Организационные гарантии прав иностранных инвесторов. Государственные гарантии прав иностранных инвесторов. Гарантии прав иностранных инвесторов

Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому, во многом способствовали, имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.

Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор - фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла - это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность умело использовать оба фактора.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к росту цен.

В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве.

Монополия государственной собственности выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняет все еще имеющаяся уравнительная система распределения ресурсов.

Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и признания их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

В настоящее время во многом господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

Следует отметить, что рынок - это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.

Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она направляет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

В антимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция - главное; создать ее значит создать рынок.

Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать - вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями).

Как уже отмечалось, в нашей экономике преобладает монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Этот путь ждет и нас.

Принятый в Российской Федерации Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим элементом планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Эффективность метода ценообразования, прежде всего, определяется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализируют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к ценам, установление которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент, достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия или фирмы, и нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.

В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса, выход из которого весьма проблематичен. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не оправдан из-за ближайших и отдаленных последствий - следовало бы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную политику.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил, прежде всего, к сокращению производства, нужны следующие условия:

  • 1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
  • 2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам;
  • 3) отсутствие монополии товаропроизводителей;
  • 4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
  • 5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
  • 6) юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

При отсутствии перечисленных условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль осуществляется с целью добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен.

В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.

С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным.

Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение развития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического сотрудничества с мировым сообществом.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом в рубли по согласованному курсу.

Ценообразование - это формирование цен на товары и услуги. Существуют две системы ценообразования:

  • рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения,
  • централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами.

При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Методы ценообразования

Можно условно выделить следующие варианты формирования цены:

  • на основе полных издержек ("издержки +");
  • на основе предельных издержек (маржинальных издержек, сокращенной себестоимости, прямых затрат);
  • на основе дохода с оборота;
  • на базе рентабельности инвестиций;
  • с учетом безубыточности;
  • ценообразование, ориентированное на спрос потребителей;
  • параметрические методы ценообразования;
  • метод сравнения удельных показателей;
  • агрегатный метод;
  • установление текущих цен;
  • метод следования за лидером конкуренции;
  • тендерный метод.

Метод полных издержек подразумевает, что в основу цены закладывают все затраты предприятия на производство и сбыт продукции (постоянные и переменные), рассчитывают полную себестоимость товара, и к ней прибавляют сумму прибыли. Так как постоянные расходы распределяют между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально какому-либо показателю, то при разных способах распределения в зависимости от выбора базы колеблется и уровень себестоимости изделия. В результате к перечисленным недостаткам этого метода добавляется еще один – искажается фактическая себестоимость изделия, а это приводит к занижению или завышению цены. В сущности, многие предприятия торговли также применяют данную методику. Более прогрессивный и обоснованный - метод стандартных (нормативных) полных издержек.

Сущность его заключается в том, что в основу цены закладывают не фактические, а нормативные затраты и постоянно учитывают отклонение фактических расходов от норм. Этот метод ценообразования имеет ряд преимуществ по сравнению с простым учетом фактических затрат. Он дает возможность управлять затратами, так как рассчитывают не просто общую величину отклонения, а в разрезе каждой статьи. Также, этот метод

  • осуществляет факторный анализ статей затрат,
  • выявляет, за счет чего произошло отклонение цены от стандарта,
  • обеспечивает возможность непрерывного сопоставления статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от загрузки производственных мощностей.

Этот метод ориентирует производителей на снижение затрат. Наиболее сложный момент при введении системы нормативных (стандартных) издержек – определение прогрессивных и обоснованных норм затрат, что предполагает детальное изучение методов производства, технических характеристик изделий и т.д.

Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства. Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности их принято считать переменными расходами. Применение этого метода основано на принципе маржинальной прибыли, за счет которой возмещаются постоянные затраты . Метод предельных издержек является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие оценивает потенциальный объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных ситуациях:

1. Если у предприятия имеются свободные производственные мощности и постоянные затраты уже покрываются текущим объемом производства. В этом случае с целью расширения объема продаж предприятие может пойти на формирование цены с учетом только переменных издержек.

