Проводки по 86 счету в некоммерческой организации. Учет в потребительском жилищном кооперативе. Получение государственных субвенций

Проводки по 86 счету в некоммерческой организации. Учет в потребительском жилищном кооперативе. Получение государственных субвенций

Текст лекции

Федеральные законы

Нормативно правовые документы

Дополнительная

Основная

Учебные вопросы

1. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

2. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

3. Порядок проведения судебно-экологической экспертизы.

Литература

1. Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов/ В. К. Донченко [и др.]; ред. В. М. Питулько. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

1. Экологическое проектирование и экспертиза: учебник для ВУЗов/ К. Н. Дьяконов, А. В. Дончева. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Гирусов Э.В., Лопатина В.Н. Экология и экономика природопользования. – М.: Юнити-Дана, Единство, 2003.

2. Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года.

3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.).

4. Положение Правительства РФ от 31 марта 2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

Порядок проведения государственной экологической экспертизы опре­делен в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положе­нии о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Рег­ламенте проведения государственной экологической экспертизы и Инструк­ции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится:

1. При условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов установленным требованиям (согласно Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности).

2. При наличии в составе представляемых материалов :

Документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в установленном объеме, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельно­сти;

Положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;

Заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту го­сударственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения ука­занными органами и заключений общественной экологической эксперти­зы в случае ее проведения;



Материалов обсуждений объекта государственной экологической экспер­тизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

3. При условии ее предварительной оплаты заказчиком документа­ции, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объ­еме и в установленном порядке.

Экспертное подразделение Министерства природных ресурсов РФ или его территориального органа специально уведомляет заказчика о необходи­мости оплаты. Экспертное подразделение делает это после того, как оно ус­тановило соответствие представленных материалов требованиям, предусмот­ренным законодательством, и в срок не более 7 дней со дня регистрации ма­териалов. Заказчик должен оплатить проведение государственной экологиче­ской экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее опла­ту в течение 30 дней со дня получения уведомления.

В случае отсутствия документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня полу­чения уведомления о необходимости оплаты государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в требуемом объеме и в количестве.

Срок проведения государственной экологической экспертизы зависит от следующих условий:

Сложности объекта государственной экологической экспертизы;

Трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экс­пертизу материалов;

Природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности;

Особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составля­ет:

Для простых объектов - до 30 дней;

Для объектов средней сложности - до 60 дней;

Для сложных объектов - до 120 дней.

Таким образом, срок проведения государственной экологической экс­пертизы обычно не должен превышать 4 месяцев. Однако, при необходимо­сти возможно увеличение срока проведения экспертизы до 6 месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. Такая комиссия образуется специально уполномоченным госу­дарственным органом в области экологической экспертизы (Минприроды РФ и его территориальными органами). Для проведения экспертизы каждого конкретного объекта формируется своя экспертная комиссия.

Предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секре­таря экспертной комиссии подготавливаются экспертным подразделением до установления начала срока проведения государственной экологической экс­пертизы. Затем экспертное подразделение с участием руководителя эксперт­ной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуще

1 Текст написан совместно с В.Я. Соколовым. *

ствления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Целевое финансирование - это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил. Вот хорошая житейская аналогия: мать дарит дочери деньги на покупку туфель. И хорошая дочь купит непременно туфли, да еще те, что матери, а не ей - дочери, нравятся. Но никогда не потратит эти деньги вопреки воле матери на что-нибудь другое. Точно так же на счете 86 «Целевое финансирование» учитываются предоставленные предприятию средства, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют их возврата и относят к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий1, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.

1 Под субвенциями понимают денежные выдачи на строго определенные цели. Если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату. Субсидии - как денежные, так и натуральные выплаты, и в случае нецелевого использования они обычно не возвращаются.

Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий. Финансирование отдельных мероприятий состоит в покрытии государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.

Счет 86 «Целевое финансирование» используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Чаще он применяется последними для учета целевых средств, получаемых в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников для финансирования затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

финансирование расходов или покрытие убытков, поддержание финансового положения предприятия, пополнение его средств,

приобретение активов.

