Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой. Современные виды экономических механизмов управления предприятием

Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой. Современные виды экономических механизмов управления предприятием

Механизм управления следует рассматривать как составную (наиболее активную) часть системы управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Факторы управления для предприятия могут быть внутренними (тогда речь идет о механизме управления предприятием) или внешними (тогда речь идет о механизме взаимодействия с другими предприятиями и организациями (рис. 1.1). Для предприятия предпринимательского типа характерно стремление к изменению состояния внешней среды в свою пользу , к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.


Рис. 1.1.

Механизм управления экономикой будет эффективен только в том случае, когда он усиливает мотивацию деятельности людей, а сдвиг

мотивов на объективные цели деятельности достигается на основе согласования выдвигаемых предприятием целей и интересов людей. Поскольку постановка цели является исходным моментом формирования мотивов, цель должна рассматриваться как важнейшая категория механизма управления.

Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных, правовых (а в ряде случаев политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, научно-технического развития) и воздействия на их деятельность , обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный механизм управления должен формироваться как система экономических, мотивационных, организационных, правовых и политических механизмов.

Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них ведущих признаков. Однако в целом затруднительно выделить какие-либо "чистые" механизмы , которые были бы лишь экономическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, стандартизацию продукции можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяйствования в процессах жизненного цикла продукции, т.е. как организационно-правовой механизм. Однако устанавливаемые стандартами параметры отражают потребности общества, и в этом смысле стандартизацию можно рассматривать как социальный механизм. В свою очередь эти требования устанавливаются на основе экономически оптимальных решений, и, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согласования экономических интересов).

Состав комплексного механизма управления на примере акционерного предприятия показан на рис. 1.2.


Рис. 1.2.

В него входят следующие механизмы .

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ.

  1. Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.
  2. Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства.
  3. Механизм воспроизводства основных фондов.
  4. Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие производства.
  5. Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.

2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

  1. Механизм мотивации научно-технического развития производства.
  2. Механизм мотивации высококачественного труда.
  3. Механизм мотивации предпринимательства.
  4. Механизм мотивации хозяйствования.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

  1. Структурные механизмы.
  2. Организационно-административные механизмы.
  3. Информационные механизмы.

4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

  1. Правоотношения с государственными органами.
  2. Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий.
  3. Правоотношения в хозяйственной деятельности.
  4. Правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ.

  1. Социально-экономическая политика.
  2. Внешнеэкономическая политика.
  3. Научно-техническая политика.

Следует отметить, что состав комплексного механизма управления предприятием зависит от его организационно-правовой формы. Так, в экономическом механизме акционерного общества присутствует акционерный механизм инвестирования и ре инвестирования в развитие производства. На предприятиях иных форм механизм инвестирования построен на других принципах. Имеются также различия в механизмах заемных средств и государственной поддержки.

Мотивационный механизм является более универсальным для всех организационно-правовых форм предприятий. Однако и в нем могут иметь место различия как в конкретном содержании мотивов, так и в мотивационной значимости целей деятельности.

Дифференциация организационных механизмов по организационно-правовым формам касается в основном структурных механизмов.

Управление развитием производства носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы , действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права .

1.2. Правовой механизм

Правовой механизм управления предприятием (организацией) призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами хозяйствования. Так как эти отношения носят преимущественно хозяйственный характер, объектами регулирования выступают хозяйственные правоотношения.

В правовом механизме можно выделить четыре группы правовых норм (схема 1.1):

  • систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);
  • систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-хозяйственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции, при реализации продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;
  • систему норм, регулирующих правоотношения между органами государственной власти и управления (в пределах компетенции каждого уровня) и предприятиями различных организационно-правовых форм;
  • систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Следует иметь в виду, что регулирующую функцию выполняет не сама норма права , а сформированная в рамках этой нормы мотивация деятельности и соответствующие этой мотивации экономические и организационные механизмы . Нормы права в процессе их реализации воздействуют на состав и действенность указанных механизмов (см. рис. 1.2).

Чтобы понять, каким образом правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации, представим мотивационный механизм производственно-хозяйственной деятельности в составе трех взаимодействующих мотивационных комплексов: мотивационного механизма научно-технического развития производства, в том числе инженерного творчества (), мотивационного механизма высококачественного производительного труда () и мотивационного механизма предпринимательства и хозяйствования (). Эти механизмы имеют ряд общих элементов и взаимно дополняют один другого. На рисунке 1.3 выделены четыре зоны взаимодействия: - взаимодействие механизмов и ; - взаимодействие механизмов и ; - взаимодействие механизмов и ; - взаимодействие механизмов .


