Антициклическое регулирования экономики. Вопросы для самоконтроля. Повышение цен на энергоресурсы дает

Антициклическое регулирования экономики. Вопросы для самоконтроля. Повышение цен на энергоресурсы дает

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

Антикризисное регулирование является основой антициклической регулирования. Важнейшую роль в нем играет государство.

Антициклическое регулирования экономики - сознательные и целенаправленные действия государства и наднациональных органов, а также мощных корпораций и частично рыночных рычагов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и увеличения темпов экономического роста.

Впервые в истории развития капиталистического способа производства оно было применено в США во время кризиса 1929-1933 гг. С целью выхода из кризиса государство, кроме названных выше мероприятий, закупала излишки продукции, оказывала помощь фермерам, разоренным компаниям и др. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

После Второй мировой войны в большинстве развитых стран был расширен антикризисные меры государства, дополнен их определенными антициклической мерами с целью смягчения антициклических колебаний: стимулирование жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует срок погашения кредитов, размер процентов и др.) проведение политики ускоренной амортизации; предоставление налоговых скидок при установлении нового оборудования; снижение налогов на доходы корпораций и др.

Особенности антициклической регулирования в значительной степени обусловлены доминированием монополий (в том числе олигополий) в экономике. Э. Чемберлин обоснованно утверждал, что даже при отсутствии сделок (письменных или устных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Он и некоторые другие западные ученые отмечали отсутствие подвижности цен по сравнению с периодом свободной конкуренции. При господстве коллективных монополий (олигополий) цены остаются неизменными или даже растут, потому что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен. Этой негативной тенденции может частично противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался и в послевоенный период, способствуя сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы роста денежной массы, как правило, были выше (5-8%), чем по рекомендациям монетаристов (до 3% ежегодно).

Однако значительное увеличение денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (наряду с другими факторами, например резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций: темпы роста цен в середине 70-х годов составляли более 10%. Поэтому в 80-е годы правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, осуществляя жесткую денежно-кредитную политику. В частности, в период высокой экономической активности (или "перегрева" экономики, по классификации западных ученых) государство значительно повышает норму процента, что приводит к удорожанию кредита, а во время депрессии и кризиса - снижает ставку процента и удешевляет кредит. Преимуществом этого метода антициклического регулирования является его оперативность (без принятия соответствующего закона). Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, предоставляет льготы в условиях ускоренного списания стоимости основных фондов, служит средством стимулирования инвестиций в негосударственном секторе экономики. При наличии государственного сектора правительство во время кризиса увеличивает объем прямых капиталовложений прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (транспорт и транспортное строительство, электро-, газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг. В США государство увеличило объем инвестиций в 2 раза (по сравнению с 1946 г.). Однако затем объем государственных капиталовложений во многих развитых странах постепенно сокращался. Так, в ФРГ их доля в ВНП за период 1970-1985 гг. Снизилась с 6,1% до 3,9, во Франции - с 4,2 до 3,0, в Великобритании - с 5,0 до 2,4, в странах ЕЭС - с 5,0 до 4,0%.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, тормозит процесс чрезмерного "перегрева" экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Между осуществлением мероприятий кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит большой промежуток времени. Так, по оценкам западных ученых, этот лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема - 10-24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса. Поэтому важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла. В общем антициклическое регулирование осуществляется с помощью экономических, правовых и административных методов.

Олигополии обеспечивают антициклическое регулирования через выработку согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере, поэтому наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования. Благодаря этому, а также ослаблению основного противоречия существуют такие различия между современными экономическими кризисами (послевоенного периода) и кризисами XIX - начала XX в.:

1) современные кризисы менее глубокие, но происходят чаще;

2) вместо перепроизводства товаров во время кризисов XIX - начала XX в. сейчас происходит перепроизводство основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);

3) во время кризисов в прошлом резко снижались цены, а в современных условиях в большинстве случаев не снижаются;

4) современные кризисы характеризуются короткими фазами собственно кризиса и депрессии и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема;

5) кризиса в прошлом протекали стихийно, а современные экономические кризисы все больше поддаются регулированию со стороны государства и наднациональных органов;

в) современные кризисы, прежде всего финансовые, отличаются синхронизацией экономического цикла. Свидетельством этого является, в частности, финансовый кризис в Японии, Южной Корее, развернувшейся в конце 1997 г.. Для ее локализации, предотвращение перерастания в мировой финансовый кризис МВФ предоставил беспрецедентный по величине кредит Южной Кореи в сумме 47 млрд долл., Индонезии - 40 млрд долл. Чтобы ослабить глубину этого кризиса, японское правительство снизил кредитные ставки до 0,25%. Россия потеряла тогда в 110 млрд долл., Значительно меньшие убытки понесла экономика Украины. Основной причиной этого кризиса является антирыночная деятельность США в финансовой сфере, с помощью которой они пытались ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке, а также Россию. Это обстоятельство признают некоторые авторитетные западные экономисты.

В 90-х годах экономические кризисы во многих развитых странах получили новые признаки. Так, в США в 1992 году. Началось самое продолжительное экономический подъем ", которое продолжалось почти 10 лет. В 1993 г.. В Германии, Франции и некоторых других странах Европы происходил спад, который в 1995-1996 гг. Перерос в депрессию. Япония пережила кризис в 1979-1999 гг., что свидетельствует асинхронность цикла. В 2003 г.. темпы роста ВВП в США составляли примерно 3%.

Антициклическое регулирования стало важным фактором ослабления глубины экономических кризисов, удлинение фазы подъема, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Однако оно не способно преодолеть циклический характер производства, устранить противоречия общественного воспроизводства.

Структурные и аграрные кризисы.

Все многообразие кризисов можно классифицировать по трем раз­ным основаниям.

Первое основание - по масштабам нарушения равновесия в хозяй­ственных системах.

Общие кризисы охватывают всœе национальное хозяйство.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или от­расль экономики.

Второе основание классификации кризисов - по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то про­межутки времени (другое название - циклические кризисы).

Промежуточные кризисы не дают начала полного делового цикла и прерываются на какой-то фазе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникнове­ния.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяй­ства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и т.п.

Аграрный кризис - это резкая приостановка сбыта сельскохозяйст­венной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продук­цию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотно­шений между отраслями производства (однобоким и уродливым раз­витием одних отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в от­дельных видах производства). К примеру, в серединœе 70-х годов возник сырьевой и энергетический кризисы.

Третье основание классификации кризисов - их различие по ха­рактеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два вида кризисов.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовле­творения платежеспособного спроса населœения.

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом всœе подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

· неокейнсианскому

· неоконсервативному, основанному на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе – на регулирование совокупного предложения (табл.1).

Направления антициклического регулирования

Учитывая зависимость отисходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целœей.

К примеру, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

· бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

· налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. По этой причине в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

В фазе спада всœе мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

· снижение ставок налога;

· предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

· проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.2.

Рис.2 . Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня №1 до №2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в данный период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. ЕЕ цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. При этом это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.3).

Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, ᴛ.ᴇ. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всœех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис.4).

График на рис. 4, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нами были рассмотрены лишь общие

Рис.4. . Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания

ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. По этой причине всœе те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Антициклическое регулирование

Государственное антициклическое регулирование происходит на базе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики крайне важно ввести понятие ʼʼэффекта акселœератораʼʼ.

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всœегда вызывает большее изменение в спросœе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость ʼʼэффектом акселœератораʼʼ.

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселœератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселœератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселœератор отражает степень изменения I объёма валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода.

Коэффициент акселœерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

V коэффициент акселœерации;

1 – величина инвестиций;

Y – величина национального дохода;

t – год, в который были осуществлены инвестиции.

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае – один год.

Антициклическое регулированиеодно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибылькорпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и так далее.

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два базовых подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление. Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счёт мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники ʼʼновой классической школыʼʼ, ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Οʜᴎ больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. По этой причине правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объёма денежной массы. Οʜᴎ предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объём денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. По этой причине следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определœении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Антициклическое регулирование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антициклическое регулирование" 2017, 2018.

  • - III. Антициклическое регулирование экономики.

    Для современного этапа развития характерно наличие некоторых особенностей циклического характера экономики: 1. Сокращение сроков цикла (в среднем около 3-5 лет); 2. Ослабление кризисов (уменьшение глубины падения ВНП); 3. Изменение структуры цикла (выпадение отдельных фаз)... .


  • - Государственное антициклическое регулирование

    Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении... .


  • - Антициклическое регулирование

    Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS. Антициклическое регулирование заключается в системе...

  • на сокращение кризисного падения производства

    на ускорение экономического роста

    на стабилизацию экономического развития

    21. Антициклическое регулирование экономики направлено:

    а) на сокращение кризисного падения производства;

    б) на ускорение экономического роста;

    В) на стабилизацию экономического развития;

    22. Циклический характер экономического развития характерен для:

    А) для рыночной экономики;

    б) для традиционной экономики;

    в) для командно-административной экономики.

    23. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от реального составляет:

    24. Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объём продукции в денежном выражении недопроизводится в стране? (коэффициент Оукена = 2,5

    ТЕМА 9. ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

    1. Инфляция – это:

    А) падение ценности или покупательной способности денег;

    б) рост стоимости жизни;

    2. Повышение цен на энергоресурсы дает:

    а) инфляцию спроса;

    Б) инфляцию предложения;

    3. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это;

    А) уровень инфляции;

    б) темп инфляции.

    4. ((Индекс цен текущего месяца- индекс цен прошедшего месяца)/ Индекс цены текущего месяца) х 100% - это:

    А) темп инфляции;

    б) уровень инфляции.

    5. Пусть сокращение инфляции на 1 процентный пункт сопряжено с падение реального ВНП на 5% в год. По закону Оукена отклонения уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт вызывает изменения ВНП на 2% за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократиться на 3 процентных пункта?

    6. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляционные ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю?

    7. Рост ожидаемой инфляции служит причиной сдвига кривой Филипса (с уровнем инфляции по вертикальной оси):

    а) вправо на величину, равную росту инфляции;

    б) влево на величину, равную росту инфляции;

    в) вниз на величину, равную этому росту;

    Г) вверх на величину, равную этому росту.

    8. Если сравнить ситуацию, когда поведение экономических агентов основано на том, что ожидаемая инфляция равна инфляции ожидаемого года, с поведением экономических агентов, соответствующим концепции рациональных ожиданий, то можно предположить, что движение экономики к новой точке долгосрочного равновесия (когда уровень безработицы равен естественному) вследствие изменений в фискальной или денежной политике требует:

    А) меньше времени;

    б) больше времени;

    в) столько же времени.

    9. Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:

    а) выпускать государственные ценные бумаги;

    б) уменьшить норму банковских резервов;

    В) уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках.

    10. Государственная антиинфляционная политика в длительной перспективе опирается на:

    а) увеличение финансирования отдельных видов деятельности;

    б) рост дотаций и субсидий;

    в) рост бюджетного дефицита;

    Г) лимитирование денежной массы.

    11. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

    А) всему населению страны;

    б) продавцам, торгующим в рассрочку;

    в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

    г) правительству страны.

    12. От внезапного роста инфляции выгадают, скорее всего:

    а) люди, живущие на фиксированную пенсию;

    б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;

    В) вкладчики сбербанков;

    13. Согласно монетаристской концепции между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость:

    А) в краткосрочном периоде;

    б) в долгосрочном периоде;

    в) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

    14. Инфляционный налог повышается, если:

    а) увеличивается выпуск государственных облигаций;

    б) повышается ожидаемый темп инфляции;

    В) повышается фактический темп инфляции;

    г) уменьшается спрос населения на реальные кассовые остатки.

    15. Дефицит государственных бумаг непосредственно не приводит к инфляции, если он:

    а) не превышает 5 % от ВВП;

    Б) фиксируется за счет размещения государственных облигаций;

    в) финансируется за счет правительственных займов у Центрального банка;

    г) покрывается за счет выпуска дополнительного количества наличных денег.

    16. Инфляцию спроса может вызвать следующий фактор:

    А) рост дефицита государственных бумаг;

    б) повышение цен на нефть;

    в) снижение предельной склонности к потреблению;

    г) повышение ставок подоходного налога с населения.

    17. Инфляция предложения может возникнуть в результате:

    а) роста дефицита государственного бюджета;

    б) увеличения дефицита платежного бюджета страны;

    В) повышения ставок заработной платы;

    г) увеличения чистого экспорта.

    18. Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:

    а) инфляция избыточного спроса;

    б) стагфляция;

    В) инфляция издержек производства.

    19. Если номинальный доход повысился на 8 %, а уровень цен возрос на 10%, то как изменился реальный доход:

    а) возрос;

    Б) уменьшился;

    в) не изменился.

    20. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции:

    А) рост цен на энергоносители;

    б) начало разработки обширного угольного бассейна;

    в) повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования);

    г) отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц.

    21. При росте темпа инфляции рыночная цена государственных обязательств с фиксированным процентом:

    а) будет иметь тенденцию к росту;

    Б) будет иметь тенденцию к снижению;

    в) будет стабильна и равна номиналу;

    г) упадет до нуля.

    22. При снижении темпа инфляции выиграют:

    А) кредиторы и работники с фиксированной заработной платой;

    б) должники и работники с фиксированной заработной платой;

    в) кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату;

    г) должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату.

    23. Что из перечисленного ниже не имеет отношения к инфляции издержек?

    А) рост занятости и выпуска;

    б) «догоняющий» рост заработной платы;

    в) шоки предложения;

    г) рост издержек на единицу продукции.

    24. Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тысяч у.е., а темпы инфляции составили 10%:

    а) недостаточно информации;

    б) не изменится;