Пояснительная записка к положению о порядке установления платы за пользование жилым помещением. Методические указания
установления размера платы за пользование жилым помещением
для нанимателей жилых помещений по договорам социального
найма и договорам най

Пояснительная записка к положению о порядке установления платы за пользование жилым помещением. Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам най

Ежемесячно заполняя квитанции, у многих владельцев недвижимости возникает вопрос: за что мы платим деньги и можно ли как-то сократить свои расходы. Порой достаточно более внимательно изучить счет за коммунальные услуги, чтобы в графе «Итого» было на 10, а то и 20 % меньше.

Если спросить среднестатистического жителя России о том, из чего состоит счет за коммунальные услуги, он с трудом назовет два-три пункта. Однако, помимо света, горячего и холодного водоснабжения, отопления, есть еще плата за жилое водоотведение, электроснабжение (включая мест общего пользования дома). Детально изучив платеж, можно обнаружить счет на оплату «радиоточки», которую в последний раз лет 20-30 назад слушали дедушки и бабушки. А как давно вы в последний раз говорили не по мобильному, а домашнему телефону?

За что мы платим и почему такие цены

В плату за жилое помещение включены услуги по управлению жилым домом, его содержанию и капитальному ремонту, а также платежи нанимателей по договору социального найма. Собственники жилых помещений на общем собрании, основываясь на законодательной базе, определяют тарифные ставки. Другими словами, владельцы квартиры сами контролируют уровень оплаты.

Как было сказано выше, в коммунальные услуги входят тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение. Конечная сумма рассчитывается по установленному тарифу исходя из количества потребленных ресурсов, которые определяются либо при помощи приборов учета, либо нормативами. Также не стоит забывать о субсидиях.

Тарифы коммунальных комплексов регулируются специальными органами, задача которых – обосновать расценки с точки зрения экономической доходности на момент установки цен. «Непосредственное влияние на стоимость коммунальных услуг оказывают и климатические особенности, развитость инфраструктуры, цены на топливо, заработная плата обслуживающего персонала и т.д. Туда же закладываются и затраты, необходимые для обеспечения товаров и услуг потребителям», – рассказывает Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su.

Как сэкономить на платежах

Во-первых, нужно определить, какими услугами вы никогда не пользуетесь и от чего можно отказаться. Речь идет, например, о той самой радиоточке, которую раньше устанавливали в каждом доме. Но что интересно, «розетка» не всегда рабочая, радио есть у единиц, а платят за нее практически все. Тарифная ставка на самом деле небольшая, но, как говорится, копейка рубль бережет.

Чтобы отказаться от данной услуги, владельцу квартиры необходимо самостоятельно обратиться с заявлением о снятии радиоточки. Могут потребоваться документы, подтверждающие право собственности, паспорт и последняя квитанция на оплату услуг. Отключение платное, происходит после того, как будет предоставлена заявителем квитанция об оплате услуг электромонтера. Обязательно нужно взять справку, в которой будет указано, что больше не нужно платить за радиоточку со следующего месяца.

Среди «ненужных» услуг можно найти и коллективную телеантенну, стоимость которой может составлять до 70 рублей в месяц. Это нужно сделать, если в квартире есть спутниковая антенна, кабельное или все смотрят телевизор через интернет. С заявлением нужно обратиться в теле-трансляционную сеть, которая обслуживает ваш дом. Необходимо предоставить бумаги на право собственности, паспорт, а также квитанции, которые подтвердят, что у заявителя нет задолженности по оплате. В данном случае опять же нужно будет оплатить отключение (услуги электромонтера). По завершению работ выдается справка, ее нужно предоставить организации, через которую оплачиваются коммунальные услуги.

