Решение государством проблемы повышения уровня жизни населения. Пути повышения уровня и качества жизни российского населения и возможность применения положительного опыта бразилии. Инвестиции в человека

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве......................................

2. Правовое положение римских граждан.............................................................

3. Правовое положение латинов и перегринов.....................................................

4. Правовое положение рабов..............................................................................

5. Правовое положение вольноотпущенников.......................................................

6. Правовое положение колонов...........................................................................

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве

Рабовладельческое общество Древнего Рима признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество не относило правоспособность к естественным правам человека, а представляло ее, как и само государство и право, надстроечным явлением на базисе экономических отношений общества. Другими словами правоспособность по Римскому праву коренится в социально-экономическом строе данного общества.

В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, - которые были не субъектами, а объектами права. Рабы в Риме назывались говорящими орудиями (instrumentum vocale). С другой стороны в Римском праве не было разработано современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. организаций, наделенных правоспособностью), хотя понятия эти были известны в практике.

В Древнем Риме термину правоспособность соответствовало caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

1) status libertatis - состояние свободы;

2) status civitatis - состояние гражданства;

3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae - самостоятельные отцы семейств (patres familias) и подвластные кого-либо (paterfamilias, иначе - лица "чужого права"). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение с статусе свободы называлось наивысшим, наиболее существенным; в статусе гражданства - средним, а в семейном статусе - наименее значительным.

Регламентация правоспособности изменялась в различные периоды римской истории. Развитие правоспособности шло вместе с развитием экономических отношений. По мере превращения Рима в огромное государство различия в правоспособности отдельных групп свободного населения стали сглаживаться, а пропасть между свободными и рабами по прежнему сохранялась. В конце концов было достигнуто формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы 212 года).

В Римском праве предусматривались специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски.

2. Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан. Другим способом приобретения гражданства было отпущение на свободу из рабства, и наконец - посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство либо смертью гражданина, либо в результате изменений в статусе свободы, поскольку рабы не являлись субъектами Римского права. Последний вид прекращения гражданства наступал в случаях присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, либо в случаях захвата римского гражданина во власть врагов (недружественного народа) и др.

Правоспособность римского гражданина в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conbii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданина, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii, т.е. права торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от отпустивших их на свободу, но нередко и эксплуатировались ими.

В III веке нашей эры формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сословные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложения и в публичном праве вообще.

В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность прежде всего зависела от возраста. В Римском праве различались следующие возрастные категории лиц:

1) infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные;

2) impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанностей, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было даваться непосредственно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).

Опекуном обычно был ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, то она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения;

3) следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособным. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, которое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Со II века н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стало признаваться право испросить себе куратора (попечителя). Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте от 14 (12) до 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли на дееспособность только в соответствующей сфере деятельности; например, в договорах, совершавшихся в форме устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение. Иные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещания расточитель не мог.

Долгое время существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам.

На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестие. Infamia наступала:

а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки;

б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией. В классическом периоде права ограничения, связанные с infamia, были довольно значительные. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они могли быть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права.

От personae infames отличались personae turpes - лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории были ограничения в области наследования.

Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).

3. Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III века н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-80 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.

Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; право вступать в законный брак они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 года до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели права вступать в законный брак; право совершать сделки (ius commercii), а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis), эта категория лиц в большинстве случаев имела, но составлять завещания члены колоний не могли.

Латины имели возможность легкого приобретения римского гражданства. Первоначально для этого достаточно было переселиться в Рим. Но, поскольку, такие переселения привели к резкому сокращению населения латинских городов, то с начала II века до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; в частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декурионов (членов муниципального сената)

Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие не римской, ни латинской правоспособности. Такие "чужаки" в древнейшую эпоху считались бесправными. В начале III века Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

4. Правовое положение рабов

Социальное положение рабов в разные этапы римской истории было неодинаковым. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочислены; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Нередко возникали восстания рабов из-за изнурительной работы, которую исполнял раб, а сам содержался в самых тяжелых условиях.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

Власть рабовладельца над рабом была беспредельной и являлась полным произволом (безнаказанная продажа и даже убийство раба). Раб не мог вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) рассматривалось как отношение чисто физическое. Если же какие-либо проблески признания личности раба имели место, то происходило это в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Пекулием (pecus) называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.