2. Если предприятию необходимо завоевать долю рынка, и оно намеревается использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, то есть цена на его изделие устанавливается ниже чем цены на аналогичный товар. В этом случае учитывают, что длительное время использовать этот метод невозможно, так как в конечном счете необходимо возмещать все затраты и получать прибыль. У предприятия должны быть финансовые ресурсы , чтобы продержать на данном уровне цены на продукцию, или такой метод используется только при определении цены на несколько видов выпускаемых товаров. Наиболее эффективно его использование при принятии управленческих решений:

  • о цене на изделия при имеющихся свободных производственных мощностях;
  • о принятии заказа от государства или другого предприятия при гарантированном сбыте;
  • производить или закупать комплектующие изделия;
  • о целесообразности выпуска той или иной продукции при ограниченных производственных возможностях.

Метод ценообразования на основе дохода с оборота , также предполагает учет полных затрат предприятия. Кроме того, он должен обеспечить ему планируемый (желаемый) размер дохода с оборота. В торговле издержки обращения будут возмещаться за счет валового дохода, и это необходимо учесть при определении размера желаемого уровня дохода с оборота. Проделанные расчеты помогут предприятиям торговли обосновывать цены с учетом их потребностей. Цена, определенная этим методом, служит ориентиром, позволяет сопоставить уровень цены с ценами конкурентов. Если она слишком высокая, значит, надо искать пути снижения издержек или новые каналы товароснабжения с более низкими ценами приобретения товаров, чтобы обеспечить желаемый уровень дохода.

Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал) , используется при ценообразовании на новую продукцию, производство и реализация которого требуют вложения капитала. Этот метод - единственный, учитывающий платность финансовых ресурсов. В торговле применяется для определения минимальной цены при использовании кредита для закупки партии товаров.

Осуществление расчетов дает возможность предприятию розничной торговли сопоставить минимальную и розничную цену с уровнем рыночных цен на аналогичные товары и выявить, будут ли пользоваться спросом изделия при такой цене и есть ли смысл приобретать их на таких условиях. Кроме того, использование этого метода позволяет принимать обоснованные решения о величине объемов производства или партий товаров при известных рыночных ценах, т.к. сумма выплат за пользование кредитом, приходящаяся на единицу изделия (товара), зависит от масштабов деятельности. В условиях инфляции сложно использовать этот метод из-за высокого уровня процентных ставок и их неопределенности во времени, а также сложности прогнозирования уровня рыночных цен.

Метод анализа безубыточности и определения целевой прибыли , нельзя назвать методом определения цены. По сути, это расчет различных вариантов объемов производственной или торговой деятельности, позволяющих достичь безубыточности и получить целевую (планируемую) прибыль при определенных затратах и различных ценах. Расчеты основаны на представлении о том, что с достижением определенных масштабов производственно торговой деятельности предприятие покрывает все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании объема начинает получать прибыль. В экономической литературе этот объем производственно торговой деятельности называется:

  • точкой безубыточности,
  • порогом рентабельности,
  • пороговым объемом реализации,
  • точкой перелома и т.д.

В точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически. Точка безубыточности зависит от величины затрат (соотношения между постоянными и переменными) и цены: чем выше цена, тем меньший объем производства обеспечивает безубыточность при неизменных затратах. В основе анализа безубыточности лежит поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу изделия, постоянными издержками, ценой и объемом производства.

Для определения цен с целью достичь безубыточного производства используется оценочный норматив объема продаж, который сам зависит от цены. Анализ безубыточности деятельности организации имеет специфику - в торговле и общественном питании издержки покрываются за счет валового дохода, поэтому при расчетах безубыточности торговой деятельности используется показатель уровня валового дохода, зависящий от товарооборота и уровня торговой надбавки. Безубыточность торгового предприятия показывает объем товарооборота, при котором предприятие покрывает издержки. Уровень валового дохода зависит от уровня торговой надбавки, при различных вариантах торговой надбавки будут колебаться его размер и сумма валового дохода, соответственно цена и объем товарооборота, необходимый для достижения безубыточности. Таким образом, оперируя планируемыми данными, можно осуществить взаимоувязанные расчеты основных показателей.

Ценообразование, ориентированное на спрос потребителей . Многие специалисты считают, что спрос - единственный фактор, который должен учитываться при обосновании цены. Предприятия, ориентирующиеся на такой подход к ценообразованию, применяют метод потребительской оценки, в основе которого лежит ощущаемая потребителем значимость товара и готовность заплатить за нее определенную сумму денег, т.е. потребительская оценка товара потенциальным покупателям и его восприятие цены. При таком подходе предприятие исходит из того, что потребитель сам определяет соотношение между ценностью товара для него лично и его ценой, сравнивая с ценами на аналогичные товары, представленные на рынке.

