Финансовое обеспечение инновационной деятельности предприятия. Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности. Примерные планы контрольных работ по дисциплине

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: акты федерального законодательства, международные договоры РФ; конституция РФ; законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Международные стандарты информационной безопасности – государственные (национальные) стандарты РФ; рекомендации по стандартизации; методические указания.

Органы, обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

Комитет государственной думы по безопасности;

– совет безопасности России;

федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);

– федеральная служба безопасности России (ФСБ России);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); федеральная служба надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия: служба экономической безопасности; служба безопасности персонала (Режимный отдел); отдел кадров; служба информационной безопасности. Политика безопасности (информации в организации) – совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий – правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации, её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию. Для построения политики информационной безопасности, обязательно требуется рассматривать следующие направления защиты информационной системы:

– Защита объектов информационной системы;

– Защита процессов, процедур и программ обработки информации;

– Защита каналов связи;

– Подавление побочных электромагнитных излучений;

– Управление системой защиты.

По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

– Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;

– Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;

– Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;

– Определение требований к системе защиты;

– Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;

– Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;

– Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях – для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Информационная безопасность возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человека о наличии сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на них. Средства информационных коммуникаций обусловили наличие и развитие средств, которые обеспечили информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов.

Первый этап

Первый этап – до 1816 года. Характеризуется он использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

Второй этап

Второй этап, начиная с 1816 года, связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электрики и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).

Третий этап

Третий этап – начиная с 1935 года, связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

Четвертый этап

Четвертый этап – начиная с 1946 года, связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.




РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1.1. Финансовое обеспечение инновационной деятельности
Под инновационной деятельностью понимается разработка и реализация нововведений, организационно осуществляемая в виде инновационных проектов и программ. Она представляет собой сложный динамичный процесс, зависящий от множества научно-технических, экономических, предпринимательских и управленческих факторов, который объединяет как полностью все стадии (этапы) от зарождения новшества до его коммерциализации, так и определенные их сочетания, реализуя при этом отношения производства, обмена и потребления. Инновационный процесс и его особенности как объекта управления на только формируют многообразие форм ведения инновационной деятельности, но и способы, методы и формы финансирования. Последние непосредственно зависят от поставленных целей, задач, масштабов и организации.
Любая инновация или инновационный проект требуют вложения или инвестирования определенной суммы финансовых средств. Таким образом, под финансированием инновационной деятельности понимается установление размеров необходимых инвестиций, источников финансовых средств для их осуществления, способов и форм привлечения.
1.1.1. Финансовые средства в процессе разработки и реализации инновационного проекта

В современной России спад инновационной активности объясняется высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную деятельность, связанным с необходимостью больших финансовых затрат при длительных сроках их окупаемости и с несовершенством организационных принципов и методов финансово-кредитного обеспечения инновационных процессов, налоговой политики и отставанием нормативно-правовой базы финансового обеспечения инновационной деятельности. Среди причин, сдерживающих инновационные процессы в реальном секторе производства, неплатежеспособность заказчиков; нехватка инвестиционных ресурсов, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка, как собственных фондов предприятия, формируемых за счет прибыли и амортизационных отчислений, так и привлеченных, образуемых за счет кредитов и долевого участия.

Расширять и модернизировать производство исключительно за счет прибылей в нынешних условиях могут только процветающие промышленные гиганты, каких в России немного. Как, правило, это по карману только предприятиям - монополистам, располагающих стабильным или расширяющимся рынком сбыта.

Роль амортизации как источника финансовых ресурсов снижается переоценкой основных фондов, хотя можно прогнозировать положительные сдвиги при устойчивом снижении темпов инфляции.

Новым источником инвестиций для российских предприятий, особенно малых фирм, избравших в качестве основного ориентира производство наукоемкой продукции, стала прибыль от непрофильной деятельности. Тому можно привести множество примеров. Скажем, малое предприятие занимается на основе запатентованной технологии выращиванием искусственных кристаллов промышленного и ювелирного назначения, а основной доход получает от поставки и продажи шоколада. Бывает и такое, что фондовая биржа покрывает расходы не сбором от сделок, а прибылью от организации бизнес-школ и проведения семинаров. А уж практика «латания дыр» в бюджете за счет сдачи в аренду помещений стала повсеместной, не один НИИ, заждавшийся государственных ассигнований, только так и сводит концы с концами.