Рис. 1.3.

Законодательные нормы сами по себе носят субъективный характер. Степень их объективности-субъективности зависит от того, насколько законодатель близок к объективному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов. Субъективный характер правовых норм не позволяет исключить противоречивый характер результатов воздействия одной и той же правовой нормы на различные механизмы , когда под влиянием этой нормы одни механизмы усиливаются, а другие ослабевают. Точно так же нельзя исключить противоречивый характер воздействия различных правовых норм на один и тот же механизм управления.

Так, установление в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (в ред. от 28 декабря 2010 г.) возможной ответственности основного общества по обязательствам дочернего может способствовать созданию объединений акционерных обществ, что благодаря концентрации капитала будет усиливать мотивационную значимость (и, следовательно, повышать плотность мотивации) научно-технического развития производства (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). Однако тот же Закон устанавливает, что в случае банкротства дочернего общества или ущерба, нанесенного ему в результате выполнения обязательного для него распоряжения основного общества, ответственность последнего наступает только в случае, если оно (основное общество) заранее знало о последствиях своего распоряжения. Такая правовая норма неизбежно вызовет ослабление мотивации предпринимательства, так как предпринимательству свойственны рисковые действия, в которых всегда содержится вероятность неудачи. Основное общество при такой правовой норме будет подталкивать дочернее общество на необоснованный риск, а последнее, зная, что основное общество защищено от ответственности законом, будет заблаговременно опротестовывать его распоряжения (сравните множества на рис. 1.3 и 1.4). В результате исполнения указанных правовых норм мотивационный механизм может ослабевать, мотивационная значимость целей - снижаться, а область немотивированных целей - расширяться (см. рис. 1.4).

Для более полной оценки характера возможных изменений мотивации деятельности введем понятие "плотность мотивации".

Под плотностью мотивации будем понимать число разнообразных мотивов, направленных на достижение того или иного подмножества целей .

Чем выше плотность мотивации в достижении тех или иных целей, тем реальнее их достижение. Рассмотрим это утверждение более подробно.


Рис. 1.4.

На рисунках 1.3 и 1.4 подмножество целей имеет плотность мотивации, равную трем (); подмножества и имеют соответственно плотность мотивации, равную двум () и единице (). Подмножества целей не имеют мотивационной значимости (плотность мотивации в достижении этих целей равна нулю: .

Отображение множеств мотивов на множестве целей помимо числа пересечений (плотности мотивации) характеризуется удельным весом целей (), мотивированных -м подмножеством мотивов. Для отображений, иллюстрируемых рис. 1.3 и 1.4, изменяется в интервале от 1 до 10.

Совокупность параметров характеризует структуру мотивации достижения множества (системы) целей. В таблице 1.1 показана структура мотивации рассматриваемых нами множеств целей.

Индекс указывает на расширение () или сужение () -го подмножества целей под влиянием воздействия правовой нормы. Определяется данный показатель по формуле


Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены российскими учеными В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и В.В.Новожиловым, которые не только разработали методологию экономико-математического моделирования и методы количественных подходов к социально-экономическим процессам, но и способствовали распространению практики их применения. Начиная с 60-х годов экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой.

Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации, как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная “обратная связь”: не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.

Чаще всего применяются линейные модели, предназначенные для решения различного рода экономических задач, в то время как почти все зависимости в экономике не линейны.

Экономические методы управления -- это способы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Экономические интересы образуют в обществе базовую систему, которая может быть подвергнута декомпозиции на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Эти противоречия не искусственны, а существуют изначально, объективно.

Все виды интересов присущи каждому работнику. Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является (бригады, цеха, фирмы); в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества в целом, затем -- интересы производственных коллективов и интересы каждой отдельной личности: без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно эффективное развитие каждого его члена.

Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включает решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т.п.

Применение экономических методов управления исходит из необходимости сознательного использования всей системы экономических займов и категорий общественного развития. К сожалению, глубина познания социально-экономических законов и закономерностей развития в настоящее время явно не достаточна для построения эффективных экономических методов управления.

Система экономических методов управления включает две большие группы методов: прямой централизованный расчет и хозяйственный расчет.

