Кто и как будет платить курортный сбор. Кто освобожден от уплаты курортного сбора. Курортный сбор: история появления

С мая следующего года россияне, отдыхающие на курортах России, будут платить специальный суточный сбор. Как это отразится на стоимости их отпуска и какие существуют способы сэкономить на отдыхе без потери в комфорте?

Во вторник, 25 июля, Совет Федерации одобрил законопроект о введении курортного сбора в ряде российских регионов — этот документ Госдума приняла в третьем чтении на прошлой неделе. После подписания президентом закон начнет действовать с мая 2018 года в пилотном режиме в популярных рекреационных зонах — в Крыму, Ставрополье, Краснодарском крае и в Алтайском крае.

Все туристы, отдыхающие в этих регионах, будут уплачивать дополнительный ежесуточный сбор в местные бюджеты. Впоследствии эти платежи пойдут на развитие туристической инфраструктуры в указанных субъектах Федерации. Размер сбора каждый регион — участник эксперимента должен установить самостоятельно до 1 декабря 2017 года. В 2018 году сумма курортного сбора не будет превышать 50 руб. в сутки с человека, а в 2019 году она может вырасти до 100 руб. в сутки.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), некоторые регионы уже определились с суммой сбора. В частности, гостям Алтайского края придется отдавать по 30 руб. в сутки. Правда, далеко не всем: в этом регионе дополнительный сбор введут только на территории города-курорта федерального значения Белокуриха. В Крыму речь идет о платеже в размере 25-35 руб. в сутки, а в Ставропольском крае — о 30-50 руб. в сутки. При этом в законопроекте прописан перечень льготников, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. В их число входят несовершеннолетние дети, пенсионеры, ветераны, инвалиды и местные жители.

Сама практика курортного сбора не является российским ноу-хау. По данным туристического сервиса «Туту.ру», в Хорватии, Чехии, Венгрии и Австрии туристу придется заплатить от €0,6 до €3 в сутки в зависимости от категории отеля. В Германии сумма сбора составляет 5% от размера платы за сутки проживания, во Вьетнаме — $1, на Балеарских островах — €1 ежесуточно. А вот в Турции, курорты которой считаются главными конкурентами российским, такого сбора нет.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напоминает, что и в России ежедневный курортный сбор уже существовал в период с 1991​ по 2004 год​ и этот опыт едва ли можно назвать удачным. «Львиная доля полученных средств уходила на администрирование, и в итоге бюджеты получали ничтожно малые суммы. Возможно, нам стоит учиться на собственных ошибках», — говорит эксперт. По его мнению, на этот раз величина курортного сбора в России будет варьироваться в зависимости от сезона. Максимальные суммы туристам придется платить в летние месяцы, а в межсезонье сбор, скорее всего, будут обнулять, прогнозирует Барзыкин.

Курортный сбор и его последствия

Согласно новому закону каждый путешественник, остановившийся в любом объекте размещения — отеле, санатории, пансионате или хостеле — дольше, чем на 24 часа, должен будет заплатить определенную сумму в бюджет региона. Таким образом, закон о курортном сборе не затрагивает россиян, которые остановились в гостинице только на одну ночь, а также тех, кто приехал в курортную зону в краткосрочную командировку.

При выселении из отеля отдыхающему предъявят отдельный счет, который ему надо будет оплатить на месте. Взимать сбор и отвечать за его своевременное перечисление в бюджет будут сами объекты размещения. Меры воздействия на неплательщиков должны определить региональные власти — им необходимо прописать это в своей нормативной базе до 1 декабря 2017 года.

Эксперт Общественной палаты РФ по туризму, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев отмечает, что текущая сумма сбора в пределах 30-50 руб. с человека в сутки выглядит вполне приемлемой для бюджетных туристов. А вот если она вырастет до 100 руб. — привлекательность отечественных курортов для путешественников окажется под вопросом, убежден он.

В свою очередь, Юрий Барзыкин ​считает дополнительный платеж довольно серьезным бременем для среднего российского туриста. «Если люди отдают по 2,5-3 тыс. руб. в день на отдых, то сбор в 50 руб. их несильно смутит. Но, по статистике, более 50% российских туристов тратят на размещение на отечественных курортах всего 700-1,2 тыс. руб. в день», — поясняет он. Эксперт обращает внимание, что некоторые отельные сети уже подготовили рекламные предложения, в которых обещают оплатить курортный сбор за туристов. «Естественно,​ свои траты они включат потом в стоимость размещения, что только увеличит стоимость отдыха», — отмечает Барзыкин.

