Региональная экономическая наука. Глава I. Теоретические основы предмета “Региональная экономика”. Комитет по науке и высшей школе

Региональная экономическая наука. Глава I. Теоретические основы предмета “Региональная экономика”. Комитет по науке и высшей школе

Вопрос №10

Эмпирический уровень научного знания: его методы и формы

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности , руководствуясь которыми человек может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией . Методология дословно означает «учение о методах».

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания : эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне исследования человек непосредственно взаимодействует с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание). На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановвки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Однако для объяснения реального процесса познания эмпиризм вынужден обратиться к аппарату логики и математики (прежде всего к индуктивному обобщению) для описания опытных данных в качестве средств построения теоретического знания. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании. Поэтому эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяе-мые при этом методы.

Обращаясь к философскому аспекту этого вопроса необходимо отметить таких философов Нового Времени, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д. Локк. Фрэнсис Бэкон говорил, что путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Джон Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта и ощущений.

Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического ос-мысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

особенности или формы эмпирического исследования

Основными формами, в которых существует научное познание, являются: проблема, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существовать без фактического материала и практической деятельности по проверке научных предположений. Эмпирическое, опытное исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся). Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов .

Факты науки — факты действительности, отраженные, проверенные и зафиксированные на языке науки. Попадая в поле зрения ученых, факт науки возбуждает теоретическую мысль . Факт становится научным, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм . Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно не зависим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью. Парадокс теоретической нагруженности фактов разрешается следующим образом. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний. Последние в свою очередь - если они достоверны - могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.д.

Говоря о важнейшей роли фактов в развитии науки, В.И. Вернадский писал: "Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это тот основной фонд науки, научных фактов, их классификаций и эмпирических обобщений, который по своей достоверности не может вызвать сомнений и резко отличает науку от философии и религии. Ни философия, ни религия таких фактов и обобщений не создают» . При этом недопустимо "выхватывать" отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Только в том случае, если они будут взяты в целостной системе, в их взаимосвязи, они и станут "упрямой вещью", "воздухом ученого", "хлебом науки". Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна. 1997. С. 414-415.

Таким образом, эмпирический опыт никогда - тем более в современной науке - не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией , а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, "концептуальные каркасы действительности". Они состоят из абстрактных объектов ("идеальных конструктов") разного рода - постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.

Согласно К. Попперу, абсурдом является вера в то, что мы можем начать научное исследование с "чистых наблюдений", не имея "чего-то похожего на теорию". Поэтому некоторая концептуальная точка зрения совершенно необходима. Наивные же попытки обойтись без нее могут, по его мнению, только привести к самообману и к некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. Даже тщательная проверка наших идей опытом сама в свою очередь, считает Поппер, вдохновляется идеями: эксперимент представляет собой планируемое действие, каждый шаг которого направляется теорией.

методы научного познания

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона . Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей , которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции, в которых оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.

Обратимся к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования . Основные требования к научному наблюдению следующие:

  • 1) однозначность цели, замысла;
  • 2) системность в методах наблюдения;
  • 3) объективность;
  • 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения.

Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).

Эксперимент , в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Различают несколько видов эксперимента.

  • 1) Простейший вид эксперимента - качественный , устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
  • 2) Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
  • 3) Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.
  • 4) Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов , под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теор ий. Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез.

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез.
Синтез
- это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

Сравнение познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения.
Описание познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция , движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, которое их обобщает и объясняет, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Теоретические методы познания - это то, что принято называть «холодным разумом». Разумом, искушенным в теоретических изысканиях. Почему так? Вспомните знаменитую фразу Шерлока Холмса: «А с этого места, пожалуйста, говорите как можно подробней!» На этапе этой фразы и последующего рассказа Элен Стоунер знаменитый сыщик инициирует предварительный этап - познание чувственное (эмпирическое).

Кстати, этот эпизод дает нам почву для сравнения двух степеней познания: только первичной (эмпирической) и первичной вместе со вторичной (теоретической). Конан Дойл делает это с помощью образов двух главных героев.

Как реагирует на повествование девушки отставной военный врач Ватсон? Он зацикливается на эмоциональной стадии, заранее решив, что рассказ несчастной падчерицы вызван ее немотивированной подозрительностью к отчиму.

Две ступени метода познания

Совсем по-другому вслушивается в речь Элен Холмс. Он сперва на слух воспринимает вербальную информацию. Однако полученные таким образом эмпирические сведения для него - не конечный продукт, они ему нужны как сырье для последующей интеллектуальной обработки.

Искусно используя теоретические методы познания в обработке каждой крупицы полученной информации (ни одна из которых не прошла мимо его внимания), классический литературный персонаж добивается разрешения тайны преступления. Причем теоретические методы он применяет с блеском, с аналитической изощренностью, завораживающей читателей. С их помощью происходит отыскание внутренних скрытых связей и определение тех закономерностей, которые разрешают ситуацию.

Какова природа теоретических методов познания

Мы намеренно обратились к литературному примеру. С его помощью, надеемся, наш рассказ начался не обезличенно.

Следует признать, что наука на ее современном уровне превратилась в главную движущую силу прогресса именно благодаря своему «инструментальному набору» - методам исследования. Все они, как мы уже упомянули, подразделяются на две большие группы: эмпирические и теоретические. Общей чертой обеих групп является поставленная цель - истинное знание. Различаются же они своим подходом к познанию. При этом ученых, практикующих эмпирические методы, именуют практиками, а теоретические - теоретиками.

Заметим также, что зачастую результаты эмпирических и теоретических исследований не совпадают между собой. Это и служит причиной существования двух групп методов.