Прямой экономический расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и переопределении материальных, трудовых и финансовые ресурсов в целях обеспечения макро пропорций расширенного воспроизводства Он является плановым (то есть осуществляется через план) и директивным. Директивность означает его обязательность, придает ему характер закона. Этот метод важен для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) и в ряде других случаев, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотнесении результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Как правило, в состав экономических методов управления входят:

Организационно-производственное планирование;

Метод комплексных целевых программ;

Коммерческий расчет;

Система экономических регуляторов деятельности.

Под планированием понимают систематическую разумную подготовку будущей деятельности.

Экономическое планирование состоит в разработке системы показателей, которые являются наиболее важными и определяющими в деятельности организации. Эти показатели охватывают все сферы ее деятельности: производство, реализацию, закупку сырья, материалов и товаров, финансы, запасы товаров и материалов, рабочую силу и другие.

В результате планирования создаются комплексные целевые программы развития организации. Структура комплексных программ должна отвечать их назначению и роли, которую они играют в обеспечении общей эффективности хозяйственной деятельности.

В комплексной программе должны быть отображены:

Состояние проблемы, основные предпосылки ее программного решения;

Главная цель программы, ее место в общей системе целей организации;

Система целей и основных задач программы;

Целевые показатели, которые раскрывают конечные результаты реализации программы;

Пути достижения целей программы, система программных мероприятий;

Организационно-исполнительная структура;

Данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы и о сроках ее осуществления;

Оценка эффективности результатов реализации программы.

Эффективность реализации плана зависит от механизма, который регулирует систему экономических взаимоотношений на уровне организации. Таким механизмом в условиях рыночной экономики есть коммерческий расчет.

Коммерческий расчет основан на принципах рыночной экономики:

Максимальной «раскрепощенности» экономических субъектов;

Полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;

Свободном ценообразовании;

Отказе государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;

Социальной защищенности граждан.

Применяются две формы коммерческого расчета: полный и внутренний.

На полном коммерческом расчете находятся предприятия с правами юридических лиц, которые имеют самостоятельный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность, создают и расходуют фонды стимулирования работников, открывают счета в банках, владеют правом независимой хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.

На основе внутреннего коммерческого расчета работают относительно самостоятельные в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями или организациями, долей которых они являются, основаны на системе договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной экономической деятельности за пределами этой организации такие структурные единицы не имеют.

Коммерческий расчет полностью не исключает регулирующего влияния на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования со стороны государства или высших относительно них управляющих систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют на общегосударственные, местные и внутрисистемные.

К общегосударственным регуляторам хозяйственной деятельности относят:

Кредиты;

Регулирование цен и тарифов;

Экономические льготы.

К местным регуляторам относят:

Рентные платежи;

Местные налоги и сборы.

Внутрисистемными регуляторами деятельности организаций являются:

Централизованное создание фондов;

Внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы.

Комплекс экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования и требует понимания системы экономических методов управления.

Система экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т д. Использование этих рычагов должно быть всегда только комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным -- охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Конечная цель системного и комплексного использования методов -- создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.

Обеспечение единства интересов еще не означает их наиболее рационального, эффективного и, тем более, оптимального сочетания в производстве, распределении, обмене и потреблении произведенного общественного продукта. Поскольку экономические интересы есть категория динамическая, подвижная, на них экономические рычаги способны оказать крайне противоречивое влияние -- и стимулирующее, и тормозящее. Поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее влияние всех рычагов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Так, категория заработной платы - может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности отдельного работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества -- фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и так далее.

Стержнем экономического механизма управления акционерным предприятием является рыночный механизм конкуренции и ценообразования. Основу механизма управления развитием производства составляет акционерный механизм, дополняемый традиционным воспроизводственным механизмом амортизационных отчислений.

Акционерный механизм реализуется путем накопления акционерного (оплаченного) капитала и его инвестирования в развитие, а также путем реинвестирования прибыли. Накопление капитала достигается эмиссией акций и ростом их курса на вторичном рынке в результате эффективной деятельности акционерного общества. Доля прибыли, реинвестируемой в развитие, определяется дивидендной политикой акционерного общества, которая зависит от сложившейся структуры акционерной собственности (распределение акций среди акционеров), а также от наличия на инвестиционном рынке выгодных (прибыльных) проектов. Если решающую роль в управлении акционерным обществом играет группировка акционеров, заинтересованная в получении доходов в перспективе, то приоритет при распределении прибыли будет отдаваться ее реинвестированию в развитие; если решающая роль принадлежит группировке, заинтересованной в получении текущих доходов, приоритет будет отдаваться оплате дивидендов в ущерб развитию. Если рентабельность инвестиций выше рыночного курса капитализации, акционеры скорее всего предпочтут дивидендам инвестирование прибыли в эти проекты.