По словам профессора кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галины Дехтярь, введение сбора в России приведет к тому, что путешественники будут чаще выбирать зарубежные курорты. «Нашим объектам размещения и так трудно конкурировать с зарубежными из-за качества сервиса и соотношения цены-качества. Например, в российских отелях все программы all-inclusive, которые включают алкоголь, на порядок выше аналогичных предложений, например, в Турции», — приводит пример эксперт.

Сколько будет стоить отдых

РБК попытался разобраться, сколько будет стоить отдых в России после введения в стране курортного сбора. Для этого корреспондент изучил минимальные цены на туры с сопоставимыми условиями и на одни и те же даты. Так, по данным сервиса «Туту.ру», турпутевка на семью из трех человек (мама, папа и ребенок) на семь дней в начале августа в трехзвездочном отеле в Крыму обойдется минимум в 15-16 тыс. руб. без перелета и питания, а с перелетом из Москвы — уже в 59-60 тыс. руб. Дата вылета — в период с 2 по 5 августа.

Семейный отдых в Сочи без перелета и без питания на этот же срок в августе будет стоить минимум 17-18 тыс. руб., или 57-58 тыс. руб. с перелетом из Москвы и без питания. Недельный отпуск в Белокурихе (Алтай) обойдется минимум в 19 тыс. руб. на троих без перелета и без питания, а с перелетом — от 72,8 тыс. руб.

Если бы курортный сбор ввели уже сейчас, то исходя из максимальной ставки в 50 руб. в сутки за семь дней семье пришлось бы заплатить дополнительные 700 руб. (по 350 за каждого взрослого). В 2019 году при максимальной ставке сбора в 100 руб. они бы отдали уже 1,4 тыс. руб. Соответственно, за бюджетный отдых в Крыму пришлось бы выложить порядка 60,7 тыс. руб. в этом году и 61,4 тыс. руб. — в 2019 году, за поездку в Сочи — около 58,7 тыс. и 59,4 тыс. руб., за отпуск в Белокурихе — 73,5 тыс. и 74,2 тыс. руб. соответственно.

Для сравнения: семейный отдых в Болгарии — с перелетом, проживанием в трехзвездочном отеле и питанием (завтрак) будет стоить от 32 тыс. руб. (если отель в 1 км от моря) и от 36 тыс. (150 м до моря). При ставке курортного сбора в этой стране на уровне €1,5 с человека в день за неделю семья уплатит дополнительно €21. По курсу на закрытие сессии на Мосбирже 25 июля в 69,47 руб. это 1458,87 руб. Стоимость поездки в этом случае возрастет до 33,4 тыс. и 37,4 тыс. руб., но все равно окажется ниже, чем при путешествии по России.

Экономия для экономных

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что есть один способ избежать уплаты сбора — отдать предпочтение теневому сектору размещения. «Все туристы, которые едут в частный сектор, автоматически избавляются от курортного сбора. И процент тех, кто предпочтет снять домик у местных, будет только расти», — говорит Галина Дехтярь. При этом, правда, не стоит забывать, что арендодатель может оформить свою деятельность официально и тогда отдыхающему все равно придется заплатить туристический сбор.

Из-за увеличения трат на отдых после введения курортного сбора россияне будут тщательнее планировать бюджет на отдых, считают эксперты. Лучший способ сократить расходы на отпуск — забронировать тур заранее, напоминает директор компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр. «Акции раннего бронирования начинаются за полгода до поездки, поэтому организовывать поездку на лето нужно зимой. По подобным акциям можно сэкономить от 20 до 60%», — приводит пример эксперт.

Самостоятельные путешественники, не прибегающие к услугам туроператоров, стараются сэкономить за счет перелета. Для этого им стоит помнить о некоторых важных моментах при поиске и заказе авиабилета, подчеркивает Котляр. «Искать билеты лучше всего в анонимном режиме браузера, так как агрегаторы уже научились определять локацию пользователя и даже устройство, с которого заходят в интернет. Система выдает более дорогие билеты пользователям Apple, чем Android», — объясняет она.

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина обращает внимание, что есть способы сэкономить на размещении, не теряя в комфорте. В частности, эксперт советует бронировать отель только на один день, а дальше уже на месте продлевать бронь на каждый следующий день. «Так можно сэкономить до 50% от стоимости суток проживания. Правда, этой схемой можно пользоваться только в низкий сезон, при этом надо убедиться, что в отеле гарантированно есть свободные места», — заключает она.

Курортный Сбор в Сочи обязаны платить все отдыхающие в Анапе, Геленджике, Сочи, Адлере на Красной Поляне в Горячем Ключе и всех четырех курортных поселениях Туапсинского района: Новомихайловский, Джубга, Небуг и Шепси с 16 июля 2018 года, сумма курортного сбора составляет 10 рублей в сутки с человека.