Эмпирические (от греческого слова «эмпириос» - наблюдение) характеризуются целенаправленным, организованным восприятием, определенным задачей исследования и предметной областью. В них ученые используют оптимальные формы фиксации результатов.

Теоретический уровень познания характеризуются обработкой эмпирической информации с помощью методик формализации данных и специфических приемов обработки информации.

Для практикующего теоретические методы познания ученого первостепенное значение приобретает умение творчески пользоваться, как инструментом, востребованным оптимальным методом.

Эмпирические и теоретические методы имеют общие родовые признаки:

  • принципиальную роль различных форм мышления: понятий, теорий, законов;
  • для любого из теоретических методов источником первичной информации является эмпирическое познание;
  • в дальнейшем полученные данные подлежат аналитической обработке с помощью специального понятийного аппарата, предусмотренной для них технологии обработки информации;
  • целью, из-за которой применяют теоретические методы познания, является синтез умозаключений и выводов, выработка понятий и суждений в результате которых рождается новое знание.

Таким образом, на первичной стадии процесса ученый получает чувственную информацию, используя методы эмпирического познания:

  • наблюдения (пассивного, невмешательственного отслеживания явлений и процессов);
  • эксперимента (фиксации прохождения процесса при искусственно заданных начальных условиях);
  • измерения (определение соотношения определяемого параметра к общепринятому эталону);
  • сравнения (ассоциативном восприятии одного процесса по сравнению с другим).

Теория как итог познания

Какая обратная связь координирует методы теоретического и эмпирического уровня познания? Обратная связь при проверке истинности теорий. На теоретической стадии, исходя из полученной чувственной информации, формулируется ключевая проблема. Для ее разрешения составляются гипотезы. Наиболее оптимальные и проработанные из них перерастают в теории.

Надежность теории проверяется ее соответствием объективным фактам (данным чувственного познания) и научным фактам (знаниям достоверным, проверенным многократно ранее на истинность.) Для такой адекватности важен подбор оптимального теоретического метода познания. Именно он должен обеспечить максимальное соответствие изучаемого фрагмента объективной реальности и аналитического представления его результатов.

Понятия метода и теории. Их общность и различия

Грамотно выбранные методы обеспечивают «момент истины» в познании: перерастание гипотезы в теорию. Актуализировавшись, общенаучные методы теоретического познания наполняются необходимым фактажем именно в выработанной теории познания, становясь ее неотъемлемой частью.

Если же искусственно вычленить такой отлично сработавший метод из уже готовой, общепризнанной теории, то мы, рассмотрев его отдельно, обнаружим, что он приобрел новые свойства.

С одной стороны, он наполняется специальными знаниями (вобрав в себя идеи текущего исследования), а с другой - приобретает общие родовые черты относительно однородных объектов изучения. Именно в этом выражается диалектическое соотношение метода и теории научного познания.

Общность их природы подвергается проверке на актуальность на протяжении всего времени их существования. Первый приобретает функцию организационного регулирования, предписывая ученому формальный порядок манипуляций для достижения целей исследования. Будучи задействованными ученым, методы теоретического уровня познания выводят объект изучения за рамки существующей предыдущей теории.

Различие же метода и теории выражено в том, что они представляют собой разные формы знания научного знания.

Если вторая выражает сущность, законы существования, условия развития, внутренние связи исследуемого объекта, то первый ориентирует исследователя, диктуя ему «дорожную карту познания»: требования, принципы предметно-преобразующей и познавательной деятельности.

Можно сказать и по-другому: теоретические методы научного познания обращены непосредственно к исследователю, соответствующим образом регулируя его мыслительный процесс, направляя процесс получения им новых знаний в наиболее рациональное русло.

Их значение в развитии науки обусловило создание ее отдельной отрасли, описывающей теоретический инструментарий исследователя, названной методологией, базирующейся на гносеологических принципах (гносеология - наука о познании).

Перечень теоретических методов познания

Общеизвестно, что к теоретическим методам познания относятся следующие их варианты:

  • моделирование;
  • формализация;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация.

Конечно, важное значение в практической эффективности каждого из них имеет квалификация ученого. Знающий специалист, проанализировав основные методы теоретического познания, выберет из их совокупности нужный. Именно он сыграет ключевую роль в эффективности самого познания.

Пример метода моделирования

В марте 1945 года под эгидой Баллистической лаборатории (ВС США) были изложены принципы работы ПК. Это было классический пример научного познания. В исследованиях участвовала группа физиков, усиленная известнейшим математиком Джоном фон Нейманом. Уроженец Венгрии, он был главным аналитиком этого исследования.

Вышеупомянутый ученый использовал, как инструмент исследования, метод моделирования.

Первоначально все устройства будущего ПК - арифметико-логическое, память, устройство управления, устройства ввода и вывода - существовали вербально, в виде аксиом, сформулированных Нейманом.

Данные эмпирических физических исследований математик облекал в форму математической модели. В дальнейшем изучению исследователем подвергалась именно она, а не ее прообраз. Получив результат, Нейман «переводил» его на язык физики. Кстати, на самих ученых-физиков мыслительный процесс, продемонстрированный венгром, произвел большое впечатление, о чем свидетельствовали их отзывы.

Заметим, что точней будет присвоить этому методу название «моделирование и формализация». Мало создать саму модель, не менее важно формализовать внутренние связи объекта посредством языка кодирования. Ведь именно так следует интерпретировать модель для ЭВМ.

Сегодня подобное компьютерное моделирование, которое производится с помощью специальных математических программ, достаточно распространено. Оно находит широкое использование в экономике физике, биологии, автомобилестроении, радиоэлектронике.

Современное компьютерное моделирование

Метод моделирования на компьютере предполагает следующие этапы:

  • определение моделируемого объекта, формализация установки на моделирование;
  • составление плана компьютерных экспериментов с моделью;
  • проведение анализа результатов.

Различают имитационное и аналитическое моделирование. Моделирование и формализация при этом являются универсальным инструментом.

Имитационное отображает функционирование системы при последовательном выполнении ею огромного количества элементарных операций. Аналитическое моделирование описывает природу объекта с помощью систем дифференциальных управлений, имеющих решение, которое отображают идеальное состояние объекта.

Кроме математического, также различают:

  • концептуальное моделирование (посредством символов, операций между ними и языков, формальных или естественных);
  • физическое моделирование (объект и модель - реальные объекты или явления);
  • структурно-функциональное (в качестве модели используются графики, схемы, таблицы).

Абстрагирование

Метод абстрагирования помогает вникнуть в суть изучаемого вопроса и разрешать весьма сложные задачи. Он позволяет, отбросив все второстепенное, сосредоточиться на принципиальных деталях.

К примеру, если обратиться к кинематике, то становится очевидным использование исследователями именно этого метода. Таким образом, первоначально было выделено, как первичное, прямолинейное и равномерное движение (подобным абстрагированием удалось вычленить базовые параметры движения: время, расстояние, скорость.)

Данный метод всегда предполагает некоторое обобщение.

Кстати, обратный ему теоретический способ познания называется конкретизацией. Использовав его для изучения изменений скорости, исследователи пришли к определению ускорения.

Аналогия

Метод аналогии используют для формулировки принципиально новых идей путем отыскания аналогов явлениям или предметам (при этом аналоги выступают как идеальные, так и реальные объекты, имеющие адекватное соответствие изучаемым явлениям либо предметам.)

Примером эффективного пользования аналогией могут стать общеизвестные открытия. Чарльз Дарвин, взяв за основу эволюционную концепцию борьбы за средства существования бедных с богатыми, создал эволюционную теорию. Нильс Бор, опираясь на планетарную структуру Солнечной системы, обосновал концепцию орбитального строения атома. Дж. Максвелл и Ф. Гюйгенс создали теорию волновых электромагнитных колебаний, использовав, как аналог, теорию волновых механических колебаний.

Метод аналогии приобретает актуальность при соблюдении следующих условий:

  • как можно больше существенных признаков должны походить друг на друга;
  • достаточно большая выборка известных признаков должна быть действительно связана с признаком неизвестным;
  • аналогию не следует трактовать, как идентичное сходство;
  • обязательно также нужно рассматривать принципиальные различия между предметом изучения и его аналогом.

Заметим, что наиболее часто и плодотворно данный метод используется учеными-экономистами.

Анализ - синтез

Анализ и синтез находят свое применение как в научно-исследовательской, так и в обычной мыслительной деятельности.

Первый представляет собой процесс мысленного (чаще всего) разбиении изучаемого объекта на его составляющие для более полного изучения каждой из них. Впрочем, за стадией анализа следует стадия синтеза, когда изученные составляющие соединяются вместе. При этом учитываются все выявленные при их анализе свойства и затем определяются их соотношения и способы связи.

Комплексное использование анализа и синтеза характерно для теоретического познания. Именно эти методы в их единстве и противоположности немецкий философ Гегель положил в основу диалектики, которая, по его словам, «является душой всякого научного познания».

Индукция и дедукция

Когда используют термин «методы анализа», то чаще всего имеются в виду дедукция и индукция. Это - логические методы.

Дедукция предполагает ход рассуждения, следующий от общего - к частному. Она позволяет из общего содержания гипотезы выделить некоторые следствия, которые можно обосновать эмпирически. Таким образом, дедукцию характеризует установление общей связи.

Упомянутый нами в начале данной статьи Шерлок Холмс предельно четко обосновал свой дедуктивный метод в рассказе «Страна багровых туч»: «Жизнь есть бесконечная связь причин и следствий. Поэтому ее мы можем познавать, исследуя одно звено за другим». Знаменитый сыщик собирал максимум информации, выбирая из множества версий наиболее существенные.

Продолжая характеризовать методы анализа, охарактеризуем индукцию. Это - формулировка общего вывода из ряда частных (от частного - к общему.) Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция характеризуется выработкой теории, а неполная - гипотезы. Гипотезу же, как известно, следует актуализировать, доказав. Только после этого она становится теорией. Индукция, как метод анализа, широко используется в философии, экономике, медицине, юриспруденции.

Идеализация

Нередко в теории научного познания используются понятия идеальные, не существующие в реальности. Ненатуральные объекты исследователи наделяют особыми, предельными свойствами, которые возможны лишь в «предельных» случаях. Примерами могут послужить прямая, материальная точка, идеальный газ. Таким образом наука выделяет из предметного мира определенные объекты, полностью поддающиеся научному описанию, лишенные второстепенных свойств.

Метод идеализации, в частности, применил Галилей, заметивший, что если убрать все внешние силы, воздействующие на объект двигающийся, то он будет продолжать движение бесконечно, прямолинейно и равномерно.

Таким образом, идеализация позволяет в теории получить такой результат, который в реальности недостижим.

Однако в реальности для этого случая исследователем учитывается: высота падающего объекта над уровнем моря, широта точки падения, воздействие ветра, плотность воздуха и т. д.