Акционерный механизм успешно действующего акционерного общества усиливается механизмом заемных средств, который реализуется через традиционный механизм инвестиционного кредитования, принципиально новый для наших предприятий механизм венчурного (рискового) финансирования, а также путем выпуска акционерным обществом собственных облигаций. Областью венчурного финансирования являются рисковые предприятия, выдвигающие и готовые реализовать перспективные идеи и проекты. При получении венчурного капитала эти предприятия не связаны с выплатой процентов и возвратом полученных сумм. Интерес инвестора (владельца венчурного капитала) удовлетворяется приобретением прав на все запатентованные новшества и ноу-хау, а также получением учредительской прибыли от включения рисковых предприятий, добившихся успеха, в состав корпорации.

В США и Западной Европе сформировался особый институт венчурного капитала. Фирмы, осуществляющие венчурное финансирование, являются или самостоятельными, или принадлежащими крупным корпорациям и финансовым группам. Для российской экономики этот вид финансирования может оказаться эффективным в силу наличия высокого научного потенциала, который в настоящее время не может быть полностью реализован из-за сильных ограничений в ресурсах.

В отличие от венчурного финансирования выпуск облигаций компании рассчитан на массового инвестора и может стать эффективным механизмом развития только успешно действующих акционерных предприятий, обладающих высоким имиджем.

Развитие народного хозяйства промышленно развитых стран, интегрированных в мировую экономику, показало, что рыночных сил саморегулирования недостаточно, чтобы обеспечить общее экономическое равновесие и поступательное развитие экономики в интересах всего общества. Требуется государственное регулирование экономических процессов.

Целями вмешательства государства в экономический процесс по опыту стран с развитой рыночной экономикой являются:

  • стабилизация уровня цен;
  • высокий уровень занятости;
  • равновесие внешнеторговых операций (положительный баланс внешней торговли);
  • соразмерный экономический рост (постоянный, равномерный и экологически безвредный).

В качестве важнейших механизмов государственного влияния на экономические процессы можно выделить регулирование рынка и участие государства в капитале компаний (предприятий). Регулирование рынка осуществляется посредством ограничения монополистической деятельности, контроля за уровнем цен и поддержки конкуренции. Участие в капитале компании путем владения контрольными или крупными (более 25%) пакетами акций компаний стратегически важных отраслей народного хозяйства (топливно-энергетический комплекс, металлургия и др.) обеспечивает государству возможность целенаправленно влиять на другие отрасли в интересах достижения целей экономической политики.

Несмотря на то, что трансформация форм собственности позволяет акционерным предприятиям самостоятельно осуществлять финансирование научно-технического развития производства, обязательной составляющей экономического механизма управления развитием остается механизм государственной поддержки. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, продолжительностью периода, в течение которого окупаются затраты. Именно в этот период предприятия нуждаются в финансовой поддержке, компенсируя в последующем затраты государства повышением налоговых отчислений за счет роста эффективности производства.

Во-вторых, вызванные требованиями рынка радикальные и особенно преобразующие нововведения (переход к новому жизненному циклу технологии спроса и смена технологической специализации) являются капиталоемкими и требуют концентрации крупных ресурсов. Государство заинтересовано в таких нововведениях, так как их реализация ведет к подъему промышленного производства на качественно новый уровень.

В-третьих, наступающая постиндустриальная эпоха характеризуется созданием новых технологий и продуктов, рассчитанных на привитие новых потребностей. Продолжительность инновационного цикла таких производств увеличивается, так как в него включается этап признания новой продукции потребителем. В то же время перевод производства на уровень постиндустриальной эпохи предоставляет широкие возможности для включения экономики государства в мировое народное хозяйство.

Механизм государственной поддержки научно-технического развития производства многообразен. Основу этого механизма составляют бюджетное финансирование науки и образования и рациональная система налогов. Наука призвана создавать принципиально новые технологии и продукты, система образования - подготавливать высококвалифицированные кадры рабочих, специалистов и менеджеров; система налогов должна позволить предприятиям иметь достаточный уровень реинвестирования прибыли и амортизационных отчислений, обеспечивая тем самым самостоятельность предприятий в развитии производства.

