Социальные слои общества. Представители социальных слоев. Контрольные вопросы и задания

Социальные слои общества. Представители социальных слоев. Контрольные вопросы и задания

Обращение Руси в христианство, по всей вероятности, происходило непросто, совсем не так, как утверждают в летописях монахи летописцы. Например, в "Житии блаженнаго Володимира" сказано: «Повелел рубити церкви и поставляти по местом, идяже стояху кумиры. И постави церковь св. Василия на холме, идяже стояще кумир Перун и прочии, идяже творяху потребе князь и людье. И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом. … и всю землю русскую исторже из уст диавол и к Богу приведе и к свету истинному. … и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы сокруши. … и честными иконами церкви украси.»

Приведу отрывок из Иокамивской летописи: "В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. ...Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до вора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем."

Как это похоже на то, как коммунисты в 20-50-е годы ХХ столетия боролись с христианством в СССР! Прошло более 1000 лет, а методы обращения в новую веру остались прежние - "мечом и огнем!".

Мне задали вопрос, почему викинги не грабили Русь и привели в пример многие страны на которые они нападали.

«Это Франция. Еще были Англия, Ирландия, Италия, Испания и нигде никакие пороги и засады лучников им не помешали... Нигде, кроме Гардарики? Меня давно занимает этот вопрос - ее-то чего скандинавы не грабили? В ее географическую неуязвимость и абсолютную непобедимость древнерусских витязей, извините, не верю. Хотелось бы знать ваше мнение».

Действительно, есть парадокс – подробно описаны и засвидетельствованы военные компании норманнов на западе, но нет таких же свидетельств о Руси.

По вопросу «грабили или нет» у норманистов нет однозначного мнения.

Часть из них считает, что, конечно же, шведы грабили и даже «подчиняли себе племена славян и финнов». Доказательством чаще всего служат цитаты из саг о военных действиях на востоке (в которых Русь не упомянута) и утверждение «датчане грабили западную Европу, следовательно, шведы грабили восточную», которое не является корректным с точки зрения логики. Это два разных племени с разным уровнем развития, разной политической обстановкой и численностью; места действия тоже разные. О военных походах норманнов известно очень много, это были серьезные мероприятия, принесшие славу участвовавшим конунгам, и их имена сохранены в сагах, а походы описаны и в синхронных источниках других стран.

А что по Руси? В Исландских сагах описаны четыре конунга, путешествующие на Русь, – Олав Трюггвасон, Олав Харальдсон с сыном Магнусом и Харальд-Суровый. Все они на Руси прячутся, а когда возвращаются, то их иногда не узнают. Есть еще Скальдические висы (особые восьмистишья).

Из приведенных в «Круге земном» Снорри Стурлусона 601 скальдических строф только 23 посвящены путешествиям на восток. Из них только одна говорит о нападении на Русь – разрушении Альдейгьи (Ладоги) ярлом Эйриком, которое датируется обычно 997 годом. А так основным объектом грабительских набегов скандинавов (на другие темы скальды обычно не писали, в «Круге земном» около 75 процентов вис – о войне) предстает Прибалтика». Еще есть прядь об Эймунде, который поплыл на Русь наниматься к Ярославу. Есть Ингвар путешественник, есть скандинавы, плывущие наниматься в Царь-град в варангеры, но нет завоевателей.

Таким образом, из скандинавских источников известно одно нападение на Ладогу, произошедшее через 100 лет после Рюрика. В летописях нападения скандинавов неизвестны, археологические доказательства военной экспансии тоже отсутствуют.

Поэтому другая (большая) часть норманистов говорит о «мирной экспансии скандинавов». Что, мол, те приходили и мирно подчиняли отсталые племена, торговали, и вообще организовывали. Правда опять непонятно, почему в одной части света грабили, а в другой были сама скромность, да еще при этом местные племена, не сильно отличающиеся от скандинавов по уровню развития и вооружению, но значительно превосходящие их по численности, вот так спокойно отдавали земли и власть в чужие руки.

Многие вообще не заморачиваются и упоминают одновременно как «завоевание и подчинение» так и «мирную экспансию».

Давайте разберемся, почему же викинги не нападали на Русь, и в частности на Новгород. Почему они не оставили в истории следов военной экспансии в Восточной Европе.

Викинги, - это пираты, а разграбления городов норманнами, - это уровень уже не просто «пиратской шайки», а нескольких сильных конунгов, за которыми готовы потянуться крупные силы. Поэтому, когда мы говорим о разграблении европейских городов, не совсем корректно называть грабителей викингами. Если бы вы назвали уважаемого конунга викингом, то есть пиратом, сразу бы стали короче на голову – викингов знаменитые конунги побеждают еще юношами в самом начале своей биографии. Но даже и для конунгов единственной верной тактикой была скорость и внезапное нападение. Вступать в затяжной бой с местными войсками непрактично, просто потому что ты далеко от своих баз и подкрепления. Осады городов, и массовые сражения конечно же тоже были, например очень долгая но безуспешная осада Парижа. Но основа военной тактики викингов это триада: набегание, ограбление, отбегание.

Вот вам иллюстрация к приведенным выше тезисам из круга земного, «Сага об Олаве Святом» , VI глава.

«Той же осенью в шведских шхерах у Шхеры Соти Олав впервые был в битве. Там он сразился с викингами. Их предводителя звали Соти. Людей у Олава было меньше, но корабли у него были больше. Олав поставил свои корабли между подводными камнями, так что викингам было нелегко к ним приблизиться, а на те корабли, которые подходили ближе, люди Олава набрасывали крюки, подтягивали их и очищали от людей. Викинги недосчитались многих и отступили».

Олав, - не просто морской разбойник, это крупный конунг, будущий король Норвегии. Сражение Конунга с пиратами – одна из типичных черт саг, что-то вроде литературного приема. Через некоторое время Олав организовал поход в восточные земли. Саги обычно не рассказывают о поражениях, но иногда делают исключения. Цитата из главы IX:

«Потом Олав конунг поплыл назад в Страну Финнов, высадился на берег и начал разорять селения. Все финны убежали в леса и увели с собой весь скот. Конунг двинулся тогда вглубь страны через леса. Там было несколько поселений в долинах, которые называются Хердалар. Они захватили там скотину, какая была, но из людей никого не нашли. День клонился к вечеру, и конунг повернул обратно к кораблям. Когда они вошли в лес, со всех сторон появились люди, они стреляли в них из луков и теснили их. Конунг велел закрыть его щитами и обороняться, но это было нелегко, так как финны прятались в лесу. Прежде чем конунг вышел из леса, он потерял многих людей, а многие были ранены. Конунг вернулся к кораблям вечером. Ночью финны вызвали колдовством непогоду, и на море поднялась буря. Конунг приказал поднять якорь и поставить паруса и ночью поплыл против ветра вдоль берега, и, как потом это часто бывало, удача конунга была сильнее колдовства. Ночью им удалось пройти вдоль Балагардссиды и выйти в открытое море. И пока корабли Олава шли вдоль берега, войско финнов преследовало их по суше».

Причем заход «вглубь страны через леса » длился меньше светового дня, вместе с высадкой, грабежом, боем и отступлением. Но даже такое углубление позволило местным, знающим местность, устроить ловушку и нанести значительный урон. Викинги, как это почему-то любят представлять, не были «машинами для убийства» и «непобедимыми воинами». От любых других воинов того времени они не сильно отличались, хотя их воинские традиции и соответствующая религия очень помогали в военном деле, но по уровню вооружения и защиты скандинавы даже уступали, например, франкам или славянам, просто в силу неразвитости собственной металлургии и кузнечного дела.

Именно тактика «блицкрига», стремительного и смелого нападения, позволяла им достигать отличных результатов. В итоге это вынуждало местных нанимать себе скандинавов для защиты от них самих же. За то время, пока местные протирали глаза и собирали войско, нанятые норманны были способны догнать и навалять. В затяжных же боях на чужой территории с сильным противником норманны в итоге часто проигрывали. Так было, например и при осаде Парижа, когда осажденные наконец дождались подмоги. Или при нападении на Севилью, когда сожгли половину кораблей нападавших.

«Однако, военная деятельность скандинавов была исходным толчком для их «освоения» Западной Европы. Неслучайно набеги скандинавов на государство франков завершились выделением им территории современной Нормандии в обмен на охрану от других «искателей легкой добычи». Аналогичная ситуация сложилась и на территории Англии, где образовалась «область датского права», жители которой были скандинавами (преимущественно датчанами), и, в обмен на разрешение проживать на захваченной территории, были обязаны защищать побережье англосаксонских государств от набегов викингов. Аналогичным образом - наймом отдельных скандинавских военных дружин - защищали свои берега и ирландские королевства».

Добавлю к этому перечню Сицилийское королевство норманнов, хотя вопрос о количестве там скандинавов меня занимает, как и то, зачем они плыли на другой конец Европы. Давайте немного подробнее рассмотрим военную деятельность скандинавов в 8-12 веках.

Мы видим устоявшуюся модель поведения – набеги на побережье на небольшую глубину (отмечено светло-желтым), и заход в судоходные реки для атак на крупные города. Причем, норманны не захватывали контроль над этими городами, цель – военные трофеи, а для поселений морской народ предпочитал морское побережье. Постоянные набеги вынуждали местных либо отступать с побережья, и подчиняться, либо нанимать скандинавов, либо строить свой флот. Цифрой 1 отмечены земли, захваченные норманнами, в первую очередь датчанами. Вполне логично – плыть недалеко и через открытое море. Почему не заселили юг, который гораздо ближе Британии? Потому что там сидели славяне, у которых тоже были корабли и франкские мечи. На славян конечно тоже нападали, в отдельные периоды заставляли платить дань, разрушали города. Причем сложные были отношения, например одна часть славян могла напасть на другую часть вместе с датчанами. А руяне вообще были настолько серьезными ребятами, что их особо не трогали, а во время крестового похода 1147 года против ободритов, руяне помогли братьям по вере и разбили датский флот. Некоторые провинции Дании платили руянам дань, за что король Вальдемар I таки захватил Аркону несколькими годами позже в 1168.

Ладно, с данами и прочими норвежцами более-менее разобрались. А куда свой викингский пыл направили шведы? А они, брали пример со своих молочных братьев и точно так же двигали через море на побережье, только на восток, а не на запад.


Карта из труда «История Швеции», где отвественным редактором и автором абсолютного большинства статей является известный шведский медиевист Дик Харрисон (Лундский университет). Под картой подпись: Sverige i slutet av 1200 – talet. Выходные данные: Sveriges historia. 600–1350. Stockholm – Nordstedts. 2009. S. 433.

Это сейчас нам просто закрасить зелененьким на территории Финляндии, а шведам для этого потребовалось 490 лет, со времен Рюрика. Долго, потому что финны ребята хоть и небогатые но и непростые. Они первые кто начал рыбачить на балтике. Финно-угорский челн, или haabjas, один из самых древнейших типов лодок. Эти челны использовались как рыболовецкие и транспортные суда во времена каменного века, это даже не бронза, это очень давно. Так что плавать и пиратствовать они могли не хуже шведов, хотя чаще просто рыбачили.

Заметим, что южная часть финского залива не закрашена. А почему? Потому что там жили эсты, которые тоже умели плавать на кораблях и втыкать копья в людей. На них конечно-же нападали, но взять особо было нечего, по сравнению с Европой, так что риск не оправданный. Эсты жили тогда небогато, торговали янтарем, что позволяло им покупать мечи, хотя в небольшом количестве. Еще они занимались рыболовством и пиратствовали. В саге об Олаве Трюгвассоне, где сказано, что во время бегства Олава и его матери на восток «на них напали викинги. Это были эсты». А например, эсты с острова Эзель (эзельцы) и родственное ливам племя куршей неоднократно нападали на побережье Дании и Швеции.

Еще есть очень важный, но редко освещаемый момент, видите племя карелов, на самом востоке? В зависимость они попали достаточно поздно, а долгое время были самостоятельными и весьма неспокойными ребятами. Говорит вам о чем нибудь словосочетание «Сигтунский поход 1187 г.»? У шведских исследователей, да и у наших норманистов, этот поход не заслужил никакого внимания, а зря. Сигтуна это столица шведского государства на тот момент, крупнейший город Швеции, политический и торговый центр, расположенный в сердце Уппланда на берегу озера Меларен.

Вот что говорит о походе в Хронике Эрика , писавшейся в 1320-е гг., т. е. примерно 140 лет спустя, на основании хроник и устной традиции.

«Швеция имела много бед

От карел и много несчастий.

Они плыли от моря и вверх в Мелар

и в штиль, и в непогоду, и в бурю,

тайно проплывая внутрь шведских шхер,

и очень часто совершали здесь грабежи.

Однажды у них появилось такое желание,

что они сожгли Сигтуну,

и жгли все настолько до основания,

что этот город уже [больше] не поднялся.

Ион архиепископ был там убит,

этому многие язычники радовались,

что христианам пришлось так плохо,

это радовало землю карел и руссов»

Та же информация содержится в пяти разных анналах (аналог нашей летописи), и других более поздних источниках, которые уже начинают менять этническую принадлежность нападавших на эстов или руссов.

Кстати после этих событий шведы пересажали новгородских купцов и разорвали торговые отношения с Новгородом на 13 лет. Как вам логическая связь? Есть ли еще вопросы почему для экспансии на восток шведам понадобилась половина тысячелетия?

Но даны же еще плавали по рекам и захватывали города. Допустим, всех эстов и финнов мы усмирили и хотим разграбить Новгород, что же нам для этого нужно сделать? Давайте для начала подберем транспорт.

«Самая маленькая лодка – 4-х весельный фэринг длиной 6.5м - была найдена вместе с кораблем из Гокстада (предпоследний) - длина свыше 23 метров, ширина 5.2м. Корабли из Гокстада и Усеберга были найдены в королевских погребениях, а поэтому их зачастую называют «королевскими яхтами». Несколько кораблей эпохи викингов были найдены на морском дне, изучены археологически и сейчас являются экспонатами в музее судов викингов в Роскильде. Самый большой из них Скулделев 2, в самом верху схемы. Его длина около 28 метров, ширина - 4.5 метров».

Вот тут есть более подробные размеры кораблей и время плавания:

Тоннаж и другие параметры найденных боевых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)

А теперь рассмотрим маршрут.


Сначала идем через Финский залив, потом 60 км по Неве. Река широкая и удобная, идти можно на любом корабле. Затем идем до устья реки Волхов и тут начинается самое интересное. Старая Ладога всего в 16-ти километрах от устья. Идеальная цель для нападения, не дурак был ярл Эйрик. Но вот чтобы доплыть до Новгорода нам нужно будет 200 километров плыть на веслах против течения по трудному фарватеру, который без местного лоцмана не пройти. Река практически не позволяет идти галсами против ветра. По пути нужно преодолеть пороги в двух местах.

По ивановским порогам крупные и средние боевые или грузовые суда (такие как Скулделев 5 или Усеберг/Гокстад) могли пройти. Ивановские пороги были уничтожены в 30х годах ХХ века – фарватер был спрямлен и расширен взрывными работами. Второй сложностью были волховские пороги. В отличие от невских, они были непроходимы для судов с большой осадкой. Волховские пороги были скрыты водой в результате строительства Волховской ГЭС поэтому точный эксперимент сейчас поставить невозможно, но исследования дна дают максимальную длину корабля не выше 13-15м.

То есть боевой «Скулделев 5» может уже и не пройти, из таблички с боевыми кораблями пройдет только Ральсвик-2. Вот небольшие торговые корабли в среднем 13 метров, отлично пролазят.

Тоннаж и другие параметры найденных грузовых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)


В другой таблице из того же источника указана длительность пути из Бирки в Новгород, 550 морских мили, 1018 км, 9 дней если плыть круглосуточно и 19 если с ночными перерывами. Методику вычисления Эльмерса я не знаю, но в современном эксперименте маршрут от Стокгольма до Новгорода проходили, например, на судне «Айфур»

  • Длина - 9 метров
  • Ширина - 2,2 метра
  • Вес корпуса - около 600 кг
  • Парус - 20 м2
  • Команда - 9 человек

Это чуть меньше предпоследнего снизу «Скулделев 6». Судно прошло маршрут за 47 дней, включая несколько 2-3 дневных стоянок и 10 дней от Старой Ладоги до Новгорода. Это без учета времени на прохождение порогов. А потом еще с награбленным обратно, через те же пороги. И нельзя большие боевые корабли использовать, то есть народу много не привезешь, а вокруг в лесу злые финские колдуны. Но главное, в Новгороде славяне, у которых свои кораблики есть, называются «лодьи». И мечи свои и кольчуги. Не знаю как вы, а я бы не поплыл. И шведы тоже так думали, поскольку – риск большой, а выхлоп непонятный вообще, что там в этом Новгороде? Даже никакого подходящего католического священника, чтобы можно было ему отрезать нос, уши и руки, как это было со священником, сопровождавшим кузенов Титмара Мерзебургского. И чего тогда грести-надрываться 260 километров по рекам? Лучше уж по побережью Невы пограбить, или по Ладожскому озеру.

Резюмирую. Викинги не нападали на Русь потому что:

  • Шведы 500 лет были заняты финнами и эстами. Эсты не отставали и тоже были заняты шведами. Карелам это надоело и они разрушили Шведскую столицу. Не было у шведов лишних нескольких тысяч людей для войны с Новгородом, а возможные трофеи несоизмеримы с риском.
  • Новгород был слишком глубоко внутри материка, чтобы пострадать от морских разбойников. Для достижения Новгорода нужно было проплыть 260 км по рекам. 200 км проходится по сложному фарватеру, в основном на веслах, река имеет пороги, один из которых не проходим для больших военных судов. Для сравнения, в Европе разграблялись города на широких реках, и на глубину в среднем 100-150 км. Предпочиталось же побережье.
  • Датчанам до Новгорода еще плюс 700 км. У них были более близкие и интересные цели.


В течение нескольких столетий, до и после 1000 года, Западная Европа постоянно подвергалась нападениям «викингов» - воинов, приплывавших на кораблях из Скандинавии. Поэтому период примерно с 800 по 1100 гг. н.э. в истории Северной Европы носит название «эпохи викингов». Те, на кого нападали викинги, воспринимали их походы как чисто грабительские, но они преследовали и другие цели.

Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества - короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Победы в чужеземных странах приносили им славу и положение. Уже на ранних этапах вожди начали также преследовать политические цели и брать под свое управление территории в завоеванных странах. В хрониках мало говорится о том, что в течение эпохи викингов значительно выросла торговля, но об этом свидетельствуют археологические находки. В Западной Европе происходил расцвет городов, первые городские образования появились и в Скандинавии. Первым городом в Швеции была Бирка, расположенная на острове на озере Меларен, примерно в 30 километрах к западу от Стокгольма. Этот город существовал с конца VIII до конца X века; его преемником в районе Меларена стал город Сигтуна, который в наши дни представляет собой идиллический маленький городок примерно в 40 километрах к северо-западу от Стокгольма.


Для эпохи викингов также является характерным то обстоятельство, что многие жители Скандинавии навсегда оставляли свои родные места и оседали в чужих странах, в основном как земледельцы. Многие скандинавы, прежде всего выходцы из Дании, поселились в восточной части Англии, несомненно, при поддержке правивших там скандинавских королей и хёвдингов. На шотландских островах происходила широкомасштабная норвежская колонизация; норвежцы также плавали по Атлантическому океану в ранее неизвестные, незаселенные места: Фарерские острова, Исландию и Гренландию (ред- принимались даже попытки поселения в Северной Америке). В течение XII – XIII веков в Исландии были записаны яркие рассказы об эпохе викингов, не вполне достоверные, но все же незаменимые как исторические источники, дающие представление о языческой вере и образе мыслей людей того времени.


Контакты, осуществлявшиеся в эпоху викингов с окружающим миром, в корне изменили скандинавское общество. Миссионеры из Западной Европы прибыли в Скандинавию уже в первое столетие эпохи викингов. Наиболее известным среди них является Ансгарий, «скандинавский апостол», который был послан франкским королем Людовиком Благочестивым в Бирку около 830 г. и вернулся туда еще раз около 850 г. В поздний период эпохи викингов начался интенсивный процесс христианизации. Датские, норвежские и шведские короли осознали, какую мощь может придать их государствам христианская цивилизация и организация, и осуществили смену религий. Трудней всего проходил процесс христианизации в Швеции, где еще в конце XI века шла ожесточенная борьба между христианами и язычниками.


Эпоха викингов на Востоке.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.


Художник В. Васнецов "Призвание варягов". 862 г. - приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все - из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства - не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

Рос - Рус - Руотси (Rhos - Rus - Ruotsi).

В 839 году к франкскому королю Людовику Благочестивому, находившемуся в тот момент в Ингельхейме на Рейне, прибыл посол от императора Феофила из Константинополя (современный Стамбул). С послом прибыли также несколько человек из народа «рос», которые добирались в Константинополь столь опасными путями, что теперь хотели возвратиться домой через королевство Людовика. Когда король подробнее расспросил об этих людях, выяснилось, что они свеи. Людовик хорошо знал свеев-язычников, поскольку он сам ранее направил Ансгария миссионером в их торговый город Бирку. Король стал подозревать, что люди, называвшие себя «рос», на самом деле шпионы, и решил задержать их до тех пор, пока не выяснит их намерений. Такой рассказ содержится в одной франкской хронике. К сожалению неизвестно, что потом случилось с этими людьми.


Этот рассказ важен для изучения эпохи викингов в Скандинавии. Он и некоторые другие рукописи из Византии и Халифата более или менее очевидно показывают, что на востоке в VIII–IX веках скандинавов называли «рос»/«рус» (rhos/rus). Одновременно данное название использовалось для обозначения Древнерусского государства, или, как его еще часто называют, Киевской Руси (см. карту). Государство выросло в течение этих столетий, и от него ведут свое происхождение современные Россия, Беларусь и Украина.


О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.


Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков - Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу - однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик - это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег - Хельге, Игорь - Ингвар, Ольга (жена Игоря) - Хельга.


Чтобы более определенно высказываться о роли скандинавов в ранней истории Восточной Европы, недостаточно лишь изучить немногочисленные письменные источники, нужно также принимать во внимание археологические находки. Они демонстрируют значительное количество предметов скандинавского происхождения, датируемых IX–X вв., в древней части Новгорода (Рюриково городище за пределами современного Новгорода), в Киеве и во многих других местах. Речь идет об , оружии, конской сбруе, а также о предметах быта, и магических и религиозных амулетах, например, о молоточках Тора, найденных на местах поселений, в погребениях и кладах.


Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством - ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре - в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость - детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.


Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.

Халифат - Серкланд.

Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат - исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер - например, детали одежды или пиршественные предметы.

Когда исламские письменные источники упоминают «рус» - под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди - не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической - христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.

Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.


Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое - что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.

Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):

«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».


Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» - поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.

Хазары и волжские булгары.

В эпоху викингов в Восточной Европе существовали два важных государства, в которых доминировали тюркские народы: государство хазар в степях к северу от Каспийского и Черного морей, и государство волжских булгар на Средней Волге. Хазарский каганат прекратил свое существование уже в конце Х века, но потомки волжских булгар живут сегодня в Татарстане - республике в составе Российской Федерации. Оба эти государства играли важную роль в передаче восточных влияний в Древнерусское государство и страны Балтийского региона. Подробный анализ исламских монет показал, что приблизительно 1/10 их часть является имитацией и отчеканена у хазар или, еще чаще, у волжских булгар.

Хазарский каганат рано принял иудаизм в качестве государственной религии, а государство волжских булгар официально приняло ислам в 922 году. В связи с этим страну посетил Ибн Фадлан, написавший рассказ о своем посещении и о встрече с купцами из Руси. Наиболее известно его описание погребения хёвдинга русов в корабле - погребального обычая, характерного для Скандинавии и встречавшегося также в Древнерусском государстве. В погребальную церемонию входило жертвоприношение рабыни, которую насиловали воины из отряда, прежде чем убить ее и сжечь вместе со своим хёвдингом. Это рассказ, полный жестоких подробностей, о которых едва ли можно догадаться по археологическим раскопкам погребений эпохи викингов.


Варяги у греков в Миклагарде.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: "Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)".

Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.


Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.

Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд - варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.

Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом - варангос (varangos), в арабском - варанк (warank).

Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.

На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:

«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»

Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.


Скандинавы в Гардарике в поздний период эпохи викингов.

В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.


Связи между правителями Скандинавии и Древнерусского государства в течение XI-XII веков были весьма оживленными. Двое из великих князей Киевских взяли себе жен в Швеции: Ярослав Мудрый (1019-1054, ранее княжил в Новгороде с 1010 по 1019 г.) женился на Ингегерд, дочери Олава Шётконунга, а Мстислав (1125-1132, ранее княжил в Новгороде с 1095 по 1125 г.) - на Кристине, дочери короля Инге Старого.


Новгород - Хольмгард и торговля с саамами и готландцами.

Восточное, русское влияние достигло в XI-XII веках также саамов в северной Скандинавии. Во многих местах в шведской Лапландии и Норрботтене имеются места жертвоприношений на берегах озер и рек и у скал, имеющих причудливую форму; там сложены оленьи рога, кости животных, наконечники стрел, а также и олова. Многие из этих металлических предметов происходят из Древнерусского государства, скорее всего, из Новгорода - например, и оковка русских поясов того же рода, что были найдены в южной части Швеции.


Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.

Конец эпохи викингов.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.


Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.

В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?

В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.


Перевод: Анна Фоменкова.

Знаете ли вы что...

Скандинавы, служившие в варяжской гвардии, были, вероятно, христианами — или же принимали христианство во время пребывания в Константинополе. Некоторые из них совершали паломничество в Святую землю и Иерусалим, называвшийся на языке скандинавов Йорсалир. Рунический камень из Брубю в Тэбю в Уппланде поставлен в память об Эйстейне, который отправился в Иерусалим и скончался в Греции.

Другая руническая надпись из Уппланда, из Стэкета в Кунгсэнгене, рассказывает о решительной и бесстрашной женщине: Ингерун, дочь Хорда, велела высечь руны в память о самой себе. Она отправляется на восток и в Иерусалим.

На Готланде был в 1999 году найден самый крупный клад серебряных предметов, относящийся к эпохе викингов. Его общий вес - около 65 килограммов, из которых 17 килограммов составляют исламские серебряные монеты (приблизительно 14 300).

В материале использованы рисунки из статьи .
игры для девочек

5. Викинги и Русь

Тема викинги и Русь имеет для нас принципиальное значение,так это прежде всего история зарождения нашей государственности.

В рамках данной работы мы не будем рассматривать подробно спор норманнистов и антинорманнистов, эти два течения существуют уже несколько столетий и,что то принципиально новое мы врят ли откроем. Но нас интересует другое,каково было влияние, и маштабы экспансии викингов на Русь.

Контакты викингов с Русью были не менее тесными, но несколько другого рода. Во-первых, если в экспансии в западную Европу участвовали в основном норвежцы и датчане, то на Руси действовали выходцы из Швеции, и, особенно, из ее средней части. Во-вторых, геополитическая среда в Восточной Европе координально отличалась от западноевропейской. В западной Европе викинги имели дело уже со сложившимися государствами, в то время как в восточной активно шел процесс образования государств. Т. о., как замечают многие исследователи (Мельникова Е.А, Рыдзевская Е.А.), викинги и племена восточной Европы (прежде всего славяне) стояли на одной ступени развития, это уже доказанный факт,на который мы можем опираться.

В связи с отсутствием у славян письменности (черты и резы – не в счет), в источниках нет точных описания набегов варягов, в отличии от источников Западной Европы, но, видимо, такие нападения были.

В “Повести временных лет”,которая была написана через 150-200 лет поле “эпохи викингов “(составлення примерно во 2-м десятилетии 12 в.), достаточно много упоминаний о варягах, которые можно разделить на несколько видов:

А) “В лето 6415. Иде Олегъ на Грекы…; поя же множество Варягъ и Словенъ…” – упоминание варягов в войске Олега.

Б) “В лето 6452. Игорь же совокупивъ вои многи, Варяги, Русь, и Поляны…” – упоминание варягов в войске Игоря

русские князь часто обращались за помощью к варягам и, следовательно, у них не было представления о варягах как о жестоких и алчных убийцах и грабителях, с которыми не может быть никаких соглашений.

в свою очередь варяги часто соглашались служить русскому князю, следовательно, это было достаточно выгодно, возможно, даже выгоднее чистого грабежа (учтем, что участие в походе князя – это также и грабеж захваченных городов и территорий).

Так же неоднократно викинги(варяги) предстают перед нами в роли послов:

1) “Въ лето 6420. Посла мужи свои Олегъ построити мира и положите рядъ межю Русью и Грекы, глаголя:“…Мы отъ рода Рускаго, Карлы, Инегердъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ

2)“В лето 6453. Посла Игорь муже своя къ Роману…“Мы отъ рода съли и гостье, Иворъ солъ Игоревъ, великаго князя Рускаго, и объчии сли: Вуефастъ Святославль, сына Игореви, Искусееви Ольги княгини, Слуды Игоревъ, нети Игоревъ, Улебъ Володиславль, Каницаръ Передъславинъ, Шихъбернъ Сфанъдръ жены Улебле, Прасьтень Туръдуви, Либиаръ Фастовъ, ГримЪ Сфирьковъ, Прастенъ Акунь, нети Игоревъ, Кары Тудковъ, Каршевъ Тудоровъ, Егри Евлисковъ, Воистъ ВоиковЪ, Истръ Аминодовъ, Прастенъ Берновъ, Ятвягъ Гунаревъ, Шибридъ Алданъ, Колъ КлеаковЪ, Стегги Етоновъ, Сфирка...Алвадъ ГудовЪ, Фудри Туадовъ, Мутуръ Утинъ, купецъ Адунь, Адулбъ, Иггивладъ, Олебъ, Фрутанъ Гомолъ, Куци, Емигъ, Туръбидъ,Фуръбернъ, Моны, Руалдъ, Свень, Стиръ, Алданъ, Тиленъ, Апубьксарь, Вузлевъ, Синко, Боричь послании отъ Игоря, великого князя Рускаго, и отъ всякоя княжья и отъ всехъ людий Руския земля.” – по подсчетам Мельниковой Е.А. в договоре Игоря с Византией 944 года из 76 имен 56 – скандинавские.

Теперь несколько слов об этнической принадлежности первых русских князей. Большинство современных историков признают скандинавское происхождение первых русских князей. Даже безусловный,“антинорманнист” Б.А. Рыбаков допускает возможность отождествления летописного Рюрика с Рюриком Ютландским, известным по западноевропейским источникам. О том, что первые русские князья скандинавы по происхождению вскользь упоминает Мельникова Е.А. На престол была призвана ославяненная скандинавская династия, ославяненная, видимо, во второй половине IX века или к моменту прибытия в Киев Олега.

Теперь несколько лингвистических примеров: в соборе св. Софии в Новгороде имеются два графити, датируемые второй половиной XI века (около 1137 года). Они процарапаны лицами имеющими скандинавские имена Геребен и Фарьман, но пишут кириллицей, причем нет сомнения, что русский их родной, следовательно к середине XI века произошло вытеснение древнескандинавского и переход на древнерусский – процесс ассимиляции в действии.

Но, видимо еще какое-то время сохранялась и руническая письменность. Пример - рунические находки 1115 –1130 годов из города Звенигорода Галицкого. В надписи употреблена руна “g”, которая вышла из употребления в Скандинавии к концу XI века. Следовательно, у написавшего не было контактов со Скандинавии уже достаточно долгое время, но сами он потомок выходцев из Скандинавии. Видимо, это переселенцы.

Т.о. видно, что в культуре Восточной Европы присутствует значительный элемент скандинавского языка, который сходит на нет приблизительно к концу XI века.

Итак, взаимоотношение викингов и русского государства,носили,безусловно мирный характер(торговля,найм дружин викингов,использование скандинавской знати в управлении государства и др. Анализирую данные археологии, письменных источников, топонимики мы можем это утверждать с полной уверенностью(какие- либо мелкие стычки не в счет). Другой вопрос, каковы размеры этого влияния здесь мы сталкиваемся с двумя крайне противоположными научными течениями (даже в рамках норманской учения существует несколько подразделов (теорий).

1).Теория завоевания:Древнерусское государство было,согласно этой

теории,создано норманнами,завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением.Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения,так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.

2).Теория норманнской колонизации,принадлежащая Т.Арне. Именно он доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний.Норманисты утверждают,что варяжские колонии были реальной основой для установления господства норманнов над восточными славянами.

3).Теория политической связи Шведского королевства с Русским государством.Из всех теорий эта теория стоит особняком из-за ее фантастичности,не подкрепленной никакими фактами.Эта теория принадлежит также Т.Арне и может претендовать лишь на роль не очень удачной шутки,так как является просто выдуманной из головы.

4).Теория,признававшая классовую структуру Древней Руси IX-XI вв. и господствующий класс как созданные варягами.Согласно ей,высший класс на Руси Был создан варягами и состоял из них.Создание норманнами гоподствующего класса большинством авторов рассматривается как прямой результат норманского завоевания Руси.Сторонником этой идеи был А.Стендер-Петерсен.Он утверждал,что появление норманнов на Руси дало

толчок к развитию государственности. Норманны-необходимый внешний "импульс",без которого государство на Руси никогда бы не возникло. С другой стороны ряд авторов,это прежде всего антинорманистов утверждают обратное – влияние скандинавских племен было незначительным. Они подвергают сомнению скандинавское происхождение термина “варяг “,который фигурирует в “Повести временных лет “,тем самым сводя на нет все выше приведенные аргументы. Подобное,мы наблюдаем и в археологии,топомимике,гидронимики и лингвистике.Т.о однозначно утверждать о степени влияния мы не можем, но еще раз повторимся никаких захватов,набегов с многочисленными жертвами не было – скорее всего это было взамовыгодное мирное существование двух соседей с одинаковым уровнем развития.

Выводы по работе

Как уже отмечалось” Эпоха викингов” – эпоха широкой экспансии скандинавов, принимавшей самые различные формы. Причины её также многообразны:

Во-первых, к этому времени (к началу эпохи викингов) жители Скандинавии испытывали недостаток в землях, пригодных для земледелия и скотоводства(При относительно низком уровне сельского хозяйства, носившего экстенсивный характер, нехватка земли могла стать угрожающей),к этому необходимо добавить и рост численности населения.. Немецкий хронист второй половины 11 века Адам Бременский писал о норвежцах, что на морской разбой их толкает бедность Родины, она-то и гонит их по всему свету.

Во-вторых, и это обстоятельство особенно подчёркивается современными исследователями, развитие торговли, начавшееся много раньше эпохи викингов, привело часть населения Севера в более тесное и постоянное соприкосновение с жителями других стран и познакомило их с богатствами народов, опередивших скандинавов на пути материального и культурного развития. Это общение благоприятствовало подъёму торговли и мореплавания у скандинавов, появлению у них первых значительных торговых центров (Бирка, Хедебю и др.) и стимулировало прогресс в технике судостроения.

В-третьих, родовая знать и верхушка бондов, игравшие важную роль в общественной жизни скандинавских племён ещё и в предшествующий период, в новых условиях неизбежно должны были достигнуть наибольшего могущества и влияния. Создавшиеся к началу эпохи викингов возможности для проникновения в соседние страны открыли перед скандинавской знатью широкие перспективы для обогащения и политического усиления. Захват добычи, драгоценностей и рабов, оживление торговли и мореплавания были делом в первую очередь знати. Разложение родового строя у скандинавов, как и у других народов, сопровождался ростом воинственной знати, для которой экспансия в другие страны и агрессивность были средствами обогащения и укрепления своих позиций среди собственного народа.

В-четвёртых, политическая слабость соседних стран, раздираемых в 8-9 веках внутренними раздорами и усобицами, делала их лёгкой добычей для норманнов. Успехи викингов скорее объясняются неорганизованностью и несогласованностью действий их противников, чем высокими боевыми качествами их самих и многочисленностью, которая всегда преувеличивалась в западноевропейских источниках. Наконец, усиление власти конунга, ознаменовавшее начало политического объединения в скандинавских странах, вело к обострению борьбы в среде знати. Той её части, которая не желала принимать новые порядки и подчиниться конунгу, приходилось покидать Родину и отправляться на чужбину.

Бурная деятельность викингов завершилась в конце 11 в. Ряд факторов способствовал прекращению походов и открытий, продолжавшихся более 300 лет. В самой Скандинавии прочно укрепились монархии, и среди знати установились упорядоченные феодальные отношения, аналогичные тем, что существовали в остальной Европе, возможности для бесконтрольных набегов уменьшились, а стимулы для агрессивной деятельности за рубежом пошли на убыль. Политическая и общественная стабилизация в странах за пределами Скандинавии позволила им противостоять набегам викингов. Викинги, уже обосновавшиеся во Франции, России, Италии и на Британских о-вах, были постепенно ассимилированы местным населением.

Список литературы

1. Б. А. Рыбаков “Язычество древней Руси”

2. Мельникова Е.А. “Скандинавские рунические надписи”,М.,1977.

3. Мельникова Е.А. “Тени забытых предков”, “Родина”, 10, 1997

4. “Повесть временных лет. Материалы к практическим занятиям по истории СССР”. Составитель А.Г. Кузьмин, М.,1979.

5. Коган М. А. – Смелые мореходы средневековья – норманны. Л. 1967.

6. Лебедев Г.С. – Эпоха викингов в Северной Европе. Л. 1985.

7. Гуревич А. Я. – Походы викингов. М. 1966

8. Гуревич А. Я. – Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. М. 1977.

9. Мурашова В. “Была ли Др. Русь частью Великой Швеции?”, “Родина”, 10, 1997 год

10. “Средневековая Европа глазами современников и историков” Книга для чтения. Том 1, М., 1995.


Домочадцев и определять их судьбу, от него зависело, останется ли в живых новорожденный ребенок. Глава III. Влияние античной цивилизации на быт Скандинавии и Финляндии. Несмотря на издревле существовавшие связи жителей Скандинавии с другими народами, внешнее влияние на их жизнь до начала эпохи викингов было все же относительно слабым. Скандинавы оставались в стороне от развития...

И предсказаний на будущее. Кроме того, они имели так же влияние на природные стихии, например, могли прекратить бурю или шторм. Глава 3. Образ героя в древнескандинавской религии. 3.1. Образ героя в древнескандинавской религии. Во время богатырской эпохи у скандинавов в сагах и в эпосе был хорошо разработан образ героя. Каждый скандинав того времени, прежде всего, должен был быть воином. ...

Какую «форму проведения» внешней политики каждая из этих стран предпочитала для себя, и выяснить, менялись ли их внешнеполитические приоритеты с течением времени. В ходе изучения темы «Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.» автор данной работы пришел к выводу, что дипломатические отношения для всех стран Скандинавии характеризуются тем, что в конце XIX - начале XX веков...

Основу будущей «Партии танмаядарного азерлийского ренессанса» (ПТАР) – «Tяnmayadar azяrli intibahı firqяsi» (TAİF). Учитывая особую важность деятельности ПТАР в реализации представляемой азерлийской национальной идеи, имеет смысл дать краткий анализ классовой природы танмаядарной партии и специфики ее политической позиции. В современном политическом спектре капиталистических стран...