Второе, чем следует заняться в ближайшее время – установить счетчики на воду и газ в своей квартире. Особенно если вы считаете, что платите больше, чем потребляете. Большинство тех, кто решился на индивидуальные счетчики, в итоге экономят до 30 % на платежах. Окупаются они за пару лет. И дело не в том, что владельцы жилья и квартиранты начинают экономить воду, постоянно закрывают краны и не дают использовать лишний литр домашним. Просто не всегда в квартире проживает то количество людей, которое прописано. Плата в таком случае начисляется уже не по числу зарегистрированных лиц, а по кубам израсходованной воды и газа.

Что касается света, сэкономить можно на двухтарифных счетчиках. Так, за «ночные киловатты» плата будет ниже, чем за те, что израсходованы днем. Это удобно для тех, кто работает с утра до вечера и дома появляется после 18.00.

Пик электропотребления приходит на утренние часы (с 6.00 до 10.00) и вечерние (с 19.00 по 23.00). Старые однотарифные счетчики считают по одному тарифу, независимо от времени суток. Их большой недостаток еще и в том, что они не всегда верно показывают расход энергии. Двухтарифные в указанное время переключаются и считают по выгодному для большинства жителей России тарифу. Плюс, они более точные. Их выгодно ставить как в квартиры с газовыми плитами, так и с электрическими. Экономия в месяц составляет более 100-150 рублей. Окупается в среднем через два-три года.

В-третьих, если вы часто путешествуете или недавно вернулись из длительной командировки, потребуйте сделать перерасчет. Согласно закону, при отсутствии в квартире более пяти суток подряд, можно подать заявление с прошением пересчитать плату за коммуналку. Если нет счетчиков на воду и газ, за указанный период не взымается плата за данные услуги. То же самое относится к плате за канализацию, мусор и лифт. Это не касается техобслуживания и отопления. Если квартира не приватизирована, то в любом случае придется платить за наем.

Безусловно, одного «честного слова» будет мало. Нужно предоставить документы, подтверждающие отсутствие, а именно: справка о том, что с такого-то по такое-то число вы были в командировке, больнице, справка из турфирмы или т.п. официальные бумаги о пребывании в другом месте. Также могут понадобиться билеты, справки о временной регистрации по другому адресу.

В-четвертых, можно попробовать получить субсидию. Ее выдают в случае, если у семьи доход меньше, чем установленный государством прожиточный минимум или если на оплату за жилищно-коммунальные услуги уходит большая часть семейного бюджета. К примеру, в Санкт-Петербурге максимально допустимая доля составляет около 14 %.

Подтверждать свое право на субсидию нужно дважды в год, иначе она перестанет действовать и понадобится платить всю сумму. Обратите внимание: тарифы не меняются, просто выплачивается компенсация за расходы. При этом нужно регулярно вносить платежи, без задержек более двух месяцев.

Льготы предоставляются некоторым категориям граждан России, в том числе и людям с ограниченными физическими возможностями, военнослужащим и многодетным семьям. Медицинские работники и учителя, проживающие в сельской местности, также получают льготы.

Компенсация за ремонт: кто кому должен

За непредставленные услуги или услуги ненадлежащего качества никто не обязан платить. Это касается и коммунальных платежей. Если за месяц были проблемы с водоснабжением более 8-ми часов (не обязательно подряд), с электричеством – двух, газоснабжением – четырех, более суток с отоплением (речь идет об отопительном периоде) или напряжение в сети было ниже нормы, можно потребовать компенсацию.

Чтобы доказать свою правоту, нарушения должны быть зафиксированы. Как только одна из услуг не предоставляется, нужно звонить в аварийную службу и оставлять заявку. Требуйте номер обращения, ФИО диспетчера или должность того, кто ответил на звонок. Он обязан записать о неполадке в специальный журнал, указать причину. Вы можете обратиться с заявлением о выдаче справки, с которой нужно идти к поставщику коммунальных услуг и просить о перерасчете.

«Обратите внимание: если проводятся профилактические работы и воду отключают даже на две недели, на возврат денег не стоит надеяться. Дело в том, что в тарифный план уже включены эти работы и компенсация изначально заложена в ежемесячные платежи», – напоминает Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su.