Следует отметить, впрочем, что предприятия, пытающиеся заработать денег на развитие за счет торгово-посреднической деятельности чаще всего или ликвидируются, или полностью переходят к коммерции. Правда, находятся оптимисты, которые, занимаясь главным образом торговлей, в том числе и внешней, сохраняют производственную ориентацию в надежде на лучшие времена .

Основной надеждой производителей остается привлечение внешних финансовых ресурсов с рынка инвестиций. Рынок этот возникает как только общество наряду с текущим потреблением начинает направлять ресурсы на расширение производства. Здесь субъекты хозяйствования, желающие выгодно вложить капитал, встречаются с теми, кто нуждается в средствах на повышение производственного потенциала.

Спектр интересов субъектов инвестиционного рынка довольно-таки широк - от утилитарной потребности получить финансовые ресурсы или максимальный доход с вложенных средств до концептуальной задачи оздоровления национальной экономики. Эти интересы не всегда соотносятся друг с другом, а порой и вовсе вступают в противоречие, поэтому в реальности инновационный процесс гораздо сложнее, чем в теории. Кроме основных действующих лиц, в нем могут участвовать десятки посредников, преследующих собственные цели. Не последнюю роль в инновационном процессе играет и государство.

Перед российским государством стоит задача по созданию благоприятных условий для привлечения долгосрочных ресурсов в экономику, что непосредственно связано с деятельностью по формированию совокупности организационно-экономических отношений, складывающихся для изыскания и эффективного использования финансовых средств в инновационной сфере, т.е. для финансового обеспечения инновационных процессов.

В промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется главным образом из негосударственных источников. В условиях отсутствия платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов. Для этого формируется система специализированных фондов, предоставляющих кредиты или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования - финансирования НИОКР и инновационной деятельности. В условиях неразвитости отечественного рынка инновационных услуг и наукоемкой продукции специализированные фонды приближают механизмы финансирования инновационной деятельности к рыночным условиям хозяйствования, а создание таких фондов по отраслям народного хозяйства позволяет децентрализировать принятие решений по вопросам финансирования инновационной деятельности .

В настоящее время в России действуют следующие нормативные документы, определяющих государственную политику в области финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности:

  • · постановление правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»;
  • · постановление правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
  • · постановление правительства РФ от 23.04.95 г. № 298 «О мерах по использованию научно-технического и инновационного потенциала высшей школы»;
  • · постановление правительства РФ от 26.08.95 г. № 827 «О федеральном фонде производственных инноваций»;
  • · постановление правительства РФ от 26.12.95 г. № 1288 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности» .

Одновременно с принятием нормативных документов и решений, правительство постоянно сокращало средства, направляемые в инновационную сферу. Так, доля бюджетного финансирования инновационной сферы из федеральных и местных бюджетов снизилась с 32,6% в 1993 г. до 22,8% в 1995 г. в общем объеме капитальных вложений. В 1995 г. государственная инновационная программа профинансирована лишь на 16%. В 1996 г. федеральная программа по инвестированию инноваций приостановлена, а в 1997 г. государственное инвестирование инноваций не возобновилось. Одновременно государственные расходы на науку, большая часть которых направлялась на прикладные НИОКР, сокращались быстрее ВВП. Доля этих расходов в ВВП в 1991 г. составила 2,1%, в 1995 - 0,43%, в 1996 г. - 0,31%, т.е. уменьшилась в 7 раз. Абсолютный размер этих расходов сократился в 15 раз.

Страны с развитой рыночной экономикой тратят из госбюджета примерно такие же доли ВВП на финансирование фундаментальных и прикладных НИР, результаты которых связаны с высокой степенью риска либо являются пионерными новшествами. Так, в США за последние 15-20 лет на эти цели расходовалось от 2,2 до 2,7%; во Франции - от 1,8 до 2,3%; в ФРГ и Японии - от 2 до 2,9%; в Англии - от 2 до 2,5% ВВП.

