Повышение ставки ндс в. К чему приведет повышение ндс в россии. Налоги в нефтяной отрасли

Минфин предложил правительству провести реформу страховых взносов с 2017 г. или повысить НДС.

Минфин предлагает взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 г. довести ее до 26% (29% – с 2017 г., 28% – с 2018 г.), сообщили "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников.

Есть и альтернативный вариант: в 2017 г. повысить НДС до 20%, 10%-ю льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 г. начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.

В итоге в следующем году можно получить еще почти 600 млрд руб., рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2019 г.

Идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина.

"Договориться не удается, все ушло на уровень президента и премьера", - говорят чиновники.

Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. руб. в год, а сверх этой суммы – 10%. В Фонд социального страхования – 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. руб., в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты.

Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% – 0,4% ВВП, по оценке Экономической экспертной группы.

Но при снижении ставки почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога.

Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, полагает один из чиновников.

Планы меняются

Россия уже в скором времени сможет уйти от "нефтяного проклятья" и еще нарастить ненефтегазовые доходы в бюджет. В это твердо верит министр финансов Антон Силуанов, о чем он и рассказал в эксклюзивном интервью.

Еще в мае этого года Антон Силуанов , что Минфин "много работает" над тем, чтобы избежать необходимости повышать налоги. Так министр отреагировал на публикацию Wall Street Journal о возможном росте налогов после выборов 2018 г.

"Таких расчетов мы сейчас не делаем, инициатив или поручений нет. Мы очень много работаем и над расходной частью бюджета, и над улучшением администрирования, чтобы даже в условиях снижения поступлений из-за изменившейся макроэкономической ситуации необходимости повышать налоги не возникло", - процитировало издание слова министра в пресс-релизе Минфина.

Ранее в мае текущего года издание Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщило, что в российском правительстве рассматривают возможность повышения налогов после выборов президента в 2018 г.

По данным собеседников издания, речь могла идти либо от ухода от плоской шкалы подоходного налога, либо о ее сохранении с повышением ставки налога с 13% до 20%.

Речь также шла о возможном повышении НДС, сообщила WSJ.

"Идет дискуссия о том, как сделать так, чтобы налоги не выглядели чрезмерными и не очень сильно ударили по населению", - рассказал один из собеседников газеты.

Именно в ответ на эту публикацию глава Минфина и заявил о том, что повышения налогов не планируется.

Тем не менее уже 31 августа текущего года издание "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников сообщило о том, что Минфин РФ планирует в 2017-2019 гг. дополнительно собрать в бюджет порядка 2,5 трлн руб.

Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн руб.

Как пишет издание, Минфин предлагал собрать эти деньги с нефтяников, "Газпрома", табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний, сообщило издание.

Как рассказали "Ведомостям" источники, Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 г.

Всего в 2017 г. будет изъято 320 млрд руб.: единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в 2016 г., будет продлено, и это даст 200 млрд руб., а 100 млрд руб. соберут с "Газпрома". С него же хотят взять еще около 70 млрд руб. – выходит 370 млрд руб.

Но налоговая реформа в нефтяной отрасли (введение налога на добавленный доход, НДД) лишит Минфин 50 млрд руб., всего выйдет 320 млрд руб.

Сообщалось, что ведомство к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова подготовило бюджетный прогноз, состоящий из нескольких пунктов, среди которых повышение налогов, мобилизация доходов бюджета и исчерпание суверенных фондов за три года.

По словам источника, Минфин предлагал ряд идей для обсуждения по повышению налогов. Так, например, одним из них является повышение на 1% каждого из ключевых сборов. Такое решение позволит пополнить казну на 170-324 млрд руб.

Кроме того, одним из вариантов предлагается рост единой ставки налога до 15-16% и введение необлагаемого минимума.

В ведомстве также предложили реформировать систему страховых взносов, в частности взимать их со всего зарплатного фонда полностью по единой ставке.

В качестве альтернативного варианта чиновники предлагают снизить взносы в обмен на повышение НДС, рост которого на 1% дополнительно пополнит казну на 220 млн руб.

