Если умирает кормилец семьи, некоторые родственники получают право на специальную помощь. Страховая пенсия по случаю потери кормильца выдается людям, которые находились у него на содержании. В законодательстве определено, кто именно вправе рассчитывать на получение такой пенсии, кто ее назначает и в каких размерах она выплачивается.
Под утерей кормильца принято понимать его смерть или пропажу без вести. Также возможно признание гражданина умершим судом.
Страховая пенсия, положенная при потере кормильца, – это регулярная выплата неработоспособным, в том числе несовершеннолетним, членам семьи усопшего гражданина, которые были его иждивенцами. Начисляется такая помощь от государства ежемесячно. Выплата положена в тех случаях, когда материальная помощь усопшего была основным и постоянным источником дохода для иждивенцев.
В расчете помощи учитывается индивидуальный заработанный пенсионный коэффициент (ИПК) и стаж умершего гражданина. Для назначения страховой помощи-пенсии, связанной с потерей кормильца, необходимо, чтобы соблюдалось 2 условия:
Оценку размера помощи проводят сотрудники Пенсионного фонда. Они должны вытребовать документы, подтверждающие содержание иждивенцев. Это может быть документация, свидетельствующая о совместном проживании, справка о доходах членов его семьи, различные квитанции, подтверждающие перевод средств. Если такие документы представить невозможно, то факт иждивения должен быть установлен в судебном порядке.
Доказывать иждивение несовершеннолетних детей умершего гражданина в соответствии с законодательством не требуется. Эта норма распространяется и на усыновленных детей.
Под нетрудоспособностью следует понимать:
Правом получать помощь, связанной с кончиной кормильца, обладают лишь некоторые категории граждан. К ним относятся следующие лица.
Сестры, внуки и братья усопшего человека могут быть признаны нетрудоспособными близкими родственниками кормильца, если у них нет трудоспособных родителей. Граждане, отбывающие наказание в специализированных учреждениях либо лишенные родительских прав, не избавляются от обязанности материально содержать детей.
Усыновленные дети и усыновители в соответствии с положениями Семейного кодекса приравниваются к родным. Мачехи, падчерицы, отчимы и пасынки вправе обращаться за назначением пенсии, но для них предусмотрены особые условия. Помощь будет начислена при смерти детей супруги (супруга), если мачеха, отчим воспитывали их более 5 лет. При смерти отчимов, мачех дети супругов получают пенсию наравне со сводными сестрами (братьями), при условии, что они находились на содержании и воспитании у таких лиц. Это необходимо подтвердить в порядке, установленном Правительством Федерации.
В законодательстве оговорены и исключения. Страховая пенсия не платится лицам, которые совершили умышленное преступное действие, ставшее причиной смерти кормильца. Это должно быть доказано через суд.
Разобравшись с понятием страховой пенсии по случаю потери кормильца, можно выяснять, куда и в какие сроки следует подавать заявление для ее назначения.
Обращаться для оформления данного вида помощи следует в любой момент после того, как возникло право на ее получение. Какие-либо ограничения по времени на законодательном уровне не установлены.
Соответствующее заявление следует написать в региональное подразделение Пенсионного фонда по адресу, где заявитель зарегистрирован. Подходит и временная прописка. Также обращаться можно в МФЦ. При отсутствии регистрации в регионе проживания можно обратиться по месту фактического жительства. Заявление должно подаваться лично либо через законного представителя.
Потенциальный получатель пенсии вправе направить обращение почтой. При этом днем подачи заявления будет считаться дата отправки, указанная на почтовом штемпеле. Также граждане могут заполнить заявление на официальном сайте ПФР, войдя в «Личный кабинет».
Право на пенсию сохраняется и у граждан, которые выехали за пределы Федерации и не имеют в России места жительства, подтвержденного регистрацией. Для ее получения следует направить соответствующее обращение почтой по адресу российского Пенсионного Фонда либо через портал ПФР.
Заявление в фонде рассматривается на протяжении 2 недель. Если гражданин обратился до истечения 12 месяцев с момента смерти, то назначается она со дня, когда кормилец умер. Если обращение было составлено позже, то пенсию начинают начислять за год до дня обращения.
Для начисления пенсии, назначаемой в случае утраты кормильца, необходимо предоставить определенную документацию.