Раб не признавался правоспособным лицом, однако, за ним признавалось право юридической силы совершаемых им сделок, но только в таких пределах, которые соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: Si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Разумеется, такое примитивное построение не могло сохраниться с развитием торговли и усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабом при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось немного. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные против рабовладельца.

С развитием пекулия факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали расцениваться как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам раба. Таким образом, если раб совершал сделку, то рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-либо на 700, то к его господину продавец мог предъявлять этот иск только в сумме 500).

Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери - рабыни (но не от отца);

2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римским договором;

3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);

4) лишением свободы в связи с принуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). Но в некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

5. Правовое положение вольноотпущенников

В классическом Римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus). В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (патрона).

Так, патрон имел право:

а) на obsequium, почтительность либертина в отношении патрона; это имело практическое отношение, когда вольноотпущенник не мог вызывать патрона на суд, а, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;

б) на operae, выполнение услуг для патрона (это по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Это право патрона приводило к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступить с некоторыми ограничительными мерами;

в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника. Такое право в случае нужды принадлежало не только самому патрону, но и его детям и родителям.

6. Правовое положение колонов

Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли(мелкого фермера), формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельца стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займу у своих хозяев и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

Эти обстоятельства приводили к тому, что с одной стороны, землевладелец следил за тем, чтобы его неоплатный должник - арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV веке н.э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в "рабов земли". Колонат в этом смысле был предвестником феодализма.

На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях, например в Египте, подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становился лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, причем не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение имело значение и "освобождения" от земельного участка, которым они кормились.

Литература:

1. Законы XII таблиц

2. Дигесты Юстиниана

3. Новицкий И.Б. "Римское право"- "Гуманитарное знание", М., 1993. - 245с

4. Hanga V., Jacota M. "Drept privat roman". Bucurest, 1964, s.108

Субъекты прав выступают в правовом общении как абстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств определяет статус лица, чем выше статус, тем полнее правоспособность- возможность быть субъектом прав и обязанностей. Кроме того, в римском праве уже существовало понятие дееспособности- способности лица совершать юридические действия.

Если по естественному праву все люди были формально равны, то в плане историческом наблюдались ограничения, например, в Риме по отношению к рабам и чужестранцам, полноправными же изначально были только римские граждане, на которых распространялось действие цивильного права.

Лицами или субъектами прав были в Риме как отдельные люди, так и объединения физических лиц. Не все признавались субъектами прав, и правоспособность каждого человека не стала принципом римского права, так как этого не допускал рабовладельческий характер римского государства. Понятие юридического лица только зародилось в Древнем Риме и не приобрело обоснования и развития. Правоспособностьназывалась термином caput , быть правоспособным caput habere. Отдельный человек, чтобы быть правоспособным, должен был обладать следующими признаками:

1-быть свободным, а не рабом (caput libertatis);

2-принадлежать к римским гражданам, а не чужеземцам (caput civitatis);

3-не быть подчиненным власти главы семьи- patria potestas (caput familiae).

Определение или изменение каждого из этих состояний влекло за собой и изменение или прекращение правоспособности. Различалась правоспособность в частном и публичном праве.

Полная правоспособность складывалась из публичной и частной правоспособности при сочетании трех основных статусов:

1.status libertaris – состояние свободы; этот статус отличал рабов и свободных граждан.

* в числе свободных необходимо различать такие категории как лица своего права и лица чужого права, последние были лично свободны, но находились в воле глав семейств;

* Граждане, обладающие личной свободой, но ограниченно правоспособных: колонов, вольноотпущенников и некоторых других.

2. status civitatis – состояние гражданства (быть гражданином Рима); По этому статусу выделялись римские граждане, обладающие гражданскими правами. Среди них выделялись нобили- аристократы- имеющие знатное происхождение и занимающие высшие государственные должности. Эквесторы- свободные граждане незнатного происхождения, которые не были ограничены в пассивном избирательном праве, но все-таки они реже занимали высокие государственные должности.

