Тренажёр по обществознанию (11 класс) на тему: Тренинги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию (раздел

Тренажёр по обществознанию (11 класс) на тему: Тренинги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Экономика"). Основные сферы общественной жизни​

Спецификация диагностической работы по обществознанию для 11 классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освое-ния учащимися курса обществознания в рамках программы среднего общего образования.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание и основные характеристики диагностических материалов оп-ределяются на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования и науки РФ от 9.03.2004 года № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразова-ния России от 09.03.2004 года № 1312)

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 года № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы, включая дополнитель-ные материалы и оборудование

При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

4. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 90 минут.

5. Структура и содержание диагностических материалов

Вариант диагностической работы состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: 3 задания с выбором ответа, 14 заданий с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представ-лено в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Содержательные блоки

Человек и общество

Экономика

Социальные отношения

Политика

Всего:

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Блоки проверяемых умений

Количество заданий в варианте

Знать и понимать место и роль человека в системе общественных отношений.

Знать и понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и зна-чение в жизни общества как целостной системы.

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать со-ответствия между существенными чертами и признаками изучен-ных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представ-ленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных тек-стов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массо-вой информации. Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные зна-ния в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам.

6. Система оценивания

За верное выполнение каждого задания кроме 4, 6, 10, 16-19 учащийся получает по 1 баллу, если ответ совпадает с эталоном. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 4, 6, 10, 16, 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и от-сутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эта лоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Порядок записи цифр в ответе:

не имеет значения для заданий 3, 4, 5, 10 и 15,

имеет существенное значение для заданий 7, 8, 11, 12, 14, 16, и 17. Задания 18 и 19 оцениваются по критериям. Максимальный балл за каждое из этих заданий - 3.

Максимальный балл за всю работу - 28.

7. Обобщённый план диагностической работы

Используются следующие условные обозначения: КЭС - контролируемый элемент содержания (коды приведены в соответствии с кодификатором ФИПИ). В - задание с выбором ответа, К - задание с кратким ответом, Р - задание с развёрнутым ответом.

задания

Контролируемые требования (КТ), умения

Коды

КЭС

Тип

задания

Макс. балл

Знать и понимать биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; ме-сто и роль человека в системе общественных отноше-ний; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития об-щества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость ре-гулирования общественных отношений, сущность соци-альных норм, механизмы правового регулирования; осо-бенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне).

1.1 - 4.5

1.1 - 4.5

1.1 - 4.5

1.18

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.18

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.18

1.18

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

2.4

Уметь применять социально-экономические и гумани-тарные знания в процессе решения познавательных за-дач по актуальным социальным проблемам.

2.1 - 2.16

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

3.1 - 3.13

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

3.1 - 3.13

Уметь анализировать актуальную информацию о соци-альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер-тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

4.1 - 4.6

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

4.1 - 4.6

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан-ным.

1.1 - 4.5

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан-ным.

1.1 - 4.5

Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

1.1 - 4.5

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ-ты), их место и значение в жизни общества как целост-ной системы.

1.1 - 4.5

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей из 19 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом и выбором ответа. Часть 2 содержит 2 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение диагностической работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1-17 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ценные бумаги

Ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капи-тале компании и получении дохода

Облигация

Ценная бумага, выражающая долго-вые обязательства

Ответ:

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных по-нятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) мотивы; 2) цель; 3) деятельность; 4) действия;

5) результат.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, пред-ставляют формы государства.

1) республика; 2) идеология; 3) федерация; 4) политика; 5) демократия; 6) монархия.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в табли-цу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. В стране Z натуральное хозяйство является основой экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в стране Z господствует тради-ционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

Природные факторы оказывают решающее воздействие на занятия жителей.

Урбанизация.

Господствует общинно-государственная форма собственности.

Большая часть населения занята в сфере услуг.

Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:

5. Что из перечисленного ниже относится к духовным потребностям?

потребность в познании мира

потребность в принадлежности к определенной социальной группе

потребность в безопасности

потребность быть востребованным на рынке труда

Ответ:

6. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

Относительная истина в отличие от абсолютной истины является ложным знанием о предмете.

Истина - знание, соответствующее объекту познания.

Одним из критериев истинного знания является его соответствие фундаментальным законам науки.

Объективность является свойством, как абсолютной истины, так и от-носительной истины.

Истинно лишь то знание, которое отвечает представлениям большин-ства людей.

Ответ:

7. Установите соответствие между характеристиками и видами знаний: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

A) Отражает стремление к объективности

Б) Получено вследствие житейской практики

B) Системность

Г) Использование особого понятийного аппарата

Д) Сводится к констатации фактов и их описанию

1) обыденное

2) научное

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами экономи-ческого роста: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) экономия на масштабе

Б) привлечение новых трудовых ресурсов

В) повышение квалификации работников

Г) рациональное использование ресурсов

Д) развитие НТП

1) интенсивный

2) экстенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

9. На графике изображено изменение предложения стиральных машин на по-требительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения Si в положение SP? (На графике Р - це-на товара, О - количество товара.)

ожидание в будущем увеличения цен на стиральные машины

уменьшение числа продавцов на рынке бытовой техники

снижение налогов на малый и средний бизнес

государственные дотации на производство стиральных машин

увеличение числа покупателей

Ответ:

10. Владельцы фирмы «Лучшие туры России» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

выпуск ценных бумаг

налоговые отчисления

таможенные пошлины

амортизационные отчисления

привлечение инвестиций из-за рубежа

лицензирование предприятия

Ответ:

11. Установите соответствие между примерами и функциями рынка: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ РЫНКА

ПРИМЕРЫ

1) посредническая

2) регулирующая

3) санирующая

4) ценообразования

A) Алексей в ближайшем салоне приобрел новый автомобиль

Б) Анатолий переместил свои сбережения из угледобывающей отрасли в нефтегазовую отрасль

B) Арина распределила продукцию своей фирмы по торговым точкам

Г) Предприятие «Лютик» не выдержало конкуренции и объявило о своем закрытии в связи с банкротством

Д) В связи с повышением цен на отечественную продукцию произошел

десятипроцентный рост цен на фермерскую продукцию

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

12. Установите соответствие между примерами и социальными санкциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

А) Альберт получил премию за качест-венную работу

Б) Друзья Олега устроили сюрприз на его день рожденья

В) Анна отказалась посетить званый ужин у своей подруги из-за присутствия там общего знакомого, с кото-рым она в ссоре

Г) Максим был уволен с предприятия по причине частых пропусков рабо-ты без уважительной причины

Д) Суд принял решение о лишении сво-боды гражданина Сидорова за совершение преступления

1) формальные позитивные

2) формальные негативные

3) неформальные позитивные

4) неформальные негативные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

13. Что из перечисленного ниже относится к критериям стратификации?

темперамент

мобильность

доход

Ответ:

14. Установите соответствие между признаками и видами республик: к каж-дому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ РЕСПУБЛИК

А) избрание президента законодательным собранием

Б) отсутствие у президента права роспуска парламента

В) ответственность правительства перед парламентом

Г) отсутствие поста премьер-министра

Д) формирование правительства президентом

1) парламентская

2) президентская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

15. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запи-шите цифры, под которыми они указаны.

публичность власти

разделение властей

всеобщие альтернативные выборы

легитимность применения силы

реальные гарантии защиты прав и свобод человека

суверенитет

Ответ:

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозна-чено определённой буквой.

(А) Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, свя-занных между собою экономическими отношениями на основе междуна-родного разделения труда. (Б) 132 государства являются развивающимися странами с рыночной экономикой. (В) Это большинство государств. (Г) Мировая торговля - часть международных экономических отношений, развивающаяся на основе международного разделения труда и специали-зации. (Д) Всемирная торговая организация крайне необходима всем госу-дарствам мира.

Определите, какие положения текста имеют

фактический характер

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Становление и развитие личности, её ________ (А) выступают как форми-рование системы её специфических социальных характеристик. Система __________ (Б) свойств личности включает в себя систему её общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов её __________ (В), систему её духовного мира. Формирование личностей надо начинать с совершенствования _________ (Г), то есть всей системы прису-щих ему общественных отношений. Любой человек в своём развитии проходит такие стадии, как _________ (Д), отрочество, юность, взрослое состояние, старение. Одни люди достигают социальной зрелости в относительно раннем возрасте благодаря своим широким познаниям и активному включению в различные виды деятель-ности. Другие - намного позже. Каждый человек как особая ________ (Е) и индивидуальность может быть полезен для себя и общества на своём мес-те. В этом выражается его социальная значимость - главное проявление его социальной зрелости».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

социализация

деятельность

молодость

социальный

детство

стратификация

индивидуальность

личность

общество

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выра-жающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ:

Выполните задания 18 и 19, которые требуют развернутого ответа

18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мо-бильность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете осве-щать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический ре-жим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее осо-бенности демократического режима.

Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

акция

246

234

21221

12111

145

12134

13422

12122

146

31132

142957

Критерии для оценивания заданий 18 и 19

18. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

а) горизонтальная;

б) вертикальная:

Восходящая;

Нисходящая.

в) индивидуальная;

г) групповая и др.

3. Каналы (лифты) социальной мобильности:

а) армия;

б) школа;

в) профессиональный спорт;

г) церковь;

д) собственный бизнес;

е) семья и брак и др.

4. Факторы, влияющие на социальную мобильность:

а) социальные революции;

б) иностранные интервенции;

в) межгосударственные и гражданские войны;

г) военные перевороты;

д) смена политических режимов;

е) создание империй.

5. Значение социальной мобильности для развития общества.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в названой, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2 и 3 пунктов /пана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная
тема не может быть
раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы

в подпунктах

Два

Два пункта детализированы в подпунктах. И три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два


искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Один

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают план по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

19.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделе-ния типов политических режимов, опирающейся на знание кур-са, например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свобо-ды общества;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержа-щее информацию о критериях(-и) выделения типов политиче-ских режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенно-стью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскры-вающее с опорой на знание курса особенности демократиче-ского режима.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчиты-ваются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова-нием задания составлены два предложения, содержащие ин-формацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова-нием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо-ванием задания составлены два предложения, содержащие ин-формацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо-ванием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. Или ответ неправильный

Максимальный балл

Тренинги для подготовки к егэ по обществознанию (раздел "Экономика") содержат задания, собранные из разных доступных источников и объединенные в один вариант. Позволяют проверить задания разного уровня сложности как в тестовой части, так и задания, предполагающие свободную форму ответа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГИ:

Запишите слово, пропущенное в таблице

Запишите слово, пропущенное в таблице

Запишите слово, пропущенное в таблице

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) налог на собственность, 2) прямой налог, 3) подоходный налог, 4) налог на землю, 5) налог на наследство

1) таможенная пошлина, 2) налоги, 3) акцизы, 4) прогрессивная шкала, 5) декларация

1) инвестиционный фонд, 2) коммерческий банк, 3) кредитная организация, 4) страховое общество, 5) сберегательная касса.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «экономический цикл». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подъем, 2) спад, 3) пик, 4) прибыль, 5) тренд, 6) кризис, 7) рецессия

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «рыночная экономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) товарное производство, 2) предпринимательство, 3) государственный план, 4) частная собственность, 5) конкуренция, 6) свободные цены, 7) централизованное ценообразование

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «обмен». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разделение труда, 2) производительные силы общества, 3) специализация производителей, 4) бартер,

5) унитарное предприятие, 6) товарно-денежные отношения,

Выберите верные суждения об общественных благах и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) жилищная проблема граждан решается посредством индивидуального жилищного строительства,

2) из государственного бюджета осуществляется финансирование работы НИИ по созданию нового лекарства

3) муниципальный бюджет оплачивает расходы, связанные с освещением улиц города,

4) компьютеризация промышленности осуществляется за счет собственных средств предприятий

5) гражданин приобрел грузовой автомобиль для занятия бизнесом.

Выберите верные суждения об ВВП и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) ВВП включает в себя совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за её пределами,

2) ВВП включает в себя рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства

3) Под ВВП понимают смету доходов и расходов государства, которая устанавливается на год,

4) ВВП – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе формирования, распределения и использования денежных средств

5) ВВП может рассчитываться по доходам, расходам, по добавленной стоимости.

Выберите верные суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) за счет государственных средств происходит финансирование и производство общественных благ,

2) государство устанавливает твердые цены на продукты и товары широкого потребления

3) государство планирует работу всех хозяйствующих субъектов из единого центра,

4) государство формирует правовой режим функционирования экономики

5) государство обеспечивает единое экономическое пространство и защищает частную собственность

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) слишком большое количество денег «гоняется» за малым количеством товаров,

2) инфляция способствует повышению реальных доходов населения и понижению номинальных

3) инфляция – это рост объема денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами,

4) в результате инфляционных процессов в национальной экономике повышается инвестиционная активность зарубежного капитала

5) инфляция повышает уровень благосостояния граждан

Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) оплата труда домохозяйки,

2) покупка нового компьютера,

3) подарок внуку от бабушки,

4) пенсия шахтера,

5) оплата коммунальных платежей

Установите соответствие между факторами и видами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) ввод действие дополнительного оборудования,

Б) приглашение иностранных рабочих, 1) интенсивный

В) открытие новых месторождений

полезных ископаемых 2) экстенсивный

Г) повышение квалификации рабочих

Д) укрупнение производства, экономия

на масштабах

Установите соответствие между характеристиками экономических систем и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) государственная собственность на все типы

ресурсов, низкий уровень конкуренции (внутри-вовне),

централизованное распределение ресурсов, 1) традиционная

регулирование уровня цен, высокий уровень

социальных гарантий

Б) господство частной собственности, ориентирована 2) рыночная

на получение прибыли от продажи товара,

конвертируемость валюты, предпринимательство,

ограничение роли государства в хозяйственной 3) плановая

деятельности

В) присутствуют все типы собственности,

господствующий тип явно не выделен, 4) смешанная

предпринимательство поощряется,

рыночные механизмы эффективны, обеспечиваются

социальные гарантии

Г) отсутствие понятия собственность и денег

как эквивалента стоимости товара

Д) натуральное хозяйство, отношения между

производителем и потребителем прямые

Установите соответствие между экономическими теориями и раскрывающими их сущность характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

А) основой является теория трудовой стоимости

и теория прибавочной стоимости,

Б) источником богатства является сфера 1) меркантилизм

промышленного производства, управляемая 2) физиократы

«невидимой рукой» 3) классическая

В) необходимость государственного политэкономия Адама Смита

регулирования рыночной экономики 4) марксизм

Г) внешняя торговля рассматривается 5)рыночный либерализм

как главный источник доходов, она обеспечивает 6) кейнсианство

приток золота в страну

Д) главный источник богатства нации –

в земледелии, в с/х производстве

Е) государственное вмешательство в экономику

ограничивается только поддержанием стабильного

темпа роста денежной массы

Установите соответствие между видами банков и банковскими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ БАНКОВ ВИДЫ БАНКОВ

А) денежная эмиссия,

Б) кредитование предприятий, 1) Банк России

В) мобилизация свободных денежных

средств 2) коммерческие банки

Г) хранение золотовалютных резервов

Д) рассчетно-кассовое обслуживание

клиентов

Термин экономика понимается в трех аспектах. Установите соответствие между аспектами понимания этого термина и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА

А) ежегодно в стране N. производится

5 млрд. тонн зерна,

Б) в стране N. сельское хозяйство активно

поддерживается государством, 1) как вид деятельности

В) экономисты составили прогноз развития

отечественной экономики на ближайшие 2) как наука

10 лет

Г) предприниматель Н. заключил договор 3)как хозяйство

на поставку продукции в торговую точку

Д) фирма «Агро» закупила оборудование для

колбасного цеха

Установите соответствие между примерами использования факторов производства и факторными доходами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

А) семья имеет в собственности земельный

участок 1) зарплата

Б) Андрей устроился слесарем 3 разряда

на завод 2) рента

В) предприниматель успешно продал партию

телевизоров 3) процент

Г) Анна открыла накопительный вклад

в коммерческом банке 4) дивиденд

Д) Мария Петровна получила доход по

принадлежащим ей акциям 5) прибыль

На графике отражена ситуация на рынке услуг частного такси: линия спроса из положения D переместилась в положение D 1

1) рост доходов населения,

2) повышение налога на доходы владельцев частного такси,

3) снижение стоимости проезда в городском общественном транспорте,

4) уменьшение количества автобусов в связи с реорганизацией муниципального АТП,

5) увеличении количества автовладельцев, занимающихся частным извозом.

На графике отражена ситуация на рынке компьютерных технологий, в частности, компьютерных мышек: линия спроса из положения D 2 переместилась в положение D 1 . Выберите из списка факторы, которые могли вызвать данные изменения на рынке, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование технологий производства, удешевляющие стоимость продукции,

2) широкое распространение устройств с сенсорным экраном,

3) снижение объемов продаж стационарных компьютеров,

4) обострение конкурентной борьбы на рынке информационных технологий,

5) рост налоговых ставок на доходы компаний, работающих в этой сфере.

1) фактический характер,

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений,

3) характер теоретических суждений.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений,

3) характер теоретических суждений.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений,

3) характер теоретических суждений.

В русском языке термин «____________________» (А) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_________________» (Б). Во-вторых, этим термином обозначают __________________ (В), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ___________________ (Г) для удовлетворения своих неограниченных __________________ (Д). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и __________________ (Е). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров».

Термины:

1) наука 2) государство 3) экономика 4) человек 5) ресурс 6) сфера 7) потребность 8) хозяйство 9) производитель

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных _______________ (А): производители экономического продукта, его ______________ (Б) и государство. Между ними происходит весьма интенсивный ___________________ (В) товарами, __________________ (Г), денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _______________ (Д), защиту прав и интересов отдельных участников экономических ________________ (Е)».

1) регулирование, 2) обмен, 3) спрос, 4) потребитель, 5) рынок, 6)субъект, 7) услуга, 8) объект, 9) отношение

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«На фондовой (А) обращаются две категории ценных бумаг: акции и (Б). Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение ее владельцем доли в акционерный (В) общества и позволяющая получать (Г) из прибыли общества. Цена, по которой продаются и покупаются акции, называется (Д) акции. Существенное влияние на него оказывает соотношение (Е) и предложения акций на рынке».

Термины:

1) потребитель 2) курс 3) сертификат 4) дивиденд 5) спрос

6) чек 7) капитал 8) облигация 9) биржа

Самой большой рыночной властью обладает (А). Это рынок, на котором присутствует единственный (Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден (В) с точки зрения качества продукции, разнообразия (Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа, (Д) проводит (Е) политику.

Термины:

1) ассортимент, 2) покупатель, 3) продавец, 4) монополия, 5) конкуренция, 6) товарищество, 7) государство,

8) разнообразный, 9) антимонопольный.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

Формирование рыночной цены (А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наемными работниками. Основным методом защиты интересов (Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех, входящих в их состав людей.

Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их (В). Это делает работу для членов профсоюзов более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведет к росту цены товаров для покупателей, если величина (Г) в цене товара не снижается.

Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчета для которого является (Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется (Е) власти.

Термины:

1) наемные работники, 2) прибыль, 3) законодательные органы, 4) заработная плата, 5) трудовой договор,

6) труд, 7) профессия, 8) безработица, 9) прожиточный минимум.

Задания на умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте (25)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «величина спроса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса, и одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы, и одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

Задания на умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук (26)

Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей

Существую различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких к этому виду конкуренции.

Укажите три любые источника финансирования бизнеса, каждый из которых проиллюстрировав примером.

Задания на анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов (27)

В стране N. долгое время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налоги на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную систему налогообложения. В чем сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о её преимуществах

Государство Z переживает экономический подъем. Промышленность в своем развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

В стране Y для развития экономики была снижена ставка рефинансирования центрального банка. Назовите любые три последствия данного решения для финансовой сферы страны Y.

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в США составляет 32%, в Англии – 27%, в Японии – 11%. Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских – 6,6%. Сделайте вывод на основе анализа приведенных данных. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два фактора, влияющих на уменьшение доли заработной платы в продукции.

По данным Государственной службы статистики, в стране N последние три года стремительно падает ВВП. На какой стадии экономического цикла находится страна N? Назовите также три других признака этой стадии экономического цикла.

Задания на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (28)

1) Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Роль государства в экономике» Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, их которых два или более детализированы в подпунктах.

2) Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Этика и социальная ответственность бизнеса» Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, их которых два или более детализированы в подпунктах.

3) Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны» Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, их которых два или более детализированы в подпунктах.


Осталось

Вариант 4:: Обществознание

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Скачать pdf

    Запишите пропущенное слово.

    Основные сферы общественной жизни

    В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

    Моральные отношения, политические отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения, духовные отношения

    Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к достигаемому социальному статусу.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Выберите верные суждения о религии и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Культ непосредственно относится к религии.
    2. Проблема происхождения религии является спорным вопросом.
    3. Религия удовлетворяет определенные духовные потребности
    4. Основывается на рациональности и проверяемости
    5. Не включает нормы морали

    Установите соответствие между реформой и революцией: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    А Б В Г Д

    В стране Х решили улучшить качество преподавания. Найдите в приведенном ниже списке позиции, подтверждающие, что в стране Х происходит гуманизация образования.

    1. Использование новых технологий обучения
    2. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам
    3. Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин
    4. Усиление нравственного воспитания
    5. Интеграция образовательных систем
    6. Использование английского языка как мирового

    Выберите верные суждения о формах государства и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления.
    2. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.
    3. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти.
    4. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с государственной властью.
    5. Термины «демократия», как и «тоталитаризм» характеризуют типы политического режима в стране и объём гарантированных прав и свобод.

    Выберите верные суждения о ВВП и ВНП.

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д

    Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные. Определите, что подразумевается под неявными издержками. За­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми они указаны.

    1. заработная плата рабочим
    2. денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений
    3. денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
    4. для собственника капитала этими издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)
    5. оплата поставщиков материальных ресурсов
    6. оплата услуг банков, страховых компаний

    На рисунке изображена ситуация на корм для животных. Что из приведенного ниже могло повлиять на данную ситуацию? (P – цена товара, Q – количество)

    Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Уменьшение стоимости кормов
    2. Банкротство нескольких магазинов для животных
    3. В предверии гиперинляции было выкуплено рекородное количество животного корма
    4. Увеличение арендной платы магазинов
    5. Уменьшение арендной платы магазинов, что вызвало уменьшение издержек и уменьшение цены

    Выберите верные суждения о рациональном познании и выпишите цифры , под которые они указаны.

    1. Присуще как человеку, так и животному
    2. Осуществляется органами чувств
    3. Включает в себя понятие, суждение и умозаключение
    4. Происходит с помощью зрения, слуха, обоняния и иных органов чувств
    5. Происходит посредством мышления

    Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Половина опрошенных уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в школах и высших учебных заведениях.
    2. Книги стали неактуальны для получения жизненного опыта более, чем для 90 % современной молодёжи.
    3. Каждая вторая девушка считает, что жизненный опыт, полученный от радио и телевидения имеет большое значение.
    4. Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.
    5. Интернет общение более актуально, чем книги и школа вместе взятые.

    Выберите верные суждения о государственной власти и ее признаках и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. В качестве объекта власти выступает население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
    2. Независима от территории
    3. Обладает суверенитетом
    4. Имеет публичный характер
    5. Понятие «государственная власть» шире понятия «политическая власть».

    Установите соответствие между видами политического участия

    А Б В Г Д

    В государстве Х законодательную власть осуществляет парламент, который на своём заседании избирает главу государства. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство включает в себя субъекты, которые принимают собственные конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

    Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Х и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. парламентская республика
    2. парламентарная монархия
    3. унитарное государство
    4. федеративное государство
    5. демократическое государство
    6. авторитарное государство

    Ниже представлены права и свободы граждан. Выберите те из них, которые относятся к политическим правам и свободам. Запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры
    2. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления
    3. Право на гуманное обращение
    4. Право на участие в отправлении правосудия
    5. Право на неприкосновенность жилища
    6. Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности

    Выберите верные утверждения о признаках правонарушений и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Виновное деяние
    2. Действия могут не зависеть от волевого поведения человека
    3. Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях
    4. Действие является противоправным, нарушающим требования норм права
    5. Не всегда выступает общественно опасным деянием
    6. Не всегда порождает вредоносные последствия

    Установите соответствие между отраслями права, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г Д

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

    (А) В начале ХХI столетия мировое хозяйство обретает новое качество, важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни которого становится глобализация. (Б) По определению экспертов МВФ, этот феномен представляет собой растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и многообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала. (В) Таким образом, глобализация представляет собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров, услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики. (Г) Основными движущими силами процесса глобализации являются углубление международного разделения труда и информационная революция. (Д) Видимо, национальное государство будет постепенно терять возможность эффективно использовать традиционные рычаги макроэкономического регулирования

    Определите, какие положения текста носят

    1) фактический характер

    2) характер оценочных суждений

    3) характер теоретических положений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

    По определению А. Маршалла, труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо (А)_______________, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Предмет труда включает: сырьевые материалы; (Б)___________; затраты живого труда.
    Результатом взаимодействия этих трех составляющих является (В)____________- новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому (Г)_________________ в трудовой деятельности приобретает новое значение. (Д) ______________________людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Это рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется (Е)__________________.

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. Производство
    2. Средства труда
    3. Роль труда в обществе
    4. Результат
    5. Совместный труд
    6. Экологический аспект
    7. Материальный фактор
    8. Продукт труда

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

    А Б В Г Д Е

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Показать дополнительный текст

    компромиссов

    Поиск общих интересов.

    Какой путь разрешения конфликтов, является, на взгляд автора, наиболее правильным?

    Показать дополнительный текст

    Взаимодействие людей не обходится без столкновений и конфликтов. Это нормально, потому что каждый человек обладает индивидуальностью и своеобразностью. Когда личное и общее не совпадают, человек становится перед выбором - уступить или настаивать на своем. Некоторые выбирают путь конфликта, борьбы с окружающими, войны за свои интересы. Не случайно таких людей называют «конфликтными». Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений. Конфликты бывают самыми разными – межличностными (между двумя или больше членами группы, в котором происходит личностное столкновение), межгрупповой (между разными группами), внутренний (противоречия в душе человека), межпоколенный (непонимание представителей разных поколений), политический (между государствами или представителями власти) и т.д.

    Среди основных причин межличностных конфликтов выделим следующие:

    Неблагоприятные внешние условия (раздражение от большого количества людей в толпе, тяжелых условий работы, бытовых трудностей);

    Разные взгляды на общество и окружающих людей (непонимание поведения или образа мысли другого человека);

    Личностная неприязнь, зависть и недоверие друг к другу, стремление подчеркнуть свое превосходство и неготовность признавать ошибки;

    Культурные различия (в том числе и во внешнем облике, выражении эмоций, сложившихся традициях и обычаях).

    Внутренняя напряженность легко переходит в открытое столкновение. Агрессия и насилие – деструктивный способ решения конфликта. Конечно, можно попытаться избегать конфликтов, не обращать внимания на острые противоречия. Это пассивный путь, который не решает, а откладывают решение проблемы. Более правильным является конструктивный подход – честное обсуждение причин сложившейся ситуации, определение целей и интересов каждой из сторон конфликта (при необходимости – приглашение третьей стороны для ведения переговоров), поиск компромиссов (взаимных уступок) и выстраивание плана последовательных действий.

    Попробуем выделить некоторые правила, которые помогут завершить конфликт с наименьшими потерями:

    Понимание необходимости решать конфликт.

    Поиск общих интересов.

    Недопустимость оскорблений и унижений человека во время ссоры.

    Запрет на физическое воздействие для решения конфликта.

    Готовность самому сделать первый шаг к мирным отношениям.

    Человека, склонного к постоянным скандалам и выяснению отношений на повышенных тонах, в обществе называют «конфликтным» и очень настороженно относятся к нему. Все предпочитают иметь дело с людьми уравновешенными, которые воспринимают конфликт как чрезвычайную ситуацию и стараются поскорее найти пути его разрешения.

    (Межличностные конфликты и пути их разрешения.)

    Используя текст и опираясь на обществоведческие знания, укажите все возможные варианты поведения в конфликте и объясните каждый из этих вариантов.

    Показать дополнительный текст

    Взаимодействие людей не обходится без столкновений и конфликтов. Это нормально, потому что каждый человек обладает индивидуальностью и своеобразностью. Когда личное и общее не совпадают, человек становится перед выбором - уступить или настаивать на своем. Некоторые выбирают путь конфликта, борьбы с окружающими, войны за свои интересы. Не случайно таких людей называют «конфликтными». Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений. Конфликты бывают самыми разными – межличностными (между двумя или больше членами группы, в котором происходит личностное столкновение), межгрупповой (между разными группами), внутренний (противоречия в душе человека), межпоколенный (непонимание представителей разных поколений), политический (между государствами или представителями власти) и т.д.

    Среди основных причин межличностных конфликтов выделим следующие:

    Неблагоприятные внешние условия (раздражение от большого количества людей в толпе, тяжелых условий работы, бытовых трудностей);

    Разные взгляды на общество и окружающих людей (непонимание поведения или образа мысли другого человека);

    Личностная неприязнь, зависть и недоверие друг к другу, стремление подчеркнуть свое превосходство и неготовность признавать ошибки;

    Культурные различия (в том числе и во внешнем облике, выражении эмоций, сложившихся традициях и обычаях).

    Внутренняя напряженность легко переходит в открытое столкновение. Агрессия и насилие – деструктивный способ решения конфликта. Конечно, можно попытаться избегать конфликтов, не обращать внимания на острые противоречия. Это пассивный путь, который не решает, а откладывают решение проблемы. Более правильным является конструктивный подход – честное обсуждение причин сложившейся ситуации, определение целей и интересов каждой из сторон конфликта (при необходимости – приглашение третьей стороны для ведения переговоров), поиск компромиссов (взаимных уступок) и выстраивание плана последовательных действий.

    Попробуем выделить некоторые правила, которые помогут завершить конфликт с наименьшими потерями:

    Понимание необходимости решать конфликт.

    Поиск общих интересов.

    Недопустимость оскорблений и унижений человека во время ссоры.

    Запрет на физическое воздействие для решения конфликта.

    Готовность самому сделать первый шаг к мирным отношениям.

    Человека, склонного к постоянным скандалам и выяснению отношений на повышенных тонах, в обществе называют «конфликтным» и очень настороженно относятся к нему. Все предпочитают иметь дело с людьми уравновешенными, которые воспринимают конфликт как чрезвычайную ситуацию и стараются поскорее найти пути его разрешения.

    (Межличностные конфликты и пути их разрешения.)

  1. Показать дополнительный текст

    Взаимодействие людей не обходится без столкновений и конфликтов. Это нормально, потому что каждый человек обладает индивидуальностью и своеобразностью. Когда личное и общее не совпадают, человек становится перед выбором - уступить или настаивать на своем. Некоторые выбирают путь конфликта, борьбы с окружающими, войны за свои интересы. Не случайно таких людей называют «конфликтными». Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений. Конфликты бывают самыми разными – межличностными (между двумя или больше членами группы, в котором происходит личностное столкновение), межгрупповой (между разными группами), внутренний (противоречия в душе человека), межпоколенный (непонимание представителей разных поколений), политический (между государствами или представителями власти) и т.д.

    Среди основных причин межличностных конфликтов выделим следующие:

    Неблагоприятные внешние условия (раздражение от большого количества людей в толпе, тяжелых условий работы, бытовых трудностей);

    Разные взгляды на общество и окружающих людей (непонимание поведения или образа мысли другого человека);

    Личностная неприязнь, зависть и недоверие друг к другу, стремление подчеркнуть свое превосходство и неготовность признавать ошибки;

    Культурные различия (в том числе и во внешнем облике, выражении эмоций, сложившихся традициях и обычаях).

    Внутренняя напряженность легко переходит в открытое столкновение. Агрессия и насилие – деструктивный способ решения конфликта. Конечно, можно попытаться избегать конфликтов, не обращать внимания на острые противоречия. Это пассивный путь, который не решает, а откладывают решение проблемы. Более правильным является конструктивный подход – честное обсуждение причин сложившейся ситуации, определение целей и интересов каждой из сторон конфликта (при необходимости – приглашение третьей стороны для ведения переговоров), поиск компромиссов (взаимных уступок) и выстраивание плана последовательных действий.

    Попробуем выделить некоторые правила, которые помогут завершить конфликт с наименьшими потерями:

    Понимание необходимости решать конфликт.

    Поиск общих интересов.

    Недопустимость оскорблений и унижений человека во время ссоры.

    Запрет на физическое воздействие для решения конфликта.

    Готовность самому сделать первый шаг к мирным отношениям.

    Человека, склонного к постоянным скандалам и выяснению отношений на повышенных тонах, в обществе называют «конфликтным» и очень настороженно относятся к нему. Все предпочитают иметь дело с людьми уравновешенными, которые воспринимают конфликт как чрезвычайную ситуацию и стараются поскорее найти пути его разрешения.

    (Межличностные конфликты и пути их разрешения.)

  2. Используя обществоведческие знания,

    1. какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»?;
    2. составьте два предложения:
      • одно предложение, содержащее информацию об одном из уровней научного познания;
      • одно предложение с примером формы научного познания.

    (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

    Приведите три примера влияния религии на жизнь человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    В СССР плановые органы сформировали отрасль рынка легковых автомобилей таким образом, что в ней были четыре основных производителя: ВАЗ (изготовитель «Жигулей», АЗЛК изготовитель «Москвича», ГАЗ изготовитель «Волги» и ЗАЗ изготовитель «Запорожца». Автомобили зарубежных фирм для продажи на внутреннем рынке государство не закупало. Частных фирм по торговле автомобилями не существовало. Аналогичная ситуация существовала на отечественных рынках холодильников и телевизоров. Назовите тип экономической системы в СССР? К какому типу конкуренции можно отнести рынок легковых автомобилей СССР? Используя обществоведческие знания, укажите три других типа конкуренции.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Норма права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл в форме мини-сочинения, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (затронутой темы).
    При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обозначенной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те знания, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса обществознания, со­от­вет­ству­ю­щие понятия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт. (В ка­че­стве фак­ти­че­ской ар­гу­мен­та­ции при­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров из раз­лич­ных источников.)

    29.1 Философия: Три пути ведут к знанию. Путь размышлений - самый благородный, путь подражания - самый легкий, путь опыта - самый горький (Конфуций)

    29.2 Экономика: Экономика должна быть экономной. Леонид Ильич Брежнев

    29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: Изучая человека, можно очень много узнать об обществе, изучая общество, нельзя изучить человека. Айн Рэнд

    29.4 Политология: Надо различать истинный политический успех и мнимый. Частный, личный жизненный "успех" тирана есть мнимый успех. Истинный успех есть публичный успех и расцвет народной жизни. И если кто-нибудь удовлетворяется устройством своей личной карьеры и пренебрегает благополучием народа и расцветом его национальной жизни, то он является предателем своего народа и государственным преступником. (Иван Ильин).

    29.5 Правоведение: Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников. Д. Галифакс

Макроэкономические измерители

1. Валовой внутренний продукт - это

a) совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами

b) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства

c) схема доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год

d) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств

2. Сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом - это

a) валовой внутренний продукт

b) валовой национальный продукт

c) национальный доход

d) личный доход

3. Верны ли суждения о валовом национальном продукте (ВНП)?

А. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных.

Б. Учет продажи только конечных продуктов позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения неверны

4. Часть валового внутреннего продукта за вычетом средств на амортизацию образует

a) чистый внутренний продукт

b) национальный доход

c) располагаемый личный доход

d) личный доход

5. Если величина валового внутреннего продукта в расчет на душу населения сокращается, то

a) уровень благосостояния граждан падает

b) уровень благосостояния граждан повышается

c) уровень благосостояния граждан не изменяется

d) снижены темпы роста населения

6. Показателем уровня жизни народа является ВВП на душу населения. Как вычислить этот показатель?

a) разделить ВВП страны на количество граждан

b) умножить ВВП страны на количество граждан

c) он равен среднему прожиточному минимуму на душу населения

d) вычесть из суммы ВНП сумму ВВП страны

7. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это

a) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год как внутри страны, так и за рубежом

b) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год внутри страны

c) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год за рубежом

d) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных иностранными производителями на территории данного государства за 1 год

8. Экономический рост - это длительное увеличение

a) номинального ВНП в абсолютных значениях

b) реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

c) номинального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

d) реального ВНП на душу населения

9. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?

a) к экстенсивному

b) к интенсивному

c) к прогрессивному

d) к традиционному

10. Вычислите темпы роста страны, если ее реальный ВВП за текущий год составил 205 млрд. долларов, а за предыдущий - 200 млрд. долларов

_____________________

11. К интенсивному типу экономического роста относится

a) освоение новых земель

b) расширение производства за счет строительства новых объектов

c) повышение квалификации работников

d) вовлечение неиспользованных ресурсов

12. В стране Р. на протяжении ряда лет происходит увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на каждого жителя страны. Такое явление называется

a) экономическим развитием

b) экономическим ростом

c) экономическим циклом

d) экстенсивным развитием

13. Верны ли следующие суждения о ВВП?

А. По показателю ВВП на душу населения можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран.

Б. В ВВП включаются все виды деятельности, даже те, налоги с которых не платятся.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения не верны

14. В стране К. произошли кардинальные изменения в хозяйственной жизни, вырос удельный вес промышленного производства, возросла численность городского населения. Такие процессы свидетельствуют о

a) экономическом росте

b) экономическом развитии

c) специализации

d) разделении труда

15. Номинальный валовой национальный продукт измеряется

a) в рыночных текущих ценах

b) в мировых ценах

c) в иностранной валюте

d) в сопоставимых ценах

16. Что из перечисленного не учитывается при подсчете ВНП? Указать все верные ответы

a) стоимость услуг, предоставляемых в течение года

b) стоимость конечных товаров

c) непроизведенные сделки

d) стоимость промежуточных товаров

17. Какая из перечисленных операций домохозяйств включается в состав ВНП?

b) все перечисленное верно

c) покупка подержанного автомобиля

d) покупка ценных бумаг

18. Если импорт по своей величине превышает экспорт, то ВНП при этом

a) не изменится

b) нельзя дать точного ответа

c) снизится

d) повысится

19. Что из перечисленного не включается в состав ЧНП?

a) первичные доходы

b) амортизационные отчисления

c) косвенные налоги

20. Национальный доход отличается от ЧНП на величину

b) дивидендов

c) косвенных налогов

d) амортизационных отчислений

Ключ----------