Подготовка ученых-методистов как важнейшая задача образования

Сегодня становится очевидной роль университетов в подготовке специалистов, творчески владеющими методами эмпирического и теоретического познания. При этом, как свидетельствует опыт Стэнфорда, Гарварда, Йельского и Колумбийского университетов, им отводится ведущая роль в развитии новейших технологий. Возможно, поэтому их выпускники востребованы в наукоемких компаниях, удельный вес которых имеет постоянную тенденцию к увеличению.

Важную роль в подготовке исследователей играет:

  • гибкость программы образования;
  • возможность индивидуальной подготовки для наиболее талантливых студентов, способных стать подающими надежды молодыми учеными.

При этом специализация людей, развивающих человеческое познание в области IT, инженерных наук, производства, математического моделирования предполагает наличие преподавателей, обладающих актуальной квалификацией.

Заключение

Упомянутые в статье примеры методов теоретического познания дают общее представление о творческой работе ученых. Их деятельность сводится к формированию научного отображения мира.

Она же, в более узком, специальном смысле, заключается в умелом пользовании им определенным научным методом.
Исследователь обобщает эмпирические проверенные факты, выдвигает и проверяет научные гипотезы, формулирует научную теорию, продвигающую человеческое познание от констатации известного к осознанию ранее непознанного.

Иногда умение ученых пользоваться теоретическими научными методами похоже на волшебство. Даже спустя столетия ни у кого не вызывает сомнений гениальность Леонардо да Винчи, Никола Теслы, Альберта Эйнштейна.

К базовым понятиям региональной экономики относятся понятия территории (акватории, аэротории, т.е. воздушного пространства) страны, а также понятия региона, экономического пространства и пространственных процессов в экономике.

Территория – часть земной поверхности (суши). Территория может иметь как условные (воображаемые) границы, определяемые с той или иной степенью точности в рамках рассмотрения какого-либо вопроса, так и определенные границы, заданные естественными условиями (например, территория острова) и (или) правовыми нормами (например, территория государства).

Акватория – часть поверхности водоема (океана, моря, озера, реки и т.п.), водный аналог понятия территория. Так же как и территория, акватория может иметь как условные (воображаемые), так и определенные границы, заданные естественными условиями (например, акватория озера) и (или) правовыми нормами (например, прибрежные воды государства).

Некоторые отечественные исследователи (в частности, Э. Б. Алаев, А. Г. Гранберг) используют также понятие аэротория (часть воздушного пространства над определенной территорией или акваторией). Следует, однако, отметить, что, как в России, так и за рубежом, чаще используют понятие "воздушное пространство " с указанием, к какой территории оно относится.

Указанные исследователи также используют и более общее, собирательное для понятий "территория", "акватория", "аэротория" понятие "геотория ". В то же время на практике, пусть и не совсем верно с точки зрения точности формулировок, в качестве такого собирательного понятия используется понятие "территория ". Поэтому, как в нормативных правовых актах, так и в литературе (научной и популярной), в широком смысле под "территорией " (например, под "территорией страны") зачастую подразумевается не только часть поверхности суши, но и связанные с ней поверхность водоемов и воздушное пространство. Более того, в юридическом смысле к территории государства может быть отнесен и борт морского и (или) воздушного судна, зарегистрированного в соответствующем государстве.

Страна – это территория (в широком смысле), которая по ряду существенных признаков отличается от других, соседних территорий. Чаще всего понятие "страна" используется в качестве синонима понятия "государство"; при этом в качестве классифицирующих признаков используются прежде всего присущие данной территории и только ей системы государственного устройства и правовых норм. В более широком смысле понятие "страна" может рассматриваться как территория, население которой составляет единую этническую, религиозную, историко-культурную или иную общность, пусть даже и в отсутствие единого для всей этой общности политического образования. Такая трактовка понятия "страна" более актуальна при обращении к истории, к прошлому, когда развитие тех или иных стран происходило на фоне феодальной и иной раздробленности, либо в рамках империй. Вместе с тем даже сегодня в некоторых случаях понятия "страны" и "государства" не совпадают – так, существование двух корейских государств часто рассматривается как пример существования разделенной страны, поскольку, несмотря на политический раскол, и Северная, и Южная Кореи тесно связаны друг с другом историей, языком, культурой и человеческими связями.

Государство (в географическом смысле) – это страна, в которой существует единая политико-правовая система организации общества, функционирующая суверенно, т.е. независимо от политико-правовых систем других стран. Впрочем, необходимо помнить, что в условиях активного взаимодействия различных государств друг с другом неизбежно происходит добровольное или вынужденное согласование политики и права этих государств, сопровождающееся отказом от части суверенитета в пользу либо одного из государств (как, например, в случае с той или иной формой империализма), либо в пользу наднациональных органов (как в случае с ЕС).

Регион – территория, которая по тем или иным признакам отличается от других территорий, но при этом не совпадает с территорией страны / государства. Регион может быть как меньше территории страны / государства (например, Поволжье – территория, прилегающая к реке Волге, является частью территории России), так и больше ее (например, Тихоокеанский регион, объединяющий территории и акватории вокруг Тихого океана и в самом океане). Определение и выделение регионов зависит от избранного классификационного критерия, от того общего признака, по которому территории объединяются в регионы / дробятся на регионы.

В политико-административном смысле, регион – это территория, на которой действуют единые политико-правовые и административные установления. В этом смысле можно говорить о регионе как о политико-административной единице страны с собственными органами управления, действующими в рамках отведенных им полномочий и (или) на основе особых норм в тех или иных сферах.