Плебс- ремесленники, мелкие землевладельцы, торговцы- пользовались ограниченными политическими правами.

Латины- этнически длизкие к римлянам, но их правовой статус был ограничен.



Перегрины- возможность получить римское гражданство ыла для них ограничена.

3.status familiae – семейное состояние – быть свободным от власти домовладыки. По статусу семьи римское гражданство делилось на отцов семейств и подвластных лиц, ограниченно правоспособных.

Правоспособность считалась возникшей в момент рождения, если были удовлетворены соответствующие требования, и прекращалась со смертью человека. Рабы в римском праве были не субъекты, а объекты права.

В древнейшие времена полная правоспособность признавалась только за римскими гражданами - cives romani Quirites. Римские граждане имели следующие права в публичном праве:

Право имени - полное имя римского гражданина состояло из 5 частей: имени, наименования рода или семьи, имени отца в родительном падеже, наименования трибы, в которой голосует, прозвища;

Ношение тоги;

Активное и пассивное избирательное право;

Обязанность платить налоги;

Право обжалования судебного приговора;

Право участвовать в праздниках.

В частном праве они могли совершать следующие действия и имели следующие права:

Право вступать в законный брак и создавать римскую семью;

Право быть субъектом вещных и обязательственных правоотношений;

Право завещать и наследовать имущество.

Свободный чужеземец (латины, перегрины) не имел ни политических прав, ни правоспособности в частной сфере, он в принципе рассматривался как враг, имущество которого могло быть захвачено римским гражданином, а он сам обращен в рабство. Постепенно полное бесправие чужеземцев пришло в противоречие с интересами развивающегося государства, особенно в сфере торговли. Дело охраны имущественных прав чужеземцев служил институт hospitium privatum - римский гражданин становился патроном клиента.

Еще одно отступление – это положение латинов – жителей общин Лациума – вместе с Римом входивших в состав распавшегося в 4 в. до н.э. Латинского союза. Политических прав эта категория не имела, но в сфере частного права наделены как ius conubii , так и ius commercii. В 212 году н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, и категория латинов отпадает.

По мере развития гражданского оборота свободные чужестранцы переходят в положение перегринов, то есть лиц, за которыми признавалась правоспособность, но отличная по содержанию от правоспособности римских граждан. Для разрешения споров был учрежден особый магистрат – претор перегринов - pretor peregrinus. Выработанные им правовые положения, дополненные юристами, постепенно образовали ius gentium- систему частноправовых норм, регулировавших отношения между перегринами, перегринами и римскими гражданами. В начале 3 в.н.э. Каракалла предоставил право римского гражданства всем подданным римского государства.

Еще одной категорией граждан были колоны- свободные арендаторы земли, состоящие с собственником в договорных отношениях. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с арендованной земли, а позже колоны были юридически прикреплены к земле императорским эдиктом Константина – государство было заинтересовано в том, чтобы колоны не могли уйти с земли, так как они не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В Дигестах записано: Колоны немногим отличаются от рабов, так как им запрещено уходить с земли.

Необходимым условием полной правоспособности являлась самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья – агнатская семья – союз людей, объединенных не кровным родством, а подчинением власти одного домовладыки -paterfamilias – только он имел полную правоспособность в сфере частного права; другие члены семьи, осуществляя имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не устанавливая для него обязанностей. С развитием торговых отношений это стало препятствием, и юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключаемым ими в интересах домовладыки сделкам, а претор установил дополнительную ответственность домовладыки по этим же сделкам.

Под дееспособностью римскими юристами понимались способности отсвоего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и отвечать за совершение противоправных действий.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность, таких категорий римское право не знало, но в нем различались: infantеs (дети до 7 лет) и impubeles (девочки от 7 до 12 лет, мальчики - от 7 до 14 лет). Подростки признавались способными совершать самостоятельно сделки, которые ведет лишь к приобретению для него, для совершения сделок, требующих прекращения права несовершеннолетнего или приводящих к установлению обязанностей, требовалось разрешения опекуна, которое по времени должно было непременно совпадать со временем совершения сделки. Третью ступень возраста составлял период до 25 лет, в этом возрасте (с 14 до 25 лет) лицо считалось дееспособным, но по его просьбе претор (в последние годы республики) мог восстановить то имущественное положение, которое было у него до совершения сделки (реституция). Со 2 века до н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе попечителя.