Что не входит в «коммуналку»? Следует различать коммунальные платежи и содержание общего имущества многоквартирного дома». Если в первом случае, грубо говоря, платить нужно за то, чем пользуетесь в квартире и доме, то в втором речь идет об освещении придомовой территории и мест общего пользования, вывозная канализация.

Автономка или центральное отопление

В свое время многие решили перейти на автономное отопление квартир. Однако теплоснабжающие компании уже давно выступают против автономок в многоэтажках. Как они утверждают, это небезопасно для жизни проживающих в доме людей. С другой стороны, если система установлена правильно, проблем с отоплением не будет. Плюс, в квартире будет гораздо теплее, так как можно самостоятельно установить нужную температуру в помещении. Удовольствие это не из самых дешевых (более 100 тысяч рублей), но здесь скорее выгода в удобстве. Дальнейшая оплата будет происходить по газовым счетчикам.

Если свободных денег пока нет, можно установить тепловые счетчики на батареи. Но придется немало потратить времени, прежде чем в ЖКХ выдадут разрешение на подобные работы. Плюс, покупка оборудования и услуги специалиста, который поставит счетчики, обойдется недешево. Обратите внимание: за централизованное отопление нужно будет платить, как и раньше. Но если температура в помещении окажется ниже нормы, вы сможете потребовать компенсацию.

Правила оплаты

Пред каждым внесением платежа нужно самостоятельно все просчитывать. Нередки случаи, когда жилищные компании допускают ошибки. Дело не в том, что они хотят обмануть потребителей. Просто иногда случаются сбои в работе программ, да и человеческий фактор никто не отменял. В таком случае на имя руководителя организации пишется заявление о возврате денег или перерасчете.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Ежемесячно мы делаем массу платежей: коммунальные, за всевозможные услуги связи, за детские сады-кружки-секции, кредитные и так далее. Однажды ситуация может оказаться очень неблагоприятной: выясняется, что сделать все необходимые выплаты просто невозможно! И сэкономить не на чем. Возникает вопрос: можно ли отложить какие-то платежи до лучших времён? Например, коммунальные?

Сколько можно не платить квартплату без последствий?

Животрепещущий вопрос: сколько можно не платить за коммунальные услуги? И вообще, кто решает, когда и с какой периодичностью платить «коммуналку»? Если подойти к вопросу строго, то шестого мая 2011 года Правительство РФ своим Постановлением №354 утвердило специальные Правила.

В пункте 66 чётко указано: платить необходимо каждый месяц. Прошёл январь – необходимо рассчитаться за коммунальные услуги до десятого февраля. И так далее.

Есть оговорка: если только договор управления не предусмотрит что-то иное. Однако отличные от Правил предоставления коммунальных услуг сроки оплаты встречаются довольно редко.

Получается, что не платить «коммуналку» можно только до тех пор, пока не кончится месяц. Это при условии, что нет долга за более ранний . Но это по закону.

Фактически ситуация бывает совсем иной. У каждого из нас даже в пределах одного подъезда найдётся какой-нибудь сосед-неплательщик. Долги временами исчисляются десятками тысяч рублей. Даже вроде бы дисциплинированные граждане нередко становятся должниками. То некогда размер задолженности узнать, то времени нет заплатить, то зарплату на работе задержат.

В зависимости от региона и политики самой управляющей организации задолженность по квартплате за один – два месяца обычно не порождает сколько-нибудь серьёзных мер. Однако чем больше долг, тем суровее могут быть меры.

О том, что будет, если не платить коммунальные платежи, мы расскажем далее.

Что ждет должника?

Многих интересует вопрос о том, а что же будет если не платить квартплату. Ниже даны возможные «карательные» меры, которые ужесточаются вместе с ростом задолженности.

