулась с проблемой расчета и уплаты налога на имущество, когда в качестве базы для расчета налога берется кадастровая стоимость такого здания или строения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций». В результате нового расчета суммы налога у многих московских предприятий налоговая нагрузка выросла в разы, в десятки, а то и сотни раз!

Налоговая нагрузка на организации растет из года в год

Актуальность проблемы заключается в том, что включение зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее в тексте статьи «Перечень»), производится каждый год с 2014 года. И данный процесс носит лавинообразный характер, поскольку критерии - площадь строения, рассматриваемого в качестве объекта налогообложения, - ежегодно пересматриваются с целью включения максимального количества предприятий и увеличения налоговой нагрузки на все большее количество организаций Москвы. Так, в Перечень 2014 года было включено 1816 объектов, на 2015 год - 5386 объектов, на 2016 год - 7183 объекта, а на 2017 год - 23 835 объектов! Дополнительным фактором актуализации проблемы в 2017 году явилось утверждение в ноябре 2016 года Правительством Москвы новых результатов кадастровой оценки земельных участков и зданий, применяемых с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В 2016 году критерий площади равнялся от 2000 квадратных метров, а в 2015 рассматривали здания более 3000 квадратных метров.

Имеете на балансе АДЦ - готовьтесь платить налог по кадастровой стоимости

Величина имущественного налога - это особенно острая проблема для производственных предприятий города Москвы, когда их заводоуправления, лабораторно-исследовательские корпуса Департаменты Правительства Москвы, Государственная инспекция по недвижимости, а вслед за ними и налоговые органы, рассматривают в качестве административно-деловых центров, в которых размещены офисные помещения, в соответствии с содержанием статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данной статьей установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…».

В соответствии с пунктом 3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Объект недвижимости: здание, строение, сооружение, может попасть в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а соответственно и налог на имущество по такому зданию будет исчисляться на основе его кадастровой стоимости в зависимости от двух причин:

  1. вида разрешенного использования арендуемого Вами или Вашего собственного земельного участка, на котором расположено здание;
  2. или здание фактически используется под офисные помещения, объекты торговли, бытового обслуживания, в том числе не только собственником зданий, но и арендаторами.

Рассмотрим оба основания.

Вид разрешенного использования земельного участка под зданием - это важно

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества - «общей площадью свыше 3000 кв. метров», - однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято. Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

Проанализировав судебную практику, можно выделить три практически существующих случая определения вида разрешенного использования земельного участка:

а) вид разрешенного использования определен договором аренды земельного участка. Подобное характерно для долгосрочных договоров аренды, заключенных в 1990е годы, которые не изменялись впоследствии. В этом случае вид разрешенного использования будет иметь лишь словесное определение - например, «для эксплуатации производственных и административно-деловых зданий»;

б) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Наиболее часты случаи указания следующих видов разрешенного использования - 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; или 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; или 1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

в) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540. В этом случае разрешенное использование будет установлено по классификатору. Для примера: «пищевая промышленность» (6.4); склады (6.9); деловое управление (4.1); магазины (4.4) и так далее.

Судебные решения за 2014 - 2017 года выработали подход соотношения вида разрешенного использования конкретного земельного участка со следующими двумя:

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; и

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Если у предприятия в кадастровом паспорте земельного участка, арендуемого или находящегося в собственности, указан хотя бы один из данных двух видов разрешенного использования земельного участка, то располагающееся на нем строение будет включено в Перечень. Обратим внимание, что фактическое использование предприятием такого строения во внимание не берется - будь в нем хоть производственный цех, всё равно по «земельному» критерию налог будет увеличен. В качестве примера подобного дела можно привести рассмотрение Верховным судом РФ 30 марта 2017 года дела № 5-АПГ17-25, в котором суд прямо указал, что: «Таким образом, расположение указанного здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, позволяет отнести названный объект недвижимости к торговому центру на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".

При этом не имеют правового значения доводы *** о фактическом неиспользовании помещения, поскольку здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено Правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В случае если вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, то в судебных решениях будет определено его соотношение с классификацией по приказу МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Например, в делах № 5-АПГ17-31, № 5-АПГ17-52 Верховный суд РФ соотнес «деловое управление (4.1.)» с «земельными участками, предназначенными для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.). В обоих случаях решение было вынесено в пользу Правительства Москвы, а внесения объектов недвижимости в Перечень было признано правомерным.

Может возникнуть ситуация, когда здание, являющееся объектом повышенного налогообложения по налогу на имущество, расположено на двух земельных участках , где лишь один из них предназначен для использования под офисные здания или объекты общественного питания, бытового обслуживания и торговли. К сожалению даже если существенно меньшая часть здания попадает на такой участок, то шансы исключить его из Перечня малы, как указано в деле № 5-АПГ17-28, рассмотренном Верховным судом РФ 18 мая 2017 года.

Поскольку Правительство Москвы в случае неуспеха в Мосгорсуде (первой инстанции по подобного рода делам) всегда обращается с апелляцией в Верховный Суд РФ, рассмотрим некоторые случаи из практики данного суда за конец 2016 - первую половину 2017 года. И, несмотря на достаточную сложность оспаривания включения зданий в Перечень по данному основанию, мы можем извлечь следующие полезные для налогоплательщика практические выводы:

В случае, когда виды разрешенного использования земельного участка, предусматривающие повышение налоговой базы, упомянутые выше 1.2.7. и 1.2.5., были ошибочно установлены распоряжением Правительства Москвы, то успешное оспаривание такого распоряжения в арбитражном суде дает хорошие основания для исключения объектов недвижимого имущества из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 10 ноября 2016 года №5-АПГ16-80). И наоборот, если такое распоряжение Правительства не оспорено, то суд не сможет вынести решение в пользу налогоплательщика (см. Апелляционное определение ВС РФ от 18 мая 2017 года №5-АПГ17-31);

В случае наличия смешанного назначения участка: и для производственных целей и для размещения общественно-деловых объектов, при фактическом использовании зданий, располагающихся на таком земельном участке в производственной деятельности, есть возможность также достижения цели по устранению повышенного налогового бремени (см. Апелляционное определение ВС РФ от 13 марта 2017 года №5-АПГ16-132);

Если земельный участок предоставлен «для проектирования и строительства многофункционального комплекса зданий», то старые строения, расположенные на нем, законсервированные для сноса и фактически не используемые под офисы, объекты бытового обслуживания, общественного питания и торговли будут также исключены судом из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-26);

Имеет практическую ценность и возможность получения распоряжения Правительства Москвы об изменении вида разрешенного использования с 1.2.7. или 1.2.5. в соответствии с фактическим использованием земельного участка. В этом случае со следующего налогового периода объекты недвижимого имущества могут быть обоснованно исключены из Перечня (см. Апелляционное определение ВС РФ от 30 марта 2017 года №5-АПГ17-16).

Важно как используется здание, а не кем…

Второе основание включения объекта недвижимого имущества в Перечень - фактическое использование такого здания, строения, сооружения. Согласно подпункту 2 ст.1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г. налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:

отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Сразу подчеркнем, что рассматриваемым критерием является именно «как используется здание», а не «кто использует здание». То есть, если собственник сдает строение или большую часть помещений в нём в аренду производственным компаниям, то такое здание не будет признано подлежащим включению в Перечень по критерию фактического использования. Подобные кейсы были неоднократно рассмотрены судами. Например, аналогичное дело было рассмотрено Верховным судом РФ 08 декабря 2016 года по делу № 5-АПГ16-83 или делу № 5-АПГ16-113.

Итак, на основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Согласно пункту 1.2 данного порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.4 вышеуказанного Порядка, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция по недвижимости должна использовать информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.

Госинспекция по недвижимости обрабатывает массив данных по строениям с начала 2017 года площадью более 1000 квадратных метров по Москве. Далее каждое строение осматривается инспекторами Госинспекции в соответствии нормами Постановления № 257-ПП на предмет его фактического использования. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 этого же порядка). Инспекторы работают четко по Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. № 257-ПП. итогом их работы является единственный документ - Акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее «Акт о фактическом использовании здания»). Данный акт содержит один из двух выводов:

а) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания , или

б) Здание (строение, сооружение) и нежилое помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания .

Как показала практика общения с предприятиями г. Москвы, инспекторы Госинспекции вопреки сложившейся судебной практике не принимают во внимание вид деятельности компании - собственника здания или компании-арендатора здания или помещений в нем, совершают процедурные и методологические ошибки в нарушение Методики осмотра, утвержденной Постановлением Правительства Москвы 257-ПП. Нередки случаи, когда по итогам разных проверок одного и того же здания, помещения в котором не перестраивались и функциональное назначение которых не менялось, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей. Между тем такой Акт о фактическом использовании здания принимается судами как основное доказательство при рассмотрении вопроса об исключении строения из Перечня. И, обратите внимание, отдельно оспорить легитимность содержание такого акта на основании процедурных нарушений при проведении проверки, на основании несоответствия приведенных в акте расчетов установленной методике, как установлено судами различных инстанций, невозможно. В подтверждение сказанного можно обратиться к Постановлению Арбитражного суда Московского Округа от 15.06.2016 г. по делу № А40-239280/15, в котором содержатся следующие выводы:

«1. Оспариваемый акт в том виде, в котором он изложен, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.

  1. Оспариваемый акт непосредственно не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
  2. Нормами действующего законодательства возможность оспаривания в суде самого акта, в котором отражены результаты проверки, а также иных документов, составляемых в ходе проверки, не предусмотрено (установил суд первой инстанции)».

Пути выхода из конфликтной ситуации

Итак, если по итогам разных проверок одного и того же здания Госинспекцией, в расчетах и выводах содержатся отличающиеся друг от друга пропорции офисных и неофисных площадей, то мы советуем компаниям следующее:

Во-первых, тщательно собирать документацию по каждой проверке Госинспекцией - от поручения на проверку до получения копии Акта о фактическом использовании здания;

Во-вторых фиксировать с помощью системы контроля учета доступа на предприятие время, дату и персональный состав пришедших на проверку должностных лиц;

В-третьих самостоятельно или в случае отсутствия навыков с помощью экспертов провести проверку содержания Акта о фактическом использовании здания на предмет правильной классификации фактического использования каждого помещения и соответствия сделанных Госинспекцией расчетов утвержденной методике обследования.

Все полученные и собранные данные о процедурных и методических недостатках, допущенных как при самой проверке, так и в Акте о фактическом использовании здания помогут при оспаривании в суде факта включения конкретного здания в Перечень.

Примерно половина судебной практики, положительной для налогоплательщиков, связана с противоречиями между выводами в Актах о фактическом использовании здания. Дела, рассмотренные Верховным Судом РФ под №№ 5-АПГ17-2, 5-АПГ17-10, 5-АПГ17-13, 5-АПГ17-14, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-127, 5-АПГ16-111, 5-АПГ16-101, 5-АПГ16-128, 5-АПГ16-65, 5-АПГ16-91 и иные сводятся к именно к противопоставлению акта осмотра зданий в 2014 году, когда был сделан вывод об использовании налогоплательщиков помещений в здании для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли, с актом осмотра того же здания в 2016 году, и вывод был уже прямо противоположный. Истцы в этом случае успешно доказывают факт, что ничего не менялось в здании, как конструктивно, так и фактически. Отдельным доказательством послужит наличие независимого экспертного заключения о различиях между «отрицательным» и «положительным» Актами о фактическом использовании здания как в квалификации помещений, так и в числовых данных расчетов.

Иная ситуация с проработкой доказательственной базы в случае, когда Акт о фактическом использовании здания был изначально с отрицательным выводом для предприятия, и повторного положительного акта осмотра не было, или же еще больше - повторный акт также установил, что здание подлежит включению в Перечень.

Получить независимый экспертный отчет о неиспользования спорного здания в целях размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания и торговли после проведения независимого экспертного обследования такого объекта. Как правило, при проведении обследования используются как нормы Методики проведения осмотра, утвержденной в 257-ПП, так и выводы судебной практики, что инспектора Госинспекции в большинстве своём не делают. Особенно важно, что такие экспертные заключения успешно принимаются судами в качестве доказательства фактического использования здания;

Собрать все имеющиеся документы, которые касаются видов деятельности истца. Конечно, деятельность не должна включать в себя оказание бытовых услуг, услуг по организации общественного питания, торговлю, размещение сдаваемых в аренду офисных помещений. Хорошо, если виды деятельности будут подтверждаться наличием лицензий, заключенными договорами, наконец, уставом и присвоенными кодами ОКВЭД. Примерами положительных исходов судебных разбирательств могут послужить дела, рассмотренные Верховным судом № 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116.

В то же время отрицательным результатом рассмотрения обращения истца может послужить кейс по делу № 5-АПГ16-117 от 16 февраля 2017 года, в котором компания оказывала услуги как юридическим лицам, так и гражданам в одном и том же помещении. В результате этого ни суд, ни Госинспекция не смогли отделить те площади, которые используются под бытовые услуги, и те, которые используются для ремонта коммерческого автотранспорта. Данный пример четко характеризует важность и скрупулёзность проработки соотношения вида деятельности с Общероссийскими классификаторами услуг и видов деятельности.

Подтвердить факты использования здания в едином производственном процессе и размещения в нём сопутствующих производству служб. Кабинеты бухгалтерии, отдела продаж, отдела кадров, юридического отдела и иных подобных служб безальтернативно относятся Госинспекцией к офисным площадям. Тогда как суды чётко относят эти помещения именно к кабинетам - термину, используемому в технической документации. Если существуют конструктивные особенности, когда например, здание заводоуправления соединено с цехами переходами, или если есть огороженный охраняемый периметр территории с ограниченным контролируемым доступом к спорному зданию, то данные факты также стоит использовать в своей аргументации, как это делали истцы, например, в делах № 5-АПГ16-116, № 5-АПГ15-43.

Игры с чиновниками о включении и об исключении объектов недвижимости из Перечня могут затянуться

В заключение нашей статьи, посвященной уменьшению затрат компаний по налогу на имущество путем исключения из Перечня самого здания - объекта налогообложения, отметим, что практика составления Перечня Правительством Москвы тем интересна, что даже достижение успеха предприятием по исключению своего объекта недвижимости из Перечня в конкретном году путем получения соответствующего решения суда абсолютно не означает, что тот же самый объект недвижимости не будет включен в Перечень на следующий год. В судебной практике можно проследить такие случаи, когда налогоплательщики вынуждены ежегодно обращаться в Мосгорсуд по исключению одного и того же здания из перечня. Примером могут послужить ежегодные процессы между Правительством Москвы и АО «Косметическое объединение «СВОБОДА», когда предприятие методично каждый год исключает свое здание заводоуправления из действующих редакций Перечня на 2015, 2016, 2017 года, а Правительство Москвы на основании ежегодных осмотров Госинспекции также регулярно добавляет это здание на следующий же год (см. Определение ВС РФ от 02 сентября 2015 года № 5-АПГ15-43, Апелляционное определение ВС РФ от 21 июля 2016 года № 5-АПГ16-42, Апелляционное определение ВС РФ от 22 июня 2017 года № 5-АПГ17-53).

Поэтому мы, прежде всего, рекомендуем предприятиям взять за правило ежегодно отслеживать новую редакцию Перечня на предмет появления в нем своих объектов недвижимого имущества, чтобы не столкнуться с неожиданным увеличением своего налогового бремени. В случае если Ваше здание попало в Перечень - первично или повторно, - то оперативно самостоятельно или с помощью внешних экспертов оценить свои перспективы в суде на основе имеющихся доказательств. И если они существуют - добиваться в суде справедливости.

Статья подготовлена совместно с Сергеем Говоровым, директором по юридическим и кадровым вопросам АО «СВОБОДА».