Фонд социального страхования расстанная. Фонд социального страхования РФ. Пензенское региональное отделение ФСС РФ

Фонд социального страхования расстанная. Фонд социального страхования РФ. Пензенское региональное отделение ФСС РФ

Третья фаза убывающей Луны характеризуется постепенным угасанием активности и спадом накопившейся энергии. В начале третьей фазы это еще не столь сильно заметно, поэтому можно продолжать активные занятия рабочей деятельностью.

В текущий лунный период рекомендуется продолжать начатые дела и рабочие проекты, так как сил для их выполнения достаточно. На первые дни убывающей Луны можно решать насущные вопросы, заключать контракты и менять направление деятельности.

Финансовые вопросы в период убывания Луны рекомендуется решать с большей осторожностью, тщательно обдумывая вложения и покупки.

Текущее время положительно сказывается на общении в кругу близких. Сейчас можно проводить семейные торжества, устраивать праздники, организовывать отдых. Период позволит укрепить связи и перевести их на новый уровень. Решение деловых вопросов на встречах и переговорах с партнерами также будет удачным.

Идея обратиться к косметологу в течение третьей фазы будет неплохой идеей, которая придаст коже здоровый и обновленный вид в результате пилинга или маски.

Энергии организма все еще много, но он уже не так остро реагирует на травмы и раны, поэтому все операции и медицинские манипуляции стоит перенести на дни после Полнолуния. Также в этот период благотворны физические нагрузки, интенсивное занятие спортом. Даже переедание не принесет негативного эффекта.

Положительное влияние третьей фазы убывающей Луны:

  • энергии все еще достаточно для активного решения крупных деловых и бытовых дел и вопросов;
  • период благоприятен для запланированных и обдуманных трат и вложений;
  • очень удачное время для семейного и делового общения;
  • на убывающую Луну примирение и укрепление отношений между влюбленными поможет вывести отношения на новый уровень;
  • запланируйте в эти дни поход к косметологу - результат вас порадует;
  • можно осуществлять оперативные вмешательства;
  • на убывающую Луну рекомендуется физическая активность и интенсивные занятия спортом;
  • сейчас один из уникальных периодов, когда переедание не нанесет серьезного ущерба фигуре.

Отрицательное влияние третьей фазы убывающей Луны:

  • не стоит начинать проекты и заключать сделки, больший эффект даст продолжение начатой до Полнолуния работы.

Луна в Раке

День покоя, расслабления и медитации. Стоит заняться собой, своим внутренним миром. Полезны: раздумье, созерцание и воспоминания. Но нужно держать эмоции в узде, не предаваться унынию. Полное одиночество или общение только с родными и близкими доставит особое удовольствие. Работа по дому или шопинг для создания уюта принесут не столько пользу, сколько радость и расслабление. Аутотренинг, медитация, отдых вблизи водоема — помогут погрузиться в себя, разобраться в жизни, найти силы и желание двигаться дальше и достигать новых высот.

Влияние лунного дня

18 лунный день

Лунный день под символом Зеркала не подходит для начала каких-либо серьезных или крупных дел как а работе, так и в бытовых вопросах. Сегодня лучше не производить перемен в своей жизни, окружении или быту. Настройтесь на тихое выполнение текущей рутины.

Не удачен день и для финансовых вложений или трат. Сегодня стоит поостеречься в покупках и производить только самые необходимые.

18-й лунный день абсолютно не подходит для решения вопросов методом разговоров, так как можно вызвать ссору даже с близким и дорогим человеком, которую впоследствии будет сложно загладить. По этой же причине не стоит проводить встреч, мероприятий и свиданий.

Постарайтесь в этот день избегать серьезных нагрузок, связанных с чрезмерным приемом пищи, алкоголя, утомительными тренировками. Не рекомендуется интимная близость, результатом которой может стать как ухудшение самочувствия, так и отношений с партнером.

Положительное влияние дня:

  • подходящее время для того, чтобы спокойно разобраться в себе и спланировать перемены.

Негативное влияние дня:

  • неудачны начатые крупные дела в работе и быту;
  • нежелательно общение;
  • организм слаб и утомляем, поэтому день лучше всего провести в спокойной обстановке, можно попытаться медитировать.