  • Начисление пени. По закону это 1/300 ставки рефинансирования в день. Последняя известная ставка рефинансирования – чуть больше 8%. Это означает, что на каждую тысячу рублей долга будет ежедневно «набегать» 28 копеек. Мелочи? А если долг уже 100 тысяч рублей?
  • Отключение некоторых коммунальных услуг. Нельзя лишать жильцов отопления и холодной воды. А вот без горячей можно остаться запросто. Правда, во многих старых домах нельзя «отрубить» отдельную квартиру, так что неплательщики пользуются всеми благами цивилизации. В любом случае о таких мерах пресечения должны предупредить за 30 дней до их применения.
  • Невыдача всевозможных справок. Например, чтобы оформить жилищную субсидию, необходима справка о размере коммунальных платежей. Представители обслуживающих организаций часто пускаются в этакий шантаж: погасите задолженность – будет вам справка. Такие меры незаконны. Конечно, неплательщик «коммуналки» неправ, но бороться с ним УК обязаны только законными способами.
  • Выставление должников на всеобщий позор. Бывают случаи, когда жильцы дома видят на дверях подъездов объявления: у такой-то квартиры такая-то сумма долга. Не будет погашена задолженность – готовьтесь к суду. В подобных объявлениях возможны варианты, например: «По вашему дому задолженность такая-то, отопление включено не будет! Из-за должников пострадают добросовестные плательщики!» Впрочем, за такие «перлы» любая УК может дорого поплатиться.
  • Судебное разбирательство. Не каждая обслуживающая организация решается на подобные меры. Судебный процесс – дело небыстрое. Последующее взыскание денежных средств тоже может затянуться.
  • Выселение. Такая мера применима только для муниципального жилья. Собственника выселить из жилья, чтобы продать его и возместить убытки, нельзя. По некоторым сведениям, возможность принять подобный закон рассматривается.

Какие именно меры выберет обслуживающая организация, зависит от региона, солидности компании и суммы долга. Далее мы расскажем о том, как законно можно не платить квартплату и пени за коммунальные платежи.

Законные способы уклонения от оплаты

Не все неплательщики становятся такими в силу своей недобросовестности. Любой из нас может однажды потерять работу, столкнуться с необходимостью выплатить за что-либо крупную сумму, оказаться в другой неблагоприятной финансовой ситуации.

Единственный реальный способ не платить коммунальные платежи, если формирование долга по квартплате неизбежно — попытаться договориться с УК. Результатом должно стать специальное соглашение: жилец не платит, УК не взыскивает.

Отсрочка уплаты «коммуналки» едва ли будет беспроцентной, к этому придётся приготовиться хотя бы морально. Время послабления определяется соглашением, обычно оно составляет полгода – год. Однако УК не обязана заключать подобные договоры и может отказать своим просителям.

Известный юрист также расскажет о способах снизить сумму, которую ежемесячно приходится отдавать в качестве квартплаты:

Что делать собственнику?

Очень неприятной может стать ситуация, когда одни жильцы квартиры добросовестные плательщики, а другие – нет. Рассмотрим два самых типичных случая. И первый из них наступает, когда один из собственников не платит за платежи
по коммунальным услугам.

Не платит один из совладельцев

Допустим, квартирой владеют двое, оба прописаны и совершеннолетние. В квартире не установлены всевозможные счётчики. Значит, квартплата очень тесно связана с количеством прописанных в жилье людей. Совершенно очевидно: «коммуналка» должна делиться на двоих. А если один из них в этой квартире не живёт? Здесь возникает масса вариантов.

  • При отъезде в командировку, на лечение, просто в гости к родственникам можно уменьшить размер коммунальных платежей. Нужно лишь доказать своё отсутствие: предъявить авиа- или железнодорожные билеты, документы о регистрации по месту пребывания и тому подобное. Заявить о нужно как можно скорее по возвращении. Через месяц никто уже не будет заниматься никакими перерасчётами. Допускается отсутствие в течение полугода.

Важно знать, что плату за отопление не пересчитывают: она зависит от площади квартиры.

  • А если один из собственников просто не может жить в этой квартире? Например, второй собственник этому мешает? Фактически платить всё равно должны оба. «Изгнаннику» придётся действовать через суд. Например, потребовать устранить препятствия к проживанию в собственной квартире.
  • Что делать, если собственники предполагают, что между ними могут возникнуть разногласия при оплате «коммуналки»? Они имеют право и буквально платить каждый за себя.

