Ст 439 гпк рф судебная практика

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

В данной статье подробно рассказывается что такое ст 199 ч 1 УК РФ, и все что об этом надо знать. Налоговым правонарушениям посвящается сразу несколько статей УК РФ.

Главные понятия, каике встречаются в ст. 199 УК РФ, касаются не исполнения налоговым агентом собственных обязательств.

Если рассматривать НК РФ, то агентом по налогам признается то лицо, какое обязано исчислять, удерживать с плательщика налогов и передавать в бюджет государства некоторые виды налогов.

В данной ситуации с агентом по налогам совершенно не касается взятия налогов из его собственной прибыли, а только об изъятии им самим налогов с прочих лиц. В обязательства налогового агента входит точный расчет, удержание и передача определенной суммы средств с плательщика налогов в бюджет.

Обязанности, а также права субъекта

Для агентов по налогам предусмотрены такие же права, как и для самого простого плательщика налогов, когда другое не предусматриваться законом по налогам. На зависимо от того, показывается ли на плательщика налогов, агент по налогам обладает такими обязательствами:

  • Верно и своевременно рассчитывать, удерживать и отправлять в бюджет средства с налогов.
  • В ситуации, когда нет возможности взимать налог, информировать о таком действии в органы по налогам в качестве письма.
  • По-всякому плательщик налогов вести весьма четкий учет абсолютно всей прибыли и высчитанных налогов.
  • Передавать в службу по налогам документы, какие нужны для контроля над высчитыванием, удержанием, а также передачей налогов в бюджет.
  • Сохранять все важные документы по налогам 4 года.
Кто показывается субъектом?
  • Зачастую агентом по налогам показывается работодатель, какой удерживает с зарплаты, какая выдается сотрудникам, НДФЛ. Все-таки вероятны и прочие вариации.
  • Если речь заходит об НДС, агентами будут показываться компании, какие приобретают услуги и товару у плательщиков налогов иностранцев, какие не состоят на налоговом учете в РФ.
  • Также за держание НДС буду ответственны арендаторы имущества государств либо муниципалитета.

Объективная сторона

Объективная сторона злодеяния будет состоять в большом размере, хотя бы одного из указанных в законодательстве деяний:

  • Не исполнение обязанностей по исчислению налогов.
  • Не исполнение обязательств по удержанию налогов.
  • Не исполнение обязательств по передаче налогов в систему бюджета РФ.

Конечно же, что не исполнение обязательств по исчислению, удержанию налогов, будет нести за собой наказание. Также, уголовно наказуемым будет деяние, когда не выполнены обязанности агента, связанные с передачей налогов в бюджет государства.

Злодеяние будет считаться оконченным в тот момент, когда произойдет не перечисление агентом по налогам определенной суммы налогов, какие он обязан высчитывать, удерживать, а также передаваться в систему бюджетного типа государства.

Не исполнение обязательств

"Если агент по налогам не будет исполнять собственные обязанности, а размер не полученных налогов будет признаваться большим либо весьма большим, к нему будет применяться ст. 191 УК РФ. Не исполнение инструкций агента по налогам имеет собственный состав правонарушений.

Состав

Представленное злодеяние будет направлено на интересы РФ в области финансов. Объективная сторона состоит из пренебрежение всякого из указанных обязанностей по закону:

  • Не начисление либо не верное исчисление налога.
  • Неудержание конкретного налога.
  • Не передача налога в бюджет.

Необходимо знать:

Умысел в конкретной ситуации будет прямой. Когда на лицо корыстные мотивы правонарушителя, будет идти разговор о хищении чужого имущества.

  • Субъектом представленного правонарушения показываются не только физические лица, какие были зарегистрированы в виде ИП, но также и е, кто занимает в той или иной компании высокопоставленные должности.
  • Если размер налогов будет особо крупным, в такой ситуации состав правонарушения будет квалифицированным.

Наказные

Самым строгим наказаний за неисполнение обязательств агента по налогам в большом размере - заключение в тюрьму до 2 лет, какое будет дополнено запретом на работу и деятельности до 3 лет. При неисполнении инструкций агента по налогам в весьма большом объеме. Срок в тюрьме может быть 6 лет и также быть добавлен запрет.

Все же, очень часто правонарушителя попросту предписываться штраф или же принудительные работы.

Очень часто правонарушитель, какой первый раз нарушил закон, совершенно полностью освобождают от ответственности уголовного характера. Для этого он обязан полностью раскаяться, а также компенсировать всю сумму налогов.

Лицо, какое в первый раз содеяло такое правонарушение, предусматривается ст. 199 УК РФ, будет освобождено от ответственности уголовного типа, когда показанное лицо или же компания, какие уклонялись от выплаты налогов и сборов с какой вменяется в вину, совершенно целиком выплачены все недоимки и пени, а также и штраф, какой будет определен уже налоговым кодексом.

В этой статье вы узнали, что такое ст 199 ч 1 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 439. Прекращение исполнительного производства. 1. Исполнительное производство прекращается судом в случае, если:

1) взыскатель отказался от взыскания или от получения предметов, изъятых у должника при исполнении судебного постановления о передаче их взыскателю;
2) взыскатель и должник заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
3) после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, либо объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объявленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица;
4) имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований взыскателя;
5) для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности;
6) судебное постановление или акт иного органа, на основании которых выдан исполнительный документ, отменены.
2. При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения применяются правила, предусмотренные статьей 173 настоящего Кодекса.
3. При наличии оснований для прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо государственный или иной орган, выдавшие этот документ. Все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.
Комментарий к статье 439
1. Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков: оно производится только по основаниям, указанным в ст. 439 ГПК РФ и ст. 23 ФЗИП; указанный перечень расширительному толкованию не подлежит; решение о прекращении исполнительного производства принимает только соответствующий суд; после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев отмены в судебном порядке определения о прекращении исполнительного производства. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по своим правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском процессе (ст. 220 ГПК РФ).
Основания прекращения исполнительного производства сводятся к следующим:
2. Взыскатель отказался от взыскания или от получения предметов, изъятых у должника при исполнении судебного постановления о передаче их взыскателю (п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ). Здесь объединены основания для прекращения производства по делу, указанные в п. п. 1 и 7 ст. 23 ФЗИП. Поскольку в данном пункте речь идет о принятии судом отказа взыскателя от взыскания, суд в случае подачи такого заявления должен проверить, не нарушаются ли тем самым права других лиц и не противоречит ли отказ закону. Порядок совершения такого процессуального действия, как отказ от иска (аналог отказа взыскателя от взыскания), такой же - согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ отказ истца от иска контролируется судом.
В случае отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, имеется в виду отказ от получения предметов по судебному акту, которым должник обязан передать взыскателю индивидуально определенные вещи. Кроме того, в этом случае наступают последствия, указанные в п. 3 ст. 83 ФЗИП.
3. Взыскатель и должник заключили мировое соглашение, которое утверждено судом (п. 2 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ и п. 2 ст. 23 ФЗИП). Поскольку суд утверждает мировое соглашение, оно рассматривается судом общей юрисдикции по общим правилам гражданского судопроизводства (ст. ст. 39 и 173 ГПК). Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не утверждает мирового соглашения, если оно противоречит законам и иным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц. В таком случае стороны исполнительного производства могут представить на утверждение суда новый вариант мирового соглашения.
Оно представляет собой договор сторон о прекращении исполнительного производства на определенных, согласованных ими условиях. Стороны могут обратиться в суд с проектом мирового соглашения самостоятельно либо через судебного пристава-исполнителя. Мировое соглашение, заключенное на стадии исполнительного производства, отменяет фактически тем самым все ранее принятые судебные акты.
Мировое соглашение должно содержать конкретные условия урегулирования исполнительного производства: сумму, которую обязуется перечислить должник; имущество, определенное индивидуальными или родовыми признаками, но с указанием в этом случае конкретного наименования, ассортимента, количества, которое обязуется передать должник; действия (работы, услуги и т.п.), которые обязуется совершить должник, сроки исполнения обязательств должника, например график перечисления денежных средств либо поставки определенного имущества.
Необходимо также указывать в мировом соглашении условия, связанные с распределением между сторонами расходов по совершению исполнительных действий, а также исполнительского сбора.
4. После смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, либо объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объявленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица (п. 3 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ, п. 3 ст. 23 ФЗИП). В данном случае имеются в виду ситуации, когда смерть гражданина, в том числе и индивидуального предпринимателя, не влечет за собой правопреемства. В случае возможности правопреемства исполнительное производство подлежит приостановлению в обязательном порядке (абз. 2 ст. 436 ГПК РФ, п. 1 ст. 20 ФЗИП).
5. Имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований взыскателя (п. 4 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ, п. 4 ст. 23 ФЗИП). В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Если имущества ликвидируемого лица недостаточно для удовлетворения требований всех взыскателей, оно распределяется между ними в порядке, установленном главой VIII ФЗИП.
6. Для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности (п. 5 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ, п. 5 ст. 23 ФЗИП). Здесь имеются в виду сроки, установленные для определенного рода взысканий. Например, по достижении ребенком 18-летнего возраста будет прекращено взыскание алиментов.
7. Судебное постановление или акт иного органа, на основании которых выдан исполнительный документ, отменены (п. 6 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ, п. 6 ст. 23 ФЗИП). В данном случае речь идет об отпадении самого основания исполнительного производства, когда утрачивает юридическую силу судебный либо иной акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, либо документ, который в силу закона является таковым. В этом случае встает вопрос о повороте исполнения (ст. ст. 443 - 445 ГПК РФ).
8. В ч. 3 комментируемой статьи и ст. 25 ФЗИП разъяснены последствия прекращения исполнительного производства, которые в основном сводятся к следующему: (1) прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением не может быть возобновлено вновь; (2) судебное определение направляется в соответствующую службу судебных приставов; (3) после получения вступившего в законную силу определения о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению; (4) на исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку об основании прекращения исполнительного производства со ссылкой на судебное определение; (5) исполнительное производство оканчивается, судебное определение и исполнительный документ возвращаются в суд или другой орган, выдавший данный документ.
9. ФЗИП (ст. 26) предусмотрел также институт возвращения исполнительного документа, в соответствии с которым в дальнейшем при отпадении оснований для возвращения он может вновь предъявляться взыскателем к исполнению в пределах срока, исчисляемого по правилам ст. 14 ФЗИП.

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

2. При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения применяются правила, предусмотренные статьей 173 настоящего Кодекса.

3. В случае прекращения исполнительного производства все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

Комментарий к Ст. 439 ГПК РФ

1. Примером отказа взыскателя от взыскания является ситуация, когда при исполнении судебного приказа или решения суда о взыскании алиментов ребенок, на которого они были присуждены, перешел на воспитание и содержание к родителю, выплачивающему на него алименты, в связи с чем взыскатель отказался от их получения.
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1996. М.: Юрид. лит., 1997. С. 199.

2. Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом. В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные статьёй 392 ТК РФ сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1996. М.: Юрид. лит., 1997. С. 171.

3. ГПК РФ, который регламентирует процедуру защиты нарушенных или оспоренных прав, не предусматривает возможности пересмотра или прекращения исполнения вступивших в законную силу судебных решений в связи с изменением законодательства.
———————————
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6. Ч. 2.

4. В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи закреплено правило: исполнительное производство прекращается судом в случае, если для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности. Из содержания п. 2 ст. 120 СК РФ следует, что взыскание алиментов в судебном порядке прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Таким образом, при наступлении условий, предусмотренных указанной нормой СК РФ, взыскание алиментов не производится. Вместе с тем исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа (подп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Следовательно, прекращение исполнительного производства по выплате алиментов при наступлении условий, определенных в п. 2 ст. 120 СК РФ, но при наличии задолженности неправомерно.
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

Текущая редакция ст. 439 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

2. При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения применяются правила, предусмотренные статьей 173 настоящего Кодекса.

3. В случае прекращения исполнительного производства все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

Комментарий к статье 439 ГПК РФ

1. Прекращение исполнительного производства представляет собой форму его окончания без реального исполнения и без возможности дальнейшего исполнения. Прекращение исполнительного производства имеет место в случае возникновения или выявления ранее возникших обстоятельств, препятствующих исполнению, которые (в отличие от обстоятельств, вызывающих приостановление исполнительного производства), имеют неустранимый характер.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года (с изм. и доп.) "Об исполнительном производстве", исполнительное производство, в зависимости от оснований, может быть прекращено либо судом, либо судебным приставом-исполнителем. Как и в случае с приостановлением исполнительного производства, суд наделен полномочиями прекращать исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительных документов, выданных как судами общей юрисдикции, так и иными уполномоченными органами. Вопрос о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, рассматривается арбитражными судами (ч.1 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства (ч.1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

2. Согласно ч.2. ст. 39 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

3. Реализация сторонами исполнительного производства своих распорядительных полномочий по отказу взыскателя от взыскания и по заключению мирового соглашения обязывает суд в судебном заседании рассмотреть соответствующие обращения. При этом применяются правила ст. 173 ГПК, регулирующей порядок и последствия отказа истца от иска, признания иска ответчиком и заключения сторонами мирового соглашения (см. комментарий к этой статье). При принятии отказа от взыскания или утверждении мирового соглашения суд вправе прекратить исполнительное производство, не передавая разрешение этого вопроса на рассмотрение судебного пристава-исполнителя.