В странах Запада, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на НИОКР составляют 2,2% ВВП, в государствах «Большой семерки» - 2,4%, а в США - 2,6%; в России этот показатель находится на уровне 0,9%. По затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

В тоже время объем выделяемых на науку средств в России в долларовом эквиваленте во много раз меньше аналогичного показателя в США при том, что цены на используемые в инновационном процессе ресурсы, достигли или превысили мировые.

Мировой опыт финансового обеспечения инновационной сферы в условиях рыночных отношений свидетельствует, что помимо централизованного финансирования на эти цели могут использоваться различные внебюджетные фонды, формы условно возвратного кредита, который погашается при достижении коммерческих результатов, либо компенсируется из централизованных фондов в случае негативного результата.

Из централизованных фондов могут также оплачиваться надбавки к ценам на новую конкурентоспособную продукцию.

Государственная инвестиционная политика реализуется в основном на базе программ развития, приоритетами которых являются:

В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:

  • · принцип быстрой отдачи - денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;
  • · принцип распределения с временным лагом - инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.

Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируются в Российском Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральном фонде производственных инноваций. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей целью содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Фонд некоммерческая организация, не имеет целью извлечение прибыли, осуществляет финансирование отобранных на конкурсах проектов НИР, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, и контролирует использование выделенных им средств. Средства фонда образуются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки, а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников денежных средств.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку и способствует созданию малых наукоемких форм, инкубаторов бизнеса. Инновационных инжиниринговых центров и других инновационных предприятий. Средства фонда также расходуются на поощрение конкуренции в научно-технической сфере посредством оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями. Этот фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также иных поступлений от деятельности фонда. Цель Федерального фонда производственных инноваций - государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Фонд осуществляет отбор и реализацию инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоемких производств, технического перевооружения проектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок.

В целях гарантирования надежности участия частных инвесторов в инвестициях с 1995 г. размещение централизованных инвестиционных ресурсов по крупным и вновь начинаемым объектам осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала к реализации государственной инвестиционной программы. Формирование портфеля государственных инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов обычно осуществляется посредством проведения среди потенциальных инноваторов открытых конкурсов и аукционов в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает порядок государственной поддержки частных инвесторов, выбираемых на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений. Для этого при Минэкономики РФ созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет для выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. При выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Созданию благоприятной экономической среды для приоритетных для инвестирования объектов инновационной деятельности будет способствовать одновременное с инвестированием установление конкретных процентных ставок льготных кредитов. Правила отбора предусматривают, что в бизнес-плане значительное место занимают маркетинговые исследования. На их основе выявляются платежеспособные потребители продукции претендента, причем срок окупаемости капитальных вложений должен не превышать два года.

Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов предусматривает сертификацию проектов и предоставление инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляются его качество и размер государственной поддержки. Сертификация проектов значительно повышает к ним доверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов, участвующих в конкурсах и аукционах, позволяющих вызвать конкуренцию капиталов, приводящую к снижению ставки процента коммерческого кредита и повышению эффективности инвестиций.

Предоставление частным инвесторам государственных гарантий основывается на обязательствах государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Фонд государственных гарантий проектов и залоговой системы должен аккумулировать денежные средства, выделяемые из государственного бюджета и вносимые отечественными и иностранными коммерческими структурами.

Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует использовать систему независимой экспертизы и процедуру страхования инновационных проектов. Кроме Фонда государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие выведения определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли предприятия, участвующих в реализации инновационного проекта.

Схема смешанного финансирования предусматривает ежегодное выделение средств федерального бюджета для конкурсного финансирования инвестиционных проектов, подготовленных коммерческими структурами, и предусматривающих долю государственного участия не более 20%. Однако и подобная ограниченная государственная поддержка не получает реализацию в условиях, когда государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются не более чем на 30%. Это дестабилизирует рынок инвестиций и не способствует расширению доверия со стороны частных инвесторов и государству, стремящемуся к решению тактических задач в ущерб стратегическим интересам, связанным с эффективным вложением капитала в производство.

Общеотраслевые, межотраслевые и региональные научно-технические и инновационные проекты и программы, а также мероприятия по освоению новых видов промышленной продукции могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ .

Так, Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. как внебюджетный фонд Министерства науки и технологий РФ для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. К 2000 г. фонд профинансировал более 400 научно-технических и инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства. С 2000 г. фонд проводит конкурсы, ориентированные на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики. Инициаторами конкурса выступают сами предприятия, предоставившие в фонд заказы на разработку новых технологий. Помимо заказов, предприятия предоставляют техническое задание, сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности за последнее время и письменное обязательство о выкупе результатов НИОКР у разработчика в случае их соответствия данному техническому заданию.

На основании отобранных комиссией заказов проводится второй этап конкурса - среди организаций разработчиков новых технологий. РФТР проводит комплексную экспертизу и конкурсный отбор предоставленных разработчиками проектов, обеспечивает финансирование НИОКР, выполняемых победителями конкурса, на возвратной основе. Разработчик НИОКР выступает заемщиком РФТР, а предприятие - инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе после оценки конкурсной комиссией соответствия е результатов техническому заданию. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

В условиях острого дефицита внутренних источников финансирования инновационной деятельности особую актуальность имеет формирование привлекательных условий для ввоза в Россию наукоемких технологий. В этой связи в рамках государственного финансирования инноваций необходимо законодательно закрепить дифференцированный режим уплаты таможенных пошлин вплоть до их полной отмены при ввозе прогрессивных видов техники и технологий. При этом дифференциация импортных пошлин должна сочетаться с использованием протекционистских мер защиты отечественной наукоемкой промышленности.

Наша страна в XX веке ценой огромных жертв и неимоверных усилий нескольких поколений людей создала такую инфраструктуру в рамках военно-промышленного комплекса. Практически все лучшие научные, конструкторские, производственные силы страны были сосредоточены в ВПК и обслуживающих его научных и учебных институтах. Огромные финансовые и материальные ресурсы были стянуты для обеспечения их инновационной деятельности. В результате к середине 80-х годов в стране был создан один из лучших в мире инновационных механизмов в области производства новейших видов вооружений. Это позволило России решить главную, остро вставшую перед ней еще в XIX веке задачу - создать военную мощь, которая надежно защитит от внешних угроз ее огромные людские, территориальные и природные ресурсы.

В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности своего военного потенциала, реформировать экономику так, чтобы поднять ее на уровень развитых стран. Экономическое могущество стран большой семерки основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.

Научно-технический потенциал страны, ставший основой российского ВПК, понес в последние годы некоторые потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая место в последнее десятилетие эмиграция российских квалифицированных научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.

Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения инновационного механизма ВПК на протяжении всего XX века в России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а затем путем целенаправленного перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.

Может ли быть создан новый инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах мира, и, в - третьих, свободный поток людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые необходимо соблюдать, являются определяющими для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.

Но в рыночной экономике финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности. Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала .

Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Осуществление инновационной деятельности требует больших финансовых вложений, что обусловлено высокой наукоемкостью инновационных продуктов. Даже крупные зарубежные корпорации не всегда располагают достаточными средствами, чтобы самостоятельно финансировать создание и внедрение нового продукта. К тому же инновационная деятельность достаточно рисковая. Специалисты в области инноваций отмечают, что практического использования достигают лишь 10 % начатых проектов. Соответственно степень неудач, когда погибает не только научная идея, но и вложенный капитал, оценивается в 90 % . Но в случае успеха доход от инвестирования в инновации значительно выше, чем в текущую деятельность предприятий.

Состояние инновационной деятельности в значительной мере определяется возможностями ее финансирования. Необходимы главным образом долгосрочные и среднесрочные инвестиции, поскольку инновационный процесс является достаточно продолжительным. Активная инновационная деятельность невозможна также без эффективной государственной поддержки и ее стимулирования посредством проведения гибкой налоговой, таможенной, амортизационной и кредитной политики.

Для финансирования инновационной деятельности используются средства консолидированного бюджета, бюджета союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, фирм, научных учреждений, средства граждан, банковские кредиты, иностранные инвестиции и прочие источники.

В Беларуси, как и в большинстве стран мира, основным источником финансирования научно-инновационной деятельности являются бюджетные средства.

Средства республиканского бюджета используются для решения крупномасштабных научно-технических проблем. Они выделяются:

На проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

Выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ;

Выполнение инновационных проектов;

Развитие материально-технической базы государственных научных учреждений включая капитальные расходы;

Организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной деятельности, включая капитальные расходы;

Расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством;

Проведение государственной научно-технической экспертизы программ и инновационных проектов;

Подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

Развитие государственной системы научно-технической информации (включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, выставок и т.п.;

Иные цели, связанные с научной, научно-технологической и инновационной деятельностью.

Для финансирования научно-инновационной деятельности регионального значения используются средства местных бюджетов.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением бюджетной политики Республики Беларусь. Ежегодно государственные органы выделяют средства на эти цели из бюджета и других контролируемых ими источников.

Средства из республиканского бюджета выделяются на финансирование приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов, которые прошли государственную научно-техническую экспертизу в установленном порядке и конкурсный отбор по ее результатам, а также на финансирование работ по организации и освоению производства. Предоставление бюджетных: средств осуществляется на безвозвратной и возвратной основе и, как правило, сочетается с привлечением собственных средств заинтересованных организаций и других внебюджетных источников в размере не менее 50 % сметной стоимости произведенных затрат. Социально значимые инновационные проекты и проекты, направленные на обеспечение национальной безопасности, могут полностью финансироваться за счет бюджетных средств.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов с участием бюджетных средств создаются фонды специального назначения: Белорусский инновационный фонд, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Республиканский центр трансфера технологий и др.

Основным источником финансирования научно-технических разработок, мероприятий по модернизации производства на основе внедрения современного оборудования и технологий, организации и освоения выпуска новой продукции на предприятиях являются их собственные средства (часть чистой прибыли, амортизационные отчисления и др.). При недостаточности собственных ресурсов могут привлекаться средства от размещения корпоративных ценных бумаг, банковские кредиты, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и технологий при покупке их с отсрочкой платежа, прямые иностранные инвестиции и другие источники.

Эффективным методом финансирования инновационно-инвестиционной деятельности предприятий является лизинг. Он позволяет предприятию-арендатору оперативно привлекать новейшее оборудование и технологии для научных исследований и производства конкурентоспособной продукции.

Одной из форм финансирования инновационной деятельности может стать предоставление налогового инвестиционного кредита организациям и предприятиям на определенный срок, но не менее одного года. Это будет способствовать накоплению субъектами хозяйствования финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ и проектов. В последующем отсроченные суммы компенсируются в виде дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет роста прибыли, полученной в результате реализации инновационных программ (проектов).

В условиях инновационного развития Республики Беларусь и ограниченности долгосрочных финансовых ресурсов отечественным организациям и предприятиям целесообразно использовать механизм венчурного финансирования, получивший широкое распространение в промышленно развитых странах. В США, например, насчитывается около 1,5 млн венчурных компаний.

Венчурным финансированием называется вложение капитала инвесторами в обмен на некотирующиеся акции компаний (фирм) для реализации высокорискового проекта. Инвестирование рассчитано на рост в будущем капитализации венчурной компании для получения сверхприбыли от продажи ее акций на фондовой бирже. При этом инвесторы не получают никаких гарантий возврата вложенного капитала, другими словами, принимают на себя все риски неудачи венчурного проекта. С целью дифференциации риска чаще всего практикуются совместные вложения венчурного капитала несколькими инвесторами.



Венчурная деятельность весьма рисковая. Зарубежный опыт свидетельствует, что примерно половина государственных ресурсов, направляемых на финансирование исследований и программ на возвратной основе, обратно в бюджет в виде прибыли от реализации проектов не поступает» Вместе с тем отдача от второй половины инвестиций может быть весьма высокой и в целом окупит весь заем.

Основная цель деятельности венчурных компаний состоит в аккумулировании средств индивидуальных и институциональных инвесторов для последующего вложения в высокодоходные проекты. Ориентация на высокий уровень доходности стимулирует вложение венчурных инвестиций в технологически передовые и быстро растущие отрасли экономики.