О том, что делать, если жильцы-квартиранты не платят за коммунальные услуги, мы расскажем напоследок.

Не платят квартиранты

Собственник может сдать своё жильё в наём, а ответственный квартиросъёмщик – в поднаём. При этом обязанность платить «коммуналку» не перекладывается на квартирантов. Платить за всё обязан собственник или наниматель, даже если фактические жильцы уже накопили солидный долг. С такими неплательщиками придётся разбираться через суд.

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" (подготовлен Минстроем России 30.08.2016)

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2012, N 27, ст. 3587, N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218; 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 5, ст. 559) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации О.И. Бетина.

Министр М.А. Мень

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от "___" _________ 2016 г. N_____

Методические указания
установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2012, N 27, ст. 3587, N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218; 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 5, ст. 559) и определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - плата за наем жилого помещения).

1.2. Настоящие Методические указания предназначены для использования органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

1.3. При установлении размера платы за наем жилого помещения необходимо учитывать положения части 5 статьи 156 Жилищного кодекса, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - право на субсидию).

II. Размер платы за наем жилого помещения

2.1. Размер платы за наем -ого жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяется по формуле 1:

Формула 1

Размер платы за наем -ого жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

Общая площадь -ого жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (кв. м).

III. Базовый размер платы за наем жилого помещения

3.1. Базовый размер платы за наем жилого помещения определяется по формуле 2:

Формула 2

, где

Базовый размер платы за наем жилого помещения;

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений;

Норма амортизационных отчислений на полное восстановление жилых зданий, численно равная соответствующей норме амортизационных отчислений, указанной в постановлении Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

Т- срок полезного использования жилых домов, в которых находятся жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предоставленные по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, годы;

12 - число календарных месяцев в году;

Коэффициент соответствия платы для нанимателей рыночной стоимости жилья.

3.2. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

3.3. Коэффициент соответствия платы для нанимателей рыночной стоимости жилья представляет собой долю оплаты нанимателями затрат собственника жилого помещения на строительство и реконструкцию жилищного фонда, в котором жилые помещения предоставляются по договорам социального найма и (или) договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда

3.4. Величина коэффициента соответствия платы для нанимателей рыночной стоимости жилья устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании.

IV. Коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома

4.1. Размер платы за наем жилого помещения устанавливается с использованием коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома.

4.2. Коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома, является количественным выражением качественных потребительских характеристик жилого помещения и дома, основанные на экспертной оценке.

4.3. Интегральное значение для жилого помещения рассчитывается как средневзвешенное значение показателей по отдельным параметрам по формуле 5:

Формула 5

Коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома;

Коэффициент, характеризующий качество жилого помещения;

Коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения;

Коэффициент, месторасположение дома.

4.4. Значения показателей оцениваются в интервале .

4.5. Число параметров экспертной оценки потребительских свойств жилья, значения коэффициентов по каждому из этих параметров определяются положениями о расчете размера платы за наем жилого помещения, утверждаемыми органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Обзор документа

Разработан проект методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей по договорам соцнайма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Они предназначены для использования органами местного самоуправления (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом госвласти соответствующего субъекта Федерации, если законом субъекта Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

При установлении размера платы за наем жилого помещения должны будут учитываться положения ЖК РФ, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Приводятся формулы для расчета размера платы в т. ч. базового за наем жилого помещения.

Уважаемые депутаты!

Вашему вниманию предлагаются для рассмотрения три проекта решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа:

Об утверждении Положения о порядке установления платы за пользование жилым помещением;

Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением и платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (внесение изменений в решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 13.12.2016 № 12/96);

Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением и платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (внесение изменений в решение Совета депутатов городского поселения Калининец от 28.09.2016 № 20/46).