Документы, которыми можно подтвердить длительность страхового пенсионного стажа, должны включать:
При необходимости донести дополнительные документы их следует подать в ПФР в течение 3 месяцев, отсчитывая от первого дня обращения. В этом случае датой подачи заявления будет считаться первое обращение.
Начисляется и выплачивается помощь, выдаваемая по потере кормильца, ежемесячно. Обратившийся самостоятельно может выбирать, каким образом он будет получать указанный вид пенсии: на дом, на банковский счет либо в кассе организации, занимающейся доставкой финансовой помощи.
Оформив помощь на счет в кредитно-финансовом учреждении, пенсионер вправе заказать карту, с которой можно будет снимать средства в банкомате или расплачиваться ей через терминалы. Также он вправе получать наличные в кассе банка.
Многие выбирают Почту России. Получить деньги можно в почтовых отделениях или заказать доставку на дом. В последнем случае пенсия будет приходить немного позже: дата назначается почтой в соответствии с разработанным графиком доставки. Если не получать пенсию на протяжении 6 месяцев подряд, то ее выплата приостанавливается. Возобновить получение средств можно, написав полагающееся заявление в Пенсионный фонд.
В Фонде можно также узнать, какие в вашем регионе компании занимаются доставкой пенсии, и написать заявление на выплаты через выбранную организацию.
Выясняя, выплаты в каком размере в 2017 году будут проводиться, следует обратить внимание на порядок начисления страховой пенсии. Величина пенсионного пособия состоит из непосредственно страховой части и выплаты в фиксированном размере.
Страховая пенсия для каждого умершего рассчитывается индивидуально. В расчетах учитывается ИПК и фиксированная выплата. ИПК зависит от того, какое количество пенсионных взносов внес работодатель усопшего на его открытый счет.
Величина фиксированной выплаты составляет 2279,47 руб. Ежегодно ее уровень возрастает. Величина роста зависит от установленного индекса инфляции за прошлый год. Некоторым категориям получателей назначают повышенную пенсию. К примеру, круглым сиротам платят ее в двойном размере. А граждане, проживающие в областях, где установлен зарплатный районный коэффициент, получают выплаты с его учетом.
Расчет проводится следующим образом:
Величина страховой пенсии = ИПК * СПК, где
СПК – значение коэффициента в денежном выражении;
ИПК – индивидуальный коэффициент кормильца.
Если умерший гражданин достиг возраста получения пенсии (или получил право на досрочную пенсию), но не обращался за ее назначением или отказался от нее, то его иждивенцы вправе претендовать на повышенный коэффициент.
Точный размер выплат могут рассказать лишь сотрудники Пенсионного фонда после анализа всех документов и проведения расчетов.
10.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца, ее функции и виды
Обобщая смысл определений пенсии в современном пенсионном законодательстве, можно придти к следующему выводу. С одной стороны, для пенсии по случаю потери кормильца действуют пять общих признаков, применимых ко всем видам пенсии: 1) периодичность выплаты; 2) выплата из ПФР или федерального бюджета; 3) государственно-правовой характер; 4) учет трудового вклада гражданина и социального фактора; 5) соизмеримость размера пенсии с заработком гражданина. В то же время пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе. В первую очередь, это связано с тем, что если субъектами обеспечения пенсиями по старости или инвалидности являются граждане, достигшие пенсионного возраста и инвалиды, то в пенсионном обеспечении но случаю потери кормильца появляется новый субъект обеспечения - члены семей, что влечет за собой возникновение специфических черт, присущих только данному виду пенсии. Таким образом, пенсии по случаю потери кормильца полностью отвечают таким признакам, свойственным пенсиям вообще, как периодичность выплаты, выплата из ПФР и федерального бюджета, государственно-правовой характер. Однако при учете трудового вклада гражданина и социального фактора принимается во внимание трудовой вклад не самого получателя пенсии, а умершего кормильца. При этом социальный фактор касается получателей пенсии - членов семьи умершего кормильца. Как видно из изложенного, в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца речь идет о двух субъектах: 1) кормильце, которого на день решения вопроса о назначении пенсии уже нет в живых (либо он объявлен судом умершим или безвестно отсутствующим); 2) членах семьи умершего кормильца. При этом юридические факты как условия возникновения права на пенсию относятся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи.
Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органами ЗАГС, или устанавливается судом. Если судом устанавливается факт безвестного отсутствия гражданина, то свидетельство о смерти не оформляется, основанием для назначения пенсии будет служить решение суда, вступившее в законную силу.
Для назначения пенсии необходимо, чтобы кормилец в прошлом осуществлял трудовую деятельность, был индивидуальным предпринимателем и т.д. (иными словами подлежал обязательному пенсионному страхованию), либо проходил военную или правоохранительную службу. Что касается членов семьи, то они должны: 1) входить в круг членов семьи, установленный соответствующим Федеральным законом; 2) как правило, быть нетрудоспособными; 3) находиться на иждивении кормильца.
Следующий специфический признак данного вида пенсии - срок, в течение которого она выплачивается. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на время нетрудоспособности членов семьи или пожизненно.
Еще один важный отличительный признак - целевое предназначение пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца является для членов семьи основным или одним из основных источников средств существования получателей этой пенсии.
Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца - ежемесячная денежная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца при наличии предусмотренных законодательством условий, касающихся как умершего гражданина, так и членов его семьи. Пенсия соизмеряется с заработком умершего гражданина, назначается на время нетрудоспособности членов его семьи или пожизненно и является основным или одним из основных источников средств их существования.
Значение пенсии по случаю потери кормильца в жизни общества проявляется в ее функциях. Функции пенсии по случаю потери кормильца сродни функциям пенсий по старости и по инвалидности. Следует выделить следующие функции: обеспечительную, защитную, компенсационную, воспроизводства рабочей силы, социально-психологическую.
Пенсии по случаю потери кормильца можно подразделить на три основных вида (классификация произведена по двум основаниям: 1) нормативный правовой акт; 2) субъект обеспечения):
1) по Закону о трудовых пенсиях:
а) пенсии по случаю потери кормильца семьям застрахованных лиц;
2) по Закону о государственном пенсионном обеспечении:
а) пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих по призыву;
б) пенсии по случаю потери кормильца семьям граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф;
в) пенсии по случаю потери кормильца семьям граждан из числа космонавтов;
3) по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих:
а) пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих по контракту;
б) пенсии по случаю потери кормильца семьям сотрудников правоохранительных органов.
§ 16.1. Понятие пенсий по случаю потери кормильца
В иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед наукой, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата. Как справедливо отметил Алексеев С.С., «юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя» .
Нам думается, что понятия «пенсия», «пенсия по случаю потери кормильца» целесообразно рассматривать в одной логической цепочке.
Среди видов социального обеспечения граждан республики основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio - платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью . Действительно, пенсия есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.
В юридической литературе высказано мнение о том, что пенсия - это ежемесячные выплаты алиментарного характера за счет средств Фонда социальной защиты населения . Думается, что указанное понятие не содержит полный комплекс юридических признаков указанного правового института и не в полной мере отражает конструкцию состава права на пенсионное обеспечение. Среди элементов конструкции юридического состава права на пенсионное обеспечение в связи с возникновением того или иного жизненного обстоятельства в данном определении содержатся только следующие элементы: алиментарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пенсионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат.
В свою очередь учёные Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют пенсию как ежемесячную периодическую выплату, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца . Подобной же позиции в определении понятия пенсии придерживаются Харин К.С. и Беребина О.П. . В данном случае определение содержит указание на назначение пенсионных выплат (материальное обеспечение определенных категорий граждан) и ежемесячную периодичность пенсионных выплат.
Названные авторы, выделяя в качестве основания приобретения права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как достижение пенсионного возраста, инвалидность при условии длительного времени занятия определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии - при отсутствии права на социальную пенсию.
Из сказанного можно заключить, что авторы не считают пенсиями выплаты, право на которые не связано с осуществлением в течение определенного срока профессиональной деятельности лицом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица. Исходя из такой позиции, социальные пенсии следует признать пособиями. Позиция названных авторов представляется тем более нелогичной, что они не отрицают существования института социальной пенсии, определяя ее как пенсию, установленную для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не «заработали» трудовую пенсию. Таким образом, применение признака осуществления в течение длительного срока профессиональной деятельности лицом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица представляется целесообразным только при определении понятия «трудовая пенсия».
Следовательно, одной из черт трудовой пенсии является её связь с прошлой общественно полезной деятельностью самого пенсионера или кормильца. С данным обстоятельством тесно связан и общий порядок определения размера пенсий. Как правило, он соизмеряется с получаемым ранее заработком. Несомненно, признаком пенсии является и детальное регулирование в централизованном общегосударственном масштабе всех параметров такой выплаты - условий обеспечения этого рода выплатами, уровня по отношению к прошлому заработку, минимальных и максимальных размеров и т.д. Именно данный признак превращает пенсию в правовую категорию .
В Законе «О пенсионном обеспечении» выделены два вида пенсии по случаю потери кормильца: трудовая и социальная. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семьи, чей кормилец в период работы или занятия иными видами деятельности подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на социальную пенсию. В ст. 72 вышеназванного Закона четко определен круг лиц, имеющих право на социальную пенсию: инвалиды, в том числе инвалиды с детства; лица, достигшие возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет; дети - в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет . Социальная пенсия по случаю потери кормильца, в отличие от трудовой, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается дифференцированно в твердой сумме, но для каждой категории граждан, их получающих. Именно в этом и состоит характерная особенность социальных пенсий по случаю потери кормильца .
В Законе «О пенсионном обеспечении» исследуемый вид пенсионного обеспечения именуется как «пенсии по случаю потери кормильца», тогда как Конституция Республики Беларусь гарантирует социальное обеспечение в случае потери кормильца . Нам думается, что предлоги «в» и «по» несут различную смысловую нагрузку. В частности, предлог «в» в толковом словаре русского языка имеет значение как «обозначение момента времени», а предлог «по» как «указание на время после чего-нибудь» . Более логично, на наш взгляд, предлог «по» отражает временной этап, после наступления которого гражданину гарантируется пенсионное обеспечение (смерть кормильца - после ее наступления - пенсия), а не момент смерти - пенсия. Как видим, отметил профессор Бала-шенко С.А., качественный анализ законодательства указывает, что некоторые действующие нормы противоречат Конституции . Следовательно, необходимо унифицировать данные нормы, чтобы в правоприменительной практике отсутствовало двойное толкование, что в конечном итоге скажется на качестве реализации права граждан на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.
Профессор Гущин И.В. выделяет следующие характерные признаки трудовой пенсии по случаю потери кормильца: 1) ежемесячные денежные выплаты; 2) выплаты алиментарного характера; 3) выплаты из Фонда социальной защиты или государственного бюджета; 4) назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего; 5) выплаты лицам, состоящим на иждивении умершего; 6) выплаты в размерах, зависящих от прошлого заработка кормильца . Приведенные выше (п. 4-6) признаки различия понятий «пенсия» и «пенсия по случаю потери кормильца» правомерны. В то же время они тесно взаимосвязаны с общими (п. 1-3) признаками понятия «пенсия». Аналогичное сущностное определение трудовой пенсии по случаю потери кормильца закреплено и в российском пенсионном законодательстве .
Определяющим признаком в понятии трудовые пенсии по случаю потери кормильца является то, что потеря кормильца есть основание для пенсионной алиментации граждан, конечно, в сочетании с трудовым и страховым стажем.
Понятием алиментарности пенсий по случаю потери кормильца пользовались Андреев В.С., Ачаркан В.А. и другие авторы . При этом большинство авторов к числу алиментарных относили все виды социального обеспечения, которыми граждане бывшего Союза ССР обеспечивались в установленных случаях за счет средств общественных фондов потребления. Однако стоит не согласиться с мнением Ачаркана В.А., который к числу алиментарных относил лишь немногие виды социального обеспечения, отрицая алиментарный характер большинства других. Он полагал, что чисто алиментарным обеспечением являются лишь выплаты за счет средств социального обеспечения лицам, не имеющим права на государственные пенсии, при отсутствии у них источников доходов и родственников, обязанных по закону их содержать . Говоря о природе обеспечения граждан пенсиями по случаю потери кормильца за счет средств общественных фондов потребления, Александров Н.Г. и Зайкин А.Д. подчеркивали, что это обеспечение осуществляется на принципе социально-алиментарного обеспечения в случае смерти кормильца». Ученые Андреев И.С.