В настоящее время в политико-административном смысле в Российской Федерации понятие "регион" чаще всего используется как синоним понятия "субъект Федерации". По состоянию на начало 2014 г. Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации (области, края, автономные округа, автономная область, республики, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург), на территории которых расположено 23001 муниципальное образование (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, а также внутригородские муниципальные образования на территории Москвы и Санкт-Петербурга). Субъекты РФ объединены в 8 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный, Уральский, Приволжский, Южный и Северо-Кавказский.

Близким и фактически синонимичным понятию "регион" является понятие "район " (за исключением использования его в политико-административном значении; в этом случае район – это один из видов муниципальных образований в Российской Федерации и некоторых других государствах).

В рамках изучения региональной экономики наибольший интерес представляют экономические критерии, позволяющие выделять экономические регионы.

Экономический регион – территория, для которой характерна высокая степень взаимосвязанности и взаимозависимости деятельности хозяйствующих субъектов, основанная на единстве рынка труда, рынков сырья и ресурсов, единой экономической инфраструктуре, а также тесной внутри- и межотраслевой кооперации. Экономический регион может быть целиком расположен на территории конкретной страны и быть ее частью, а также может охватывать территории (части территорий) нескольких государств.

Территория в совокупности с расположенными на ней человеческими, материальными и нематериальными ресурсами, инфраструктурой, сложившимися хозяйственными и иными связями, институтами и иными существенными для экономической деятельности факторами представляет собой "экономическое пространство ".

Тесно связанным с этим понятием является понятие "пространственная структура экономики" ("пространственная организация экономики") , обозначающее характер размещения производительных сил (факторов производства) на соответствующей территории.

Под пространственными процессами в региональной экономике понимаются социально-экономические процессы, проявляющиеся в изменении пространственных распределений факторов производства и видов экономической деятельности (например, миграция, территориальные различия в естественном приросте населения, финансовые потоки, процессы территориальной концентрации и специализации производства, распространение инноваций, внешняя и межрегиональная торговля и др.). Пространственные процессы ведут к изменению показателей, характеризующих социально-экономическое положение территорий (регионов), рассматриваемых в региональных экономических исследованиях: например, средних душевых доходов, производительности труда, фондоотдачи, фондовооруженности труда, коэффициентов открытости экономики, структуры регионального продукта, коэффициентов локализации производства и территориальной специализации, структуры занятости, уровня безработицы, половозрастных и социальных характеристик населения, плотности населения, индекса развития человеческого потенциала и др.

Нужно отмстить, что в русскоязычной учебной литературе понятием "региональная экономика " обычно охватывается как проблематика изучения экономики региона (как субнациональной или наднациональной территории), так и проблематика исследований и моделирования процессов пространственного развития. В современной англоязычной литературе последние, как правило, рассматриваются в рамках "пространственной экономики" (Spatial Economics). Такое разделение понятий представляется нам более правильным, так как пространственные аспекты поведения экономических агентов (в частности, их решения о размещении) описываются микроэкономическими моделями и оперируют не обобщенным понятием "регион", а такими микроданными, как координаты предприятий и других экономических агентов в пространстве, маршруты перевозок и нр. При изучении же экономики региона и факторов ее роста и развития адаптируются макроэкономические теории и модели. При этом внутренняя пространственная структура "региона", т.е. его "территория", не рассматривается. Тем не менее, следуя традиции и принятым образовательным стандартам, мы и те и другие разделы науки об экономическом пространстве и пространственных процессах будем рассматривать в рамках единого обобщающего понятия "региональной экономики".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы»

филиал в г. Чебоксары

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Тексты лекций

Чебоксары – 2008

Составитель:

К.э.н., доцент Бондаренко Н.В.

«Региональная экономика» Тексты лекций/ сост. Бондаренко Н.В.; Изд-во *******, 2008. - ___с.

Тексты лекций по спецкурсу «Региональная политика» разработаны в соответствии с утвержденным учебным планом и нормативными документами министерства образования РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса. Содержит тексты лекций, краткий словарь терминов и понятий, рекомендуемую литературу.

I ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ 5

Тема 1. Региональная экономика: предмет, задачи курса, терминология. 5

Тема 2. Методы региональных исследований 7

Тема 3. Региональные научные исследования в России и за рубежом 9

Тема 4.Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации. 12

Тема 5. Региональная политика 16

Тема 6. Формирование экономического механизма федеративных отношений в России 19

Тема 7. Основные показатели социально-экономического развития региона 20

Тема 8. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития 23

Тема 9. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. 27

Тема 10. Региональная социальная политика 28

Тема 11.Демографическая дифференциация регионов России 32

Тема 12. Региональные особенности рынка труда 34

Тема 13. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. 37

Тема 14 . Национальная политика России: региональные проблемы 38

Тема 15. Пространственная организация и специализация хозяйства. 42

Тема 16.Отраслевая структура экономики региона 44

Тема 17. Территориальные аспекты развития промышленности. 45

Тема 18. Региональное развитие агропромышленного комплекса. 47

Тема 19. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурных комплексов 48

Тема 20. Региональные финансы: сущность и функции 50

Тема 21. Особенности региональных инвестиционных процессов 51

Тема22. Формирование и развитие рынков в регионе. 53

Тема 23. Экономическая и национальная безопасность регионов. 55

Тема 24. Организация воспроизводственных процессов в регионе. 58

Тема 25. Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований 59

Тема 26. Конкурентноспособность региона и пути ее повышения 61

Тема 27. Управление экономикой региона. Методы оценки уровня социально- экономического развития территорий. 63

Тема 28. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения 67

II. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ 68

I. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Региональная экономика: предмет, задачи курса, терминология.

С учетом важности научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла необходимость углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.

Региональная экономика - это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

В Большой Советской Энциклопедии регион определяется как «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)»

В научной литературе существует множество определений термина «регион», но их можно распределить по трем основным направлениям:

1) административная единица

2) хозяйственно-экономическая единица

3) территория с населением, имеющим определенный уровень самосознания.

Следует принять за основу следующую структуру социально-экономического и территориально-административного деления России.

1. Экономические зоны - Западная (Европейская часть России) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).

2. Экономические районы, имея в виду уже сложившиеся экономические районы типа Северного Кавказа, Урала, Поволжья и т. д. Всего по экономическому районированию в России выделяется 11 экономических районов.

Экономические районы (нередко их именуют экономико-географическими) - это крупномасштабные территории РФ, располагающие однородными (сходными) природно-климатическими условиями, полезными ископаемыми, трудовыми ресурсами, производственным и научным потенциалом, специализацией и кооперацией производства, экономическими связями между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, определенным местом во внутриросийском и международном разделении труда.

3. Федеральные округа территории,сформированные в новых экономических условиях в РФ, для повышения эффективности работы всех ветвей власти в регионах и контроля за развитием регионов.

4. Регион (субъект) - территория в административных границах субъекта Федерации.

Признаки определяющие эффективность развития региона:

Комплексность, - целостность, - специализация, - управляемость, - экономическая самостоятельность.

Факторы, оказывающие влияние на развитие и размещение производительных сил региона:

природно-ресурсный потенциал региона (количество и виды природных ресурсов, их геологические характеристики, условия добычи, использования и т.д.);

демографические (в первую очередь численность и структура населения, трудовые ресурсы и др.);

социальная инфраструктура;

экологические (уровень рационального природопользования, экологизация экономики и др.);

технико-экономические (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции, и др.);

экономические (оценка ЭГП, транспортное положение, стоимость основных фондов, показатели, ВВП, эффективность производства и др.);

технологические (уровень существующих технологий, наличие ТПК и ЭПЦ, влияние НТР на возможный уровень техники и технологии) .

В рамках региональной экономики исследуются такие проблемы, как:

региональная политика государства;

разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;

эффективность специализации и комплексного развития региона;

экономическое районирование;

районная планировка

и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Тема 2. Методы региональных исследований

В своих исследованиях регионоведы используют широкий ком­плекс научных методов. Выделим наиболее важные.

Системный анализ. Системный анализ представляет собой сово­купность научных методов и практических приемов, которые мо­гут быть использованы при исследовании и конструировании слож­ных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при управлении социально-экономическими, технологическими систе­мами. Разумеется, такой сложной социально-эко­номической системой является и регион - субъект Федерации.

Характерной чертой системного анализа является поиск наибо­лее эффективных решений региональных проблем, который начи­нается с определения и упорядочения целей деятельности систе­мы, при функционировании которых возникли эти проблемы. Одновременно устанавливается соответствие между целями, воз­можными путями их реализации и необходимыми для этого ресур­сами.

Этот метод характеризуется упорядоченным, логически обосно­ванным подходом к исследованию систем и использованию суще­ствующих приемов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Целью системного анализа является выработка конкретных практических рекомендаций при выборе наиболее эффективного, наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов действий с точки зрения количе­ственного и качественного сопоставления использованных ресур­сов с тем эффектом, который был получен.

Балансовый метод. Этот метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между различными отраслями социально-экономического комплекса региона. Балансы используются для разработ­ки рациональных внутрирегиональных и межрегиональных связей. Составление балансов (отраслевых, региональных, межрегиональ­ных) способствует установлению уровня комплексного развития региона, определению диспропорций в его развитии

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых яв­лений (исходя из целей исследования) и избранными критериями на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как клас­сификация, типология, концентрация и др.

Метод экономико-географического исследования, который в свою очередь подразделяется на 3 составные части региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе), местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам)

Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона, моделирование по отраслям хозяйства региона, моделирование формирования хозяйственных комплексов региона) Метод экономико-математического моделирования с учетом современных электронных средств позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и весьма разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. И что особенно важно - выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием. В исследованиях социально-экономического развития регионов в настоящее время используются метод главных кластеров и метод порядковой классификации объектов регионального анализа.

Картографический метод. Это специфический метод исследования в регионоведении. Известно, что карта является существенным источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом регионе, и в первую очередь позволяет наглядно представить особенности этого размещения. Именно благодаря картам, картосхемам, картодиаграммам, картограммам гораздо лучше воспринимаются, запоминаются не только особенности размещения отраслей и предприятий социально-экономического комплекса по территории региона, но и количественные показатели, которые характеризуют уровни развития отдельных частей региона. Не зря карту называют «образной моделью территории»: на карте с помощью условных знаков отобра­жаются объекты, явления в их взаимосвязи.

Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны - равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, то в данном случае можно употребить понятие «регионализация».

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Индексный метод. Чаще всего используется для количественного определения уровня специализации социально-экономического районирования. При этом за основу берутся:

коэффициент локализации данного производства на территории региона - отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в Российской Федерации;

коэффициент душевого производства - отношение удельного веса отрасли социально-экономического комплекса региона в соответствующей структуре отрасли Российской Федерации к удельному весу в населении страны;

коэффициент межрегиональной товарности - отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству.

Методы социологических исследований. Они разнообразны: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов, и т. д.

