![Поднимут зарплату государственным гражданским служащим. Правительство резко увеличит расходы на мотивацию госслужащих. От чего зависит рост заработных плат](https://i2.wp.com/b2bmaster.ru/wp-content/uploads/2018/02/cvezhie-novosti-o-povyshenii-zarplaty-federalnym-gossluzhashhim-v-2018-godu-2.jpg)
С января этого года всем бюджетным категориям граждан проиндексируют заработную плату. Напомню, что в течение последних нескольких лет у большинства из них уровень зарплаты не менялся совсем. Режим строгой экономии, который был введен правительством с 2014 года, не позволял при формировании бюджетов предыдущих лет, внести в них эту статью расходов. Индексация затронула лишь ежемесячные выплаты пенсионерам, да и то не всех (работающие пенсионеры каким-то образом выпали из этого привилегированного списка), и довольно незначительную часть бюджетных работников, упомянутых в «майских указах» Путина. Повышение зарплаты коснулось только учителей и врачей. Вся остальная «армия бюджетников», включая вооруженные силы, полицию и даже спецслужбы, вынуждена была довольствоваться тем, что есть. В начале нынешнего года наконец-то вспомнили не только о них, но и обо всех служащих, зарплата которым выплачивается из государственного бюджета – индексация коснулась даже высших чиновников федеральной власти. Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году и свежие новости о размерах и сроках введения индексированных окладов — станет главной темой этой публикации.
В последнем месяце прошлого года президентом был подписан указ о четырехпроцентном повышении окладов для госслужащих федерального уровня с 01. 01. 2018 г. Последний раз упомянутой категории бюджетных работников, зарплата поднималась почти пять лет назад, в размере 5,5% от месячного оклада.
Если говорить о размере повышения, то трудно не обратить внимания, на довольно скромный цифровой показатель размера индексации. В учет, видимо, был взят беспрецедентно низкий показатель инфляции, который продемонстрировала финансовая система страны в 2017 году.
Индексация, как известно, призвана компенсировать разницу от инфляционных потерь. Инфляция прошлого года не достигла даже трехпроцентного барьера, установив своеобразный рекорд среди показателей ее уровня за весь постсоветский период.
Следовательно, процент индексации даже несколько превысил размер реальных потерь от инфляции. То есть, все работники бюджетной сферы, кроме медиков и преподавателей, получили в этом году полную компенсацию своих финансовых потерь, связанных с прошлогодним обесцениванием российского рубля.
Вполне естественно, что государство не смогло компенсировать все потери, связанные с резким падением курса валюты в 2014 году, но, видимо, оно перед собой такой задачи и не ставило. В конце концов, столь осторожные и взвешенные подходы к бюджетным расходам дали возможность ему стабилизировать рубль.
Попытки вернуть всё, привели бы к очередному витку девальвации российской валюты – в итоге, оказались бы в проигрыше и инициаторы столь щедрых надбавок и их получатели.
К тому же для государственных чиновников такого уровня, повышение окладов обычно рассматривается в последнюю очередь, поскольку кто как не они, имеют непосредственное отношение к текущему состоянию экономики в стране и обязаны нести за это определенную ответственность.
Четырехпроцентная индексация, в первую очередь, имеет отношение к федеральным служащим, работающим в следующих государственных учреждениях:
Особым пунктом президентского указа индексация зарплат адресуется представителям дипломатических ведомств и другим сотрудникам МИД РФ.
Схема оплаты труда гражданских госслужащих достаточно сложна. Общий ежемесячный заработок государственного служащего можно разделить на следующие составляющие:
При этом сам оклад, подлежащий индексации, насколько понятно из представленного списка, составляет довольно скромную часть общего заработка государственного чиновника. Исходя из этого, повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году на четыре процента, никакого заметного влияния на их общее благосостояние, скорее всего не окажет.
Последний пункт этого перечня, касающийся премиальных вознаграждений, представляет наибольший интерес. Размер выплат, относящихся к работе особой секретности (гостайна) и премированию сотрудников, не регламентируются никем и могут иметь самый непредсказуемый финансовый эквивалент.
Что же касается министерских зарплат, то в прошлом году некоторые сведения о них Минфин опубликовал для всеобщего ознакомления. Если кому-то этот шедевр не попался на глаза, то мы с удовольствием его продублируем. Итак, ежемесячная заработная следующих членов правительства РФ составляет:
Нижняя палата российского парламента практически закончила принятие проекта федерального бюджета на 2019 год. Впереди у депутатов Госдумы третье чтение закона о бюджете, которое мало на что повлияет и однозначно не внесет никаких серьезных изменений в текст документа. Таким образом, уже сейчас можно уверенно говорить о многих параметрах главного финансового документа, в том числе — об индексации зарплат тех категорий, которые финансируются из казны. Каким будет повышение зарплат госслужащих в 2019 году в России — последние новости из Думы по поводу индексации выплат чиновникам.
Если говорить исключительно об индексации основной части зарплаты чиновников, то бюджет будущего года подразумевает, что госслужащие относятся к категориям бюджетников, не имеющих особых привилегий при перерасчете их заработков. Формально привилегиями обладают врачи, учителя и работники культуры, для которых зарплаты индексируются на тот же процент, на который вырастут заработные платы в российской экономике в целом.
Что касается госслужащих, то для них, как и для многих других категорий бюджетников, процент повышения зарплат окажется чуть более низким. Он будет соответствовать прогнозируемой инфляции за 2019 год.
Повышение зарплаты для госслужащих в России произойдет 1 октября 2019 года. Заработки чиновников вырастут на 4,3%.
Именно на столько — 4,3% — по прогнозам Минэкономразвития РФ вырастут потребительские цены в стране в будущем году. Индексация зарплат на этот процент гарантирует госслужащим (как и многим другим категориям получателей зарплат из бюджета), что реальный размер их зарплаты останется прежним.
Впрочем, октябрьское повышение — не единственное, что может ждать государственных служащих России в 2019 году на практике. Это повышение запланировано федеральным бюджетом и затронет госслужащих по всей России. В то же самое время на уровне отдельных регионов возможен дополнительный рост заработков чиновников, если на эти цели в местном бюджете найдутся средства.
В качестве примера можно привести Рязанскую область. Последние новости из этого региона говорят о том, что зарплаты госслужащих вырастут здесь уже с 1 января 2019 года, причем сразу на 15,6%. Характерно, что это повышение зарплат чиновников в регионе — первое за 13 лет. Как сообщается, повышение происходит за счет сокращения госслужащих, и дополнительные деньги по сравнению с предыдущими годами, на рост заработков чиновников не выделены.
Помимо повышения зарплат госслужащим всей страны в октябре 2019 года на 4,3% и возможной региональной индексации, госслужащих ожидают и другие приятные новости.
В бюджет страны на 2019 год, например, заложены довольно высокие расходы на материальную мотивацию государственных служащих.
Понятно, что это затрагивает не всех чиновников. Однако для тех, кто занимается национальными и федеральными проектами, эта новость не может не быть приятной. За счет дополнительных премий заработки таких чиновников в 2019 году могут существенно прирасти.
Для того, чтобы госслужба была еще более престижна, готовится пересмотр всей системы оплаты труда чиновников. Например, вырастет гарантированная часть зарплаты, а также вырастет та часть денежного довольствия, которая формируется за счет эффективности выполнения госслужащим своих задач.
Расходы на материальную мотивацию чиновников в 2019–2021 годах могут превысить 630 млрд руб., следует из проекта федерального бюджета. С 2020 года планируется увеличение постоянной части денежного содержания госслужащих
Правительство в 2019–2020 годах резко увеличит бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников, следует из проекта федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Документом предлагается зарезервировать на эти цели 138,6 млрд руб. в 2019 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. Это, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете. В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предложено выделить еще больше - 284,4 млрд руб.
В том числе предлагается зарезервировать 375 млн руб. в 2019 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.
Те 493 млрд руб., которые закладываются на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты. - РБК), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих», следует из проекта бюджета.
Борьба за престиж госслужбы
Резерв на выплаты чиновникам в 2019–2021 годах - следствие подписанного в августе 2016 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016–2018 годы». Этим указом Путин поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы. «До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», - ставилась цель в документе.
Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2018 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.
РБК направил запрос в Минтруд с просьбой уточнить, какие меры по совершенствованию системы материального стимулирования чиновников предлагает министерство. Пресс-служба Минтруда сообщила только, что ведомство «прорабатывает вопрос».
Из чего складывается оплата труда госслужащих
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.
Идея увеличения в оплате труда госслужащих доли, связанной с реальной эффективностью их работы, существует давно, но на практике внедряется с трудом, сообщил РБК заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Все, что касается внедрения каких-либо форм повышения эффективности работы государственных служащих, наталкивается на сопротивление или на негативные результаты», - указал он. Впрочем, по его словам, сейчас гораздо легче сформировать KPI для чиновников в силу того, что национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года сформулированы достаточно четко и они могут быть доведены до конкретного госслужащего. «То есть могут быть определены KPI ведомств, от ведомств к подразделениям, от подразделений к сотрудникам», - пояснил он.
По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2017 году составила 118,8 тыс. руб. в месяц, но это данные только по центральным аппаратам министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов). Кроме того, в министерствах и ведомствах есть серьезные различия в зарплатах руководящего состава и рядовых сотрудников, говорит Климанов. По его словам, «перелом» в уровне зарплат наступает на уровне замдиректоров департаментов и начальников отделов, тогда как госслужащих среднего и младшего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми сотрудниками.
Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.
Муниципальные служащие - эта та категория государственных служащих, которые решают административные вопросы на уровне органов местного самоуправления. На низовом уровне государственной власти, как правило, крутятся малые деньги. Как следствие, оплата труда муниципальных работников крайне скудна (на конец 2017 года в среднем по регионам России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи она не превышала 20 тыс.р.), что в свою очередь приводит к слабой их мотивации. Люди не работают, а «отбывают номер» по следующим причинам:
1. Деньгам на интересные, масштабные, инновационные проекты все равно взяться неоткуда. 2. При таком уровне зарплаты - что ты делаешь что-то, что не делаешь вообще ничего - лично твой финансовый результат, скорей всего, не изменится вообще никак, ибо уровень денежного довольствия находится на минимальной отметке.
Разумеется, что такую систему и мотивации, и оплаты труда требуется менять. Благо, что мораторий на повышение зарплат государственным и муниципальным служащим в 2019 году истекает. Об этом подробнее.
Говорить о полноценно исполняемом моратории на рост доходов муниципальных служащих непосредственно с 2014 года, к счастью, не приходится. Слишком малые размеры материального довольствия и полное отсутствие какого-либо стимулирования вынудили правительство в 2016 году повысить уровень зарплат на 5,5%, немного скомпенсировав инфляционное проседание. Однако говорить о том, что произошло изменение отношения к работе в муниципальных органах власти, разумеется, нельзя. Люди медленно и планомерно покидали бесперспективные рабочие места, в штатах муниципалитетов наблюдалась существенная текучка кадров с вымыванием наиболее квалифицированных администраторов.
В 2019 году предполагается перевести всех муниципальных государственных служащих на систему «эффективных контрактов», в которых предусмотрена существенная (не менее 40%) бонусная часть. Последняя будет непосредственно коррелировать со счетными результатами деятельности служащего (при перевыполнении плановых показателей, разумеется). Это позволит создать систему стимулов, которые в свою очередь, должны привести к:
К слову, после уже свершившегося количественного сокращения кадрового состава в данном секторе, составители программы предусматривают то, что численность служащих достигла в настоящее время оптимальной величины. Ну, и плюсом к изменению структуры заработка является тот факт, что зарплата муниципальных служащих в 2019 году должна вырасти (так декларируют представители федеральной власти).
Количество сотрудников муниципалитетов и бюджетных организаций в РФ на конец 2018 года находится на уровне 14 млн. человек. И исполнит ли правительство свои обещания (в связи с майскими указами президента или по иным соображениям), то есть, повысят ли всем им зарплату и хватит ли на это средств - вопрос далеко не праздный (казна продолжает иметь характеристики кризисного бюджета). Тем более, что поднимать доходы данной категории госслужащих предлагается почти на четверть (!!!) от уровня 2016 года.
Но во-первых, ставки зарплат муниципальных служащих привязаны к МРОТу, который планомерно (и справедливо) все это время подрастал. А во-вторых, он в итоге был привязан к прожиточному минимуму. Так что формально минимум треть от данного повышения уже произошло, что делает исполнение программы существенно более реалистичным. Ну и в третьих, в 2019 году МРОТ снова подрастет, причем для всех. Поэтому увеличение доходов муниципальных служащих на 25% - вполне реальное мероприятие с точки зрения возможностей государственного бюджета.
Трудно называть предполагаемое увеличение денежного довольствия бюджетных работников индексацией. Хотя бы просто потому, что изменение превысит ожидаемый уровень годовой инфляции в 2018 г. более, чем в 3,5 раза.
Помимо оговоренного повышения, которое предположительно будет реализовано в течении первого квартала будущего года индексация зарплаты муниципальных служащих в 2019 году планируется еще и в ноябре, где «муниципальники» составят компанию военным и другим силовикам, чьи доходы также будут «разморожены» после длительного моратория на их рост. Здесь номинальное увеличение предполагается на уровне инфляции, то есть, не более, чем на 5%.