Некоторые налоги по своей экономической природе достаточно специфичны и скорее напоминают цены К этой категории особенно близка государственная пошлина.
Пошлина - плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида
услуг.
Например, государство берет с россиян пошлину за. оформление свидетельств о браке и рождении детей; выполнение процедуры расторжения брака; подтверждение права на получение наследства, принятие жалобы к рассмотрению в суде и т. п.
Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов на рынке. В форме пошлины взимаются с иностранных и российских фирм налоги и за право ввоза и продажи на территории России товаров иностранного производства.
Масштаб налоговых изъятий Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.
С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально не защищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.
С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что, чем сильнее налоговый гнет на экономику, тем хуже она развивается.
Проблема уровней налогообложения чрезвычайно остра и для России. Нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменить налоги и способы их сбора. Споры идут прежде всего об общем уровне налогообложения.
Многие российские предприниматели, экономисты, политики считают, что уровень налогообложения в нашей стране чрезмерно высок и это убивает у людей стимулы к труду и предпринимательской деятельности. Действительно, сейчас в нашей стране отношение налогов к сумме готового производства товаров и услуг составляет около 40%. Это довольно много по международным меркам, хотя и не является мировым рекордом: например, в Дании аналогичный показатель составляет 49%, а в Швеции - 57%.
Критике подвергаются и ставки конкретных налогов, например налога на добавленную стоимость, пошлин на ввозимое в Россию продовольствие, акцизов на алкогольные напитки, специального налога на поддержку сельского хозяйства и т. д.
9 2085
За каждой из таких дискуссий - противоречивые интересы различных групп общества.
Например, представители аграрного сектора постоянно требуют увеличения пошлин на ввозимое в Россию продовольствие. Взимание таких пошлин делает импортные продукты питания более дорогими, а значит - падают спрос на них и доходы фирм-импортеров. Это, естественно, облегчает сбыт продовольствия отечественного производства.
Ho против таких повышенных пошлин столь же резко выступают мэры Москвы и Санкт-Петербурга. Их заботит продовольственное снабжение этих огромных городов, и они хорошо помнят, как всегда трудно было эту задачу решать только с помощью отечественных производителей. Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточено огромное количество фирм-импортеров продовольствия. И если эти фирмы будут успешно вести свои дела, то с них можно будет взять большие местные налоги - те, что идут прямиком в городской бюджет.
Это значит, что система налогов всегда формируется как компромисс между интересами различных групп общества, а также между интересами страны в целом и ее отдельных регионов.
Именно поэтому не существует однозначных правил построения налоговых систем, хотя экономической науке известно немало проверенных вековой практикой принципов налоговой политики. Ho каждая страна использует эти принципы по-своему, в зависимости от стоящих перед нею задач.
Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.
Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.
Виды расходов бюджета:
Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.
Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.
Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.
Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.
На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.
К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.
Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.
Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.
Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.
Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.
Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.
Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:
Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.
Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.
Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.
Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).
Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.
Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.
Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.
Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).
Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:
Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.
Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.
Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.
В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.
В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.
Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.
Главное звено в бюджетной системе -- это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации. В соответствии с классификацией расходов, приведенной в п. 3.2.3, наиболее важными признаками классификации расходов являются признаки уровня бюджетных расходов (федерального, регионального, местного) и экономического содержания бюджетных расходов. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:
Трансферты для финансовой поддержки субъектов РФ выделяются из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого из средств федерального бюджета. Трансферты выделяются для покрытия текущих расходов и не влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций. Право на получение трансфертов представляется субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых достигают установленного минимального уровня.
Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат:
Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются:
Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.
В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления и лимиты бюджетного кредита. К отчету об использовании бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Бюджетные кредиты могут быть процентные и беспроцентные. Они предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом.
Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, не имеющим простроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам на возвратной основе. Получатели бюджетного кредита на договорной основе берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.
Бюджетная ссуда представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда расширяет возможности перераспределения денежных средств в рамках бюджетной системы. За счет ссуд покрываются временные потребности территориального образования в денежных средствах в моменты между поступлениями доходов в бюджет.
Субвенции -- это бюджетные средства, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам в целях выравнивания бюджетной обеспеченности минимальных уровней территориальных образований.
Субсидии -- бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.
Субвенции и субсидии юридическим лицам, которые не являются государственными и муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и предпринимателями, представляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного бюджета в соответствии с федеральным и региональными целевыми программами на условиях и в порядке, определенном федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете или решениями представительных органов местного самоуправления соответственно. При нецелевом использовании или не использовании в установленные сроки субвенции и субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Капитальные расходы бюджетов -- это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. В составе капитальных расходов формируется бюджет развития.
Бюджет развития является составной частью бюджета, обеспечивающего целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающего механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. Бюджет развития используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Он формируется за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также за счет части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.
Бюджетные инвестиции предусматриваются соответствующими бюджетами в интересах реализации федеральных и региональных целевых программ.
Федеральные целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкционных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение государственных задач и реализацию структурной политики государства.
Минэкономразвития РФ совместно с Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомостями готовят предложения по решению конкретных проблем программными методами на федеральном уровне и направляют их в Правительство РФ. Правительство РФ по данным Минэкономразвития РФ принимает решение на разработку соответствующей целевой программы, определяет сроки ее реализации, заказчика, выделяет ресурсы и направляет программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ.
Финансирование федеральных целевых программ осуществляется по целевому принципу в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню федеральных целевых программ. Перечисление средств федерального бюджета на счета распределителей производится органами Федерального казначейства на основании реестров по перечню расходов.
Финансирование капитальных вложений по федеральным целевым программам осуществляется в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Перечисление средств на бюджетные счета заказчиков осуществляется на основе решений, принятых исполнительными органами власти субъектов РФ.
Финансирование других расходов из федерального бюджета осуществляется в пределах выделенных министерствам и ведомствам средств на основании реестров.
Отчеты об использовании средств федерального бюджета на федеральные целевые программы представляются получателями средств органам Федерального казначейства в установленные законом сроки. Казначейство, в свою очередь, представляет отчет Минфину России.
Кроме того, бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, на условиях эквивалентной части уставных капиталов и имущества участников (сторон).
Механизм финансирования государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета на возвратной основе может характеризоваться следующим: заемщик, победивший в конкурсе на предоставление государственных инвестиционных расходов за счет средств бюджета развития, проводит тендер среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации целевой программы. По результатам тендера составляется график платежей, который доводится до банка-агента. Минэкономразвития РФ по результатам тендера заключает договор с победителем на осуществление функции банка-агента по расчетно-кассовому обслуживанию специального счета с особым режимом. Спецсчет открывается Минэкономразвития РФ в банке-агенте для аккумулирования средств, необходимых для реализации программы, на победителя конкурса. На счет бюджетные средства поступают в соответствии с графиком и согласно графику расходуются по этапам реализации программы (проекта).
Планирование бюджетных расходов на реализацию программ социально-экономического развития осуществляется программно-целевым или нормативным методом.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с целевыми программами, разработанными в соответствии с бюджетной политикой государства. Данный метод обеспечивает единый подход к формированию и рациональному распределению финансовых ресурсов фондов по конкретным программам и проектам, их концентрацию и целевое использование, что способствует более эффективному освоению бюджетных средств. В основу расчета смет бюджетных учреждений положены объемные показатели деятельности (число граждан, групп, коек, учащихся, классов и т. д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется при планировании средств на выделение финансов на реализацию мероприятий на основании смет бюджетных учреждений в соответствии с нормами, установленными законодательными актами. В качестве норм выступают: нормы расходов на питание и обеспечение медицинскими препаратами, ставки заработной платы, пенсий, стипендий и т. д. В смете бюджетного учреждения отражаются:
Система финансирования расходов представляет собой объективное финансово-экономическое явление. Это, прежде всего, совокупность процессов финансирования денежных расходов предприятий и организаций. Она предстает как набор методов и инструментов покрытия части существующих в хозяйстве денежных и финансовых потребностей. При этом следует иметь в виду, что атрибут эффективности автоматически не свойственен такой совокупности.
Эффективность применяемой системы финансирования на предприятиях и в организациях выступает функцией качества управления финансами в реальных финансово-экономических условиях и возможностях в конкретном сегменте рынка. Общие условия финансирования, методы, способы, инструменты его осуществления регулируются государством и действующим финансовым и банковским законодательством. Они предоставляют предприятиям, фирмам, компаниям возможность выбора установленных коридоров действий для покрытия своих разнообразных потребностей в порядке произведения денежного расхода.
Процессы финансирования в хозяйстве выступают в качестве наиболее устойчивых денежно-финансовых форм в экономике. Фундаментальные основы такой устойчивости связаны с существованием товарно-денежных отношений и объективным движением денежной формы стоимости между субъектами хозяйствования. Для того чтобы иметь - надо тратить. Иметь больше - значит больше и эффективнее тратить. Денежная трата и есть процесс финансирования. Система финансирования выступает как система финансирования потребностей в расширенном воспроизводстве и социального развития. Это система, в которой все возникающие потребности получают количественное денежное выражение. Таким количественно выраженным потребностям всегда противостоят денежные расходы, которые могут удовлетворять возникающие потребности или не обеспечивать их в полной мере.
Существуют три основных разновидности или типа процесса финансирования денежных расходов предприятий и организаций. Они соответствуют следующим направлениям денежных расходов: финансирование текущих финансовых потребностей производства и ведения другого бизнеса; финансирование капитальных вложений; финансирование единовременных денежных затрат, связанных с вложениями денежных средств и финансовых ресурсов. Все денежные расходы любого предприятия, фирмы, компании, осуществляемые ими в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности, подпадают под эти виды расходов. Структура таких денежных расходов будет неодинакова, например, у промышленного предприятия и финансовой компании, у торговой организации и сельскохозяйственного производителя.
Система финансирования расходов предприятия, фирмы, компании представляет собой логическое продолжение существующих процессов формирования и распределения денежных средств и финансовых ресурсов. Формирование, распределение и финансирование выступают как объединенные и неразрывные процессы движения денежной формы стоимости. Все они обладают спецификой.
Специфика процесса формирования состоит в создании и мобилизации предприятием денежного дохода и иного поступления в свое распоряжение. Процесса денежного распределения - в обеспечении движения сформированного дохода и поступления на основе фондовой и не фондовой форм распределения. В основе любой системы финансирования денежных расходов также лежит обеспечение специфического движения денежной формы стоимости. Специфика эта состоит в покрытии денежного расхода мобилизованным источником его финансирования.
Денежные расходы предприятий и организаций могут быть целевыми и не целевыми. Следовательно, и процессы финансирования могут быть подразделены по этому признаку. Целевым далеко не всегда выступает и может быть признан просто расход денежных средств на определенные цели. В таком понимании все расходы предприятий и организаций начинают выступать как целевые. Основными и необходимыми признаками истинно целевого расхода денежных средств выступают: соответствие вида источника финансирования расхода запланированному; соответствие объема направляемого источника запланированному; соответствие реального использования, направленного источника запланированным расходам, подлежащим покрытию за счет него.
Важным признаком нецелевого использования источника финансирования выступает его неиспользование, т.е. не полное освоение выделенного источника финансирования. Оно равнозначно в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций отвлечению запланированного финансирования из данного запланированного расхода в другие их виды. В зависимости от существующего порядка финансирования на предприятии, фирме, компании покрытие денежного расхода источником может быть плановым и внеплановым. По степени полноты удовлетворения денежных потребностей в финансировании расходов покрытие может быть полным и частичным. По временному признаку финансирование подразделяется на постоянное и временное на период завершения процесса полного покрытия расхода. В зависимости от источника покрытия расходов финансирование предстает как коммерческое (хозрасчетное), бюджетное, внебюджетное.
Коммерческое финансирование денежных расходов предприятия, фирмы, компании подразделяется на финансирование за счет созданных, мобилизованных в распоряжение собственных источников и заемных денежных средств, мобилизуемых в кредитной системе, коммерческой среде, на фондовом рынке. Правильно выделяемые в учебной литературе, так называемые привлеченные средства предприятий и организаций, в зависимости от условий такого привлечения в хозяйственный оборот в принципе подпадают под группы собственных, или заемных денежных средств.
По применяемым методам покрытия денежных расходов финансирование выступает как прямое и косвенное. Прямое финансирование представляет собой процесс непосредственного отпуска денежных средств на покрытие денежного расхода. По технике своего осуществления такое финансирование делится на лимитное и безлимитное. Финансирование в пределах установленного лимита - основа упорядоченно планового управления финансами. Безлимитное финансирование есть финансирование в пределах наличия источника и в меру существующих потребностей, признанных предприятием, фирмой, компанией к целесообразному покрытию. Косвенное финансирование подразделяется на финансирование предприятий, фирм, компаний налогами и другими обязательными платежами, и финансирование смежных предприятий и организаций, отраслей и народнохозяйственных комплексов. В рыночной экономике косвенное финансирование осуществляется платежами в бюджет и финансированием по поддержке производителя из бюджетной системы и других государственных фондов.
Отпуск денежных средств и финансовых ресурсов на финансирование затрат и расходов может осуществляться по-разному: в пределах лимита расхода, установленного на период; в размерах установленного лимита; в пределах утвержденных плановых сумм финансирования; в размере суммы, предусмотренной в финансовом плане, или вытекающем из него плане финансирования мероприятия. Различие финансирования в размерах, и в пределах плановых сумм (лимитов) осуществления расходов состоит в степени освоения выделяемых объемов финансирования на покрытие денежного расхода.
Освоить выделенные суммы - значит обеспечить их своевременное получение или мобилизацию с последующим целевым направлением на покрытие денежного расхода в размерах утвержденного плана или лимита. Финансирование в пределах лимита или плана следует отличать от частичного финансирования денежного расхода на проведение мероприятия. Первое - изначально осуществляется при наличии источника в размерах достаточном для полного покрытия денежного расхода и по мере необходимости. Частичное финансирование есть финансирование при отсутствии источника для полного покрытия расхода.
Предприятия и организации финансируют свои затраты и расходы при участии и без участия кредитной системы. Сам процесс кредитования предприятий и организаций коммерческими банками, взятый в целом, не есть непосредственно финансирование расходов коммерческих структур. Это выделение части кредитных ресурсов коммерческого банка предприятию на определенные цели и, как правило, при наличии обеспечения кредита. Кредитование может смыкаться с финансированием расходов и мероприятий при использовании, например, технологии открытия предприятию, фирме, компании кредитной линии, когда они в заранее установленном режиме могут оплачивать предъявляемые расходные документы, но не распоряжаться кредитом, как таковым.
Также как системы формирования и распределения денежных доходов и поступлений, система финансирования расходов предприятия, фирмы, компании выступает в качестве режимной системы. Это означает, что они регулируются. При этом, особенность такого регулирования состоит в практически повсеместно проявляющемся принципе двойного регулирования: со стороны законодательства и иных решений государственных органов управления, а также со стороны самого предприятия (организации). Другой важной особенностью системы финансирования выступает обязательное наличие для успешного его осуществления денежно-финансовой инфраструктуры. Третьей особенностью выступает ранжирование распорядителей кредитов или денежных средств по правомочиям в осуществлении денежных расходов организации.
Система финансирования расходов предприятия, фирмы, компании включает в свой состав: расчетные рублевые, текущие валютные счета по финансированию расходов, открытые предприятиями и организациями в кредитных учреждениях; специальные, вспомогательные; транзитные, лицевые счета в учреждениях и организациях, в том числе кредитных, оказывающих расчетные, учетные услуги, выполняющие функции дилера, брокера, депозитарные функции; лицевые счета по учету и контролю за движением средств, расходуемых предприятием в установленном порядке на месте за счет внебюджетных фондов пенсионного, социального, медицинского страхования; установленный законодательством и банковской системой режим документального оформления и использования денежных средств на счетах; установленный предприятием, фирмой, компанией внутренний режим документального оформления и использования денежных средств и других активов, хранящихся или числящихся на счетах.
В целом вся система финансирования в любом государстве может условно быть подразделена на рублевую и валютную ее части. С точки зрения организации процесса покрытия денежного расхода, они едины и взаимосвязаны, поскольку базируются на общих принципах. Основой организации и осуществления финансирования на предприятиях, в фирмах и компаниях выступает плановый режим использования денежных средств и финансовых ресурсов. Это означает не то, что все текущие и единовременные денежные расходы финансируются по плану. Это означает, что все финансовые ресурсы и денежные средства подлежат учету в ходе финансового планирования, осуществления отдельных планово-прогнозных расчетов, а значительная и большая часть из них финансируются в пределах, или в размере планово определенных, часто утвержденных сумм. Другое положение дел в области финансирования расходов свидетельствует об отсутствии системы управления оборотом денежных средств и финансовых ресурсов на предприятии, характеризует низкий профессиональный уровень финансовой работы, что закономерно приводит к негативным последствиям в финансовом обеспечении расходов и эффективности их осуществления.
Методы финансирования есть способы предоставления или отпуска денежных средств. Они в хозяйственной практике часто смыкаются с методами финансового обеспечения расходов предприятий, фирм, компаний. При отсутствии достаточных сумм оборотных средств, амортизации и прибыли финансирование расходов может осуществляться в системе мероприятий, обеспечивающих не только собственно покрытие запланированного расхода, но и одновременное возникновение источника финансирования для такого покрытия.
Финансирование как режимный отпуск денежных и финансовых ресурсов существует в хозяйственной практике как самостоятельное проявление финансов предприятий и организаций. Методы такого режимного финансирования применяются и существуют автономно. Это своего рода "чистое" финансирование. Оно всегда выступает как денежное, прямое, платежно-расчетное, договорное и осуществляемое на основе непосредственного движения денежных средств и финансовых ресурсов. Методы "чистого" финансирования расходов предприятий и организаций существуют в практике хозяйствования параллельно со специфическими методами финансирования, применение которых часто сопряжено с искусственным, принудительным, или условным созданием источника денежно-финансового покрытия расхода. Это всегда означает, что финансовое обеспечение конкретного расхода тесно увязано с финансированием и обе эти стороны производимой операции существуют одновременно в рамках применяемой схемы. Типичным примером такого своеобразного отложенного покрытия денежного расхода выступает лизинговое финансирование. Оно неразрывно, но не всегда связано с осуществлением капитальных вложений при отсутствии реального источника его полного, или даже частичного финансирования.
это дополнительные вложения капитала (продажа акций и т.п.), второй - привлечение кредитов и займов.
В последние годы второй путь становится все более предпочтительным среди компаний. Это объясняется налоговыми соображениями. Во-первых, выплачиваемые дивиденды облагаются более
высокими налогами «у источника», чем проценты (25,0-30,0% против 10,0-15,0%). Это делает для предприятий более выгодным привлечение капиталов путем продажи облигаций, чем акций. Во-вторых, уровень дивидендов ограничивается размерами балансовой прибыли, а она под влиянием ряда обстоятельств сокращается (хотя реальные накопления бизнеса растут). Проценты же выплачиваются по счетам издержек, и их уровень практически не ограничивается (во Франции, например, предельный уровень выплачиваемых процентов равняется учетной ставке центрального банка плюс два процентных пунк-
Особенно выгодным для компаний оказывается финансирование в виде займов и кредитов, осуществляемое через иностранные банки (даже для предприятий в своей стране). Во-первых, проценты, выплачиваемые по депозитам иностранцев, обычно не облагаются налогами «у источника» или облагаются ими в пониженном размере (согласно внутреннему праву или по льготам, установленным налоговыми соглашениями). То есть, возникает льгота для кредиторов. Во-вторых, на такие проценты, как правило, не распространяются ограничения процентной ставки по вкладам, нередко вводимые в отношении местных вкладчиков. То есть создается дополнительная льгота для банков, позволяющая им привлекать вклады иностранцев за счет повышения ставки процентов и расширять финансирование бизнеса с соответствующим ростом своих доходов.
В-третьих, использование иностранных банков позволяет кредиторам избегать повышенного внимания налогового контроля в своей стране.
Вся эта схема действует следующим образом. Вместо того, чтобы вкладывать свои средства в приобретение акций местной компании и платить два налога - на дивиденды (25,0-30,0%) и на индивидуальные доходы (до 70,0-80,0 %), инвестор помещает эти суммы на вклады в иностранном банке или передает их иностранному трасту. И если последние расположены, например, в Швейцарии, то сведения о наличии этих вкладов оказываются полностью недоступными для налоговых властей в стране инвестора. Затем указанный банк или траст предоставляет эти средства в виде займа (но уже иностранного, что обеспечивает большие гарантии) той же местной компании. В результате и накопления траста, и проценты, начисляемые банком по вкладу, будут полностью свободны от налогов (в ряде стран - «налоговых убежищ» налогов вообще не существует) до тех пор, пока инвестор не захочет перевести доходы на свой счет в страну постоянного пребывания. Такие операции, вследствие их особой выгодности, получили широкий размах в последние годы.
Доход, остающийся после исключения перечисленных реальных вычетов, представляет собой чистую денежную выручку предприятия. Из нее разрешается вычитать еще ряд «бумажных» вычетов, учитываемых только для целей налоговых расчетов, которым нет соответствия в виде реальных затрат предприятия. Основное место среди них занимают отчисления в амортизационные фонды.