Данные всероссийской переписи населения. Переписи населения в россии и ссср. Главные принципы переписи

Данные всероссийской переписи населения. Переписи населения в россии и ссср. Главные принципы переписи

Перепись населения в России - сбор, обобщение, изучение и распространение демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в России и на территории её бывших государственных образований.

История переписей

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половины XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования Русского централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее четверть , десятина). В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные переписи (1646 г., 1678 г., 1710 г., Ландратская перепись 1715-1717 г.). Указом Петра I от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям , которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г. (на территориях, не охваченных гражданской войной), на 15 марта 1923 года (городская), а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года . Она была проведена лишь 9 октября 2002 года . Последняя перепись населения России была проведена в октябре 2010 года .

Учёт населения в XIII-XVI веках. Писцовые книги

Сохранилось немало документов, позволяющих воссоздать атмосферу, в которой проводились переписи, обрисовать портреты переписчиков, выяснить отношение населения к переписям. По ним можно представить себе, как проходил учёт населения в России XVII столетия.

Перепись велась прежде всего силами писцов и подьячих, служивших в московских приказах - органах центральной власти, ответственных за тот или иной участок государственных дел. Наиболее высокопоставленные подьячие занимали важные административные должности, обязанностью остальных было составление многочисленных приказных бумаг.

"Государство дворянское, - писал академик М. Н. Тихомиров , - в значительной мере опиралось на эту приказную компанию , которую, надо сказать, жгуче ненавидело население. От них шла возможность изменения в приказных документах, они производили различного рода волокиту, которая в XVII веке даже в царских документах носила название «московская волокита»… Подьячих часто разоряли во время восстаний, иногда они и гибли. С XVII века они носили очень поэтическое название - «крапивное семя» (Тихомиров М. Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973).

Для проведения переписи в том или ином уезде туда направлялся писец и несколько его помощников - подьячих, которые делились на «старых» (старших) и молодых. Работа писца была сложной, требовала специальных знаний. Поездка ожидалась длительная, и к ней серьёзно готовились.

Прежде всего, писец снабжался наказом - инструкцией о том, как проводить перепись. Кроме того, ему вручались «приправочные книги» - копии материалов предыдущих описаний местности, в которую направлялся писец. В качестве «приправочных» во время переписи -1678 годов использовались, например, переписные книги 1646 года . Понятно, что «приправочные книги» служили для писца большим подспорьем - они были и своеобразным путеводителем по местности, и образцом составления новых книг, и, наконец, средством сопоставления получаемых результатов с данными прошлых лет, а, следовательно, орудием контроля.

В ходе переписи учитывались три категории населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Разработка велась в основном по наличному населению.

Использовались три формы переписных листов: форма А (для крестьянских хозяйств сельских обществ), форма Б (для владельческих хозяйств и частных домов и дворов внутри селений), форма В (для городских жителей).

Программа переписи включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие; состояние или звание; место рождения; место прописки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык; грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служба (с выделением главного и побочного занятий и положения по воинской повинности); делалась отметка о физических недостатках.

Непосредственно участвовал в проведении этой переписи писатель А. П. Чехов - руководил группой счётчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

Результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырём городам (Санкт-Петербург , Москва , Одесса , Варшава) и острову Сахалин . Публикация длилась до 1905 года .

Всероссийская перепись населения 1920 года

Перепись осуществлена до создания СССР , в границах Советской России . Перепись населения проведена под руководством В. Г. Михайловского по состоянию на 28 августа 1920 года одновременно с Всероссийской сельскохозяйственной переписью (сентябрь-октябрь 1920 года) и кратким учётом предприятий. Из-за территориальной нерепрезентативности (исключён Крым , Дальний Восток , горные районы Северного Кавказа и ряд других местностей, где не была установлена советская власть и продолжались военные действия) перепись не считается всеобщей.

В ходе переписи учитывались наличное население, а в городах также постоянное население. В качестве основной формы использовался личный листок. В городских поселениях также использовались квартирная карта и подворная ведомость. В сельской местности использовался поселённый список домохозяйств.

Программа переписи включала 18 признаков (особый акцент сделан на изучении занятий и профессионального состава): пол; возраст; национальность; родной язык; гражданство (для иностранцев); место рождения; продолжительность проживания в месте переписи; брачное состояние; грамотность; образование; занятие (главное и второстепенное); положение в промысле; место работы; профессия; источник средств существования; физические недостатки; психическое здоровье; участие в войнах. Проводился учёт занятости в сельском хозяйстве, влияния на неё войны, способность к труду по своей профессии и к труду вообще.

Численность населения страны (с доисчислением по территориям, не охваченным переписью) составила 136,8 млн человек, в том числе городского - 20,9 млн (15 %).

Переписи населения в СССР

Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года

Первая Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 17 декабря под руководством В. Г. Михайловского и

В октябре 2010 года в России пройдет Всероссийская перепись населения.