Полезность товара (комплекс полезных свойств системного качества) для потребителя предопределяет его готовность заплатить данную цену, т.е. поддержать уровень эффективного спроса. Изменение цены ставится в зависимость от изменения уровня спроса на товар таким образом, что цена увеличивается при росте спроса и уменьшается при его снижении, а издержки производства (продажи) учитываются лишь как ограничительный фактор, показывающий, может ли товар по определенной данным методом цене приносить предприятию прибыль. Использование этого метода эффективно на рынке взаимозаменяемых товаров, что позволяет покупателю сравнивать товары и выбрать тот, который в наибольшей степени отвечает его желаниям.

Задача предприятия заключается в том, чтобы дифференцировать свои товары на основе технических свойств, дизайна, упаковки, послепродажного сервисного обслуживания и др. и привлечь внимание потенциальных покупателей к этим качествам. Применение этого метода требует хорошего знания своего потенциального клиента, его запросов, а также товаров конкурентов. Дифференциация товара предполагает и дифференциацию рынка: предприятие работает с несколькими сегментами потребителей, каждый из которых по-разному оценивает отдельные потребительские свойства товара, что предполагает наличие широкого диапазона цен.

Параметрические методы ценообразования базируются на определении количественной зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами товара, входящего в параметрический ряд. Параметрический ряд представляет собой группу товаров, которые однородны по функциональному назначению, конструкции, технологии изготовления, но имеют различия в потребительских характеристиках (например, для холодильников это мощность, размеры, объем морозильной камеры, энергоемкость и т.д.).

Эти методы используются при обосновании цен на новые изделия, а также для выявления соответствия уровня предполагаемой цены, рассчитанной на базе издержек производства, ценам, сложившимся на рынке. Такие методы ценообразования включают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических оценок, метод корреляционно регрессионного анализа, агрегатный метод.

Метод сравнения удельных показателей используется для расчета цены на товары, потребительская ценность которых характеризуется одним главным потребительским параметром (мощность, производительность, вес, продолжительность службы и т.д.). Этот метод является наиболее простым, и применим к таким изделиям, где имеет значение какой-либо один, два параметра, а другие характеристики товара примерно одинаковы.

Метод балльных параметрических оценок . Товар, который предприятие собирается реализовывать на рынке, оценивается по параметрам, имеющим значение для потребителей (материал, исполнение, фурнитура, мода и т.д.), и каждому параметру присваивается ранговый номер по значимости: 1, 2 и т.д.

Специалисты устанавливают для каждого изделия весовой индекс (%) в зависимости от значимости, причем общая сумма весовых индексов равна 100%, и оценивают свое изделие и изделия конкурентов по 10 балльной системе. Умножив балл на весовой индекс, и разделив на 100, получают оценку каждого параметра, сумма этих параметрических оценок дает общую параметрическую балльную оценку изделия. Выбрав изделие какой-либо фирмы в качестве эталона (изделие, которое лучше всего реализуется на рынке, что свидетельствует о соответствии цены и качества) и, приняв полученную им общую балльную оценку за100%, определяют оценочный процент других изделий.

Суть метода "корреляционно регрессионного анализа" состоит в определении зависимости изменения цены от изменения нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. Для построения функции составляют параметрический ряд, т.е. накапливают исходную информацию о ценах и качественных характеристиках (параметрах) товаров. После статистической обработки исходных данных методом корреляционно регрессионного анализа находят количественную зависимость между изменением цены и изменением параметров и строят регрессионное уравнение связи. Метод может успешно применяться в рыночной экономике, особенно для сложных изделий с большим параметрическим рядом, так как позволяет выявить зависимость цены от множества факторов, т.е. более обоснованно подходить к определению ее уровня.

Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости новых деталей и нормативной прибыли.

Метод установления текущих цен используют предприятия, которые исходят исключительно из условий конкуренции и устанавливают цену чуть выше или ниже, чем конкуренты, считается, что он отражает коллективную мудрость отрасли. Применяют этот метод на рынке, где продаются однородные товары в условиях чистой конкуренции. В этих условиях продать товар по более высокой цене не представляется возможным, в то же время не нужно устанавливать и более низкую цену, так как товары могут быть реализованы и по этой, приемлемой рынком, цене.

