Законодательные права и гарантия для иностранных инвесторов. Государственные гарантии иностранным инвесторам

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Анализируются понятие и система правовых гарантий, установленных законодательством об иностранных инвестициях, дается их общая характеристика, обращается внимание на национальный режим, предоставляемый иностранным инвесторам; делается вывод о том, что существующая система специальных гарантий для иностранных инвесторов неэффективна и нецелесообразна.

This article analyses the notion and system of legal guarantees ensured by the foreign investments legislation, reviews its general feature, and focuses on the national regime for foreign investors,. The author draws a conclusion that the existing system of special guarantees for foreign investors is neither effective nor prudent.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, правовые гарантии, иностранные инвестиции, национальный режим, стабилизационная оговорка.

Key words: investment activity, legal guarantees, foreign investment, national regime, safeguard clause.

Привлечение иностранных инвестиций для развития национальной экономики является распространенной практикой в мировом экономическом процессе, предопределяемой существующей тенденцией интернационализации мировой экономики. Иностранные инвестиции в России - один из факторов развития рыночных отношений, через них в российскую экономику приходят не только капитал, но и современные технологии, новая организация производства, развитый менеджмент.

Для успешного привлечения капиталовложений из-за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат, важнейшей составляющей которого выступает правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций. В юридической науке понятие «гарантия» традиционно определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством. В инвестиционном праве государственные гарантии в сфере инвестиционной деятельности рас-

УДК 341 К. Н. Нилов

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

сматриваются как «установленные на основании норм инвестиционного законодательства и международных соглашений обязательства государства в сфере правового обеспечения инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности собственности и фактической реализации прав инвесторов на своей территории» . А. Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимают создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений - независимо от субъективных причин - возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность . Н. Г. Доронина, придерживаясь аналогичной позиции, уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования .

Исследуя правовой режим инвестиционной деятельности, некоторые авторы приходят к выводу, что «существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных инвесторов» и «принцип национального режима в России должен быть дополнен системой реальных льгот и гарантий для иностранных инвесторов» . Тезис далеко не бесспорный, и вряд ли он может служить стратегической целью в сфере совершенствования законодательства о правовых гарантиях инвесторам.

Установление льготного режима хозяйствования характерно для развивающихся стран, для которых иностранный капитал выступает основным средством развития экономики. В подавляющем большинстве промышленно развитых стран нет специальных льгот для иностранных инвесторов. Речь идет о либерализации инвестиционных режимов и установлении единых правил и гарантий как для национальных, так и для иностранных инвесторов на основе общепризнанного принципа экономической недискриминации. Максимальная степень либерализации была достигнута в рамках Европейского союза - в его пределах создано и эффективно функционирует единое инвестиционное пространство . Задача России видится в создании для инвесторов таких же условий и гарантий инвестиционной деятельности, а в последующем, может быть, и во вхождении в это единое инвестиционное пространство.

Существующая же система правовых гарантий, установленных для иностранных инвесторов в России, представляется достаточно сложной и не вполне эффективной. Эта система имеет много уровней.

Во-первых, следует назвать международные конвенции и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с участием Российской Федерации, которые предусматривают соответствующие правовые гарантии для инвесторов.

Во-вторых, федеральные законы, устанавливающие общие гарантии для всех инвесторов (федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» ) и специальные гарантии для иностранных инвесторов (федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ).

В-третьих, нормы о соответствующих гарантиях для инвесторов содержатся в отдельных федеральных законах, регулирующих определенные виды инвестиционной деятельности. Например, такие нормы содержатся в федеральных законах от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» , от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др.

Кроме того, федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» (п. 2 ст. 3) предоставляет право субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 17 названного закона, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. И многие субъекты Российской Федерации этим правом воспользовались, включив в соответствующие законы нормы о гарантиях инвесторов.

Большое количество норм о гарантиях инвесторам не привело к соответствующему повышению эффективности правового регулирования. В законодательстве количество не всегда перерастает в качество. И законодательное закрепление гарантий инвесторов - тому подтверждение. С одной стороны, наблюдается дублирование норм о гарантиях в различных нормативных актах, а с другой - коллизии законодательства, когда инвестор одновременно отвечает критериям, установленным различными нормативными актами, в которых содержатся нормы о гарантиях. Это касается прежде всего иностранных инвесторов. Резонно ставится вопрос: «Целесообразно ли вообще иметь специальные законы, регулирующие только иностранные инвестиции, в то время как приняты законы, которые едиными нормами регулируют отдельные правовые формы инвестиций безотносительно к тому, иностранная или национальная компания является инвестором?» . Предлагается рассматривать национально-правовое регулирование инвестиций в России как осуществляемое общим законодательством , а следовательно, отказаться от установления специальных гарантий иностранным инвесторам. Достаточно установления для них национального режима на основе принципа экономической недискриминации, сохранив изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, как в федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О поряд-

ке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» .