Другими механизмами государственной поддержки являются:

  • различные формы поощрения инвестиционной активности и прогрессивных технологий. Одной из таких форм, например, может быть венчурное финансирование со стороны государства рисковых проектов, реализация которых позволяет создать лидирующие технологии. Другой, весьма эффективной формой поддержки, может быть предоставление инвестиционного налогового кредита;
  • рационализация структуры государственного спроса в целях достижения рентабельности государственных заказов на уровне не ниже рентабельности рыночного спроса;
  • выделение в системе налогов экологического налога, стимулирующего развитие экологически чистых производств и экологически чистой продукции;
  • дотационное регулирование спроса, стимулирующее высокую загрузку производственных мощностей и за счет этого рост объема прибыли, а следовательно, и увеличение объема реинвестиций.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Структура механизмов управления. Помимо общих принципов управления и организационной структуры, система управления включает: цель и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила и условия управления. Функции управления можно разделить на основные и обеспечивающие. К основным функциям можно отнести задающую, координирующую, регулирующую и контрольную, к обеспечивающим – информационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.

Для характеристики механизма управления экономикой важным элементом является соотношение между государственным регулированием и саморегулирующей возможностью рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно быть свойственно свое соотношение.

Государственное регулирование экономикой осуществляется в двух взаимосвязанных формах, а именно в форме законодательства и в форме программ. Законодательство, с одной стороны, устанавливает нужные государству «правила игры» для всех участников управления, с учетом политики в той или иной области, а с другой – отражает льготные условия для участников конкретных программ по приоритетным проблемам. Программы и проекты позволяют реализовывать все функции управления применительно к важнейшим задачам развития, как на стадии разработки, так и в процессе выполнения. Являясь основными регуляторами, законы и программы занимают разное место в системе управления.

Особенности механизма управления в настоящее время определяются переходным периодом к рыночным отношениям, который, в свою очередь, требует необходимости использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и, во все меньшей степени, для планово-распределительной экономики, основанной на общественной собственности. С этой точки зрения можно говорить, что работающий в настоящее время механизм управления находится в стадии формирования и объективно еще не может давать ожидаемого эффекта.

Концепция развития в переходный период и состав решаемых задач позволяют говорить о двух основных подходах к механизму управления. Первый подход предполагает максимально возможное устранение государства от регулирования экономикой и предельную децентрализацию системы управления. Второй подход ориентирован на активное влияние государства на экономические процессы, включая процесс формирования рыночных отношений. Постепенно складывается механизм управления, сочетающий эти два подхода в соответствии с требованиями каждого периода развития.

Бюджетная политика. Бюджетная политика представляет собой основной механизм государственного регулирования экономики, так как использование большинства экономических рычагов так или иначе связано с бюджетом.

На данной фазе развития общества бюджетная политика является наиболее действенным методом воздействия государства на производителей. Однако в усло­виях дефицитности бюджета возможности этого механизма ограничены. Не имея возможности вкладывать достаточно средств в развитие приоритетных, но капиталоемких отраслей и производств, помимо программного, предполагается осуществлять т. н. «точечное» финансирование, то есть финансирование конкретных объектов/проектов и предприятий, имеющих особо важное значение.

Основные элементы макрорегулирования оформляются в виде законов и проходят рассмотрение на Федеральном Собрании. Предметом рассмотрения Федерального Собрания являются такие направления макрорегулирования, как финансовая, кредитная, налоговая, валютная, таможенная политика, а также денежная эмиссия.

Налоговая политика. В условиях товарно-денежных отношений механизмы налоговой политики являются важнейшим инструментом бюджетной политики, реализуя как распределительную, так и стимулирующую стратегии государства. Между этими двумя функциями налоговой системы существуют серьезные противоречия. На разных фазах развития государство отдает предпочтение той или иной функции, в зависимости от решаемых задач. Например, в настоящее время основной акцент сделан на распределительную функцию, что во многом определяется реальным состоянием экономики.

Налоговая политика является основным источником аккумуляции денежных средств в государстве.

Финансово-кредитная политика. Финансово-кредитная политика государства включает методы финансового маневрирования ЦБ РФ, который в настоящее время занимает ключевое место в реализации экономической политики государства. Сейчас узаконены такие операции ЦБ РФ на открытом рынке, как купля-продажа коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций, валютные интервенции, право предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, оперировать с государственными бумагами на вторичном рынке. Место ЦБ РФ в управлении экономикой в настоящее время определяется отводимой ему ролью по подавлению инфляции.

