Совокупность финансовых. Определение финансовой системы. Что такое финансы: разные определения

Совокупность финансовых. Определение финансовой системы. Что такое финансы: разные определения

Финансовая система

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. В какой исторический период появились финансы?

Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы; При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

2. Что старше: термин «финансы» или финансовые отношения?

3. Что такое процесс распределения?

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением .

4. Всегда ли распределение бывает в денежной форме? Приведите примеры неденежного распределения общественного продукта?

5. Какие субъекты участвуют в распределении?

Домохозяйства. Госуд.и муниципальные органы, ораганизации

6. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

7. В 1999 году в нашей стране валовое потребление превысило объем ВВП, объясните причину.

8. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

9. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты. финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов

10. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?

11. Почему в условиях административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

12. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?

13. Приведите примеры, когда финансовые ресурсы находятся не в собственности тех или иных субъектов, а в оперативном управлении.

14. Приведите примеры фондов денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.

15. Определите понятие «финансовый рынок».

Финансовый рынок – это особая сфера экономических отношений, которые возникают по поводу перераспределения имеющихся финансовых ресурсов всех субъектов экономики на основе механизма купли-продажи в различных формах временно свободных денежных средств населения, организаций, государства и местного самоуправления.

16. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам? Назовите основные элементы финансового рынка?

17. Приведите примеры мобилизации средств коммерческими организациями на финансовом рынке.

18. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.

19. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

20. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?

21. Какие характерные черты системы вы можете назвать?

22. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: - социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

23. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?

24. Дайте определение финансовой системы.

совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе;

25. Назовите сферы финансовой системы. Финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы

26. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.

27. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.

28. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.

Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д.

29. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование? Налоги – гос.финансы, страхование – финансы организаций

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систе­му, с помощью которой осуществляется распределение и перерасп­ределение денежных средств в экономике страны. Финансовая сис­тема представляет собой встроенный элемент экономической систе­мы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной ли­тературе. В западной литературе понятие «финансовая система» оп­ределяется как совокупность финансовых рынков и финансовых ин­струментов, используемых для заключения финансовых сделок, об­мена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансо­вую систему только с ее институциональными элементами. Такой од­носторонний подход не отражает функциональной основы и, соответ­ственно, функциональной структуры финансовой системы как сис­темы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, органи­зациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а сле­довательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональ­ный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых от­ношений, обладающих особенностями в формировании и использо­вании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактов­ки финансовой системы положен принцип наличия различных фун­кциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловли­вается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формирова­нии и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образо­вания и использования денежных фондов и доходов. Например, фи­нансы организаций в основном обслуживают материальное производ­ство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централи­зованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспре­делением между экономическими регионами, отраслями, министер­ствами, службами, агентствами, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем : государственных и муниципальных финан­сов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкрет­ных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья (рис. 1).

Государственные и муниципальные финансы:

Финансы хозяйствующих субъектов:

В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

    федеральный бюджет;

    территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы

Современная бюджетная система России трех уровней определен­ным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или дей­ствуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социаль­ное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использо­вания средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самосто­ятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды мож­но объединить в две группы: внебюджетные фонды социального на­значения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого ха­рактера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территори­ального назначения.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фон­дах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей пред­приятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохраняется. Консолидация не распространилась на государ­ственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пен­сионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено госу­дарственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в цент­рализованные фонды государства. Государственный кредит представля­ет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Наиболее широко деятельность государства проявляется как за­емщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляю­щего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значи­тельно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существен­ное развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возмож­ностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обес­печить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для пре­одоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно само­стоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установ­ленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уров­ней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетно­го финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направ­ляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной дея­тельности предприятий, в соответствии с действующим законода­тельством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следу­ющие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммер­ческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звень­ев имеют специфику, связанную с формами организации предприни­мательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рам­ках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распреде­ление и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необхо­димо отметить, что такое одностороннее определение является реци­дивом действовавшей в нашей стране командно-административной системы, при которой все распределительные функции выполняло го­сударство и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой систе­мы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономи­кой представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финан­совой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечи­вающих с помощью различных финансовых инструментов форми­рование и использование денежных средств государства, организа­ций и населения. Таким образом, финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 2), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Рис. 2. Финансовая система как сложно структурированный объект

Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три круп­ные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяй­ствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств). Реализация соответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумя способами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектами названных сфер (а также внутри них) и опосредованных финансовых отношений между субъектами, т.е. через финансовые рынки.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструк­туру финансовой системы. Институциональная подсистема как сово­купность финансовых рынков, организаций (учреждение-посредни­ков, финансовых инструментов и информационных технологий обес­печивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имею­щим недостаток этих ресурсов.