Курортный Сбор в Сочи, Кому и Как Платить

Процедура оформления и уплаты курортного сбора занимает не более 5 минут, каждый гость при заселении в гостевой дом, отель, гостиницу или санаторий заполняет анкету, в которой дает согласие на обработку персональных данных и оплачивает нужную сумму одновременно с оплатой за проживание в отеле. Всю подробную информацию отельеры обязаны предоставить самостоятельно на месте размешения.

Получается, что за две недели отпуска мама, папа и двое детей доплатят 280 рублей (по 140 рублей с каждого из родителей, дети от сбора освобождены). По сравнению с расходами на дорогу и ценами в отелях, кафе и ресторанах на Курортах краснодарского Края это не так уж много.

Кто Будет Платить Курортный Сбор

Уплачивать сбор должны все люди, находящиеся в местах размещения (гостиницах, квартирах и частных домах) дольше 24 часов, за исключением льготников, следует из законопроекта. Освободить от курортного сбора предложено, в частности, Героев СССР и России, полных кавалеров ордена Славы, участников и инвалидов Отечественной войны, чернобыльцев, семипалатинцев и инвалидов I и II групп, а также детей до 18 лет и студентов.

Кроме того, плату не предполагается брать с людей, которые постоянно живут и работают на территории эксперимента, а также имеют там собственное жилье. Региональные власти получат право расширить перечень льготников.

Доказывать наличие льготы приезжие должны будут, предоставив оригиналы соответствующих документов «операторам курортного сбора» - сотрудникам гостиниц, ИП, а также владельцам снятых ими квартир или жилых домов, а они должны будут отдельно отчитываться властям о таких льготниках.

В подтверждение уплаты сбора приезжий должен будет получить специальный документ от оператора сбора, этот документ будет ему выдан в завершение пребывания в объекте размещения, следует из законопроекта. Ответственности за неисполнение закона о курортном сборе - будет установлена специальными законами регионов.

Что говорят Туроператоры и Турагенты

Тур операторы и представители туристической отрасли, относятся к туристическому сбору скептически. Любое увеличение цены негативно сказывается на потребителе - особенно сейчас, когда выездной туризм в целом снова начал наращивать обороты, в том числе за счет открытия Турции, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

Курортный сбор действует в некоторых странах мира, но для россиян с их текущей тенденцией к экономии это не самая удачная идея, подтверждает директор по связям с общественностью компании «Tez Tour Россия» Лариса Аханова.

Сейчас туристы готовы уйти к другому агентству из-за разницы в цене пакетного тура всего в 1 тыс. руб. А сбор на семью из нескольких человек или, например, для приезжающих на санаторно-курортное лечение в Ставропольский край может составить существенную сумму, рассуждает Аханова. Средняя путевка на лечение составляет 21 день, напоминает она.

Если в регионах предлагают учитывать сезонность и популярность курортов, то тур бизнес обращает больше внимание на необходимость учитывать и финансовые возможности Россиян, особенно тех, кого принято относить к категории бюджетных туристов.

Сколько Собирают с Туристов за Границей

  • В Нью-Йорке туристический налог составляет 13,25% от стоимости номера, плюс $2 за ночь.
  • В Вене городской налог в размере 3,2% от стоимости номера взимается в течение первых трех месяцев пребывания в городе. От уплаты налога освобождаются несовершеннолетние, а также молодежь, проживающая в общежитиях.
  • В Амстердаме и Берлине размер туристического налога составляет 5% от стоимости номера в сутки. При этом в немецкой столице сбор взимается в первые три недели пребывания в городе.
  • В Праге ставка местного налога составляет 15 крон (около 35 руб.) на человека за каждый день пребывания, кроме дня прибытия. От уплаты налога освобождаются люди моложе 18 и старше 70 лет.
  • В Лиссабоне налог в размере €1 в сутки начисляется в течение первых семи дней пребывания, дети до 18 лет от его уплаты также освобождаются.
  • В Брюсселе городской налог варьируется от €2,15 до €8,75 в сутки в зависимости от условий проживания.
  • В Берне туристический налог состоит из трех частей: налог на проживание (1 франк), транспортный сбор (1,5 франка) и курортный сбор. Курортный сбор для отелей и апартаментов варьируется от 2,5 до 6 франков, для общежитий и хостелов - от 1,25 до 3 франков. При этом оплата транспортного сбора дает право на получение проездного, который предоставляет право на бесплатный трансфер в аэропорт, а также поездки на общественном транспорте в центре Берна. Дети до 6 лет освобождаются ото всех выплат.

