Замена бумажных денег пластиковыми картами. Деньги – это не бумага. Где печатают и принимают пластиковые банкноты. Что дальше? Пластик полностью заменит бумагу

Замена бумажных денег пластиковыми картами. Деньги – это не бумага. Где печатают и принимают пластиковые банкноты. Что дальше? Пластик полностью заменит бумагу

Из всех видов транспортных средств именно автотранспорт считается самым опасным. Об этом говорит статистика аварий , которая базируется на количестве человеческих жертв. Автомобильный транспорт является самый распространенным средством передвижения, поэтому все больше граждан России и других государств приобретают личный автомобиль, реже мотоцикл или скутер.

Что нужно знать о ДТП

ДТП (дорожное происшествие) – ситуация, возникшая во время движения транспорта или с его непосредственным участием, во время которой есть пострадавшие или погибшие, причинен ущерб самому транспорту, грузам, дорожным сооружениям (Википедия). С 2000 по 2016 год в Российской Федерации произошло 3 391 591 случаев ДТП, где погибло 499 791 человек, были травмированы 4 182 183 человека.

В 1896 году, 30 мая в Нью-Йорке произошло первое ДТП с участием авто: столкновение велосипеда с электромобилем, в результате которого велосипедист получил перелом ноги. Поражающие факторы при дорожных происшествиях:


  • травмы от обломков самого транспорта или его частями (например, лобового стекла);
  • удар при столкновении с движущимся на скорости или резко тормозящим (на мотоциклах – самый опасный);
  • длительное давление при зажатии покореженными обломками ;
  • воздействие угарного газа и высоких температур при возгорании автосредства;
  • отравление в результате разгерметизации вредных веществ, перевозимых спецавтотранспортом.

Классификация: наезд на: неподвижный транспорт, пешехода, велосипедиста, или препятствие:

  • столкновение на автодорогах;
  • опрокидывание;
  • частные случаи ДТП мужчин и женщин в России.

Факторы, провоцирующие происшествия на автомобильном транспорте:

  • превышение скорости (ДТП по несоблюдению дистанции являются следствием нарушений ПДД);
  • игнорирование ремней безопасности, детских удерживающих устройств;
  • вождение неисправного автотранспорта;
  • / , в том числе при езде на мото средствах;
  • усталость, недосып водителя;
  • неблагоприятные метеоусловия;
  • ненадлежащее качество дороги;
  • наличие причин, отвлекающих водителя на разных видах транспорта: пользование мобильным или иным электронным устройством за рулем (навигатор, медиапроигрыватель), общение с пассажиром, прием пищи во время вождения, прослушивание музыки.

Данные по дорожным происшествиям в 2015–2016 годах


Для сравнения российской дорожной ситуации с мировой, следует рассмотреть данные по ДТП в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.

Российские данные

Общая статистика аварий в России в 2015 году:

Происшествия Погибло чел. Травмировано чел.
Общее число 184 000 23 114 231 197
С участием пешеходов 58 221 7 138 53 718
С детьми 24 794 1 028 26 838

Российская статистика аварий за 2016 год далее:

ДТП Погибшие Травмировано
Общее количество 173 694 20 308 221 140
С участием пешеходов 53 420 5 931 49 979
С пострадавшими-детьми 24 034 933 26 060

Российская статистика аварий женщин и мужчин в 2015 году:

Пол Количество Погибшие Раненые
Виновник – мужчина 127 573 16 805 170 144
Виновник – женщина 21 206 1 407 28 314

Российская статистика аварий женщин и мужчин, кто чаще становиться участником автомобильных аварий (статистика ГИБДД за 2016 год):

Статистика аварий (Москва) по годам:

Год Количество Погибшие Раненые
2015 10 396 673 11 903
2016 9 045 561 10 326
Январь-март 2017 1 132 68 1 291
Марка Число столкновений Число погибших
Kia Rio 96 149
Nissan Tiida 44 130
Hyundai Solaris 65 120
Chevrolet Aveo 65 99
Hyundai Accent 43 86

Мировые данные

В мире статистика аварий на транспорте за 2015 год показывает, что ежегодно в дорожных происшествиях гибнет до 1,25 млн человек:

  • 23% жертв – мотоциклисты;
  • 49% погибших не были за рулем автосредства;
  • гибель в ДТП по статистике аварий в мире , основная причина ухода из жизни молодых людей 15–29 лет;
  • по странам – 90% мировых автоаварий приходится на государства со средним и низким уровнем .

США

Показательная статистика аварий в США за 2015 год:

  • 35 тыс. случаев со смертельным исходом;
  • одна третья часть – по вине пьяного водителя, каждое десятое – из-за невнимательного владельца авто ( за рулем);
  • на каждую тысячу граждан приходится 809 машин (2014), по сравнению с Россией, где на тысячу жителей приходится 317 авто.

Ситуация в ЕС

Европейская статистика аварий на транспорте за 2016 год :

  • в среднем за день в ДТП погибает 70 человек, травмы получают 350 за сутки (за неделю 490 и 2 450 соответственно);
  • за 2016 год в дорожных происшествиях погибло 25 500 человек и пострадало 135 000 (видео с регистраторов показывает, что большинство из них – велосипедисты, мотовладельцы и пешеходы);
  • по статистике аварий в Англии в 2016 году погибло около 30 человек на 1 млн граждан, в Румынии и Болгарии – 100 на 1 млн, в Эстонии – 54 человека.

Украина

2016 – статистика аварій в Україні (в Украине):

  • всего ДТП – 158 776;
  • происшествия, где были погибшие – 4 003;
  • получившие травмы – 33 613.

Беларусь

Опираясь на официальные статистические данные 2015 года в государстве Беларусь:

  • количество происшествий – 4 119;
  • число погибших – 618;
  • число пострадавших – 4 389.

ДТП с участием различных видов автотранспорта

Вся статистика аварий на дорогах разнится в зависимости от вида транспортного средства, бывшего участником ее.