Отличительная черта предприятий, применяющих данный подход к ценообразованию - они не стремятся сохранять постоянную зависимость между ценами и издержками или уровнем спроса, – предприятие изменит цену на товар только тогда, когда изменят свои цены конкуренты. Основной задачей в этих условиях является контроль собственных издержек. К данному ценообразованию могут прибегать предприятия, которые затрудняются определить собственные издержки на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся на рынке, базой для своих, так они избавляются от риска назначить цену, которую не примет рынок.

Метод следования за лидером конкуренции применяется на олигополистическом рынке, где действует ограниченное число предприятий продавцов. Как правило, эти предприятия стремятся продавать свои товары по одинаковой или близкой цене, т.к. каждое из них хорошо осведомлено о ценах своих конкурентов. Уровень цен на этом рынке определяется целями, которые ставят перед собой доминирующие на рынке компании, или негласным соглашением между участниками.

В этих условиях более мелкие предприятия следуют за ценовым лидером, позволяя себе лишь небольшие скидки с цены. На таком рынке цены время от времени меняются вслед за изменениями производственных затрат. В этом случае одно из предприятий берет на себя роль лидера, повышая или снижая цены на свои товары, а все остальные поступают также. Этот метод используется, если предпринимателю сложно прогнозировать собственные издержки, спрос или реакцию конкурентов – самым разумным в такой ситуации является следование за конкурентным лидером.

Тендерный метод, или метод закрытых торгов , является специфическим и используется в случае борьбы нескольких предприятий за право получения контракта (на строительство, освоение месторождений природных ресурсов, поставку производственно технической продукции и т.д.). Целью фирм является получение контракта и оттеснение конкурентов. Чтобы реализовать ее, необходимо учесть и определить конкурентов: чем выше цена, тем ниже вероятность получения заказа, и наоборот. Таким образом, предлагая цену, фирма исходит из цен, которые могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса.

Страница была полезной?

Еще найдено про ценообразование

  1. Рентабельность продаж
    ценообразования
  2. Детализация учета доходов и расходов от обычных видов деятельности на основе структурированных рабочих планов счетов
    С 2-9. Поэтому с точки зрения правильности расчета финансового результата и составления отчета с учетом внутрикорпоративного перемещения ценностей а также для целей контроля за трансфертным ценообразованием необходимо выделять следующие аналитические позиции выручку полученную от продажи внутри корпоративного объединения выручку полученную
  3. Коэффициент рентабельности продаж
    Для правильно сделанных выводов анализируют политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия c Выручка увеличивается затраты уменьшаются Возможные причины повышение цен изменение
  4. Отражение информации о финансовых активах в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО
    Котируемый на активном рынке финансовый актив означает что информацию о ценовых котировках можно оперативно и регулярно получать от биржи дилерской брокерской групп агентства по ценообразованию или регулирующего органа и эти цены отражают фактические и регулярные рыночные сделки совершаемые независимыми
  5. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии
    Важным механизмом перераспределения финансовых ресурсов в рамках холдинга является трансфертное ценообразование Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках группы связанных между собой
  6. Сколько стоит собственный капитал компании
    Как действовать использовать модель ценообразования долгосрочных активов точно вычислить значение показателя характеризующего рискованность инвестиций в компанию Показатель средневзвешенной стоимости
  7. Распределение затрат как фактор повышения эффективности бизнеса
    Задача гармонизации целей предприятия и отдельных подразделений на основе трансфертного внутрифирменного ценообразования многоаспектна В настоящей статье мы затронем только ее часть которая касается расчетов между управляющей
  8. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения
    Для правильно сделанных выводов анализируют политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия c Выручка увеличивается затраты уменьшаются Возможные причины повышение цен изменение
  9. Рентабельность реализованной продукции
    Для правильно сделанных выводов анализируют политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия c Выручка увеличивается затраты уменьшаются Возможные причины повышение цен изменение
  10. Антикризисное управление финансово-экономическом устойчивостью промышленного предприятия
    Определив причины снижения рентабельности продаж можно назвать процессы управление которыми позволит ее увеличить управление затратами повышение объема реализации управление ценообразованием оптимизация ассортимента маркетинговая стратегия прочие меры позволяющие повысить объем реализации снизить или контролировать затраты
  11. Корпоративное мошенничество: анализ схем присвоения активов и способов манипулирования отчетностью
    Эти процедуры включают анализ стратегии ценообразования анализ уровня цен на реализуемую продукцию и приобретаемые материальные ресурсы услуги сторонних организаций а
  12. Принципы эффективного прогнозирования фиктивного капитала корпораций
    Типовая интерпретация и трактовка процессов ценообразования в техническом анализе комментарии аналитических компаний и экспертов эффект психологического давления на рынок средств
  13. Управление финансами предприятия посредством разработки финансовой политики
    При этом плохо поставленная финансовая функция может привести к потерям выражающимся в виде 1 отказ систем управления без систематизированной и полноценной информации компания по оценкам аналитиков теряет до 20 % своих активов - искаженная калькуляция ведет к некорректности ценообразования - отсутствие синхронности в расходовании и поступлении денежных средств - инфляционные потери и незаработанные
  14. Хозяйственная деятельность предприятия
    Определение политики ценообразования Анализ безубыточности производства Показатели хозяйственной деятельности предприятия Аналитик по заданным критериям отбирает показатели формирует
  15. Проблемы функционирования системы бюджетирования
    При взаимодействии центров затрат возникает проблема трансфертного ценообразования Когда центры затрат взаимодействуют между собой трансфертные цены могут основываться на фактических нормативных или
  16. Модель оценки кредитного риска корпоративных кредитозаемщиков на основе фундаментальных финансовых показателей
    Данный подход допускает использование модели ценообразования опционов ценообразования Блэка-Шоулза и в настоящее время получил широкое распространение в моделях прогнозирования финансовой
  17. Менеджер и его стабилизирующая деятельность при антикризисном управлении
    Сильно мешает менеджеру неразбериха в ценообразовании В стране в сфере производства расширяется натуральный обмен дезорганизуются хозяйственные связи На рынке характерно
  18. Метод обоснования цены безнеса на основе целевого подхода
    Шуляк П Н Ценообразование М Маркетинг 1998 Ценообразование М Маркетинг 1998.
  19. Аналитические возможности консолидированной отчетности для характеристики финансовой устойчивости
    Разработанный метод доказал свою эффективность при практической реализации в ряде организаций и особенно в условиях вертикально интегрированных структур когда дочерние организации не определяют ценообразование конечной продукции 5 5 См пример Любушин Н П Бабичева Н Э Галушкина А
  20. Влияние жизненного цикла бизнеса на оценку его стоимости
    Достижение лидерства в ценообразовании Удержание доли рынка Защита положения 0-5 Ведущая зрелость Положительная динамика Положительный Реинвестирование по мере

