Готовиться к выступлению перед мероприятием. Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция. Видео: Как подготовиться к публичному выступлению

Готовиться к выступлению перед мероприятием. Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция. Видео: Как подготовиться к публичному выступлению

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Независимо от того, собираетесь ли вы выступить с речью перед коллегами на работе, на семинаре или торжественном событии, существует несколько правил, которым следуют все профессиональные ораторы. Хорошая речь содержит несколько ключевых аспектов, которые делают ее интересной для аудитории и позволяют оратору достичь своих целей.

Знайте вашу тему

Перед тем как произнести речь, спикер должен убедиться, что он отлично владеет материалом выступления. Речь надо подготовить и написать заранее, сформулировать ее главные идеи и посылы и затем постараться ее запомнить. Подготовка к выступлению очень важна, даже в том случае, если вы далеко не новичок в публичных выступлениях, обучались на курсах ораторского мастерства или мастерство красноречия у вас заложено с рождения. На выступление с собой можно взять краткий конспект речи, в который можно будет заглянуть если вы что-то забудете, но не более того. Помните, что большая часть внимания спикера должна быть направлена на аудиторию.

Говорите целенаправленно

Чтобы речь была эффективной, она должна преследовать конкретную цель. Это значит, что оратор стремится получить определенную реакцию аудиторию, например, серьезно задуматься о предмете выступления, вызвать эмоции или мотивировать и подтолкнуть ее к действиям.

Будьте энергичны

Если речь написана в сухом формальном стиле или оратор произносит слова тихим монотонным голосом, аудитория быстро потеряет интерес к выступлению и будет ждать его скорейшего завершения. Чтобы речь удалась, напишите и произносите ее так, чтобы слушатели захотели дослушать ее до конца. Прибавьте энергии и уверенности вашему голосу, говорите с энтузиазмом, подчеркивайте слова жестами.

Говорите простым языком

Речь, насыщенная длинными словами и фразами, которые трудно понять и запомнить, также будет неинтересна аудитории. Такая речь больше похожа на сухой монологом, нежели живой диалог. Произнося текст речи, старайтесь употреблять простые, общеразговорные слова и короткие предложения.

Перефразируйте основные мысли

Важные идеи, которые вы хотите донести в своем выступлении, следует повторять снова и снова в разных формах и формулировках. Этим вы выделите главные мысли и подчеркнете для аудитории их важность.

Грамотные переходы

Продуманные переходы являются важным этапом в написании успешной речи. Переходы позволяют плавно и логично переходить от одной мысли к другой. Они также делают речь более структурированной и помогают аудитории лучше усвоить ключевую информацию. Переходы могут начинаться со слов: сначала, во-первых, дальше, наконец и других.

Используйте изображения

Графика и рисунки также помогают слушателям лучше понять тему выступления, делают ее более доступной и интересной. К визуальным инструментам относятся презентации в PowerPoint, изображения проектора, диаграммы, карты, специальные доски для презентаций.
Добавьте юмор

Юмор можно с успехом использовать на презентациях, посвященных серьезным темам, для того чтобы заинтересовать и поднять настроение собравшихся. Юмор также помогает установить дружественный контакт с залом и завоевать его доверие.
Зрительный контакт

Зрительный контакт полезен по двум причинам. Когда оратор смотрит на аудиторию, а не в свои записи, людям кажется, что он действительно знает о чем говорит. К тому же, слушатели чувствуют к себе внимание и интерес оратора, что в свою очередь вызывает их ответный интерес.

Расслабьтесь

Последний совет – перед выступлением надо хорошо расслабиться. Когда оратор напряжен, его речь звучит неубедительно, он начинает ошибаться и чувствует себя некомфортно на протяжении всего выступления.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает вопрос: перед живой аудиторией.

Человек, развивающийся и шагающий по пути личностного роста, непременно приходит к тому, что умение выступать публично – одна из ступенек в его движении вперед и вверх.

Как подготовиться к выступлению Типичные ошибки

Тут-то и необходимо выяснить: , какой использовать и как обойти типичные ошибки.

Главные ошибки.

1. Отсутствие подготовки.

Если человек много знает в своей области, является профессионалом и даже экспертом в своем деле, честь и хвала ему! Но публичное выступление – особое искусство, навык, который требует внимания, усилий, опыта.

Глубоко зная материал, человек не всегда может интересно и легко его преподнести аудитории. Это умение имеет свои нюансы и подводные камни. Подготовка даст понимание недостатков и как от них избавиться.

2. Отсутствие цели выступления.

Если выступление делается только ради того, чтобы выступить, покрасоваться на публике или человек выступает, лишь потому, что его пригласили – это не , а пустая трата времени своего и слушателей.

Перед выступлением определитесь с целью. Что вы хотите? Развлечь. Подтолкнуть к размышлениям. Привлечь внимание к проблеме. Внедрить идею. Донести информацию. Чему-то научить. Продать свой товар, информационный продукт.

3. Отсутствие плана выступления.

Выступление без плана похоже на движение без маршрута или на дрейф шлюпки без весел, куда ветер дунул, туда и плывем. План необходим и обязателен.

Вы можете его подготовить в виде тезисов, интеллект-карт, презентации, оформить в виде знаковой системы или рисунков (пиктограмм).

Главное, чтобы план был на выступлении. Можно даже им не пользоваться и не заглядывать в него. Это тыл, уверенность, шпаргалка, которая позволяет лучше владеть собой, подготовленным текстом и аудиторией.

4. Неграмотное оформление презентации.

Большое количество текста. Замените его на одну кратко изложенную мысль.

Стандартные шаблоны. Экспериментируйте, выдумывайте, изменяйте!

Неподходящая цветовая гамма – слишком кричащая или наоборот блеклая, незапоминающаяся.

Трудный шрифт, неверный его размер.

Избыток слайдов. Здесь работает правило: "лучше меньше, да лучше". :-)

5. Выступающий не репетировал свою речь.

Из-за этого он не всегда укладывается в отведенное . Его выступление прерывается незапланированными паузами. Страдает качество речи, так как не все, что красиво написано на бумаге, так же воспринимается на слух.

6. Отсутствие контакта со слушателями.


Чтение, не отрываясь от текста, взгляд по верх голов или на заднюю стенку зала.

Эта ошибка – путь к тому, что речь воспринимается, как сухая, лишенная жизни, эмоций, оторванная от насущных задач и вопросов, волнующих аудиторию.

Необходим зрительный контакт со слушателями, вопросы в зал, интересные случаи, шутки, примеры из жизни и, конечно же, улыбка.

7. Техническая неподготовленность.

Выступающие очень часто ощущают себя «не в своей тарелке», если заранее не познакомились с местом выступления. Лучше всего провести мини-репетицию в зале, где ожидается выступление, прочувствовать акустику, пройтись по сцене, взглянуть в зал.

Обязательно уточните наличие микрофона и необходимых для презентации технических средств сопровождения. Без должной технической подготовки, любая отлично подготовленная речь может провалиться. Позаботьтесь об этом заранее.

Сегодня вы узнали или повторили заново, и избежать типичных ошибок. Желаю вам успехов и благодарных слушателей! Поделитесь своим опытом публичных выступлений в комментариях. Думаю, для многих будет интересно.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.