Считались недееспособными душевнобольные, они находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточители или лица слабовольные, не способные придерживаться какой- то меры при расходовании средств, создавая угрозу полного разорения. Им назначались попечители и все сделки совершались при попечителе, расточители не могли оставить завещание.

В течение длительного времени существовали серьезные ограничения в дееспособности женщин, которые в республиканском периоде находились под опекой домовладыки, мужа.

На положении римского гражданина отражалось еще такое обстоятельство, как умаление чести - инфамия. Лица, признанные бесчестными, в классический период были лишены многих прав, например, им не разрешалось вступать в законный римский брак и лицом свободнорожденным, они были ограничены и в наследственных отношениях. Бесчестным мог быть признан осужденный за уголовное преступление, клевету, нарушение в сфере партоната, занимающиеся сводничеством, женившиеся на женщине до истечения 1 года со смерти ее мужа.

Существовал и институт утраты гражданами отдельных статусов, различали три ступени:

максимальную утрату – если утрачивалось состояние свободы, что сразу влекло за собой и утрату гражданства, и утрату семейного статуса (попадание в плен, продажа в рабство, осуждение к смертной казни, пожизненная каторга).

Средняя утрата – потеря семейного состояния и гражданства: средняя утрата попадала под юрисдикцию претора перегринов, рассматривалась нормами права народов: переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, изгнание или ссылка из Рима.

Минимальная утрата – при утрате семейного статуса (вступление женщины в брак, переход под власть мужа).

Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось:

1. По рождению, причем ребенок следовал состоянию отца, если же отца не было, то он следовал состоянию матери. Если мать не была римлянкой, то даже при отце- римлянине, ребенок не получал римского гражданства.

2. Освобождением римским гражданином своего раба. До конца республики раб мог быть освобожден от рабства только по воле господина. Затем появились и другие способы: по завещанию, внесением в списки свободных граждан; через гражданский процесс.

3. Усыновлением римским гражданином чужеземца.

4. Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства - натурализация.

Римские граждане делились на две большие группы: свободнорожденные и освобожденные из рабства. Свободнорожденные были носителями полной правоспособности, основными политическими правами были: право нести службу в регулярных войсках, право участвовать в голосовании в народных собраниях, право быть избранными в магистраты.

Вольноотпущенные имели ограничения в правах, кроме того, вольноотпущенный нес ряд имущественных и личных обязательств по отношению к своему бывшему господину (отношения патроната).

Утрата гражданства чаще всего происходила с утратой свободы, но если захваченный врагом в плен римский гражданин возвращался, то действовала фикция, согласно которой он считался никогда не утрачивавшим свободы и гражданства.

В современном гражданском праве для наименования любого субъекта прав широко используется термин лицо (persona). У римлян термин «persona» означал отдельного человека, независимо от его способности быть субъектом прав; поэтому, римляне, с одной стороны, говорят о «persona» servi - рабах, а с другой, они не называют юридическое лицо persona, а говорят о нем: «persona vice fungitur», называя его как бы персоной.

Человек становится субъектом права в том случае, если объективное право признает за ним способность иметь права и нести юридические обязанности. Эта способность называется правоспособностью. Не имея правоспособности не возможно быть субъектом прав и нести юридические обязанности. гражданский право дееспособность

Правоспособность субъекта может быть различной по своему объему. По современному праву каждый человек, уже потому что он - человек, обладает правоспособностью. Не являются исключением малолетние дети и лица, признанные в судебном порядке абсолютно недееспособными, хотя de facto они лишены возможности проявлять юридически признаваемую волю.

В отличие от современного права, римское право не считало возможным признавать правоспособными всех людей. Оно отличало способность иметь права и способность быть носителем юридических обязанностей и считало рабов способными нести обязанности, но неспособными иметь права.

В Риме различалась правоспособность по jus civile и по jus gentium. Первой пользовались одни римские граждане; впрочем, она могла быть пожалована и не гражданам, причем различались jus connubii и jus commercii. Второй пользовались все свободные лица римской территории.

Кроме того, в классическом римском праве различалась правоспособность и свободных лиц. Полной правоспособностью обладает лишь civis Romanus. Его правоспособность составляет его caput или status. Она состоит в том, что он:

пользуется свободой (status libertatis);

принадлежит к гражданской общине и на этом основании пользуется политическими правами, а также правоспособностью по существующей только для граждан системе римского гражданского права - jus civile (status civitatis);

принадлежит к римской цивильной семье (status familiae).

С точки зрения принадлежности к римской семье familia римский гражданин может занимать двоякое положение: он может быть главой римской семьи - paterfamilias и являться persona sui iuris; или он может быть подвластным членом семьи - filiafamilias, filiusfamilias и в этом случае он является persona alieni iuris.

Всякое искусственное умаление или изменение caput римского гражданина называется capitus deminutio; это название применяется даже тогда, когда в результате происшедшего изменения правоспособность лица увеличивается. Это объясняется тем, что слово deminutio значит здесь не только умаление, но и уничтожение. Римляне представляли себе этот процесс так, что бывшая caput при всяком изменении правоспособности, даже при перемене stаtus familia, уничтожается с тем, чтобы на его месте возникло новое caput, иная личность.

Известны следующие виды изменений правоспособности:

capitus deminutio maxima имело место при изменении в status libertatis;

capitus deminutio media влекло изменения в status civitatis;

capitus deminutio minima являлось следствием изменения принадлежности лица к цивильной семье.

ius honorum - право быть избираемым в магистраты;

ius militarium - право нести службу в регулярных римских войсках;

testamenti factio (activa / passiva) - завещательная способность (активная и пассивная);

ius commercii - право торговать, совершать сделки, в том числе приобретать и отчуждать имущество;

ius conubii - право вступать в законный римский брак.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, именуется в современном гражданском праве гражданской дееспособностью. В ней следует различать способность к совершению деликтов - деликтоспособность и способность к совершению юридических сделок - сделкоспособность. У римлян не было особых понятий для этих терминов.

Дееспособность не всегда совпадает с правоспособностью. В римском государстве были правоспособные лица, которые признавались недееспособными; в таком положении находятся дети, умалишенные, по теории римских юристов, также юридические лица. И, наоборот, были неправоспособные лица, которые обладали дееспособностью. К примеру, раб не только мог совершать деликты, но он считался также способным к заключению юридических сделок: права из этих сделок приобретались господину, но вопрос о дееспособности обсуждался по личности раба.

Возраст имеет большое значение для дееспособности. Римское право различает 4 ступени возраста:

Infantes - дети в возрасте до 7 лет. Лица этого возраста неспособны к совершению юридических сделок и им не вменяются деликты.

Impuberes - лица старше 7 лет, не достигшие возраста pubertas. Это означает, что сделки, которые не во всяком случае ведут к одному только приобретению, но могут привести к потере права или к установлению обязанности, для такого несовершеннолетнего действительны только при наличии согласия опекуна. При отсутствии согласия опекуна эти сделки обязывают заключившее их несовершеннолетнее лицо только в пределах обогащения из них; сверх обогащения они обязывают опекуна только как по натуральному обязательству, то есть иска к нему из этих сделок предъявить нельзя. Без ограничений impuberes обязывается из деликтов и из квази-деликтов, если он вменяем. Совершить завещание impuberes не может даже при наличии опекуна.

Puberes minores - для мальчиков в 14 лет, для девочек в 12 лет. С достижением по древнему праву лицо делалось вполне дееспособным.

Однако lex Plaetoria (6-й век от основания Рима) указывается, что эти лица имеют защиту против обманов до достижения 25 лет. Эта защита состояла в предоставлении puberes:

  • - Accusatio publica (публичного обвинения) против лица, совершившего обман; это обвинение вело к бесчестию виновного, к infamia;
  • - Права испрашивать для себя в отдельных случаях особого куратора для того, чтобы этот куратор проверил выгодность той сделки, которую хотел заключить puberes. Претор ввел для лиц в возрасте до 25 лет restitutio in integrum по поводу убытков, понесенных им от заключенных сделок. Эта реституция была распространена и на impuberes и давала защиту даже от злоупотреблений со стороны самих опекунов и попечителей, которые были назначены для защиты интересов несовершеннолетних и подопечных.
  • 4. Puberes majores - лица старше 25 лет. Эти лица вполне дееспособны, если они физически и душевно здоровы.

В целях обеспечения прав и законных интересов недееспособных лиц над ними могла быть установлена опека или попечительство (tutela и cura). Как определяет Сервий, опека есть установленная и разрешаемая цивильным правом сила и власть в отношении свободного лица для защиты того, кто вследствие возраста не в состоянии защищаться самостоятельно. Опека и попечительство (tutela и cura) представляют собой организованную в установленном законном порядке заботу одного лица об имуществе и личности или только об имуществе другого лица, которое само в силу известных причин не может совсем или в достаточной степени заботиться о себе и своих делах. Ввиду такого своего характера опека и попечительство имеют место, по общему правилу, только над persona sui iuris, для persona alieni iuris или подвластных естественным покровителем является домовладыка.

Главное различие в деятельности опекуна и попечителя состоит в том, что опекун совершает сделки, к совершению которых его подопечный не способен, а куратор (попечитель) придает юридическую силу сделкам своего подопечного путем их одобрения.

В римском праве различали абсолютную и относительную неспособность быть опекуном. Призвание к опеке лиц абсолютно недееспособных является ничтожным, и если за опеку взялось такое лицо, то подопечный считается не имеющим опекуна. К числу лиц абсолютно неспособных быть опекунами относятся:

  • 1. женщины (только мать и бабка имеют предпочтение в установлении опекунства перед другими родственниками, если оставшееся без опеки лицо не достигло 12-14 лет);
  • 2. епископы и монахи (остальные духовные лица могли быть законными опекунами, если были согласны на это);
  • 3. солдаты, если они не призваны по завещанию товарища;
  • 4. лица, не достигшие 25 лет, не могли быть законными опекунами и не могли быть призваны к опеке по распоряжению магистрата.

Относительная неспособность состоит в том, что призвание к опеке является действительным, но при выявлении следующих обстоятельств опекун должен быть отстранен:

если опекуном является душевнобольное лицо, глухой, слепой, немой и прочие лица, неспособные к ведению дел вследствие физических недостатков;

кредиторы и должники опекаемого;

лица, исключенные в силу специального запрета родителей подопечного;

муж по отношению к жене, жених по отношению к невесте, свекор по отношению к невестке.

кровный враг отца опекаемого;

лицо, пытавшееся попасть в опекуны при помощи происков и подкупа, и вообще всякое лицо, управление которого грозит опасностью для опекаемого.

Каждое лицо, которому открылась опека, обязано принять ее. Эта обязанность не существует только для матери и бабки и для духовных лиц, о которых упоминалось выше. Эти лица имеют право быть опекунами, если пожелают. Но они не обязаны к этому. Однако от обязанности быть опекуном можно освободиться, приведя законное на то основание:

имеется у лица три опеки, принятые не добровольно;

имеется 3 детей - в Риме; 4 - в Италии; 5 - в провинциях.

крайняя бедность, при которой все время уходит на добывание средств к существованию;

неграмотность;

возраст свыше 70 лет;

занятие публичной или духовной должности (управление имуществом фиска или императора, занятие преподаванием наук или врачебной практикой);

принадлежность к некоторым римским цехам;

бывший опекун мог отказаться от попечительства над тем же лицом в возрасте от 12-14 до 25 лет;

лицо, отбывшее полный срок военной службы (20 лет) и получившее почетную отставку;

лицо, назначенное отцом подопечного из вражды;

чрезмерная отдаленность подлежащего опеке имущества.

Все эти основания должны быть заявлены в течение 50 дней. Магистрат должен решить этот вопрос в течение 4 месяцев. На время процесса магистрат должен назначить опекуна по своему выбору.

Большое значение имеет также возложенная на опекуна и попечителя обязанность заботиться об имуществе опекаемого лица. Управляя имуществом, опекун должен заботиться:

о сохранении целостности имущества подопечного;

об увеличении имущества опекаемого.

По окончании опеки опекун представляет отчет опекаемому о своем управлении. Опекаемый имеет по поводу всех своих притязаний прямой иск к опекуну:

  • - иск о растраченном имуществе (actio rationibus distrahendis) при опеке по закону носил штрафной характер и требовал возмещения ущерба, нанесенного опекуном, в двойном размере. Юриспруденция распространила его по аналогии и на другие формы опеки;
  • - обвинение подозрительного опекуна (accusatio suspecti tutoris) при опеке по завещанию представляло собой публичный иск, который любой мог предъявить против опекуна;
  • - иск об опеке (actio tutela), сначала применявшийся только по поводу опеки, данной претором, потом ко всем остальным формам, был иском по доброй совести и бесчестящим, преследовавшим злонамеренное поведение опекуна, противоположное fides. Опекун изначально привлекался к ответственности за умысел, но к концу классической эпохи также за вину или небрежность при управлении имуществом подопечного. Марк Аврелий вводит иск о аналогии об опеке против опекуна, который оказался небрежным или неэффективным.

Права опекуна по управлению имуществом опекаемого ограничены. Он не мог свободно распоряжаться имуществом опекаемого. Первоначально опекуны не могли совершать только дарения, но могли принимать оплату и производить возмездные отчуждения. В дальнейшем в законодательстве Юстиниана было установлено, что ничтожны дарения, совершаемые опекуном, поскольку они не были неизбежны в силу требований приличий и добрых нравов. Ничтожны все возмездные отчуждения, сделанные опекуном, если они не касаются вещей малоценных, лишних, скоропортящихся; чтобы быть действительным, всякое другое отчуждение должно быть сделано на основании особого декрета магистрата. Отчуждение, сделанное опекуном без особого декрета, получает, впрочем, полную силу, если опекаемый подтвердит его по окончании опеки или если он в течении 5 лет по окончании опеки не потребует, чтобы отчуждение было ничтожным.

Опека и попечительство прекращались по обстоятельствам, касающимся опекуна и опекаемого.

По обстоятельствам, касающимся опекаемого:

всякая опека прекращается, когда подопечный умирает или претерпевает любое ограничение правоспособности.

по достижении возраста: 12-14 лет - прекращается опека; по достижении 25 лет - прекращается - попечительство; по выздоровлении умалишенных или по прекращении расточительности, попечительство в отношении больных и страдающих физическими недостатками прекращается по просьбе этих лиц, вследствие которой издается особый декрет магистрата.

Основания для прекращении опеки или попечительства могут касаться личности опекуна: в этих случаях необходимо назначение нового опекуна или куратора, и прекратившаяся опека сменяется другой в следующих случаях:

если опекун или куратор умирают, делаются по иным причинам неспособными к опеке;

если наступает резолютивное условие, под которым опекун был назначен, когда наступает установленный для его опекунства день или оканчивается специальная потребность, для коей данный опекун был назначен;

если опекун получает возможность отказаться от принятой уже опеки и воспользуется этой возможностью; право на отказ от опеки в случае назначения в тайный совет, в случае тяжкой болезни, крайней бедности, отправления в путешествие за море по государственному делу, изменения места жительства с разрешения императора (знающего об опеке);

если опекун устраняется от должности за допущенную им при ведении опеки тяжелую форму вины или обман или вообще за полную неспособность к опекунству; такое отстранение происходит по распоряжению магистрата или по особой жалобе, которая может быть предъявлена любым гражданином даже женщиной. Эта жалоба носила характер уголовного обвинения.

Другого разряда лиц, как субъектов частного права, наряду с физическими лицами, то есть людьми, римская научно-юридическая систематика не знала. Поэтому в дошедших до нас систематических изложениях начал римского частного права, каковы институции Гая и императора Юстиниана, мы не найдем особой рубрики о таких субъектах гражданского права, которые, не будучи людьми - частными или физическими, естественными лицами, - имеют частную правоспособность и обслуживаются в гражданском обороте наравне с частными лицами. Деление на две категории: физических и юридических (или, как они иначе еще назывались и называются, моральных, мистических, фиктивных, фингированных), составляющее неизбежную принадлежность всех современных систем частного права, явилось не в римской, а в позднейшей юриспруденции.

Термины, чаще всего встречающиеся в римском праве для обозначения юридических лиц: «corpus» и «universitas».

Понятие юридической личности какого-либо союза как субъекта гражданского права создалось лишь в позднейшее время и для многих представляло много неясного. Однако вполне определено можно сказать следующее:

имущество universitas не есть имущество отдельных членов по соразмерным частям в качестве сособственников, а есть имущество особого лица. Поэтому, например, городские театры, ристалища и т.п. суть собственность городов, а не отдельных горожан, или общая касса коллегии не есть собственность членов коллегии.

требования universitas - не требования ее членов, а равным образом и долги ее - не долги ее членов.

возможно, что universitas и ее отдельный член могут оказаться сонаследниками, между ними может даже возникнуть судебный процесс по разделу наследства как между самостоятельности отдельными лицами.

universitas могут искать и отвечать в суде через своего представителя, который не должен рассматриваться как уполномоченный отдельных членов universitatis, ибо он действует в пользу своей общины или союза, а не в пользу отдельных лиц.

Для римских юристов в понятии так называемых юридических лицах оставалось много неясного и спорного. Самая правоспособность союзов развивалась медленно и постепенно, и притом не для всех союзных формаций одинаковым образом.

Особое внимание следует обратить на следующие разновидности юридических лиц в римском праве:

  • - союзы публичного права - городские и сельские общины (преимущественно перегринов), municipia, colonae, Vici, pagi (в позднейшем праве) и т.д. В отношении сделок с живыми правоспособность этой категории юридических лиц была почти сравнена с правоспособностью физических лиц, насколько это было возможно по существу отношений. Установленный в их пользу узуфрукт прекращался во всяком случае по истечении 100 лет. Testamenti facio passiva они однако долго не пользовались. Раньше всего была признана возможность для них получать легаты, а затем - фидеикомиссы.
  • - частные союзы. В древнем праве существовали три типа союзов, подчиненных нормам частного права.

Sodalitates - братства, которые сложились, вероятно, на почве родового культа. Члены таких братств еще в эпоху Цицирона не могли предъявлять друг к другу уголовного обвинения. По мере ослабления религиозных традиций братства превратились в политические и общественные союзы.

Collegia cultorum - возникали как по инициативе государства, так и частных лицдля обслуживания храмов вновь вводимых в Риме божеств, культ которых не лежал на обязанности государства.

Наиболее распространенным типом частных союзов были разного рода союзы ремесленников и лиц других профессий - collegia pistirum . они были весьма древни и также возникли на почве культа божества - патрона цеха.

Римскому праву, не только республиканскому, но и классическому, оставались неизвестным институты, учреждения или заведения, которые в современной юриспруденции принято рассматривать как некоммерческие организации, которые не рассчитаны на какие-либо собственные для нее интересы, а служит общественным пользам и нуждам в самом широком смысле слова, причем результаты деятельности такой организации обращаются в пользу не ее членов, а разного рода нуждающихся, посторонних для этой организации. Из времени, предшествующего христианским императорам, как на нечто подобное указывают на имущество богов и на питательные учреждения, явившиеся в связи с мерами императорского правительства, направленными против ужасающего уменьшения народонаселения в Италии. Первоначально учреждения с благотворительной целью, например, больницы, странноприимные и воспитательные дома и т.п., возникали лишь в той форме, что известное имущество передавалось для достижения этих целей уже существующей корпорации или физическому лицу. Затем, во второй половине империи было признано, что такое учреждение может рассматриваться как самостоятельный центр принадлежности субъективных гражданских прав. Впрочем, по римскому праву признавались только учреждения с религиозно-благотворительным характером. Они состояли под надзором церкви.

Список литературы

  • 1. Барон Ю. Система римского права. - СПб.: Питер, 2004.
  • 2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.
  • 3. Косарев А. И. Основы римского права: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов - М.: Инфра-М, 2004.
  • 4. Кудинов О. А. Римское право. - М., 2005.
  • 5. Новицкий И. Б. Римское право - М.: Ассоциация “Гуманитарное знание”, 2004.
  • 6. Покровский И. В. История римского права. - СПб.: Питер, 2004.
  • 7. Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, - М.: Дело, 2006.