Банковская система помимо ЦБ и его структур включает сеть коммерческих банков, основная масса которых является государственной собственностью. Выполняя функции расчетов и аккумулируя денежные средства, банки являются институтом, определяющим стратегию и тактику кредитной политики, которая, в свою очередь, выступает в нормально функционирующей рыночной экономике основным регулятором.

Таможенная политика. Система лицензирования импорта-экспорта является в настоящее время одним из наиболее действенных рычагов воздействия государства на производителей; вместе с тем основным препятствием проведения последовательной таможенной политики является отсутствие четких подходов к цели и задачам развития. В результате таможенная политика используется в интересах лишь определенных заинтересованных групп.

Ценовая политика. Возможности воздействия на экономические процессы с помощью ценовой политики в настоящее время достаточно велики, так как в сфере государственного регулирования находятся цены на энергоносители, транспортные тарифы, а также цены продукции, закупаемой для федеральных нужд. Политика в области цен тесно переплетается с налоговым механизмом.

Денежно-эмиссионная политика. Политика в данной области является одним из проявлений бюджетной политики и является финансовым методом макрорегулирования.

К финансовым методам макрорегулирования часто относят и валютную политику.

Внешнеэкономическая политика. Важным направлением стимулирования внутреннего рынка может выступать внешнеэкономическая политика. Она решает следующие задачи: регулирование внешней торговли, обслуживание внешней задолженности и привлечение внешнего финансирования; привлечение иностранных инвестиций.



Организационные и нормативные методы. В условиях кризиса, при ограниченных возможностях чисто стоимостных методов регулирования существенно возрастает роль организационных и нормативных методов. Сюда можно отнести: методы формирования рыночной институциональной инфраструктуры, проведение приватизации и развитие различных организационных форм типа торгов и конкурсов. Задачи формирования затратного рыночного механизма регулируются в рамках антимонопольной политики и поддержки предпринимательства.

Важной функцией государственного управления является контроль за соблюдением законодательно установленных нормативов. Выполнение данной функции осуществляется с помощью системы административных взысканий, таких как штрафы, отмена льгот, снятие средств со счетов в безусловном порядке и т. д. С этой точки зрения нормативные требования законодательства всех уровней являются важнейшим условием управляемости. Задача заключается в действенных системах контроля за их выполнением.

Проблемы совершенствования механизмов управления экономикой. В настоящее время есть достаточно много вопросов управления, на которые невозможно дать однозначный ответ из-за отсутствия целостной концепции развития. Наиболее остро стоит вопрос о федеральных отношениях и распределении функций управления между федеральным и региональным уровнями, не имеющими пока однозначного законодательного решения. Практически не отлажено государственное управление федеральными предприятиями. В этом плане большое значение могут иметь Постановления Правительства «О делегировании полномочий пред­приятий по распоряжению объектами федеральной собственности органами Госкомимущества», «О Типовом уставе федерального госпредприятия, контракте с его руководителем». Крайне плохо отрегулирован в законодательстве механизм дове­рительного управления – основа существования трастовых компаний. Не имеют четкого законодательного решения вопросы, связанные с участием государства в уставном капитале акционерных обществ.

Особого внимания заслуживает управление субъектами жизнеобеспечения экономики (газ, нефть, уголь, энергетика). Сейчас использование этих ресурсов осуществляется в форме своеобразных корпораций и акционерных обществ, взаимоотношения которых с местными органами не отрегулированы.

Программный метод управления. Переход на программный метод управления, в основу которого положена система программ и проектов, имеет целью совершенствование действующей системы управления экономикой. Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на реализацию важнейших задач развития. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют программы федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы (ФЦП) являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономиче­ских целей.

Методология управления целевыми комплексными программами, включая их инвестиционную часть для условий переходного периода, отработана достаточно слабо. Важным направлением ее совершенствования является использование и развитие опыта, накопленного в процессе работы с методами управления инвестиционными проектами.

С этой точки зрения программы могут рассматриваться как совокупность про­ектов, образующих единый мультипроект (подробнее см. гл. 3).

Социально-экономическая статистика - важный инструмент механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется для международных сопоставлений , служит инструментом государственного управления , разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Информация СЭС используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования экономики, является важной составной частью национальных информационных ресурсов.  


В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы - руководством к действию.  

Без радикальной финансово-кредитной реформы , как и без реформы ценообразования, направленных на всестороннее финансовое оздоровление народного хозяйства , нельзя было создать новый хозяйственный механизм управления экономикой.  

Однако реальная действительность внесла серьезные коррективы как в процессе изменения механизма управления экономикой, так и в оценку исторического опыта формирования и функционирования советской финансовой системы.  

При помощи меры как выражения диалектического единства качества и количества экономическая статистика характеризует проявление закономерностей массовых процессов и явлений в социально-экономической жизни страны во взаимосвязи и взаимообусловленности. Количественно характеризуя проявление того или иного массового процесса на уровне всего народного хозяйства , экономическая статистика помогает совершенствовать научное познание экономических явлений жизни общества, законов его развития и тем самым оказывает глубокое влияние на улучшение планирования и действие хозяйственного механизма управления экономикой страны как сложным народнохозяйственным комплексом.  

Для характеристики механизма управления экономикой важным элементом является соотношение между государственным регулированием и саморегулирующей возможностью рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно быть свойственно свое соотношение.  

Проблемы совершенствования механизмов управления экономикой. В настоящее время есть достаточно много вопросов управления, на которые невозможно дать однозначный ответ из-за отсутствия целостной концепции развития. Наиболее остро стоит вопрос о федеральных отношениях и распределении функций управления между федеральным и региональным уровнями, не имеющими пока однозначного законодательного решения. Практически не отлажено государственное управление федеральными предприятиями. В этом плане большое значение могут иметь Постановления Правительства О делегировании полномочий предприятий по распоряжению объектами федеральной собственности органами Госкомимущества, О Типовом уставе федерального госпредприятия, контракте с его руководителем. Крайне плохо отрегулирован в законодательстве механизм доверительного управления - основа существования трастовых компаний. Не имеют четкого законодательного решения вопросы, связанные с участием государства в уставном капитале акционерных обществ.  

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду , должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.  

Данные принципы получили свое отражение в постановлении СМ РСФСР Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения от 9 января 1991 г. № 13, в котором отражен порядок определения нормативов платы за загрязнение на всей территории России. Отличительной особенностью данного документа является то, что для учета влияния экологического фактора на уровень платы введены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий, а также водных объектов по бассейнам основных рек. Принципиальной особенностью данного этапа было то, что нормативы платы рассматривались как часть величины годового удельного экономического ущерба, которая возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиенты и достижение их допустимого уровня. Для того чтобы экономический механизм взимания платы за загрязнение имел достаточную гибкость, предусматривалось зачисление в счет платежей сумм, затраченных предприятием на выполнение природоохранных работ. Такой подход позволяет природоохранным органам стимулировать выделение предприятиями средств на экологические цели. Главной трудностью введения в практику указанных платежей явилась неподготовленность к этому действующего в то время хозяйственного механизма управления экономикой. Так, например, источник платежей за загрязнения - прибыль - к моменту проведения эксперимента был уже распределен между предприятием, министерством и госбюджетом.  

Итак, монетаристы отрицают положительное влияние фискальной политики на экономическое развитие . Их основным аргументом являются вытеснение государством частных инвесторов с денежного рынка и связанное с этим, а также с ростом общего уровня цен замедление темпов роста реального дохода . Это приводит, по мнению представителей монетаризма, к обеднению будущих поколений. Более того, раз возникнув, бюджетный дефицит требует принятия мер по его покрытию, а это чаще всего приводит к еще большей "раз-балансировке" механизма управления экономикой.  

Решения XXV съезда КПСС, Конституция СССР, идеи о путях дальнейшего совершенствования управления экономикой развитого социализма, изложенные в трудах Л. И. Брежнева, нашли комплексное воплощение в системе мер, предусмотренных в постановлении ЦК КПСС О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы от 12 июля 1979 г.  

Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к широкой демократизации, управления. Реализация новых условий хозяйствования осуществляется через управление интересами с использованием всех экономических рычагов и стимулов финансово-кредитного механизма, системы цен, материально-технического обеспечения в их органическом сочетании и единстве.  

К сожалению, специальной и учебной литературы, способной вооружить современных руководителей и специалистов необходимыми знаниями по работе с людьми и организации эффективной системы управления персоналом, нет в достаточном количестве. Это относится и к справочной литературе. Отдельные издания словарей и справочников по управлению персоналом, как правило, охватывают только отдельные стороны этой деятельности и не раскрывают в полной мере вопросы управления кадрами . Авторы поставили перед собой задачу создать словарь комплексно охватывающий все вопросы работы с персоналом и управления им, включая механизм управления персоналом в условиях формирования рыночной экономики.  

В условиях радикальной реформы значительно усиливается роль кредита и денежного обращения . Кредит должен стать одним из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой . Кредитные ресурсы банков страны должны быть сосредоточены, прежде всего, на развитии наукоемких отраслей и хозяйственных комплексов , определяющих научно-технический прогресс , стимулировании обновления производственных фондов и осуществлении крупных народнохозяйственных программ.  

Первый тип господствовал во всех досоциалистических формациях и получил наиболее яркое выражение в рыночной стихии капиталистического общества. Закон стоимости , внутри- и межотраслевая конкуренция регулируют общественное разделение труда в капиталистическом хозяйстве, определяют пропорции в экономике, которые постоянно нарушаются и стихийно устанавливаются вновь. Однако уже в недрах капиталистического общества зреет необходимость перехода ко второму типу механизма управления . Крупное машинное производство , дальнейшая специализация, разделение и кооперирование труда обусловливают всевозрастающую потребность в централизованном управлении. По образному выражению Ф. Энгельса, массовые производительные силы ... ждут того, что их возьмет в свое владение организованное для совместной планомерной работы общество... 2 Но даже на его высшей, империалистической, стадии развития капитализм в силу своей объективной природы не в состоянии обеспечить сознательного управления хозяйством в целом. В области частичного управления буржуазное общество, как неоднократно отмечали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, способно достичь больших высот, используя научно обоснованные методы и новейшие технические средства (классическими примерами этого стали системы Г. Форда, Ф. Тейлора, а в современных условиях - применение ЭВМ во внутрифирменном управлении). Однако даже самые совершенные методы управления в условиях капиталистических производственных отношений не только не ослабляют, но и усиливают антагонистическое противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов. В силу господства частной собственности стихия законов остается главной управляющей силой капиталистического производства, ставящей непреодолимый барьер на пути тенденций к сознательному, научному управлению экономикой.  

Главными направлениями в области лесной политики России в настоящее время признаны, во-первых, усиление государственного управления лесами, в первую очередь их сохранение, повышение продуктивности и экологической значимости, и, во-вторых, вовлечение лесосырьевого потенциала в промышленное производство через механизмы рыночной экономики.  

Создание адекватного экономике развитого социализма хозяйственного механизма управления нефтеснабжением требует ряда этапов, что связано с известной продолжительностью решения необходимых для этого проблем. По мере их решения хозяйственный механизм управления нефтеснабжением будет усиливаться, реализовываться в наиболее гармоничном виде, приведет к созданию устойчивой эффективной системы нефтеснабжения народного хозяйства . На современном этапе это осуществляется в результате оптимизации народнохозяйственных пропорций, преодоления дефицитности в отдельных видах нефтепродуктов. Действенность хозяйственного механизма управления нефтеснабжением находится в прямой зависимости также от достижения оптимальных размеров резервов, фондов экономического стимулирования , совершенства цен на нефтепродукты, дифференцированных внутрисистемных скидок, научной разработки ряда экономических проблем.  

Вместе с тем демонтаж административных механизмов управления народным хозяйством в центре не должен приводить к их возрождению на местах и превращению отдельных регионов в замкнутые территории с натуральным хозяйством . Сила нашей экономики заключается в едином общероссийском рынке, сочетающем конкурентные преимущества и возможности разных территорий. Его огромные размеры и разнообразие создают благоприятные возможности для эффективного развития предпринимательской деятельности в каждом из субъектов России.  

Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельно-  

Благоприятные условия для вступления бывших республик СССР в бреттонвудские организации были созданы двумя процессами. Речь идет, во-первых, о деидеологизации, оздоровлении международных отношений , ослаблении недоверия Запада к названным странам во-вторых, о переходе этих стран к формированию рыночных отношений , многообразии форм собственности , включая частную, децентрализации управления экономикой. В результате возникла возможность интеграции хозяйственного механизма с рыночной экономикой Запада, на которую ориентирована деятельность МВФ и группы Всемирного банка.  

В экономической литературе понятие механизм управления до сих пор не имеет четкого определения. Одни считают, что механизмы управления - это те практические рычаги, стимулы, посредством которых органы управления воздействуют на общество, производство, любую социальную систему с целью достижения стоящих перед ними целей, решения поставленных задач. Другие, рассматривая социальный механизм развития экономики, понимают под ним устойчивую систему экономического поведения социальных групп , а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг систему, регулируемую, с одной стороны, социальными институтами данного общества, с другой стороны -