Можно отметить также метод зонирования - выделение территорий, которые обладают однородностью по какому-либо фактору (например, количеству осадков, плотности населения, качеству почв, рельефу и т. д.); метод потенциалов развития - решение проблем подъема экономики регионов и выравнивания их уровней развития с помощью изучения природно-ресурсного потенциала, экономических и демографических факторов, т. е. регионы сравниваются по факторам, что отражается в соответствующих показателях; метод приоритетов - на основе анализа объективных данных определяется очередность развития элементов социально-экономического комплекса региона.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

Тема 3. Региональные научные исследования в России и за рубежом

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело в настоящее время к заметному расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Однако, хотя региональная экономика - сравнительно молодая наука, нельзя сказать, что она формируется только сейчас. Подобно тому как политическая экономия начиналась с классической политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо, региональная наука имеет своих классиков: немецкие ученые Иоганн Тюнен, Альфред Вебер, Вильгельм Кристаллер, Аугуст Леш, русские ученые Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и др.

Несомненно, региональные исследования в России и в зарубежных странах связаны с проблемами административно-политического и экономического районирования. И не случайно повсеместно основой экономического районирования служило административно-территориальное устройство.

Формирование территории России началось около 1000 лет назад.

Ко времени правления Ивана Грозного была сформирована как государство большая часть европейской территории России. В этот же период были отправлены первые экспедиции за Уральские горы (Каменный пояс) с целью присоединения новых территорий и богатств.

При Петре I были осуществлены первые экспедиции которые занимались картографированием территории России. В частности, были нанесены на карту северные и восточные границы. Однако южные и западные границы оставались не определенными. Территория государства делилась на 8 губерний.

При Екатерине II территория государства была разделена на 40, а затем на 68 губерний. Проводимая ей политика постепенно закрепляла за Россией современные границы.

К началу ХХ века В состав Российской Империи входили: Россия, Финляндия, Польша, Белоруссия, восточная Украина, Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан), Казахстан и Средняя Азия (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан).

Польша получила независимость в 1914 году, Финляндия в 1918 году, остальные государства объединились в Союз Советских Социалистических республик.

Перед началом II Мировой войны в состав СССР вошли государства Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва), западная Украина, Молдавия.

Всего в состав СССР входили 15 союзных равноправных по статусу территорий.

В 1991 году распался СССР. В состав Российской Федерации вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей, 2 города федерального значения. С 2006 году на карте РФ стали происходить изменения, соответствующие Стратегии развития России на долгосрочную перспективу – укрупнение территорий: появился Пермский край, (объединили Коми-Пермяцкий АО и Пермскую область), затем образовались Красноярский (объединили Таймырский, Эвенкийский и Красноярский края), Камчатский (объединили Камчатскую область и Корякский АО) и Забайкальский (объединили Читинскую область и Агинский Бурятский АО) края. В 2008 году будет создан регион, объединяющий Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский АО. Планируются референдумы по объединению ещё нескольких территорий.

В региональных исследованиях выделяют 3 основных этапа

I этап - в 1909 году была издана научная работа «Теория промышленного штандорта» А.Вебера, которая рассматривала вопросы рационального размещения отдельного предприятия в регионе, определяла и анализировала основные факторы, влияющие на размещение единичного промышленного предприятия. Он выдвинул также идею создания «общей теории» размещения всех предприятий в совокупности, но не осуществил эту идею. Она считается основополагающей в развитии региональной экономики.

II этап – 30-е годы ХХ века – изучение вопросов размещения отраслей по территории государства. Основные представители этого периода:

В. Кристаллер подошел к этой проблеме с противоположной стороны, начав не с объекта размещения (т. е. предприятия), а с места, точки размещения. Он создал и обосновал довольно стройную концепцию - теорию центральных мест, выявив роль городов и агломераций в формировании иерархической территориальной структуры страны.

А. Леш пытался слить воедино идеи Вебера и Кристаллера в новой концепции экономического района («экономического ландшафта»).

Таким образом, уже в этот период более или менее четко определились основные направления региональной науки:

локационное или «размещенческое» направление, ставящее своей задачей отыскать оптимальное место размещения предприятия;

собственно региональное направление, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного центра или района;

комплексное направление, пытающееся связать единой теорией и методом локационные и региональные проблемы.

В дальнейшем в зарубежных региональных концепциях произошла заметная эволюция взглядов на факторы размещения производства:

Переход от микроэкономической оценки размещения предприятия к макроэкономической;

Изменение роли старых факторов и появление новых (научно-исследовательская база, государственное регулирование экономики) развитие взглядов на фактор агломерации, введение понятия «инфраструктура»;

Эволюция методического аппарата для исследования факторов размещения производства, формализация учета влияния факторов.

Сам термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Айзард . Он считает, что региональная наука шире, чем региональная экономика, она должна изучать пространство, регионы (районы), локации (место размещения) и их системы. У. Айзард суммировал и проанализировал ряд работ (Вайгмана, Вебера и др.) в области создания общей теории размещения.

III этап - изучение вопросов размещения отраслей экономики между государствами и материками (ТНК).

В дореволюционной России: известный историограф и писатель Н. М. Карамзин («История государства Российского»), М. В. Ломоносов (термин «экономическая география»), В. Н.Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский (разделил Россию на 14 естественных областей), К. И. Арсентьев («Начертание статистики Российского государства»), Н. П. Огарев («Опыт статистического распределения Российской империи»), С. Ю. Витте («Принципы национальной индустрии»)

В 1930 г. был образован Совет по изучению производительных сил. В. В. Леонтьева (автора метода «затраты-выпуск»), Н. Д. Кондратьева, А. Н. Челинцева, Г. М. Кржижановский (точка роста) и др.