Аварии с участием автобусов

Российская статистика транспортных аварий с участием микроавтобусов, осуществляющих пассажирские :

Сводная статистика аварий автобусов в России:

Аварии с участием автомобилей

Российская статистика аварий автомобилей, грузовых и легковых, на бензине и на газовом топливе:

Основные причины аварий по статистике дорожно-транспортных происшествий в России в таблице (2016):

Неудовлетворительное качество дорожного покрытия Порядка 14 тыс. происшествий
, случайно выбежавшие на проезжую часть в неположенном месте 8 507 случаев
Увеличение дорожного трафика в выходные Сб – 12 235;

Вс – 12 464 аварийных ситуаций

Нарушение правил движения (исключительно по вине водителя, как уточняет статистика автомобильных аварий ) 68 412 происшествий
Столкновение двух и более транспортных средств 32 754 случаев
Наезд на пешехода 23 724 наезда
Опрокидывание по какой-либо причине автомобиля 7 096 ДТП

Аварии с участием мототехники

Российская статистика аварий на мотоциклах, мопедах, скутерах:

Год Число ДТП Погибшие Раненные
2015 5 606 803 6 068
2016 4 699 607 5 137
До апреля 2017 26 5 24

Пик аварийных ситуации приходится на самый разгар мотосезона – май-сентябрь. Сборная статистика погибших в авариях утверждает, что самый опасный месяц для мотолюбителей – июль. Отечественная статистика аварий ГИБДД показывает, что 62% от всех дорожных происшествий, где фигурировала мототехника – это столкновения с автотранспортом или иными препятствиями. Остальные 38% случаев приходятся на наезды на пешеходов, падения мотоцикла и пр. В ДТП с участием мотоциклистов виновником является:

  • легковой автомобиль (62,04%);
  • мототехника (по видам – мотоцикл – 25,99%, скутер – 2,94%, иной мототранспорт – 3,51) – 32, 44%;
  • грузовой транспорт – 3,09%
  • иные фигуранты – 2,43%.

Самое небезопасное время поездки на мотоцикле и машинах – с 17.00 до 22.00, самое тихое – с 3.00 до 7.00. Как ни странно, но большинство происшествий с участием мототранспорта случалось в будние дни за последние пять лет. При мото-аварии – статистика с учетом наличия комплекта экипировки (2015):

Статистика жертв аварий и прочих факторов приводит к ряду выводов:

  1. Подавляющее количество ДТП происходит из-за столкновения грузовиков с легковым автомобилем.
  2. Около 3% ДТП случаются из-за поломки мотоцикла.
  3. Покрытие дороги было виной 2% аварий.
  4. При ДТП с несколькими участниками причина большинства из них в том, что мотоциклисту не уступил полосу движения водитель иного вида транспорта. Последний или вообще не заметил мотовладельца или увидел его слишком поздно.
  5. Часты аварии, когда владелец авто, намерено не пропуская мотоцикл, делает перед ним маневр левого поворота.
  6. Мотоциклы попадают в аварии в коротких поездках, в большинстве происшествий – в начале пути.
  7. В 62% случаев после трагедии разливалось топливо – значит, была очень велика вероятность мгновенного возгорания на месте аварии.
  8. В момент ДТП скорость большинства мотоциклистов не превышала 35–50 км/ч.
  9. Наиболее частые жертвы в сводках ГИБДД – молодые люди 16–24 лет, девушек из них – 4 % (статистика аварий мужчин и женщин в России на мототранспорте).
  10. Кто больше попадает в мотоаварии – учащиеся, студенты, .
  11. Нередки случаи рецидива происшествия с одним и тем же водителем мотоцикла.
  12. 92% пострадавших не прошли специальное обучение вождению мототранспорта – овладели навыком управления мотоциклом при помощи знакомых или самостоятельно.
  13. Кто чаще попадает в аварию – по статистике больше половины пострадавших мотоциклистов имели за плечами срок вождения данной модели не более пяти месяцев. Общий средний водительский опыт участников ДТП – три года.
  14. Как гласит статистика аварий со смертельным исходом , в половине ДТП, закончившихся гибелью мотоциклиста, в крови погибшего обнаруживали следы алкоголя.
  15. Для предотвращения ДТП на дорогах России владельцу мотоцикла отводится случаем всего две секунды.
  16. Наличие пассажира никак не увеличивает вероятность попадания в ДТП.
  17. Только 40% байкеров, попавших в ДТП, были экипированы защитным шлемом.
  18. Десять процентов попавших в аварию успели произвести и здоровья.
  19. Кафе-рейсеры, чопперы, бобберы (различные по цвету и по маркам) – самые редкие фигуранты дорожных аварий.
  20. При столкновении с другим транспортом, 98% мотовладельцев получают травмы, в одиночных происшествиях – 96%, из них 45% – тяжелые случаи ранения.

Рейтинг безопасного транспорта

В 2015 году было проведено исследование на определение самого безопасного вида транспорта. Его итоги оказались следующими:

  1. Железнодорожный транспорт – самый безопасный. Если брать в расчет американские и европейские железнодорожные перевозки, то на 1,5 тыс. км дороги приходится 0,2 человеческие жертвы. В РФ этот показатель чуть выше – 0,7 смертей на тот же участок пути.
  2. Аэротранспорт (с включением в расчеты малой авиации, вертолетов). 0,5 на 1,5 тыс. км полета. При этом небольшие самолеты считаются более безопасными, чем вместительные лайнеры. Боязнь пользоваться этим видом транспорта связана с тем, что при авиа-аварии почти нет шанса остаться живым.
  3. Автобус . 0,5 человеческих жертв на 1 тыс. км дороги. Европа (статистика аварий «автобусы») – место, где автобусные перевозки считаются самыми безопасными из существующих.
  4. Автомобиль . 4 смерти на 1,5 тыс. км дороги.
  5. Всеобщая статистика аварий (автобусы) – в мире на пятом месте транспорт типа «Газель».
  6. Космические транспортные средства . Из 530 космокораблей потерпели крушение 18. Аварии происходили при пуске или при приземлении.
  7. Водный транспорт. 20 случаев на 1,5 тыс. км маршрута. Сюда включаются как случаи крушения, так и .
  8. Метро . Самый опасный городской транспорт. Если берется в пример РФ, то самым опасным считается метрополитен Москвы.
  9. Велосипед . Самый простой и экологичный транспорт занимает предпоследнюю строчку рейтинга – 35 фактов смерти велосипедистов на 1,5 тыс. км пути. Основной процент аварий – столкновение с автотранспортом.
  10. Мотоцикл, скутер, мопед . Самый опасный вид передвижения – 125 погибших (20% от всех жертв ДТП) на 1,5 тыс. км пути, что в 28 раз превышает число жертв, передвигающихся на автомобилях. А автобусные аварии в России по статистике показывают менее страшные цифры. При этом мототехника составляет 1% от числа всего мирового транспорта.

Приведенные здесь статистические данные аварий – еще один повод задуматься над безопасностью на дороге. За этими сухими цифрами стоят вполне реальные жизни , чье-то горе, неисправимые ошибки.

Произошло 169 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это на 2.5% меньше, чем за аналогичный период 2016 года, что говорит о продолжении снижения количества аварийности на дорогах страны.

К сожалению, количество погибших на дорогах остается на очень высоком уровне. Увы, на данный момент смертность на дорогах страны, согласно статистическим данным, выше чем в странах Европы в 3-4 раза! По данным ГИБДД, только за один год страна потеряла погибшими 19 тыс. человек! -6% , снижение смертности, но эта цифра отнюдь не радует.

Только вдумайтесь в эти показатели. Черная страница современной России, Чеченские компании 90-х, начала нулевых, по разным данным унесла жизни 9000-10000 военнослужащих РФ и разных силовых ведомств. А ведь это более 10 лет ведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. А тут, 19 тыс. погибших на дорогах за одни год. Просто ужасно.

На дорогах РФ за 365 календарных дней было ранено более 215 тыс. человек. Минус 2.6% .

С особо тяжкими последствиями было совершено 223 ДТП . Их количество увеличилось на 15.5% по сравнению с АППГ. Погибло 552 человека, что на 17.7% больше, ранено на 36% больше, более 2.3 тыс. человек.

По вине водителей в 2017 году было совершено 143 тыс. ДТП . Что на 4.9% меньше чем годом ранее. При этом, важно рассмотреть аварийность среди самих водителей. Неудивительно, что наибольшее количество ДТП приходится на автомобилистов, управляющих легковыми машинами, более 116 тыс. ДТП .

При этом пьяными за рулем было выявлено 12 тыс. человек. Скорее всего это и было причиной дорожной аварий.

Из-за нарушения правил водителями грузовых автомобилей было совершено на порядок меньше ДТП, 10.986 , если быть точным. При этом в состоянии опьянения из данного количества происшествий, по итогам года было выявлено на 12.2% меньше, чем за год до этого.

Водители менее распространённых на дорожной сети РФ транспортных средств, естественно реже попадали в ДТП по собственной вине. Таким образом водители автобусов были признаны виновными в дорожном происшествии 5.6 тыс. раз в 2017 году, мотоциклисты- 4.3 тыс.

Примечательно, что среди всех статистических данных, именно водители автобусов показали отрицательную динамику. Это и увеличение на 5.9% ДТП по вине автобусников, и возросшее на 8.6% количество водителей под шафе. Особенно много выпивших водителей среди собственников пассажирского транспорта. Что говорит о необходимости подготавливаемых государством мер по ужесточению контроля за автотранспортными пассажирскими перевозками.

А вот новенькие за рулем, напротив снижают статистику аварийности. При 10 тыс. происшествий за указанный период, было совершено на 14.1% меньше ДТП среди водителей, получивших права менее 2 лет назад. Есть вероятность, что реформа автошкол хоть и идет со скрипом, но приносит свои плоды. Пессимисты, впрочем, скажут, что здесь дело в уменьшении количества новичков за рулем. Автомобили нынче опять доступны не всем. Правда, скорее всего лежит где-то посередине.

Пешеходы за годовой период стали участниками 53 тыс. ДТП (-0.4% ). Погибло на 2.6% и ранено на 0.2% меньше чем в 2016 году. Наезды, совершаемые на пеших участников движения чаще всего совершаются по вине водителей. По статистике было совершено 31 тыс. в которых были обвинены именно водители (+4.3% ). Пешеходы были признаны виноватыми в 20 тыс. случаев (-4.1% ).


Здесь также стоит отметить, что нерегулируемые пешеходные переходы нередко сложно обнаружить водителям, разметка «зебра» может быть значительно стерта, знаки не всегда хорошо просматриваются, особенно в темное время суток. Поэтому полностью перекладывать вину на автомобилистов было бы неправильно, за дорожным хозяйством нужно следить.

Кстати, о ямах на дорогах и стертой разметке. Автомобильные аварии из-за неудовлетворительного состояния, содержания и обустройства улично-дорожной сети были зафиксированы в количестве 67 тыс. происшествий . Это на 5.1% меньше, чем в прошлом году. На пешеходных переходах в причинах наезда НДУ фигурировали 15 тыс. раз, +2.9% .

А вот детский травматизм на дороге возрос. На 1.6% стало больше ДТП с участием детей с января по декабрь 2017 года. Всего было совершено 19.5 тыс. подобных ДТП. 8.8 тыс. аварий было совершено с участием детей-пассажиров. 8.6 тыс. с участием детей-пешеходов. В статистике отмечается, что из-за нарушения ПДД водителями было совершено 15 тыс. аварий, в 4.5 тыс. ДТП виноваты либо сами дети, либо стечение обстоятельств.