АКРА: повышение НДС до 20% ускорит инфляцию

Повышение НДС до 20% может дополнительно ускорить инфляцию в РФ на 1 процентный пункт, посчитали эксперты Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).

"Повышение ставки НДС до 20% действительно скажется на инфляции: эффект достигнет, по нашей оценке, плюс 1 процентный пункт, но совокупный эффект от изменения ставок (НДС и страховых взносов - прим. ред.) на реальные доходы населения принципиально может быть и нейтральным", - сказал РИА "Новости" старший аналитик АКРА Дмитрий Куликов.

Газета "Ведомости" со ссылкой на нескольких федеральных чиновников написала во вторник, что премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов обсуждали с президентом Владимиром Путиным предложение Минфина РФ о введении с 2017 г. единой ставки социальных взносов в 29%, и снижении ее к 2019 г. до 26%.

Одновременно, по данным издания, обсуждалась идея повышения НДС с нынешних 18% до 20% и постепенный отказ от льготной 10% ставки этого налога.

Льготная ставка НДС сейчас действует прежде всего в отношении социально-значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Кроме того, по льготной ставке облагаются печатные издания и племенной скот.

В отношении страховых взносов в РФ действует регрессия: общий предельный размер взноса, который распределяются между Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования (ФСС) и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), составляет 30%.

Однако со всего объема ФОТ уплачивается только 2,9% взнос в ФОМС.

Пенсионный сбор по ставке 22% взимается с зарплат, не превышающих 796 тыс. руб. в год, а зарплаты выше этого порога облагаются по ставке 10%. Взнос в ФСС в 5,1% берется с годовой зарплаты в пределах 718 тыс. руб., с более высоких зарплат этот взнос вовсе не взимается.

По мнению разработчиков описанных предложений, уже в следующем году бюджет может получить от предложенных мер почти 600 млрд руб. дополнительных доходов, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд – в 2019 г.

Возможный эффект

"Предлагаемый экономический стимул (снижение ставок по взносам на 4 п. п.) действительно может оказать положительное влияние на снижение теневой занятости", - считает аналитик АКРА.

Он отметил, что в настоящее время, по разным оценкам, доля "теневой экономики" в РФ составляет от 13% до 37%. "В мировой практике есть примеры, когда снижение ставок позволяло увеличивать собираемость налога", - признал Куликов.

Однако, по его словам, правильнее было бы провести полноценную пенсионную реформу. "Гораздо больший эффект могла была бы оказать фиксация плана развития пенсионной системы – с целью увеличения доверия к ней", - сказал он.

С аналитиками АКРА согласны многие российские аналитики, которые также полагают, что повышение НДС до 20% приведет к росту инфляции на 1 процентный пункт.

Специалисты уверены, что на фоне сложившейся в стране экономической обстановки данное повышение скажется крайне негативно на развитии отечественной экономики.

Аналитики также отмечают, что такое повышение окажет негативное влияние как на рост цен, так и на всеобщее благосостояние россиян. О снижении покупательной способности населения в результате повышения налогов говорят и предприниматели.

По подсчетам аналитика экономической экспертной группы Александры Суслиной, которую цитирует Lenta.ru, дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации.

Но рост НДС на 1 процентный пункт разгонит инфляцию на 0,4-0,6 процентного пункта. При этом 1 процентный пункт инфляции означает 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета.

О негативных последствиях и составители экономической программы "Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения" - бизнес-омбудсмен Борис Титов, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, экономист Яков Миркин и эксперт Столыпинского клуба Даниил Наметкин, отмечая возможный рост теневой экономики.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую экономическую программу развития экономики России - "Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения".

В докладе отмечается, что с каждым годом в нашей стране предпринимателей становится все меньше и основная причина этого – налоговая политика.

Кроме того, средний бизнес в России ничтожно мал: всего 25% ВВП. В малом и среднем бизнесе работает до 25% от занятого в экономике РФ населения. Это намного меньше, чем в большинстве стран мира, отмечают авторы доклада. При этом сокращение малого и среднего предпринимательства (МСП) является главным фактором роста безработицы и роста нагрузки на госбюджет.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в марте 2015 г., до 28% сотрудников компаний отмечают, что получают часть зарплаты или всю зарплату в конверте.