Представляю пояснения и материалы, необходимые для всестороннего рассмотрения вопросов.

1. Проект решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа «Об утверждении Положения о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда» (далее - Положение).

Положение, утвержденное ранее Советом депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 13.12.2016 № 12/96 (Приложение 1 к пояснениям), требует изменений, в связи с изменениями, внесенными в Методические указания по установлению размера платы за пользование жилым помещением, утвержденные Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр (прилагается). На основании Методических указаний принято Положение от 2016 года. В Методических указаниях изменен источник определения средней цены 1 кв.м общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений. Источником определения являются актуальные данные Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

Также Положение от 2016 года необходимо актуализировать, в связи с образованием Наро-Фоминского городского округа.

В Приложении 1 к настоящим пояснениям приведена копия Положения от 2016 года, в которой наглядно показано, какие части документа подлежат замене.

При этом порядок определения размера платы за наем и коэффициенты, установленные для расчета размера платы Положением от 2016 года, не изменяются.

Однако в целях актуализации документа, считаем целесообразным признать утратившим силу Положение от 13.12.2016 и утвердить новое Положение решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа.

2. Проект решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа «О внесении изменений в решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 27.06.2017 № 4/106 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение на их общем собрании об установлении размера платы за содержание жилого помещения и (или) решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в Наро-Фоминском муниципальном районе» .

Сравнение с решением, в которое вносятся изменения, отражены в Приложении 2 к настоящим пояснениям.

Проект документа состоит из двух частей:

Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем);

Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение на их общем собрании об установлении размера платы за содержание жилого помещения и (или) решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

1) Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Необходимость повышения размера платы за наем для нанимателей жилых помещений с 01.01.2018 обусловлена следующим.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе и уплату взносов на капитальный ремонт.

Согласно действующему жилищному законодательству, оплата взносов на капитальный ремонт производится собственниками помещений в Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом Правительства Московской области ежегодно с 1-го января.

Исходя из изложенного, муниципальные образования, являющиеся собственниками муниципального жилищного фонда, также производят обязательные взносы на капитальный ремонт, в размере, определенном Правительством Московской области.

Таким образом, экономическое содержание платы нанимателей за пользование жилым помещением (платы за наем) состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на проведение капитального ремонта жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма. Экономическое содержание платы за наем определено в Положении о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Собственником муниципального жилищного фонда, находящегося на территории Наро-Фоминского городского округа, является Наро-Фоминский городской округ.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 03.10.2017 № 826/36 (Приложение 3), с 01.01.2018 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2018 год - 9,07 руб./кв.м. Рост размера взноса составит 0,42 руб./кв.м, или 4,8% (в 2017 году размер взноса составлял 8,65 руб./кв.м).

В целях приведения в соответствие размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) - размеру платы за капитальный ремонт, необходимо также увеличить с 01.01.2018 размер платы за наем.

В соответствии с Положением о порядке установления платы за пользование жилым помещением, размер платы за наем устанавливается дифференцировано, в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч.4 ст.156 Жилищного кодекса). С этой целью Положением были установлены коэффициенты К1 - коэффициент, характеризующий качество жилого помещения; К2 - коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения; К3 - коэффициент, характеризующий месторасположение дома. Размеры коэффициентов можно увидеть в Приложении 4, вкладка «расчет 2018» (здесь же можно увидеть расчет размера платы за наем). Изменять размеры этих коэффициентов нецелесообразно, они остаются на прежнем уровне.

Кроме указанных коэффициентов, в формуле расчета размера платы за наем участвует базовый размер платы за наем, рассчитываемый как одна тысячная доля от средней цены 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по Московской области. Средняя цена 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

За 3-й квартал 2017 года средняя цена 1 кв.м по Московской области составляет 57 701,75 руб. (Приложение 4, вкладка «цена кв.м»). Соответственно, базовый размер платы за наем составит 57,70 руб./кв.м. В соответствии с Положением, указанный размер платы утверждается решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа. В проекте документа, базовый размер платы предложен к рассмотрению.

Также решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа определяется коэффициент соответствия, участвующий в формуле для расчета платы за наем. Коэффициент соответствия подбирается так, чтобы размер платы за наем привести к размеру взноса на капитальный ремонт. Размер коэффициента соответствия составил 0,1591.

Рассчитанный таким образом размер платы за наем составит в среднем 9,07 руб./кв.м, что соответствует минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, установленному Правительством Московской области. Если рассмотреть размер платы дифференцировано, то максимальный размер платы за наем (для домов с лифтами, находящихся в городских населенных пунктах (Наро-Фоминск, Апрелевка и Верея), после 2001 года постройки,) составит 9,29 руб./кв.м, а минимальный (для домов, находящихся в сельских населенных пунктах, до 1960 года постройки, без одного или более видов удобств) - 8,23 руб./кв.м.

Рост размера платы за наем с 01.01.2018 в среднем составил 0,52 руб./кв.м, или 6,1%.

Для муниципальной квартиры площадью 55 кв.м в доме без лифта, с 1981 по 2000 год постройки, в городском населенном пункте, плата за наем составит 9,20 руб./кв.м *55 кв.м =

506 руб. (увеличение платы по отношению к 2017 году составит 28,05 руб.).

Максимальный размер платы в проекте решения - для домов с лифтом, после 2001 года постройки, в городском населенном пункте, для квартиры площадью 55 кв.м в, отразится так: 9,29 руб./кв.м *55 кв.м = 510,95 руб. (увеличение платы по отношению к 2017 году составит также 28,05 руб.).

Минимальный размер платы в проекте решения - для домов для домов, находящихся в сельских населенных пунктах, до 1960 года постройки, без одного или более видов удобств, для квартиры площадью 55 кв.м отразится так: 8,23 руб./кв.м *55 кв.м = 452,65 руб. (увеличение платы по отношению к 2017 году составит 24,75 руб.).

Таким образом для квартир, площадь которых 55 кв.м, повышение платы за наем с 01.01.2018 составит от 24,75 руб. до 28,05 руб. в месяц.

2) Об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Действующий размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме установлен Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 27.06.2017 №4/106, в отношении каждого отдельного городского и сельского поселения, существовавших ранее и передавших району полномочия по установлению платы. Ввиду образования Наро-Фоминского городского округа, появилась необходимость актуализировать документ, заменив наименования уже не существующих городских и сельских поселений наименованиями населенных пунктов. Такой метод актуализации применен для того, чтобы исключить изменение размера платы за содержание жилья для населения с 01.01.2018. Размер платы за содержание подлежит изменению ежегодно с 1-го июля. Такой период тарифного регулирования установлен и Правительством Московской области для коммунальных услуг. В этой связи, принимаемый на трехлетний период Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (Постановление Правительства Московской области от 21.03.2017 № 196/9) определяет, что с 1-го января размер платы не подлежит изменениям. Необходимо обратить внимание, что с учетом установленного Стандарта стоимости услуг, рассчитываются субсидии для граждан на жилищно-коммунальные услуги.

Отметим, что размеры платы, установленные решением от 27.06.2017 №4/106, имеют различные значения для разных поселений. Это связано с разным уровнем благоустроенности домов, разной площадью жилищного фонда поселений, и соответственно, различным уровнем затрат управляющих компаний в расчете на 1 кв.м общей площади многоквартирных домов.

На Тарифной комиссии, состоявшейся 19.12.2017, был подробно проработан расчет платы за содержание, приведенный к одному размеру, с целью определения единого размера платы для населения всего Наро-Фоминского городского округа в целом. Однако при этом, находится некая средневзвешенная величина, при которой для одних поселений размер платы снижается, а для других - возрастает.

Поэтому, во избежание роста размера платы с 1-го января, предлагается внести изменения в действующее Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 27.06.2017 № 4/106, только в части актуализации, в связи с образованием
Наро-Фоминского городского округа. При этом, размер платы за содержание жилья для населения предлагаем оставить без изменений.

3. Проект решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района от 28.09.2016 № 20/46 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение на их общем собрании об установлении размера платы за содержание жилого помещения и (или) решение о выборе способа управления многоквартирным домом на территории городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области» .

Сравнение с решением, в которое вносятся изменения, отражены в Приложении 5 к настоящим пояснениям.

Полномочия на 2016 и 2017 годы были переданы всеми поселениями, кроме городского поселения Калининец, утверждавшего размер платы за содержание решением Совета депутатов городского поселения Калининец.

Однако вопреки требованиям Жилищного кодекса, в Калининце с 1-го января 2017 года не была изменена структура платы за содержание жилья, в части включения в плату за содержание жилого помещения - платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - ОДН).

В целях приведения документа к требованиям жилищного законодательства, необходимо внести изменения в решение Совета депутатов городского поселения Калининец от 28.09.2016 № 20/46, в части включения платы за ОДН. Плата за ОДН установлена решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 27.06.2017 №4/106, на основании нормативов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.05.2017 № 63-РВ. Поэтому, такой же размер платы планируется применить и для жителей поселка Калининец и близлежащих деревень, в которых расположены многоквартирные дома.

Необходимо отметить, что плата за ОДН не начисляется потребителям, у которых отсутствуют приборы учета в квартирах и которым плата за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению начисляется по нормативам потребления коммунальных услуг, в которых уже учтен объем коммунальных ресурсов на общедомовые нужды установленным решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 27.10.2006 № 6/35 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Наро-Фоминского муниципального района». Таким образом, ОДН на ХВС и ГВС начисляется жителям, в квартирах которых установлены приборы учета воды.

Как изменится размер платы за содержание жилья, в связи с включением платы за ОДН, в пос. Калининец?

Максимальный рост размера платы ожидает жителей высшей категории благоустройства в пос. Калининец - это 13-я категория - жилые дома со всеми удобствами, с газовым оборудованием, лифтом и без мусоропровода с общедомовым (-и) прибором (-ами) учета. Для данной категории установленный размер платы за холодную воду на ОДН составляет 0,045 руб./кв.м, за горячую воду на ОДН - 0,26 руб./кв.м, за отведение сточных вод на ОДН - 0,06 руб./кв.м, за электроэнергию на ОДН - 1,17 руб./кв.м. В сумме за все ресурсы на ОДН - 1,54 руб./кв.м. Следовательно, для квартиры площадью 55 кв.м в доме данной категории повышение платы за содержание составит 1,54 руб./кв.м * 55 кв.м = 84,7 руб. в месяц.

Для среднего дома - 20-я категория - со всеми удобствами, с газовым оборудованием, без лифта и без мусоропровода, рост платы с учетом включения ОДН составит: (0,04+0,23+0,08+0,22) руб./кв.м * 55 кв.м = 0,57 руб./кв.м * 55 кв.м = 31,35 руб. в месяц.

Минимально размер платы увеличится для жителей домов категории «без одного или более видов удобств, без уборки мест общего пользования»: (0,03+0,05+0,22) руб./кв.м * 55 кв.м = 0,3 руб./кв.м * 55 кв.м = 16,5 руб. в месяц.

Резюмируя выше сказанное, несмотря на то, что изменения планируются в отношении большей части двух документов - решений Советов депутатов Наро-Фоминского муниципального района и городского поселения Калининец, новый документ об утверждении размера платы принимать нецелесообразно, во избежание изменения стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, и как следствие, во избежание социального напряжения, в целях необходимости сохранения на территории Наро-Фоминского городского округа спокойной и ровной социальной обстановки.

Также прилагаем заключение Тарифной комиссии от 19.12.2017.

На основании изложенного, просим принять к рассмотрению проекты документов о внесении изменений в указанные выше решения.

С уважением, Председатель Комитета по ЖКХ и дорожной деятельности А.А. Гусаков,