Несмотря на немалое количество нормативных актов, содержащих нормы о гарантиях инвесторам, спектр имеющихся в российском законодательстве гарантий не столь уж и широк. Все они перечислены в федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РФ», который в нынешнем виде сводится лишь к регулированию отношений, связанных с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

При этом большинство из названных гарантий для иностранных инвесторов вряд ли можно отнести к реальным гарантиям, на что справедливо обращается внимание в юридической литературе . Например, в качестве гарантий в законе называется право иностранного инвестора «осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации» (ст. 6). Статья 13 предусматривает право приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги; ст. 14 говорит о возможности участия иностранных инвесторов в приватизации; ст. 15 содержит гарантию предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Все перечисленные юридические возможности вытекают из национального режима, предоставленного иностранным инвесторам, и закрепление их в качестве специальных гарантий не является столь уж необходимым. Иностранный инвестор в связи с распространением на него национального режима (не менее благоприятного, чем правовой режим деятельности российских инвесторов) уже наделен всеми перечисленными правами, и выделение их в качестве самостоятельных гарантий ничего нового для правового регулирования не дает. Или, например, гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора (ст. 10). Разве в отношении других инвесторов можно говорить о ненадлежащем разрешении споров? Думается, что нет.

Иностранные инвесторы первостепенное значение придают проблеме безопасности своих капиталовложений. Поэтому к числу гарантий, заслуживающих особого внимания, следует отнести гарантию компенсации при национализации и реквизиции имущества и гарантию от неблагоприятного изменения законодательства для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Статья 8 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает, что имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. Реальной гарантией, таким образом, является не запрет национализации, а полное возмещение убытков иностранным инвесторам в случае ее проведения.

Наличие такой гарантии следует рассматривать как стремление государства обеспечить максимальную сохранность собственности иностранных инвесторов и не принимать мер к ее принудительному изъятию. Вместе с тем Российская Федерация оставляет за собой право национализировать или изъять иным образом иностранные капиталовложения в определенных случаях. Такие действия - суверенное право государства, признанное в ряде международно-правовых документов. «Традиционная западная доктрина признает право государства на экспроприацию, но требует, чтобы она осуществлялась:

В общественных интересах;

На законном основании;

Без дискриминации;

Сопровождалась "быстрой, адекватной, эффективной компенсацией"» .

При этом сравнительный анализ соответствующих статей утратившего силу закона об иностранных инвестициях 1991 г. и ныне действующего закона свидетельствует, что в последнем отсутствует общепринятое в международном праве правило о возможной национализации только в случае, когда эта мера применяется в «общественных интересах», а также о «быстрой, адекватной и эффективной компенсации». Видимо, законодатель счел достаточным, что такого рода международные нормы и принципы предусмотрены в соглашениях Российской Федерации с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций . Но исходя из такой логики включение самой гарантии в закон следует признать излишним, поскольку названные положения содержатся и в указанных соглашениях.

В ранее действовавшем законе положения о том, что национализация возможна лишь в исключительных случаях, когда «эти меры принимаются в общественных интересах», о выплате «быстрой, адекватной и эффективной компенсации», содержались. Зачем нужно было от них отказываться - не совсем понятно. Во всяком случае, вряд ли это повышает качество правового регулирования. Особенно актуальной представляется необходимость указания на незамедлительную выплату компенсации, так как несвоевременная выплата несет существенные убытки иностранным инвесторам, включая упущенную выгоду. Кстати, новый закон в отличие от ранее действовавшего возмещение упущенной выгоды прямо не предусматривал и говорил лишь о возмещении других убытков, не раскрывая, что это значит.

Не менее важной и практически значимой гарантий для инвесторов считается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, именуемая в юридической литературе стабилизационной оговоркой (stabilization clause), или «дедушкиной оговоркой» (grandfather clause) . Анализ содержания норм, закрепляющих гарантии от неблагоприятного изменения законодательства, позволяет выделить два основных подхода, направленных на обеспечение прав инвесторов. В первом случае речь идет о неприменении в течение определенного времени новых нормативных актов в отношении соответствующих инвес-

торов (встречается чаще всего), а во втором - об изменении условий соглашений с инвестором (например, федеральные законы о концессионных соглашениях, о соглашениях о разделе продукции). Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» пошел по первому пути. Такой гарантии не было в ранее действовавшем законе об иностранных инвестициях 1991 г. Поэтому включение в текст закона стабилизационной оговорки можно расценить как важный шаг в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов от политической и экономической нестабильности.