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Важно отметить следующие обстоятельства:

Цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;

Цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы
воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;

Рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен товаров и услуг. Традиционно выделяют две противоположные модели: рыночное ценообразование и централизованное (государственное).

В условиях централизованной экономики ценообразование является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются в зависимости от затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданных цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночной экономики происходит в сфере реализации продукции. Так как именно на рынке происходит столкновение спроса и предложения, оцениваются полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Созданный в сфере производства товар или его цена проходят непосредственную проверку рынком, где и формируется окончательная цена товара или услуги.

От централизованного рыночное ценообразование принципиально отличается тем, что цены в данном случае устанавливаются в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится лишь установление общих "правил игры" в области ценообразования. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий-монополистов, товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и обеспечивающие социальную защищенность отдельных групп населения.



Существует два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход к ценообразованию - это метод ценообразования, с помощью которого для определения цены применяются фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта продукции.

Ценностный подход к ценообразованию призван обеспечить получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность/затраты", а не за счет максимального наращивания объемов продаж.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

Научная обоснованность цен, т.е. необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов;

Целевая направленность цен;

Непрерывность процесса ценообразования;

Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Кроме того, можно выделить пять важных функций:

1. учетную;

2. стимулирующую;

3. распределительную;

4. балансирования спроса и предложения;

5. инструмента рационального размещения производства.

В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

1. обеспечение выживаемости фирмы; Данная цель ценовой политики становится основной в тех случаях, когда на рынке имеется слишком много производителей и царит острая конкуренция либо резко меняется политика конкурентов. Кроме того, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, которая может возникнуть в результате несовершенной организации как производства, так и сбыта. Для обеспечения работы фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее получения прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых уступок. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина сможет покрывать часть постоянных и переменных издержек производства продукции.

2. максимизация текущей прибыли; Фирма, преследующая эту цель, проводит оценку спроса и издержек при разных уровнях цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальные поступления текущей прибыли и наличности, а также максимальные возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных. Для осуществления этой цели она должна знать два основных показателя - спрос на продукцию и издержки производства - и на их основе строить свою деятельность. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию, и может значительно превышать издержки производства.

3. завоевание лидерства по показателю "доля рынка"; В данном случае фирма придерживается мнения, что если ей принадлежит самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самую высокую долговременную прибыль. Добиваясь лидерства по показателю "доля рынка", она будет максимально снижать цены. Разновидностью этой цели является стремление к конкретному приращению доли рынка. Например, в течение одного года фирма хочет увеличить долю рынка на 20 или 30%.

4. завоевание лидерства по показателю "качество продукции"; Фирма устанавливает максимальную цену своей продукции, объясняя это улучшением ее качества. При этом достаточно высокие цены должны быть реально подкреплены высоким качеством производимой фирмой продукции. Параллельно она может формировать престижный спрос на свою продукцию.

5. политика "снятия сливок"; Фирма устанавливает максимально возможную цену товара, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальной валюты, кризис экономики, резкий скачок инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлится долго, фирма за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени фирма начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечения дальнейшего поступления прибыли.

6. краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции. Используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, фирма устанавливает очень низкую цену своей продукции и стремится реализовать как можно больший ее объем даже в краткосрочном периоде. Фирма должна иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен. В то же время необходимо отметить, что в условиях конкуренции многие хозяйствующие субъекты в ходе своей предпринимательской деятельности ставят различные, а подчас и противоречивые задачи. К их числу можно отнести: увеличение объема продаж товаров, максимизацию доли рынка; завоевание новых рынков; укрепление позиций на рынке; уход с рынка; оптимизацию производственного процесса и совершенствование технологий; сокращение издержек; максимизацию прибыли. По мере решения поставленных задач происходит повышение или снижение цен реализуемой продукции.

Стратегия ценообразования - это выбор предприятием определенной динамики исходной цены товара, направленной на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода.

ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КОЛЕБАНИЯ ЦЕН. ВИДЫ ЦЕН

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Цена – сложная экономическая категория, т.к. в ней переплетены все основные проблемы развития экономики и общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП.

Цена опосредует все товарно-денежные отношения. В абстрактном понимании цена есть денежное выражение стоимости товара. В свою очередь стоимость определяется общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ).

Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, то последняя становится товарной ценой данного товара.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют 2 основные модели:

1) рыночная – функционирует на основе взаимодействия между спросом и предложением того или иного товара на рынке

2) централизованное государственное ценообразование – цена определяется государственным органом (затратное ценообразование)

Одной из основных проблем в деятельности предприятия является установление ими цен на свои товары и услуги. От уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. За небольшим исключением цена всегда будет основным фактором, определяющим выбор людей при совершении ими покупок.

Факторы, влияющие на уровень цен :

Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования:

1. спрос и предложение. При данном общем объеме спроса и предложения формируется равновесная цена, уравнивающая их размеры. При общем равновесном объеме создаются условия для получения прибыли. Механизмы спроса и предложения изучались ранее, отметим лишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения. На спрос оказывают влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т. д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налоги, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов. Под воздействием этих факторов происходит изменение в спросе товаров, их предложении, что приводит к изменению кривой спроса и предложения, вызывающего изменение цен.

2. показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.

3. Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики наиболее приемлемым аналогом является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий. В данных условиях олигополисты, монополисты имеют возможность влиять на цену, жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя с его стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен.

4. Следующим важным фактором, который необходимо учитывать предприятиям, является государственное регулирование цен. Оно представляет собой вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования для реализации поставленных целей (ограничение монополизма, стабилизация уровня цен, адресная поддержка отдельных отраслей, слоев населения и т. д.). Государственное регулирование цен существует во всех странах, в целом в развитых государствах им охвачено 10-15% цен. При этом в условиях инфляции, дефицитности либо перепроизводства, структурной перестройки, других кризисных ситуациях регулирование усиливается.