Перераспределение средств с помо­щью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Финансовые потоки

Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и некоммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а следова­тельно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предо­ставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым ин­ститутам относятся организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие бан­ки, страховые и инвестиционные компании, использующие для ока­зания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система относится к динамичным системам, что обус­ловливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и измене­нию структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Фи­нансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансо­вые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движе­ние финансовых потоков в пространстве и времени. Администра­тивная реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004 г., внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру фи­нансовой системы. Однако эффективность этих преобразований мож­но будет оценить немного позднее.

Современная финансовая система принимает глобальный харак­тер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаи­мосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникаци­онную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация кото­рой в значительной степени обусловливается функционированием и самой финансовой системы.

Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

К основным группам финансовых отношений относятся:

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;

Взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

Взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция – это зависимость, свойство, в философии – отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.

В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная . На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.



При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Второй важнейшей функцией финансов является контрольная . Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств, обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Воздействие контрольной функции на воспроизводственные процессы происходит по следующим основным направлениям:

Влияние на пропорции производства и распределения

Активное воздействие на экономность и эффективность использования ресурсов

Контроль за соблюдением финансового законодательства.

Формой проявления и использования контрольной функции финансов является финансовый контроль, охватывающий практически все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов. На практике контрольная функция финансов реализуется посредством исполнения своих должностных обязанностей работниками контрольных органов.

Всё многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно свести в три группы. Первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений. Вторая – дискуссии по поводу функций финансов. Третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В первой группе дискуссий выделяются две концепции сущности финансов – распределительная и воспроизводственная. Сторонники распределительной теории утверждают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении стоимости совокупного общественного продукта. Сторонники воспроизводственной теории рассматривают финансы как категорию воспроизводства, включая в состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всё - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаёт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.

Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещё регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своё распределительное назначение.

Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений. Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определённую степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

Активизация политики накопления отечественного капитала;

Использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и её развития;

Государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

Использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

Усиление социальной направленности государственного бюджета;

Достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа , то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. (Федулова С.Ф.)

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др. Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов . Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 1 схематично изображен состав финансовой системы РФ

Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит
Финансовая система России

Рис.1. Финансовая система России

Тема 3. Финансовые ресурсы.

». Стоит помнить, что деньги - это бумажные или металлические знаки, которые выполняют функции обращения, меры стоимости. Финансы же представляют собой гораздо более широкую категорию.

В большинстве научных источников термин «финансы» расшифровывают как совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания и движения денежных фондов различных структур. То есть они охватывают не только денежную, но и товарную сферу деятельности государства, юридических и физических лиц. Финансовые отношения возникают на каждом уровне воспроизводства, обмена и потребления продуктов, услуг и работ. Особенностями финансов являются их неосязаемость и вездесущность, так как они являются неотъемлемой частью любой социально-экономической категории.

Экономическая

У финансов долгая история появления и становления. Они являются одной из важнейших экономических категорий, потому и рассматривать их стоит с точки зрения экономических законов.

В развитии финансов выделяют два основных этапа:

  • Докапиталистическая стадия . В рамках этой формации происходило становление государства, выделением казны из совокупности прочих средств. На этом этапе также зарождаются товарные отношения.
  • Капиталистическая стадия. На этом этапе основная сумма финансов собрана в бюджетах.

Так как финансы являются экономической категорией, то их сущность и основные функции базируются на следующих законах экономики:

  • Закон стоимости.
  • Закон накопления.
  • Закон перераспределения по трудовым затратам.
  • Закон обращения денег.
  • Закон предложения и спроса.

Исходя из этого условия, можно выделить несколько основных признаков финансов:

  • Финансовые отношения носят только денежный характер.
  • Финансовые отношения всегда возникают в процессе распределения ресурсов.
  • Финансы взаимосвязаны с созданием и обращением накоплений и доходов. Все денежные средства в таком случае называются финансовыми ресурсами.

Финансы в качестве экономической категории выполняют три основные функции:

  • Они формируют денежные средства и фонды.
  • С помощью них осуществляется использование и распределение денежных средств и фондов.
  • Они обеспечивают контроль за денежными фондами.

Понятие финансовых ресурсов

Любые экономические отношения базируются и осуществляются с помощью каких-либо ресурсов.
Финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, которые находятся у физически и юридических лиц страны, органов государственной власти и местного самоуправления. Как и у любых ресурсов, у них имеются свои определенные источники, благодаря которым и происходит формирование фондов.

Эти источники можно классифицировать по трем разным уровням:

  • Хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие и прочие организации. Финансовые ресурсы формируются за счет получения прибыли, амортизационных процессов, банковских кредитов, процентных платежей, дивидендов по акциям других компаний.
  • Население. В рамках этого уровня финансовые ресурсы складываются из зарплаты, премиальных выплат, надбавок, социальных выплат, расходов на командировки, доходов от участия в предпринимательстве и других источников.
  • Государство. Здесь ресурсы представляют собой совокупность доходов государственных и муниципальных организаций, доходов от приватизации, международной экономической деятельности, налоговых поступлений, кредитов, дотаций и прочих источников.

Отличия системы финансов от финансовой системы

В экономической теории между терминами « » и «финансовая система» проводится черта, которая отделяет эти понятия друг от друга. Однако, как показывает практика, не все могут ответить, в чем же состоит существенное различие между этими категориями.
Итак, система финансов является совокупностью денежных экономических отношений, которые идентичны по своему характеру и выполняют единую функцию в рамках экономической категории. Системы финансов формируются на различных уровнях и классифицируются в зависимости от места воспроизводства, обращения и использования финансовых ресурсов.

Выделяют такие основные системы:

  • Финансы государства и муниципалитета. На этом уровне находятся бюджетная система, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы государственных и муниципальных организаций, имущество.
  • Корпоративные финансы или средства предприятий, коммерческих организаций.
  • Финансы банковской инвестиционной сферы, государственный кредит.
  • Международные финансы.
  • Финансовый , который состоит из рынка денег, капитала, кредита, ценных бумаг. Особое значение имеет , потому как именно он является самым активным звеном в процессе обращения финансовых ресурсов.

Финансовая система более подвижна, чем системы финансов, отличается высокой степенью и постоянством развития, регулярным формированием инновационных услуг и инструментов в сфере денежного обращения.

Финансовую систему можно назвать глобальной категорией, ведь она связывает рынки и посредников, обеспечивает движение денежных средств из одной сферы в другую.

Исходя из этого, термин «финансовая система» можно раскрыть следующим образом: это совокупность финансовых институтов, которые действуют согласно имеющимся законам, а также финансовых рынков, объединяющих различных его участников, обеспечивающих свободное движение ресурсов и их перераспределение между различными секторами экономики.

Основные элементы финансовой системы также формируются на трех уровнях - международных отношений, государства, хозяйствующих субъектов и населения. Особенность этой категории состоит в том, что все ее составляющие тесно связаны между собой, а потому развитие или, наоборот, одного уровня влияет на состояние другого уровня.

В настоящее время деятельность финансовой системы основывается на нескольких принципах:

  • От частного сектора и степени его развития зависит благополучие экономики государства.
  • Роль государства в деятельности частного сектора сводится к минимуму, то есть жесткий контроль отсутствует, правила зачастую определяются участниками рынка.
  • Основными источниками финансовых ресурсов являются рынки капитала (в том числе заемного) и .
  • Процессы глобализации, которые влекут за собой интеграцию различных финансовых систем.

Финансы играют огромную роль в рамках любого государства . Они пронизывают буквально каждый сектор экономики и формируются на различных уровнях. От обеспечения финансовыми ресурсами и их достаточностью в экономике страны зависит ее общее развитие и мощь на международной арене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.