К целевому финансированию не относятся и на данном счете не отражаются:

получение помощи, предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;

получение кредитов и иных возвратных средств;

операции, связанные с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

При организации бухгалтерского учета целевого финансирования целесообразно учитывать требования налогового законодательства. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное предприятиями в рамках целевого финансирования. При этом законодатель дал конкретное определение средств целевого финансирования. Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

Полученные гранты;

Инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

Средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации-застройщика;

Средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;

Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

Средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Целевое финансирование отражается в учете при выполнении следующих условий:

существует достаточная уверенность в том, что условия предоставления помощи будут выполнены;

существует достаточная уверенность в получении помощи.

Уверенность в выполнении условий зависит от намерений и возможности руководства организации использовать помощь и определяется им путем анализа соответствующих договоров, публичных решений, технико-экономических обоснований, проект-но-сметной документации.

Уверенность в получении помощи возникает при наличии достоверной информации о поступлении денежных средств, передачи активов или погашении кредиторской задолженности, а также утвержденных бюджетных росписей, уведомлений об ассигнованиях и т.п.

Порядок бухгалтерского учета государственной помощи регулируется одноименным ПБУ 13/2000, которым можно руководствоваться по аналогии и при учете небюджетного финансирования. Поступление активов или погашение кредиторской задолженности проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету соответствующих счетов средств и расчетов. При этом План счетов и ПБУ предусматривают, что предоставление права предприятия, надлежащим образом оформленного на получение помощи, проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» как дебиторская задолженность лица или бюджета, обязавшегося такое финансирование предоставить. В этом случае поступление средств будет отражаться в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на исполнение обязательств по перечислению финансирования, ранее учтенного на счете 86 «Целевое финансирование». Следует, однако, помнить, что отражение финансирования в момент предоставления, а не получения помощи, может быть сделано только в том случае, когда налицо четкие и формальные обязательства предоставления такой помощи, которую можно истребовать в судебном порядке. Отражение использования финансирования зависит от целей, на которое оно предоставлено.

Помощь, заключающаяся в финансировании приобретения активов, относится к доходам будущих периодов, возникающим вследствие безвозмездного получения средств. Такая помощь списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления». По мере расходования полученных средств приходящееся на них финансирование относится на доходы организации. Если помощь предоставляется на финансирование капитальных вложений, то доходы будущих периодов списываются на прибыль одновременно с амортизацией внеоборотных активов и в равных ей суммах. Если финансируется приобретение текущих активов (производственных запасов, например), то при их оприходовании использованное финансирование списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов» и по мере расходования полученных таким образом средств доходы будущих периодов записываются в дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91-1 «Прочие доходы». Финансирование, использованное на покрытие затрат предприятия или оплаты специальных мероприятий, по мере расходования средств относится сра

зу на доходы отчетного периода. Средства, полученные в возмещение затрат прошлых лет, к целевому финансированию не относятся и проводятся как доходы текущего периода. Помощь, предоставляемая единым пакетом как на покрытие расходов, так и на финансирование активов, должна распределяться между счетом 86 «Целевое финансирование» и счетом 91 «Прочие доходы и расходы» пропорционально соответствующим затратам.

Отражается целевое финансирование не тогда, когда получаются средства, а тогда, когда выражается юридически оформленная воля органа, обязующегося эти средства выделить:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

И только после того как будут получены деньги, бухгалтер составит проводку:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

Таким образом, по дебету счета 51 «Расчетные счета» концентрируются полученные деньги, а по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» указывается, что эти деньги могут быть потрачены только в соответствии с заданной целью.

Возникает вопрос: когда организация, получившая средства в виде целевого финансирования, начинает получать от этого выгоды, - когда получены средства или когда полученные средства начинают приносить доход. Рассмотрим оба варианта.

1. Если принимается первая трактовка, то доход признается сразу же, как только или возникает право на получение денег, или как только они будут получены (выбор варианта зависит от учетной политики), т.е.

или после записи:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование» или после оприходования полученных средств: Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Например, оприходованы основные средства, купленные за счет средств целевого финансирования:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

Оплачены купленные основные средства1:

Д-т сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств» К-т сч. 51 «Расчетные счета».

Отражается использование средств целевого финансирования:

Преимущества этого метода. Целевое финансирование рассматривается не как результат хозяйственной деятельности, а как внешнее по отношению к предприятию событие. У него возникает доход, но этот доход не трактуется как прибыль и не увязывается с ней. Факт целевого финансирования способствует хозяйственной деятельности, но не определяет ее. Записи отличаются простотой и логичностью: если деньги целевого финансирования потрачены, то и объем этого финансирования исчерпан. Место актива в деньгах занято активом в основных средствах, а в пассиве исполнение воли «дарителя» отражается увеличением источников средств предприятия.

Недостатки. Согласно допущению о непрерывности деятельности предприятия (ПБУ 1/98 «Учетная политика») его расходы должны сопоставляться по времени с теми доходами, благодаря которым они были получены. Следовательно, доходы у предприятия возникают не тогда, когда его собственникам «подарили» средства целевого назначения, а тогда, когда эти средства стали «работать». И целевое финансирование переходит в собственность организации не тогда, когда его администрация потратила деньги, а по мере того, как эти затраты начинают окупаться.

2. Если принимается вторая трактовка и считается, что целевое финансирование осваивается не тогда, когда поступают выделенные средства, а когда они приносят выгоды, то делаются следующие записи:

а) получены средства целевого финансирования (деньги):

51 «Расчетные счета»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

Примечание. Для простоты пропущен промежуточный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

1 Система учетных записей по приобретению основных средств в методических целях дана упрощенная (без использования счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и др.).

б) оплачены приобретенные основные средства:

Д-т сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств» К-т сч. 51 «Расчетные счета»;

в) оприходованы основные средства: Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Обратите внимание, все приобретения основных средств за счет целевого финансирования никак не уменьшают объемы этого финансирования. По мере эксплуатации начинает начисляться амортизация купленного за счет этого финансирования оборудования:

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».

И только после этой записи начинается освоение целевого финансирования:

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы».

Таким образом, финансирование в этом случае уменьшается не по мере траты денег, а в течение всего срока эксплуатации основного средства.

Поскольку целевое финансирование может осуществляться не только в деньгах, но и в вещественной форме, допустим, выделены бесплатно материалы, записи обретут следующий вид:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование».

После списания этих материалов в производство будет сделана запись:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10 «Материалы».

Затем бухгалтер отразит освоение целевого финансирования:

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 91-1 «Прочие доходы».

Преимущества этого метода связаны с четким соблюдением допущения о непрерывности деятельности предприятия (ПБУ 1/98 «Учетная политика») и соответственно согласования по времени полученных доходов и понесенных расходов, ибо целевое финансирование выделяется не на то, чтобы средства были потрачены, а для того, чтобы они приносили пользу в виде дохода. И пока этой пользы (дохода) не возникает, воля «дарителя» - органа, выделившего средства в виде целевого финансирования, остается неисполненной.

Недостатки. Воля «дарителя» может быть проконтролирована не по бухгалтерским записям, которые могут включать и вуалирование, и фальсификацию, а по ее фактическому выполнению. Важно смотреть не на то, как бухгалтер начисляет амортизацию, а на то, как работает машина (выделенные средства); важно увидеть, что материалы списываются в производство, а не дублировать эти записи, отражая якобы полученный доход. С бухгалтерской точки зрения формальное проведение в жизнь допущения о непрерывности предприятия приводит к большим методическим трудностям, так как все материалы, находящиеся в собственности организации, учитываются на счете 10 «Материалы» и одни и те же материалы учитывать отдельно (купленные и поступившие по целевому финансированию) очень трудно. То же самое, но в еще большей степени относится и к товарам, полученным по целевому финансированию в предприятиях торговли. Особенно это касается предприятий розничной торговли, в которых ведется стоимостной (суммовой) учет товаров.

Трудности усугубляются, если принять во внимание, что во втором случае следует вести аналитический учет не только выделенных целевых поступлений, но и постоянно отражать использование каждой суммы выделенного целевого финансирования.

Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности.

Целевое финансирование, условия использования которого не выполнены, может быть прекращено или отозвано. Поэтому всякое существенное отступление от порядка его использования должно быть отражено в отчетности. Отзыв или прекращение помощи должно немедленно признаваться как возникновение кредиторской задолженности в сумме, подлежащей возврату. Сумма ранее зафиксированного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое финансирование», а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.

Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Аналитический учет целевого финансирования должен дать сведения о том, кем предоставлено финансирование, его целях и условиях, величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Целевое финансирование отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» в статье «Доходы будущих периодов» или по особой статье в разделе «Краткосрочные обязательства». Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье «Доходы будущих периодов» будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые разъяснения (раскрытия) приводятся в пояснительной записке. В ней также может быть выделена помощь, которую организация намерена получить в следующем периоде, условия ее предоставления и порядок использования. Все это, говоря словами А.С.Пушкина, придает отчетности «прозрачный сумрак».

Примеры отражения в учете целевого финансирования.

1. Компенсация расходов

1.1. В связи с проведением празднования дня города предприятию 20 мая 2000 г. перечислены из местного бюджета средства на строительство праздничной трибуны перед заводскими воротами. Трибуна сооружена 27 мая 2000 г.

Полученная помощь 20 мая приходуется по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Расходы списываются по мере их совершения в дебет счета 91-2 «Прочие расходы». 27 мая использованное финансирование списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 91-1 «Прочие доходы».

1.2. Местный бюджет компенсирует автотранспортному предприятию убытки, связанные с пассажирскими перевозками, понесенные предприятием в 2000 г. Компенсация проводится в виде перечисления средств на расчетный счет предприятия 1 июня 2001 г.

Полученная компенсация убытков прошлого года приходуется 1 июня 2001 г. по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» и отражается в составе финансовых результатов за 2001 г. Убыток показывается в отчете о прибылях и убытках за 2000 г. в некомпенсированной величине. В пояснительной записке за 2000 г. предприятие должно указать порядок предоставления, основание предоставления и размер ожидаемой компенсации.

2. Финансовая поддержка

2.1. Предприятие А перечислило 20 мая 2001 г. средства на расчетный счет аффилированной организации с целью пополнения оборотных средств последней. Полученная помощь приходуется по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

3. Финансирование приобретения активов

3.1. Предприятие ведет строительство очистных сооружений, частично финансируемое за счет бюджетных средств. 15 июня 2000 г. принят в эксплуатацию коллектор сбора использованной воды и начаты работы по сооружению фильтрационной установки. Инвентарная стоимость коллектора определена в сумме 10 млн руб. Незавершенное строительство по фильтрационной установке составляет 20 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2000 г. 1 ноября на расчетный счет предприятия поступило бюджетное финансирование в сумме 10 млн руб., в том числе 2 млн руб. на сооружение коллектора и 8 млн руб. на финансирование сооружения фильтрационной установки. Полученные средства 1 ноября приходуются по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в сумме 8 млн руб. и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в сумме 2 млн руб. В течение 2000 г. стоимость принятого в эксплуатацию коллектора амортизируется по установленной норме (2%). Одновременно полученное на сооружение коллектора финансирование списывается в доход предприятия проводкой по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91-1 «Прочие доходы». Размер списания составит 20 тыс. руб. (0,02/12 6 2000 000).

4. Одновременное финансирование расходов на приобретение активов

4.1. В соответствии с государственной программой обеспечения «северного завоза» предприятие получило 15 июня 2000 г. безвозвратный заем в размере 100 млн руб., условием которого служит обеспечение поставки 100 тыс. т мазута. 1 сентября предприятие заключило договор поставки и загрузило в хранилище 99 тыс. т. мазута. 1 тыс. т. составили потери при разгрузке, которые предприятие решило списать на расходы. Стоимость отпущенного мазута по цене франко-склад поставщика составила ПО млн руб., стоимость перевозки - 10 млн руб. 1 октября 50 тыс. т. мазута продано ТЭЦ за 50 млн руб. 15 июня надлежит оприходовать поступивший безвозвратный заем в сумме 100 млн руб. 1 сентября необходимо оприходовать полученный мазут и потери при перевозке, а также задолженность поставщикам и перевозчикам. Одновременно следует распределить полученную помощь и списать часть полученного займа на доходы. 1 октября необходимо списать проданный мазут и отнести на доход приходящуюся на проданный мазут долю безвозвратного займа. В учете будут сделаны следующие записи.

Поступил безвозвратный заем:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование» 100 000 млн руб.

Получен мазут от поставщика:

Д-т сч. 10 «Материалы» - поступило на склад (99%), Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - потери (1%),

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - НДС на поступивший мазут,

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - НДС на потери

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Списана недостача мазута: Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-тсч 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Акцептован счет транспортного предприятия за перевозку: Д-т сч 10, субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» или

Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - стоимость перевозки полученного мазута,

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» - стоимость перевозки потерянного мазута

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - НДС на перевозку поступившего мазута,

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» - НДС на перевозку потерянного мазута.

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Отражен доход от невозврата займа, приходящийся на потерянный мазут (1% от займа):

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-тсч. 91-1 «Прочие доходы». Отгружен покупателю мазут: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями заказчиками»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы». Начислен налог на добавленную стоимость: Д-т сч 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч 68 «Расчеты по налогам и сборам» или

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списан реализованный мазут: Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 10 «Материалы». Отражен доход от невозврата займа, приходящийся на реализованный мазут:

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы». 5. Возврат государственной помощи

Если в условиях примера 3.1 выяснится, что построенные очистные сооружения не отвечают характеристикам, предусмотренным программой помощи, то с момента лишения предприятия права на субсидирование надлежит сделать в учете следующие записи:

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражается задолженность в сумме полученных средств и списывается ранее признанный доход.

Учета необходим для обобщения данных о движении сумм, предназначенных для реализации мероприятий в рамках специальных программ. В этой статье отражаются поступления из бюджета и от других предприятий. Все эти суммы имеют целевое назначение.

Общие правила по проводкам

Средства целевого назначения, поступившие для реализации тех или иных программ, показываются по кредиту указанной выше статьи. Она корреспондирует со сч. 76, обобщающим данные по расчетам с различными кредиторами и дебиторами. Использование целевого финансирования показывают по дебету. При этом рассматриваемая статья корреспондирует со сч. 20 и 26. На них отражаются основное производство и общехозяйственные расходы.

Такая проводка делается в случае, если поступления расходуются коммерческой организацией. В записи счет 86 корреспондирует со сч. 83, если суммы получены в качестве инвестиций. Если коммерческой организации направлены деньги из бюджета, то в проводке участвует сч. 98. Аналитический учет целевого финансирования осуществляется в зависимости от направленности расходования сумм в разрезе источников их поступления.

Разъяснения

Целевое финансирование представляет собой безвозмездное получение денег, расходовать которые разрешается только по программе, предусмотренной выделившим их субъектом. Проще говоря, возможность потратить поступившие суммы ограничивается определенными условиями. При их выполнении средства становятся собственностью предприятия. Если же установленные условия не соблюдены, компания должна вернуть все поступившие суммы. В этом случае они будут относиться к кредиторской задолженности.

Категории

Счет 86 отражает информацию о поступлении и расходовании:

  • Государственной помощи и сумм, предоставляемых в аналогичном порядке другими лицами в форме субсидий и субвенций.
  • Безвозвратных займов.
  • Сумм на проведение мероприятий.
  • Различных ресурсов.

Субвенциями называют денежные поступления, предназначенные для строго определенных целей. Если они не реализованы, то суммы должны быть возвращены. Субсидии могут быть как натуральными, так и денежными выплатами. Если они использованы не на предусмотренные цели, то они обычно не возвращаются.

Под государственной помощью следует понимать прямые действия экономического характера, ориентированные на увеличение выгод для предприятия. Они предполагают выдачу компании субсидий, субвенций, непосредственное финансирование тех или иных мероприятий, а также предоставление безвозвратных займов. Последние представляют собой кредитные суммы, от возврата которых фирма освобождается, если расходует их на реализацию программ, для которых, собственно, они были выделены. Непосредственное финансирование – покрытие государственными либо другими органами затрат предприятия, которые могли бы у него возникнуть, если бы оно не получило такой помощи.

Ключевые направления расходования

Целевое финансирование используется для:

  • Погашения затрат или покрытия убытков.
  • Поддержания материального положения компании, пополнения его капитала.
  • Приобретения активов.
  • Помощь, полученная в форме льгот, налоговых кредитов, освобождений и каникул.
  • Принятие кредитов и прочих возвратных займов.
  • Расходование на операции, связанные с управлением госсобственностью, участием государства в активах компании.

Указанные суммы не включаются в счет 86.

Условия

Учет целевого финансирования осуществляется в таких случаях:

  • Имеется достаточная уверенность в том, что порядок предоставления помощи будет соблюден предприятием.
  • У компании есть все основания полагать, что суммы будут получены.

Выполнение первого условия будет зависеть от возможностей и намерений руководства фирмы использовать помощь. Уверенность в соблюдении порядка ее предоставления определяется в процессе анализа соответствующих публичных решений, договоров, проектно-сметных и технико-экономических документов. Основания полагать, что суммы действительно поступят, обуславливаются получением достоверных сведений о передаче активов, погашении задолженности, уведомлений об ассигнованиях и так далее.

ПБУ

Порядок бухучета госпомощи регулируется Положением 13/2000. Им можно руководствоваться и при отражении небюджетных сумм. Поступление активов либо выплата кредиторской задолженности записываются на счет 86 в кредит. Ему соответствуют дебеты счетов расчетов. При этом План и ПБУ устанавливают, что предоставление права компании, оформленное надлежащим образом, на получение помощи отражается на Кд сч. 86 в виде дебиторской задолженности субъекта или бюджета, взявшего на себя обязательство ее предоставить.

В этом случае поступление сумм будет показываться в корреспонденции со сч. 76, обобщающим данные по расчетам с кредиторами/дебиторами, направленные на выполнение ранее проведенных обязательств. Между тем, необходимо помнить, что отражение финансирования на момент предоставления может осуществляться только тогда, когда существуют формальные и четкие обязательства, погашения которых можно потребовать в судебном порядке.

Вопрос о выгоде

Зачастую у специалистов возникают сложности с составлением отчетности. Они обусловлены неясностью момента, касающегося начала получения выгоды. В частности, непонятно, это происходит, когда суммы получены, или когда они начинают приносить прибыль? В первом случае выгода возникает тогда, когда появляется право на финансирование, либо средства уже поступили. Это будет зависеть от выбранной политики компании. Если будет приниматься второй вариант, то считается, что деньги осваиваются не тогда, когда поступили, а когда предприятие начало извлекать прибыль. В этом случае будут сделаны такие записи:

  • Дб сч. 51
  • Кд сч. 86.

Так отражается поступление денег. Для простоты можно пропустить промежуточную 76 статью:

  • Дб сч. 08.4 ("Приобретение ОС")
  • Кд сч. 51 ("Расчетные счета").

Так показывают оплату купленных основных средств. Далее отражается их оприходование:

  • Дб сч. 01
  • Кд сч. 08.4.

Следует обратить внимание на то, что все приобретения ОС за счет помощи не уменьшают ее объемы. В процессе эксплуатации объектов начисляется амортизация:

  • Дб сч. 26
  • Кд сч. 02.

Только после отражения всех этих операций предприятие начинает осваивать поступившую помощь:

  • Дб сч. 86
  • Кд сч. 91.1.

В этом случае финансирование будет уменьшаться не в процессе расходования средств, а на протяжении эксплуатации объекта ОС. Как выше было сказано, помощь может оказываться не только в денежной, но и в натуральной форме. К примеру, были бесплатно предоставлены материалы. В этом случае проводки будут такими:

  • Дб сч. 10
  • Кд сч. 86.

После списания материалов составляется новая запись. Она будет следующей:

  • Дб сч. 20 ("Основное производство")
  • Кд сч. 10.
  • Дб сч. 86
  • Кд сч. 91.1.

Заключение

Суммы, которые обобщает счет 86, при нарушении условий их предоставления могут быть отозваны, или процесс их предоставления прекращен. В этой связи любое существенное отступление от предусмотренного порядка необходимо отражать в отчетности. Прекращение или отзыв помощи должны незамедлительно признаваться как кредиторская задолженность. Доход от финансирования нужно списывать в расход. На совокупный размер суммы, которая подлежит возврату, кредитуются соответствующие статьи расчетов (с прочими кредиторами либо с бюджетом), С ними корреспондирует дебет сч. 86.

Превышение возвращаемых сумм над остатком неиспользованных поступлений считается расходом. Он относится на дебет счета финансовых итогов. Аналитика рассмотренной статьи должна обеспечивать предоставление сведений о том, кто именно перечислил помощь, на какие нужды и при каких условиях, а также о размере признанного дохода для каждого ее вида и остатках сумм, полученных на приобретение неамортизированных либо несписанных активов.

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

05.12.2016 - 12.12.2016

Закрываем 2016 год: бухгалтерский и налоговый учет

Учет в потребительском жилищном кооперативе

Светлана:

— Здравствуйте! У нас ПЖК, сейчас общая система, с 01.01 переходим на УСН. НДС и налога на прибыль сейчас не платим, т.к. нет налогооблагаемых операций. Мы принимаем только членские взносы от членов кооператива, оплату за воду, КНС и сточные воды. За воду, КНС и сточные воды платим ровно столько, сколько израсходовал член кооператива. Также за счет членских взносов платим за охрану, за свет, за прочее обслуживание (шлагмаум, МГТС, бензин и пр.). Буду благодарна, если расскажете правила бухгалтерского учета в ПЖК (в особенности правила ведения 86 счета "целевое финансирование") в течении года и по итогам года. Как правильно закрывать 86 счет на конец года? Подписаны на Ваше издание 2 года, но ни разу не видела публикаций на эту тему. Очень хотелось бы увидеть примеры, корреспонденции счетов и подробный ответ. Спасибо!

«Главная книга»:

— Для обобщения информации о движении целевых средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Из вашего вопроса следует, что самостоятельно администрация жилищного кооператива не выполняет каких-либо работ и не оказывает услуг. Все необходимое заказывается у других организаций или предпринимателей.
В этом случае членские взносы - в качестве средств целевого назначения - отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Есть разные варианты бухучета операций в жилищных кооперативах. В течение месяца типовые проводки в жилищном кооперативе могут быть такими:
Дт 76 - Кт 86 - отражена сумма средств целевого финансирования, подлежащих получению;
Дт 51 (50) - Кт 76 - получены деньги, поступившие в счет целевого финансирования;
Дт 20, 26 - Кт 70 Начислена заработная плата работникам кооператива;
Дт 70 - Кт 68 - удержан НДФЛ с зарплаты работников;
Дт 20, 26 - Кт 69 - начислены страховые взносы с зарплаты работников;
Дт 20, 26 - Кт 10 - отражена стоимость материалов, использованных в управленческой деятельности кооператива,
Дт 20, 26 - Кт 60 - отражена стоимость работ и услуг сторонних организаций.
В конце месяца расходы, накопленные на счетах 20 и 26, списываются в дебет счета 86. Некоторые сначала переносят суммы накопленных затрат со счета 26 на счет 20, а лишь затем делают проводку дебет 86 - кредит 20.
Закрывать счет 86 в конце года нет необходимости - остаток на этом счете показывает, сколько средств членов кооператива осталось в вашем распоряжении (или каков перерасход этих средств).
Правда, часто бухгалтеры кооперативов сумму превышения расходов учитывают на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" (чтобы не иметь дебетового остатка по счету 86).
Если некоммерческая организация решила применять упрощенные способы ведения бухучета (и она имеет на это право), то она может списывать расходы на уставную деятельность сразу на счет 86 - без их предварительного отражения на счетах 20, 26 и 44. <п.34 Информации Минфина "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)>. В таком случае начисление зарплаты, к примеру, будет отражено проводкой дебет 86 - кредит 70.
Выбор схемы списания сумм затрат должен быть заранее определен и закреплен в учетной политике.

С учетом средств целевого финансирования сталкиваются многие современные коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации. Источником получение целевых средств могут выступать как государственные органы, так и специализированные фонды и даже физические лица.

Для отражения таких операций используется 86 счет бухгалтерского учета. В статье мы подробно поговорим о том, что такое целевое финансирования и каким образом отражать целевые средства в проводках.

Под целевым финансированием понимают выделение предприятию средств, цель использования которых строго определена, а процедура использования контролируема. Задачи, на решение которых возможно использование средств, оговариваются и согласовываются субъектом, который является источником финансирования.

Основными целями для выделения средств являются:

  • научно-исследовательские работы;
  • капитальное строительство;
  • целевые мероприятия (например, рекламная компания, направленная на продвижение услуг организации на рынке);
  • развитие нового направления деятельности предприятия.

Использование средств осуществляется исключительно для реализации целевых проектов и проведения утвержденных мероприятий.

Различают целевое финансирование за счет бюджета и выделение средств за счет негосударственных фондов.

К основным видам ассигнований из государственного бюджета относят субсидии (например, на компенсацию оплаты коммунальных услуг для населения), трансферты на капитальное строительство, а также средства для поддержки проведения научно-исследовательских работ. Отличительной особенностью государственного целевого финансирования является безвозвратность перечисляемых средств.

Средства, получаемые из негосударственных источников, могут выделяться в виде:

  • грантов и стипендий (например, на развитие научной деятельности, поддержки искусства);
  • инвестиций по результатам учрежденного конкурса;
  • вложений иностранных компаний.

Средства, получаемые от коммерческих организаций, как и государственное целевое финансирование, оформляются соответствующим договором. В заключенном соглашении фиксируются условия, выполнение которых необходимо для получения средств, а также их целевая направленность.

Субсчета 86 счета

Всего на счете 86 обычно выделяют два субсчета:

Типовые проводки по учету средств целевого назначения

Для обобщения информации о средствах и операциях целевого назначения используют счет 86. Основные операции по учету целевого финансирования рассмотрим на примерах.

Целевое финансирование некоммерческой организации

Допустим:

НКО «Благодать» была получена оргтехника с целью автоматизации работы и упрощения документооборота. Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость полученной оргтехники составила 174 500 руб.

В учете НКО «Благодать» были сделаны такие проводки по 86 счету:

02.10.2015 НКО «Благодать» безвозмездно получены строительные материалы. Цель их использования — ремонт помещений в медицинском учреждении. Стоимость стройматериалов — 294 800 руб.

Операция была отражена в учете НКО «Благодать» таким образом:

Государственное финансирование производственного предприятия

Рассмотрим пример:

ООО «Статус Плюс» получены средства из государственного бюджета в сумме 3 985 000 руб. Цель использования средств — приобретение земельного участка для строительства полиграфической фабрики (срок строительства — 1 год). 24.01.2015 средства были зачислены на расчетный счет ООО «Статус Плюс».

Бухгалтер ООО «Статус Плюс» отразил операции в проводках так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
76 Отражение задолженности по предоставлению средств целевого назначения 3 985 000 руб.
76 Поступление средств на расчетный счет ООО «Статус Плюс» 3 985 000 руб. Банковская выписка
08 60 Отражение стоимости приобретенного земельного участка 3 985 000 руб. Договор купли-продажи
01 08 Поступление земельного участка в состав основных средств 3 985 000 руб. Договор купли-продажи, акт приема-передачи
98.2 Отражение целевого финансирование в составе доходов будущих периодов 3 985 000 руб. Договор на получение средств целевого назначения
98.2 91.1 Учет ежемесячных прочих доходов (3 985 000 руб. / мес.) 362 272 руб. Договор на получение средств целевого назначения, договор купли-продажи земельного участка