Как будет браться курортный сбор. Курортный сбор в сочи от а до я кому, как и сколько. Кто освобожден от уплаты сбора

Как будет браться курортный сбор. Курортный сбор в сочи от а до я кому, как и сколько. Кто освобожден от уплаты сбора

С 1 мая 2018 года в четырёх пилотных регионах страны - Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае - месиные власти получают право на сбор платы с отдыхающих граждан. Закон о введении курортного сбора одобрил сегодня Совет Федерации на заключительном заседании весенней сессии. Для сбора средств предполагают создать Фонд развития курортной инфраструктуры.

Суть курортного сбора

Средства от платы за использование курортной инфраструктуры будут направляться на финансирование работ по её строительству, реконструкции и благоустройству. К курортной инфраструктуре, плату за пользование которой будут взимать, отнесены объекты:

  • Лечебно-оздоровительного назначения.
  • Социально-культурного назначения.
  • Спортивного назначения.
  • Рекреационного назначения, в том числе парки, городские леса, пляжи и набережные, пешеходные зоны и элементы благоустройства.

Доход, получаемый от отдыхающих, должны зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится испытание закона.

Для использования этих денежных средств регионы должны создать Фонды развития курортной инфраструктуры. В 2018 году муниципалитеты должны получать из него не менее 70% доходов курортного сбора на своей территории, а в последующие годы - все 100%.

Регионы, в которых вводится налоговый сбор

Эксперимент будет проводиться на территориях республики Крыма, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края. Субъекты РФ должны принять законы о введении сбора до 1 декабря 2017 года, сам сбор может взиматься с 1 мая 2018 года. Эксперимент закончится 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора

Размер курортного сбора в первый год (2018 год) составит не более 50 рублей за каждый день фактического проживания плательщика в объекте размещения.

С 2019 года размер увеличится и его размер составит до 100 рублей в день.

Ставка сбора может быть дифференцирована в зависимости от сезонности, решения местных властей и других факторов - в том числе снижена до 0 рублей.

Кто платит

Плательщиками взноса станут совершеннолетние граждане, остановившиеся более чем на сутки в гостинице или ином объекте размещения.

Законом определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или лица, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ.
  • Участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", труженики тыла и жители блокадного Ленинграда, а также инвалиды войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
  • Ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приравненные к ним лица.
  • Инвалиды 1 и 2 группы.
  • Дети в возрасте до 18 лет и учащиеся очных форм обучения в возрасте до 24 лет на территории регионов, в которых проходит эксперимент.
  • Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
  • Лица, которые на данном курорте должны получить специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь или пройти медицинскую реабилитацию и сопровождающие их лица, если пациентом является ребенок или недееспособное лицо.
  • Больные туберкулёзом.
  • Граждане, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта.
  • Граждане, имеющие собственное жилье в курортном регионе.
  • Спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территории эксперимента.

Курортный сбор в командировке

Поправка к закону, что работники, которые приехали в курортную зону по делам организаций, обсуждалась, но внесена в закон не была. Соответственно, гостиницы будут брать сбор и с командированных работников за каждый день в служебной поездке.

Как будут собирать

Функции по сбору курортного сбора примут на себя юридические лица и индивидуальные предприниматели (операторы курортного сбора), которые оказывают услуги по размещению.

Как это будет происходить пока не до конца понятно, ведь придётся не просто собирать деньги и направлять их дальше, но и вести учёт полученных средств, а также сдавать отчётность. Соответственно, увеличится нагрузка на бизнес. Также операторы должны будут выдавать всем отдыхающим документы, подтверждающие факт уплаты ими курортного сбора.

Собрать деньги за весь период пребывания приезжего гражданина оператор должен не позднее прекращения правоотношений между ними. При этом если человек заплатит за десять дней, а проживёт на одном месте только пять, а затем переедет в другую гостиницу в том же регионе, то другой оператор не сможет повторно взять с него средства за уже оплаченный период.

Закон

Текст пилотного проекта по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой (Курортный сбор) приведён ниже.

Внесен Правительством

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ КРАЕ,

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Статья 1. Общие положения

1. Провести в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.

2. Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Срок проведения эксперимента

2. Законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.

Статья 3. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) курортная инфраструктура - совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог;

2) объект размещения - индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания;

3) оператор курортного сбора - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях;

4) территория эксперимента - территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор.

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

1. Правительство Российской Федерации:

1) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган);

2) устанавливает порядок и сроки представления уполномоченным органом проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) рассматривает проект ежегодного отчета уполномоченного органа о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

4) утверждает и направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.

2. Уполномоченный орган:

1) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с проведением эксперимента, и направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента;

2) представляет в Правительство Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) устанавливает общие требования к отчетам о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации, а также порядок и сроки их представления в уполномоченный орган.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

2) утверждает порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

3) утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;

4) утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет разработку и внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о введении курортного сбора с учетом заявок и предложений, указанных в пункте 2 настоящей части;

6) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местных администраций, связанной с проведением эксперимента;

7) утверждает и представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

1) устанавливает форму, порядок и сроки представления:

а) органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;

б) операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;

2) ведет реестр операторов курортного сбора;

3) осуществляет мониторинг хода эксперимента;

4) представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

5. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) глава муниципального образования представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

2) местные администрации представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) местные администрации представляют в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодных отчетов о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора

1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.

2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.

4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.

5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Статья 6. Плательщики курортного сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора

1. От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) инвалиды войны;

8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

10) инвалиды I и II групп;

11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

14) больные туберкулезом;

15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;

17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;

18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

Статья 8. Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора

1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

2. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.

3. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

4. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.

5. Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Статья 9. Фонд развития курортной инфраструктуры

1. Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд) - часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры.

2. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора.

4. Бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на их территориях с учетом особенностей, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона. Положения настоящей части не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.

5. Бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году.

6. Объем бюджетных ассигнований Фонда:

1) подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора, учитываемых при формировании Фонда;

2) может быть уменьшен в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на отрицательную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании Фонда.

7. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

8. Перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления.

Статья 10. Обязанности операторов курортного сбора

1. Операторы курортного сбора в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять исчисление, взимание и перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора.

2. Оператор курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

3. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора обязан в порядке и срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора.

4. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

5. Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.

Статья 11. Осуществление контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента

1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статья 12. Общественный совет

1. Общественный совет создается при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда.

2. В состав Общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.

3. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Основными функциями Общественного совета являются:

1) осуществление общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда;

2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;

4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности Общественного совета.

Статья 13. Особенности применения настоящего Федерального закона

1. Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2. С 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, должен составлять в 2018 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов - в последующие годы эксперимента.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В третьем чтении Госдума приняла законопроект о курортном сборе, что будет введен в России в 2018 году. Для совершеннолетних туристов отдых в курортных зонах родной страны подорожает. Им придется дополнительно платить налог за каждые сутки пребывания в отеле, гостинице или санатории. Исключение составят только льготные категории граждан.

Правительством России принят законопроект №169585-7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры». Согласно его содержанию, отдыхающим придется дополнительно платить налог в установленном размере за каждые сутки пребывания в курортной зоне. Изначально планировалось ввести сбор налога с 1 января 2018 года, но чиновники решили, что дополнительная плата будет взиматься с 1 мая 2018 года – с начала курортного сезона.

Напомним, что законопроект о налоге на туризм рассматривался на протяжении нескольких лет. Впервые о нем заговорили еще в 2015 году. Его инициаторами стало власти Кавказского региона. По словам Льва Кузнецова, министра по делам Северного Кавказа, плата курортного сбора – мировая практика, что применяется почти во всех развитых странах. Сначала законопроект не нашел поддержки, но Владимир Путин осенью 2016 года дал распоряжение о его рассмотрении. Президент сделал акцент на том, что оплата сбора не должна отражаться на возможностях отечественных туристов, а поэтому должна вводиться постепенно и в небольшом размере.

Изначально налогообложение будет проводиться в пилотном режиме с 2018 по 2022 год в четырех регионах:

  • в Крыму;
  • В Краснодарском крае;
  • в Алтайском крае;
  • на Кавказе.

В зависимости от полученных результатов курортный сбор может распространиться и на другие регионы России.

Кто и сколько будет платить курортный сбор в России в 2018 году?

Платить курортный сбор в 2018 году придется всем туристам в Крыму и Краснодарском крае, а также на Северном Кавказе и на Алтае. Налог будет распространяться на российских и иностранных граждан. Согласно принятому закону, размер сбора за сутки пребывания не должен превышать 100 рублей, но чиновники рекомендуют в 2018 году устанавливать плату не выше 50 рублей. Окончательное решение о размере налога остается за местными властями. Кроме этого, они имеют право полностью обнулить сбор, если это негативно отразится на туристическом потоке.

Эксперты отмечают о неэффективности выбранного метода установления размера налога. Многие люди при небольшой зарплате длительное время откладывают по копейке на отдых, поэтому каждая дополнительная плата может быть убийственной для их бюджета. И при проживании в гостинице за 500 рублей в сутки, и за 5000 людям придется платить одинаковую сумму. Правильнее было бы определять размер в процентном соотношении к сумме проживания, но чиновники пока не прислушались к такому мнению.

Чтобы все желающие могли отправиться на отдых, налог на туризм в России в 2018 и последующих годах не будет распространяться на льготные категории людей. От туристического налогообложения будут освобождены такие категории:

  1. Ветераны ВОВ, Герои Советского Союза и Российской Федерации.
  2. Малоимущие граждане, в том числе многодетные семьи, одинокие мамы.
  3. Несовершеннолетние дети, а также студенты, обучающиеся на очной форме в курортном регионе.
  4. Инвалиды первой и второй группы.
  5. Чернобыльцы.

Местные власти могут сами вносить изменения в списки льготников. К примеру, от налога могут быть освобождены спортсмены, которые приезжают на соревнования, или люди, что проходят лечение в санатории по путевкам.

Как будут собирать и на что тратить курортный сбор в России?

Многих граждан интересует, как будут собирать курортный сбор. Поступало предложение собирать плату со всех граждан, пересекающих границу региону, если на него распространяется закон о туристическом налогообложении. Идея не нашла поддержания, поэтому было решено включать курортный сбор в плату за проживание. Иными словами сбором налога будут заниматься гостиницы, отели, пансионаты и санатории. На плечи частных предпринимателей ляжет дополнительный труд по оформлению отчетных документов. На проживающих в частном секторе туристов закон пока не распространяется.

Собранные средства, а по подсчетам экспертов это от 2-3 до 10-12 млрд. рублей в год, будут поступать в муниципальные (до 70%) и региональные бюджеты на специально выделенные счета. Финансы будут направлены на развитие инфраструктуры. За счет собранных средств будут решаться следующие задачи:

  1. Обустройство территории парков, скверов, набережных, центральных площадей и так далее, что будет включать установку скамеек, высадку газона и деревьев, укладку дорожек и др.
  2. Улучшение условий на пляжах – установка урн и биотуалетов в достаточном количестве, организация работы медпункта и спасательной вышки на высоком уровне.
  3. Строительство дорог, в том числе и на подъездах к курортным городам.
  4. Реставрация и ремонтные работы монументов, памятников архитектуры, достопримечательностей.
  5. Повышение качества обслуживания путем расширения туристических продуктов.
  6. Возведение канатных дорог, аттракционов, развлекательных комплексов и так далее.

По словам чиновников, все средства будут потрачены исключительно на улучшение условий и комфорта для туристов.

Самый обсуждаемый в последнее время закон – это закон о курортном сборе. Его проект был опубликован давно, но президент подписал закон только этим летом. Наша статья ответит на важные вопросы: кто и сколько будет платить, кому перечислять деньги и т. д.

Курортный сбор: история появления

Впервые курортную плату ввели в СССР. Она просуществовала почти три года (с августа 1933 по май 1936 год). Ее ввело Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.08.33. В зонах, которые относились к курортным, все отдыхающие вносили единоразовый платеж 3 рубля. Деньги тратили на облагораживание территорий и развитие курортного обслуживания. В 1936 году сбор заменили единой госпошлиной на путевки. А с 1960 взнос начали платить не отдыхающие, а дома отдыха и санатории. Но если туристы приезжали без путевки, они сами платили сбор.

Следующий раз такой платеж ввели в 1991 году уже в РСФСР. Его платили приезжие, которые отдыхали на курорте. Собирали плату гостиницы, квартирно-посреднические организации. Максимальный размер взноса был равен 5 процентам от МРОТ. Сбор перечисляли не все. От него освобождались инвалиды войны и труда, дети до 16 лет, командировочные и т.д. Но контроль собираемости стоил больше, чем туристы платили в бюджет. Поэтому 1 января 2014 года его отменили.

Курортный сбор в России 2018

Правительство РФ 6 мая 2017 года внесло в Госдуму законопроект № 169585-7 о введении в некоторых субъектах РФ курортного сбора. 30 июля 2017 года президент подписал Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ №О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае№.

Пилотный проект будет действовать пять лет: начнется 1 января 2018 года и закончится 31 декабря 2022 года. После 2022 года итоги эксперимента проанализируют. Правительство пример решение, стоит ли распространять плату за отдых и на другие туристические места или прекратить такую практику. Местные власти могут не дожидаться, когда пройдут пять лет, и прекратить сбор раньше, если он окажется неэффективным.

В эксперименте будут задействованы четыре субъекта:

  1. Алтайский край;
  2. Ставропольский край (Кавказские Минеральные Воды);
  3. Краснодарский край;
  4. Республика Крым.

Выбор участников пилотного проекта пал на регионы, куда больше всего приезжает туристов (см. также 14 неотложных дел перед отпуском ). Сбор будут требовать не во всех местностях края или республики. Конкретные территории и города будут устанавливать власти в местных законах. Например, на Алтае от платы планируют освободить все курорты, кроме одного – Белокурихи.

Куротный сбор придется платиь с 1 мая 2018 года или позже. Раньше этой даты взимать сбор не имеют права.

Когда начнут взимать курортный сбор

Кто будет платить

Сбор потребуют заплатить гостей курортной зоны, которые задержались в гостинице дольше, чем на 24 часа (ст. 6 закона № 214-ФЗ). Правила распространяются как на россиян, так и на иностранцев. Дети, которым не исполнилось18 лет, не платят взнос. Что касается кемпингов, то потребуется платить, если база отдыха официальная. Иначе просто будет некому перечислять деньги.

Командировочным сотрудникам также придется платить курортный сбор. Однако работодатель должен их компенсировать.

Кому можно не платить курортный сбор

Перечень неплательщиков сбора есть в статье 7 закона о курортном сборе. Курортную плату не будут перечислять:

  • студенты до 24 лет, которые учатся на очном отделении в вузах на территории курорта;
  • местные жители городов-курортов;
  • спортсмены, которые прибыли, чтобы участвовать в официальных спортивных мероприятиях;
  • малоимущие семьи;
  • лица, которые являются собственниками домой или квартир в курортном районе и т.д.

Власти курортных регионов вправе ввести дополнительных льготников. В таком случае они добавят специальную статью в местный закон.

Не придется платить взнос туристам, которые ночуют в палатках или в машинах. Исключение только у официальных кемпингов. Кроме того, если не задерживаться в гостинице более, чем на сутки, то платить взнос не надо.

Сколько придется платить

Величину платы будут определять местные власти. Они могут ее снизить до 0 рублей в день. В Алтае и Крыму хотят установить платеж 30-35 рублей в сутки. Но пока такие законы не приняты, поэтому точный размер платежа неизвестен. У регионов есть время до 1 декабря 2017 года (п. 2 ст. 2 закона № 217-ФЗ). Если посчитать по максимальному размеру взноса, то за две недели пребывания в курортной зоне потребуется заплатить 700 рублей с человека (50 руб. × 14 дн.). Для семьи из четырех человек недельный отдых составит 2800 рублей (700 руб. × 4 чел.).

Новую плату за отдых требуют со второго дня пребывания на курорте. То есть день заезда не считают.

Как будут собирать курортный сбор

Новую плату за отдых требуют со второго дня пребывания на курорте. То есть день заезда не считают (п. 1 ст. 8 закона № 214-ФЗ).

Никуда специально идти не надо, чтобы перечислить дополнительную плату за отдых. Взимать деньги будут операторы – то есть компании и индивидуальные предприниматели, у которых турист снимает жилье (подп. 3 п. 1 ст. 3 закона № 214-ФЗ). Например, гостиницы, хостелы, санатории и т.д. Они должны соблюдать закон о персональных данных. Уполномоченный орган будет вести специальный реестр операторов.

Отели и гостиницы не вправе включать платеж за отдых в стоимость путевки или проживания. Это должна быть отдельная сумма. Оператор возьмет до отъезда туриста или командировочного (п. 2 ст. 8 закона № 214-ФЗ). После оператор отчитается о постояльцах и перечислить полученные деньги в бюджет.

Пока неизвестно, как будут взимать взнос за нахождение в регионах – участниках эксперимента. Вероятнее всего, процедуру опишут местные власти в своих законах. Один из вариантов – постояльцы будут получать квитанцию на оплату вместе со счетом за гостиницу и по отъезду все оплачивать.

В законе ничего не сказано о штрафных санкциях туристов и командировочных, которые не заплатят деньги. Поэтому пока неясно, как их будут наказывать.

Пока не ясно, как накажут тех туристов, которые не заплатят курортный сбор.

Как власти будут расходовать деньги

Предполагается, что Крым в первый год эксперимента получит около 16 млрд рублей нового платежа, Ставропольский Край – 2,02 млрд рублей, Краснодарский край – 8,3 млрд рублей. Деньги должны расходоваться только на развитие объектов курортной инфраструктуры. В частности, на модернизацию зон отдыха, реконструкцию туристических объектов и памятников и т.д.

Контролировать расход собранных средств будут общественные советы в городах-курортах. Они же будут разрабатывать, как улучшить взимание платы, какой размер установить и т.п.

В первый год на развитие курортных зон пойдут 70 процентов полученных средств, в 2019 году и позднее – весь собранный курортный платеж.

История сбора в других странах

Сегодня плату за отдых взимают в нескольких странах.

В Беларуси такой платеж – это местный налог. Поэтому его уплату регулирует Налоговый кодекс. Ставки зависят от санаторно-курортной и оздоровительной организации. Максимальный размер взноса – 5 процентов от стоимости путевки. Плательщик сбора перечисляет деньги санаторно-курортной или оздоровительной организации.

В Италии действует городской или туристический сбор. Его платят физические лица, которые живут в отелях на территории городов культурного наследия и туристических зон. В стране такой платеж также вводили и убирали не один раз. Действуют несколько способов уплаты: фиксированная или переменная в зависимости от отеля, времени года и т.д.

В Египте курортный сбор составляет 7 долларов, в Каталонии (Испания) он варьируется от 0,75 до 2,5 евро за сутки с человека. А вот в Турции, Болгарии такую плату не берут, хоть это тоже популярные места отдыха среди туристов.

Курортный сбор не будет взиматься с людей, проживающих в частном секторе, постановили депутаты по итогам второго чтения законопроекта. При этом затраты бюджета на администрирование могут превысить доходы от самого сбора. Госдума одобрила во втором, ключевом чтении законопроект правительства о пробном введении в четырех регионах России платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора), передает корреспондент РБК. Документ поддержали 309 парламентариев, 78 выступили против.

После первого чтения, вызвавшего немало разногласий, во втором чтении была временно снижена ставка курортного сбора, расширен список льготников и определены цели, на которые разрешено тратить средства, полученные от туристов.

Теневой сектор останется без присмотра

Одной из проблем при введении курортного сбора является его администрирование в частном секторе. Еще перед первым чтением профильный комитет Госдумы (по бюджету и налогам), а также Торгово-промышленная палата отмечали, что это поставит частников в преимущество перед легально работающими гостиницами. В ходе парламентских слушаний 10 июля, посвященных введению курортного сбора, глава думского комитета Андрей Макаров заявил, что теневой сектор обязан передавать курортный сбор в специально созданный фонд, а контролировать это должны совместными усилиями налоговая служба и местные органы самоуправления.

Однако спустя два дня на заседании комитета была принята поправка, исключающая действие закона на частный сектор, в котором, по словам Макарова, проживают две трети отдыхающих. «Ограничение вынужденное, оно связано со сложностью администрирования сбора», — признался глава комитета.

Коллега Макарова по комитету, депутат Дмитрий Юрков, полагает, что эксперимент может оказаться провальным. «Думаю, что затраты на администрирование будут больше, чем сам сбор», — сказал он РБК. В Федеральной налоговой службе (ФНС) не смогли оценить предварительные расходы бюджета на администрирование курортного сбора. В пресс-службе Минфина РБК ответили, что оценить расходы можно будет только после первого года эксперимента.

Директор ялтинского отеля «Бристоль» Вячеслав Курашин в беседе с РБК назвал несправедливым решение Госдумы. Он заявил, что отельеров решили «схватить за горло», а частным сектором «не заниматься». «Мы сертифицированы, мы держим персонал, платим заработную плату, платим налоги, а у них [в частном секторе] крутятся большие суммы. А как они там своих тараканов травят, чем они кормят постояльцев, никто не знает», — отметил Курашин.

Двойное снижение ставки

Максимальный размер курортного сбора было решено оставить на уровне 100 руб., но в 2018 году (первый год эксперимента) понизить в два раза, до 50 руб. Это предложение также было озвучено Макаровым на парламентских слушаниях.

В новой редакции проекта говорится, что пилотные регионы (Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края) смогут взимать данную сумму с приезжих за каждый день фактического проживания в объекте размещения, за исключением дня заезда. В зависимости от сезона, продолжительности пребывания на курорте, значения и местонахождения курорта величину сбора разрешено снижать до нуля.
В ходе слушаний многие депутаты, в частности глава комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, высказали опасения, что само по себе введение нового сбора оттолкнет отдыхающих. По словам законодателей, стоимость отдыха на российских курортах уже выше, чем в популярных среди россиян странах, а новый налог может создать «лишнее напряжение». Кроме того, ряд депутатов, а также председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков предлагали сделать сбор разовым, а не посуточным. По словам Андрея Макарова, заставить людей, приехавших на разные сроки, платить одну и ту же сумму, было бы несправедливым.

Поправками был также расширен список граждан, которые смогут не платить данный сбор. По инициативе профильного комитета из числа плательщиков были исключены граждане младше 18 лет. Расширить категории льготников еще больше смогут муниципалитеты регионов-участников.

Проблемы командированных

Во время первого чтения законопроекта еще одним спорным вопросом сбора стало то, что под его действие подпадут не только туристы, но и командированные, а также спортсмены, которые тренируются на спортивных базах в Сочи и Лазаревском. Счетная палата предупреждала, что курортный сбор за граждан, прибывших в служебную командировку, платит работодатель, из-за чего вырастет нагрузка на организации, в том числе бюджетные. Из слов Макарова на заседании комитета по бюджету и налогам следовало, что эту категорию граждан из числа плательщиков сбора решили не исключать, так как они будут пользоваться объектами курортной инфраструктуры наравне со всеми.

Ремонт дорог не за счет туристовСогласно законопроекту, курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент. Новые поправки предполагают, что в первый год эксперимента не менее 70% сбора будут зачисляться в муниципалитеты, другие 30% — в бюджеты регионов. В последующие годы все средства будут направляться в бюджет того муниципалитета, на территории которого взимается сбор.

Средства от курортного сбора региональные власти смогут направить только на развитие курортных объектов. На эти цели в каждом регионе будет создан Фонд развития курортной инфраструктуры , являющийся частью средств бюджета субъекта.

Тратить деньги на водоснабжение, ливневую канализацию, ремонт дорог, очистных сооружений и другие нужды муниципалитетов не разрешается. «Дорогостоящие проекты надо включать в ФАИП, поскольку курортного сбора на их финансирование все равно не хватит», — говорил на заседании комитета Макаров.

Решение об участии в эксперименте муниципалитеты принимают сами. Принуждать их к этому регионы — участники эксперимента не смогут, следует из поправок.

Поправки также выводят курортный сбор из вопросов межбюджетных отношений. «Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов», — говорится в документе.

Взимание регионами курортного сбора начнется не ранее 1 мая 2018 года. Все необходимые документы на местах должны быть приняты к 1 декабря 2017 года. Эксперимент продлится до 31 декабря 2022 года. Третье чтение законопроекта запланировано на 19 июля.

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Крым, Кубань, Ставрополье и Алтай в 2018 году станут первыми российскими регионами, которые введут курортный сбор. Решение о проведении эксперимента утверждено, регионы подготовили и приняли свои законопроекты, но экспертные дискуссии вокруг новшества не прекращаются.

Многие опасаются снижения турпотока на российских курортах, в свою очередь сторонники нововведения утверждают, что дополнительные деньги позволят сделать города привлекательными для туристов.

Для кого и как

Согласно законопроекту, максимальная ставка сбора в 2018 году составит 50 рублей. На верхнюю планку решился только Ставропольский край, в Алтайском крае эксперимент в этом году будет действовать в городе-курорте Белокурихе, ставка сбора составит 30 рублей в сутки, Краснодарский край определил плату в 10 рублей, власти Крыма приняли решение о введении сезонной дифференциации - сбор будет составлять 10 рублей только с 1 мая по 30 сентября каждого года.

Поскольку специфика всех регионов разная, законопроект дает возможность участникам самостоятельно определять время начала эксперимента, дифференциацию по сезонам, расширять список льготных категорий и так далее. Большинство регионов решили дополнить обширный список льготников, освободив от уплаты жителей курортных городов и территорий. Алтайский край добавил еще одну льготную категорию - граждан, направляемых на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования.

Введение курортного сбора, как и любой эксперимент, допускает возможность корректировки. Во всех регионах отмечают, что не исключают вероятности обнуления ставки сбора. А в Крыму уже готовы обсудить вероятный перенос срока начала эксперимента.

"Сам процесс администрирования вызывает сомнение в том, что мы успеем подготовиться. Люди после дороги, после парома, добравшись к месту отдыху, могут провести на регистрации лишних 30-40 минут, это может дать негативный толчок. Если будем понимать, что 100% с 1 мая мы сможем организовать работу по курортному сбору, то тогда вносить изменения (в закон о курортном сборе) не будем", - отметил председатель комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

Деньги - в курорты

Курортный сбор станет дополнительным доходом для городов, в которые будут приезжать туристы. В некоторых городах-курортах в пик сезона количество туристов превышает число самих жителей, но при распределении дотаций муниципалитетам этот нюанс роли не играет. В итоге бюджетная нагрузка на благоустройство и уход за городом удваивается, но не компенсируется. Поэтому в этих городах на курортный сбор возлагают немалые надежды.

Например, в Белокурихе деньги в первую очередь планируют направить на поддержание въездного маршрута, обновление центральной части курорта, укрепление подмытых берегов речки, протекающей через город, благоустройство парков, развитие сети терренкуров и др. "Это благоприятно повлияют на развитие туриндустрии края в целом, в первую очередь благодаря имиджевым эффектам - повышению уровня комфорта и привлекательности отдыха", - отмечают в управлении Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу.

Города-курорты Ставропольского края деньги от сбора получат еще до начала летнего сезона - в правительстве региона подсчитали, сколько средств смогут получить муниципалитеты в 2018 году, и уже заложили эти деньги в краевом бюджете. В Пятигорске ожидаемые доходы от нововведения в этом году прогнозируются в сумме более 37 млн рублей. В первую очередь работы начнутся в парке Цветник, популярном у туристов, задача - вернуть парку исторический облик, который был спроектирован архитекторами братьями Бернардацци.

"В память о великих зодчих на территории парка планируется установить памятник. Будет восстановлена историческая пальмовая аллея, фонтан в своем первоначальном облике, перед Лермонтовской галереей будет устроена танцевальная площадка, предусмотрено экологичное газонное покрытие, устойчивое к любым погодным явлениям", - пояснила ТАСС замглавы администрации города Виктория Карпова.

Первый этап реконструкции планируется завершить в 2018 году. "Мы ставим перед собой задачу уже в первый год получить наглядный и ощутимый результат эксперимента для отдыхающих и горожан. Поскольку эксперимент по введению курортного сбора рассчитан на пять лет, мы также планируем осуществить реконструкцию Емануелевского парка", - добавила Карпова.

На Кубани деньги, полученные от курортного сбора, планируется направить на ремонт коммунальных сетей, а также на обустройство городской среды, пляжей, набережных, скверов и других туристических объектов. В администрации края отмечают, что средств сбора для решения всех проблем не хватит (только для обновления коммунальных сетей в городах необходимо 15 млрд рублей, а за счет сбора в следующем году будет получено менее 300 млн), зато он стимулирует предпринимателей повышать качество услуг, что сделает край более привлекательным для туристов.

От теории к практике

Вместе с тем в регионах задают вопросы по администрированию курортного сбора - пока нет единой схемы, в какой момент взимать плату, кто должен контролировать процесс. "Я знаю несколько отелей, которые говорят, что лучше бы мы сами доплачивали эти 10 рублей. А тут появится система отчетности, начнут контролировать уплату, появятся инспекции и так далее", - пояснила ТАСС председатель республиканской общественной организации "Комитет по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму" Мария Мальгина.

Отели и санатории Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) пока ждут разъяснений от регионального Минтуризма. "Они обещают рассказать, как это будет, в каких формах, кто и что будет исполнять, мы ждем руководящих указаний", - отметил гендиректор холдинга "Курортное управление" Николай Мурашко.

В ведении управления находятся 26 здравниц, некоторые туристы начинают бронирование уже сейчас. "К примеру, будут платить курортный сбор по выбытию из санатория, и люди, которые сейчас покупают эти путевки, они об этом не подозревают", - добавил Мурашко.

В туркомпании "Здоровый мир Сочи" ТАСС рассказали, что также не вносили пока курортный сбор в стоимость своих услуг. "Наши партнеры и многие клиенты довольно негативно относятся к самой этой идее. От бронирования не отказываются, но как говориться, "ложки нашлись, а осадок остался", - сказал представитель турагенства.

Алтай со схемой сбора уже определился - оплата будет осуществляться непосредственно при расчете за проживание. Как пояснил ТАСС заместитель генерального директора по развитию сети санаториев "Курорт Белокуриха" Олег Акимов, туристы будут получать два отдельных чека, один - за само проживание, второй - за сбор.

Практическое применение эксперимента еще оставило несколько открытых вопросов, один из них - теневой туристический сектор. "Частные гостиницы находятся за рамками этого закона, сейчас в теневых средствах размещения отдыхают около 70% туристов. И о них ведь все знают: и власти, и налоговая, и участковые - все. Я думаю, что у властей не хватает мотивации вывести их в "белое" поле и начать собирать с них налоги, этой работой занимаются, но почему-то ничего пока особо не придумали", - отметил заместитель гендиректора туроператора "Алеан" Дмитрий Попов.

Самолеты, футбол и Турция

Прогнозы на предстоящий туристический сезон в четырех пилотных регионах пока осторожные. Эксперты говорят - сложно определить, как опыт европейских курортов увяжется с российской ментальностью. Все отмечают, что суммы сбора невелики, но в прогнозах нужно учитывать и другие факторы.

Так, глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский к новшеству относится отрицательно, он считает, что сбор нанесет имиджевый урон отечественным курортам. Первоочередной задачей для российских курортов эксперт называет снижение цен на авиаперелеты. "У нас дорогой авиаперелет, нужно снижать цены. А если мы еще говорим, что ты к нам приехал, а не в Турцию, а мы с тебя еще возьмем деньги - звучит это не очень [хорошо]", - сказал он.

Многие эксперты, напротив, считают, что распределение турпотока в значительной степени зависит от открытия недорогих зарубежных туристических направлений, нежели от введения платы. "Больше влияют открытие таких направлений, как Турция, Египет, а сбор - дело десятое. Можно говорить, что курорт Белокуриха конкурирует не с кем-то, а с крупнейшими мировыми туристическими направлениям - когда туда потоки открываются, то чувствуются сложности", - пояснил глава Белокурихи Константин Базаров.

Исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций Светлана Фоменко считает, что размер курортного сбора никак не повлияет на турпоток. По ее словам, даже семейный отдых не пострадает, так как платить сбор будут только совершеннолетние туристы.

Кроме того, в общей стоимости турпакета дополнительная плата может и вовсе потеряться. "Если сумма 10 рублей - то она не столь велика, и если поездка по турпакету, то этот сбор будет нивелироваться в общей стоимости турпакета, который включает и перелет, и проживание. Эта сумма не повлияет ни на турпоток, ни на итоговую стоимость путевки", - рассказала ТАСС Фоменко.