Таким образом, стоит относиться с большей ответственность к управлению транспорта, когда перевозите детей или проезжаете в местах где могут быть дети. Помните, что детский травматизм на дорогах в первую очередь зависит от взрослых.

Пластиковые деньги (полимерные) представляют собой денежные знаки, материалом для изготовления которых служат полимеры. С учётом большого количества преимуществ они являются довольно неплохой альтернативой привычным всем нам бумажным деньгами. Со временем все больше стран предпочитают новые образцы наличных денег старым.

Итак, попытаемся разобраться в том, почему так происходит, в чем же состоят преимущества пластиковых денег и где их сейчас применяют.

Пластиковые деньги

Появлением первых пластиковых денежных знаков можно считать 1983 год. В это время три государства: остров Мэн, Гаити и Коста-Рика решились на довольно смелый эксперимент и заказали у компании American Banknote Company партию пластиковых денег из специального материала Tyvek.

Тем не менее, в условиях довольно неблагоприятного климата тропического пояса, известного своими высокими температурами и влажностью, новые пластиковые купюры быстро пришли в негодность.

Канадские доллары из пластика

Однако на опыт 1983 года обратили внимание денежные власти Австралии, которая с 60-х годов страдала от массовой деятельности фальшивомонетчиков. В 1988 году в честь 200-летия основания первой английской колонии на материке были выпущены банкноты номиналом 10 австралийских долларов совершенно нового типа.

Материалом для новых денежных знаков послужил двухосно-ориентированный пропилен, зарегистрированный под маркой Guardian. Нужно сказать, что он довольно хорошо показал свою надежность ещё до выпуска денег в оборот.

С купюрами из данного материала была проведена целая серия тестов. Почти год нахождения в земле, кипячение и два часа пребывания в стиральной машине — все испытания новой купюрой были достойно пройдены.

В дальнейшем Австралия к 1996 году перевела все свои обращаемые наличные деньги в пластиковый формат. В итоге она стала передовой страной мире по эффективности организации денежного обращения. Все благодаря тому, что власти Австралии сумели по достоинству оценить все положительные моменты использования полимерных денег в обороте.

В каких странах сейчас используются полимерные деньги

Австралийская пластиковая купюра

Новый материал под маркой Guardian, используемый для производства денег, оказался более совершенным, а значит и пригодным для долгой эксплуатации, поэтому полимерные деньги стали быстро входить в употребление не только в Австралии, но и в других странах.

На начало 2017 года полимерные деньги были в обращении 50 стран, в числе которых такие значительные державы, как Бразилия, Мексика, Канада, Индия и Великобритания.

Плюсы и минусы пластиковых денег

Достоинства

Главный плюс таких денег заключается в сложности их подделывания . Современные технологии позволяют внедрять самые разные способы защиты: создавать на поверхности купюры особые прозрачные участки, оптически переменные изображения и т.д.

Другое неоспоримое преимущество состоит в их долговечности . Благодаря устойчивости к влаге, высоким температурам и серьезным механическим воздействиям срок эксплуатации таких денежных знаков значительно повышается. Если бумажные деньги используются в обороте не более 6 месяцев, то пластиковые деньги могут находиться в употреблении в 5 раз дольше, до 30 месяцев.

Кроме того, полимерные денежные знаки являются более гигиеничными в использовании. Поскольку особая поверхность банкноты фактически не скапливает на себе микробы.

Также их производство является более экологичным . Полипропилен для изготовления таких банкнот поддаётся более лёгкой и быстрой переработке. Это не говоря о том, что при их производстве не пострадает ни одно дерево.

Пластиковые деньги являются одними из в мире.

Недостатки

Конечно, у пластиковых денег есть и свои недостатки. Прежде всего, это сложность внедрения их в оборот . Сразу появляется необходимость модернизировать и замещать огромную сеть банкоматов. Так, Англии для замены около 70 тыс. банкоматов потребовалась немаленькая сумма почти в 40 млн. фунтов.

Также стоимость производства одной пластиковой купюры больше бумажной более чем в 2 раза. Хотя, поскольку срок ее службы в 4-5 раз дольше, то с экономической точки зрения использовать полимерные деньги все же более рентабельно.

Пластиковые деньги в России

Власти России не отстают от времени и, понимая все преимущества полимерных денежных знаков, начинают постепенно вводить такие деньги в оборот. Пластиковые деньги в России появились 22 мая 2018 года в честь Чемпионата мира по футболу.

Банк России выпустил памятные 100-рублевые купюры. Причем, главной их особенностью стал не уникальный дизайн, а использование полимерных материалов. — первая российская пластиковая банкнота.

100 рублей ЧМ по футболу 2018 — это памятная банкнота, предназначенная в качестве сувенира о значимом событии в России. Она выпущена ограниченным тиражом — 20 млн. штук и перенастраивать терминалы и банкоматы ради нее не будут.

В 2017 году Банком России были выпущены новые . Но изготовлены они из обычной бумаги.

Полимерные деньги набирают все большую популярность в мире, замещая собой бумажные. Поэтому их массовое распространение в денежном обороте России является довольно близкой и реальной перспективой.

Александр Сабанцев

До недавнего времени основным, а во многих случаях и единственным субстратом полиграфического производства, в том числе и продукции защищённой полиграфии, была бумага.

Сейчас, в качестве основы для ряда документов со специальными средствами защиты от подделки, в том числе и для производства денежных банкнот, используется пластик.

Несколько дней назад правительство Канады выпустило в массовое обращение денежные купюры достоинством в двадцать долларов, которые изготавливаются из полимеров. Как сообщается, замена привычных бумажных банкнот должна будет происходить последовательно, так как двадцатидолларовая купюра наиболее популярна в стране.



В обращении насчитывается примерно восемьсот миллионов таких купюр. Как ожидают эксперты, пластиковые купюры могут служить гораздо дольше бумажных аналогов. Ранее Центробанк Канады уже заменил привычные 50- и 100-долларовые бумажные купюры, на банкноты из синтетических полимеров.

Стоит подчеркнуть, что новая пластиковая купюра является первой, начиная с пятидесятых годов прошлого века, где королева Соединенного Королевства Елизавета помещена в самый центр. В течение долгого времени портреты видных политических деятелей помещали в правую сторону банкноты, так как в центральной части он сравнительно быстро стирался, а на пластиковой купюре это полностью исключено. Также сообщается, что далеко не все финансовые организации смогут получить новую денежную купюру в собственное распоряжение сразу же. Банкам будет предоставлено ровно два года на то, чтобы подготовить собственные банкоматы к выдаче нового вида купюр, которые по свойствам значительно отличаются от бумажных денег.

В ближайшем будущем ожидается, что Центробанк Канады должен будет выпустить в массовое обращение новые денежные купюры номиналом в пять и десять долларов, а к концу 2013 года — заменить все бумажные банкноты.

Пластиковые купюры гораздо лучше защищены от возможных подделок, они удобнее в использовании, применимы в терминалах и банкоматах, к ним не прилипает никакая химия, окрашенные частицы с одежды. Именно сильная загрязненность бумажных купюр также является одной из основных причин поломки специальных оптических считывающих устройств, которые расположены в банкоматах и терминалах. Пластиковые деньги гораздо дольше остаются чистыми, у них более гладкая структура. Новые деньги не пропускают воду, соответственно не стоит беспокоится, в том случае если вами забыты деньги в одежде, которую вы постирали или ушли купаться. Эти пластиковые деньги совсем не похожи на современные жесткие карточки, которые могут быть согнуты, сложены или свернуты в трубочку, но в результате таких действий не будет никаких повреждений на самой банкноте. Эти банкноты будет не так легко порвать, хотя при желании все возможно.

Измывание над банкнотой

Новый вид пластиковых денег будет более безопасным для человеческого здоровья, так как бактериям не за что прикрепляться, а значит на поверхности самих денег не остаются жирные и грязные пятна. Также важным моментом является тот факт, что на новых деньгах можно значительно сэкономить. Сам пластик немного дороже обычной бумаги, которая применяется для изготовления денег, но срок службы таких денег выше срока службы простых бумажных, а значит и печатать их надо будет реже. По всему миру считают, что это будут деньги будущего, а для жителей Канады ближайшего будущего.

Пластиковые деньги крайне выгодны и удобны как для правительства, так и для потребителей. Испорченные или потертые пластиковые деньги можно с легкостью пустить в переработку и получить изделия вторичного сырья.

Стоит отметить, что полимерные деньги - это далеко не новость. На 2011 год полимерные купюры были введены в обращение более чем в 30 странах мира:
Австралия, Никарагуа, Бангладеш, Нигерия, Бразилия, Северная Ирландия, Бруней, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Парагвай, Канада, Китай, Румыния, Доминиканская республика, Сингапур, Гватемала, Соломоновы Острова, Гондурас, Шри-Ланка, Гонконг, Тайвань, Индонезия, Таиланд, Кувейт, Вануату, Малайзия, Вьетнам, Новая Зеландия, Западное Самоа, Мексика, Замбия, Непал.

Первые пластиковые деньги

Первые пластиковые банкноты появились в 1983 г. на Коста-Рике, Гаити и острове Мэн. Банкноты были напечатаны American Banknote Company на полимерном материале Tyvek, разработанном компанией DuPont. Однако на Коста-Рике и Гаити пластик не выдержал испытаний тропического климата: краска отслаивалась от субстрата.

Коста-Рика, 1983 год

На острове Мэн пластиковые деньги также не оправдали себя, и их выпуск был прекращён в 1988 г. В настоящее время эти купюры представляют ценность разве что для коллекционеров.

Первым в мире государством, которое удачно внедрило в оборот такие деньги, стала Австралия.
Толчком послужило то, что почти сразу же после перехода государства на десятичную долларовую систему в 1966 году появилось большое количество подделок на выпускаемые банкноты. Новая революционная технология печатания денег на пластике была организована Организацией Австралийского Содружества, которое занимается научными и промышленными исследованиями.

Австралия, 1988 год

В 1988 году в ознаменование 200-летия основания первого британского поселения в Австралии были выпущены в обращение полимерные банкноты номиналом в 10 австралийских долларов. Банкнота содержала прозрачное окно с голографическим портретом капитана Кука. Учитывая предыдущий неудачный опыт, австралийские пластиковые банкноты прошли жёсткие испытания: не изменяясь, перенесли кипячение, 9 месяцев пребывания в земле и несколько часов в работающей стиральной машине. На их разработку было затрачено 20 млн австралийских долларов. Основой для новых банкнот послужил полимер двуосно-ориентированный полипропилен (biaxially-oriented polypropylene, BOPP. Этот полимерный носитель был разработан в компании Securency под маркой Guardian®. В отличие от полимерного субстрата Tyvek компании DuPont, который фактически копировал волокнистую структуру бумаги, для Guardian® была разработана совершенно новая технология получения пластиковой основы. Начальным этапом этой технологии было получение материала с ориентацией длинных молекул полимера преимущественно в двух измерениях. Для этого из полипропиленовой трубки выдувались пузыри, из которых в дальнейшем формировался многослойный субстрат Guardian®.

В 1992 г. на этом полимерном материале были напечатаны банкноты номиналами в 5, 20 и 50 долларов. В 1996 г. с выпуском 100-долларовой пластиковой банкноты Австралия окончательно перешла с бумажных на полимерные деньги и стала первой в мире страной, сделавшей этот шаг.

Помимо возможности создания новых защитных элементов банкноты из полимера меньше подвержены износу, чем бумажные. Опыты, проведённые Резервным банком Австралии, показали, что банкнота номиналом в 10 австралийских долларов, изготовленная из бумаги, в среднем находилась в обращении 8 месяцев, тогда как пластиковая банкнота может находиться в обращении в 4 раза дольше — около 30 месяцев. Похожие результаты дали исследования в Индонезии и Таиланде, где также имеются в обращении банкноты на полимерной основе.

К достоинствам банкнот из полимера наряду с повышенной прочностью и устойчивостью можно отнести возможности внедрения уникальных защитных признаков. Австралийская компания Securency, производящая австралийские доллары и полимерные банкноты для некоторых стран, разработала несколько новых защитных признаков специально для полимерной основы.

Новая Зелландия

Использование нового носителя и новых дополнительных средств защиты привело, в частности, к тому, что в Австралии и Новой Зеландии практически исчезло фальшивомонетничество: слишком сложно подделывать пластик.

Вьетнам, 2006 год

Государственный банк Вьетнама ввёл в обращение в 2006 г. полимерные банкноты номиналом в 100 000 вьетнамских донгов. Новые полимерные банкноты должны были заменить хлопчатобумажные деньги и дополнить существующие полимерные банкноты номиналами в 50 000 и 500 000 донгов, введённые в декабре 2005 г. Мотивируется это стремлением улучшить защищённость валюты от подделки, поскольку пластиковые деньги могут иметь больше степеней защиты.

Бразилия

Банк Бразилии также выпускал в обращение контрольную партию пластиковых банкнот номиналом в 10 реалов. Их выпуск был приурочен к 500-летию открытия Бразилии португальцами.

Первая европейская банкнота, отпечатанная на полимерном носителе, была выпущена в Румынии 2 августа 1999 г. к знаменитому солнечному затмению.

Румыния, 1999 год

Эта мемориальная банкнота номиналом в 2000 лей имела высокую степень защиты и особые защитные признаки, нанесение которых возможно лишь с использованием синтетического материала. Румыния стала первой страной в Европе, выпустившей в обращение в 2000 г. пластиковую банкноту в качестве платёжного средства, одну из самых защищённых от подделки в мире. Номинал банкноты — 500 000 лей.

Румыния, 2000 год

Полимерные банкноты некоторых других стран:

Китай, юбилейный выпуск к 2000 году.

Бруней

Израиль

Нигерия

Никарагуа

Парагвай

Мексика

Гонгконг

Пластик или бумага?

Пластиковые банкноты в полтора раза дороже в изготовлении, нежели бумажные деньги, зато пластиковые превосходят бумажные в стойкости к повреждениям и имеют в три-четыре раза больший срок службы. Соответственно их выпуск оказывается экономически более рентабельным, однако ведущие державы мира по-прежнему используют бумагу.
Перечисленные преимущества пластика перед бумагой не бесспорны. В частности, многие специалисты считают, что применение бумажной основы является не только менее дорогим, но и не менее эффективным путём защиты банкнот. Увеличение именно количества защитных признаков не является проблемой и для бумажного носителя. Поэтому центральные банки многих стран внимательно оценивают все «за» и «против» в отношении применения пластиковых банкнот.

Центральный банк Австралии в 1990 г. отправил в Западное Самоа партию пластиковых банкнот. Краска на этих деньгах линяла, их «зажевывало» в машинках для счета денег. В Замбии пластиковые купюры номиналами в 500 и 1000 квач выпуска 2003 г. не продержались в обращении и года. Под воздействием воды и жаркого климата они превращались в кусочки пластика с неразборчивыми изображениями, что вызывало всеобщее недовольство. Банкноты были напечатаны Canadian Bank Note Company. Её представитель признал, что компания использовала в производстве некачественные краски. Канадцы были вынуждены выпустить усовершенствованную валюту за свой счёт.

Специалисты по защитным технологиям отмечают, что одним из существенных элементов эффективности любого защитного признака является его новизна. Поддельщикам требуется определённое время на «освоение» нового, даже простого, признака. Пластиковый субстрат, который сам по себе сейчас рассматривается как важнейший защитный элемент полимерных банкнот, в этом смысле не является исключением. Так, в мае 2006 г. в ходе операции, проведённой Интерполом в Колумбии, была ликвидирована подпольная типография, в которой было изъято 100-долларовых банкнот на сумму 5,2 млн австралийских долларов (около 3 млн евро).
Для двух из «старших» номиналов индонезийских денег Банк Индонезии выдвинул совершенно новые требования защищённости. До сих пор стотысячная индонезийская банкнота была пластиковой — теперь решено вернуться к бумажному варианту. Тендер на производство такой бумаги выиграл Гознак. Банк Таиланда также принял решение отказаться от полимерных банкнот и вернуться к банкнотам на бумажной основе.

Французской компанией Arjo Wiggins, одного из ведущих производителей банкнотной бумаги, разработана композитная бумага Diamone Composite из смеси натуральных волокон и синтетических нитей. Эту бумагу для печати своих банкнот используют уже 40 центральных банков. По данным этой компании с 2000 по 2006 г. количество отпечатанных на этой бумаге банкнот увеличивается в среднем на 5 млрд банкнот в год. За этот же период количество банкнот на полимерной основе увеличилось с 800 млн до 1,8 млрд штук.

Производители бумаги пока не думают сдавать свои позиции. Кроме разработок технологий повышения прочности банкнот, что является одним из основных преимуществ полимерной основы, производители бумажных банкнот перенимают некоторые защитные элементы, свойственные полимерному носителю. В частности, прозрачное окно, которое является носителем многих защитных элементов полимерных банкнот, уже используется на традиционно бумажных банкнотах, которые некоторые эксперты называют «гибридными».

Победит ли бездушный полимер многовековую традицию использования в качестве денег именно бумаги с её характерной мягкостью, хрустом и магическим запахом «новых денег»?
Или безналичные расчетные карты победят наличные деньги?
Поживем - увидим.


Сегодня мы поговорим про пластиковые карты и выясним все минусы и плюсы пластиковых карт.

За более чем десятилетний стаж рабочей деятельности мне довелось сменить внушительное число разных контор. А вместе с конторами — оценить многообразие существующих банковских карточек, точнее банков, которые их предоставляли. Практически в каждой организации, куда бы я ни устраивалась, в качестве зарплаты выдавали кусок пластика .

Первое время с ним необходимо было мчаться в какой-нибудь не всегда удобно расположенный банкомат и уже там выгребать купюры «компенсации» за выполненную работу. Потом мир «пластикового денежного обмена» усовершенствовался, и картой стало можно платить, вовсе не снимая «наличку» — в ресторанах, в магазинах, в интернете и иногда даже в такси.

Очевидно, что прогресс не стоял и не стоит на месте. Но также очевидно и то, что еще чуть-чуть и наличные деньги всё быстрее и стремительнее начнут исчезать из широкого обихода . И дело тут, вовсе не в том, что бумажные купюры изживают себя или попросту заканчиваются. Бумажных банкнот в нашей стране предостаточно. Вопрос в другом. Кому выгодно сделать нас служителями «пластика»? И почему уже в скором будущем мы рискуем забыть, как выглядят бумажные рубли?

Первым в России, кто предложил полностью заменить наличные деньги банковскими картами, был небезызвестный всем отечественный государственный деятель Герман Греф. Именно он заявил Владимиру Путину в 2011 году о том, что подобный переход позволит вывести из тени значительную часть нашей экономики.

Говоря откровенно, наличие банковских карт никогда не вызывало во мне каких-либо однозначных эмоций. То есть выступать в поддержку подобной банковской затеи я бы точно не стала, но и заявлять, что откровенно против неё – не могу.

Однако последовавшая конвейерная раздача пластиковых карт в какой-то момент, заставила серьезно задуматься. А не пытается ли кто-то намеренно сделать из нас «пластиковых людей», снабжая пластиковыми деньгами? Деньгами, которые особо ярые любители карточек уже забыли, как выглядят, какие на ощупь и запах. Пластиком, к которому так быстро адаптировали людей во всех крупных городах мира, всего лишь немного приукрасив достоинства «материала».

Для примера, в Швеции доля наличных денег в экономике составляет всего 3%, они первыми в мире хотят совсем отказаться от бумажных купюр. Другие развитые страны стремятся к тому же – Америка сократила наличные до 7%, а Европа в среднем до 9%.

Мотивируется направленность на сокращение бумажных банкнот во многих странах мира, как и в России, борьбой с теневой экономикой и мошенничеством .

Известно, что на начало 2012 года в России уровень наличных денег, задействованных в экономике государства, составлял 25%, что очевидно, на порядок превышает показатели не только развитых стран, но и ряда развивающихся.

Конечно, такое отставание от всемирного «обесценивания» купюр не может нравиться правительству, да вероятно и не очень положительно выглядит на международной арене. Именно поэтому сегодня в России особенно наблюдается поощрение банковской игры под названием — «перевоплощение бумажных денег в именной пластик» .

И с одной стороны всё вроде бы правильно. Власти желают вывести экономику из тени, банки говорят о том, что «пластик» призван защищать наши финансовые накопления от уличных воришек.

Иными словами, если вас вдруг вздумают ограбить в тёмной подворотне, то смогут украсть всего лишь карточку – кусочек пластмассы, не представляющий никакой ценности. Особенно если вы успеете после кражи сразу позвонить в банк и тут же заблокировать счет . Однако если оставить всё как есть, то есть отказаться от признанных «сильными мира» сего кредиток, и пользоваться, как и прежде бумажными деньгами, то естественно, оградить ваш кошелек от злоумышленников никто не сможет.

Тут, как видите, мы встречаемся с пресловутой «палкой о двух концах». И она действительно является таковой. Хотя бы потому, что банки в какой-то степени выступают такими же ворами . Как те самые варвары с «битами» в руках, что затаились в подворотне и поджидают возвращающегося домой с портфелем денег семьянина.

Вот только банки крадут наши деньги по-тихому . В виде комиссий за проводимые операции, за снятие наличных через банкомат чужой организации, за услуги пользования самим пластиком, и за еще какой-нибудь, не очень ясный заурядному клиенту, пакет услуг. Кроме этого банки «грабят» нас, раздавая направо и налево свои кредитные карты , которые бедные россияне, мечтающие о «телевизоре — плазме», «айпаде» или шубе, потом в поте лица пытаются оплатить, всё больше увязая в долгах, за счет немыслимых банковских процентов, конечно.

И если обозначенные выше, мотивы банков подзаработать на своих клиентах, хоть как-то можно оправдать, тем, например, что мы расплачиваемся с ним за оказываемые нам «услуги», то явным воровством можно зачесть тот факт, что вкладываемые нами деньги под проценты банк крутит в своих целях постоянно . И сколько он на этом зарабатывает – боюсь не знать нам никогда.

Но суть, как видите, не в этом. А в том, что ключевой манипуляцией банков стала прямая подмена бумажных купюр пластиковыми картами. Картами с чёткой идентификацией – имя, фамилия, личная подпись, средства на счету.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить момент, когда деньгами являлись золотые и серебряные монеты, которые впоследствии заменились бумажными купюрами . Должно быть современникам того времени пришлось не сладко. Поверить, что бумажные деньги равны по ценности золотым червонцам, пожалуй, и мне было б нелегко.

Сегодня мы наблюдаем переход от некогда не впечатляющих бумажек к одному предмету – пластиковой карте. И разница в подмене сильно ощутима. Ведь в новую «форму» денег, помимо самих сбережений, зарплат или кредитов, включают теперь и персональные данные. А это всё прямое указание на подконтрольность.

И снова шест о двух концах…

Посредством карточек, правительства всех стран намерены вести борьбу с мошенничеством и с нелегальными финансовыми операциями, которые сейчас проще всего совершать наличными. Когда банкнот не станет, но будет повсеместно использоваться «пластик», властям следить за людьми будет в разы проще, не говоря уж об их финансовых потоках. Словом, уйти от налогов не удастся никому, равно как и улететь на Камчатку из Москвы незаметно для всех – не получится.

На данный момент в России становится очень популярной система выплаты зарплат на банковские карточки , а также оплата множества товаров и услуг посредством «пластиковых денег». Однако наша страна столь огромна, что до периферии процесс «опластмассования» идет очень сложным путем. Не так быстро, как хотелось бы банкам и властям.

Как я уже говорила, мне доводилось работать в разных организациях. Но больше всего меня смущала та, где было всё по «белому». Официальная зарплата в 30000 рублей, каждый месяц приходила на пластиковую карту в «обрубленных» отчислениями – 26100р. Помимо этого, ежемесячно за пользование пластиковой картой слетали небольшие, но всё же деньги.

Появившиеся возможности оплачивать мобильный телефон, интернет, коммунальные услуги, авиабилеты и прочее, не выходя из дома, привели к тому, что рубли разлетались даже не успев попасть мне в руки . И в довершении ко всему создалось впечатление, что я работаю бесплатно, так как видеть деньги почти не удавалось. Но самое ужасное, что после прекращения работы в этой стерильной для правительства компании, счет в банке мне пришлось закрывать самостоятельно , и пока это не было сделано, деньги за обслуживание карты улетали, что по итогу вынудило меня заплатить банку образовавшийся долг ! Который, как вы понимаете, я не брала.

После этой истории разговор с банками и навязываемыми ими карточками захотелось прекратить навсегда . Однако вскоре выяснилось еще одно любопытное обстоятельство. А именно — если лететь в путешествие, в другую страну, скажем, на пару месяцев в Таиланд, то лучше всего, как оказалось, брать деньги с собой на карточке. Хотя бы потому что, если вы помните, банки предупреждали: «нужно опасаться воришек!».

И здесь всё бы ничего, а одно дело оказаться без налички в России, и совсем иное – в неизвестной азиатской стране. Поэтому пришлось снова обратиться в банк и открыть дебетовую карту международной платежной системы . К слову говоря, для подобной нужды россиянам предлагается на выбор сразу две системы, естественно признанные ведущими во всем мире – Visa либо MasterCard .

Тем не менее, спешу заметить, что от воров в малознакомых странах вы, может быть, себя и защитите, но от грабителей в лице своего банка – никогда . Всё дело, конечно же, в процентах, которые с вас безбожно начнет снимать, выбранный «оберегать» заграницей ваши денежки банк.

Для тех, кому интересно, я нашла в сети прекрасную таблицу «Комиссии и конвертации при трансграничных платежах и снятии наличных» , с указанием порядка 40 российских банковских организаций и подробным описанием сумм, которые они списывают со счетов, за «путешествия своего пластика по миру» .

Кроме уплачиваемых процентов, за каждое обращение к «чужому» банкомату, с вас с той же периодичностью будут снимать деньги еще и за конвертацию валют. Например, в Таиланде она составляет порядка 150 местных бат, почти = 150 рублей. Не очень выгодная перспектива, но путешественникам некуда деваться . Помочь заработать на себе банку гораздо безопаснее, чем подвергнуться внезапному нападению тайца, норовящего отобрать у вас все наличные средства.

Что касается типов существующих на сегодня банковских карт, то основными их видами являются дебетовые карты и кредитные карточки . Так, дебетовые карты – это те, на которые вам, как правило, перечисляют зарплату, или на которую вы сами кладете деньги . Обычно больше денег, чем имеется на карточке, вы снять не имеете возможности, и по окончанию наличия средств на ней – просто утрачиваете возможность платить, пока не пополните счет.

А вот кредитная карта это как то, что стало повальной «болячкой» русского человека. Она выдается чаще всего совершенно бесплатно самим банком. На счету уже есть деньги, оговоренная при заключении договора сумма, которую вы можете тратить. Однако эти деньги являются не вашими, а банковскими. По договору это именно так.

По факту же это могут быть деньги вашего соседа, который вчера открыл депозит в данном банке и положил все свои сбережения, например, под 10% годовых. Так вот, вы получаете деньги, возможно и правда соседа, но уже не наличкой, а на кредитке. Вы тратите их, а по истечению определенного срока обязуетесь выплатить банку долг. Плюс проценты, конечно!

Выходит так, что люди, как в случае со своими зарплатами и вычитаемыми из них автоматически суммами за пользование картой, так и в случае с заемщиками, которые затем попадают под злостные банковские проценты – в любой ситуации остаются должными банку , к которому обратились. Такая вот «белая» экономика.

А теперь давайте подумаем еще раз, так ли необходима России борьба с теневой экономикой посредством пластиковых карт? И кто кого здесь на самом деле пытается обмануть?

Те, кто не платят налоги, не отчисляют пенсионные накопления, выдают и получают зарплату в конвертах? Или может быть те, кто стремится собрать все реальные деньги страны в свои сейфы и управлять их потоками с помощью именных, прошитых чипами, карточками людей? Или может быть те, кому уже сейчас нечем выплачивать пенсии, дождавшихся своего срока россиян? Или те, кто намерен иметь контроль над каждой живой душой , существующей в мире сегодня, чтобы беспрепятственно всем управлять ?

Говорить о том, что удобство пластика преувеличено я не буду. Как и не стану заявлять, что наличные деньги изжили себя.

Одно только хочется отметить напоследок — с полным исчезновением бумажных денег и заменой их на идентифицирующие каждого из нас как определенную личность карточки, мы действительно превратимся в полностью контролируемое и управляемое банками, а вместе с ними и властями, общество.

Каждая покупка, каждая поездка, каждый поход в кафе, кино, театр или стрип-клуб уже в недалеком будущем могут быть использованы против нас. С целью сохранения государственной безопасности, например. Такая вот предстоит нам «удобная», «пластиковая» жизнь. Вы этого хотите?