4 000 000 Рублей уже Собрано Курортного Сбора

Поступления от Курортного Сбора в Сочи составили около 4 миллионов рублей, об этом рассказал начальник городского управления курортов и рекреационных ресурсов Сергей Доморат.

По его словам, именно на июль и август в Сочи приходится пик курортного сезона. Он добавил, что к 10 августа все принимающие отдыхающих предприятия города и всего Краснодарского края должны сдать отчёты о первых итогах эксперимента с курортным сбором, сообщает ТАСС .

При этом Доморат отметил, что список тех объектов, на которые будут направлены средства от этого сбора, сейчас обсуждается.

Курортный Сбор Как все Начиналось

Президент России Владимир Путин, поручил ввести в России Курортный Сбор еще 22 сентября 2016 году
Доходы от нового налога должны быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса страны, отмечалось в поручении президента.

Распоряжение должно было быть выполнено до 1 марта 2017 года, ответственным за его реализацию назначен премьер-министр Дмитрий Медведев.

В августе Путин поддержал введение курортного налога. Министр финансов Антон Силуанов тогда говорил, что сумма такого сбора будет не более 50-100 рублей. Подобное нововведение планировалось претворить в жизнь в четырех регионах России - Алтайском крае, Краснодарском крае, Крыму и в Кавказских Минеральных Водах (Ставрополье).

Глава государства подчеркнул, что платеж не должен приводить к резкому росту тарифов, если это делать, то очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для отдыхающих. Министр финансов Антон Силуанов ответил, что речь идет о небольшой сумме, порядка 50-100 рублей.

Мер Сочи Анатолий Пахомов

Мер Сочи Анатолий Пахомов высказал свое мнение 23 сентября 2016 года, Курортный Сбор должны платить все туристы, постояльцы частных домов и мини-гостиниц

Взнос может быть минимальным. Даже 100 рублей - тоже взнос. На эти деньги город займётся благоустройством. Есть мировой опыт, достаточно эффективный, и его в Сочи будут изучать», - прокомментировал Анатолий Пахомов.

Мэр Сочи утверждал, что сейчас налоговых поступлений в бюджет курорта недостаточно, чтобы покрыть издержки на содержание дорог, зон отдыха, природных достопримечательностей и инфраструктуры ЖКХ. Именно на них в высокий сезон нагрузка возрастает многократно. Пока большая часть доходов идёт непосредственно владельцам отелей, ресторанов, развлекательных объектов. Поэтому, курортный сбор станет хорошим подспорьем для города.

При этом Пахомов отметил, что также необходимо разработать чёткий механизм его сбора туристического налога, чтобы вся его тяжесть не легла на санатории и отели, которые платят и другие налоги.

В этом году в Краснодарском крае курортный сбор вводиться не будет потому что «законопроект в стадии разработки», сообщили в министрстве курортов, туризма и олимпийского наследия

Губернатор Краснодарского Края Вениамин Кондратьев

В свою очередь, Губернатор заявил, Краснодарский край был одним из первых регионов, который выступил с инициативой введения курортного сбора и мы готовы были ввести сбор в этом году. Но, соответствующий федеральный закон еще не принят. Мы очень надеемся, что в следующем году мера станет обязательной. Для развития курортов Кубани она необходима как никогда.

Правительство Одобрило Законопроект о Курортном Сборе

28 апреля 2017 года Российское правительство поддержало законопроект о курортном сборе. Документ предусматривает введение в качестве эксперимента налога за пользование туристической инфраструктурой в Крыму, а также в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

Срок действия проекта - с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Максимальная сумма сбора составляет 100 рублей. При этом конкретный размер налога регионы будут устанавливать сами. Собранные средства пойдут на благоустройство курортных зон и ремонт объектов туристической инфраструктуры.

По итогам эксперимента будет принято решение либо о введении сбора на постоянной основе по всей России, либо же об отказе от таких мер, законопроект также определил льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты туристического налога. Среди них - участники Великой Отечественной войны, инвалиды, малоимущие семьи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае

Виталий Мутко как заявил вице-премьер, в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке российским регионам надо заниматься в первую очередь созданием качественной инфраструктуры и новых турпродуктов, а также и улучшать качество обслуживания, а не гнаться все время за повышением цен.

  • В правительстве России призвали регионы с разумностью и большой осторожностью подходить к введению курортного сбора, не рассчитывая на этот механизм как на дополнительный источник зарабатывания денег.

Мы видим, что у нас конкуренция в данной сфере очень жесткая – у нас есть Турция, у нас есть Египет рядом, где сегодня применяются самые разные механизмы. Поощрительные, а не заградительные», — подчеркнул вице-премьер, слова которого приводит ТАСС. Виталий Мутко считает, что к введению субъектами Федерации и муниципалитетами курортного сбора «надо подходить очень-очень осторожно.

Слова вице-премьера об осторожности уже «услышали» на территориях: в ряде СМИ со ссылкой на региональные правительствауже прошла информация о том, что максимальная сумма сбора составит от 30 до 50 рублей. Еще год назад в обсуждениях фигурировала цифра в 150 рублей: например, такую максимальную сумму курортного сбораназывали возможной в Сочи и в Алтайском крае. В этом году правительство РФ, определившись со сроками введения нового механизма (с 1 января 2018 года), предложило в законопроекте о курортном сборе максимальную сумму уже в 100 рублей.

Однако и эта величина ряду регионов сегодня кажется завышенной и отпугивающей туристов. Как заявил глава комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Крыма Алексей Черняк, слишком большой размер сбора устанавливать невыгодно – с учетом того, что Турция сильно демпингует на рынке.

По его мнению, в первые несколько лет размер курортного сбора должен быть минимальным, к тому же территориям нужно время для отработки механизма сбора и его практической реализации.

До сих пор нет окончательного понимая о том, в каком формате будет взиматься курортный сбор в Сочи, его размер будет варьироваться в зависимости от муниципалитета и сезона (так, в низкий сезон налог применяться не будет).

Кто и как будет собирать курортный сбор с 1 мая 2018 года? В каких регионах будет проходить эксперимент по введению сбора? Является ли курортный сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Вводная информация о курортном сборе

Введение в России курортного сбора – это эксперимент, который будет проводиться в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае. Об этом говорит само название федерального закона о введении курортного сбора от 29.07.2017 № 214-ФЗ –«О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Для удобства, в этой статье мы будем называть этот закон <О курортном сборе>.

Курортный сбор, по сути, является обязательным платежом, который физические лица должны будут уплачивать за каждый день пользования курортной инфраструктурой на территориях муниципальных образований, где проходит эксперимент.

Что такое курортная инфраструктура

Курортная инфраструктура – совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог (статья 2 Федерального закона <О курортном сборе>).

Организации и индивидуальные предприниматели, как субъекты бизнеса, плательщиками курортного сбора не являются. Сбор будет взиматься исключительно с физических лиц. Причем не только граждан РФ, а со всех «физиков» (вне зависимости от гражданства).

Кто является плательщиками сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сроки проведения эксперимента

Обозначенный эксперимент по взиманию курортного сбора будет проводиться по 31 декабря 2022 года. Взимать курортный сбор можно не ранее 1 мая 2018 года. Уплата сбора до этой даты не предусмотрена.

Кто будет взимать сбор

Заниматься взиманием с 1 мая 2018 года станут операторы курортного сбора. Ими станут юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Так, оператором курортного сбора станет, например, гостиница, расположенная в регионе, где проводится эксперимент. Она должна будет взимать с физических лиц курортный сбор и сдавать в уполномоченный орган (он пока не определен) соответствующую отчетность. Какова будет периодичность сдачи отчетности по курортному сбору? Она будет квартальная, месячная, годовая или ежедневная? Пока эти вопросы на уровне законодательства не урегулированы.

Уполномоченный орган будет обязан вести реестр операторов курортного сбора. В него могут попасть организации и ИП, размещающие отдыхающих на объектах размещения.

Объект размещения – это индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (ст. 3 Федерального закона <О курортном сборе>).

Размеры курортного сбора с 1 мая 2018 года

Размер курортного сбора не сможет превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей (ст. 5 Федерального закона <О курортном сборе>).

В настоящее время в перечисленных субъектах РФ предусмотрены следующие ставки курортного сбора:

  • Алтайский край – 30 рублей с человека в сутки (в 2018 году);
  • Республика Крым – 10 рублей (с 1 мая до 30 сентября) или 0 рублей (в остальное время);
  • Краснодарский край – 10 рублей с человека в сутки;
  • Ставропольский край – 50 рублей с человека в сутки.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, будет рассчитываться как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. (ст. 8 Федерального закона <О курортном сборе>).

Курортный сбор = Количество дней проживания x ставка курортного сбора

Приведем возможный пример расчета. Предположим, что семья их трех человек (муж, жена и несовершеннолетний ребенок) в июле 2018 года проживают в санатории Краснодарского края – 14 дней. Курортный сбор – 10 рублей с человека в сутки. Тогда за каждого взрослого члена семьи в качестве курортного сбора дополнительно к оплате за проживание потребуется заплатить 140 рублей (10 р. x 14 дн.). На семью за двоих взрослых членов семьи нужно будет внести 280 рублей (140 р. + 140 р.). За несовершеннолетнего ребенка платить курортный сбор не потребуется.

Заметим, что размер курортного сбора по закону субъектов РФ может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Таким образом, не исключено, что, например, в зимне-осенний период сбор взиматься вообще не будет. Также, возможно, что курортный сбор, допустим, за первые пять суток проживания будет максимальным, а потом будет поэтапно снижаться (например, со 100 до 20 рублей за день проживания). Все подобные вопросы предстоит определяют власти«экспериментальных» субъектов. И тут уже нужно анализировать их местные законы.

Оператор курортного сбора будет обязан произвести расчет курортного сбора. А при взимании сбора – выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

Кто освобожден от уплаты сбора

Статья 7 Федерального закона <О курортном сборе> предусматривает перечень лиц, который освобождены от уплаты курортного сбора. К льготным категориям относятся:

  1. лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  2. лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. инвалиды войны;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
  10. инвалиды I и II групп;
  11. лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  12. малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  13. лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
  14. больные туберкулезом;
  15. лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
  16. лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
  17. лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
  18. лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
  19. спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

Также субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготные категории. То есть, например, не исключено, что в том или ином регионе от уплаты курортного сбора могут быть освобождены, допустим, члены многодетных семей.

Куда пойдут деньги курортного сбора

Деньги курортного сбора будут поступать в бюджет региона, на территории которого проходит эксперимент. Регионы также смогут создавать свои фонды развития курортной инфраструктуры для того, чтобы распоряжаться собранными средствами и направлять их на финансирование работ по проектированию, строительству, ремонту и благоустройству курортной инфраструктуры. Для контроля за расходованием средств предлагается создать общественные советы.

Курортный сбор не будет взиматься с людей, проживающих в частном секторе, постановили депутаты по итогам второго чтения законопроекта. При этом затраты бюджета на администрирование могут превысить доходы от самого сбора. Госдума одобрила во втором, ключевом чтении законопроект правительства о пробном введении в четырех регионах России платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора), передает корреспондент РБК. Документ поддержали 309 парламентариев, 78 выступили против.

После первого чтения, вызвавшего немало разногласий, во втором чтении была временно снижена ставка курортного сбора, расширен список льготников и определены цели, на которые разрешено тратить средства, полученные от туристов.

Теневой сектор останется без присмотра

Одной из проблем при введении курортного сбора является его администрирование в частном секторе. Еще перед первым чтением профильный комитет Госдумы (по бюджету и налогам), а также Торгово-промышленная палата отмечали, что это поставит частников в преимущество перед легально работающими гостиницами. В ходе парламентских слушаний 10 июля, посвященных введению курортного сбора, глава думского комитета Андрей Макаров заявил, что теневой сектор обязан передавать курортный сбор в специально созданный фонд, а контролировать это должны совместными усилиями налоговая служба и местные органы самоуправления.

Однако спустя два дня на заседании комитета была принята поправка, исключающая действие закона на частный сектор, в котором, по словам Макарова, проживают две трети отдыхающих. «Ограничение вынужденное, оно связано со сложностью администрирования сбора», — признался глава комитета.

Коллега Макарова по комитету, депутат Дмитрий Юрков, полагает, что эксперимент может оказаться провальным. «Думаю, что затраты на администрирование будут больше, чем сам сбор», — сказал он РБК. В Федеральной налоговой службе (ФНС) не смогли оценить предварительные расходы бюджета на администрирование курортного сбора. В пресс-службе Минфина РБК ответили, что оценить расходы можно будет только после первого года эксперимента.

Директор ялтинского отеля «Бристоль» Вячеслав Курашин в беседе с РБК назвал несправедливым решение Госдумы. Он заявил, что отельеров решили «схватить за горло», а частным сектором «не заниматься». «Мы сертифицированы, мы держим персонал, платим заработную плату, платим налоги, а у них [в частном секторе] крутятся большие суммы. А как они там своих тараканов травят, чем они кормят постояльцев, никто не знает», — отметил Курашин.

Двойное снижение ставки

Максимальный размер курортного сбора было решено оставить на уровне 100 руб., но в 2018 году (первый год эксперимента) понизить в два раза, до 50 руб. Это предложение также было озвучено Макаровым на парламентских слушаниях.

В новой редакции проекта говорится, что пилотные регионы (Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края) смогут взимать данную сумму с приезжих за каждый день фактического проживания в объекте размещения, за исключением дня заезда. В зависимости от сезона, продолжительности пребывания на курорте, значения и местонахождения курорта величину сбора разрешено снижать до нуля.
В ходе слушаний многие депутаты, в частности глава комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, высказали опасения, что само по себе введение нового сбора оттолкнет отдыхающих. По словам законодателей, стоимость отдыха на российских курортах уже выше, чем в популярных среди россиян странах, а новый налог может создать «лишнее напряжение». Кроме того, ряд депутатов, а также председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков предлагали сделать сбор разовым, а не посуточным. По словам Андрея Макарова, заставить людей, приехавших на разные сроки, платить одну и ту же сумму, было бы несправедливым.

Поправками был также расширен список граждан, которые смогут не платить данный сбор. По инициативе профильного комитета из числа плательщиков были исключены граждане младше 18 лет. Расширить категории льготников еще больше смогут муниципалитеты регионов-участников.

Проблемы командированных

Во время первого чтения законопроекта еще одним спорным вопросом сбора стало то, что под его действие подпадут не только туристы, но и командированные, а также спортсмены, которые тренируются на спортивных базах в Сочи и Лазаревском. Счетная палата предупреждала, что курортный сбор за граждан, прибывших в служебную командировку, платит работодатель, из-за чего вырастет нагрузка на организации, в том числе бюджетные. Из слов Макарова на заседании комитета по бюджету и налогам следовало, что эту категорию граждан из числа плательщиков сбора решили не исключать, так как они будут пользоваться объектами курортной инфраструктуры наравне со всеми.

Ремонт дорог не за счет туристовСогласно законопроекту, курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент. Новые поправки предполагают, что в первый год эксперимента не менее 70% сбора будут зачисляться в муниципалитеты, другие 30% — в бюджеты регионов. В последующие годы все средства будут направляться в бюджет того муниципалитета, на территории которого взимается сбор.

Средства от курортного сбора региональные власти смогут направить только на развитие курортных объектов. На эти цели в каждом регионе будет создан Фонд развития курортной инфраструктуры , являющийся частью средств бюджета субъекта.

Тратить деньги на водоснабжение, ливневую канализацию, ремонт дорог, очистных сооружений и другие нужды муниципалитетов не разрешается. «Дорогостоящие проекты надо включать в ФАИП, поскольку курортного сбора на их финансирование все равно не хватит», — говорил на заседании комитета Макаров.

Решение об участии в эксперименте муниципалитеты принимают сами. Принуждать их к этому регионы — участники эксперимента не смогут, следует из поправок.

Поправки также выводят курортный сбор из вопросов межбюджетных отношений. «Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов», — говорится в документе.

Взимание регионами курортного сбора начнется не ранее 1 мая 2018 года. Все необходимые документы на местах должны быть приняты к 1 декабря 2017 года. Эксперимент продлится до 31 декабря 2022 года. Третье чтение законопроекта запланировано на 19 июля.

Курортный сбор будут взимать с 1 мая 2018 года. Законопроект сегодня принят Госдумой во втором чтении. Шансы, что он быстро пройдет третье чтение (назначено на 19 июля), затем Совет Федерации и получит визу Президента очень велики, практически стопроцентные.

«Клерк» предлагает вам ознакомиться с этим любопытным документом.

Курортный сбор предложил Президент

В августе прошлого года идею о курортном сборе , а в сентябре уже дал поручение Правительству РФ подготовить в срок до 1 марта 2017 года. Правительство, как обычно, в срок не уложилось и представило проект только в конце апреля. Документ получился сырой, однако был принят в первом чтении Госдумой, хотя все понимали, что его придется серьезно дорабатывать.

Что же получилось в результате этой доработки? А ничего хорошего не получилось. И дело даже не в самом факте появления курортного сбора, а в том, как предлагается его устанавливать и администрировать.

Где будут экспериментировать с курортным сбором

Эксперимент (именно так сейчас называется введение сбора) будет проводится в четырех субъектах страны - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Вводиться на территории субъекта курортный сбор будет региональным законом и такие законы должны быть опубликованы до 1 декабря 2017 года (что будет, если не опубликуют, непонятно). Взиматься сбор будет с 1 мая 2018 года.

Однако окончательное решение о введении курортного сбора принимается на уровне муниципального образования. Главы муниципалитетов представляют в региональные исполнительные органы заявки на включение территории образования в территорию эксперимента или об исключении её.

Размер курортного сбора

Размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления устанавливаются на уровне региона, но могут дифференцироваться в зависимости от места нахождения территорий муниципальных образований, а также сезона и срока пребывания туриста в месте размещения. Федеральным законом устанавливается потолок сбора - 100 рублей (в 2018 году - 50 рублей). За день заезда в объект размещения сбор взиматься не будет.

Льготы по курортному сбору

Федеральным же законом установлен список льготников, с которых сбор не взимается. Кроме стандартного списка (ветеранов, инвалидов и т.п.) в списке значатся:
  • несовершеннолетние;
  • малоимущие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства;
  • сопровождающие инвалидов 1 группы и детей-инвалидов;
  • обучающиеся по очной форме в учебных заведениях, расположенных на территории эксперимента (заочники, приехавшие на сессию, вероятно, туристы и приехали погулять);
  • лица, проживающие или имеющие собственность на территории эксперимента;
  • лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта и др.
Приведенный список льготников уже вызывает вопросы. Например, платят ли жители города Краснодара сбор в соседнем городе Горячий Ключ, если и там и там будет введен сбор? Ведь согласно букве закона, они проживают на территории эксперимента. Что должны предъявить малоимущие в объекте размещения для получения льготы? А собственники помещений? И ведь список льготников может быть еще расширен региональными законами.

Как и кто будет собирать курортный сбор

Сборщиками денег с туристов (к которым приравнены вообще все проживающие в гостиницах) назначены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и услуги по временному размещению (в том числе и в квартирах). В законе они изящно названы операторами курортного сбора. Тут, конечно, появляется сразу учет и отчетность - реестр операторов и порядок его ведения утверждается исполнительными органами на региональном уровне. Региональным же уполномоченным органом утверждается отчет операторов (т.е. он может быть разным по субъектам).

Взиматься курортный сбор может в любой день пребывания в гостинице, но не позднее дня выезда. Перечислять его в бюджет (региональный) надо будет по истечении срока фактического проживания туриста, при этом точный срок федеральным законом не установлен, его устанавливают на уровне субъекта РФ.

Среди обязанностей операторов курортного сбора значится выдача проживающим документа о том, что сбор был уплачен. О том, что это за документ, кто его утверждает и что там должно быть указано, в законе нет ни слова. Более того, в перечне разделения полномочий органов власти, утверждение такого документа не значится. Поскольку это не расчеты за товары, работы или услуги, ККТ не применяется, также, как и БСО. Можно ли применять просто приходный кассовый ордер? Вопрос открытый. Да и у ИП нет обязанности соблюдать порядок кассовых операций.

Еще одна загадка, связанная с оплатой сбора - при невозможности взимания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора, оператор обязан в порядке и в срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания и сумме курортного сбора, подлежащей уплате в орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора. Ну вот уведомил он, а дальше что? Этот орган будет подавать иск в суд из-за 1000 рублей? Каков механизм взыскания с неплательщика?

На что пойдет курортный сбор

На что же пойдут собранные деньги? На курортную инфраструктуру - объекты лечебно-оздоровительного социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Законом запрещено тратить деньги на ремонт дорог и коммунальную инфраструктуру.

Распределять деньги между муниципалитетами будут путем межбюджетных трансферов с использованием средств Фонда развития курортной инфраструктуры (это не организация, а часть средств бюджета субъекта). Контролировать процесс расходования денег будут общественные советы, которые будут создаваться при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

Выводы по курортному сбору

Итого, что мы получаем в результате принятия этого закона:

1. Сбор, который непонятно почему взимается не в рамках Налогового кодекса, хотя имеет все признаки налогового сбора.

2. Появление новых отчетов и учетов у организаций и ИП, при этом совершенно не урегулированных федеральным законом, т.е. полностью отданным на откуп регионам. Даже сроки перечисления сбора в бюджет не установлены.

3. Плохо прописанный порядок администрирования в принципе. Не определены точно органы контроля за сбором, механизм взыскания с неплательщиков и пр. Зато в законопроекте много написано про бесконечную отчетность между госорганами - муниципалы региональным властям, региональные федеральным. Растет документооборот и, соответственно, количество чиновников.

4. На владельцев объектов возмещения возложена обязанность предоставлять льготы, но порядок их подтвереждения остается непонятным. В законе только указано, что проживающий должен предъявить оригинал документа или его заверенную должным образом копию. Т.е. оценка предъявленного документа с точки зрения права не платить сбор, дана оператору. Если он признает, что не та бумажка предъявлена, придется платить сбор? И опять происходит сбор персональных данных граждан, которые явно будут фигурировать в отчетности. Иначе как доказать, почему с такого-то проживающего не взяли сбор?

5. Из-под действия закона выведены физлица, не зарегистрированные как ИП. В курортных местах огромное количество граждан сдает летом свои квартиры для туристов. Можно прогнозировать, что частников станет больше - многие ИП перестанут быть таковыми, просто чтобы не связываться с лишними отчетами и контролерами.

В целом, стоит признать, что попытка написать понятный и работоспособный закон провалилась полностью. Но указание было дано, поэтому примут его в любом виде. А потом будут вносить десятки поправок. Принтер работает без остановки…