Кубань потеряла несколько позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов рф. Оценка инвестиционного риска российских регионов. Привлечение инвестиций в экономику регионов российской федерации

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2017 годах, в % к предыдущему периоду

Основными отраслями для инвестирования остаются транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью, услуги.

В общем объеме инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов, по данным за 2017 год, составила менее 8%. Объемы кредитования юридических лиц, несмотря на появившийся рост в 2016 году, вновь снизился.

Источники привлечения средств (% из числа опрошенных, респонденты могли пользоваться несколькими источниками финансирования)

Данные выводы подтверждают и многочисленные рейтинги, оценивающие условия ведения бизнеса в стране, прежде всего, Doing Business (составляется группой Всемирного банка), хотя по итогам 2016 года Россия поднялась с 51-го на 40-е место среди 190 стран, а по итогам 2017 года – на 35-е. Об этих же тенденциях свидетельствует и проведенный ТПП РФ опрос регионального предпринимательского сообщества «Финансы для бизнеса», участие в котором приняли свыше 120 организаций различных форм собственности из 30 субъектов Российской Федерации.

Предприниматели, оценивая источники финансирования, закономерно отмечают наибольшую доступность банковского кредитования, при этом, по мнению опрошенных, наименее доступен для бизнеса сегодня иностранный капитал и средства государственных институтов развития (без учета реализуемых мер государственной поддержки предпринимательства). При этом, наибольший риск, с которым сталкивались респонденты при привлечении инвестиций и финансирования, заключается в изменении процентной ставки и курсовой разницы.

Одной из важных проблем, тормозящих накопление основного капитала в России, являются высокие процентные ставки по кредитам. По оценкам участников опроса, снижение доступности кредитных ресурсов стало одним из негативных изменений в экономике, произошедших в 2015-2017 годах. К ним также отнесено снижение спроса как внутреннего, так и внешнего, а также изменение политики взаимодействия с поставщиками и условий поставки товаров и услуг.

Учитывая результаты исследования, можно сказать, что оживление экономики возможно при сочетании двух факторов: доступа к кредитным средствам вместе с активизацией поддержки экспорта. В таком случае, по нашему мнению, предприятия смогут не только активно конкурировать на внешнем рынке, но и довести внутренний спрос до предкризисного уровня.

Если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то по данным Банка России по итогам 2017 года объем прямых иностранных инвестиций достиг 27,9 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышает результаты 2016 года, по итогам которого зарубежные инвесторы вложились в 205 проектов в России: этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы. Россия оказалась на седьмом месте в рейтинге европейских стран по активности международных инвесторов, а в сравнении с 2015 годом число проектов с использованием прямых иностранных инвестиций выросло более чем на 60%.

Оценка рисков, с которыми сталкивались респонденты при привлечении инвестиций (балл, 1 - минимальный риск, 4 - максимальный риск)

Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. В прошлом году инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии и Франции, вложили средства в 63 проекта. Несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, количество профинансированных проектов со стороны США продолжает расти, в 2016 году их число составило 38 проектов – рекордный показатель с 2005 года.

Подготовлено Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ

21-й рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), показывает ускоренный рост практически всех видов инвестрисков третий год подряд. Однако бизнес начал адаптироваться к кризису.

Адаптация бизнеса к кризису будет способствовать снижению рискованности вложений на местах, считают эксперты RAEX (Эксперт РА). Главная зона ответственности региональных администраций сейчас - создание приемлемой инвестиционной среды.

В регионах с сильным АПК не столь заметно, как ожидалось, но все же сработала ставка на импортозамещение. За 2015 г. ввоз продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшился на 33,6% и составил 26,5 млрд долларов. Регионы с высокой долей в ВРП развитого сельского хозяйства в нынешнем рейтинге выступают очевидными точками роста. Ставропольский край поднялся в рейтинге на девять позиций, Алтайский край, Тамбовская и Воронежская области - на одну.

Согласно исследованию, другим мотором для ряда региональных экономик стал химический комплекс. Тульская область (здесь производят минеральные удобрения, синтетические волокна, бытовую химию) поднялась в рейтинге по интегральному риску на одну позицию. Аналогичную динамику продемонстрировали Татарстан, Новгородская и Ленинградская области.

В нынешнем рейтинге на региональных экономиках отразилось воздействие колоссальной по объемам программы модернизации вооруженных сил в рамках гособоронзаказа. Отчетливо рост ОПК в рейтинге проявился в показателях Удмуртии (подъем на 11 позиций в рейтинге по интегральному риску), а также Иркутской (плюс два) и Ульяновской (плюс четыре) областей.

Крупнейшие по уровню инвестиционного потенциала регионы (Москва с областью, Краснодарский край, Свердловская область и другие) в нынешнем рейтинге в целом смогли избежать падения по уровню инвестриска за счет масштабных инвестпрограмм. А благодаря массированным вливаниям из федерального бюджета стремительно улучшают в рейтинге свои показатели Крым (+11 позиций в рейтинге по инвестпотенциалу и +13 - по инвестриску) и Севастополь (+5 и +8 позиций соответственно).

«Экономические итоги 2016 г.для регионов будут, скорее всего, более оптимистичными, - отмечает Анна Астахова, руководитель отдела региональных исследований RAEX (Эксперт РА). - В промпроизводстве наметился слабо выраженный позитивный тренд, прекратилась фронтальная тенденция к спаду инвестиций, замедляются темпы падения потребления. В перспективе года-двух это дает надежду на стабилизацию уровня инвестриска, а затем и на слабый экономический рост». По мнению аналитиков, финансовых возможностей поддержать восстановление экономики у региональных бюджетов нет. Единственное, чем власти большинства регионов могут сейчас привлечь инвесторов, - создать им приемлемые условия для работы, считают авторы рейтинга.

ИСТОЧНИК: RAEX (Эксперт РА)

Инвестиционный риск российских регионов в 2016 г.

Ранг риска

Ранг потенциала, 2016 год

Регион (субъект Федерации)

Средневзвешенный индекс риска, 2016 год

Изменение индекса риска, 2016 год к 2015 году, увеличение (+), снижение (-)

Краснодарский край

Тамбовская область

Липецкая область

Ленинградская область

Московская область

Курская область

Республика Татарстан

Белгородская область

Воронежская область

Тульская область

Инвестиционный риск - характеристика более качественная, чем количественная, и потенциально быстро меняющаяся, так как в отличие от инвестиционного потенциала зависит от качественных составляющих (политической, социальной, экономической, экологической, криминогенной и других характеристик региональных условий инвестирования), которые, как правило, весьма динамичны.

Кризис существенно повлиял на мнение потенциальных инвесторов о значимости различных факторов риска. Сегодня наибольшие угрозы для инвесторов -- криминал и система управления, третье место сохранил социальный риск.

Выход на первый план коррупционно-криминальной составляющей инвестиционного процесса неудивителен. В кризисных условиях добросовестный инвестор и предприниматель старается сохранить бизнес посредством его оптимизации и реструктуризации, сокращения расходов, поиска новых рынков сбыта или производства новых продуктов. Коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов. Это подвигает региональную власть на недобросовестные, включая криминальные, методы борьбы с конкурентами. Выросло и число правонарушений экономического характера.

С другой стороны, «справедливая» система регионального управления становится решающим позитивным фактором привлечения инвестора. У значительного числа субъектов федерации есть разработанные стратегии и программы развития, позволяющие инвесторам вписаться в планы перспективного развития территории и, соответственно, получать господдержку. В ряде регионов созданы зоны особого благоприятствования для инвесторов как федерального, так и регионального уровня.

Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм. В таких условиях некоторые субъекты федерации даже пошли на отмену собственных региональных законов об инвестиционной деятельности, считая, что все нормы уже прописаны в федеральном законе. Вместе с тем региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов. В ряде регионов (Вологодская, Оренбургская, Мурманская, Ивановская, Орловская области и другие) приняты нормативные акты, предписыающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.

Значимость социального риска возросла в связи с продолжающимся сокращением в большинстве регионов рабочих мест, снижением доходов населения, а в ряде регионов еще и из-за неудовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

В десятку лучших по инвестиционному риску впервые вошло сразу несколько типичных регионов с диверсифицированной экономикой и выраженными агропромышленными функциями. В результате группа лидеров обновилась на 70%. Впервые в лидерской десятке оказались Пензенская, Воронежская, Тамбовская области. Вместе с Липецкой областью эти регионы образовали новую волну типичных инвестиционно привлекательных российских регионов -- относительно небольших, экономически сбалансированных, несырьевых. Их секрет в устойчивой экономической базе, основанной на сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, социальной стабильности, спокойной криминальной обстановке и грамотном управлении.

Особенно впечатляющую динамику снижения инвестиционного риска демонстрирует Воронежская область. За последние три года она поднялась с 68-го на 7-е место в рейтинге интегрального инвестиционного риска за счет улучшения всех параметров. Тамбовская область начиная с 2004 года переместилась с 57-го на 8-е место. В Пензенской области улучшились и без того неплохие параметры «гуманитарных» составляющих риска.

Новичком в группе фаворитов стала и Омская область -- единственный сибирский регион, вошедший в топ-10 по риску за все годы рейтингования. За 2008 год область значительно улучшила на фоне других регионов параметры социального, финансового, управленческого, а также экономического риска.

В стан лидеров вернулись столичные регионы, а также Республика Башкортостан, что, конечно, является положительным фактором, поскольку эти регионы вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью призваны задавать стандарты инвестиционной привлекательности.

Впервые не попали в десятку лучших по инвестиционному риску Республика Татарстан и Белгородская область. Татарстан понизил свои места в рейтинге по пяти из семи видов риска, а Белгородская область -- по четырем. Вышли из числа лидеров Вологодская, Нижегородская, Рязанская и Калининградская области, а также Чувашская Республика.

Несмотря на изменение предпочтений инвесторов, Липецкая область вновь подтвердила свое первенство и осталась единственным регионом с минимальным уровнем риска (рейтинговая категория А).

Среди регионов, очень сильно снизивших показатели инвестиционного риска, Новгородская и Кировская области, где новые власти освоились с управлением, а также Санкт-Петербург, завершающий модернизацию своей промышленной базы. Напротив, соседняя Ленинградская область провалились за счет высокого управленческого и социального рисков. В Калининградской области проблемы в экономической сфере повлекли за собой ухудшение финансового состояния и социального климата. В Красноярском крае помимо высокого экологического риска обострились социальные проблемы: увеличилась безработица, просроченная задолженность по заработной плате (в 5,7 раза выше среднероссийского уровня), сохранилась значительная доля бедного населения.