Предыдущая перепись состоялась в октябре 2002 г. Ее результаты были исключительно важны для корректировки социально-экономической политики государства, включая обоснование разработки приоритетных национальных проектов, а также для оценки демографической ситуации, планирования бюджетов всех уровней. Сопоставление данных предыдущей и предстоящей переписей населения станет основанием для принятия дальнейших мер в социальной и экономической сферах.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ Всероссийская перепись населения является основным источником формирования государственных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
Для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и перспектив России в этом вопросе необходимо надежное информационное обеспечение. Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

Переписей населения
- текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства)
- выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Ключевыми и наиболее информативными источниками по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Например, по данным переписи 2002 года в стране оказалось почти на 2 миллиона человек больше, чем по данным текущего учета. Подобные расхождения наблюдаются и в других странах. Совсем недавно закончилась перепись населения в соседнем Казахстане. Выяснилось, что и там населения на полмиллиона человек больше, чем по текущему учету. А поскольку все население нашего соседа не достигает и 16 миллионов, то это существенная разница.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, проанализировать произошедшие изменения и составить прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели, всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до небольшого населенного пункта. Например, только по данным переписи можно получить информацию об уровне образования населения различных национальностей в сочетании с источником средств существования. выяснить по каждому населенному пункту и в целом по стране число семей, их состав, количество имеющихся детей различных возрастов, источники средств к существованию и жилищные условия семей.
Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения. И только на основании итогов переписи можно рассчитать наиболее реальные данные о рождаемости.
Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете. К ним относятся нерегистрируемые браки, которые в последнее время все большее распространение в России, как и в других странах мира. Только перепись фиксирует пребывание в фактическом браке. Такая информация становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.
Таким образом, переписи населения в сочетании с данными текущей статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации. Как было сказано Президентом Дмитрием Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Вот один из примеров несостоятельности текущей статистики. Такой, казалось бы, частный вопрос - сколько в России кандидатов и докторов - остаётся без ответа. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) исчерпывает свои функции выдачей дипломов, подтверждающих присуждение ученой степени доктора и кандидата наук. Кто из «дипломантов» жив, кто уехал, кто работает в научных учреждениях, кто - в системе образования или на производстве - неизвестно. А ведь знание параметров научного потенциала необходимо при разработке программ модернизации экономики, которые выходят сейчас на первый план. Поэтому данные переписи населения по этому вопросу ничто не может заменить.
В России, где проживают представители более ста национальностей, безусловно, нельзя обойти и вопрос о национальной принадлежности. Данные переписи о национальном составе населения - обширный материал для изучения самых разных аспектов жизни людей, для исследования особенностей их расселения, культуры, для анализа сложных процессов взаимовлияния народов, населяющих нашу страну. На сегодняшний день перепись населения - единственный источник сведений о национальном составе населения и владении языками. Никакая текущая статистика ответа на этот вопрос не дает.
В предстоящей переписи, как и при всех предыдущих национальных переписях, будет действовать принцип самоопределения национальной (этнической) принадлежности человека, то есть его принадлежности к тому или иному народу или национальной (этнической) группе. Это означает, что в ходе переписи будет записываться национальность, которую укажет сам опрашиваемый. Национальность детей будет определяться родителями. Восстановлен и отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке.
Однако значение переписи не ограничивается лишь возможностью получения разносторонних демографических и этнографических сведений. Данные Всероссийской переписи населения необходимы для оценки перспектив развития страны, формирования прогнозов и разработки дальнейшей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Перепись 2002 года позволила точно определить основные социальные проблемы, оценить ситуацию в демографической сфере, разработать такую стратегию развития страны, которая позволила добиться ощутимого улучшения качества жизни населения. И поэтому изменения в обществе, которые выявит перепись 2010 года, также могут стать основанием для формирования новой государственной политики.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Нынешнее тяжелое финансово-экономическое состояние, в котором оказалась наша страна, привело к необходимости пересмотра бюджета и сокращения ряда расходов. Не исключено, что в числе пострадавших от планируемого сокращения может оказаться и перепись.
Если говорить о плюсах и минусах проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году, то на одной чаше весов окажутся выделенные на подготовку переписи бюджетные средства, а на другой - получение бесценной информации, которая в той или иной степени способствует решению экономических проблем. Ведь полученные в ходе переписи сведения необходимы и государственным органам для планирования бюджета, разработки долгосрочных проектов и формирования социально-экономической политики, и бизнесу - для уточнения качества и количества производительных сил, а также для изучения потребительского рынка.
Следует отметить, что около 70% всех расходов на проведение переписи - это оплата труда переписного персонала. Будет привлечено почти 600 тысяч временных переписных работников. В пересчете на годовую занятость в стране будет создано 62 тысячи рабочих мест. Средняя оплата труда рядового переписчика - всего 5,67 тыс. рублей, и работники Росстата рассматривают ее, в основном, как подработку для студентов, Так, в Чувашии к переписи планируется привлечь около 5 тыс. человек. «В условиях кризиса и дефицита вакансий на рынке труда это хорошая возможность для самозанятости», - считает глава Чувашстата Юрий Марков.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ГОСУДАРСТВУ. Известно, что в период кризиса заметно снижается качество и достоверность текущей статистики, хотя потребность в более детальной информации в этот период только возрастает. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы. И сэкономить на этом нельзя - никакие решения не принимаются без осмысления статистики. В условиях экономического кризиса, считают в Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляемой первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым, необходимо принимать решения не только по «затыканию дыр», но и проводить политику диверсификации, развития перспективных направлений, позволяющих России после выхода из кризиса получить более высокий рейтинг, войти в круг наиболее развитых держав мира. Без полноценного анализа состава населения, трудовых ресурсов, научного потенциала такие программы невозможны. А блок вопросов о состоянии жилищных условий станет источником данных для принятия программных решений поддержки строительства жилья.
Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, - миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись - это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета, которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований. Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.
Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы - проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы, что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.
И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».
Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году - Армения и Украина; в 2012 году - Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.
Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.
Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