Согласно данным Минтруда России 20% экономически активного населения страны, или 22,5 млн человек, не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в Пенсионный фонд. "Получается, что половина трудоспособного населения работает в теневом секторе экономики", - отмечает Титов.

Еще в августе этого года первый зампред правительства Игоря Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович резко раскритиковали предложения Минфина.

А пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков во вторник заявил, что глава государства не принимал решений о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) или иных налоговых платежей.

Он подчеркнул, что этот вопрос находится в компетенции кабинета министров. "Безусловно, все эти вопросы, связанные с налоговыми маневрами и так далее, они затрагиваются на совещаниях у президента по экономическим вопросам так или иначе, но хочу напомнить, что все-таки это целиком и полностью прерогатива правительства", - отметил он.

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей - сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», - говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке -вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.

С 01.01.2019 18%-я ставка НДС вырастет до 20%. В связи с этим нужно провести ревизию договоров с контрагентами и внести в те, исполнение которых перейдет на 2019 год, соответствующие изменения. Вы, как бухгалтер, вряд ли будете заниматься этим самостоятельно. Но проинформировать об этом ваших специалистов по договорам необходимо.

Кстати, 20%-ую ставку в некоторых документах вы можете встретить уже в 2018 году .

Программистам нужно дать задание обновить ПО для контрольно-кассовой техники, чтобы в 2019 году в чеках отражалась ставка 20% или 20/120. Это станет возможно, как только вступит в силу соответствующий приказ ФНС, вносящий изменения в форматы фискальных документов (см. письмо ФНС от 03.10.2018 № ЕД-4-20/19309@).

Бухгалтеру же важно правильно начислять налог. Чтобы не ошибиться, исходите из того, что новая ставка будет применяться к отгрузкам, производимым с 01.01.2019. В отношении переходящих договоров это означает следующее.

НДС с реализации

Если товар отгружен (работы выполнены, услуги оказаны) в 2018 году, а оплачен в 2019-м, НДС нужно начислить в 2018 году по ставке 18%. При получении оплаты в 2019-м корректировать налог не требуется.

Если в 2018 году была получена 100%-я предоплата под отгрузку 2019 года, НДС с аванса в 2018 году вы начисляете по ставке 18/118, эту же сумму в 2019 году принимаете к вычету. Налог с отгрузки в 2019-м рассчитываете уже по ставке 20%. Дата заключения договора и факт предоплаты на ставку по отгрузке не влияют . Повышение налога нужно согласовать в договоре с покупателем.

Если в 2018 году получена частичная предоплата под отгрузку 2019 года, в 2018 году начисляете НДС с аванса по ставке 18/118. В 2019 году отгружаете ТРУ по ставке 20%, берете к вычету НДС с частичного аванса в сумме, рассчитанной по ставке 18/118. Если в 2019 году будет еще аванс, налог с него нужно посчитать и взять к вычету уже по ставке 20/120. Здесь также потребуется согласование с покупателем изменения стоимости.

«Входящий» НДС

Если товар куплен в 2018 году, а отгружен в 2019-м, «входной» НДС берете к вычету по ставке 18%, налог с отгрузки начисляете по ставке 20%.

Если товар получен от продавца в 2018 году, а оплачен в 2019-м, «входной» НДС берете к вычету по ставке 18%.

Если товар оплачен в 2018 году, а получен в 2019-м, НДС с аванса в 2018 году берете к вычету по ставке 18/118. В 2019 году после принятия товара на учет восстанавливаете налог по ставке 18/118 и принимаете к вычету уже по ставке 20%, согласованной с продавцом.

С января нынешнего года повысился НДС на 2%. Несмотря на несущественное повышение, оно значительно отразится на покупательской способности граждан РФ. Итак, рассмотрим, к чему готовится, что будет с ценами на продукты/услуги, как повышение отразится на экономической ситуации в целом.

Понятие НДС и история его роста

НДС – налог на добавленную стоимость. Когда предприятия закупает товар по одной цене, а продает по другой – дороже, то разница между приобретением и продажей выступает добавленной стоимостью, на которую накладываются налоговые обязательства.

Формально считается, что НДС является налогом для бизнеса. Но вследствие особенностей начисления и уплаты налог фактически переходит на конечного потребителя. Увеличение НДС оказывает влияние на стоимость товаров и услуг.

НДС в РФ появился в 1992 году. И составлял рекордную величину – 28%. До 2019 года ставку снижали несколько раз. В 1993 году произошло понижение до 20%, а в 2004 году до 18%. В прошлом году было принято решение об увеличении до 20%. Однако в льготных категориях ставка не изменяется.

  • некоторые группы медикаментозных товаров (это все лекарственные препараты, которые включены в РЛС);
  • товары для детей (принадлежности для школы, одежда и пр.);
  • продовольственные товары;
  • литература образовательного характера.

Увеличение НДС и причины

В структуре государственного бюджета на первом месте были доходы от нефти, газа. Имеются еще и фонды резервного значения – когда стоимость «черного золота» падала, государственные программы финансировали из других запасов. Но они истощаются, а расходы не сокращаются.

Требуется финансировать программы социального характера. В частности, денежные средства идут на материнский капитал, льготную ипотеку, федеральные программы благоустройства придомовых территорий и пр.

Власти посчитали, что если увеличить НДС всего на 2%, то появится «свободная» сумма в размере 620 млрд руб. в год. Их можно тратить на другие программы. Если пересчитать сумму на одного гражданина, то это 360 рублей в год.

НДС обеспечивает многие программы. Деньги из федерального бюджета расходуются на:

  1. Пособия, социальную помощь нуждающимся гражданам.
  2. Выплаты субсидий, льготы.
  3. Образование, медицину.
  4. Армию, безопасность.
  5. Молодежную политику.
  6. Поддержку сельского хозяйства.
  7. Реабилитацию лиц с инвалидностью.
  8. Содержание научных центров, музеев и др.

Когда денег стране не хватает, существует множество вариантов их поиска. Можно отменить некоторые льготы, увеличить НДФЛ, ужесточить условия социальной поддержки, отменить материнский капитал и т.д.

Повышение ставки НДС произошло не просто так, дело в том, что этот налог собирается легче других. Благодаря автоматизации его легко проверить, трудно и сложно уклоняться, соответственно, больше гарантий, что в казну поступит вся запланированная сумма.

Майские Указы Президента РФ требуют пополнения федерального бюджета в размере 8 трлн рублей до 2024 года. Повышение ставки НДС принесет меньше половины заявленной цифры, остальные же средства придется доставать где-то еще.

Как увеличение ставки отразилась на ценах в России?

Стоимость товаров увеличилась, спорить с этим утверждением сложно. Однако рост цен обусловлен не только повышением ставки. Последние 14 лет НДС оставался неизменным, но товары все равно дорожали. Ключевая ставка Центрального Банка уменьшалась, продукты становились дороже. Стоимость товаров – сложная штука, и только НДС тут ничего не решает.

Ставка в отношении товаров социальной значимости не повысилась. Но на мясе, рыбе, макаронах и др. продуктах изменения сказались, например, за счет повышения стоимости доставки. Но больше всего на стоимость повлиял рост цен на топливо.

В стоимость некоторых товаров НДС не заложен, однако это не означает, что цены останутся на прежнем уровне. Может в большую сторону измениться аренда, повысят заработные платы сотрудникам либо предприятие захочет больше зарабатывать.

Влияние на экономическую ситуацию

Согласно всем имеющимся прогнозам, 2019 год ожидается трудным для россиян. Аналитики считают, что произойдет понижение роста ВВП, поскольку цены увеличиваются, а это снизит покупательскую способность российского населения. Возможно, в 2020 году станет легче, так как в государственный бюджет поступят дополнительные взносы.

Другие страны

НДС имеется не только в РФ, но и других странах. В некоторых странах ставка меньше, в других же выше. Но в среднем составляет 20%. Сравнивать налоговую нагрузку исключительно в плоскости НДС, нецелесообразно.

Например, в Канаде ставка низкая, однако высокие тарифы на взносы страхового характера. В Великобритании НДС 20%, а предельный НДФЛ 45% (против РФ 13%). В Италии же первый налог 22%, а налог на доходы людей варьируется от 23 до 43%.

Хорошо или плохо повышение НДС, трудно сказать. Мы живем в сложно устроенной системе, где в одном месте прибавляется, а в других формируются дыры. Проще считать, что это очередное изменение в стране, на которое мы не в силах повлиять.

Минфин предложил реализовать повышение НДС в 2017 году. Нашла ли отклик данная инициатива на самом верху, и чем увеличение налога на добавленную стоимость так неприятно?

Накидываем идеи, товарищи!

Масштабная реформа налоговой системы, запланированная на 2018 год, затронет и повышение НДС. Но в Минфине уже сегодня предлагают:

    снизить ставку страховых выплат работодателей с действующих 30 до 22%;

    отменить льготы по ставке страховых взносов при высоких зарплатах, закрепив единые 22%;

На заметку! К вопросу увеличения налога на добавленную стоимость возвращаются с завидной регулярностью. Говорили о нем и в 2007, и в 2009, и в 2010.

Как повлияет повышение НДС на бизнес и обычных граждан?

По словам министра финансов Антона Силуанова, повышение ставки НДС вызовет разовый скачок инфляции сразу на два пункта. А эксперты торопятся найти и другие отрицательные стороны предложенного пути реформирования.

Во-первых, налоговая нагрузка для большинства работодателей увеличится настолько, что всё чаще они будут задумываться об использовании «серых схем» выдачи зарплаты.

Во-вторых, предлагаемая мера ударит по региональным бюджетам. Собираемость налога на прибыль сократится.

В-третьих, повышение налога на добавленную стоимость поставить крест на российском производстве, не затронув лишь добывающие отрасли, и будет способствовать ликвидации малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, потянет за собой рост безработицы и падение благосостояния населения.

В-четвертых, производители вряд ли захотят нести налоговое бремя в одиночку и точно перенесут рост НДС на потребителя, а так как налог закладывается во все розничные товары, то платить в магазинах придется больше. И это главное, чем грозит повышение НДС в России, – рост цен на собственной шкуре почувствует каждый россиянин.

Сторонники идеи возражают: но ведь страховые выплаты сократятся, а значит, работодатели повысят зарплату, тем более что делать это все равно придется из-за «демографического провала 90-х» и нехватки квалифицированных кадров. Скептики же убеждены, что если какие-то бизнесмены и поднимут зарплаты работникам, то вызвано это будет не снижением объемов отчислений во внебюджетные фонды, – «сэкономленные деньги» большинство предпочтет вложить в развитие. К тому же любое повышение зарплат «съест» рост цен, который непременно произойдет при подъеме налога на добавленную стоимость.

Не нагнетайте!

В середине марта 2017 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей с участием первого лица государства среди прочих вопросов обсуждалось и возможное повышение НДФЛ и НДС с 2018 года.

Президент поручил наложить мораторий на введение новых неналоговых платежей в ответ на обеспокоенность бизнесменов, а по поводу предложенного Минфином «налогового маневра» заметил, что обсуждать подобные темы в правительстве нужно, а вот выносить на публику – преждевременно. Зачем провоцировать ненужные тревоги? Особенно, когда «нет общего решения» по данным вопросам.

Президент подчеркнул, что готовящаяся налоговая реформа – неизбежна, и она должна стать одним из наиболее «мощных инструментов» экономического развития.

На заметку! Ольга Голодец назвала поступающие от Минфина идеи «просто дискуссией». По ее словам, никаких взвешенных и просчитанных предложений, касающихся снижения соцзносов и повышения других налогов, в правительство не поступало.

Маневр Минфина, который в народе уже прозвали 22/22 (рост НДС до 22% при параллельном снижении страховых взносом до той же отметки), не нашел поддержки в социальном блоке правительства. По мнению большинства экспертов, налог на добавленную стоимость в 2017 году повышать все-таки не будут, ведь учитывать необходимо не только желание Минфина наполнить любыми способами бюджет, но и социально-политическую ситуацию.