Основная деятельность агентства по страхованию вкладов. Что такое асв и как действует система страхования банковских вкладов в россии. Сам процесс получения выплат имеет особенности

Основная деятельность агентства по страхованию вкладов. Что такое асв и как действует система страхования банковских вкладов в россии. Сам процесс получения выплат имеет особенности

Открывая депозитные счета в банках, граждане защищают свои финансы от инфляции. Насколько это безопасно, и какую роль в этом играет Агентство по страхованию вкладов, вы узнаете из этой статьи. Оцените его роль в реализации государственных программ(*).

Роль Агентства по страхованию вкладов

Агентство страхования вкладов (АСВ) ведет свою деятельность с 2004 г. на основании ФЗ № 177 от 23.12.2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Главная цель Агентства – страхование вкладов граждан. В случае лишения банка лицензии, АСВ находит банк-агент, через который производит выплаты в размере не превышающей 1 400 тыс. р., не дожидаясь завершения процедуры ликвидации.

Следовательно, АСВ решает сразу несколько вопросов:

  • обеспечивает стабильную работу банка;
  • создает более высокий уровень доверия вкладчиков к системе;
  • предотвращает возникновение паники среди вкладчиков;
  • создает условия для долгосрочных депозитов населения.

Агентство не только защищает вклады населения, но и создает равные условия для всех банков, тем самым снижая уровень конкуренции между ними в части привлечения финансов.

Если раньше большим преимуществом по привлечению вкладов обладал Сбербанк , то теперь в этой области ему может составить конкуренцию любой коммерческий банк.

Для страхования вклада не нужно оформлять заявление и прочие документы. Процедура осуществляется на основе законодательства, которое требует от всех действующих финансовых организаций, занимающихся привлечением вкладов от населения, обязательного участия в программе.

При выплате компенсации по валютным счетам, производится перерасчет финансов на дату лишения банка лицензии.

Все функции АСВ перечислены в статье 21 закона № 177-ФЗ от 23.12.2003 г., а именно Агентство:

  1. выносит вердикт о внесении финансовой организации в реестр банков, либо его исключении в соответствии с законом;
  2. решает вопрос о финансовом возмещении вкладчикам по депозитам;
  3. выступает с предложением к Банку России о привлечении к ответственности финансовой организации согласно ст.74 закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 г .;
  4. высказывает предложения по поводу размера страховой компенсации и общему совершенствованию системы страхования;
  5. уведомляет совет директоров о дефиците, образовавшемся в фонде страхования вкладов;
  6. в случае выявления прибыли, АСВ уведомляет об этом совет директоров и высказывает пожелания по ее использованию;
  7. оценивает годовую отчетность фонда и передает руководящему составу на утверждение;
  8. рассматривает штатное расписание, вносит коррективы по условиям найма сотрудников АСВ, определяет размер оплаты труда, премиальные выплаты и штрафные санкции для работников;
  9. реализует прочие полномочия, утвержденные Федеральным законодательством.

На сегодняшний день практически все банки являются членами АСВ. Об этом информирует специальный знак, который размещается на видных местах, на стендах, в листовках, на договорах. Его также разрешено использовать в рекламе.

АСВ подчиняется непосредственно совету директоров. В его состав входят: члены Правительства РФ, представители Банка РФ и директор.

Где находится агентство страхованию вкладов

АСВ находиться по адресу: г. Москва, ул. Высоцкого, д.4. Кроме того на сайте , вы найдете телефон, по которому сможете связаться со специалистами.

Как получить застрахованный вклад

Максимальное возмещение, на которое может рассчитывать вкладчик в одном банке - 1400 тыс. р. Следовательно, если вы планируете открыть депозит на большую сумму, сделайте это в нескольких банках - риск по потере финансов сократиться в разы.

