Законопроект о неналоговых платежах. Кодекс неналоговых платежей: что это, когда введут в России, как будет действовать. Платежи, которых в НК РФ не будет

Законопроект о неналоговых платежах. Кодекс неналоговых платежей: что это, когда введут в России, как будет действовать. Платежи, которых в НК РФ не будет

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

Главная причина, по которой пока невозможно даже примерно спрогнозировать дату не только принятия, но и внесения в Госдуму законопроекта , предусматривающего , и не допускающего произвольного введения новых их видов (далее – законопроект), – отсутствие единого мнения о том, необходимо ли распространить на какие-либо из существующих платежей правовой режим налогов и сборов. Представители двух профильных министерств: Минфина России (разработчик документа) и Минэкономразвития России, давшего положительное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия проекта, в принципе не отрицают, что ряд платежей, в частности утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор, обладают всеми признаками налогов (). Тем не менее они предлагают сначала принять закон об обязательных платежах [согласно данному Владимиром Путиным поручению Правительство РФ должно было обеспечить внесение в Госдуму законопроекта, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, уже к 15 декабря 2017 года (). – ГАРАНТ.РУ ], а потом – на этапе "инвентаризации" всех установленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях платежей для юрлиц и ИП и формирования реестров обязательных платежей – выявить те, которые имеют очевидную налоговую природу, и уже отдельно обсудить возможность включения их в НК РФ, определить сроки такого включения и т. д.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ ЗАКОНОПРОЕКТА

Как показал проведенный Минэкономразвития России анализ платежей, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны бизнеса в связи с неопределенностью методики расчета тарифов и существенной величиной расходов на их внесение, абсолютное большинство платежей (а общее их количество – более 100: как минимум 80 установлено федеральными нормативными актами, от 30 до 50 – региональными актами субъектов РФ, муниципальные акты пока вообще не подвергались такому анализу) имеют не налоговую и абсолютно разную правовую природу и разные порядки администрирования, отметил директор Департамента оценки регулирующего воздействия министерства Вадим Живулин . Например, платеж, взимаемый за выдачу племенных свидетельств на молочный крупный рогатый скот, платеж за подтверждение соответствия организации требованиям законодательства о противодействии терроризму, портовый сбор, плата за использование радиочастотного спектра и т. д. Поэтому основная цель законопроекта заключается не в какой-либо унификации платежей, а в определении четких правил их установления и взимания. "Сейчас взимается огромное количество платежей, многие из которых не идут в бюджет. Создание полного перечня поможет оценить общий размер уплачиваемых платежей. Более того, в процессе включения платежей в перечни они будут дополнительно обсуждаться, поэтому часть из них будет просто ликвидирована, – добавила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская . – Бизнес попросил навести порядок. Принятие законопроекта – самый хороший способ сделать это, не ломая систему и не растягивая этот процесс".

Поддерживает законопроект и Счетная палата РФ – при условии, что при включении платежей в реестр обязательно будет учитываться их экономическая эффективность. В частности, затраты на администрирование, которые должны быть существенно меньше собранной в результате его взимания суммы. Ярким примером неэффективного платежа, по мнению аудитора палаты Сергея Штогрина , является . В 2016 году сумма, выплаченная оператору системы "Платон", и расходы на возврат плательщикам транспортного налога превысили размер поступивших в бюджет в результате взимания платы средств. В 2017 году поступления в бюджет превысили расходы, но незначительно.

Кстати, само бизнес-сообщество, в интересах которого был разработан законопроект, не ожидает одномоментного сокращения количества платежей в случае его принятия, но радуется перспективе законодательного закрепления гарантии защиты от бесконтрольного введения новых видов платы. "Проект предполагает ту самую предсказуемость, которая нам нужна. Поскольку платежи будут вводиться только законодательными органами, мы получаем возможность хоть как-то их обсуждать. Сейчас многие такие документы проходят как документы служебного пользования, и в конце года мы узнаем, что у бизнеса появляется новый платеж", – подчеркнула вице-президент РСПП Мария Глухова .

В то же время представители бизнес-объединений отмечают, что предприниматели опасаются применения в их отношении аналогичных с предусмотренными за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов санкций: блокировки счетов, значительных штрафов, проведения проверок, а особенно – привлечения к уголовной ответственности (напомним, ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов установлена ). "Санкционный режим должен соответствовать характеру платежа. Мы прекрасно понимаем, что если речь идет о пошлинах и иных подробных сборах, никакие механизмы камерального контроля, выездных проверок в принципе не применимы", – отметил председатель Комитета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин .

Как показало обсуждение, опасения бизнеса небезосновательны: заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин заявил, что само определение платежей в качестве обязательных предполагает возможность их принудительного взыскания и применения санкций к неплательщикам. Поэтому, раз законопроект предусматривает для плательщиков обязательных платежей гарантии, аналогичные установленным для плательщиков налогов и сборов, то и ответственность они должны нести такую же – кроме уголовной. Сенатор, к слову, считает, что уголовные санкции вообще не должны применяться при нарушении положений НК РФ.

Определенные нестыковки в позиции разработчиков законопроекта отметил и полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин . Он напомнил, что необходимость систематизации неналоговых платежей обсуждается с 2011 года, во всех поручениях президента по этому вопросу говорится также о неналоговых платежах, а в законопроекте появился совсем другой термин, и непонятно, относятся ли все неналоговые, то есть не включенные в НК РФ, платежи к обязательным или нет.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что рассмотрение законопроекта точно будет непростым и длительным – даже на этапе подготовки к внесению в Госдуму, тем более что никаких, даже примерных, сроков его рассмотрения разработчики так и не обозначили.

______________________________

С текстом законопроекта "О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-17/00069659). Последняя версия проекта имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Сергей Николаевич Катырин выразил своё одобрение , или “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который в случае принятия начнёт действовать с 2018 года. В то же время, у ТПП есть замечания к его редакции.

С.Н. Катырин считает внесённый законопроект “важным шагом на пути дальнейшего развития отечественного предпринимательства”. Все основные пожелания по упорядочиванию выплат, высказанные ТПП РФ, были учтены. В частности, формирование реестра неналоговых платежей, увеличение срока их взимания / введения новых.

Основное замечание ТПП к законопроекту “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” следующее: установление платежей органами исполнительной власти должно кодифицироваться федеральным законом о неналоговом платеже. Говорят, что в Минфине отвергают необходимость закона и предлагают довольствоваться изменениями Налогового кодекса.

В России на 2017 год действуют порядка 70 неналоговых платежей – обязательных выплат в дополнение к Налоговому кодексу. Эксперты говорят о том, что в своей совокупности неналоговые платежи составляют 0.5-1% внутреннего валового продукта страны.

Попытки навести порядок с неналоговыми платежами делаются правительством с 2015 года, когда оно ввело мораторий на часть неналоговых платежей и предоставило отсрочку на них до 2019 года. Однако, этот мораторий коснулся в основном экологических отчислений, на тот момент заявленных, но не взимаемых (экологического сбора, сброс загрязнений, порчи водоотведения, резервов чрезвычайных ситуаций).

В то же время, основные неналоговые платежи – это:

  • взносы во внебюджетные фонды,
  • утилизационный сбор,
  • пошлины за патенты,
  • регистрационные сборы,
  • плата за въезд крупногабаритного транспорта (свыше 12 тонн),
  • лицензирование,
  • проведение госэкспертиз,
  • отчисления на экологию (поддержание лесной отрасли, загрязнение природы) и тп.

Все эти платежи, согласно законопроекту о неналоговых сборах с бизнеса, будут разделены на 3 вида по важности и включены в единый реестр. То есть, при формировании включении неналогового платежа в реестр будет проведена оценка его необходимости для государства, а часть платежей, возможно, будет отменена. Предположительно, в число наиболее важных неналоговых платежей войдут утилизационный и экологический сборы, госэкспертиза и патенты.

Источник: Пресс-служба ТПП

Навигация по записям

Часть неналоговых платежей будет отменена, а введение новых и повышение ставок существующих станет более предсказуемым и экономически обоснованным.

Как стало известно "Российской газете", минфин внес в правительство разработанный совместно с минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах (к ним относятся утилизационный сбор, плата за возмещение вреда дорогам с большегрузов и так далее). Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей".

Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин. Все они рассматривались на заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей, которую возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин. "Это не исчерпывающий список, так как существуют еще региональные платежи, перечни которых также должны быть составлены по каждому субъекту РФ, - пояснил Вадим Живулин. - В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы. Это снизит общую неналоговую нагрузку и сделает правила взимания публичными, открытыми и понятными".

После 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальные реестры

Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

После того, как документ примет Госдума во втором чтении, будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей, сообщили "РГ" в пресс-службе минфина.

Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

По словам Вадима Живулина, при подготовке законопроекта были учтены основные замечания бизнеса, такие как установление четких критериев отнесения платежей к "обязательным", закрепление обязанностей органов, администрирующих платежи, и плательщиков, а также придание деятельности по систематизации обязательных платежей публичного характера (формирование интерактивного реестра).

Бизнес-объединения неоднократно говорили о необходимости упорядочить неналоговые платежи и описать, как они вводятся. Это стало одним из главных предложений в перечне из 25 пунктов, которые в феврале "большая четверка" (ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России") передала в правительство для включения в план роста экономики до 2025 года.

Однако законопроект охватывает лишь те платежи, чей характер близок к налогам и сборам, а затраты на выполнение обязательных требований (наподобие организации хранения данных операторами связи по антитеррористическим поправкам) под данное в проекте определение не подпадают, говорит президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.

Он считает, что в "пакете" с законом о неналоговых платежах нужно изменить процедуру принятия актов, вводящих дополнительные требования к бизнесу: разработчик должен в обязательном порядке предоставлять расчеты, во сколько может обойтись его инициатива. Сейчас он обязан лишь просчитать последствия для федерального бюджета.

"Было бы логичным сделать в этом смысле процедуру принятия нормативно-правовых актов более качественной в рамках Года предпринимательства, который планируется объявить в 2018 году, - считает Александр Калинин. - Причем оценка дополнительной нагрузки на бизнес должна стать обязательной для всех субъектов законодательной инициативы, включая Госдуму и региональные законодательные собрания, а не только для правительства или отдельных ведомств".

Анонсированный главой Минфина Антоном Силуановым "Кодекс неналоговых платежей" – это выстраивание четких и понятных правил игры государства с бизнесом. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель первого проректора Российской экономической школы, профессор финансов Олег Шибанов .

"Предсказанный главой Минфина Кодекс неналоговых платежей – документ, которого давно ждут. Если налоговая структура в России давно определена и неизменна, то неналоговые платежи возникают неожиданно и становятся неприятными сюрпризами для предпринимателей. К примеру, сбор с грузовиков платы за тонны, так называемая система "Платон", бурно обсуждается уже почти два года.

Этот сбор в разгар кризиса стал абсолютной неожиданностью и вынудил многих предпринимателей сегмента грузоперевозок кардинально пересмотреть планы на будущее. Предлагаемый Минфином Кодекс предусмотрит полный перечень неналоговых сборов и даст бизнесу уверенность, что дополнительных расходов он внезапно, по решению государства, не понесет", – отмечает экономист.

Сегодня Антон Силуанов на парламентских слушаниях появление в России‍ "Кодекса неналоговых платежей". По его словам, проект документа планируется внести в Госдуму осенью. Целью появления отдельного кодекса министр назвал стабильность и предсказуемость, которые ведомство желает достичь в части неналоговых сборов. "Неналоговые сборы также в целом влияют на уровень налоговых изъятий от бизнеса. Кодекс установит понятные правила их взимания", - рассказал Силуанов.

Система "Платон" вводилась в 2015 году с грузовиков, общей массой свыше 12 тонн. Выручка от сбора направляется на ремонт федеральных и региональных дорог. Деньги собираются с грузовика за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Это решение вызвало протест перевозчиков, окончательные детали сбора обсуждаются до сих пор.

Новый кодекс поддержит честный бизнес

Неналоговые платежи – доходы государства, поступающие на обязательной основе. Среди них пошлины и сборы за оказание государственных услуг, включая таможенные сборы. Также это доходы от использования объектов госсобственности - лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду.

"Помимо "внезапного" "Платона" к неналоговым сборам относится еще много видов платежей. Здесь и акцизы на ликеро-водочную и табачную продукцию, и "антиспекуляционный" сбор за перепродажу свежеопреобретенной недвижимости, и социальный сбор в Пенсионный фонд. Все эти нюансы должны быть просты и понятны предпринимательской среде, так как формируют базу для развития", - подчеркивает эксперт.

Кроме того, к неналоговым сборам относятся суммы, полученные от реализации конфискованного имущества, а также штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства. Также это поступления от продажи государственных ценных бумаг и объектов государственной собственности.

Государство прописывает "правила игры"

Силуанов отметил: в основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов заложен принцип налоговой нейтральности. Он заключается в установлении одинаковых условий для всех групп налогоплательщиков. "Для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться", - добавил глава Минфина.

"Президент РФ Владимир Путин сдержал данное им слово и не допустил повышения налогов в стране в кризис. Но ситуация с неналоговыми сборами в РФ выглядела в последние годы отнюдь не радужно. Кодекс неналоговых сборов – это своеобразный свод правил игры, в котором появятся твердые гарантии от внезапности появления новых платежей.

Бизнесу появление такого документа приятно, его встретят поддержкой. Подобные инициативы дают возможность с уверенностью планировать будущие расходы, планировать собственное развитие и уверенно привлекать инвестиции. Когда все финансовые потери зафиксированы на долгосрочный период, легче строить планы и следовать им", - заключает Олег Шибанов.