Закон (ст. 9) устанавливает гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации при наличии ряда условий и с определенными ограничениями. Формулировка статьи представляется крайне неудачной. По справедливому замечанию Н. Н. Вознесенской, «данная статья являет собой яркий пример того, как не следует формулировать норму закона» .

В общем плане смысл гарантии заключается в неприменении в течение срока реализации приоритетного инвестиционного проекта (но не более 7 лет со дня начала финансирования такого проекта) новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (за некоторыми исключениями), а также изменений и дополнений к ним, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций. Но хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых, следует отметить, что аналогичная гарантия в отношении всех инвесторов, включая иностранных в связи с распространением на них национального режима, закреплена в п. 2 ст. 15 федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и закон об иностранных инвестициях лишь повторяет ее.

Во-вторых, неудачно ограничен круг лиц, которые попадают под действие названной гарантии. В приведенных нормах речь идет об инвесторах, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. При этом срок гарантии увязывается с периодом окупаемости такого проекта. Вместе с тем закон об иностранных инвестициях (абз. 2 п. 1 ст. 9) расширяет круг пользователей гарантии за счет любых коммерческих организаций, у которых доля иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале превышает 25 %, независимо от того, реализуют ли они приоритетный инвестиционный проект. Но тогда совершенно непонятно, в течение какого периода времени и каким образом такие хозяйствующие субъекты смогут воспользоваться названной гарантией.

В-третьих, эффективность гарантии снижается как за счет ограничения круга субъектов, на которые она распространяется, так и за счет установления многочисленных исключений, позволяющих отказать в праве на применение данной гарантии (по кругу нормативных актов, по сроку окупаемости инвестиционного проекта, по расчету совокупной налоговой нагрузки и т. д.).

Подводя итог, можно сделать вывод, что существующая система специальных гарантий для иностранных инвесторов неэффективна и нецелесообразна. Правовые гарантии инвестиционной деятельности не должны ставиться в зависимость от национальной принадлежности инвестора и должны быть одинаковыми для всех инвесторов.

Список литературы

1. Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право: учебнопрактическое пособие. М., 2006.

2. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.

3. Доронина Н. Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., 1993.

4. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: учебник. М., 2006.

5. Ковешников М. Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. М., 2001.

6. Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

7. Собрание законодательства РФ. 1999. №28. Ст. 3493.

8. Собрание законодательства РФ. 2005. №30. Ст. 3126.

9. Собрание законодательства РФ. 2005. №30. Ч. 2. Ст. 3127.

10. Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

11. Вознесенская Н. Н. К вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций в России // Государство и право. 2001. № 6. С. 81-88.

12. Юшкарев И. Ю. Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции // Юрист. 2006. № 12. С. 46-47.

13. Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.

14. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2002.

15. Силкин В. В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М., 2003.

Нилов Константин Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского права, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

Dr. Koinstantin N. Nilov, Associate Professor, head of the Department of Business Law, Immanuel Kant Baltic Federal University.

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона "Об иностранных инвестициях", заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом "Об иностранных инвестициях" №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях", субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 6 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).

Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.

Присутствующая в ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.

Пунктом 2 ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях" установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.

Статьей 13 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях"). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ "о рынке ценных бумаг".

В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности - может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.

Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.

Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.

Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона "Об инвестициях в форме капитальных вложений").

Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:

Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);

Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);

Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:

Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной - это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях"). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.

Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона "Об иностранных инвестициях"). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Наконец, Закон "Об иностранных инвестициях" предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона "Об иностранных инвестициях").

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

В. ТРАПЕЗНИКОВ
В. Трапезников, адвокат (г. Бирск, Республика Башкортостан).
В России действует ряд нормативно - правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.
Основополагающий акт - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Предмет регулирования этого Закона - отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких-либо общественно полезных целей.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на российской территории в виде не изъятых из оборота или не ограниченных в обороте объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Признак обязательности перевода капитала через границу России в определении иностранных инвестиций отсутствует. Источник получения средств при этом не имеет значения. Капитал вследствие принадлежности его иностранному инвестору является иностранным, и реинвестирование доходов, полученных в России, в объекты предпринимательской деятельности на ее территории признается иностранной инвестицией. Необходимо отметить, что Закон от 9 июля 1999 г. регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.
Закон от 9 июля 1999 г. регулирует в основном прямые иностранные инвестиции, к которым отнесены: приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале хозяйственного общества или товарищества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого в России; осуществление на территории России иностранным инвестором финансового лизинга.
В то же время на основании Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, ратифицированной Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г., к числу прямых инвестиций отнесены и такие договоры, заключаемые с иностранными инвесторами, как соглашение о разделе продукции, договоры об участии в проекте и разделе продукции, договоры об участии в управлении компании, договоры о строительстве под ключ, лицензионные соглашения, договоры целевого займа. С учетом положений ст. 15 Конституции РФ на данные виды иностранных инвестиций распространяются гарантии, предусмотренные Законом об иностранных инвестициях.
Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.
Необходимо отметить, что данные законы знаменуют собой новый этап правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Так, в ст. 25 Федерального закона "Об иностранных инвестициях" признается утратившим юридическую силу с 14 июля 1999 г. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятый в 1991 году. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" утрачивает силу Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" в части норм, противоречащих данному Федеральному закону.
При применении законодательства в этой сфере возникают различные проблемы.
Рассмотрим вопрос об одном из видов политического (некоммерческого) риска, который связан с нарушением беспрепятственного вывоза капитала. Представляется, что нарушение этой гарантии является скрытой формой принудительного изъятия государством иностранной собственности.
Юридическая гарантия является разновидностью социальных гарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Следовательно, юридические гарантии - правовые средства, обеспечивающие реализацию прав членов общества.
В юридической литературе гарантии подразделяются на общие и специальные. Специальные гарантии (собственно юридические) делятся на правовые и организационные.
Для анализа гарантии права иностранных инвесторов на перевод за границу законно полученных доходов необходимо взять за основу определение специальных (правовых) гарантий. Они отражаются в содержании норм, и основным требованием к ним является соответствие правовых норм общественным отношениям. Нормы права должны адекватно отражать реальные условия жизни и соответствовать нормам международного права по регулируемым вопросам и в целом не противоречить действующему законодательству.
Гарантия в гражданском праве - предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.
Какова же система гарантий иностранных инвестиций?
В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, закреплены в ст. ст. 5 - 17.
Статья 7 этого Закона содержит гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. В п. 1 ст. 7 подтверждаются права иностранных инвесторов на уступку права требования и перевод долга, предусмотренные в гл. 24 ГК ("Перемена лиц в обязательстве"). В п. 2 содержится еще одна существенная гарантия, заимствованная из Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 года: "После выплаты компенсации владельцу гарантии Агентству уступаются права или требования, связанные с гарантированными капиталовложениями, которые могут быть у владельца в отношении принимающей страны". Иначе говоря, если иностранное государство или его государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии от некоммерческого риска по договору страхования, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, к этому государству или государственному органу переходят права или уступаются требования иностранного инвестора на указанные инвестиции. В России такой переход прав после вступления в силу Закона, т.е. с 14 июля 1999 г., признается правомерным. В ст. 8 гарантируется компенсация при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, в ст. 11 говорится о гарантиях использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.
Многосторонние конвенции между Россией и другими государствами о поощрении и защите инвестиций имеют целью обеспечить в России с помощью правовых средств относительную стабильность экономических процессов, свободу движения капиталов, увеличение притока частного капитала. В конвенциях содержатся юридические гарантии от так называемых некоммерческих рисков. Эти соглашения выступают в качестве дополнительного фактора правовых гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности в России.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 9 июля 1999 г. иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на российской территории, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных от ликвидации иностранного юридического лица либо отчуждения инвестированного имущества; компенсаций, полученных при национализации, реквизиции имущества иностранного инвестора.
Частным случаем данной гарантии является гарантия права иностранного инвестора, осуществившего свой вклад в инвестиционный проект не деньгами, а имуществом или информацией в документальной форме либо в форме записей на электронных носителях, на беспрепятственный их вывоз за пределы России. Под беспрепятственным вывозом понимается неприменение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. квотирования и лицензирования.
Думается, при реализации данной гарантии на практике необходимо обратиться к указанию Центрального банка РФ от 8 октября 1999 г. "О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций", вступившему в силу с 13 октября 1999 г. Согласно данному документу зачисление иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли в уставном капитале резидента, не требует разрешения Центрального банка РФ. Возврат средств, ранее поступивших от нерезидента в оплату доли (вклада) в уставный (складочный) капитал юридического лица - резидента, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) осуществляется в рублях на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке, в соответствии с валютным законодательством России.
Думается, данный акт Банка России ограничивает права иностранных инвесторов, в частности гарантию права на свободное использование своих доходов, сумм, полученных в иностранной валюте.
Во-первых, в п. 1 ст. 11 Закона от 9 июля 1999 г. установлено, что иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы России правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Там дан перечень правомерно полученных доходов иностранного инвестора, который является открытым и поэтому подлежит расширительному толкованию. Поскольку средства, поступившие от иностранного инвестора в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, являются одной из форм прямых инвестиций, то в соответствии со ст. 2 Закона от 9 июля 1999 г. при условии приобретения не менее 10% доли в уставном капитале юридического лица в форме хозяйственного общества или товарищества данный вид прямых иностранных инвестиций должен подпадать под гарантию, установленную этим Законом.
Во-вторых, Закон от 9 июля 1999 г. вступил в силу 14 июля 1999 г. (т.е. со дня официального опубликования). Указание же Центрального банка РФ вступило в силу с 13 октября 1999 г. По общему правилу действие нормативно - правовых актов распространяется на те общественные отношения, которые возникли после вступления этих актов в законную силу. Так как Закон от 9 июля 1999 г. вступил в силу ранее указания Центрального банка РФ, то при рассмотрении конкретных дел он и должен применяться (не говоря уже о том, что Закон имеет более высокую юридическую силу, чем указание Центрального банка РФ).
В-третьих, в проблематике международного страхования инвестиций центральным является вопрос о перечне страховых рисков. В настоящее время действует уже упомянутая универсальная международная межправительственная организация, занимающаяся страхованием инвестиций в развивающихся странах, - Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).
В ст. 11 Сеульской конвенции 1985 года указаны виды некоммерческих (политических) рисков. Одним из них является риск экспроприации или аналогичных мер. Экспроприацией или аналогичными ей мерами признается любое законодательное или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего государства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от таких капиталовложений. Данное определение охватывает в том числе и случаи "ползучей национализации", т.е. когда государство, не лишая прямо иностранного инвестора его прав собственника путем применения различных мер, фактически лишает его контроля над инвестициями и превращает его права в фикцию.
Таким образом, запрет на возврат средств, ранее поступивших от нерезидента в уставный капитал юридического лица - резидента в иностранной валюте, квалифицируется в международном праве как один из видов политического риска - риска экспроприации или аналогичных мер.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР"
ЗАКОН РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1
"ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РСФСР"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.02.1999 N 39-ФЗ
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ"
(принят ГД ФС РФ 15.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 160-ФЗ
"ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 08.10.1999 N 660-У
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ
И ВОЗВРАТОМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ"
"КОНВЕНЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МНОГОСТОРОННЕГО АГЕНТСТВА ПО ГАРАНТИЯМ
ИНВЕСТИЦИЙ"
(вместе с "ГАРАНТИЯМИ СПОНСОРСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО
СТАТЬЕЙ 24", "УРЕГУЛИРОВАНИЕМ СПОРОВ МЕЖДУ ЧЛЕНОМ И АГЕНТСТВОМ ПО
СТАТЬЕ 57" и "КОММЕНТАРИЕМ К КОНВЕНЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ...")
(Заключена в г. Сеуле в 1985 г.)
Российская юстиция, N 12, 2001

Государство воздействует на инвестиционные отношения посредством экономических и административных методов, в основе которых находится механизм гарантирования инвестиций. Основу правового регулирования инвестиционных отношений составляют государственные гарантии прав инвесторов, которые призваны обеспечить надлежащую защиту инвестиций в случае нарушения интересов собственников в ходе осуществления инвестиционной деятельности. При этом государство, как правило, гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.
Сущность правовой политики государства в сфере иностранных инвестиций состоит в создании правовых условий и гарантий инвесторам-собственникам, а также в определении соответствующих организационно-правовых форм инвестирования. Это и является характерной особенностью регулирования инвестиционных отношений - отношений собственности, о чем свидетельствуют национальное и международное право. Именно в национальном праве - как в специальных нормативных актах, например, в законодательстве об иностранных инвестициях, так и в нормативных актах общего характера (гражданское, торговое, финансовое, банковское, таможенное законодательство) содержатся нормы, определяющие его правовые формы.
Согласно нормам действующего инвестиционного законодательства РФ осуществление инвестиционной деятельности может быть приостановлено лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушений. А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность. Н.Г. Доронина также придерживается аналогичной позиции, при этом уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования. Таким образом, существо гарантий, предоставляемых инвесторам национальным законодательством, состоит в том, чтобы не нарушать их права и обеспечить их реализацию.
Особенность этих гарантий заключается в том, что они исходят от самого государства, принимающего капитал. Государство принимает на себя обязательство совершить по отношению к инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих его права и законные интересы.
Под институтом гарантий в инвестиционных отношениях также понимают совокупность норм, которые, в зависимости от их функциональной направленности, подразделяются на несколько групп: посвященные вопросам предоставления льгот инвесторам; регулирующие вопросы страхования инвестиций; посвященные урегулированию инвестиционных споров между инвестором и государством. При этом нормы национального инвестиционного права должны адекватно отражать реальные условия функционирования инвестиционной деятельности, соответствовать нормам международного права. Суть механизма государственного гарантирования, как справедливо замечают И.З. Фархутдинов и В.А. Трапезников, составляют конкретные обязательства государства по обеспечению сохранности собственности инвестора.
Обеспечение сохранности права собственности является предпосылкой для реализации правомочий инвестора. Крайне важно то, что права инвестора закрепляются в национальном законодательстве, где регулируются условия допуска и функционирования собственности. При этом права инвестора должны быть не просто продекларированы, но и могли быть фактически реализованы. Государство - реципиент собственности - должно обеспечить реализацию прав инвестора, закрепленных в нормах инвестиционного права. Объект гарантирования составляют обязательства, т.е. права инвестора и обязанности государства, закрепленные в норме инвестиционного права, по отношению к иностранному инвестору. При этом обязанности государства всегда должны быть условием и средством превращения юридической возможности, заложенной в норме в фактическую действительность.
Таким образом, государственные гарантии в сфере инвестиционной деятельности - это установленные на основании норм инвестиционного законодательства и международных соглашений обязательства государства в сфере правового обеспечения инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности собственности и фактической реализации прав инвесторов на своей территории.
Юридические гарантии прав инвесторов, закрепленные в отечественном законодательстве, могут быть классифицированы по содержанию. Эта классификация включает в себя: гарантию сохранения действия законодательства; гарантию от национализации и реквизиции; гарантию при прекращении инвестиционной деятельности; гарантию перевода компенсации при национализации, реквизиции; компенсации при возмещении убытков; гарантию, касающуюся разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций; гарантию возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками; гарантию возможности реинвестирования дохода.
Д.К. Лабин справедливо выделяет в качестве особенной практики модельный двусторонний инвестиционный договор 2004 г. США, в котором помимо вышеперечисленных гарантий, устанавливается гарантия предоставления минимального стандарта. При этом минимальный стандарт не расширяет права инвесторов и не предоставляет инвесторам новых прав, а лишь обеспечивает то, что режим справедливого и равного отношения включает в себя обязательство не отказывать в правосудии в рамах уголовно-правового, гражданско-правового, и административного процесса, основанного на надлежащей правовой процедуре, известной в большинстве правовых систем мира.
Юридические гарантии могут быть классифицированы по уровню их закрепления на законодательные и международно-правовые. В системе гарантий прав инвесторов можно выделить два вида: правовые и организационные. Правовые гарантии отражаются в содержании норм инвестиционного права, в свою очередь, организационные гарантии реализуются в определенных формах правовой деятельности, направленных на обеспечение реализации прав инвесторов. Прежде всего, сюда относятся такие способы организации общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности, как: деятельность государственных органов по обеспечению законности в сфере своей деятельности; деятельность физических и юридических лиц по защите своих прав и законных интересов законными средствами и выполнению своих юридических обязанностей.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит полный перечень государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам: гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации (ст. 9); гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5); гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества и по странного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8); гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11); гарантия беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации (в документальной и электронной формах), вывезенных на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12); гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу (ст. 7); гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13); гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14); гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15); гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10).
Однако Закон об иностранных инвестициях вызывает критические замечания, как у инвесторов, так и у зарубежных и отечественных юристов. Некоторые основные положения этого закона сформулированы, по мнению автора, недостаточно четко, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования и нуждающихся в особом урегулировании. Также в законе не упоминается о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции.
Для законодательства в области регулирования иностранных инвестиций общим и характерным началом остается одно: режим иностранных инвестиций - это регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях чужого государства. Это означает, что правовое положение иностранного инвестора на территории чужого государства всегда остается уязвимым, независимо от конкретной общественно-политической обстановки на конкретном этапе развития того или иного государства. Уязвимость иностранного инвестора, осуществляющего свою деятельность в чужом государстве, происходит вследствие его подчиненности юрисдикции государства, принимающего инвестиции. Именно вследствие такой уязвимости иностранного инвестора важная задача инвестиционного законодательства - установление четких и ясных правил, которые исключали бы малейшую возможность проявления произвола со стороны властей или же принятия мер, носящих дискриминационный характер. Другими словами, законодательство об иностранных инвестициях в равной мере направлено на регулирование действий иностранных инвесторов и самого государства, принимающего иностранные инвестиции.
Издание специальных норм, регулирующих иностранные инвестиции, необходимо для того, чтобы иностранный инвестор мог заранее рассчитать возможные убытки, которые могут возникнуть в результате принятия тех или иных мер органами государства, принимающего иностранные инвестиции, и принять обоснованное решение относительно перспектив и разумной доли риска инвестирования капитала в экономику того или иного государства.
Осуществление гарантий инвестиционной деятельности теснейшим образом связано с развитием российского законодательства по проблемам иммунитета иностранного государства. В настоящее время исследователи справедливо констатируют, что российское законодательство, хотя и не последовательно, переело на позиции теории функционального иммунитета.
Повседневная практика ведения внешнеэкономической деятельности показывает, что Россия все чаще соглашается на подчинение юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета. Для защиты интересов физических и юридических лиц, вступающих в частноправовые отношения иностранным государством, необходимо принять федеральный закон, который базировался бы на теории функционального иммунитета. Еще в 2000 году под эгидой Центра торговой политики и права был разработан проект такого федерального закона, однако он до сих пор не принят.
В конвенционной практике государств в последнее время предпринимаются попытки найти компромиссное решение проблемы юрисдикционного иммунитета. Как известно, в 1976 году вступила в силу Европейская конвенция об иммунитете государств, устанавливающая общие правила, касающиеся пределов иммунитета государств в юрисдикции судов иностранных государств. Свой подход к решению указанной проблемы предложил специальный комитет ООН по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности в 2004 году, подготовив проект Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Международная конвенция призвана усилить верховенство права и повысить степень определенности и ответственности в отношениях государств с физическими и юридическими лицами (в том числе и с иностранными инвесторами).
Важную роль в правовой защите иностранных инвестиций играют гарантии от применения всякого рода принудительных мер. В теории и практике международного инвестиционного права выделяется определение таких элементов, как национализация, реквизиция, конфискация, и экспроприация.
Считается, что особо опасна для любого инвестора национализация возможность отчуждения его собственности государством. С точки зрения известных юристов-международников национализация иностранной собственности представляет одну из главных проблем инвестиционного права, да и международного права в целом. Кстати, Советская России была первым государством, которое, как пишет Дж. Уайт, ввело в обиход совершенно незнакомое в то время слово «национализация».
Статья 235 ГК РФ определила национализацию как «обращение в государственную собственность имущества, находящегося и собственности граждан и юридических лиц», с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.С позиций российского национального законодательства национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенныеимущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (право участия в делах и капиталах) у государства с целью обеспечения государством функциональности соответствующего вектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.).
Анализ статей закона об иностранных инвестициях, свидетельствует об отсутствии общепринятого в международном праве правила о возможной национализации только в случае, когда эта мера применяется «в общественных интересах», а также о «быстрой, адекватной и эффективной компенсации». Видимо, законодатель счел достаточным, что такого рода международные нормы и принципы предусмотрены в соглашениях Российской Федерации с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в национальном инвестиционном законодательстве России, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации, в том числе и процессуальный механизм реализации гарантий. Однако исключительная важность правовой политики государства в сфере государственных гарантий состоит в том, что государство, в лице своих органов устанавливая их для инвесторов, создает им условия для беспрепятственной реализации прав и законных интересов, что является основой правового обеспечения инвестиционной деятельности.
Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

В России действует ряд нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких?либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями части 4 ст. 15 Конституции международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Для успешного привлечения капиталовложений из?за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат. Важнейшей составляющей последнего является законодательное регулирование, развивающее и охраняющее инвестиционные отношения, в том числе устанавливающее правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

уверенность в осуществлении своего права;

возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации .

Гарантии прав иностранных инвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно – правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих законные права и интересы инвестора. Не случайно согласно преамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».

В вышеупомянутом Федеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условия допуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах и обязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий его функционирования; ничего не говорится об органе, который решает вопрос о допуске конкретного инвестора, и т. д. Данный правовой акт ограничен: как указано в статье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации».

В нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов. Данная система состоит из следующих видов гарантий:

– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 5);

– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);

– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

– гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7)

– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);

– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10).

Система государственных гарантий характеризуется рядом особенностей.

Во – первых, в Законе об иностранных инвестициях присутствуют гарантии, сформулированные в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Например, к ним относятся гарантия получения адекватной компенсации в случае национализации и реквизиции иностранных инвестиций, гарантия разрешения инвестиционных споров, включая международно – правовые средства их разрешения, гарантия перевода прибыли и сумм компенсации за рубеж. Но имеются и отличия.

Например, гарантия возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, закрепленная пунктом 2 ст. 5 Закона об иностранных инвестициях, отличается от аналогичной нормы пункта 2 ст. 7 Закона 1991 г. формулировкой нормы.

Во – вторых, необходимо отметить закрепление новых гарантий прав иностранных инвесторов. Речь прежде всего идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения российского законодательства, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, действие которой распространяется на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Важнейшее нововведение представляет собой норма статьи 7 Закона об иностранных инвестициях, которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровне зафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Таким образом, можно сделать вывод, что формальное увеличение числа предоставляемых иностранному инвестору гарантий по сравнению с Законом 1991 г. не послужило значительному укреплению и совершенствованию правового механизма гарантирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанный механизм по – прежнему глубже разработан в международных двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите инвестиций .

Усиление правовой защиты иностранных инвестиций – важнейшая задача при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им экономической и политической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, которые вкладывают свои капиталы в экономику страны. Прежде всего, это гарантии от ухудшения условий хозяйствования. На основе этих гарантий осуществляется приток иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он должен быть уверен, что, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому?то определенному соглашению, любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал. Запрет на введение изменений, которые ухудшают оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, и получил наименование «дедушкина оговорка», о которой упоминалось выше.

Закон РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г. не предусматривал гарантии от изменения законодательства в виде стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки. Попытка ввести стабилизационную оговорку в действие на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась, поскольку стабилизационная оговорка, предусмотренная Указом (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных предприятий (кроме обеспечивающих более льготные условия их деятельности), не применяются в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов), во – первых, могла действовать лишь на уровне нижестоящих нормативных актов (постановлений правительства, актов других федеральных органов исполнительной власти, актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления), но не на уровне федеральных законов, на котором и принимаются законодательные акты, способные серьезно ухудшить положение инвесторов (акты налогового, валютного, таможенного законодательства), во – вторых, правоприменительная практика ограничила действие Указа только нормативными актами, изменяющими специальные условия функционирования совместных предприятий, а нормативные акты, имеющие общее применение, в том числе по вопросам налогообложения, под его действие не подпали. На практике данный Указ не нашел применения в силу общей политической и экономической нестабильности в стране.

Позитивным явилось то, что Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» попытался утвердить стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Закон предусматривает, что «в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Особенное значение имеет норма статьи 9 Закона об иностранных инвестициях, впервые вводящая на уровне закона гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, включение в текст Закона стабилизационной оговорки – важный шаг в развитии законодательства об иностранных инвестициях в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов перед лицом политической и экономической нестабильности в России.

В соответствии с гарантией от изменения законодательства стабилизационной период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Новый Закон дает поручение Правительству Российской Федерации определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. Но, по мнению специалистов, это сделать трудно, поскольку срок окупаемости инвестиционного проекта является частью индивидуальной характеристики конкретного проекта. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., Правительство Российской Федерации может продлить этот срок. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства предоставляется в отношении новых федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в соответствии с российским законодательством – имеются в виду компенсационные, антидемпинговые, специальные пошлины; ст. 7 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») и федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Гарантия стабильности законодательства предоставляется также в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства В вопросе закрепления гарантий для иностранных инвесторов на первый план выходят двусторонние соглашения о

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

34. Общая характеристика родительских прав и обязанностей Конвенция о правах ребенка закрепляет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. В

Из книги Права авторов литературных произведений автора Камышев В Г

Глава I. Общая характеристика личных неимущественных и имущественных прав автора Печать играет важную роль в выполнении задач коммунистического строительства, поставленных перед советским народом Программой КПСС. Произведения политической, научной, учебной,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ Иностранные инвесторы – физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к иностранным

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

§ 1 Общая характеристика прав, связанных с участием в юридическом лице Последнее десятилетие наглядно показало устойчивое развитие в нашей стране рыночных отношений. В связи с закреплением в законодательстве института частной собственности, расширением круга

Из книги Экзамен на адвоката автора

§ 1 Общая характеристика предприятия как объекта прав Понятие «предприятие» в русском языке принято употреблять в двух значениях: как производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская) либо задуманное, предпринятое кем?нибудь дело, включающее в себя

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

§ 2 Общая характеристика земельного участка как объекта прав В соответствии с частью 1 ст. 9 Конституции и пунктом 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земля является основой жизни и деятельности человека, имеет важное экологическое, экономическое и социальное

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого

Из книги автора

Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав

Из книги автора

1. Общая характеристика Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели

Из книги автора

1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.Специфику

Из книги автора

1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода - пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.).При всем

Из книги автора

1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия,

Из книги автора

1. Общая характеристика В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция,