Вначале немного о законодательной базе.
Общий порядок, регулирующий экспортные операции, установлен Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Порядок уплаты НДС при экспорте или импорты между странами, являющимися членами Таможенного союза (далее – ТС) регулируют:
Участниками Таможенного союза (ТС) объединившимися в единую таможенную территорию являются три страны:
При реализации товаров внутри Таможенного союза действует особый порядок, регулируемый вышеуказанными законодательными актами.
Согласно ст.2 Соглашения ТС, при реализации товаров внутри ТС, при условии документального подтверждения, применяется нулевая ставка НДС.
Общие правила применения нулевой ставки НДС при экспорте в рамках ТС
Как происходит сама процедура экспорта, рассмотрим на примере.
При отгрузке товаров в республику Беларусь или Казахстан, составляется товарная накладная и счет-фактура, с указанием ставки НДС 0%. Ставить отметку на этих документах в налоговой инспекции не требуется. Однако, по вашей просьбе они могут поставить отметку.
Если ранее, НДС по отгружаемому товару, вы поставили к зачету, его необходимо восстановить. Сумму НДС вы сможете принять к вычету, либо предъявить НДС к возмещению
только после того, как подтвердите факт экспорта.
Пакет документов следует собрать не позднее 180 календарных дней с момента отгрузки. Датой отгрузки считается дата составления документа для покупателя или перевозчика.
Вам понадобится собрать следующие документы:
Ранее в перечне требуемых документов числилась банковская выписка. С 01.10.2011, в связи с поправками, внесенными в НК, предоставлять банковскую выписку не требуется.
По данной операции заполняется раздел 4 или 6 декларации по НДС. При заполнении, следует указать код экспортной операции:
Заполните налоговую декларацию по НДС. Данные по экспорту занесите в раздел 4 декларации. Декларация составляется за квартал, в котором был собран пакет документов.
Заполнение раздела 4 декларации по НДС
В графе 1 укажите коды операций, согласно Приложению №1 к Порядку заполнения декларации по НДС:
В графе 2 укажите налоговую базу за налоговый период, за которую составляете декларацию.
В графе 3 отразите сумму налоговых вычетов по реализации товаров, которые включают в себя:
В графе 4 укажите сумму налога, по которой не собрали раньше пакет документов и включили в предыдущих налоговых периодах в графу 3 раздела 6 декларации.
В графе 5 укажите сумму налога, которую раньше приняли к вычету, но документы собрать, для подтверждения нулевой ставки НДС, не успели. Ранее эту суммы вы включили в графу 4 раздела 6 декларации. Теперь эту сумму вы должны уплатить в бюджет.
В строке 10 сложите значения граф 3 и 4, и уменьшите его на сумму графы 5, вы должны получить сумму налога, которую можете принять к вычету за данный налоговый период.
Заполняйте только те графы, по которым у вас были соответствующие операции.
Теперь, декларацию с пакетом документов сдайте в налоговую инспекцию. Предварительно в специальной программе, которую можно найти на сайте налогового органа, отразите все данные по экспортной операции и на магнитном носителе передайте в свою инспекцию вместе с остальными документами. Заявление распечатайте в четырех экземплярах, три экземпляра налоговая инспекция вам вернет со своей отметкой, по окончании проверки.
Итак, в налоговую инспекцию отнесите следующие документы:
После проверки, налоговая инспекция вам возвращает со своими отметками 3 экземпляра Заявления о ввозе – 1 экземпляр оставляете себе, 2 передаете иностранному контрагенту.
Раздел 5 декларации заполняется тогда, если в предыдущих налоговых периодах документы для подтверждения нулевой справки:
Но право на применение вычета возникло у вас только в этом периоде. Поэтому пятый раздел заполняете только в том случае, если у вас появились основания для вычетов.
Такое происходит в следующих случаях:
Раздел 6 заполняйте, если не собрали пакет документов. Вам следует составить уточненную декларацию по НДС за тот период (квартал), в котором был отгружен товар покупателю.
Исчислите сумму НДС на дату отгрузки со стоимости отгруженного товара, по соответствующей ставке 10 или 18 процентов, в зависимости от того, по какой ставке облагается товар.
Если в следующих налоговых периодах вы соберете все подтверждающие документы, то заполните декларацию за тот период, в котором собрали полный пакет, и внесите данные в четвертый раздел декларации, по указанной ранее методике.
А сейчас заполняйте шестой раздел следующим образом:
Все остальные графы заполните согласно каждому коду, по которым у вас были операции.
Итак, мы рассмотрели общий порядок налогового учета НДС, документы, которые необходимо собрать для подтверждения правомерности применения НДС по ставке 0%, а также рассмотрели порядок заполнения декларации по НДС в разных случаях.
Мы рассказывали в наших консультациях. В этом материале расскажем о порядке восстановления НДС по экспортным операциям.
Порядок принятия НДС к вычету или его восстановления зависит от вида экспортируемых товаров.
Для этих целей выделяют сырьевые и несырьевые товары.
Соответственно, иные товары являются несырьевыми.
В случае экспорта сырьевых товаров входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным при экспорте, принимается к вычету в том квартале, в котором собран пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 165 НК РФ . Тем самым подтверждается обоснованность ставки НДС 0%.
Если же сырьевые товары планировались реализовывать на внутреннем рынке и НДС по товарам (работам, услугам), связанным с экспортом сырьевых товаров, был принят к вычету в общем порядке в момент принятия таких товаров (работ, услуг) на учет, на дату экспортной отгрузки НДС по ним придется восстановить (п. 3 ст. 172 НК РФ , Письмо Минфина от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).
Восстановленный НДС можно будет принять к вычету в том квартале, в котором будут собраны документы, подтверждающие ставку 0%, или по истечении 180 календарных дней после отгрузки, если ставка 0% не была подтверждена в отведенное время, в зависимости от того, что произойдет раньше.
При экспорте несырьевых товаров вопрос восстановления НДС по товарам (работам, услугам), использованным в экспорте, решается в зависимости от того, когда такие товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ).
Вариант 1. Товары (работы, услуги), связанные с экспортом несырьевых товаров, были приняты на учет до 01.07.2016, и НДС по ним был принят к вычету в момент принятия к учету, поскольку предполагалась продажа товаров на внутреннем рынке.
В этом случае при экспорте несырьевых товаров НДС нужно будет восстановить на дату экспортной отгрузки, как и в случае с сырьевыми товарами. И принять к вычету восстановленный НДС можно будет в порядке, описанном выше для сырьевых товаров.
Естественно, если НДС по таким товарам до момента экспорта к вычету не принимался, сделать это можно будет на момент подтверждения ставки 0% или по прошествии 180 календарных дней, если экспорт окажется неподтвержденным.
Вариант 2. Товары (работы, услуги), используемые в экспорте несырьевых товаров, были приняты на учет 01.07.2016 или позже.
Тогда НДС по ним принимается к вычету в общем порядке - на момент принятия к учету - и независимо от того, будут товары экспортироваться или реализовываться на внутреннем рынке. НДС в таком случае восстановлению не подлежит (
Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.
Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.
В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:
Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.
Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:
В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.
С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.
Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.
Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:
При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.
При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.
Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:
Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.
Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:
Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.
Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.
В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:
В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.
Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.
Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.
Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.
Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.
В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.
Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:
"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".
Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:
"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".
В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.
Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.
Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.
Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.
Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .
Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).
Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.
Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.
Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.
Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.
Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .
Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.
Примеры по рассмотренной теме
ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.
Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.
ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.
В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.
ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.
Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.
Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.
ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация
Обязательна ли нулевая ставка при экспорте товаров?
Согласно действующему налоговому законодательству нулевая ставка НДС обязательна. То есть организация не вправе отказаться от ее применения при экспорте товаров в ЕАЭС и иные страны. Но возможно, скоро нулевую ставку экспортеры смогут применять по желанию. 7 апреля 2017 года Госдумой в первом чтении приняты поправки в статьи 164 и 165 НК РФ (Законопроект № 113663-7).
Если изменения все же примут, при экспорте товаров и выполнении некоторых работ (услуг), поименованных в статье 164 НК РФ, компания сможет отказаться от ставки 0%. При этом начислять НДС нужно будет в обычном порядке по ставкам 10, либо 18%. Для отказа необходимо представить в ИФНС по месту учета заявление. Сделать это нужно не позднее 1-го числа квартала, с которого экспортер намерен отказаться от ставки 0%. Следим за новостями.
Документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС представляются в ИФНС одновременно с налоговой декларацией в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров покупателю из ЕАЭС (п. 5 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров, Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС, подписан в г. Астане 29.05.2014).
Отгружаем товар на экспорт в Казахстан (страна ЕАЭС). Нужно ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС?
Если на экспорт отгружается несырьевой товар, принятый к учету после 1 июля 2016г., НДС восстанавливать не нужно. Налоговый вычет в данном случае заявляется в общем порядке в Разделе 3 налоговой декларации по НДС. То есть в периоде принятия товара к учету, или в следующих периодах в пределах 3х лет с даты принятия товара к учету (п. 1.1. ст. 172 НК РФ). В Разделе 4 НДС-декларации за период подтверждения экспорта этот вычет не отражается. Если на экспорт отгружается несырьевой товар, принятый к учету до 1 июля 2016г., то ранее принятый к вычету НДС нужно восстановить в периоде отгрузки товара на экспорт. А затем заявить вычет в периоде подтверждения экспорта в Разделе 4 (п. 3 ст. 172 НК РФ).
Если на экспорт отгружается сырьевой товар, принятый к учету как до, так и после 1 июля 2016г, то заявленный к вычету НДС нужно восстановить в периоде отгрузки и отразить в Разделе 3 НДС-декларации. Принять к вычету этот налог необходимо в периоде подтверждения экспорта, отразив в Разделе 4 (п. 3 ст. 172 НК РФ).
Какие товары относятся к сырьевым - см. пункт 10 статьи 165 НК РФ. Перечень сырьевых товаров Правительством пока не утвержден, но можно воспользоваться Проектом, размещенным в сети Интернет http://regulation.gov.ru/p/50842.
Пример восстановление НДС при экспорте сырьевого товара
Организация ООО «Ромашка» 30 марта 2017 г. приобрела партию сырьевого товара для реализации на внутреннем рынке на сумму 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18 000 руб.). НДС был заявлен к вычету. Однако, 30 апреля 2017 г. товар был отгружен на экспорт в Казахстан. Цена по контракту 3000 $. Право собственности на товар по договору переходит к покупателю на дату отгрузки. Экспорт документально подтвержден в течение 180 дней с даты отгрузки.
Дата операции | Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 квартал 2017 года | |||||
30.03.2017 | Товар принят к учету | 41 | 60 | 100 000 | |
30.03.2017 | Выделен входной НДС | 19 | 60 | 18 000 | |
30.03.2017 | НДС принят к вычету | 68 | 19 | 18 000 | Счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге покупок 1 квартала. Код вида операции «01». Налоговый вычет отражен по строке 120 Раздела 3 НДС-декларации за 1 квартал 2017г. |
2 квартал 2017 года | |||||
30.04.2017 | Отражена реализация товара | 62 | 90 | 170 951 | Налоговая база для НДС определяется по курсу Банка России на дату отгрузки (3000$*56,9838). В течение 5-ти календарных дней с даты отгрузки товара выписывается счет-фактура со ставкой НДС 0%, но в книге продаж не регистрируется. |
30.04.2017 | 90 | 41 | 100 000 | ||
З0.04.2017 | Восстановлен НДС | 19 | 68 | 18 000 | Счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге продаж 2 квартала. Код вида операции «21» Сумма налога отражена по строке 100 Раздела 3 НДС-декларации за 2 квартал 2017г. |
Собран пакет документов, подтверждающих ставку 0% | |||||
30.09.2017 | Подтверждена нулевая ставка НДС | Счет-фактура со ставкой 0%, выписанный при отгрузке товара, регистрируется в книге продаж 3 квартала 2017г. Код вида операции «01». Налоговая база отражается по строке 020 Раздела 4 НДС-декларации за 3 квартал | |||
30.09.2017 | Заявлен налоговый вычет | 68 | 19 | 18 000 | Счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге покупок 3 квартала 2017г. Код вида операции «25». Налоговый вычет отражен по строке 030 Раздела 4 НДС-декларации за 3 квартал 2017г. |
Как определить налоговую базу по НДС и налогу на прибыль при экспорте, если товар оплачивается авансом в иностранной валюте? Как заполнить декларацию по НДС? Отражение в бухгалтерском и налоговом учете?
Налоговая база для целей исчисления НДС определяется по курсу Банка России на дату отгрузки, независимо от того оплачен товар авансом или нет (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо ФНС России от 03.10.2012 № ЕД-4-3/16657@). Датой отгрузки считается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика товаров, вне зависимости от перехода права собственности на товар по договору (письмо ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21217@). Для исчисления налога на прибыль порядок отличается.
Выручка от реализации товара в части, приходящейся на аванс, определяется по официальному курсу Банка России на дату получения аванса (ст. 316 НК РФ). В неоплаченной части выручка пересчитывается на дату реализации. Важно заметить, что дата реализации может отличаться от даты отгрузки. Поскольку реализацией товара признается переход права собственности на товар к покупателю по договору. Аналогично признается доход в бухгалтерском учете (ПБУ 3/2006).
Пример отражения экспорта несырьевых товаров
Организация ООО «Ромашка» заключила договор с покупателем из Белоруссии на поставку несырьевого товара на сумму 3000 $. 10 марта 2017 г. от покупателя получен аванс в размере 1500$. 20 марта 2017г. приобретен и принят к учету необходимый товар на сумму 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18 000 руб.). Товар отгружен покупателю 25 марта 2017г., окончательный расчет произведен 15 апреля 2017г. Право собственности на товар по договору переходит на дату отгрузки. Экспорт документально подтвержден в течение 180 дней с даты отгрузки.
Пакет документов для подтверждения ставки 0 НДС не собран в установленный срок. Как рассчитать налог и заполнить декларацию по НДС?
Если полный пакет подтверждающих документов не собран в течение 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, либо с даты отгрузки (при экспорте в страны ЕАЭС), налоговая база определяется на дату отгрузки товара (пп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ).
Перечень документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0 % при экспорте в страны ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения) перечислен в п. 4 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС, подписан в г. Астане 29.05.2014).
Перечень документов, необходимых для подтверждения ставки 0% при экспорте в иные страны, перечислен в пункте 1 статьи 165 НК РФ.
Порядок заявления налоговых вычетов по неподтвержденному экспорту с 1 июля 2016 года зависит от того, какие именно товары отгружаются на экспорт - сырьевые или несырьевые. Если на экспорт был отгружен несырьвой товар, принятый к учету после 1 июля 2016 года, то вычет заявляется в общем порядке при принятии товара к учету в Разделе 3. Последующее документальное подтверждение/неподтверждение экспорта на этот вычет влияния не оказывает.
Если же на экспорт отгружался сырьевой товар или несырьевой, принятый к учету до 1 июля 2016г., то вычет входного НДС производится на момент определения налоговой базы (п. 3 ст. 172 НК РФ).
Неподтвержденный экспорт, а также соответствующие налоговые вычеты отражаются в Разделе 6 уточненной декларации по НДС за период отгрузки.
Пример отражения экспорта несырьевых товаров, если документы собраны не в срок
Организация ООО «Ромашка» заключила договор с покупателем из Польши на поставку сырьевого товара на сумму 3000 $. 20 марта 2017г. приобретен и принят к учету необходимый товар на сумму 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18 000 руб.). Товар помещен под процедуру экспорта 21 марта, а отгружен покупателю 25 марта 2017г. Право собственности на товар по договору переходит на дату отгрузки. Экспорт документально не подтвержден в течение 180 дней. На 181 день начислены НДС и пени.
Бухгалтерские записи, отражение в книгах покупок и продаж, в НДС-декларации:
Дата операции | Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 квартал 2017 года | |||||
20.03.2017 | Товар принят к учету | 41 | 60 | 100 000 | |
20.03.2017 | Выделен входной НДС | 19 | 60 | 18 000 | |
25.03.2017 | Отражена реализация товара | 62 | 90 | 172 274 | В течение 5-ти календарных дней с даты отгрузки товара выписывается счет-фактура со ставкой НДС 0%, но в книге продаж не регистрируется. 3000$*57,4247 |
25.03.2017 | Списана себестоимость товара | 90 | 41 | 100 000 | |
На 181-й календарный день не собран пакет документов, подтверждающих ставку 0% | |||||
|
Начислен НДС по ставке 18% * Если организация уверена, что не сможет собрать пакет документов, то НДС относится на прочие расходы |
68.НЭ | 68 | 31 009 | Необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре со ставкой 18% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж за период отгрузки товара. Код вида операции «01». Налоговая база отражается по строке 020, а сумма налога по строке 030 Раздела 6 уточненной декларации за 1 квартал 2017г. |
|
Заявлен налоговый вычет | 68 | 19 | 18 000 | Счет-фактура поставщика зарегистрирован в дополнительном листе книги покупок за период отгрузки товара. Код вида операции «01». Вычет отражен по строке 040 Раздела 6 уточненной НДС-декларации за 1 квартал 2017г. |
|
Начислены пени | 99 | 68 |
Как поступить, если по истечении 180 календарных дней пакет документов все же собран? В течение какого срока можно заявить налоговый вычет НДС, относящегося к экспортной поставке?
Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или импортных товаров.
В письме ФНС России от 13 апреля 2016 г. № СД-4- 3/6497@ сформирована позиция по применению пункта 1.1. статьи 172 НК РФ в случае экспорта товаров. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 19 мая 2009 г. № 17473/08 сделан вывод, что по правилам НК РФ понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления экспортных операций, налогоплательщик вправе заявить к вычету на момент определения налоговой базы, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. С учетом изложенного, положение пункта 1.1 статьи 172 НК РФ о вычете НДС в течение трех лет после принятия товаров на учет не изменяет порядок принятия к вычету сумм экспортного НДС.
Указанное относится к вычетам по сырьевым товарам и несырьевым товарам, принятым к учету до 1 июля 2016 года, и использованным в экспортных операциях. Поскольку с 1 июля 2016 года вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся к несырьевому экспорту принимается на общих основаниях и 3 года считаются по общему правилу.
При этом, не зависимо от того, какие товары отгружаются на экспорт (сырьевые или несырьевые) вычет суммы налога, исчисленной экспортером на 181-й календарный день при отсутствии подтверждающих документов, в дальнейшем производится на дату, соответствующую моменту последующего подтверждения НДС по ставке 0% (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).
Продолжение примера
Организация ООО «Ромашка» все же собрала полный пакет документов для подтверждения ставки 0% в 4 квартале 2017г.
При экспортных операциях товары, которые вывозятся из России, облагаются по . Но лишь в том случае, если представлен весь пакет регламентированных документов. Если пройдет 180 дней после совершения экспортной операции, а фирма не отчитается перед налоговой инспекцией и не представит ей подтверждающие бумаги, придется заплатить налог (и даже пени) по обычным ставкам.
Последний день отчетного квартала, в котором был сформирован весь пакет документов, предназначенный для получения льготной нулевой ставки по НДС является моментом определения базы по налогу. Также НДС признают в день отгрузки товаров, если за 180 дней бумаги не были собраны.
Что касается вычетов, на которые организация имеет право уменьшить налог даже при нулевой ставке (получить его впоследствии к ), то порядок их заявления происходит как описано выше — в моменты установления налоговой базы.
Следует иметь ввиду: если в течение 180 дней документы были собраны и представлены в ИФНС вместе с отчетом, но в них были обнаружены нарушения и неточности, налоговая доначислит налог к уплате.
«Прага» приобрела товары для экспортной перепродажи на сумму 527 450 руб. (НДС 80 458 руб.). Через несколько дней, после получения оплаты, они были реализованы на экспорт в сумме 16 145 у.е. Документы были собраны в срок и представлены вместе с .
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
Поступили товары для перепродажи | 446 992 | Товарная накладная | ||
Учтен входной НДС | 80 458 | Товарная накладная | ||
Поступили деньги от покупателя по курсу ,82 руб./у.е. | 852 878,9 | Выписка банка | ||
Отражена выручка | 852 878,9 | |||
Начислен НДС по реализации по ставке 0% | 0,00 | Товарная накладная, счет-фактура, таможенная декларация, транспортная накладная | ||
Списана себестоимость товаров | 446 992 | Акт списания материалов | ||