В феврале 2009 года в Подмосковье прошло Всероссийское совещание статистиков, на котором были обсуждены задачи подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года, перспективы развития государственной статистики, включая статистику сферы ЖКХ, финансов, уровня жизни населения, труда и образования. В совещании, помимо руководства Росстата и его территориальных органов, приняли участие представители органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств, крупнейших профильных вузов и НИИ.
В ходе обсуждения было признано, что предложенные методология и проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года учитывают специфику современных условий России, соответствуют рекомендациям международных организаций, обеспечивая возможность получения итогов, сравнимых с прошлыми переписями населения, проводившимися в нашей стране, и соответствующих общепринятым международным требованиям.
На совещании обсуждались методологические и организационные вопросы Всероссийской переписи населения 2010 года. Так, были одобрены проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года, проект Основных методологических и организационных положений ВПН-2010 и проект публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Многие выступающие отмечали проблему, которая проявилась и во время проведения пробной переписи, - нежелание пускать переписчика в дом. Причем проявляется такая тенденция не только в России, но и в других странах СНГ. В большей степени возникновение таких ситуаций возможно и в 2010 году. «Нельзя не отметить, что как бы перепись ни была хорошо профинансирована и организована, во многом вызывает опасение отношение граждан к данному мероприятию с точки зрения сознательности. Повышение материального уровня жизни в последние годы во всех странах Содружества, зачастую приводящее к значительному расслоению населения по уровню денежных доходов, не всегда сопровождается адекватным отношением личности к своему предназначению по отношению к обществу.
В связи с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, которая помогла бы переломить отрицательный настрой к участию в переписи. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева считает, что недопонимание, а зачастую и полное непонимание населением смысла и значения переписи населения является причиной уклонения от участия в ней, а также предоставления неточной или неполной информации. Такая разъяснительная работа осенью 2010 года может быть организована на уровне переписных участков с использованием ресурсов того персонала, который должен будет участвовать непосредственно в проведении переписи. Пока же целесообразно знакомить население с целями переписи, возможностью использования ее результатов на благо общества. На совещании было предложено уже сейчас знакомить население с историей проведения переписей в России и в мире, поскольку именно в таком контексте станут более понятны лозунги переписи 2002 года «Впиши себя в историю России» и переписи 2010 года - «России важен каждый».
По ее мнению, необходимо также объяснять, как будут использоваться полученные в ходе переписи данные, что абсолютно исключена «утечка» персональных данных, которой опасаются некоторые, а потому стараются либо уклониться от переписи, либо дают недостоверные данные.
Руководитель Мособлстата Любовь Варухина сообщила, что пробная перепись дала колоссальный опыт для подготовки Всероссийской переписи населения 2010 года. В своем выступлении она остановилась на особенностях проведения пробной переписи и ее проблемах. По ее мнению, при проведении ВПН-2010 для привлечения к работе граждан в качестве переписного персонала необходимо дифференцировать оплату их труда среди субъектов Российской Федерации, осуществлять освобождение переписного персонала на период переписи от занятий в учебных заведениях и от работы по основной деятельности. Студентам учебных заведений участие в качестве переписного персонала должно засчитываться как практика по темам: управление персоналом, социология, психология, менеджмент.
О важности кадрового потенциала переписчиков говорил и руководитель Ингушетиястата Ибрагим Куркиев. Он так обозначил проблему по подготовке переписного персонала: «Основная проблема состояла не в количестве работников, а в том, чтобы набрать грамотных работников, способных пройти обучение и качественно выполнить необходимую работу».
По свидетельству участников совещания, эта встреча способствовала началу активной подготовки к проведению переписи в регионах.
Проведенное совещание стало главной стратегической встречей статистиков всех регионов страны с пользователями официальной статистической информации. Оно определило основные направления работы по подготовке к переписи, а принятые на совещании рекомендации должны вылиться в директивные документы, по которым и пройдет эта важная кампания.

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» в настоящее время проходит рассмотрение в 20 федеральных министерствах и ведомствах, которые участвуют в подготовке и проведении предстоящей переписи.
Росстат предлагает провести Всероссийскую перепись населения с 14 по 25 октября 2010 года. Дата переписи - момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет - 0 часов 00 минут 14 октября 2009 года.
Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи - опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).
Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.
Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.
Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, - домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

Отражать современные информационные потребности общества
- сохранять преемственность с предыдущими переписями
- соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям
- быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов
Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.
Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию - работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы - продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).
В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.
Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

Поле
- возрасте
- месте рождения
- состоянии в браке
- образовании
- гражданстве
- национальной принадлежности и владении языками
- занятости и положении в занятии
- о поиске работы.
- местонахождении работы
- о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства
- о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.
Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.
В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

О жилище в целом -
- тип жилища;
- период его постройки;
- материал наружных стен;
- благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

О жилом помещении (квартире) -
- размер общей площади;
- число жилых комнат;
- наличие телекоммуникаций;

Об условиях проживания каждого домохозяйства -
- число занимаемых комнат;
- наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.
Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2011 - 2012 гг. - по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).
Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.
Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

Численности и размещении населения
- возрастно-половом составе населения и состоянии в браке
- образовании
- национальном составе населения, владении языками, гражданстве
- источниках средств к существованию
- числе и составе домохозяйств
- об экономически активном и экономически неактивном населении
- продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства
- жилищных условиях населения
- рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМА №2 Статистика населения Перепись населения 2010. Результаты переписи населения 2002.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Александр Саламатин "Перепись населения".

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Зачем нужна перепись? Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны. Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, он делается приблизительно один раз в десять лет. Иногда проводится чаще, например, в Канаде - через каждые пять лет.

9 слайд

Описание слайда:

Как часто проводится перепись? ООН тоже рекомендует странам проводить перепись населения один раз в 10 лет. И в большинстве развитых стран мира придерживаются этого правила. Дело в том, что десять лет – это как раз такой период, за который успевает подрасти и выйти во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных программ развития стран рассчитаны на десять лет, и итоги переписи отражают их результаты. В нашей стране всеобщие переписи населения проводились в 1897, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 и в 2002 году.

10 слайд

Описание слайда:

Кто проводит перепись? В организации и проведении Всероссийской переписи 2010 года будет задействован более 20 федеральных министерств и ведомств и их территориальных органов. Координацией деятельности всех этих структур будет заниматься специально созданная Комиссия Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года. Росстату и его территориальным органам необходимо подобрать, заключить договоры, обучить и оплатить труд более 600 тысяч человек. Непосредственно опросом населения будут заниматься переписчики – более 400 тысяч. Для проведения переписи в труднодоступных местностях: оленеводческих пастбищах, высокогорных районах, далеких урочищах будут привлекаться проводники; а для опроса лиц, не владеющих русским языком – переводчики.

11 слайд

Описание слайда:

Как обеспечивается конфиденциальность данных? Все сведения, собранные в ходе переписи населения, являются информацией ограниченного доступа и анонимны – в переписном листе не записываются фамилии, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, не подлежат распространению и обрабатываются исключительно для формирования официальной статистической информации. Бланки переписных листов имеют степень защиты, обрабатываются в специальных условиях, которые обеспечивают защиту от несанкционированного доступа, а также предотвращают любую возможность их хищения, утраты или подделки для дальнейшего использования.

12 слайд

Описание слайда:

Когда была предыдущая перепись населения и что она дала гражданам? Предыдущая Всероссийская перепись населения состоялась в 2002 году. Это была первая перепись населения в истории новой России. Уникальная информация о социально-демографической структуре населения, полученная в результате переписи, стала основой для разработки новых и корректировки существующих программ социально-экономического развития российских регионов, легла в основу эффективных управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Анализ результатов переписи выявил наиболее актуальные задачи социально-экономического развития и дал возможность обосновать необходимость появления приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса.

13 слайд

Описание слайда:

Некоторые страны отказались от переписи. Почему бы нам не последовать их примеру? От переписи пока не отказался никто. Просто некоторые страны (например, Голландия, Финляндия, Шве­ция) проводят ее, не задавая каждому человеку вопросы, а обращаясь к данным государственного регистра населения. У нас такого регистра нет. Да и в таких странах, где ведется регистр населения, иногда (как, например, в Венгрии) для пополнения регистра при переписи используется непосредственный опрос населения. Кроме того, не надо забывать, что и Голландия, и Венгрия намного меньше России и по территории и по численности населения

14 слайд

Описание слайда:

Экономическое значение переписи Принимать правильные решения в экономике тем более невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, оно сможет спрогнозировать, в чем наши граждане будут больше нуждаться через несколько лет - в салонах для новобрачных или магазинах для ветеранов, специализированных клиниках или новых детских садах. Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по стране в целом, так и в каждом регионе.

15 слайд

Описание слайда:

Социальное значение переписи Известно, что финансирование социальной сферы в России производится на основе нормативов, рассчитываемых на каждого человека. От того, сколько людей живет в том или ином городе, районе, субъекте Федерации, будет зависеть объем средств из бюджета, выделяемых на строительство и содержание детских садов и школ, поликлиник и больниц, библиотек и кинотеатров. Зависит от численности население и финансирование транспортной инфраструктуры. Сейчас особенно востребованы данные о безработице в регионах, поскольку от этого зависит объем помощи для безработных и средств на их переобучение.

16 слайд

Описание слайда:

Результаты переписи 2010 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года будут получены по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам. Предварительные итоги: численность переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население будут сформированы в апреле 2011 года. Окончательные итоги формируются на основании Программы публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям в соответствии с графиком формирования таблиц каждой очереди в 2011-2012 годах. Дополнительные итоги будут формироваться по запросам пользователей. Как и по результатам 2002 года официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

17 слайд

Описание слайда:

Перепись населения в отдаленных районах начнется в апреле 2010 года Перепись населения в труднодоступных районах РФ пройдет с апреля по декабрь 2010 года, сообщила начальник Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина Збарская. "Перепись в труднодоступных районах начнется в апреле с Ямало-Ненецкого автономного округа и завершится в декабре в Свердловской и Тюменской областях", - сказала Збарская на совещании, посвященном вопросам переписи населения. Она отметила, что в Росстат из регионов приходят предложения о переносе переписи населения в труднодоступных районах на более ранние сроки. По ее словам, досрочно перепись будет проводиться в 162 труднодоступных районах 26 субъектов РФ. В этих районах, по словам Збарской, проживает 500 тысяч человек. Представитель Росстата отметила, что сроки проведения переписи в труднодоступных районах России уже утверждены и пересматриваться не будут. "В настоящее время сроки проведения переписи согласованы с Минрегионом и корректировке не подлежат", - сказала она.

18 слайд

Описание слайда:

"Ведомости" об опасениях граждан в связи с переписью населения Силовая статистика Россиян и живущих в нашей стране иностранцев могут принудить участвовать во Всероссийской переписи населения, которая намечена на октябрь будущего года. Новый руководитель Росстата Александр Суринов считает, что органам статистики надо "убеждать в более жесткой форме тех, кто не хочет проходить перепись населения". Хотелось бы понять, какой жесткости желает глава Росстата. В большинстве развитых стран участие в переписи добровольное. Великобританию, где отказавшегося пустить переписчика оштрафуют на 50 фунтов, можно считать исключением. А вот уклонившийся от последней переписи в Китае (в 2000 г.) или сообщивший ложные сведения рисковал оказаться за решеткой на несколько месяцев. Настроения россиян пока не дают основания для серьезного беспокойства за адекватность результатов будущего исследования. Накануне предыдущей переписи населения 2002 г. 92% опрошенных фондом "Общественное мнение" намеревались принять участие в ней, заранее отказывались всего 3%. После ее проведения 67% респондентов заявили, что отвечали на вопросы переписчиков лично, 26% сказали, что за них ответили родственники и соседи. Неохваченными, если верить социологам, остались лишь 6%. Эксперты полагают, что в переписи 2002 г. не участвовало значительно больше людей - 20-25% россиян и мигрантов, что исказило ее данные. Россияне знают, что формально защищенные законом базы налоговиков, ГАИ и БТИ продаются на рынке, и боятся, что то же самое произойдет с результатами переписи. В частности, по данным ВЦИОМ, 46% опрошенных считают, что органы, ответственные за проведение переписи, не способны обеспечить анонимность ее данных, спокойны за их сохранность 35%, еще 19% затруднились с ответом. Наши сограждане опасаются статистиков и переписчиков не как таковых, а как представителей государства.

19 слайд

Описание слайда:

ПРАЙМ-ТАСС и Финмаркет об опасениях Росстата в связи с переписью И тебя посчитают. В период кризиса перепись-2010 рискует оказаться самой неполной После нескольких месяцев неопределенности и упорных слухов о возможном переносе на несколько лет Всероссийской переписи населения принято бесповоротное решение: перепись состоится в октябре следующего года. Однако, принять в ней участие могут отказаться мигранты и многие жители крупнейших городов. Нужно ли их заставить? Казалось бы, чего проще раздать населению бланки и получить от людей ответы на короткие и четко сформулированные вопросы. После этого анкеты будут обработаны, а затем появится максимально приближенный к реальностям социально-экономический и миграционный "срез" российского общества. Тем не менее, предстоящая перепись населения может столкнуться с двумя главными проблемами. Речь идет о негативном отношении населения к самому факту переписи, причем одна группа - преимущественно жители больших городах - ссылается на занятость и не хочет тратить время на заполнение анкет, а другая группа - мигранты из стран СНГ - боится обнаружить себя в ходе переписи, так как их пребывание в РФ зачастую нелегально. Резонно заметить, пожалуй, что требовать от населения РФ проявления высокой гражданской ответственности, выраженной в участии в переписи, не очень корректно. Рискнем предположить, что обязательство участвовать в переписи и наказание за неучастие драматически снизят ценность статистических сведений в анкете, которые "под палкой" могут быть и не такими достоверными. Если уж ставить вопрос об обязательности и персонализации, то перепись можно делать и на основании паспортных столов, МВД, Миграционной службы и других уполномоченных органов. Если же перепись станет очередным этапом закручивания гаек со стороны власти, то этой самой власти проще и формировать результаты переписи. Ведь отменили же выборы губернаторов, есть подозрения в масштабных нестыковках при проведении выборной компании в региональные парламенты осенью 2009 г. Почему бы властям не сделать и следующий шаг, если мнение населения их уже не сильно заботит?

20 слайд

Описание слайда:

Численность населения по состоянию на 2002 год Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).

1.1.Подворные переписи

1.2. Подушные переписи

2. Советские переписи населения

3. Микропереписи населения

4. Всероссийская перепись населения 2002 года

5. Анализ переписей населения 1992 - 2006 год

Заключение

Список литературы

Введение

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения,обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

Работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи имеет особенно важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома.

Перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии - этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, во времена первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского нашествия (считались дома) данные были нужны, чтобы облагать население Руси данью. В советский период российской истории было проведено семь переписей населения и главной единицей учета была семья.

Целью данной работы является изучение истории развития переписи населения в нашей стране.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

· Изучить историю первой переписи населения (подворная, подушная, первая научная перепись населения);

· Историю советской переписи населения;

· Рассмотреть историю микропереписей;

· А так же историю последней переписи населения.


1. Первые переписи населения в России

История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. Правда, о самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX-XI вв., есть лишь упоминания о сборе дани князьями. Вероятно, при сборе дани учитывалась и численность облагаемого населения, но подробности этого учета неизвестны. Более достоверны летописные свидетельства об учетах населения в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия. С целью сбора дани татарские ханы провели переписи населения в 1246 г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. - в Новгородской. В летописях учитывалось все население, кроме духовенства, освобожденного от дани. Переписи проводили специальные переписчики. Из этого можно заключить, что переписи в то время, скорее всего, были нехозяйственными, как и в других странах, т.е. единицей наблюдения в них было хозяйство («дом»). Учет же населения имел второстепенное значение, во всяком случае, общее число жителей по этим переписям установить не удалось.

В XIV-XVI вв. по мере становления централизованного российского государства развивалось и учетно-статистическое дело. Единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому и переписи были поземельными. Но в них наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые велись постоянно и служили юридическими документами на право владения землей и крепостными.


1.1. Подворные переписи

В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. 26 ноября 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 г., а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни.

Подушные переписи

Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей («ревизий»), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859 г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.

Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления.

И все же, несмотря на существенные дефекты, российские ревизии были значительным шагом вперед в развитии учета населения. Они были поименными, при всех ревизиях учитывался такой важный признак, как возраст (причем в виде числа исполнившихся лет, а не путем отнесения к возрастной группе). Большинство ревизий, кроме первой, второй и шестой, учитывали и женское население (также с указанием возраста) не для исчисления податей, а «для одного только ведома». Некоторые ревизии дали распределение населения по брачному состоянию, национальностям и сословиям.

Последние ревизии охватывали уже более 80% всего населения страны, а на территориях, где они проводились, - более 90%. Это позволяло хотя и с дорасчетом, но все же определить общую численность населения страны, его размещение и состав, опираясь на данные прямого учета.

Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности (как исторический материал).

После отмены крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения и больше не проводились. Между тем по мере развития капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в полных и подробных данных о численности и составе всего населения. Такие данные могла дать только научно организованная всеобщая перепись.

1.3. Первая Всероссийская научно организованная перепись

Была проведена 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Она проводилась в течение трех месяцев вместо предполагавшихся полутора. Такой большой срок проведения не мог не отразиться на качестве собранных материалов. Но если учесть все трудности и сомнения в возможности вообще проведения переписи, такой срок следует признать не самым большим недостатком. В проведении переписи принимали участие около 150 тысяч человек персонала, что также нельзя считать очень большим. Итоги переписи были опубликованы в 1905 г. в 89 томах. Общая численность населения Российской Империи в границах тех лет составила 125 640 тыс. человек.

Материалы переписи показали не только общую численность населения и его размещение по территории страны и ее областям, но и его структуру по широкому кругу показателей: по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению, по грамотности и вероисповеданию, по родному языку (который косвенно выражал национальный состав населения), по занятиям, дающим средства для существования, и по отраслям народного хозяйства и др.

Разработка итогов переписи и их публикация были завершены в 1905 г., и в 1908 г. был поднят вопрос о проведении новой, очередной переписи населения в 1910 г. (т.е. в соответствии с международными рекомендациям» в год, оканчивающийся на 0). Однако по разным обстоятельствам, главным образом финансового свойства, срок проведения второй переписи населения отодвинули на 1915 г., что также не было реализовано из-за начавшейся в 1914 г. первой мировой войны.

Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. По данным численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек. По сравнению с 1989 г. население сократилось на 1,8 млн. человек, причем сокращение произошло из-за естественной убыли населения, то есть число умерших превысило число родившихся.

Единственным источником увеличения численности населения России с 1992 года являлась миграция, но даже в 1994 году, когда был самый высокий миграционный прирост за три десятилетия (0,8 млн. человек), естественная убыль населения не была восполнена. Всего за 1989-2002 гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходилась на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии.

Рис.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктов.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось за счет различных преобразований в городах 66 населенных пунктов. Новый город возник только один - столица Ингушетии Магас.

В стране преобладают малые города с численностью населения до 50 тыс. человек, но в них проживает только 17% горожан.

Более трети горожан живет в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми.

Увеличение численности населения в группе крупнейших городов сложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда).

Столица Российской Федерации - Москва входит в число двадцати наиболее крупных городов мира. Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Большая часть населения (63%) проживает в поселках городского типа с числом жителей до 10 тыс. человек.

Рассмотрим итоги переписи населения по возрастно-половому составу. Последняя перепись населения показала, что в стране сохранилось характерное для России превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10,0 против 9,6 млн. человек в 1989 г. Ухудшение соотношения полов связано с высокой смертностью мужчин, причем характерно то, что равновесие нарушается с 33-летнего возраста.


Рис.

Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В конце 80-х-начале 90-х гг. прошлого века усилился процесс демографического старения населения, и средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет (у мужчин соответственно на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин - на 4,6 лет и 39,8 лет).

За межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5%), но в то же время число детей и подростков сократилось на 9,7 млн. человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет, то есть поколения, родившегося в 90-х гг., когда был самый низкий уровень рождаемости за всю послевоенную историю России.

В трудоспособный возраст вступило поколение молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. прошлого века (периода самой высокой рождаемости за три последних десятилетия); положительный миграционный прирост привел к тому, что численность населения трудоспособного возраста увеличилась на 5,5 млн. человек. В 2002 г. средний возраст трудоспособного населения составил 35 лет (50,5% всего населения трудоспособного возраста против 45,7%-в 1989 г.).

Средний возраст городских мужчин составил 33,9 лет, женщин - 39,8 лет, сельских - 34,6 и 39,9 лет.

Страна в настоящее время переживает относительно благоприятный период, когда с увеличением роста численности населения трудоспособного возраста и снижением рождаемости уменьшилась численность нетрудоспособного возраста, приходящаяся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). В 2002 г. на 1000 жителей трудоспособного возраста приходилось в целом по стране 631 человек, в том числе детей и подростков (0-15 лет) - соответственно 430 и 296 человек; лиц старше трудоспособного возраста - 325 и 335 человек.

Однако роста численности населения трудоспособного возраста и дальнейшего снижения показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 г., впоследствии в трудоспособный возраст будут входить поколения 1990-х гг., когда была самая низкая рождаемость, и выходить из этого возраста будут поколения родившихся людей в послевоенный период. Миграция вряд ли сможет поправить демографическую ситуацию в стране, так как в последние годы объемы миграции падают. На 1000 человек трудоспособного населения в 2002 г. приходился 631 человек нетрудоспособного возраста, из них 296 человек - это дети до 16 лет, 335 человек старше трудоспособного возраста. По прогнозам, в 2016 г. наибольшую долю составит население старше трудоспособного возраста, и на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 705 человек нетрудоспособного возраста, из них соответственно дети до 16 лет-288 человек, старше трудоспособного возраста - 417 человек.

В принципе, возрастная структура населения в России при сравнении с возрастными структурами населения в других странах мира не выглядит как нечто ужасное. Достаточно велико число лиц старше трудоспособного возраста и в других странах, особенно в Японии. В США время выхода на пенсию до недавнего времени составляло 65 лет, в настоящее время продлено до 67 лет, в Японии, Германии, Австралии - 65 лет, во Франции-60 лет, в Дании, Норвегии - 67 лет. К сожалению, продолжительность жизни в нашей стране такова, что многие просто не доживут до времени выхода на пенсию. Надо отметить, что в некоторых странах, ранее входивших в СССР, также изменено время выхода на пенсию. Например, в Эстонии мужчины выходят на пенсию в 62 года, женщины - 59 лет.

Существуют изменения в институте семьи. Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1988 г. - 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов, и оказалось, что из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированных браках. Это явилось причиной того, что число детей, рожденных в незарегистрированном браке, увеличилось и составило за 1989-2002 гг. около 30% от общего числа ежегодных рождений.

Следует отметить, что 4,2 тыс. молодых людей в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 2,3 тыс. человек - в незарегистрированном. Традиционно для России число замужних женщин больше, чем женатых мужчин 65 тыс. в 2002 г. против 28 тыс. в 1989 г. Всего в 2002 г. было зарегистрировано 1 млн. браков (в 1989 г. - 1,4 млн.); ежегодно расторгается 800 тыс. браков (в 1989 г. - 583 тыс.), причем более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет.


Рис.

Новым при проведении переписи населения 2002 г. было то, что впервые после переписи 1897 г. за учетную единицу была принята не семья, а домохозяйство, так как семья не может состоять из одного человека, а домохозяйство может, в состав семьи не могут быть включены не родственники, посторонние люди, а в домохозяйство могут.

Переписью 2002 г. было учтено почти 53 млн. частных домохозяйств, в которых проживает 142,7 млн. человек, или 98% населения России. Поскольку для нас еще непривычен учет населения по числу домохозяйств, следует пояснить, что частные домохозяйства - это домохозяйства, размещающиеся в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

В дальнейшем при обработке переписного материала предусматривается выделение из домохозяйств семейной ячейки - мать с ребенком, отец с ребенком, супружеская пара с ребенком или без детей; это позволит получить более полную картину для определения различных пособий и социальных льгот.

Перепись 2002 г. зафиксировала 52707 домохозяйств, из них 22% состоят из одного человека, 28% - из двух, 24% из трех, 17% - из четырех, 6% - из пяти, 2% - из шести и 1% - из семи и более человек. Таким образом, средний размер домохозяйства состоит из 2,7 человек.

Невысокий средний размер домохозяйства обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих не более чем из трех человек и составляющих почти три четверти всех частных домохозяйств. Среди домохозяйств, состоящих из одного человека, почти 60% - это домохозяйства пенсионеров, половина из которых в возрасте старше 70 лет и более. Данные, полученные в результате переписи, безусловно, должны привлечь внимание социальных структур к положению одиноких и престарелых людей.

Перепись показала, что в течение 1989-2002 гг. произошли заметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторону сокращения числа детей в семье и так называемый суммарный коэффициент рождаемости составляет в 2002 г. 1,3 против 2,0 в 1989 г. Увеличилось число бездетных домохозяйств, уменьшилось число домохозяйств, имеющих двух и более детей; 48% домохозяйств не имеют детей, а 52% имеют детей моложе 18 лет; увеличился удельный вес домохозяйств с одним ребенком, и сократилось-с двумя и более детьми. В коллективных домохозяйствах проживает 2,3 млн. человек.

Изучение демографических процессов в современном мире показало, что малодетность-характерная особенность развития большинства европейских государств. Наблюдается также тенденция увеличения среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г. средний возраст родителей при рождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г. - 26,2.

Большой интерес перепись населения 2002 г. вызывала также потому, что после подведения итогов можно было получить национальную картину Российской Федерации.

Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств.

В ходе проведения переписи населения переписчикам запрещалось задавать уточняющие вопросы, и все ответы записывались строго со слов опрашиваемых. Таким образом, выполнялась 26-я статья Конституции Российской Федерации. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности; самоназвания этнических групп часто отличались из-за диалектных особенностей. В результате обработки всех материалов ответы о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей, согласно рекомендованному Алфавитному перечню национальностей и этнических групп, который был разработан Институтом этнологии и антропологии РАН.

Более полную информацию содержит национальный состав, в России наиболее многочислен русский народ-около 116 млн. человек или 82% от всех народов. По сравнению с 1989 г. для русских уменьшилась на 8 млн. человек за счет естественной убыли, которую не смогли компенсировать 3 млн. русских мигрантов. Второе место занимают татары - 5,6 млн. или почти 4%, затем идут украинцы, башкиры.


Рис.

За межпереписной период уменьшилась численность евреев, немцев (причинами является эмиграция и естественная убыль), значительно-за счет миграционного притока - увеличилась численность азербайджанцев, армян, таджиков, китайцев.

В 2002 г. насчитывались 23 наиболее многочисленные национальности, численность которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. их было 17. В связи с ростом населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако и здесь произошли изменения: в число миллионников вошли чеченцы и армяне и выбыли - белорусы и мордва.

Необходимо отметить, что примерно 1,5 млн. человек не ответили на вопрос о национальной принадлежности, из них почти две трети - это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

В переписном листе не было вопроса о родном языке, но впервые была получена информация о владении государственным языком страны - русским языком. Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, украинский, башкирский, чеченский и чувашский языки.

В 2002 г. впервые был поставлен вопрос о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (98% всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство других стран и 0,4 человек-лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют гражданство. Примерно 1,3 млн. человек не указали гражданство. Подавляющая часть иностранных граждан - граждане государств-участников СНГ-Украины, Азербайджана, Армении. Особенный интерес все средства информации в последние годы проявляли к национальному составу Москвы.


Рис.

Численность Москвы в 2002 г. составила 10 382 754 человек.

Чрезвычайно интересные сведения были получены в результате переписи населения об уровне образования населения. 109,4 млн. человек в возрасте 15 лет и более имеют образование основное и выше. Увеличилось число лиц, имеющих профессиональное (высшее, среднее и начальное), в то же время уменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которых продолжала повышать свой образовательный уровень. Перепись дала и тревожные цифры: численность молодежи 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится.


Рис.

Впервые перепись населения показала превышение доли женщин, имеющих высшее образование по сравнению с мужчинами.

Сведения о дошкольном образовании также были получены впервые. Дошкольным образованием охвачено 60% детей (3,1 млн.) в возрасте 3-5 лет. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.

Новым в переписи 2002 г. было то, что опрашиваемые могли указать все имеющиеся у них средства к существованию (ранее указывалось не более двух источников). По результатам 43% опрашиваемых (62 млн.) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности, - в 1989 г. было 77 млн. (52%) человек; у более 48 млн. человек этот доход был единственным средством к существованию.

После переписи 1926 г. впервые были получены сведения о тех, кто получает пенсию по инвалидности. Таких 4,7 млн. человек, остальные виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную пенсию) - около 32 млн. человек. Около 17 млн. человек получают пособия: средний возраст детей 12 лет.

Развивающиеся рыночные отношения изменили структуру общества. В 2002 г., также впервые после переписи 1926 г., были зафиксированы безработные. Средний возраст людей, получающих пособия по безработице - 36,6 лет.

Перепись населения показала наличие у населения таких видов источников, как сбережения (0,4 млн. человек), включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи внаем или в аренду имущества. Почти треть населения являются иждивенцами, свыше 80%-дети и молодежь до 25 лет, средний возраст иждивенца - 16,7 лет.

Занятость населения может быть коротко охарактеризована по результатам переписи следующим образом. Среди занятого населения 95%-это лица трудоспособного возраста. Однако по сравнению с переписью населения 1989 г. удельный вес занятых уменьшился во всех возрастных категориях. Абсолютная численность занятых увеличилась только в возрастной категории 40-49 лет за счет вступления в данные возраста многочисленного поколения, родившегося после войны. Однако уже через 10-15 лет, когда данное поколение будет уходить на пенсию, а в трудоспособный возраст вступать малочисленное поколение родившихся в 90-х годах прошлого века, положение на рынке труда может резко обостриться из-за нехватки рабочей силы.

Несомненно, более полную информацию о занятости населения можно будет получить после окончательной обработки материалов переписи и их публикации. На этом я бы хотела закончить обзор кратких итогов переписи населения 2002 г. Но отмечу, что при переписи были учтены группы граждан Российской Федерации, находящиеся по долгу службы за рубежом, а также те, которые временно в силу различных причин находились на территории России.

Перепись населения 2002 года проходила в 3 этапа:

I. Предварительный обход - проведение опроса населения, проведение контрольного обхода по полноте учета населения.

С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строения и помещения счетного участка, как жилые, так и занятые учреждениями и организациями, где может проживать население. Они выверяли данные о составе счетного участка, уточняли число фактически проживающего населения.

Учитывался каждый житель страны, каждое домохозяйство, а также иностранные граждане, временно находящиеся на территории России.

III. После окончания Всероссийской переписи населения в течение пяти дней (с 17 по 21 октября) инструктор-контролер провел выборочный контрольный обход жилых помещений счетного участка с целью проверки полноты и правильности учета населения.

Немного о публикациях материалов переписи населения 2002 г. Всего по тематическим разделам было опубликовано 14 томов, все они бесплатно распределялись по библиотекам, размещались на компакт-дисках, на специальном Интернет-сайте и были распространены в средствах массовой информации.