С учетом этой особенности некоторые общие признаки трудовых пенсий применительно к рассматриваемому виду проявляются специфически. Так, размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца зависят не от заработка или другого дохода обратившегося за пенсией (что типично для большинства трудовых пенсий), а от заработка умершего кормильца. Зависимость размера пенсии от заработка представляет собой лишь один из методов дифференциации пенсионного обеспечения, отмечал Я.М. Фогель .
Как видно из приведенных примеров, в юридической литературе авторами раскрывается лишь понятие потери, понятие же кормильца не рассматривается. Согласно ст. 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца не возникает, пока человек не умер или не пропал без вести, если факт смерти (безвестного отсутствия) не установлен в судебном порядке . Но вместе с тем речь идет не просто о факте смерти. Смерть лица, которое не может быть отнесено к числу кормильцев, не порождает и права на пенсионное обеспечение. Более того, для пенсионного обеспечения важно не то, что наступила смерть, а то, что не стало именно кормильца.
Фактически понятие «кормилец» является антонимом понятия «иждивенец». Понятие «иждивенец» дается законодателем в статье 36 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», согласно которой иждивенцами считаются члены семьи кормильца, «если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию».
В социально-экономическом аспекте кормилец - это лицо, за счет индивидуальных доходов которого содержатся другие лица - его иждивенцы. Социально-экономическое понимание категорий кормильца и иждивенца обусловливает и правовое регулирование отношений между ними. Признание отношений иждивения юридически значимыми находит отражение в разных отраслях права. Сравнительно-правовой метод исследования норм одних правовых отраслей для возможно более полного их учета в других представляется перспективным, т.к. нацелен на усиление внутренней согласованности права в целом и позволяет отказаться от ненужных противоречий.
Теоретические исследования правового понятия кормильца невозможны без обращения к нормам семейного права. В семейном законодательстве закладываются понятия: реального кормильца, имеющего и осуществляющего обязанности по содержанию лиц, с которыми он связан семейно-правовыми отношениями; бывшего кормильца, выполнявшего свои обязанности и освобожденного от таковых в дальнейшем; будущего кормильца, которому предстоит в дальнейшем принять на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных иждивенцев.
Наличие отношений «иждивенец-кормилец» отражены и в гражданском законодательстве (при наследовании, а также при возмещении вреда, причиненного смертью кормильца) . Как правильно, на наш взгляд, отмечал Малеин Н.С., институты пенсионного обеспечения, алиментирования, наследования, также и институт возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, служат делу материального обеспечения граждан .
Проведенный анализ показывает, что имеются объективные предпосылки для большего согласования терминологии пенсионных норм с нормами других отраслей права при регулировании сходных правовых институтов. Нам думается, что кормилец - это лицо, заработная плата или иной доход которого являлся, мог или должен был являться основным (либо одним из основных) и постоянным источником средств существования другого лица, связанного с кормильцем определенными семейно-правовыми или иными отношениями. Необходимость же пенсионного обеспечения при потере кормильца обусловлена существенным ухудшением жизненного уровня реального или потенциального иждивенца и невозможностью повышения этого уровня иным путем.
Представляется, что понятие трудовых пенсий по случаю потери кормильца следует определять, исходя из функций и задач указанного института социальной защиты, а также элементов, отличающих пенсии от иных выплат, связанных с потерей трудоспособности. В данном случае следует отметить, что нетрудоспособность может быть не только фактической, но презюмируемой. Фактически нетрудоспособными являются инвалиды первой и второй групп; нетрудоспособность лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и детей до 18 лет презюмируется. Указанный термин в первую очередь характерен для приобретения права на пенсионное обеспечение по возрасту. Понятие приобретения прав на пенсионное обеспечение по возрасту связано с предполагаемым ограничением трудоспособности, основанном на возрастных особенностях человеческого организма. Однако достижение пенсионного возраста на практике не всегда соответствует снижению трудоспособности. Как в свое время справедливо указывал Козлов А.Е., несмотря на то, что «нетрудоспособность является одним из основных понятий, позволяющих раскрыть характер и содержание пенсии по возрасту», указанные пенсии «назначаются исходя из «презумпции» нетрудоспособности гражданина, независимо от проверки индивидуальной нетрудоспособности» . По аналогии можно отметить, что нетрудоспособность лица, не достигшего 18-летнего возраста, является не фактической, а презюмируемой. Так, в соответствии со ст. 272 ТК Республики Беларусь трудовой договор с гражданином может быть заключен при условии достижения им 16-летнего возраста, а в определенных случаях - 14-летнего возраста . В данном случае законодателем установлен возраст, который на основе учета психофизического развития подростков принято считать возрастом приобретения ограниченной (от 14 до 16 лет), а затем и полной (старше 16 лет) трудоспособности.
Многогранность понятия «пенсия по случаю потери кормильца» исходит из особой социальной значимости данного вида пенсионного обеспечения, поскольку в качестве субъектов пенсионной алиментации выступает особый контингент граждан - дети, престарелые, инвалиды.
Трудовая пенсия - это прежде всего государственная пенсия, ибо она устанавливается законом и выплачивается за счет средств, находящихся в распоряжении государства. Ее назначение - материальное обеспечение человека при наступлении определенных событий - страховых случаев. Компенсация утраченного заработка или иного дохода - всего лишь способ определения размера пенсии, исчисление ее на основе прошлого заработка. Вместе с тем определяя понятие трудовой пенсии по случаю потери кормильца, нельзя нивелировать новый правообразующий юридический факт в юридическом составе, порождающем право на данный вид пенсии, такой как страховой стаж.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата алиментарного характера, которая предназначена для материального обеспечения презюмируемо или фактически нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношениями родства, свойства и фактического иждивения, не основанного на этих отношениях, обусловленная определенной продолжительностью трудового стажа и уплаты кормильцем страховых взносов, назначаемая в размере, зависящем от прошлого заработка кормильца.
142 Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2 т. / С.С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1982. - Т. 2. - 360 с.
143 Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. - Минск: Амалфея, 2002. - 512 с.
144 Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. И.В. Гущина. - Новополоцк: ПГУ, 2000. - 344 с.
145 Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М.: БЕК, 2001. - 576 с.
146 Харин, К.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие: в 2 ч. / К.С. Харин. - СПб.: ГУ АП, 2000. - Ч. 1. - 360 с.
147 Беребина, О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состоя ние и перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / О.П. Беребина // МГЮА. - М., 1999. - 24 с.
148 Тучкова, Э.Г. Новое законодательство о социальном обеспечении / Э.Г. Тучкова, М.Л. Захаров. - М.: Знание, 1992. - 159 с.
149 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596- XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела
150 Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. И.В. Гущина. - Новополоцк: ПГУ, 2000. - 344 с.
151 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 1 7 апр. 1 992 г., № 1596-XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 107. - 2/1046.
152 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Рос. Академия наук, Институт русск. яз. им. В.В. Виноградова; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
153 Балашенко, С.А. Организационно-правовые проблемы государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе реформирования обще ства / С.А. Балашенко // Система права и законодательства Республики Бела русь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практ. конф. - 26- 27 апр. 1999 г., Гродно / гл. ред. И.В. Гущин. - Гродно: ГрГУ, 1999. - С. 152-156.
154 Гущин, И.В. Право социального обеспечения Республики Беларусь: учеб. пособие / И.В. Гущин, С.В. Агиевец. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 332 с.
155 Об трудовых пенсиях в Российской Федерации: Закон Российской Федера ции, 17 декабря 2001 г., № 173-ФЗ (в ред. от 14.02.2005 г., № 3-ФЗ) // Собрание русь. - 2004. - № 107. - 2/1046.
168 Кодекс о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-3 (в ред. Закона от 09.12.2004 г., № 348-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 195. - 2/1097.
169 Гражданский кодекс Республики Беларусь // Нац. реестр прав. информа ции Респ. Беларусь. - Минск, 1999. - 512 с.
170 Малеин, Н.С. Ответственность за причинение смерти кормильцу / Н.С. Ма леин. - М.: Госюриздат, 1960. - 89 с.
171 Козлов, А.В. Социальное обеспечение в СССР / А.В. Козлов. - М.: Наука, 1981. - 184 с.
172 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июля 1999 года; одобр. Советом Республики 30 июня 1999 г. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2000. - 240 с.
Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые в случае потери кормильца нетрудоспособным членам семьи, находящимся на его иждивении.
Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
Таким образом, основанием для назначения пенсии является смерть кормильца или безвестное отсутствие (ст. 54 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» - семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке, т. е. в порядке ст. 45 ГК РФ. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы.
Право на пенсию по случаю потери кормильца закреплено в Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в ОВД и их семей», ст. 28-42, Законе «О государственных пенсиях в РСФСР» ст.ст. 50-76, и отличаются по кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, по основаниям, условиям и размерам назначаемой пенсии.
В юридическом составе, влекущем возникновение правоотношений в связи с назначением данного вида пенсий, выделяют юридические факты, относящиеся к самому кормильцу и к членам его семьи.
По Закону «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года пенсия по случаю потери кормильца относится к одному из видов трудовых пенсий (ст. 3 Виды пенсий). Поэтому, как правило, условием ее назначения является наличие у умершего (безвестно отсутствующего) кормильца трудового стажа.
Требование к продолжительности трудового стажа зависит от причин смерти кормильца:
а) если смерть наступила в результате трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы или заболевания, полученного в период воинской службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от продолжительности трудового стажа;
б) если - вследствие общего заболевания, то пенсия назначается, если ко дню смерти кормилец имел общий трудовой стаж такой продолжительности, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности (см. ст. 29 Закона № 340-1). Условия, определяющие право на пенсию на общих основаниях (ст. 26 Закона №340-1): до 20 лет - независимо от продолжительности общего трудового стажа, до 23 лет - не менее 1 года, 23 и старше - 1 год трудового стажа с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.
Семьям граждан, умерших вследствие общего заболевания и не имевших трудового стажа необходимой продолжительности, пенсия по случаю потери кормильца назначается как пенсия при неполном трудовом стаже (ст. 61).
При отсутствии трудового стажа может быть назначена социальная пенсия.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.
В ст. 50 Закона № 340-1 указан перечень лиц, которые считаются нетрудоспособными членами семьи:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей.
Пасынки и падчерицы имеют право на пенсию наравне с родными детьми (ст. 52).
Учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на пенсию до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет (ст. 51 Закона),
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 (мужчины) или 55 (женщины) лет, либо являющиеся инвалидами.
Отчим и мачеха имеют право на пенсию наравне с отцом и матерью, при условии, что они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет (ст. 52),
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает,
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Члены семьи считаются состоявшими на иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Признаки нетрудоспособности: ограничение жизнедеятельности, т. е. инвалидность одной из трех групп, невозможность заниматься трудовой деятельностью в связи с необходимостью ухода за детьми, возраст. Нетрудоспособность должна наступить - до смерти кормильца либо до объявления его судом умершим или безвестно отсутствующим.
Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится органами социальной защиты на основании имеющихся документов (например, квитанции о почтовых переводах...), при отсутствии документов - судом в порядке особого производства (гл. 27 ГПК РСФСР. Установление фактов, имеющих юридическое значение. Ст. 247 ч. 2 п. 2 установление факта нахождения лица на иждивении).
Родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источник к существованию.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца не требуется доказательства факта иждивения следующим категориям:
а) детям (ст. 53),
б) лицам, осуществляющим уход за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет (п. «в» ст. 50 ч. 2),
в) родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы (ст. 50 ч. 3).
Для пенсионного обеспечения детей не имеет значения факт, что отец проживал отдельно от детей и фактически не оказывал им никакой помощи, что ребенок родился после смерти отца или что мать ребенка умерла при родах и т. д.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается на общих основаниях и на основаниях, установленных для семей военнослужащих.
На общих основаниях, если смерть наступила вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания (ст. 57 ФЗ-340-1).
Для семей военнослужащих - если смерть наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период воинской службы или не позднее трех месяцев после увольнения с воинской службы, либо позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы. При этом следует иметь в виду, что пенсии семьям лиц, проходивших военную службу по призыву, назначаются на основании Закона РФ от 20 ноября 1990 г. (№340-1), а семьям офицеров, прапорщиков, мичманов, а также служащих по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. (№4468-1).
Под потерей кормильца
понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с ГК РФ.
Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности.
Установление степени родства осуществляется по нормам семейного законодательства. На равных основаниях с родными детьми право на пенсию имеют усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы.
Понятие «нетрудоспособность» охватывает такие разнородные явления, как: ограничение трудоспособности, т.е. инвалидность одной из трех степеней; невозможность заниматься трудовой деятельностью в связи с необходимостью ухода за детьми до 14 лет; презумпция нетрудоспособности по возрасту – до 18 лет (учащиеся до 23 лет) и после достижения мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет.
К категории учащихся относятся члены семьи моложе 23 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
за исключением учреждений дополнительного
образования.
Образовательным считается учреждение, осуществляющее обучение по одной или нескольким образовательным программам и (или) обеспечивающее содержание и воспитание. Законодательством установлено 4 типа образовательных учреждений:
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- специальные (коррекционные) для лиц с отклонениями в развитии;
- для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
В структуре указанных типов учреждений создаются различные виды образовательных учреждений. Например, к учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище, профессиональный лицей, вечернее (сменное) профессиональное училище.
Учреждениями дополнительного
образования являются: курсы повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, станции юных техников и натуралистов и т.п.
Тип и вид образовательного учреждения определяется на основании его Устава.
Студенты должны усвоить, что юридическое значение придается не типу или виду образовательного учреждения, а форме обучения
, т.к. согласно ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ в круг нетрудоспособных членов семьи входят только учащиеся очной формы обучения. Получение образования по заочной или очно-заочной форме обучения права на пенсию не дает, даже если учащийся фактически не работает. Не считаются учащимися курсанты высших учебных заведений МВД РФ и Минобороны РФ, поскольку они являются военнослужащими.
Граждане РФ, не достигшие 18 лет, имеют право на пенсию и в случае обучения за границей независимо от регистрации по месту жительства. Граждане РФ старше 18 лет, обучающиеся в иностранных учебных заведениях (кроме государств – бывших республик СССР), имеют право на пенсию только при условии направления на учебу в соответствии с международным договором РФ. При обучении в бывших республиках СССР право на пенсию сохраняется.
Важно отметить, что братья, сестры и внуки умершего кормильца приобретают право на пенсию только в том случае, если не имеют трудоспособных родителей, обязанных по закону их содержать. Согласно Семейному кодексу РФ лишение родительских прав, а также отбывание наказания в местах лишения свободы, не освобождает родителей об обязанности содержать своих детей.
Нетрудоспособность должна наступить до смерти кормильца, либо до объявления его судом умершим или безвестно отсутствующим.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится территориальными органами ПФР на основании имеющихся документов (например, справки жилищных органов или органов МСУ о совместном проживании, справки о доходах членов семьи, квитанции о почтовых переводах и др.). При отсутствии документов факт иждивения может устанавливаться судом.
Продолжительность иждивения, как правило, значения не имеет. Исключение предусмотрено для отчима и мачехи. Они приобретают право на пенсию, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
Иждивение детей (в том числе усыновленных) предполагается и не требует доказательств. Например, для пенсионного обеспечения не имеет значения тот факт, что отец проживал отдельно от детей и фактически не оказывал им никакой помощи, что ребенок родился после смерти отца или что мать ребенка умерла при родах и др.
Но дети, объявленные полностью дееспособными, должны подтвердить факт иждивения.
Если смерть кормильца наступила в результате совершения им умышленного преступления или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (т.е.самоубийства), то права на трудовую пенсию у его нетрудоспособных иждивенцев не возникает. Они могут претендовать лишь на социальную пенсию. Трудно согласиться с позицией представителей ПФР, считающих, что данная норма обусловлена страховым характером пенсионной системы (Зурабов М.Ю. (общ.ред.). Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. М: Норма, 2007. С.451-453.)
. Вряд ли можно считать справедливым возникновение неблагоприятных имущественных последствий у лиц, не совершавших виновных действий. Кроме того, если умерший кормилец работал, и за него уплачивались взносы, служащие основой для расчета трудовой пенсии, то не ясно, почему законодатель лишил его иждивенцев права на трудовую пенсию, финансовые средства для выплаты которой уже сформированы.
Совершенно иная ситуация возникнет, если сами иждивенцы убьют кормильца. В этом случае лишение их трудовой пенсии будет социально оправданным.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
– это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
Студентам следует знать, кому из членов семьи и при каких условиях предоставляется право на пенсию независимо от факта иждивения, уметь раскрыть понятие «иждивения».