В России региональная экономика начала складываться как наука сначала в рамках экономической географии с трудов экономистов географов Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Этим ученым принадлежит ряд трудов по вопросам экономического районирования, развития и размещения производительных сил, а также по общим проблемам экономической географии.

Н.Н. Баранского считают основоположником экономической географии в СССР, он автор многочисленных трудов по теории и методологии экономической географии.

Н.Н. Колосовский в середине 40-х гг. исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории ТПК (территориально-производственных комплексов). Он разработал метод энергопроизводственных циклов, ставший основным для экономико-географической характеристики районов, позволяющий более четко выявить структуру хозяйства и внутрирайонные производственные связи.

Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) - это закономерная цепочка производств, взаимосвязанных производственными процессами на общей для них базе главных видов энергии и сырья.

Колосовский в 1947 г. выделил восемь ЭПЦ и их совокупностей. В связи с НТП и вовлечением в производство новых видов сырья и энергии, их число удвоилось. Сейчас выделяют 16 ЭПЦ.

В дальнейшем проблемы региональной экономики изучали В.И.Видяпин , П.М. Алампиев , В.В. Кистанов, Е. Пробст, Э.Б.Алаев, Н.Н.Некрасов и др. Согласно их исследованиям, экономический район - это неотъемлемая часть народного хозяйства страны. Он занимает определенную территорию. Основные его черты: производственная специализация, уровень и структура производства, экономико-географическое положение, природные и трудовые ресурсы.

Региональная экономика - прикладная экономическая наука, изучающая размещение производительных сил и экономику регионов.

Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов.

В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:

Экономика отдельного региона;

Экономические связи между регионами;

Региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

Размещение производительных сил;

Региональные аспекты экономической жизни;

Моделирование системы управления регионом;

Совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.

Мы будем рассматривать в рамках данного курса особенности размещения производительных сил регионов и стран по разным отраслям и сферам хозяйства, включая и таможенную сферу.

В целом производительные силы общества – это органичное единство прошлого и живого труда, совокупность вещественных и личных элементов хозяйства, необходимых для того, чтобы превращать природные блага в предметы, услуги и условия, способные удовлетворять потребности людей и обеспечивать процесс развития общества.

К производительным силам относятся:

1) Природные ресурсы;

2) Население и трудовые ресурсы;

3) Материально-техническая база общества (все материальные объекты, созданные людьми);

4) Научно-техническая мысль. Стала рассматриваться как отдельная производительная сила с начала 60-х гг. ХХ столетия, когда научно-технический прогресс заметно ускорился и вошел в стадию научно-технической революции, появились отдельные страны, которые достигли экономического успеха исключительно за счет этого фактора, не имея больших запасов природных ресурсов (например, Япония).

Размещение производительных сил (РПС) можно трактовать в таких значениях:

1) как объективный эволюционный процесс постепенного изменения географической «картины» хозяйства и расселения региона (ответ на вопрос «Как хозяйство размещается?) ;

2) как фиксированное состояние распределения по территории экономики и населения региона на определенный момент времени (ответ на вопрос «Как хозяйство разместилось?») ;

3) как субъективный управляемый процесс территориального развития хозяйства и расселения в регионе (ответ на вопрос «Как мы разместили и размещаем хозяйство?») ;

4) как научное направление и учебная дисциплина (ответ на вопрос «Как надо размещать хозяйство?») , изучающая как общие закономерности размещения производительных сил, так и их конкретное проявление в отраслевом и территориальном аспектах на региональном и межрегиональном уровнях. Она изучает экономическую результативность территориальной организации хозяйства для обоснования эффективной региональной политики.

Одной из главных задач РПС как науки является выяснение главного обстоятельства, которое обусловливает именно такое распределение по территории хозяйственных объектов.

К наиболее распространенным научным основам РПС относятся:

1) Географический детерминизм , сущность которого состоит в том, что определяющей силой в развитии человечества (включая РПС) является природная среда и природно-географическое размещение той или иной страны или региона.

2) Энвайроментализм, состоящий в том, что международное разделение труда определяется различиями в природной среде. В каждой природной зоне возможно развитие разного спектра отраслей хозяйства.

3) Математические модели в размещении производительных сил:

а) модель И. Тюнена и А. Вебера («модель изолированного государства») – схема размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции. В данной модели принимаются следующие условия: государство представляет собой изолированную хозяйственную область в виде круга с почвой одинакового плодородия, в центре круга находится город, являющийся единственным рынком сбыта для продукции;

б) модель В. Кристаллера и А. Лёша – теория о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве. Авторы исходили из условия равномерности расселения населения на однородной территории. В этом случае территория разбивается на правильные шестиугольники, являющиеся зоной сбыта продукции центрального города, в который население приезжает за покупками. При подобной организации сбыта обеспечивается минимизация средних расстояний поездок покупателей. Модель предусматривает иерархию центральных мест (малые, средние, крупные и крупнейшие), в соответствии с которой формируются различия функций по центрам обслуживания разной величины, разного ранга.

4) Хорологическая теория А. Геттнера , согласно которой каждая местность на Земле является уникальной и неповторимой, поэтому нельзя говорить о каких-либо закономерностях и правилах размещения хозяйственных объектов, а в каждом случае принимать решения сугубо на индивидуальной основе.

5) Марксистская теория развития и размещения производительных сил исходила из утверждения, что они обусловлены прежде всего способом производства и их территориальная организация существенно зависит от социального строя .

В последнее время преобладает точка зрения, что экономические законы и закономерности размещения имеют общий характер, но проявляются они неодинаково в странах с различным социально-политическим построением.

| следующая лекция ==>
|