Влияние дня недели

Влияние луны на человека во вторник сопряжено с энергией Марса. Красная планета, отвечающая за активность и энергичность, вносит свои коррективы, позволяя добиваться новых вершин и осуществлять все то, что до сих пор казалось невозможным. Под влиянием Марса, все отложенное до "лучших времен" в надежде на бодрость и энергичность переходит из фазы ожидания к своей реализации.

Что делать по лунному календарю?

Вторник по праву можно считать самым продуктивным днем для новых начинаний. Энергии, получаемой в этот день, достаточно, как и для реализации новых проектов, так и для решения насущных и внезапно возникающих задач.
Конечно, будучи преисполненным жизненных сил и уверенности в себе, достаточно сложно выполнять рутинную, никому не интересную работу. Поэтому ее лучше отложить на вторую половину дня или вовсе перенести на другой день.
Общаясь с окружающими, будьте внимательны к их настроению, так как импульсивность в их настроении может обернуться конфликтной ситуацией. В связи с чем, отстаивая собственные убеждения, всегда приводите веские аргументы умеренным тоном, иначе можете не избежать ссоры.
Этот день прекрасно подходит для устройства на новую работу, особенно если она связанна с огнем и сталью: сталевар, военный, пожарный и т.д. Если предстоит собеседование, то в вашем гардеробе должно быть выделено место красной одежде.

Как вести себя дома?

Всю энергию, которая осталась после интенсивного дня, дома лучше расходовать с пользой - заняться уборкой, починить сломанную вещь и т.д. Так как остаток энергии в общении с родными очень быстро перерастает в ссору, когда каждый отстаивает свое мнение. Свидания и романтические вечера во вторник лучше не проводить - возможны конфликтные ситуации и разногласия со вспышками негативных эмоций.

Уход за собой

Вторник весьма благосклонен к посещению парикмахерской для новой стрижки. Это добавит вам энергии и активности, избавит от повседневных проблем и серых будней. Взамен вы получите массу приятных новых впечатлений от смены имиджа.
Этот день прекрасно подходит для занятий спортом. Особенно это могут ощутить все те, кто никак не отваживался сделать это ранее. Во вторник в пищу прекрасно подойдут мясо и острые приправы.

МИНИСТЕРСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Министерства ЖКХ Московской области (Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области mgkh.mosreg.ru, 20.10.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 20 октября 2016 года N 200-РВ);
(Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области www.mgkh.mosreg.ru, 03.05.2017).
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" , руководствуясь Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области , утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 787/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области" и постановлением Губернатора Московской области от 16.09.2013 N 221-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области" :

1. Утвердить на территории Московской области прилагаемые нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды, электроснабжения, предоставляемой в жилых помещениях и на общедомовые нужды (приложение 1, 2, 3).

2. Установить что:

2.1. Нормативы потребления коммунальных услуг, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, определены с помощью расчетного метода.

2.2. Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения, утвержденные распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2012 N 28 с 01.01.2015 не применяются.

2.3. До введения в действие Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (нормативы на подогрев воды, нормативы тепловой энергии на приготовление горячей воды, нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды).
(Пункт 2.3 в редакции, введенной в действие с 14 мая 2017 года распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 3 мая 2017 года N 47-РВ . - См. предыдущую релакцию)

3. Начальнику отдела по взаимодействию с регионами, СМИ и общественными организациями организационно-правового управления (М.В.Шемяковой) в течение 10 дней с даты подписания настоящего распоряжения обеспечить его официальное опубликование в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также размещение на официальном сайте в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области А.А.Пухову.

Министр
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области
Е.А.Хромушин

Приложение N 1. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды

Приложение N 1
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области

____________________________________________________________________


от 20 октября 2016 года N 200-РВ .
____________________________________________________________________

Приложение N 2. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях

Приложение N 2
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области
от 9 декабря 2014 года N 162-РВ

(кВтч на 1 чел.)

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях

количество комнат

количество проживающих

в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами

в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами

Приложение N 3. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды

Приложение N 3
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Московской области
от 9 декабря 2014 года N 162-РВ

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу с 1 ноября 2016 года -
распоряжение Министерства ЖКХ Московской области
от 20 октября 2016 года N 200-РВ .
____________________________________________________________________



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.