Ввод в эксплуатацию производственных объектов

Момент ввода объекта в эксплуатацию и уплата налога на имущество - часто спорный момент. Вот одна из ситуаций на практике (Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.03.16 № А43-31418/2014 ). Компания построила и начала эксплуатировать очистные сооружения, но продолжала учитывать их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» как объект незавершенного строительства. Налоговики решили, что налогоплательщик оттыгивает момент ввода объекта в эксплуатацию, то есть искусственно затягивает перевод объекта на счет 01 «Основные средства». Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию контролирующие органы дали в 2010 году, но компания приняла основное средство к бухгалтерскому учету только в 2013 году. Все это время очистные сооружения работали. Проверяющие доначислили налог на имущество.

Компания пояснила, что более 2 лет учитывала очистные сооружения промышленно-бытовых стоков как объект незавершенного строительства, так как подрядчики проводили пусконаладочные работы и тестирование объекта. Акт о приемке выполненных работ стороны подписали 21.03.13. С этого момента организация стала считать объект основным средством и ввела его в эксплуатацию.

Момент ввода объекта в эксплуатацию или момент фактической готовности объекта?

Суды приняли сторону налоговой инспекции, обратив внимание на следующие обстоятельства. Пункт 1 статьи 374 НК РФ гласит, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Порядок учета основных средств регулирует ПБУ 6/01 . Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности и способен приносить организации экономические выгоды свыше 12 месяцев (п. 4 ПБУ 6/01 ). Если все эти условия соблюдены, объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество.

При этом начисление налога возможно лишь после того, как объект был приведен в состояние, пригодное для использования. Проще говоря, в отношении основного средства были произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации. Тот момент, когда основное средство полностью готово к своей работе, и следует считать моментом начала исчисления налога на имущество. Что характерно, налог может исчисляться независимо от фактического ввода основного средства в эксплуатацию. Имеет значение лишь готовность объекта к работе. Суды пришли к выводу, что в спорный период очистные сооружения были пригодны для использования, соответствовали всем критериям объекта основных средств, а компания просто откладывала момент ввода объекта в эксплуатацию. Хотя фактически использовала объект при производстве продукции. Еще в декабре 2010 года общество ввело в эксплуатацию завод по розливу минеральных вод и других безалкогольных напитков. Но функционирование данного завода недопустимо без использования очистных сооружений промышленно-бытовых стоков.

Сотрудники общества также подтвердили факт использования очистных сооружений при выпуске продукции. А из переписки общества с подрядчиком, выполняющим строительство объекта, следовало, что пусконаладочные работы на очистных сооружениях были выполнены и очистка промышленно-бытовых стоков происходила удовлетворительно.

При таких обстоятельствах спорный объект подлежал включению в налоговую базу по налогу на имущество еще в 2010 году.

Если стоимость объекта сформирована, он используется и соответствует всем признакам основного средства. Отсутствие документов на ввод в эксплуатацию, различные доделки и доработки не освобождают организацию от начисления налога на имущество. Так считают суды, поддерживая инспекцию (постановления ФАС Дальневосточного от 27.08.12 № Ф03-3703/2012 , Западно-Сибирского от 23.04.14 № А81-2224/2013 и Центрального от 09.07.09 № А62-5156/2007 округов).

Организация построила объект недвижимости (склад) силами привлеченной подрядной организации. В настоящий момент от организации-подрядчика объект строительства не принят, не подписаны соответствующие акты. В учете организации данный объект не учтен в составе основных средств и в эксплуатацию не введен. Вместе с тем указанный склад фактически эксплуатируется. Также организация зарегистрировала права собственности на данный объект. Организация ежемесячно несет расходы на содержание данного объекта в виде затрат на электроэнергию, газоснабжение, связь, охрану и т.п.
Каков порядок отражения указанных затрат в бухгалтерском и налоговом учете организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации расходы, связанные с содержанием здания, фактически достроенного и эксплуатируемого, но не введенного в эксплуатацию, не увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.
В бухгалтерском учете организации такие расходы следует отразить в составе прочих расходов.
С целью снижения риска возникновения разногласий с налоговыми органами рассматриваемые затраты следует включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, после ввода построенного здания в эксплуатацию.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Согласно п. 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Минфина России от 13.10.2003 N 91н) (далее - Методические указания) первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
При этом фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Как следует из п. 7 ПБУ 6/01, все документально подтвержденные расходы, которые можно считать фактическими расходами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств в соответствии с данным перечнем, формируют первоначальную стоимость здания как основного средства.
При этом ПБУ 6/01 не конкретизирует, какие именно затраты относятся к непосредственно связанным с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
На основании п. 38 Методических указаний принятие объекта к учету на счет 01 "Основные средства" после приведения его в состояние, пригодное для использования, оформляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект и соответствующей открываемой инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Обращаем внимание, что в силу п. 52 Методических указаний основные средства, которые прошли регистрацию права собственности и пригодны к эксплуатации, необходимо учитывать в бухгалтерском учете как основные средства, введенные в эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации, несмотря на то, что уже получены документы на право собственности, здание не введено в эксплуатацию, но фактически эксплуатируется.
В связи с отсутствием в нормативных актах по бухгалтерскому учету прямых указаний на порядок учета всех расходов, производимых организацией в период с момента сооружения объекта до момента его ввода в эксплуатацию, при их учете следует исходить из того, до какой даты производятся эти расходы: до даты утверждения акта ввода здания в эксплуатацию или после него.
На наш взгляд, все работы, непосредственно связанные с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию, формируют его первоначальную стоимость.
В этом случае дебетуется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", а кредитуются счета учета производственных затрат и материалов.
При этом п. 8 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в первоначальную стоимость основных средств не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации, расходы на содержание здания в виде отопления, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, связью и охраной не должны включаться в первоначальную стоимость основного средства, так как эти расходы осуществлены в период завершения строительства, но до момента ввода здания в эксплуатацию.
Согласно п. 4 "Расходы организации" расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
В соответствии с п. 5 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Для целей расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
По нашему мнению, расходы организации на приобретение коммунальных услуг с момента сооружения объекта недвижимости до момента ввода его в эксплуатацию не связаны непосредственно с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказания услуг и должны учитываться в составе прочих расходов.
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией для учета прочих доходов и прочих расходов предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". Прочие расходы учитываются на субсчете "Прочие расходы" счета 91.
Таким образом, считаем, что в бухгалтерском учете организации расходы на приобретение коммунальных услуг, услуг связи и охраны с момента завершения строительства объекта недвижимости до момента ввода его в эксплуатацию относятся к прочим расходам (п. 12 ) и учитываются на субсчете "Прочие расходы" счета 91.

Налог на прибыль

Согласно НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются затраты в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
В соответствии с НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит прямых указаний относительно того, какие именно расходы необходимо включать в первоначальную стоимость основного средства в период с момента сооружения объекта до момента его ввода в эксплуатацию, а что можно учитывать в целях налогообложения единовременно.
В имеющихся ранее разъяснениях налоговых органов ( УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.2, от 10.10.2006 N ) следует, что затраты на доведение помещения до состояния, пригодного для использования, а также эксплуатационные расходы по их содержанию до ввода помещений в эксплуатацию в целях использования в деятельности, связанной с получением доходов, учитываются в первоначальной стоимости этих помещений при их документальном подтверждении.
При этом налоговые органы ссылаются на НК РФ, где дано определение первоначальной стоимости основного средства.
Соответственно, если все осуществляемые расходы направлены на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию, то они будут формировать первоначальную стоимость здания.
РФ не устанавливает перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость основного средства.
По мнению Минфина России, изложенному еще в письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178, в состав капитализируемых расходов в целях налогообложения не могут включаться расходы, которые не признаются капитальными и не включаются в первоначальную стоимость основных средств в целях бухгалтерского учета (п. 8 ПБУ 6/01). То есть при формировании первоначальной стоимости основного средства следует учитывать нормы бухгалтерского законодательства.
В другом Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-10/10 высказано мнение, что расходы на оплату электроэнергии и воды, приобретаемых организацией для обеспечения строительства объекта недвижимости, подлежат включению в первоначальную стоимость сооружаемого основного средства.
В общем случае расходы на услуги по охране имущества учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании НК РФ.
Затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопления зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии учитываются в составе материальных расходов на основании НК РФ.
В некоторых письмах Минфином давались разъяснения, суть которых сводится к тому, что если налоговое законодательство определяет какие-либо затраты как самостоятельный вид расходов, то такие затраты следует учитывать в расходах отчетного (налогового) периода (смотрите, например, Минфина России от 10.07.2009 N 03-03-06/1/459, от 19.01.2009 N , от 14.12.2007 N , УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N ).
Судебные инстанции, как правило, также поддерживают мнение, что не подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств расходы, для которых НК РФ установлен особый порядок учета в целях исчисления налога на прибыль (смотрите, например, Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 N 05АП-10211/13, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 N 09АП-17511/2008, ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А42-8523/04-28).
Однако ВАС РФ в от 20.06.2013 N ВАС-8095/13 поддержал налоговый орган, указав, что расходы, непосредственно связанные с созданием объекта капитального строительства, должны участвовать в формировании первоначальной стоимости и списываться через амортизацию.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации речь идет об эксплуатационных расходах (в том числе расходах на тепловую энергию, водоснабжение и обеспечение электроэнергией, связь, охрану).
Такие расходы не относятся к затратам на его сооружение или изготовление, ни к затратам на доведение имущества до состояния, пригодного для использования, поскольку связаны исключительно с содержанием имущества, поддержанием его сохранности.
Следовательно, они не должны увеличивать стоимость объектов недвижимости.
Такие расходы являются, по нашему мнению, экономически обоснованными, поскольку направлены на содержание объекта недвижимости, который будет приносить доход в будущем.
Отказ от несения таких затрат повлечет нанесение ущерба имуществу, приобретаемому для деятельности, направленной на получение дохода.
Аналогичная точка зрения высказывалась и в арбитражной практике. Так, например, в ФАС Центрального округа от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16 (данное дело касалось правомерности принятия НДС к вычету) суд указал, что содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно не используемые производственные фонды в надлежащем состоянии.
Ранее специалистами Минфина России разъяснялось, что рассматриваемые расходы не соответствуют НК РФ. Следовательно, организация не вправе их учесть при налогообложении прибыли ( Минфина России от 24.05.2012 N 03-05-05-01/27, от 24.02.2012 N ).
В от 22.05.2013 N 03-03-06/2/18071 Минфин России отметил, что названные затраты (в том числе стоимость коммунальных услуг, расходы на охрану и уборку помещений) компания не вправе учитывать при налогообложении прибыли. Однако в случае, если будет принято решение о переводе здания в состав основных средств, расходы на его содержание (в том числе и за период, когда указанное имущество не использовалось в деятельности организации) могут быть включены в состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Данное мнение косвенно подтверждается и в разъяснениях, содержащихся в Минфина России от 05.03.2011 N 03-03-06/2/39.
Аналогичного мнения придерживаются и суды, смотрите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2007 N А38-3028-4/330-2006 (4/11-2007), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 N 13АП-17708/11.
Принимая во внимание все вышесказанное, полагаем, что затраты на оплату коммунальных услуг и оплату услуг связи и охраны, за период с момента окончания строительства здания до ввода его в эксплуатацию могут быть учтены в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Полагаем, что с целью снижения риска возникновения разногласий с налоговыми органами рассматриваемые затраты следует включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, после ввода построенного здания в эксплуатацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.


После введения Градостроительного Кодекса РФ проверка стала проходить комплексно. На сегодняшний день ввод объекта в эксплуатацию регламентируют следующие нормативы: Ст.55 Градостроительного Кодекса (ФЗ № 190) Которая гласит, что принимают готовый объект органы местной власти Положение о государственном строительном надзоре в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 54 от 1.02.2006 Этот документ требует проверки строительных работ на каждом этапе, начиная от момента получения разрешения на строительство Указанные акты сводят процесс ввода в эксплуатацию к получению двух документов: Заключение о соответствии (ЗОС) На момент завершения строительных работ скапливается большое количество разных актов, содержащих сведения о проверке каждого этапа, недочетах, времени устранения и т.д.

Статья 55. выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства Статья 40.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Глава 5. ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории Статья 41.1.

Общие требования к документации по планировке территории Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории Статья 42.


Проект планировки территории Статья 43. Проект межевания территории Статья 44. Утратила силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
Статья 45.

Как ввести в эксплуатацию индивидуальный жилой дом?

Внимание

Завершение строительства дома не является заключительным этапом. Для возможности проживания в нем потребуется официально оформить готовность объекта.


Как в 2018 году осуществляется ввод дома в эксплуатацию? Любое жилое здание может использоваться только после принятия его в эксплуатационное использование. Проще говоря, строение должно пройти оценку специалистов на соответствие строительным нормам.
Как в 2018 году ввести дом в эксплуатацию правильно? Общие моменты Свершение сделок с любой недвижимостью требует документального оформления. Понадобятся документы, подтверждающие право собственности.
Но вот получить оные можно не раньше, чем дом будет признан законной постройкой. А для этого потребуется получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Именно этот документ становится основополагающим при оформлении документов на новый дом.

Если здание после реконструкции официально не введено в эксплуатацию

А если зона установлена раньше и землевладельцы имели полный публичный доступ к этой информации, то приведение земельного участка в соответствии с правилами охраны происходит строго за их счет. Именно поэтому правообладателям объектов, в отношении которых устанавливаются ЗОУИТ, крайне важно максимально быстро внести информацию о своих зонах в ЕГРН. Законодательно дается срок на установление этих зон до 1 января 2022 года, но учитывая долгое время подготовки необходимых документов, многоступенчатую и длительную процедуру согласования и внесения сведений в ЕГРН, лучше обращаться к специалистам уже сейчас. Порядок действий правообладателя объекта, в отношении которого предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий: 1) Подготовить исходно-разрешительную и проектную документацию, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы в отношении объекта работ.

Градостроительный кодекс

При этом в заключительной проверке участвуют все те специалисты, от каких непосредственно зависит полноценное функционирование дома и его безопасность. Это сотрудники Санэпидемнадзора, сантехники, пожарники, электрики и т.д.


После получения ЗОС можно обращаться в муниципальные органы, выдавшие разрешение на строительство. Причем в обязательном порядке необходимо наличие правоустанавливающих документов на земельный участок под домом.

Инфо

Если администрация не находит противоречий с действующими законодательными нормами, выдается «Разрешение на ввод дома в эксплуатацию». С какой целью производится процедура При наличии разрешения на ввод в эксплуатацию владелец дома может начинать процедуру постановки дома на кадастровый учет.


При этом дому присваивается адрес. Для этого потребуется обратиться в БТИ. После дополнительного осмотра дома будут выданы технический и кадастровый паспорта.

An error occurred.

Здесь можно воспользоваться нормами закона, которые с недавних пор разрешили регистрацию права собственности на дома, возведенные на садовых и дачных участках. Прежде всего, владельцу самостроя придется узаконить право на землю. Для этого в Росреестр подаются правоустанавливающие документы на землю. После регистрации земли можно приступать к оформлению дома. Если дом возведен на участке ИЖС, то в Росреестр подаются: До 1.03.2018 года действует «дачная амнистия», что избавляет от необходимости подачи разрешения на строительство и разрешения на ввод дома ив эксплуатацию. Если нужно узаконить постройку на дачном или садовом участке, то процесс еще более упрощается. От заявителя потребуются документы на землю и декларация на постройку. В 2018 году процедура ввода дома в эксплуатацию более проста, чем до начала действия Градостроительного Кодекса РФ.

Комментарий к ст 55 грк рф

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СЕВАСТОПОЛЕ Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе © 1997 — 2018 PPT.RUПолное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных.

Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Коротко опишите суть ошибки (например: опечатка)и нажмите «Отправить» Сообщение отправлено.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа Статья 46.1.

Развитие застроенных территорий Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории Статья 46.4.

Договор о комплексном освоении территории Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья Статья 46.7. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья Статья 46.8.

Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Глава 4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Статья 30. Правила землепользования и застройки Статья 31.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки Статья 34. Порядок установления территориальных зон Статья 35. Виды и состав территориальных зон Статья 36. Градостроительный регламент Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Статья 38.

Ввести объект в эксплуатацию если не соответствует зона

Новый закон, приводит исчерпывающий перечень типов особых зон: их теперь 23 и никаких «иных». Помимо этого, для каждой зоны будут либо разработаны новые правила и порядок установления, либо доработаны уже существующие. А это значит — мы получим четкий механизм установления особых зон и внесения сведений о них в ЕГРН. Также закон решает проблему с возмещением убытков собственникам земельных участков, попадающих в зоны с особыми условиями использования. Теперь достаточно ответить на вопрос: что было раньше — построен объект капитального строительства или установлена охранная зона и обеспечен публичный доступ к сведениям о ее границах? Если первое, то в случае, когда объект не может ни при каких обстоятельствах на этом участке находиться, организация, в пользу которой установлена особая зона, возмещает все убытки связанные со сносом здания, включая упущению выгоду.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Анастасия Бахтина и Алексей Александров объясняют, можно ли передать объект капитального строительства в пользование другому лицу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.


Здание организацией построено, но не введено в эксплуатацию. Разрешение на строительство этого здания было получено. Здание планируется передать в безвозмездное пользование до оформления права собственности на него. Можно ли передать в безвозмездное пользование здание до регистрации права собственности на него?

Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ). Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, в свою очередь, подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, ст. 219 ГК РФ).

С другой стороны, передача вещи в безвозмездное пользование не устанавливает вещных прав на объект ссуды. Поэтому принципиальная возможность передачи объекта ссуды в пользование другому лицу не зависит от наличия вещных прав на него. Следовательно, обязательство передать вещь в пользование до возникновения права собственности на нее не является неисполнимым. Если же признать, что наличие права собственности на момент передачи вещи в ссуду является необходимым элементом ссудных отношений, что вытекает из п. 1 ст. 690 ГК РФ, обязательство по передаче материального объекта, не являющегося объектом вещных прав, следует считать возникающим не из договора ссуды, а из иного, непоименованного договора, заключение которого не противоречит закону в силу принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, п.п. 2, 4 ст. 421 ГК РФ).

Обратившись к судебной практике, можно заметить, что ранее, основываясь на приведенных положениях закона, суды зачастую признавали ничтожными договоры, направленные на передачу объекта капитального строительства во временное пользование другому лицу до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2011 N Ф07-3278/11, ФАС Московского округа от 15.02.2010 N КГ-А41/303-10, ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2010 по делу N А29-6054/2008).

Позднее в п. 11 постановления от 17.11.2011 N 73 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) свою позицию по данному вопросу изложил Пленум ВАС РФ, разъяснив следующее. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (кроме случаев, если для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство). Однако эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию является нарушением норм публичного права, не затрагивающим частноправовые отношения между участниками гражданского оборота. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды, поскольку закон не предусматривает такого основания недействительности сделок (как следует из п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, соответствующее толкование норм права является обязательным для арбитражных судов). Исключение предусмотрено законом только в отношении самовольных построек (п. 2 ст. 222 ГК РФ). Аналогичный подход иллюстрирует постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 9798/12.

Поскольку ссудные и арендные отношения имеют сходное правовое содержание (оба этих вида договора направлены на передачу вещи в пользование другому лицу), за исключением обязанности произвести встречное предоставление, указанная правовая позиция в полной мере может быть применена при разрешении споров, возникающих из договоров ссуды.

Основываясь на применении такого подхода к ссудным отношениям, следует признать, что отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не препятствует заключению договора ссуды в отношении возведенного объекта капитального строительства (за исключением случаев, когда такой объект представляет собой самовольную постройку) и не влияет на судьбу отношений, возникающих их этого договора (если объект ссуды соответствует условиям договора и назначению имущества, исполнение, заключающиеся в передаче не введенного в эксплуатацию объекта, должно тем не менее признаваться надлежащим). Однако с учетом отсутствия судебной практики, в которой бы прямо обсуждался рассматриваемый вопрос, следует констатировать, что его решение в случае возникновения спора будет в значительной степени зависеть от конкретных обстоятельств дела, а также от усмотрения суда.

Обратим внимание также на некоторую неясность, вытекающую из соотношения упомянутых ранее постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 9798/12 и п. 11 постановления от 17.11.2011 N 73. Если в первом отношения сторон по предоставлению в пользование объекта капитального строительства до его ввода в эксплуатацию не квалифицируются как арендные, то во втором из этих актов прямо упоминается об аренде как основании возникновения подобного рода отношений. В связи с этим нельзя исключить, что заключенный сторонами договор будет признан не договором ссуды, а непоименованным договором. Однако, как уже отмечено, закон не препятствует заключению договора, прямо не предусмотренного законом. Положения такого договора применяются постольку, поскольку они не противоречат императивным нормам закона (ст. 422 ГК РФ). В свою очередь, положений, которые бы запрещали заключение договора пользования не введенным в эксплуатацию объектом капитального строительства, действующий закон не содержит.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе