Сферы экономики. Отрасли хозяйства: виды, классификация, управление и экономика. Основные отрасли народного хозяйства

Сферы экономики. Отрасли хозяйства: виды, классификация, управление и экономика. Основные отрасли народного хозяйства

Определение 1

Отраслью называется совокупность похожих видов хозяйственной деятельности. Отрасль объединяет предприятия, выпускающие однородную продукцию, например продукты питания, сельхозмашины, бытовую химию, текстиль, металлургическую продукцию.

Хозяйство делится на две основные части – промышленность и сельское хозяйство, которые в свою очередь делятся на другие отрасли и подотрасли.

Промышленность , как правило, является ведущей отраслью в большинстве экономик мира, так как для успешного занятия сельским хозяйством, необходимо наличие определенных климатических условий для выращивания культур или разведения животных. Для промышленности такие условия не являются обязательными.

Определение 2

Существует производственная сфера – совокупность предприятий, которые занимаются производством товаров для удовлетворения потребностей населения, и непроизводственная сфера - совокупность отраслей, которые оказывают разнообразные услуги населению.

Различные отрасли , в свою очередь, можно объединять в группы отраслей, в экономике определяющими факторами, с помощью которых можно создавать классификацию, являются общие свойства продукта или услуги. Рассмотрим на примере совокупность производителей хлеба, пирожных, булочек, рогаликов и бубликов, можно объединить в хлебобулочную промышленность, которая, в свою очередь, является частью пищевой промышленности.

Мукомольная отрасль объединяет в себе предприятия, занимающиеся производством хлебобулочных, кондитерских, макаронных и других изделий, которые содержат муку.

Рисунок 1.

По такому же принципу строятся другие отрасли. Также можно объединять отрасли в более широкие группы, пример показан на иллюстрации ниже.

Рисунок 2.

На этом принципе строится отраслевая классификация, то есть объединение в группы подобных видов экономической деятельности.

Классификация производственных групп отраслей

Объединяя таким образом разные группы отраслей, в итоге мы получим несколько крупнейших групп отраслей, которые называются секторами экономики.

Они включают:

  1. Сельское хозяйство;
  2. Добывающая промышленность;
  3. Обрабатывающая промышленность;
  4. Электричество и газ;
  5. Строительство.

Теперь рассмотрим каждую группу отдельно.

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство объединяет в себе все отрасли, которые занимаются производством или добычей сырья животного или растительного происхождения . Сельское хозяйство в свою очередь делится на животноводство (овцеводство, птицеводство, пчеловодство) и на земледелие (обработка земли и выращивание овощных и фруктовых культур, злаков).

Добывающая промышленность объединяет все предприятия, занимающиеся непосредственно извлечением тех или иных ценных ресурсов из недр земли. В нее входят нефтедобытчики, газодобытчики, разработчики месторождений других ценных ресурсов, предприятия, добывающие песок из карьера, алмазы, торф, разнообразную руду.

Иногда эти две группы сливаются в первичный сектор производства, так как они дают сырье для большинства других отраслей.

Обрабатывающая промышленность , в свою очередь, объединяет все отрасли, связанные с обработкой уже добытых природных ресурсов для производства некоторого материального продукта.

Электричество, газ и водоснабжение тоже занимаются обработкой добытого сырья, но выделяются в отдельную группу, потому как связаны с созданием и развитием линий для передачи этого сырья на расстояния конечным потребителям.

Строительство объединяет всех производителей зданий и сооружений как крупных, так и мелких архитектурным форм. По сути это тоже обработка уже добытого сырья, но благодаря особенному характеру производства оно выделяется в отдельную группу.

Отрасли непроизводственной сферы

К непроизводственной сфере относятся отрасли экономики, которые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, профессиональное образование, армия и органы правопорядка):

  • торговля;
  • гостинично-ресторанный бизнес;
  • транспорт и связь;
  • образование;
  • медицина;
  • финансы;
  • государственная служба.

Торговля объединяет все фирмы, деятельность которых базируется на продаже или перепродаже произведенной продукции, и бывает двух видов – оптовой(продажа промежуточных благ или товара в большом количестве) и розничной (продажа потребительских благ конечному потребителю).

Гостинично-ресторанный бизнес рестораны объединяет производителей благ типа "отдых на островах в Атлантическом океане" или "романтический ужин при свечах", которые включают в себя множество составляющих, особенностью этой группы является то, что потребитель получает одновременно и товар и услуги.

Транспорт, склады и связь объединяют всех производителей, занимающихся перемещением материальных в пространстве (транспорт) и во времени (склады). Связь также передает и обрабатывает информацию. Необходимо отметить, что эта отрасль является стратегической, то есть она принципиально важна как для государства, так для обычных граждан, если она перестанет функционировать, жизнь в стране фактически остановится.

Образование объединяет всех производителей, занимающихся разработкой и распространением знаний (грамотность, лексика) или умений (игра на фортепиано, танцевальное или изобразительное искусство) населения.

Медицинская отрасль включает в себя всех производителей и государственные структуры, которые занимаются услугами по сохранению здоровья граждан (больницы, клиники, стоматологические и косметологические кабинеты).

Финансы объединяют всех производителей, предлагающих услуги по предоставлению финансовых услуг (банки, ломбарды, кредитные союзы, валютные биржи).

Государственная служба включает всех производителей, занятых обеспечением работы государственного аппарата.

Иногда эти группы объединяются в еще более масштабные сверхгруппы - в сектор материального производства и сектор услуг.

Некоторые отрасли обслуживания (торговлю, общественное питание) иногда присоединяют к производственной сфере, так как они имеют дело с материальными предметами.

Замечание 1

Необходимо подчеркнуть, что все отрасли экономики очень важны, так как исчезновение хотя бы одной их них необратимо приведет к кризису в экономике, и потребуются значительные усилия для устранения его последствий. К примеру, если по какой-то причине в стране перестанет функционировать сельскохозяйственный сектор, то пошатнется и пищевая промышленность, что вызовет дефицит продуктов питания, рост цен на них и как следствие, благополучие граждан существенно снизится.

Для того чтобы такие явления не имели место, государство проводит определенную политику защиты национального производителя и издает законодательные акты, целью которых является поддержание экономического баланса между отраслями.

В экономических исследованиях при анализе обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики. Общественное производство с точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяется на две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

Сельское и лесное хозяйство, строительство, общественное питание, промышленность, грузовой транспорт, торговля, информационно-вычислительное обслуживание, связь относятся к материальному производству. Жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, пассажирский транспорт, физическая культура, народное образование, социальное обеспечение, культура и искусство, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления, наука и научное обслуживание относятся к непроизводственной сфере.

Отрасли

Сферы экономики делятся на отрасли. Отрасль — это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), в системе общественного разделения труда характеризующихся особыми условиями производства и однородной продукцией и выполняющих в национальном хозяйстве специфическую функцию.

Например,отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества предметы потребления и средства производства, включает в себя сфера материального производства.

Отраслевое деление экономики — это результат развития общественного разделения труда в ходе исторического процесса.

Каждая из специализированных отраслей делится на комплексные отрасли и виды производства. Например, в составе промышленности около 15-и крупных отраслей. Это электроэнергетика, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и т.д.

Специализированные отрасли отличаются разной степенью дифференциации производства. К формированию новых отраслей и видов производства приводит дальнейшее углубление специализации производства, развитие экономики и общества. К созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов приводят процессы кооперации, интеграции производства, развитие устойчивых производственных связей между отраслями.

Межотраслевые комплексы

Это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределение продукта. Они могут возникать и развиваться между различными отраслями и внутри отдельной отрасли. Например, в составе промышленности существуют металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и другие комплексы. Строительный и агропромышленный комплексы отличаются более сложной структурой, так как они объединяют разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы делятся на функциональные и целевые. Целевые комплексы отличаются по критерию участия в создании конечного продукта и по воспроизводственному принципу. В основе функциональных комплексов критерий специализации комплекса на определенной функции. Например, инфраструктурный, инвестиционный, научно-технический комплексы.

Также комплексы экономики делятся на многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы, территориально-производственные комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы каждого комплекса группируются по экономическим признакам. На основании системы национальных счетов разделяют крупные секторы экономики.

Сектор — это совокупность институциональных единиц, сходных по экономическим целям, поведению и функциям. Например, сектор предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор. Сектор предприятий делится на секторы финансовых и нефинансовых предприятий.

Предприятия, которые занимаются производством товаров и услуг с целью получения прибыли и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли, объединены в нефинансовый сектор. Они тек же делятся на государственные, частные, национальные и иностранные нефинансовые предприятия в зависимости от того, кто контролирует их деятельность.

Институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством, охватывает сектор финансовых предприятий.

Органы законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемые ими некоммерческие организации входят в сектор государственных учреждений.

Домашние хозяйства и предприятия, образованные ими входят в сектор домашних хозяйств.

Совокупность институциональных единиц- нерезидентов данной страны, имеющих экономические связи, а так же посольства, консульства, международные организации, военные базы, находящиеся на территории данной страны, - это все внешний сектор.

В зависимости от степени связей с рынком в экономике выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор — это производство товаров и услуг, которые предназначены для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос на эти товары или услуги, а так же бартерный обмен товаров и услуг, оплата труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — это производство товаров и услуг для собственного потребления или бесплатно предоставленных другим потребителям или по ценам, не влияющим на спрос.

Бывают смешаные отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги.

Экономика, согласно международной статистике, делится на отрасли, производящие товары и отрасли, оказывающие услуги.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ни одно современное государство не может существовать без экономики. Только благодаря ей можно строить и развивать хозяйство страны, обеспечивать достойный уровень жизни ее гражданам. Так же, как и во всем мире, отрасли экономики России, позволяют укреплять страну, расширять ее сферу влияния на мировом рынке.

Что такое отрасли экономики

Экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства. Еще в глубокой древности наши предки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным правилам и законам – только тогда будет достаток и стабильность.

Например, в большой семье кто-то отвечает за уборку, кто-то – за покупки, кто-то – за приготовление пищи. В семье, где каждый занимается своим делом и выполняет его добросовестно, никогда не будет никаких проблем. Так же и с государством – чтобы оно процветало, необходимо распределение экономики по отраслям.

Отрасль экономики – это совокупность предприятий, которые производят однотипную продукцию или предоставляют схожие услуги. К основным отраслям относят промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю.

Рис. 1. Промышленность.

Все отрасли экономики тесно связаны между собой. К примеру, транспорт доставляет на стройку материалы, произведенные на фабрике. Или же транспорт перевозит сельскохозяйственную продукцию на предприятие для переработки, а затем готовый продукт развозит по магазинам.

Отрасли экономики

Каждая отрасль имеет большое значение для экономики, и находится в тесном взаимодействии с другими отраслями. Все отрасли можно разделить на две большие группы: отрасли материального производства и отрасли сферы услуг.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К отраслям материального производства относят:

  • . Это совокупность предприятий, занятых добычей и переработкой природного сырья, производством энергии, орудий труда, различных товаров потребительского значения.
  • . Данная отрасль обеспечивает население продуктами питания, ценным сырьем для различных отраслей промышленности. Сельское хозяйство хорошо развито практически во всех странах.

Рис. 2. Сельское хозяйство.

К отраслям сферы услуг относят:

  • Строительство . Основная задача отрасли – возведение всевозможных зданий, строений и сооружений.
  • Транспорт . Одна из важнейших отраслей экономики, благодаря которой осуществляется перевозка грузов и пассажиров как внутри страны, так и далеко за ее пределами.
  • Торговля . Осуществляет куплю-продажу, обмен товаров, а также все связанные процессы: обслуживание покупателей, доставку и хранение товаров, подготовку их к продаже.

Помимо перечисленных основных отраслей экономики, есть и другие направления: связь, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, общественное питание, наука и многие другие.

Рис. 3. Банковский сектор.

В задачи лесного хозяйства входит изучение и учет лесов, их охрана от пожаров, болезней и вредителей, контроль за их воспроизводством и использованием, регулирование лесопользования.

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Что такое экономика?» 2 класс 02.12 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Лапина А.А. Учитель МБОУ «СОШ №37» г. Братска

Цели деятельности учителя

Цель. Сформировать понятие «экономика».

Задачи.

Обучающие:

Сформировать новое понятие «Экономика»;

Создать условия для формирования знаний об экономике;

Обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

Сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

Обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие:

развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать отрасли экономики;

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» : - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

- Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015.

Презентация;

Карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

Добрый день ребята!

Мы- умные!

Мы- дружные!

Мы- внимательные! Мы-старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится! (слайд 1 )

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Слушают синоптика.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название. (слайд 2 ) «Жизнь города и села» (слайд 3 )

Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся изучая этот раздел?

Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

Что кажется трудным и пока непонятным?

А как мы справимся с трудностями?

С помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Введение в тему урока

У. – К нам в гости попала семья инопланетян. Она решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же выбрать место жительства: в городе или в селе. (слайд 4 )

Давайте вспомним, что такое город и село(слайд 5) Чем же они отличаются.

(слайд 6 ) Что видите? Какое задание можно дать? (Распределить понятия по двум колонкам: Город, село – работа в группах )

Давайте вспомним признаки города и села (слайд3 )

Молодцы! Эти знания нам помогут изучать темы этого раздела.

Куда же решила переехать семья?

Дают характеристику, анализируютположительные и отрицательные условия жизни в городе и селе.

Село: мало многоэтажных домов, хорошие дороги, чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания.

Город. Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи, но большое количество транспорта загрязняет воздух

Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

ЛИЧНОСТНЫЕ: П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…

У. –Это слово известно всем. Даже не зная его определения, все сталкиваются с его содержанием

Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

4.Актуализация знаний , 1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока.

НО ЭКО КА МИ (слайд 7 )

У. –Какое слово зашифровано? Сформулируйте тему.

У. –Правильно, тема нашего урока "Что такое экономика?" (слайд 8)

Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразу: (слайд 9 )

Я думаю, что узнаю…

Давайте откроем учебник на стр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке. (слайд 10 )

Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.

Экономика

Что такое экономика?

Я думаю, что узнаю про экономику

Мне хотелось бы узнать про отрасли в экономике.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассника ми, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 3)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

4)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

5)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

2. Знакомство со значением слова «экономика».

У. Где можно найти значение незнакомого слова? (слайд 11)

У. – Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика».

А сейчас сами узнаем, что же такое экономика.

Рабочая тетрадь стр.67.Разгадать кроссворд. (Работают в группах) Что же это такое? (слайд 12) (проверяем слайд 13 )

Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (слайд 14)

Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.

Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство.

В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

(слайд 15)

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами экономики.

Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара.

1.Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность. (слайд 16-17 )

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. (слайд 18-19 )

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

(слайд 20-21 )

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. (слайд 22-23 )

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт(слайд 24-25 )

Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.

(слайд 26)

Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?(слайд 26)

Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? (слайд 27)

Кто изображен? (слайд 28)

А как называется человек, который их пасет?

А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

Кто доит коров?

Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

Куда мы с вами приехали?

А что такое молокозавод?

А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. (слайд 29)

Д. Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства.

Вывод. Экономика это ХОЗЯЙСТВО или ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фабрики, заводы

Из сельского хозяйства

Строительство

Торговля

Транспорт

Коровы

Пастух

У неё в вымени появится молоко

Их надо подоить

Доярки

Молоко отвезут в город на молокозавод.

Его повезут на машине. Водитель

Молоковоз

Перевозит грузы, доставляет что-либо.

Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство

На молокозавод

-завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты

разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты

В молочный магазин

Продавцы

Торговля

К нам домой

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Работа в парах. – Вы получили новые знания, теперь надо применить их. Р. т. стр.68. (слайд 30)

Итог. У. – Какие отрасли экономики вы записали?

Да.

Коммуникативные:

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

7.Работа над ключевыми словами урока:

Блага. Значение экономики. Части экономики.

Взаимосвязь

Деньги

У. Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.

У. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни. (слайд 31)

3. Значение экономики.

Давайте определим, важна ли экономика?

Что необходимо человеку для жизни, какие блага?

Откуда это появляется в вашей семье?

На что можно купить необходимые блага?

На деньги, которые зарабатывают родители.

Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, кинологи, учителя. Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

Да.

Продукты питания, одежда, жильё.

Покупают родители.

Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

8. Физкультурная пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9.Из истории денег

Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.

Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (слайд 32)

Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на стр.106 (Слайд 33)

Зачем нужны деньги?

Деньги

Осмысленно читают текст. Анализируют
рисунки, соотносят их с текстом. Высказывают свое мнение,
подтверждают его примерами .

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

9. Итог урока.

Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

Найдите правильный ответ на вопрос.(тест) (слайд 34)

Так, почему важно изучать экономику?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Потому что экономика окружает нас по всюду, мы с ней тесно связаны.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…(слайд 35)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11. Домашнее задание.

С. 106-107, рабочая тетрадь стр.69 №4, №5,№6. (слайд 36)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Дополнительная информация: История денег

Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.
Как же люди в древности обходились без денег? Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?
Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы – серебро и золото.
Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар – быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес.
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами.
Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов.

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли.
Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.
Классификация отраслей осуществляется в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства.
Классификатор "Отрасли народного хозяйства" - систематизированный перечень отраслей, подотраслей и других группировок хозяйств, выполняющих различные функции в системе общественного разделения труда. При помощи классификатора изучается отраслевая структура народного хозяйства, межотраслевые порции и связи.
К сфере материального производства отнесены следующие отрасли народного хозяйства:
промышленность;
сельское хозяйство;
лесное хозяйство;
рыбное хозяйство;
транспорт и связь;
строительство;
торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки;
информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимым имуществом;
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; прочие виды деятельности сферы материального производства.
Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств.
В составе промышленности, например, насчитывается более 15 крупных отраслей:
электроэнергетика;
топливная промышленность;
черная металлургия;
цветная металлургия;
химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка;
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
промышленность строительных материалов;
стекольная и фарфорофаянсовая промышленность;
легкая промышленность;
пищевая промышленность;
микробиологическая промышленность;
мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность;
медицинская промышленность;
полиграфическая промышленность;
другие промышленные производства.

Еще по теме 1.2 Отрасли экономики.Важнейшие отрасли промышленности, их характеристика:

  1. 1 ВАЖНЕЙШИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ
  2. § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ.МЕСТО ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
  3. Краткая характеристика выделяющихся вредных веществ в отраслях промышленности и их классификация по степени опасности
  4. Тема 1 Сферы и отрасли экономики, их характеристика и взаимосвязь
  5. 7.4.5 Особенности развития комбинирования в отраслях промышленности
  6. §2. ПРЕДПОСЫЛКИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  7. Основные тенденции рационализации размещения отраслей промышленности
  8. §2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