Виды цен :

1. по характеру обслуживаемого оборота:

Оптовые цены покупки и продажи – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями

Закупочные цены – цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров

Розничные цены – цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению

Сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства

Цены и тарифы на услуги населению. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы)

Скидки – наценки (разница между оптом и розницей)

2. в зависимости от государственного воздействия и регулирования, а также степени конкуренции на рынке:

Свободные (цена спроса – цена, по которой покупатели товара на рынке готовы и способны покупать товар; цена предложения (оферта) – цена, по которой продавец предлагает товар на рынке; цена производства – определяется на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал)

Регулируемые – цены, в отношении которых государство устанавливает какие-либо ограничения (гарантированные – их поддержание обеспечивается государственным финансированием; рекомендуемые – устанавливаются на важнейшие виды продукции; лимитные – расчетный предельный уровень цен на будущую продукцию; залоговые – выполняют функции минимальных гарантированных цен; пороговые – минимальные цены, обеспечивающие безубыточность фирмы). 2 направления регулирования цен: предельные цены – максимально допустимое увеличение или снижение цен на рынке в течение торгового сезона; фиксированные цены – цены на товар, установленные со стороны государства.

3. по способу установления и фиксации:

Твердая (постоянная) – не меняется в течение всего срока поставки продукции по договору

Подвижная – может быть пересмотрена, если к моменту поставки изменится рыночная цена

Скользящая – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления.

Данные цены обязательно фиксируются в контракте.

4. с учетом фактора времени:

Постоянная цена (срок неограничен)

Сезонная цена (вид закупочных или розничных цен, определяется путем применения скидки)

Ступенчатая (ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно обусловленной шкале)

5. по способу получения информации об уровне цены:

Справочные – используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичные товары или при анализе цен и их соотношении, публикуются в каталогах и прейскурантах экономических журналов

Прейскурантная – вид справочной цены, публикуемая фирмой-продавцом в прейскурантах

Расчетная – применяется в договорах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам.

6. в зависимости от вида рынка:

Аукционные – отражают ход продаж на аукционе.

Биржевые котировки – уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары.

Цены торгов – тендерные торги

7. внутрифирменные цены (трансферты) – применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию

8. по условиям поставки:

Цена – нетто – цена на месте купли-продажи

Цена – брутто. Данная цена является фактурной ценой. Определяется с учетом купли-продажи (виды и размеры подтоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Цены зависят от вида «франко», определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.

9. мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:

По сырьевым товарам – определяется уровнем цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж и аукционов

По изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей

По товарам народного потребления – определяется ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных торговых домов.

ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

Понятие «функция» означает внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений.

Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Функции цены обусловлены функциями денег, т.к. нет цен там, где нет денег. Без цены деньги не имеют экономического смысла.

1) Учетная функция определяется самой сущностью цены, т.е. является денежным выражением стоимости. Цены показывают, во что обходятся обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена учитывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих на изготовление товара. Характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товара, но и размер прибыли. Для нормального поступательного развития экономики необходимо соответствие суммы цен с совокупностью создаваемых товаров. Нарушение в соответствии приводят к нарушению процесса воспроизводства.

Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

В России действует ряд нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких?либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями части 4 ст. 15 Конституции международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Для успешного привлечения капиталовложений из?за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат. Важнейшей составляющей последнего является законодательное регулирование, развивающее и охраняющее инвестиционные отношения, в том числе устанавливающее правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

уверенность в осуществлении своего права;

возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации .

Гарантии прав иностранных инвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно – правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих законные права и интересы инвестора. Не случайно согласно преамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».

В вышеупомянутом Федеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условия допуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах и обязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий его функционирования; ничего не говорится об органе, который решает вопрос о допуске конкретного инвестора, и т. д. Данный правовой акт ограничен: как указано в статье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации».

В нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов. Данная система состоит из следующих видов гарантий:

– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 5);

– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);

– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

– гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7)

– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);

– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10).

Система государственных гарантий характеризуется рядом особенностей.

Во – первых, в Законе об иностранных инвестициях присутствуют гарантии, сформулированные в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Например, к ним относятся гарантия получения адекватной компенсации в случае национализации и реквизиции иностранных инвестиций, гарантия разрешения инвестиционных споров, включая международно – правовые средства их разрешения, гарантия перевода прибыли и сумм компенсации за рубеж. Но имеются и отличия.

Например, гарантия возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, закрепленная пунктом 2 ст. 5 Закона об иностранных инвестициях, отличается от аналогичной нормы пункта 2 ст. 7 Закона 1991 г. формулировкой нормы.

Во – вторых, необходимо отметить закрепление новых гарантий прав иностранных инвесторов. Речь прежде всего идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения российского законодательства, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, действие которой распространяется на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Важнейшее нововведение представляет собой норма статьи 7 Закона об иностранных инвестициях, которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровне зафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Таким образом, можно сделать вывод, что формальное увеличение числа предоставляемых иностранному инвестору гарантий по сравнению с Законом 1991 г. не послужило значительному укреплению и совершенствованию правового механизма гарантирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанный механизм по – прежнему глубже разработан в международных двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите инвестиций .

Усиление правовой защиты иностранных инвестиций – важнейшая задача при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им экономической и политической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, которые вкладывают свои капиталы в экономику страны. Прежде всего, это гарантии от ухудшения условий хозяйствования. На основе этих гарантий осуществляется приток иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он должен быть уверен, что, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому?то определенному соглашению, любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал. Запрет на введение изменений, которые ухудшают оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, и получил наименование «дедушкина оговорка», о которой упоминалось выше.

Закон РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г. не предусматривал гарантии от изменения законодательства в виде стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки. Попытка ввести стабилизационную оговорку в действие на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась, поскольку стабилизационная оговорка, предусмотренная Указом (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных предприятий (кроме обеспечивающих более льготные условия их деятельности), не применяются в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов), во – первых, могла действовать лишь на уровне нижестоящих нормативных актов (постановлений правительства, актов других федеральных органов исполнительной власти, актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления), но не на уровне федеральных законов, на котором и принимаются законодательные акты, способные серьезно ухудшить положение инвесторов (акты налогового, валютного, таможенного законодательства), во – вторых, правоприменительная практика ограничила действие Указа только нормативными актами, изменяющими специальные условия функционирования совместных предприятий, а нормативные акты, имеющие общее применение, в том числе по вопросам налогообложения, под его действие не подпали. На практике данный Указ не нашел применения в силу общей политической и экономической нестабильности в стране.

Позитивным явилось то, что Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» попытался утвердить стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Закон предусматривает, что «в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Особенное значение имеет норма статьи 9 Закона об иностранных инвестициях, впервые вводящая на уровне закона гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, включение в текст Закона стабилизационной оговорки – важный шаг в развитии законодательства об иностранных инвестициях в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов перед лицом политической и экономической нестабильности в России.

В соответствии с гарантией от изменения законодательства стабилизационной период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Новый Закон дает поручение Правительству Российской Федерации определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. Но, по мнению специалистов, это сделать трудно, поскольку срок окупаемости инвестиционного проекта является частью индивидуальной характеристики конкретного проекта. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., Правительство Российской Федерации может продлить этот срок. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства предоставляется в отношении новых федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в соответствии с российским законодательством – имеются в виду компенсационные, антидемпинговые, специальные пошлины; ст. 7 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») и федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Гарантия стабильности законодательства предоставляется также в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства В вопросе закрепления гарантий для иностранных инвесторов на первый план выходят двусторонние соглашения о

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

34. Общая характеристика родительских прав и обязанностей Конвенция о правах ребенка закрепляет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. В

Из книги Права авторов литературных произведений автора Камышев В Г

Глава I. Общая характеристика личных неимущественных и имущественных прав автора Печать играет важную роль в выполнении задач коммунистического строительства, поставленных перед советским народом Программой КПСС. Произведения политической, научной, учебной,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ Иностранные инвесторы – физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к иностранным

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

§ 1 Общая характеристика прав, связанных с участием в юридическом лице Последнее десятилетие наглядно показало устойчивое развитие в нашей стране рыночных отношений. В связи с закреплением в законодательстве института частной собственности, расширением круга

Из книги Экзамен на адвоката автора

§ 1 Общая характеристика предприятия как объекта прав Понятие «предприятие» в русском языке принято употреблять в двух значениях: как производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская) либо задуманное, предпринятое кем?нибудь дело, включающее в себя

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

§ 2 Общая характеристика земельного участка как объекта прав В соответствии с частью 1 ст. 9 Конституции и пунктом 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земля является основой жизни и деятельности человека, имеет важное экологическое, экономическое и социальное

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого

Из книги автора

Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав

Из книги автора

1. Общая характеристика Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели

Из книги автора

1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.Специфику

Из книги автора

1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода - пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.).При всем

Из книги автора

1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия,

Из книги автора

1. Общая характеристика В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция,