Сведения о проживающих. Сколько человек фактически проживает в квартире? Коммунальщики призывают «стучать» на соседей, чтобы не оплачивать ЖКХ за бригаду рабочих-нелегалов в квартире этажом выше. установления фактического проживания

Сведения о проживающих. Сколько человек фактически проживает в квартире? Коммунальщики призывают «стучать» на соседей, чтобы не оплачивать ЖКХ за бригаду рабочих-нелегалов в квартире этажом выше. установления фактического проживания

Ряд формул, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), содержит величину «количество постоянно и временно проживающих граждан ». Порядок определения такого количества всегда вызывал вопросы, количество таких вопросов возросло с момента введения постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 в Правила 354 пункта 56(1), устанавливающего право исполнителя коммунальных услуг на составление Акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам 354 используют понятие «количество постоянно и временно проживающих граждан ».

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

5. В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству РФ . Из какого нормативного правового акта в указанных случаях берется для расчета единица, совершенно непонятно! Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 1-4 , равно нулю.

Примечание: дополнительно АКАТО направил в Минстрой России запрос о разъяснениях порядка установления количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан. С учетом , всего в течение августа 2016 года АКАТО направил в Минстрой три запроса:

Ответы Минстроя:

Внесение коммунальных платежей – это обязанность каждого , в чью квартиру подаются ресурсы.

Расчет за них идет путем начисления долга и прописывания его в квитанции по оплате жилья .

Однако не каждый собственник жилья знает, кому именно полагается совершать оплату .

Разберемся, как начисляется квартплата по коммунальным услугам: по прописанным или проживающим гражданам в квартире?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательство

Регистрация множества людей на личных квадратных метрах имеет свои негативные последствия, связанные с оплатой коммунальных услуг .

Для того чтобы с этим разобраться, нужно обратиться к . Вопрос, касающийся своевременных платежей за поставляемые услуги, раскрывается в Жилищном кодексе РФ .

Доля прописанного жильца

Если недвижимое имущество находится в долевой собственности , то по закону его оплату производят все владельцы .

Каждый платит в соответствии с имеющейся долей в жилье , а отсутствие владельца части имущества на месте не освобождает его от внесения денежных средств в счет оплаты.

Если жильцы только зарегистрированы, но не владеют определённой долей, тогда оплата делится на каждого из них в равной степени .

Если прописанные люди не платят?

Часто бывает так, что один или несколько из прописанных лиц не желают помогать собственнику в оплате за жилье .

Перед хозяином квартиры встает вопрос о том, каким образом можно доказать подобную неуплату.

Единственный шанс повлиять на сложившуюся ситуацию заключается в обращении в суд . Это нужно сделать по месту жительства .

Если сумма иска составляет менее ста тысяч рублей , тогда дело будет рассмотрено в мировом суде .

Если сумма больше , тогда его будут слушать в районном суде . Собственник в данном случае будет истцом , а ответчиком то лицо, которое официально имеет регистрацию и пользуется ресурсами, но не вносит платы за них .

В качестве доказательства можно предоставить платежные квитки , где будет проставлена подпись плательщика и отметка банка о совершении операции по оплате услуг.

Частные случаи

Иногда собственники не знают, по каким нормативам проводится начисление долгов по квартплате.

Поэтому их интересуют конкретные ситуации , которые встречаются не часто, но все же бывают с хозяевами квартиры в многоквартирном доме.

Никто не прописан

Факт отсутствия зарегистрированных граждан, не является причиной по прекращению начислений за коммунальные услуги .

В этом случае, начисления будут производиться как за одного человека , а те параметры оплаты, которые зависят от количества квадратных метров, останутся неизменными.

Чтобы минимизировать расходы на оплату услуг, нужно заранее позаботиться о постановке счетчиков для каждого вида потребляемой энергии.

Никто не живет в квартире

Закон возлагает ответственность по оплате за коммунальные услуги в том месте, где человек официально зарегистрирован .

Часто случается так, что человек только формально числится в квартире, а фактически живет в другом месте .

Оплата в таком случае будет полной и не зависящей от проживания в квартире в данный момент.

Однако есть возможность доказать тот факт, что гражданин исправно оплачивает счета в другом месте проживания.

Этот способ довольно сложный , так как необходимо будет приносить квитанции, подтверждающие факт оплаты. Это нужно делать один раз в полгода и для каждого поставщика услуг.

Расчет пени

За несвоевременное внесение средств за пользование коммунальными ресурсами собственник жилья получает дополнительные начисления, называемые пеня .

Эта сумма складывается из следующих показателей:

  1. суммарного количества дней просрочки;
  2. от общей суммы задолженности;
  3. 1/300 от ставки рефинансирования.

День, следующий за расчетным числом, является просрочкой.

Ставка по рефинансированию может изменяться и зависит от финансовой ситуации не только в нашей стране, но и на мировых рынках.

Для грамотного расчета потребуется , количестве просроченных дней и ставке рефинансирования .

Таким образом общая задолженность умножается на количество дней и на ставку рефинансирования, а затем делится на 300 , поскольку по формуле она составляет 1/300 от суммы рефинансирования.

Полученная сумма и будет являться начисленной пенею.

Полная степень ответственности по оплате платежей ложится на нанимателя или хозяина квартиры.

Поэтому вопросы, касающиеся порядка оплаты, должны решаться совместно . Если не удается найти общее решение, есть возможность обратиться с иском в суд и защитить свои права .

Сегодня бы хотелось затронуть тему, законны ли действия ЖКХ и имеют ли они право выставлять счет за потребляемые коммунальные услуги, если в квартире зарегистрированы четыре человека, а фактически проживает пять? То есть рассмотрим, может ли УК выставлять вам счет за фактически проживающих лиц в вашей квартире, если их проживает больше чем прописанных?

Теперь данные действия полностью узаконены, если в вашей квартире не установлены прибора для учета потребляемой воды, а также электроэнергии и газа. Также в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах значится, что исполнитель (юридическое лицо или предприниматель, которые предоставляет потребителю коммунальные услуги) имеет полное право самостоятельно установить какое количество граждан фактически проживает (в том числе временно)в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электроэнергии и газа.

Исполнитель составляет акт об установлении количества проживающих граждан (пункт 32, подп. "е(1)" Правил). Данная процедура будет происходить следующим образом: сотрудники от УК составляют акты которые устанавливают количество граждан, временно проживающих в жилом помещении. Данный акт должен быть подписан, как исполнителем, так и потребителем (то есть акт подписывает как собственник так и наниматель жилого помещения), в случае если потребитель откажется от подписания акта или если потребитель отсутствует в помещении, то акт подписывается исполнителем и не менее чем двумя потребителями (соседями), а также председателем домового совета ТСЖ или ЖСК. Экземпляр данного акта передается собственнику жилого помещения (потребителю который проживает в помещении на постоянной основе).

Данный акт в течении 3 дней со дня его составления должен быть направлен исполнителю в органы внутренних дел и (или) органы, которые уполномочены осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Для расчета платы за коммунальные услуги временно проживающими считаются потребителя, которые фактически проживают более 5 дней подряд в данном жилом помещении (пункт 56 Постановления правительства РФ № 354), то есть если в вашей квартире проживает незарегистрированный гражданин, то если он живет более 5 дней вы обязаны платить за него коммунальные услуги. Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, которая предоставлена временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и данные услуги оплачиваются постоянно проживающими потребителями. То есть вы платите за незарегистрированного жильца по количеству прожитых дней и плата за данные услуги насчитывается так, сколько примерно потребляет коммунальных услуг один постоянно проживающий гражданин, столько и насчитывается на временно проживающего за дни проживания. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

  • Ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета такого (таких) коммунального ресурса в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
  • Окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления (пункт 57 Правил).

Как видим плата за незарегистрированных но временно проживающих граждан в жилом помещении будет взиматься в случаях если у вас не установлены индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг. Все просто и по закону, но если у вас установлены такие приборы учета, то вы будете оплачивать все потраченные коммунальные ресурсы по факту. Знайте ваши права, желаю вам удачи!

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем на форумах Екатеринбурга — странные квитанции за коммунальные услуги. Горожане жалуются, что в графе « количество проживающих» управляющие компании ставят выдуманные числа. Приписывают лишних людей, которые никогда не жили в квартирах. В управляющих компаниях заявляют: плата начисляется за фактическое количество проживающих.

Численность проживающих и оплата ЖКХ

Жители многоквартирных домов по всей России стали получать « странные» квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. В « квитках» значатся таинственные « фактически проживающие» граждане, исходя из количества которых коммунальщики начисляют плату за ЖКУ. При этом установить число « фактически проживающих» УК предлагают « бдительным» жильцам, попросту призывая « стучать» на соседей.

Российские собственники квартир всего месяц-другой назад стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг нового образца. Напомним, что это связано с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года постановления правительства № 354, которое поменяло правила предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям. В новой платежке присутствуют строки « Количество зарегистрированных/фактически проживающих граждан».

Эту строчку можно было встретить и в старых квитках. Однако с сентября граждане, во втором пункте этой строчки регулярно видевшие цифру «0 », внезапно стали получать квитки с 2-3 « фактически проживающими». « Мне одного лишнего человека в „фактически проживающие“ написали – кто такой, главное, откуда он взялся – УК ручками разводят, не знают», – пишет пользователь одного из екатеринбургских форумов «Igla ». « В прошлом месяце приписали мне таких 6 человек!», – возмущается форумчанка «tatyanka ». И сообщений такого рода – сотни.

Коммунальщики: хочешь платить меньше? Сообщи, сколько народу живет у соседа

Это с одной стороны. А вот другая. В доме, где живет Ольга Березина, установлен общедомовой прибор учета воды, в ее квартире поставлены счетчики и на холодную, и на горячую воду. Но счета все равно приходят заоблачные. И женщина даже знает, за кого она платит — в одной из квартир живут гастарбайтеры. Как старшая по подъезду Ольга сообщила об этом в управляющую компанию. Она не боится испортить отношения с соседями. « По шесть кубометров, это представляете, по шесть тонн с квартиры, мы все это оплачиваем!», — приводит слова жительницы Екатеринбурга радиостанция Вести ФМ.

Одна из управляющих компаний Екатеринбурга возле каждого подъезда разместила объявления с призывом сообщать, сколько на самом деле живет людей в квартирах. И как говорит пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, результат не заставил себя ждать. « Объем звонков в управляющую компанию увеличился, и мы ходим несколько раз в неделю с комиссией по домам по квартирам и составляем акты».

Только одного сообщения от жильцов мало. Прежде чем владельцу квадратных метров начислят плату за воду не по количеству прописанных, а по фактическому количеству проживающих, в квартиру придет целая комиссия: коммунальщики, представители совета дома и участковый. Как рассказывает пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, и после составления акта собственники пытаются спорить. « Если человек не прописан в квартире, у него ноль прописанных, и он сдает квартиру 10 гражданам ближнего зарубежья, то, конечно, ему невыгодно платить по факту потребления, и приборы учета у него в квартире не будут установлены, конечно, есть негатив со стороны таких недобропорядочных граждан, которые о соседях не думают».

Коммунальщики в таких случаях пытаются воззвать к совести владельцев квартир. Объясняют, что управляющей компании нет дела до того, сколько человек живет в комнате, если стоит счетчик учета воды, тогда оплата начисляется по потреблению ресурса. Собственник квадратных метров, впрочем, имеет право в суде оспорить сумму в квитанции. Но таких прецедентов в Екатеринбурге пока не было.

Количество фактически проживающих в квартире: « донос» или « восстановление справедливости»?

Но не слишком ли рьяно управляющие компании рьяно взялись за разъяснительную работу с населением? Многие уральские УК буквально призывают « стучать» на соседей, которые « не прописаны, но живут и ресурсы потребляют».

Действительно, в ППРФ № 354 законодательно закреплена возможность начислять плату собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, исходя из количества фактически проживающих граждан. Так что, в своем роде, управляющие организации правы.

« Если жители дома заметили, что в соседней квартире на постоянной основе стали проживать незарегистрированные граждане, им необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. После чего специалисты УК совместно с участковыми и группой активных жителей выйдут на объект и составят акт фактического проживания (с подписью соседей, представителей УК и участкового). Согласно ему в дальнейшем будут проходить начисления на оплату ЖКУ», – рассказала « Новому Региону» генеральный директор одной из УК Екатеринбурга.

Кстати, по такой же процедуре происходит установление факта « реально проживающих» в квартире граждан и в других управляющих организациях или ТСЖ – не только на Урале, но и по всей России. Однако обладают ли простые жители « многоквартирников» или т.н. домкомы, и даже специалисты УК и участковые полиции правом, а главное – компетенцией – чтобы определять, сколько на самом деле человек живет в той или иной квартире?

Расчет количества проживающий в квартире: что говорит законодательство?

Так, в соответствии с п. 34 ПП РФ № 354 « потребитель обязан информировать исполнителя (т.е. УК или ТСЖ) об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета».

Кроме того, в другом пункте того же постановления – п. 58 ПП РФ№ 354 – « количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, которое содержит ФИО собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей», – говорится в документе.

В то же время, в постановлении российского правительства четко прописано, что собственник квартиры должен сам обратиться к коммунальщикам, чтобы те зафиксировали дополнительных « фактически проживающих» в его квартире граждан. Действительно, здесь можно усмотреть законодательный пробел, поскольку реальное потребление в той или иной квартире отдано на добросовестность и честность ее жильцов. Однако «dura lex – sed lex», и в постановлении законодательно не определено иных методов установления количества фактически проживающих. А, значит, схемы, которые используют российские коммунальщики, попросту незаконны.

Количество проживающих в квартире и оплата ЖКХ: какова точка зрении судов?

К аналогичным выводам, судя по всему, приходят и представители отечественной судебной системы – и прецедентов уже не мало. Так, например, Дзержинский суд города Перми, рассматривая иск управляющей компании к одному из потребителей, признал начисления, основанные на показаниях соседей ответчика, незаконными.

« Из свидетельских показаний соседки К., показавшей, что постоянно видит какую-то женщину у ответчика П-ва вместе с ним в разное время суток, и актов, составленных членами ЖСК, невозможно установить, на кого именно начисляются коммунальные платежи как на второго человека, временного проживающего в квартире ответчика. Свидетель Т. показала, что видела с ответчиком П-вым женщин, но сказать, что одну не может. При имеющихся в деле доказательствах юридических оснований для начисления платы на второго человека не имеется», – постановили представители Дзержинского суда Перми.

Похожий иск коммунальщиков к потребителям рассматривал не так давно и суд города Иваново. Представители управляющей организации также пытались взыскать с потребителя деньги за предоставленные ресурсы, рассчитанные исходя из числа « фактически проживающих» граждан на основе показаний соседей. Однако и тут суд встал на сторону ответчика.

« Принимая во внимание отсутствие отрегулированной надлежащим образом процедуры сбора сведений о количестве фактически проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных ИПУ, проверки их достоверности, процедуры привлечения к ответственности лиц, представивших заведомо недостоверные сведения, либо сведения, не соответствующие действительности, а также учитывая, что инициативные группы, созданные в домах, указанных в исковом заявлении, не наделены подобными полномочиями в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о незаконности действий коммунальной организации при начислении платы за горячую воду на основании информации, предоставленной инициативными группами, созданными по решению общих собраний собственников помещений», – гласит решение Ивановского суда.

Резюме? Оно таково: жители, получившие « платежки» с дополнительно приписанными « фактически проживающими» гражданами – конечно, при отсутствии таковых – могут обращаться в свою управляющую организацию с требованием проведения перерасчета. В противном случае, собственник жилья вправе обратиться в суд, который, скорее всего, встанет на его сторону.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт "б" пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением - таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма - этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении - то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее - Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений - с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений - с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

Размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

При наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

При отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Обзор документа

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым - граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц. Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.