Вкладчики, имеющие на счетах сумму превышающую страховое возмещение, могут обратиться с заявлением о выплате финансов непосредственно в банк. Процедура проходит в конкурсном порядке, где непосредственное участие принимает АСВ, выступая в качестве управляющего.

Если помимо вклада у человека имеется кредит в этом банке страховые выплаты в первую очередь пойдут на покрытие задолженности перед финансовой организацией.

При наступлении страхового случая, на сайте ЦБ РФ размещается информация об отзыве лицензии на проведение банковской деятельности. Обычно уже на следующие сутки АСВ оформляет информацию о возникновении страхового случая.

В течение ближайших трех суток выбирается банк-агент, через который будут производиться выплаты. Затем, в течение семи дней, АСВ публикует информацию о точном месте, времени и порядке выплат страхового возмещения. Формируются реестры вкладчиков, которые впоследствии получают информацию в письменном виде.

Далее, чтобы получить возмещение, вкладчику нужно обратиться в банк-агент. Реализовать свое право относительно получения финансов человек может на протяжении двух лет. Позже гражданин может обратиться в АСВ с заявлением о восстановлении срока. Законодательством установлены конкретные случаи, при которых возможно такое заявление.

При обращении в банк-агент человек должен предъявить паспорт и заявление. Если вкладчик обращается через представителя, то необходима доверенность, заверенная нотариусом.

Форму заявления можно получить непосредственно в банке, либо распечатать на сайте АСВ.

Получить финансовое возмещение можно как наличными деньгами, так и в виде перечисления на открытые счета счета в других финансовых организациях.

  1. Открытие депозитных счетов в нескольких банках - лучшая возможность сохранить ваш вклад.
  2. Узнать сведения о наступлении страхового случая можно на сайте АСВ.
  3. Перед открытием вклада внимательно читайте договор.

Статья 14. Агентство по страхованию вкладов

1. В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов создается Агентство по страхованию вкладов.

2. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

3. Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

4. Агентство имеет счет в Банке России.

5. Местонахождением центральных органов Агентства является город Москва.

Статья 15. Цель деятельности и полномочия Агентства

1. Целью деятельности Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

2. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:

1) организует учет банков (ведет реестр банков);

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нормативными актами Банка России;

5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;

6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

7) определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона;

8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.

3. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

4. Агентство в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

5. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.
(часть пятая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

Статья 16. Имущество Агентства

1. Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

2. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.

3. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

Статья 17. Органы управления Агентства

Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

Статья 18. Совет директоров Агентства

1. Высшим органом управления Агентства является совет директоров Агентства. В совет директоров Агентства входят 13 членов - семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.

2. Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.

3. Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

4. Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим.

5. Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.

6. Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносится по их требованию в протокол.

Статья 19. Полномочия совета директоров Агентства

Совет директоров Агентства:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

2) устанавливает ставку страховых взносов;

3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

6) утверждает порядок расчета страховых взносов;

7) утверждает годовой отчет Агентства;

8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) утверждает смету расходов Агентства и порядок использования прибыли Агентства;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

10) утверждает организационную структуру Агентства;

11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;

12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;

13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;

14) назначает аудитора Агентства;

15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;

16) утверждает регламент работы правления Агентства;

17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;

17.1) устанавливает порядок проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов;

(п. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 270-ФЗ, от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Статья 20. Правление Агентства

1. Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

2. Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства.

3. Члены правления Агентства работают в Агентстве на постоянной основе.

4. Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:

1) по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий генеральным директором Агентства;

2) до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий советом директоров Агентства по представлению генерального директора Агентства.

5. Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров Агентства регламента правления Агентства, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений.

6. На заседании правления Агентства ведется протокол. Протокол заседания правления Агентства представляется членам совета директоров Агентства, внешнему и внутреннему аудиторам по их требованию.

7. Проведение заседаний правления Агентства организует генеральный директор Агентства или лицо, им уполномоченное. Протоколы заседания правления Агентства подписываются председательствовавшим на заседании правления и одним из членов правления Агентства, присутствовавших на заседании.

Статья 21. Полномочия правления Агентства

Правление Агентства:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

Статья 22. Генеральный директор Агентства

1. Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства за месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства.

2. Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:

1) истечения срока своих полномочий;

2) подачи личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;

3) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;

4) нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.

Статья 23. Полномочия генерального директора Агентства

Генеральный директор Агентства:

1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;

4) распределяет обязанности между своими заместителями;

5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;

6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.

Статья 24. Отчетность Агентства

2. Годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта.

3. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России.

4. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".

5. Годовой отчет Агентства включает:

1) отчет о деятельности Агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

2) годовой бухгалтерский баланс Агентства;

3) отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

4) отчет о прибылях и об убытках, в том числе полученных от инвестирования временно свободных средств Агентства;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

5) реестр банков;

6) иную информацию в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

6. Достоверность годового бухгалтерского баланса Агентства, отчета о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, отчета о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, подтверждается независимой аудиторской организацией.

7. Информация о деятельности Агентства размещается на официальном сайте Агентства в сети Интернет в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
(часть 7 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Статья 25. Аудит Агентства

1. Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства.

2. Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.

3. Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства.

Статья 26. Реорганизация и ликвидация Агентства

Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства.

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Общественно важные цели и задачи системы страхования вкладов предъявляют специфические требования к ее институциональной основе -- управляющей организации. Мировой опыт свидетельствует, что по своей сути ею должна быть квазиправительственная организация, обладающая публично-правовым статусом.

При этом принцип независимости рассматривается в практике создания систем страхования вкладов как один из основополагающих. Считается, что для их стабильного и ответственного функционирования требуется максимально устранить избыточное внешнее влияние.

В материалах Международного валютного фонда «Страхование депозитов и управление кризисами» (март 2000 г.) содержатся выводы об основных принципах создания управляющей организации. Ее рекомендуется создавать в виде специализированного государственного агентства, действующего на основании закона и имеющего широкие полномочия (в частности, по применению жестких санкций в отношении нежизнеспособных банков, ограничению интересов акционеров, дисконтированию требований по незастрахованным депозитам и необеспеченным обязательствам). Такой статус в наилучшей степени позволяет сочетать рыночные и административные инструменты для защиты интересов вкладчиков. При этом возложение полномочий управляющей организации на уже существующую структуру рассматривается как наиболее приоритетное. Одновременно рекомендуется юридически обеспечить свободу управляющей организации от политического вмешательства и давления со стороны банков.

Опыт, накопленный в течение первого года функционирования российской системы страхования вкладов, убедительно показал, что Агентство, как организация, управляющая этой системой, в полной мере соответствует вышеозначенным требованиям.

Управляющее системой страхования вкладов Агентство должно в комплексе реализовывать четыре основные функции:

формировать и управлять резервами, предназначенными для выплат вкладчикам;

заниматься организацией выплат;

осуществлять контроль за соблюдением банками правил участия в системе страхования;

проводить ликвидацию несостоятельных банков.

Эти функции носят взаимосвязанный и взаимодополняющий характер. Их сочетание позволяет обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование системы, минимизировать принимаемые ею риски, предотвращать убытки и не допускать нерационального использования имущества Агентства.

Анализ отчетности банков позволит Агентству прогнозировать размер предстоящих выплат, эффективно управлять средствами фонда страхования вкладов и осуществлять контроль за принимаемыми банками рисками.

Наделение Агентства полномочиями по ликвидации несостоятельных банков (т.е. использование его в качестве корпоративного конкурсного управляющего и ликвидатора) позволит с учетом имеющихся у него ресурсов сократить сроки и повысить эффективность проведения ликвидационных процедур.

В этой связи следует отметить, что объем функций, которые возлагаются на систему страхования вкладов, имеет принципиальное значение. Как показывает зарубежный опыт, результатом сужения функций системы может стать ее неспособность выполнять поставленные задачи, что приводит к подрыву общественного доверия к институту страхования вкладов в целом.

Деятельность Агентства по выполнению возложенных на него задач строится на основе ряда принципов. Среди них следует выделить три основных принципа:

1. Прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов для общества. Данный принцип вряд ли нуждается в разъяснении, так как является фундаментом, на котором формируется доверие населения к системе страхования. Его реализация, в частности, будет обеспечиваться посредством поддержания постоянного рабочего контакта с представителями центральных и региональных средств массовой информации, использования Интернета, что позволит общественности оперативно получать информацию о функционировании системы страхования вкладов.

Данные о формировании и движении фонда страхования вкладов также будут открытой информацией. Агентство планирует регулярно представлять обобщенный анализ структуры рынка вкладов населения, что будет полезно банкам для более точного формирования их бизнес-политики.

  • 2. Координация работы Агентства с банковским сообществом. Для его реализации Агентство планирует выйти с предложением о заключении с Ассоциацией «Россия» и Ассоциацией российских банков соответствующих соглашений о сотрудничестве, а также создать экспертный совет по вопросам развития системы страхования вкладов.
  • 3. Минимизация административной нагрузки на банки от введения системы страхования вкладов. Создание системы страхования вкладов объективно требует установления Банком России новой отчетности. По предложению Агентства она будет очень простой, краткой и ориентированной на отчетность, которую банки составляют по расчету отчислений в фонд обязательных резервов. Агентство будет получать ее непосредственно от Банка России, что минимизирует издержки всех участников.

Наиболее серьезное изменение в операциях банков будет связано с необходимостью выполнить одно из требований закона - обеспечить учет обязательств перед вкладчиками, который позволит формировать реестр выплат в любой момент времени. Предложения по форме этого реестра направлены в Банк России. В качестве основных параметров использованы те данные о клиенте, которые и так уже есть у активно работающих банков. Однако определенная настройка информационных систем все-таки неизбежна.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения в банке конкурсного производства, которое длится, как правило, до 2 лет. Страховое возмещение для «опоздавших» будет выплачиваться в исключительных случаях, например, при тяжелой болезни, длительной заграничной командировке.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством, как правило, через уполномоченный банк-агент в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

Кроме положительных моментов создания Агентства по страхованию вкладов необходимо отметить также минусы данной системы: создание АСВ может стать причиной повышения степени риска, который будут готовы брать на себя мелкие и средние банки для привлечения большего объема средств физических лиц за счет увеличения предлагаемого процента по вкладам. Тогда банкам придется идти на финансирование более рискованных проектов в целях получения прибыли от кредитно-депозитных операций, что ухудшает качество кредитных портфелей банков.

С банковской системой взаимодействует большинство граждан.

Проведение платежей, зарплата на карту, традиционные вклады и выгодные инвестиционные операциинеотъемлемая часть нашей жизни.

Однако появляющиеся время от времени сообщения о крахе очередного банка вносят толику сомнений насчет надежности финансовых структур.

Доверяя банку личные активы, человек ждет основательных гарантий в случае банковских проблем. Финансовой «подушкой безопасности» выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Законодательное регулирование

Даже без погружения в теорию известно, что вкладчик, размещая депозит на банковских счетах, фактически подпитывает экономику страны. И чем устойчивее эти структуры, тем охотнее люди несут деньги в банк.

Потому государство гарантирует вкладчикам возврат вложений через . Страховщик – государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» , образованная 23 декабря 2003 г. законом № 177-фз «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Все начиналось с весьма скромных сумм: 01.01.2004 граждан оповестили о «несгораемых» 100 тысячах рублей со всех вкладов клиента в одном учреждении.

Повышение защитного порога

Положительный эффект не заставил ждать: за первые полгода действия государственных гарантий приток «физических» вкладов увеличился почти на 14%. Общий объем депозитов частных лиц достиг 1276 млрд. рублей.

Поэтому был установлен курс на периодическое увеличение :

Для счетов по сделкам с недвижимостью в 2017 году предусматривается покрытие до 10 млн рублей, то есть большинство клиентов могут рассчитывать на 100-процентный возврат. Для соответствия условиям страховой программы вкладчик должен находиться в статусе бенефициара или депонента.

Сложнее с валютным депозитом . Для решения этого вопроса размещенная сумма пересчитывается в рублевый эквивалент, и только после этого возвращается до 1,4 млн рублей. За счет курсовых колебаний и разницы между покупкой/продажей валюты вкладчик теряет даже больше, чем на рублевых счетах.

Цели и задачи корпорации

ГК АСВ выполняет комплекс задач по формированию доверия населения к банкам, защите интересов клиентов финансовых организаций, кризисному управлению кредитно-финансовым учреждением (КФУ).

Банковскими клиентами структура воспринимается как «реаниматор» вкладов. И это верно: в первую очередь агентство выполняет страховые функции в кредитно-финансовом секторе.

Страховая деятельность

Страхование вкладов для банков является непременным требованием: легальный банк обязательно проводит отчисления в АСВ.

При возникновении страхового события корпорация выплачивает страховую сумму владельцу вклада. Обратиться за покрытием вправе также наследники. Допускается представительство интересов.

Финансовое оздоровление банка

В период кризиса 2008 года, когда кривая банкротств КФУ нацелилась вверх, и многие банки оказались в состоянии стагнации, функции ГК АСВ дополнены санацией неблагополучных банков.

Тут главное – не допустить полного банкротства учреждения, для чего корпорация применяет следующие меры :

На практике это выглядит как поглощение кризисного банка более крупным ФКУ, смена совета директоров и собственников учреждения, реформа организационного функционирования и т. д. Эти формы работы позволяют обойтись без страховых выплат вкладчикам, поскольку все обязательства на себя принимает учреждение-поглотитель, новый состав руководства и т. д.

Ликвидация банков и других ФКУ

Не всегда существует возможность преобразовать «лопнувший» банк. Иногда это делать и вовсе нецелесообразно. В таком случае агентство проводит в отношении банка процедуру банкротства . В ходе разбирательств корпорация выявляет причины и виновных в банкротстве КФУ должностных лиц.

Механизм работы

Объектами страхования выступают вклады граждан вне зависимости от гражданства.

Гарантии корпорации распространены на:

Счета или попечителей, открытые для сохранения средств подопечных (бенефициаров). Временные расчетные счета для проведения операций купли/продажи недвижимости, открываемые на период регистрации сделки (эскроу) также находятся под страховой защитой.

Исключены из государственной системы страхования вкладов:

  • адвокатские и нотариальные счета;
  • вклады под предъявителя;
  • средства счета переданы в банковское доверительное управление;
  • электронные и предоплаченные счета;
  • вклады, открытые в зарубежных филиалах КФО;
  • обезличенные металло-счета (обычно измеряются в мерах веса – унциях и т. д.);
  • неиспользованный лимит по кредитке.

Что является страховыми случаями

Клиент вправе требовать возмещения при возникновении следующих неприятных ситуаций :

  1. Центральным банком РФ отозвана лицензия. При этом участие АСВ в решении вопросов задолженностей банка перед кредиторами (в данном случае, вкладчиками) не реализуется через ФЗ 127 «О банкротстве»;
  2. ЦБ запретил выполнение банком требований кредиторов. По банковской терминологии – мораторий. Ограничения вводятся при нарушениях КФУ правил проведения операций, отсутствия лицензии или ее просрочки, причастности банка к сомнительным финансовым операциям и т. д.

Как действовать при банкротстве банка

Истребование причитающегося с неблагополучного банка начинается с письменного обращения вкладчика , его представителя, наследников в АСВ или банк-агент.

Претензии предъявляются в следующие сроки :

  • отзыв лицензии – с момента такого события и вплоть до завершения процедуры банкротства, а длиться такое может и год, и два;
  • при введении моратория – его официальное прекращение.

Если срок пропущен ? Нужны веские основания для восстановления возможности. К примеру:

  • воинская срочная служба;
  • длительная заграничная командировка;
  • продолжительное лечение, сложное заболевание.

Полный перечень «уважительных причин» содержит в законе о страховании вкладов.

Предъявляемые документы :

  • Гражданский паспорт (копия и оригинал);
  • документы по вкладам в данном кредитном учреждении. Утрата бумаг не является основанием к отказу от выплат;
  • нотариальное подтверждение наследования имущества вкладчика (свидетельство о праве на наследство) или подтверждение возможности использования средств наследодателя (св-во о смерти и подтверждение родства, завещание);
  • представители прилагают нотариальную доверенность, опекуны – подтверждающие документы от органов социальной защиты;
  • заявление на возмещение (по форме АСВ или банка-агента).

Пакет предоставляется лично сотруднику корпорации, банка-распорядителя, пересылается заказным письмом с описью вложений, нотариальным подтверждением бумаг и уведомлением о вручении.

Предусмотрен вариант экспедиционной подачи с документальной регистрацией вручения пакета.

Порядок выплат

Кредитно-финансовые учреждения разрабатывают документальный реестр своих обязательств перед вкладчиками. Он устанавливает регламент проведения финансового возмещения КФУ.

В законе предусмотрен 14-суточный мораторий с момента наступления страхового события на выплаты. По истечении этого срока АСВ приступает к возмещениям вкладчикам: в течение трех суток с момента поступления заявления деньги должны поступить.

Если у вкладчика в банке-банкроте открыты кредиты , то размер возмещения уменьшается на объем обязательств заемщика. В случае нескольких вкладов в одном КФУ максимальные миллион четыреста рублей распределяются между всеми счетами клиента.

Страховой фонд

Формирование финансового резерва проводится из следующих источников:

  1. Страховые взносы. Ежеквартально банки отчисляют страховую премию от суммы привлеченных средств;
  2. Кредиты ЦБ РФ выступают государственным каналом пополнения резерва;
  3. Инвестирование поступающих средств в ценные бумаги и другие активы, кроме ценных бумаг кредитных учреждений.

На конец января 2017 года число , страхующих вклады граждан, составляет 805 организаций. Проведена работа по 386 страховым случаям. Примечательно, что банков стало меньше в сравнении с прошлым годом, а вот страховых случаев больше. Факт свидетельствует о тенденции уменьшения числа проблемных, а также мелких банков, их слияния с системно значимыми структурами.

Полномочия агентства

Возможности АСВ выходят далеко за рамки работы с гражданами. Это всего лишь этап в процессе банкротства финансовых учреждений.

Во многих случаях агентство выступает арбитражным управляющим :

  • если банк имел лицензию ЦБ на работу с вкладами граждан;
  • при банкротстве отсутствующих должников;
  • когда прекращены полномочия конкурсного управленца;
  • определяет полный объем существующих требований к банку кредиторов;
  • формирует имущественную массу, принимает меры к ее сохранности;
  • выставляет на торги имущество КФУ, управляет активами банкрота и т. д.

АСВ ведет реестр «застрахованных банков», и потенциальный клиент финансовой организации на сайте корпорации может проверить легитимность банка еще до размещения счета. Такой шаг необходим, если намечается вклад в банке, ведущим деятельность он-лайн.

Страховка и право на полную сумму: «синица в руках» и «журавль в небе»

В случае ликвидации банковского учреждения расчет с вкладчиками возможен в полном объеме. Однако выплаты, выходящие за рамки страховки, выплачиваются в последнюю очередь. При появлении средств после распродажи имущества, активов и прочей конкурсной массы.

Даже если уже все распродано, но идут другие ликвидационные мероприятия, придется ждать официального завершения процедур. Процесс грозит растянуться на годы, если ведется следствие, пустился «в бега» совет директоров. Возможно, что все ограничится страховым возмещением.

Так что затягивать с обращением в ГК АСВ не стоит.

О принципах работы данной госкорпорации рассказано в следующем видеосюжете:

АСВ было создано в 2004 г после принятия закона о страховании вкладов физ. лиц в банках РФ №177 ФЗ.

Система страх вкладов (ССВ).

Участники: вкладчики, кредитные организации, ЦБ, АСВ.

Банк, принявший решение о привлечении денежных сбережений населения должен быть включенным в ССВ и получить лицензию ЦБ. Законом определены 4 критерия для вхождением банком в ССВ:

1. Устойчивое положение

2. Выполнение обязательных экономических нормативов

3. Достоверность учета и отчетности

4. Отсутствие необходимости применять к нему меры в порядке надзора

5. Прозрачность структуры собственника

Банк должен проработать более 2-х лет. Менее 2-х лет при капитале 3.600.000.000 руб.

Застрахованными являются денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещаемые физ. лицами в банке на основании договора банковского вклада или банковского счета, включая причисленные %.

Согласно статье 5 закона страхованию подлежать все вклады физ. лиц за исключением:

· Средства индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов.

· Средства, размещенные в банковские вклады на предъявителя

· Средства, переданные физ. лицами в доверительное управление

· Средства, размещенные во вклады находящиеся за пределами России филиалах банках.

· Средства, являющиеся электронными денежными средствами.

Функции АСВ:

1. Ведение реестра банка.

2. Сбор страховых взносов и контроль за их поступлением.

3. Определение порядка расчета сумм возмещение

4. Учет требований вкладчиков

5. Выплата возмещений

6. Функция корпоративного ликвидатора банков

7. с 2008 – функция сонатора

АСВ в праве осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога).

Главная функция АСВ -

Право вкладчика на получение возмещения возникает со дня наступления страхового случая. Страховым случаем является одно из следующих обстоятельств:

1. отзыв (онулирование) у банка лицензии

2. введение Банком России

Лекция 4. 08.02.13.

Для получения возмещения вкладчик или его представитель вправе обратиться в АСВ или в банк-агент, который АСВ привлекает к выплате возмещений (в н.в. 62 банка-агента). Такое право может быть реализовано вкладчиком со дня наступления страхового случая до дня завершения процедуры банкротства банка, а при введении ЦБ моратория на удовлетворении требований кредиторов до дня окончания действия моратория. В случае пропуска указанного пропуска, по заявлению вкладчика он может быть восстановлен в своих правах по закону.

Для получения возмещения вкладчик представляет заявление и документ удостоверяющий личность. Если это представитель – доверенность заверенная нотариально. Выплата возмещений производится в соответствии с реестром в течение 3-х дней представления документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Сообщение о месте и времени, форме и порядке приема заявлений публикуется в «Вестнике Банка России», а так же в печатном органе по месту расположении банка. Выплата может осуществляться наличными или зачислением на счет.

На начало 2013 г. было 130 страховых случаев.

Коммерческие банки.

Банки классифицируют по признакам:

1. По форме собственности: частные, банки с государственным участием, смешанные, совместные (с участие иностранного капитала).

2. По способу формирования уставного капитала: акционерные, паевые (ООО, ОДО).

3. По виду совершаемых операций: универсальные, специализированные. Критерии специализации могут быть различные – отраслевая, функциональная, территориальная, клиентская.

Органами управления являются:

Высшим органом – общее собрание акционеров (либо пайщиков), совет директоров, председатель, правление.

Председатель и правление осуществляют текущее руководство деятельностью банка.

В зависимости от масштабов деятельности банк может иметь внутренние структурные подразделения (филиалы, дополнительные офисы, отделения, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла).